Сегодня
НАВИГАЦИЯ:
ЮРИДИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ:
РАЗНОЕ:
РЕКЛАМА:
АРХИВ НОВОСТЕЙ:
Понятие психологической экспертизы несовершеннолетних
  Основы судебно-психологической экспертизы | Автор: admin | 12-05-2010, 19:40
Понятие «несовершеннолетний» терминологически не со¬всем тождественно понятию «подросток». Первое имеет юриди¬ческое значение, которое также наполняется различным содер¬жанием в зависимости от отрасли права (законодательства), вто¬рое понятие — категория социально-психологическая.
В науке возрастной психологии существовали и существуют различные теории подросткового возраста, поскольку он отлича¬ется динамикой, обусловленной уровнем развития общества, со¬циальной принадлежностью подростка, принадлежностью к по¬лу и другими факторами. Кроме того, психологи последнего де¬сятилетия отмечают сдвиг начала подросткового возраста в сто¬рону омоложения — это, как правило, 11—12 лет, конец подро¬сткового возраста, наибольший период среди предлагаемых раз-личными исследователями, — 18—19 лет.
В данной теме мы будем ориентироваться на точку зрения законодателя, имеющего официальное мнение относительно подросткового возраста. В основном действующее законодатель¬ство связывает период взросления и обретения совершеннолетия с достижением 18-летнего возраста.
По гражданскому законодательству полная дееспособность, т.е. способность осуществлять самостоятельно свои права, нести и исполнять обязанности, отвечать за их исполнение, наступает именно с 18 лет. Однако закон предусматривает и различные этапы взросления и соответственно расширения прав и обязан¬ностей несовершеннолетнего (до 14 лет; 14—16 лет; 16—18 лет), а также с учетом вышеупомянутых тенденций общественного развития и индивидуальности личностного развития — институт эмансипированного подростка, т.е. приобретение несовершен¬нолетним прав и обязанностей в полном объеме с 16 лет.
По общему правилу уголовная ответственность у лица насту¬пает с 16 лет, но это специальный возраст уголовной ответст¬венности, а не возраст достижения уголовного совершенноле¬тия, поскольку согласно ч. 1 ст. 87 УК РФ несовершеннолетним признается лицо, которому исполнилось 14 лет, но еще не ис¬полнилось 18 лет.
По некоторым составам преступлений предусмотрен 14-лет¬ний возраст субъекта преступления — это особо тяжкие пре¬ступления по последствиям, ими причиняемым. Законодатель считает, что несовершеннолетний в этом возрасте уже должен осознавать характер и общественную опасность своих деяний в полной мере. Таким образом, подростки до 14 лет рассматри¬ваются законодателем в качестве малолетних, в отношении ко¬торых закреплен свой правовой статус их в уголовном процессе (прежде всего исключается их статус в качестве обвиняемых и подозреваемых).
Наряду с этим в уголовном законодательстве (ч. 3 ст. 20 УК РФ) существует правовой институт освобождения от уголовной ответственности несовершеннолетних лиц, достигших возраста уголовной ответственности, но вследствие отставания в психиче¬ском развитии, не связанном с психическим расстройством, не могущего в полной мере осознавать фактический характер своих общественно опасных деяний и руководить ими. Данное явле¬ние в психологии называется дизонтогенез — задержка психиче¬ского развития, умственная отсталость, диссоциированное раз¬витие несовершеннолетнего.
Коментариев: 0 | Просмотров: 53 |
Особенности психологических способностей несовершеннолетних давать показания по делу
  Основы судебно-психологической экспертизы | Автор: admin | 12-05-2010, 19:40
Оценка способности несовершеннолетних давать показания по делу — один из наиболее сложных видов экспертных иссле¬дований. Существует точка зрения, согласно которой необходи¬мо подвергать психологическому обследованию каждого несо¬вершеннолетнего допрашиваемого, а также проводить психиа¬трическое освидетельствование даже если подросток считается психически здоровым.
Внимание, восприятие, память, мышление, речь несовер¬шеннолетнего отличаются не только количественными, но и нередко качественными параметрами. По поводу способности подростков давать показания о криминальных событиях вы¬сказываются две полярные точки зрения. Согласно одной из них несовершеннолетние не могут давать правдивые показа¬ния до 16 лет, и, следовательно, их свидетельствам не следует доверять. Другие переоценивают реальные возможности под¬ростков.
Точка зрения о недоверии сейчас подвергается аргументиро¬ванному сомнению. Существуют три проблемы, позволяющие сомневаться в этой способности несовершеннолетних:
1) склонность несовершеннолетних к фантазированию;
2) более высокая внушаемость;
3) склонность к конфабуляциям.
В.В. Гульдан, например, считает, что несовершеннолетние от 12 лет способны давать столько же информации при свободном рассказе, сколько и взрослые, и не склонны к изменению пока¬заний по наводящим вопросам.
М.М. Коченов указывает, что при качественном, правильно построенном допросе от несовершеннолетнего можно получить достаточно подробные показания даже о событиях, смысл кото-рых ему непонятен, но существует определенная специфика при оценке данных показаний следователем и судом.
М.В. Морозова дает определенный качественный и сравни¬тельный анализ характеристик способности несовершеннолет¬них к даче показаний. Такие криминальные ситуации, как убий¬ство, телесные повреждения, сексуальные правонарушения, пре¬вышение служебных полномочий, способны правильно воспри¬нимать несовершеннолетние в возрасте от 6 до 16 лет, но несо¬вершеннолетние в возрасте до 14 лет понимают только внеш¬нюю сторону происходящего, а от 14 лет — уже и внутреннюю, содержательную. Кроме того, у несовершеннолетних существуют определенные ограничения по воспроизведению полученной информации: временные и ассоциативные смещения, элементы замещения, контаминации, но в любом случае у подростков с нормальным развитием потенциальная способность давать пока¬зания полностью сохранена.
Ограничение этой способности наблюдается у подростков с какими-либо психическими аномалиями. На эту способность также влияют посткриминальная ситуация и личностные осо¬бенности подростка. М.В. Морозова [35, с.67] выделяет четыре группы факторов, совокупность которых ограничивает потен¬циальную способность и возможность несовершеннолетних к даче показаний по делу: возрастные, личностные, ситуацион¬ные и дизонтогенетические. На детей до 12 лет влияют только ситуационные (криминальные) и возрастные факторы, на под¬ростков — и личностные, и возрастные, и ситуационные (по¬сткриминальные) факторы.
Коментариев: 0 | Просмотров: 48 |
Психологические особенности несовершеннолетнего, имеющие значение для уголовного судопроизводства
  Основы судебно-психологической экспертизы | Автор: admin | 12-05-2010, 19:40
Многие авторы — исследователи данной проблемы отмечают многообразие психологических особенностей несовершеннолет¬них. Д.М. Лосев [30, с. 164—165] предлагает в процессе уголов¬ного судопроизводства учитывать:
1) общие психофизические особенности несовершеннолет¬него в возрасте 14—17 лет;
2) типологические черты психологии личности несовершен¬нолетнего правонарушителя;
3) типологические особенности психологии, связанные с процессуальным положением несовершеннолетнего обвиняемого (подозреваемого);
4) личностные свойства несовершеннолетнего обвиняемого.
Н.Ш. Сафин [45, с. 16] выделяет три группы особенностей: возрастную, процессуальную и социально-психологическую ха¬рактеристики личности несовершеннолетнего обвиняемого. По¬следняя группа, в свою очередь, содержит особенности: общие (типологические) черты несовершеннолетнего, индивидуальные (черты восприятия) и единичные (особенности микросреды). По мнению этого автора, нельзя судить о личности несовершенно¬летнего подозреваемого на основании его слов.
Подростковый возраст — время глубоких внутренних пере¬живаний, происходящих на фоне межличностных конфликтов, физиологических изменений. В целом для данного периода ха¬рактерна эмоциональная насыщенность. Нравственные ориен¬тиры, установки еще не выработались, общественные стереоти¬пы поведения не усвоились, собственное место в обществе, своя роль не уяснены.
Подростку присуща категоричность суждений (белое или черное), как правило, нет полутонов, полуоттенков и в то же время характерны приниженная оценка многих ценностей, не¬осознание значимости, полезности даже самого себя.
Подростки склонны к аффектам, которые у них более быст¬ротечны и внезапны, чем у взрослых, но более устойчивы, чем у детей.
Коментариев: 0 | Просмотров: 86 |
Юридическое значение судебно-психологической экспертизы несовершеннолетних
  Основы судебно-психологической экспертизы | Автор: admin | 12-05-2010, 19:40
До введения в действие нового УК РФ судебно-психологическая экспертиза несовершеннолетнего обвиняемого регули¬ровалась ст. 392 УПК РСФСР, где указывалось, что «при нали¬чии данных об умственной отсталости несовершеннолетнего, не связанной с душевным заболеванием, должно быть выявле¬но.. , «мог ли он полностью сознавать значение своих дейст¬вий». В постановлениях пленумов Верховного Суда СССР № 1 от 16 марта 1968 г. и № 6 от 3 декабря 1976 г. добавляется и так называемый «волевой» критерий: судебно-следственные ор¬ганы должны выяснять, мог ли несовершеннолетний не только сознавать значение своих действий, но и руководить ими и в какой мере.
Очевидно, что приведенная формулировка изначально была ориентирована только на проведение судебно-психологической экспертизы несовершеннолетнего, поскольку упомянуты только те формы умственной отсталости, которые не связаны с психи¬ческими расстройствами. Фактически имелась в виду задержка психического развития, обусловленная социальной или педаго¬гической запущенностью.
Однако на практике таких случаев оказалось очень мало, по¬скольку подавляющее большинство выявляемых форм недоста¬точности интеллектуального и личностного развития у подрост¬ков связано с теми или иными видами психической патологии:
психическим и психофизическим инфантилизмом, органиче¬скими поражениями головного мозга, олигофренией и др. Именно поэтому освидетельствование несовершеннолетних об¬виняемых стало в основном проводиться в рамках комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы.
Данное обстоятельство не противоречило и подзаконным ак¬там. В постановлении пленума Верховного Суда СССР от 3 де¬кабря 1976 г. понятие «умственная отсталость» приводится без уточнения его генезиса, не ограничивается только теми форма¬ми, которые не связаны с душевным заболеванием. Более того, в последних разработках многие авторы предлагают в рамках пси¬холого-психиатрической экспертизы выявлять не только уровень психического развития, но и отклонения в психическом разви¬тии, препятствующие подэкспертному в полной мере сознавать значение своих действий или руководить ими.
В соответствии с УК РФ, действующим с 1 января 1997 г., юридическое значение судебно-психологической и комплексной психолого-психиатрической экспертизы несовершеннолетних обвиняемых (подсудимых) претерпело существенные изменения.
Несовершеннолетними по существующему законодательству считаются лица, не достигшие 18 лет. Возраст, с которого насту¬пает уголовная ответственность, определен 16 годами (ч. 1 ст. 20 УК РФ). Однако за наиболее тяжкие преступления, например за убийство, изнасилование, кражу, разбой, грабеж, терроризм и др., к уголовной ответственности привлекаются лица, достигшие ко времени совершения преступления возраста 14 лет (ч. 2 ст. 20 УК РФ).
В УК РФ совершенно четко разграничиваются две формы отставания и отклонения в психическом развитии — связанные и не связанные с психическим расстройством. Согласно ч. 3 ст. 20 УК РФ, если несовершеннолетний достиг возраста, с ко¬торого наступает уголовная ответственность, «но вследствие от¬ставания в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством, во время совершения общественно опасного деяния не мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими, он не подлежит уголовной ответственности». Иными словами, если у несовершеннолетнего, обвиняемого в каком-либо преступлении, обнаруживаются признаки задержки психического (интеллектуального и личностного) развития, обу¬словленные социальной или педагогической запущенностью, и вследствие этого он во время совершения криминальных дейст¬вий был не способен в полной мере осознавать значение своих действий и контролировать их, осуществлять их волевую регуля¬цию, то такой несовершеннолетний вообще освобождается от уголовной ответственности.
Другие правовые последствия наступают у несовершеннолет¬них, которые также не в полной мере осознают и регулируют свои противоправные действия, но уже вследствие задержки или отклонений в психическом развитии, связанных с психическими расстройствами, т.е. у подростков с олигофренией, инфантилиз¬мом, органическим поражением головного мозга, психопатией и другими формами психической патологии. В этом случае они подпадают под действие ст. 22 УК РФ: во-первых, они подлежат уголовной ответственности, во-вторых, их психические рас¬стройства учитываются судом при определении наказания и могут служить основанием для назначения принудительных мер медицинского характера.
Коментариев: 0 | Просмотров: 68 |
Особенности судебно-психологической экспертизы несовершеннолетних обвиняемых, подозреваемых
  Основы судебно-психологической экспертизы | Автор: admin | 12-05-2010, 19:40
Не существует единого мнения, специалисты какого профи¬ля должны исследовать вопрос о возрастной вменяемости. Как полагает В. Исаенко [15, с. 47], прийти к наиболее полному вы¬воду о наличии у несовершеннолетнего душевного заболевания, интеллектуальной недостаточности, личностной незрелости с отставанием эмоционально-волевой сферы позволяет только од¬новременное участие в работе экспертной комиссии психиатров и психологов. Когда они дают свое заключение раздельно, то неизбежно возникает необходимость проведения дополнитель¬ной итоговой экспертизы. В. Исаенко приводит в качестве при¬мера случай Карамышева, убийцы и грабителя, которого психо-логи признали соответствующим 10—13-летнему психическому развитию и не могущим осознавать свое поведение, а психиатры — вменяемым, а комплексная экспертиза определила его развитие как соответствующее возрасту 14—16 лет.
В одних регионах превалирует мнение о ведущей роли пси¬хиатров в данном виде экспертиз, в других устоялась точка зре¬ния, что участие в экспертизе психологов и психиатров равнозначно. По мнению В. Исаенко, в таких экспертизах ведущая роль должна принадлежать психологам. У психологов и психи¬атров при комплексной экспертизе зачастую нет единых подхо¬дов к оценке психического состояния несовершеннолетнего, от¬сюда и разные выводы. Еще не выработаны четкие критерии определения соответствия психологического развития несовер¬шеннолетних их возрасту. Психологи не всегда указывают, ка¬кому возрасту соответствует уровень развития испытуемого при установленном факте его отставания. Кроме того, в своем за¬ключении они не используют термины «вменяем» или «невме¬няем», а дают следователю лишь формулу, что конечно же у правоприменителей вызывает определенные затруднения.
Коментариев: 0 | Просмотров: 47 |
ukrstroy.biz
ЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:
РАЗНОЕ:
ДРУЗЬЯ САЙТА:

Библиотека документов юриста

СЧЕТЧИКИ: