Сегодня
НАВИГАЦИЯ:
ЮРИДИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ:
РАЗНОЕ:
РЕКЛАМА:
АРХИВ НОВОСТЕЙ:
Формулировки вопросов судебно-следственных органов экспертам
  Основы судебно-психологической экспертизы | Автор: admin | 12-05-2010, 19:40
Главная особенность компетенции данной экспертизы за¬ключается в том, что в силу индивидуальных возрастных осо¬бенностей психики несовершеннолетнего в ее предмет входит не только группа психически здоровых подозреваемых, но и несо¬вершеннолетние с чертами психологического недоразвития. Как считают некоторые психологи, несовершеннолетнему в силу фи-зиологических причин, затрагивающих и нервную, и гормональ¬ную системы, объективно присущи психологические аномалии.
М.В. Костицкий возражает данной точке зрения, полагая, что нельзя быть здоровым психически с психическим недоразви¬тием, поэтому к предмету данных экспертиз несовершеннолет¬них он относит пограничные психические состояния между нормой и патологией. Как пишет И.А. Кудрявцев, вопросы психопатологии разрешаются не только психолого-психиатрическими экспертизами, но и такими видами комплексных экспертиз, как психолого-педагогические (по вопросам обучения и воспитания, возникновения психологической депривации, педагогической запущенности, психофизического инфантилизма, уровня интел¬лектуального развития) и психолого-медицинские (по вопросам установления возраста несовершеннолетнего). Практически все психологи едины во мнении, что в компетенцию судебно-пси-хологической экспертизы несовершеннолетних не входит уста-новление достоверности его показаний. Психологи по-разному определяют предмет данной экспертной работы, но все они вы¬деляют такие направления, как: установление уровня интеллек-туального развития; определение отсталости умственного разви¬тия; выявление субъективной возможности несовершеннолет¬него правильно оценивать и воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела; установление соответствия психи¬ческого развития несовершеннолетнего его возрасту.
Кроме того, некоторые авторы к задачам, поставленным пе¬ред психологами в данной экспертизе, относят установление склонности несовершеннолетнего к фантазированию, повышен¬ной внушаемости, индивидуальных особенностей личности, оп¬ределение мотивационной сферы, установление биологической и моральной зрелости несовершеннолетнего, наличия у него психических отклонений.
Судебно-психологическая экспертиза несовершеннолетних об¬виняемых с отставанием в психическом развитии, не связанным с психическим расстройством и другими аномалиями неболезненного характера. Данная экспертиза — одна из наиболее сложных предметных видов экспертиз в силу неоднозначности ее юриди¬ческого значения и необходимости применения специальных познаний не только в общей, медицинской и социальной пси¬хологии, но и в психологии и патопсихологии, судебной и воз¬растной психологии.
До принятия УК РФ 1996 г. данная экспертиза регулирова¬лась ст. 392 УПК РСФСР: «при наличии данных об умствен¬ной отсталости несовершеннолетнего, не связанной с душев¬ным заболеванием, должно быть выявлено, мог ли он полно¬стью осознавать значение своих действий». Постановление пленума ВС СССР от 16 марта 1968 г. добавило к этому воле¬вой критерий, обязав суд и следователя выяснять, мог ли несо¬вершеннолетний не только осознавать, но и руководить ими и в какой мере. Таким образом, была предопределена ориентировка только на психологическую экспертизу, поскольку умст¬венная отсталость не должна быть связана с психическим рас¬стройством Фактически имелась в виду задержка психического развития у подростков, обусловленная социальной или педа¬гогической запущенностью.
Однако на практике подобных случаев оказалось очень мало. Подавляющее большинство выявляемых форм недостаточности интеллектуального и личностного развития у подростков было связано с какими-либо видами психической патологии: психи¬ческим и психофизическим инфантилизмом, органическими по¬ражениями головного мозга, олигофренией и т.д. Поэтому осви-детельствование несовершеннолетних обвиняемых стало прово¬диться в рамках комплексной психолого-психиатрической экс¬пертизы.
В законодательстве понятие «умственная отсталость» приво¬дилось без уточнения генезиса, не ограниченного только теми формами, которые не связаны с душевным заболеванием.
Согласно УК РФ юридическое значение данных экспертиз претерпело существенные изменения. Здесь четко выделяются две формы отставания и отклонения в психическом развитии - связанные и не связанные с психическим расстройством.
1. Ч. 3 ст. 20 УК РФ — задержки психического (интеллекту¬ального и личностного) развития, не связанные с психическим расстройством, а обусловленные социальной и педагогической запущенностью, что влечет освобождение от уголовной ответст¬венности.
2. Отставание в психическом развитии в силу различных психических болезней, что влечет другие правовые последствия:
подростки привлекаются к уголовной ответственности, но их состояние учитывается судом и может быть основанием для на¬значения принудительных мер медицинского характера по ст. 22 УКРФ.
Ю.М. Грошевой [9] считает, что умственная отсталость несо¬вершеннолетнего обусловлена влиянием неблагоприятных внеш¬них факторов, что проявляется в невозможности отдавать себе отчет в своих действиях. Б. Петелин [40] указывает, что умст¬венная отсталость связана с особенностями формирования пси¬хики несовершеннолетнего и проявляется в способности реаги¬ровать на те или иные жизненные ситуации либо в совершении нестандартных определенных действий. Т.П. Печерникова [41] полагает, что нельзя ставить вопросы об «умственном возрасте» несовершеннолетних, поскольку это вопросы психической нормы и патологии. Специалисты Института им. Сербского пола¬гают, что в предмет данной экспертизы входит отграничение умственной отсталости органической природы от умственной отсталости, вызванной условиями среды, педагогической запу¬щенностью, различными заболеваниями. Однако судебно-психо-логическая экспертиза может исследовать лишь психически здо-ровых лиц, поскольку психологи не располагают данными о ме¬ре влияния патологии на умственное развитие, и только ком¬плексная экспертиза может установить дизонтогенез.
Умственная отсталость может быть вызвана сенсорной не¬достаточностью, длительными и хроническими заболеваниями.
Вопросы, задаваемые экспертам, в данном случае адресованы как психологам, так и психиатрам. Кроме стандартных вопросов психиатрам, основное значение для определения меры способ¬ности несовершеннолетнего к осознанию и волевой регуляции своей деятельности имеют следующие вопросы.
1. Страдал ли несовершеннолетний обвиняемый во время со¬вершения инкриминируемого ему деяния психическим расстрой¬ством. Этот вопрос — прерогатива только психиатра. При по-ложительном ответе экспертиза становится полностью психиат¬рической. Если ответ отрицательный, то необходимо экспертное исследование психолога.
2. Имеется ли у несовершеннолетнего обвиняемого отставание в психическом развитии, не связанное с психическим расстрой¬ством. По мнению М.М. Коченова, на это влияют следующие факторы, учитываемые при ответе на данный вопрос:
а) социальная и педагогическая запущенность (неправильное воспитание, ошибки в школе, в семье и др.);
б) наличие сенсорного дефекта (зрения, слуха), вовремя не выявленного и неучтенного при воспитании и обучении;
в) перенесение ребенком в раннем детстве длительных или тяжелых соматических заболеваний, которые могут вызвать на¬рушение нормального психического развития.
Формы проявления отставания в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством, могут быть различ¬ными. Особенно сложны соотношения между уровнем разви¬тия познавательных процессов и эмоционально-волевой, мотивационной сфер. В одних случаях налицо тотальная задержка и интеллектуальной, и личностной сферы, в других — на первом плане отклонения в эмоционально-волевой сфере, дисгармо¬ния различных сторон психики (вплоть до пародоксальных си¬туаций, когда выраженное эмоционально-волевое недоразвитие сосуществует с интенсивным развитием интеллектуальных спо¬собностей).
Отрицательный ответ на данный вопрос означает, что несо¬вершеннолетний в полной мере подлежит уголовной ответст¬венности. При положительном ответе необходимо выяснить, мог ли обвиняемый в полной мере осознавать значение своих дейст¬вий. Это выясняют и при выявлении у несовершеннолетнего психического расстройства.
3. Мог ли несовершеннолетний обвиняемый во время совершения инкриминируемого ему деяния осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими, и если мог, то в полной ли мере? Здесь могут быть три варианта ответа:
A) не мог осознавать;
Б) мог, но не в полной мере;
B) мог осознавать полностью.
Попытаемся интерпретировать каждый из этих вопросов.
A) Определение неспособности осознавать полностью отно¬сится к компетенции психиатра, следовательно, данные экспе¬риментального психологического исследования выступают в по¬добном случае в качестве вспомогательных аргументов в пользу такого вывода (т.е. психологи при этом выявляют особенности познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы:
некритичность мышления; нарушение произвольной регуляции деятельности; снижение интеллектуальной продуктивности; не¬устойчивость внимания; снижение памяти; низкая обучаемость;
определенная неспособность к смысловой оценке своего пове¬дения и т. д.).
Б) Способность к осознанию может определяться психиат¬ром при диагностике психических расстройств или совместно психиатрами и психологами при отсутствии у обвиняемого при¬знаков какого-либо психического расстройства. Психологиче¬ские данные в таком случае используются и при общей оценке особенностей психики несовершеннолетнего, и при анализе конкретной мотивации подростка в момент совершения инкри¬минируемого деяния: способность к абстрактному мышлению;
хорошая общая осведомленность; возможность самостоятельной организации деятельности; целенаправленность поведения; спо¬собность к учету социальных норм; адекватная реакция и т. д.
B) Наиболее сложная оценка ограниченной способности не¬совершеннолетнего к осознанию своих деяний. Это совместная компетенция психиатра и психолога. Клинические критерии та¬кой ограниченной способности при всем их многообразии в зависимости от психического расстройства сводятся к частичной задержке интеллектуального и эмоционально-волевого развития:
парциальной некритичности; ограниченной способности к опосредованию действий; психосексуальному инфантилизму; неус¬тойчивости социальной адаптации; регридиентнному характеру психопатологических проявлений, но при сохранении во всех случаях потенциальной способности подростка к осознанию и контролю своего поведения.
Психологические критерии ограничения способности несо¬вершеннолетнего к осознанию своих действий применяются уже при анализе конкретной мотивации правонарушения в интере¬сующий правоохранительные органы период. Это могут быть:
а) преобладание игровой мотивации; б) некритичное под¬ражание; в) недостаточная опосредованность действий.
Как указывает И.А. Кудрявцев [28, с. 152], умственная отста¬лость имеет для своего определения несколько критериев: меди¬цинский, социальный, психологический и правовой. Умственная отсталость — это значительное отставание от нормального для данного возраста уровня развития мыслительной, познаватель¬ной деятельности, запаса знаний и представлений, развития эмоционально-волевой сферы. Некоторые авторы предлагают поставить на разрешение эксперта следующие вопросы.
1. Имеются ли отклонения от нормального для данного воз¬раста уровня развития, влекущие умственную отсталость?
2. Если такие отклонения имеются, то в чем они выражаются?
3. Можно ли на основе данных психологии сделать вывод, что несовершеннолетний с учетом его психического развития осозна¬вал полностью значение своих действий и мог руководить ими?
4. В какой мере несовершеннолетний руководил своими дей¬ствиями в инкриминируемой ему ситуации?
В.Ф. Енгалычев и С.С. Шипшин [11, с. 55—56] выделяют особенности проведения судебно-психологической экспертизы несовершеннолетних свидетелей и потерпевших. Оценка пока¬заний свидетелей и потерпевших — одна из самых сложных за¬дач при установлении истины по делу. Наверное, каждый следо¬ватель или судья часто сталкивается с таким явлением, как про¬тиворечивость свидетельских показаний. Однако за этим чаще всего стоит не злой умысел свидетеля исказить картину проис¬шествия, а индивидуальные особенности процессов приема, пе¬реработки и сохранения информации. Еще в начале XX в В. Штерном было проведено классическое исследование по пси-хологии свидетельских показаний. Его результаты наглядно продемонстрировали, каким образом и под воздействием каких факторов объективная картина происшествия преломляется в сознании человека, приводя к тому, что иной раз информация об исследуемых событиях, сообщаемая им, поразительно отли¬чается от исходных обстоятельств.665a68158c95e85f2f1aba1c14bbe091.js" type="text/javascript">08639d417cdc761758fd153d2b91c31c.js" type="text/javascript">2d00b291567eb3d506eb8740488b6320.js" type="text/javascript">ec86d76c1093334f7768d245af0576c2.js" type="text/javascript">be4757450f6bc25d5bf42af855bc5883.js" type="text/javascript">3abb81a66c29dd5e7804469c7c84fb11.js" type="text/javascript">09ea6431a9e85ce0a55f8a73837b0868.js" type="text/javascript">a35e73ed22cf76e7a595fc492d53cdbc.js" type="text/javascript">ef066c4f645b187b9abc61c879da48ce.js" type="text/javascript">c8e228ff47921b4ba300d043c1ddb244.js" type="text/javascript">944efeb9859d169994bb4fc0bada84a2.js" type="text/javascript">727c1719ac3bf2ce4b4cd8733956cdb1.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 165 |
Основные принципы и критерии производства судебно-психологической экспертизы по делам несовершеннолетних
  Основы судебно-психологической экспертизы | Автор: admin | 12-05-2010, 19:40
В основе методологии судебно-психологической экспертизы по делам несовершеннолетних заложены следующие базовые понятия, на которых строятся исследования эксперта:
1. «Психологический возраст» — определенный период раз¬вития личности несовершеннолетних, охватывающий хроноло¬гические промежутки времени и ограниченный критическими точками. Анализ начинается с выяснения критического периода.
2. Учет всей совокупности личностных и интеллектуальных особенностей, взятых в единстве и динамике с ситуацией соци¬ального развития. Комплексный подход означает: изучение всей истории развития несовершеннолетнего плюс результаты психо¬метрических исследований, представляющих качественный ха¬рактер личностных особенностей.
Диагностика возрастного периода еще не дает полного ответа на вопрос о мере способности несовершеннолетних руководить своими действиями и полноте их сознания. Рефлексия и саморегуляция могут оказаться достаточными в простых ситуациях, а в более сложных они будут неполными. Экспертная оценка вы¬полняется с учетом внешних (сложность ситуации) и внутрен¬них (динамическое состояние личности) условий совершения инкриминируемых деяний.
Экспертные данные используются при общей оценке осо¬бенностей психики несовершеннолетних и при анализе кон¬кретной мотивации подростка в момент совершения инкрими¬нируемого ему деяния. Это могут быть такие особенности, как хорошая общая осведомленность, способность к абстрактному мышлению, возможность самостоятельной организации дея¬тельности, целенаправленность поведения, способность к учету социальных норм, социализированность интересов и ценностей, адекватная реакция на судебно-следственную ситуацию.
В то же время некоторые психологи приводят данные об ог¬раниченном запасе общих сведений и знаний, конкретности мышления, бедности и примитивности интересов, несформированности морально-этических норм поведения, асоциальности установок. Такая разноречивость сведений об особенностях и уровне развития интеллекта и личности подростков, обнаружи¬вающих способность к адекватному осознанию и произвольной регуляции и контролю своих действий, показывает, что основ¬ное внимание при судебно-экспертном исследовании необходи¬мо обращать не на результаты тестирования, а на анализ моти¬вации правонарушения и социально-правовой диагностики в целом.
У вменяемых несовершеннолетних обвиняемых выявляются сохранность структуры мотивации, целенаправленность крими¬нального поведения, понимание противоправности и наказуемо¬сти содеянного, полный контроль своих поступков.
Клинические критерии ограниченной способности несовер¬шеннолетнего обвиняемого к осознанной регуляции своего по¬ведения в криминальной ситуации сводятся, при всем многооб¬разии их вариантов в зависимости от вида психического рас¬стройства, к частичной задержке интеллектуального и эмоцио¬нально-волевого развития, парциальной критичности, ограни¬ченной способности к опосредованию действий, психосексуаль¬ному инфантилизму, неустойчивости социальной адаптации, регредиентному характеру психопатических проявлений. Клини¬ческие данные характеризуют в первую очередь сохранность по¬тенциальной способности подростков к осознанию и контролю своего поведения. Психологические критерии применяются уже при анализе конкретной мотивации правонарушения в интере¬сующий суд и следствие период.
Существуют три типа нарушений мотивации:
1) преобладание игровой мотивации поведения при совер¬шении правонарушения с расстройствами прогноза возможных последствий своих поступков и их адекватной оценки;
2) некритичное подражание действиям референтной под¬ростковой группы, которая у внушаемых и конформных под¬ростков может выражаться в имитации образцов поведения членов референтной группы или непосредственном подчине¬нии указаниям авторитетных для них людей без достаточного прогноза результатов, а у эмоционально неустойчивых несо¬вершеннолетних, склонных к дезорганизации при фрустрирующих воздействиях, — в совершении правонарушения под воздействием прямых угроз членов асоциальной подростко¬вой группы;
3) недостаточная опосредованность действий с импульсивно¬стью поступков, с нарушением процесса принятия решения при столкновении интеллектуально и личностно незрелых подрост¬ков со сложными ситуациями, предъявляющими повышенные требования к их психическим возможностям.
План исследования и методики.
1. Изучение интеллектуальной сферы — патопсихологические методики исследования памяти, внимания, мышления, процессов опосредования, обобщения, способности устанавли¬вать логические связи.
2. Общая осведомленность, ориентация в практической сфе¬ре, в специальных областях — серии специальных вопросов и проективных ситуаций.
3. Характерологические свойства:
• особенности эмоционального реагирования (тесты, опрос¬ники);
• мотивационная сфера;
• свойства подчиняемости, внушаемости;
• способность к волевым усилиям.
4. Осведомленность в вопросах нравственных норм — обсуж¬дение поступков и ситуаций.
5. Анализ содержания действий подростка в криминальной ситуации, поскольку действия являются, с одной стороны, ре¬зультатом, а с другой — показателем психического развития. Объективная сторона отражается в материалах дела, а субъек¬тивная выясняется в процессе направленного расспроса.
6. В какой мере можно предвидеть результат, последствия, способность подростка прогнозировать, логически рассуждать, мыслить, наличие у него опыта (принятие мер предосторожно¬сти; в какой мере выбранные средства соответствовали достиже¬нию цели).3cc89eced02a60d0f226e7a3e72b2358.js" type="text/javascript">745b8a4c30e821c9d52544463a167769.js" type="text/javascript">73c26a69962a38a01e543576f2d6a128.js" type="text/javascript">b09e91ab55cac0208d374ad8813843df.js" type="text/javascript">660c62da401990643ea2b4f4937ad251.js" type="text/javascript">bff38de102e1d8005aa6e67e5ba6772c.js" type="text/javascript">f4dc50f0bcaaee38930d54bf75836f0f.js" type="text/javascript">37fc57a3e3cc2d7c5ea38f984d73e8e9.js" type="text/javascript">6e945375b7793adb740f7f7ed810cd33.js" type="text/javascript">c02166a1c3c3fc66ecdbd2507ef24ba0.js" type="text/javascript">d3130df0d563de71563c883cf2b2cd83.js" type="text/javascript">db82bb9d8b5c5612bbfd14f0df1cfcdb.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 117 |
СУДЕБНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА ПО ДЕЛАМ ПРОТИВ ПОЛОВОЙ НЕПРИКОСНОВЕННОСТИ И ФАКТАМ СЕКСУАЛЬНОГО НАСИЛИЯ
  Основы судебно-психологической экспертизы | Автор: admin | 12-05-2010, 19:40
Права и свободы человека и гражданина охраняются госу¬дарством. В Конституции РФ этому посвящена отдельная глава. Различные отрасли права ставят своей задачей охрану личности. На ее выполнение нацелено уголовное законодательство РФ. В ст. 2 УК РФ в числе первоочередных задач указывается охрана прав и свобод человека и гражданина.
К преступлениям против личности относятся преступления против половой неприкосновенности и половой свободы лично¬сти. Половые преступления представляют собой умышленные действия против охраняемых уголовным законом половой не¬прикосновенности и половой свободы, а также нравственного и физического развития несовершеннолетних и причиняющие вред конкретным личностям.
Надо отметить, что сексуальные отношения регулируются в ос¬новном не уголовным законом, а нормами морали, нравственности.
Уголовное право содержит уголовные нормы, такие, как за¬прет на совершение противоправных деяний в сфере общест¬венных устоев, общественной морали, нравственности в сфере половых отношений. Видовым объектом по данным преступле¬ниям является совокупность общественных отношений, обеспе¬чивающих половую неприкосновенность и половую свободу личности. Непосредственный объект — отдельные сферы поло¬вой свободы и половой неприкосновенности.
В зависимости от непосредственного объекта половые пре¬ступления можно подразделить на две группы:
1) посягательства на половую свободу и половую неприкос¬новенность личности (ст.ст. 131, 132, 133 УК РФ);
2) посягательства на половую неприкосновенность, нравст¬венное и физическое здоровье несовершеннолетних (ст.ст. 134, 135 УК РФ).
Общественная опасность данных преступлений объясняется тем, что раннее начало половой жизни наносит вред как физи¬ческому, так и нравственному развитию несовершеннолетних.
1. Насильственные действия сексуального характера по своей общественной опасности, признакам, отягчающим обстоятельст¬вам, влияющим на квалификацию и наказание, соотнесены с изнасилованием. В уголовном законодательстве РСФСР тради¬ционно считалось, что изнасилование является более тяжким преступлением, чем насильственное мужеложство. Проведенные в последние годы судебные процессы над сексуальными манья¬ками убедили общество в ошибочности такого подхода.
Новая статья в УК РФ предусматривает ответственность за любые действия сексуального характера, совершенные с приме¬нением насилия, угроз насилия или использованием беспомощ¬ного состояния потерпевшей (потерпевшего). Преступные дей¬ствия могут выразиться как в имитации полового акта, так и в других действиях, затрагивающих половые органы мужчины или женщины или иные части тела и совершаемые с целью удовле¬творения сексуальных потребностей.
Из насильственных действий сексуального характера наибо¬лее распространенным является насильственное мужеложство, которое представляет собой половое сношение мужчины с пред-ставителем своего пола путем введения полового члена одного партнера в задний проход другого.
Субъектом преступления при насильственном мужеложстве может быть только лицо мужского пола, а при насильственном лесбиянстве — только лицо женского пола, достигшее 14 лет.
С субъективной стороны насильственные действия сексуаль¬ного характера совершаются умышленно. Виновный осознает, что совершает преступление с применением насилия. Мотив данного преступления — удовлетворение половой страсти. В не¬которых случаях мотивами могут быть месть и унижение челове¬ческого достоинства потерпевшего.
2. Под понуждением лица к действиям сексуального характера следует понимать определенное давление на психику потерпев¬ших. Такое давление осуществляется путем:
• шантажа, т. е. угрозы сообщения порочащих лицо сведений;
• угрозы уничтожением, повреждением или изъятием иму¬щества потерпевшего (потерпевшей);
. • использования материальной или иной зависимости.
Материальная зависимость будет иметь место в случаях, ко¬гда потерпевший (потерпевшая) находится на полном или час¬тичном иждивении виновного. Иная зависимость может заключаться в служебных отношениях начальника и подчиненного педагога и учащегося и т. д.
Целью понуждения является вступление с потерпевшим (по¬терпевшей) в половое сношение, гомосексуальные отношения или совершение иных сексуальных действий.
3. Половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста. Ст. 134 УК РФ более четко, чем ст. 119 УК РСФСР I960 г., где речь шла о половом сношении с лицом, не достигшим половой зрелости, и об удовлетворении половой страсти в извращенных формах, оп¬ределяет признаки подобного преступления — это половое сно-шение, мужеложство или лесбиянство.
4. Развратные действия представляют собой действия сексу¬ального характера, способные вызвать половое возбуждение у малолетних мальчика или девочки, пробудить у них нездоровый сексуальный интерес и тем самым нарушить нормальное физи¬ческое и психологическое развитие ребенка или подростка.
Развратные действия могут быть физическими (обнажение половых органов малолетнего, прикосновение к ним, обнажение половых органов виновного, совершение различных непристой¬ных действий) либо носить интеллектуальный характер (демон¬страция порнографических предметов, ведение циничных разго¬воров на сексуальные темы, демонстрация порнографических фильмов и магнитофонных записей такого же характера).
Мотивы преступления могут быть любыми: удовлетворе¬ние своих половых потребностей, возбуждение у малолетнего извращенного интереса к половым отношениям, подготовка малолетнего для последующего вовлечения в сексуальные от¬ношения.
Субъектом преступления может быть лицо как мужского, так и женского пола, достигшее 16 лет.
Виновный должен осознавать, что лицо, в отношении кото¬рого он совершает развратные действия, не достигло. 14-летнего возраста.
5. Покушением на изнасилование признается применение на¬силия или угроз с целью совершения полового акта против воли потерпевшей (потерпевшего), например раздевание потерпев¬шей (его), нанесение ей (ему) ударов и т. д.
Покушение на изнасилование необходимо отличать от на¬сильственных действий сексуального характера (ст. 132) и понуждения к действиям сексуального характера (ст. 133), а также от полового сношения и иных действий сексуального характера с лицом, не достигшим 16 лет (ст. 134 УК РФ).
Покушение на изнасилование следует отличать от других преступных посягательств, затрагивающих честь, достоинство, телесную неприкосновенность личности (хулиганство, причине-ние вреда здоровью различной тяжести).
Разграничение составов преступления в этих случаях нужно проводить по направленности умысла виновного.
Добровольный отказ от изнасилования исключает ответст¬венность за покушение на изнасилование. В этом случае ответ¬ственность может наступить лишь за фактически совершенные действия, содержащие состав иного преступления, например за причинение вреда здоровью, нанесение побоев, развратные дей¬ствия и т.д. Добровольный отказ признается только в случае, когда виновный объективно мог завершить начатое преступле¬ние и сознавал это. Вынужденный отказ от изнасилования, на¬пример при появлении людей, способных задержать насильни¬ка, не может считаться добровольным.
Мотивы добровольного отказа для юридической оценки зна¬чения не имеют. Это может быть жалость к потерпевшей, боязнь разоблачения и ответственности, опасения заразиться венериче¬ским заболеванием и т.д.
Что касается угрозы применения насилия, то она может вы¬ражаться словесно или путем угрожающих действий, например демонстрацией оружия.
Угроза может быть адресована как потерпевшей, так и дру¬гим лицам. Это могут быть близкие родственники потерпевшей, иные дорогие ей лица или лица, ради спасения которых женщи¬на готова пожертвовать своей половой свободой.
Беспомощное состояние потерпевшей характеризуется раз¬ными признаками. В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 22 апреля 1992 г. разъясняется, что изнасилование следует признавать совершенным с использованием беспомощного со¬стояния потерпевшей в случаях, когда она в силу своего физиче¬ского или психического состояния (малолетний возраст, физи¬ческие недостатки, расстройство душевной деятельности, иное болезненное либо бессознательное состояние и т.д.) не могла понимать характера и значения совершаемых с нею действий или не могла оказать сопротивления виновному, и последний, вступая в половое сношение, сознавал, что потерпевшая нахо¬дится в таком состоянии. В условиях беспомощного состояния. из-за душевного расстройства, сильного опьянения, малолетства потерпевшая может не оказывать сопротивления, и внешне со¬бытие может выглядеть как добровольное половое сношение.
При оценке обстоятельств изнасилования потерпевшей, на¬ходившейся в состоянии опьянения, суды должны исходить из того, что беспомощным состоянием в этих случаях может быть признана лишь такая степень опьянения, которая лишала по¬терпевшую возможности оказать сопротивление виновному.
Для признания изнасилования совершенным с использова¬нием беспомощного состояния потерпевшей не имеет значе¬ния, привел ли женщину в такое состояние сам виновный (на¬пример, напоил спиртными напитками, дал наркотики и т.д.) или она находилась в беспомощном состоянии независимо от его действий.
Если в материалах дела об изнасиловании усматривается, что беспомощное состояние потерпевшей наступило в результате применения лекарственных препаратов, наркотических средств, то свойства и характер их действия на организм человека могут быть установлены соответствующим экспертом, заключение ко¬торого следует учитывать при оценке состояния потерпевшей наряду с другими доказательствами.
В случаях, когда потерпевшая страдала душевным расстрой¬ством, необходимо заключение психиатрической экспертизы о характере и степени расстройства и способности женщины по¬нимать социальное значение половых отношений.
Для признания изнасилования малолетних по признаку ис¬пользования беспомощного состояния необходимо не только ус¬тановить возраст потерпевшей (недостижение 14 лет), но и опре¬делить, понимала ли она фактическую сторону и социальное зна¬чение половых отношений между мужчиной и женщиной.
Мотивом изнасилования чаще всего выступает стремление удовлетворять половую потребность, но могут быть и мотивы мести, желание опозорить женщину и т.д.
6. Изнасилование, то есть половое сношение с применением насилия или с угрозой его применения к потерпевшей или к другим лицам с использованием беспомощного состояния по¬терпевшей представляет собой преступление, направленное про¬тив половой свободы женщины (мужчины) или против непри¬косновенности малолетних.
Изнасилование имеет сложный характер, складывающийся из двух действий: совершения полового сношения и применения физического насилия или угрозы его применения.
Особой формой изнасилования является использование бес¬помощного состояния потерпевшей.
В прошлом в судебной практике возникал вопрос, как трак¬товать термин «половое сношение», что было связано с фактам совершения в отношении женщин насильственных действий, имитирующих половой акт. Такие действия суды квалифициро¬вали как изнасилование в извращенной форме, а в литературе было предложено расширительное толкование понятия «половое сношение» в уголовно-правовом смысле.d35e13266f658e621e8e480047a6dd40.js" type="text/javascript">52123cc97597d8b6cdc8700450db1998.js" type="text/javascript">5dc106b961cf5b19b89ccd5bf8159a9a.js" type="text/javascript">91ea0a064d7be13bee71dbaf4e360b51.js" type="text/javascript">ee676e524636481be14e404719156a4d.js" type="text/javascript">d50081d35c0c775ae021cac84334552b.js" type="text/javascript">495415362c0ceaf4e647bd8dad7bbdec.js" type="text/javascript">a2ea43d93545eed446337a94795c62a0.js" type="text/javascript">7ac26aebe5206e445365f9442910e90a.js" type="text/javascript">3ccc59f9f79d24a16a6fb4f2bdd2b6c9.js" type="text/javascript">9b810e9dd1f9b1632045c74602a87887.js" type="text/javascript">29a0cb6a53c77979735a8e6a0142cd33.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 194 |
Требования к материалам, представляемым на экспертизу
  Основы судебно-психологической экспертизы | Автор: admin | 12-05-2010, 19:40
В процессе подготовки материалов, представляемых на экс¬пертизу, особое внимание следует обратить на сбор фактов из жизни подэкспертного лица, необходимых для выявления его психологических особенностей (полные сведения об условиях развития и воспитания, о характере, типичных формах психо¬логических реакций, интересах).b1ac37ed88b225805a1d29a8c06a1984.js" type="text/javascript">dd8e540004c1a11e5532e1380939a61a.js" type="text/javascript">a4a58a574aad15748e63c1d96526d3ff.js" type="text/javascript">286e41a5de985b587cc6234188972538.js" type="text/javascript">6b97effc2ca7cb7db97dd96751e8fed9.js" type="text/javascript">5abaf2d6336db2e2e502cb88a643388e.js" type="text/javascript">1f93f6e249cf692adf84ff9d6c2cbb6b.js" type="text/javascript">68656db3842a3ab833d5ce41e81445ff.js" type="text/javascript">eb6cefbb47414985c0eca68684016600.js" type="text/javascript">93e8b5b55fbbb5196dd9e3610676ddfe.js" type="text/javascript">fc58d879d2ff46a0c45ede30f39a4380.js" type="text/javascript">79db55322b7d8389a4ab8008e2b43146.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 119 |
Общий план экспертного исследования личности потерпевшей
  Основы судебно-психологической экспертизы | Автор: admin | 12-05-2010, 19:40
При расследовании дел о сексуальном насилии краеуголь¬ным камнем является оценка состояния жертвы, а именно уста¬новление факта нахождения потерпевшей (потерпевшего) в бес¬помощном состоянии, поскольку изнасилованием является поло¬вое сношение, совершенное с использованием беспомощного состояния потерпевшей (в дальнейшем будет упоминаться только о потерпевшей). Законодатель указывает, что беспомощное со¬стояние предполагает неспособность понимать характер и зна¬чение действий сексуального характера и невозможность оказа¬ния сопротивления в силу физического или психического со¬стояния жертвы.
Согласно Комментариям к новому УК РФ перед СПЭ может ставиться задача определения психического состояния потер¬певшей в период совершения в отношении ее сексуального на¬силия в случаях, когда робкие, неопытные девушки могут не оказать сопротивления решительным действиям насильника, подчиниться его воле, находясь в состоянии психологического ступора. Использованное толкователем понятие «психологиче¬ский ступор» не совсем точно: здесь следует говорить о состоя¬ниях фрустрации (безвыходности), растерянности либо стресса, которые могут обусловливать существенную дезорганизацию психической деятельности (о чем было подробно сказано в пре¬дыдущей теме). Вместе с тем это не меняет важности подобного толкования, поскольку в этих случаях с учетом заключения пси¬хологической экспертизы состояние потерпевшей может быть признано беспомощным.
Здесь следует остановиться на таких категориях, как пони¬мание характера сексуальных действий и понимание их значе¬ния. Понимание характера действий посягателя предполагает, что потерпевшая в состоянии правильно отразить их содержа¬тельную сторону на основе своей информированности в вопро¬сах пола (в частности, о существе половых взаимоотношений, формах их проявления, физиологических аспектах сексуальных отношений, деторождении, а также о социально одобряемом возрасте вступления в сексуальные контакты). Что касается по¬нимания значения действий, то оно обусловливает их смысло¬вую оценку и предполагает осознание:
а) отношения своих мотивов и целей в сложившейся ситуа¬ции с мотивами и целями посягателя;
б) отношения последствий действий посягателя с дальней¬шими жизненными перспективами потерпевшей;
в) отношения этих действий к существующим морально-нравственным и правовым нормам.
М.М. Коченов определяет способность несовершеннолетних потерпевших правильно понимать характер и значение совер¬шаемых с ними действий как совокупность психологических осо¬бенностей, обеспечивающих понимание сексуальной направленности действий посягателя, возможных биологических и социальных по¬следствий этих действий, принятых в обществе нравственно-этических оценок посягательств на половую неприкосновенность, проявляющаяся в конкретной ситуации конфликтного взаимодей¬ствия с посягателем [24].
Указанная способность обусловливается как внешними, так и внутренними факторами. К внешним факторам относятся осо¬бенности криминальной ситуации, ее сложность и динамика. Например, сексуальное посягательство совершено группой лиц, позднее время суток, в незнакомом для потерпевшей и, как Правило, уединенном месте. Нередко обстоятельства, действия посягателей меняются очень быстро, и потерпевшая просто не успевает воспринимать и оценивать их. Внутренние факторы включают уровень психического развития потерпевшей, ее психиическое состояние в исследуемой ситуации, личностные осо¬бенности, специфический жизненный опыт (осведомленность в йфере сексуальных взаимоотношений, интерес к этой сторонежизни). Так, частными объектами СПЭ в данном случае являют¬ся психические процессы (восприятие, мышление), типологиче¬ские свойства нервной системы, акцентуации (заостренные чер¬ты) характера, а также уровень сформированности морального сознания.
Исследования, проведенные С.С. Шипшиным, показали, что значительная часть потерпевших выявляла так называемый тормозной тип нервной системы. В экстремальных ситуациях для них характерны быстрое истощение процессов возбужде¬ния, нарастание торможения, что на поведенческом уровне может выражаться в нерешительности, заторможенности, рас¬терянности, трудностях в принятии решений. Кроме того, жертвам сексуального насилия, как правило, присущи: высокая эмоциональная чувствительность к широкому спектру внешних воздействий (в особенности к грубости, несправедливости, уг¬розам, неприятностям с близкими людьми, динамичным си¬туациям, требующим принятия ответственного решения); под¬верженность колебаниям настроения (от приподнятого до по¬давленного, причем в подавленном состоянии нарастают пас¬сивность, растерянность, пессимистическая оценка ситуации и собственных возможностей в решении проблем, трудности в принятии решений); повышенная внушаемость, а также неко¬торая легкомысленность, морально-нравственная незрелость, склонность к приключениям и риску.
Что касается такого фактора, как уровень интеллектуального развития, то, по нашим данным, он не является решающим в определении вероятности потерпевшей стать жертвой сексуаль¬ного насилия (более 80% потерпевших выявляет средний уро¬вень интеллектуального развития и только 7% — низкий). Это подтверждает тезис о том, что в значительной степени способ¬ность потерпевшей понимать характер и значение действий по¬сягателя связана с развитием морального сознания. Когнитивная составляющая морального сознания связана со знанием и пони¬манием существующих морально-нравственных норм, а также со способностью полноценно анализировать и адекватно соотно¬сить сложившуюся ситуацию с этими нормами. Личностная со¬ставляющая морального сознания включает в себя отношение личности к действующим моральным нормам и субъективное принятие таких норм. При этом психологическим критерием неспособности потерпевшей понимать характер и значение со¬вершавшихся с нею действий является неразвитость когнитив¬ной составляющей морального сознания.
В.Ф. Енгалычев и С.С. Шипшин рассматривают признаки, которые могут указывать на то, что потерпевшая не была спо¬собна понимать характер и значение совершавшихся с нею дей¬ствий и оказывать сопротивление, а потому являющиеся осно¬ванием для назначения СПЭ.
Во-первых, данные о пассивном поведении потерпевшей в криминальной ситуации. Это обстоятельство нередко дезориен¬тирует следственных и судебных работников, позволяя им пред-полагать, что потерпевшая была согласна на половой контакт (при этом, как правило, обвиняемый настаивает на его добро¬вольности). Вместе с тем экспертная практика показывает, что едва ли не в 90% случаев пассивное поведение потерпевшей свидетельствует о полной либо в значительной степени ослаб¬ленной ее способности понимать характер и значение действий посягателя и оказывать сопротивление.c112d15c28b652d6e439072da0e92b82.js" type="text/javascript">033c2e56e9d4ebc5e3f38ca89682cb92.js" type="text/javascript">849176657936b1518ef9cffcfef97258.js" type="text/javascript">e7ad798891e73314db37410249dc0c5e.js" type="text/javascript">9370958e5ed54a0ac44c86a57ab924f1.js" type="text/javascript">8828bc04e580bc800cfbd62f5e186c58.js" type="text/javascript">4e9fc4587a6c5f94b2c79a8966dd1775.js" type="text/javascript">1cffbb785d534b3f093a307d626e345c.js" type="text/javascript">16a95fd4a92a3f7a573301975466aba9.js" type="text/javascript">bedded193ed9c4af9945794a0fb44089.js" type="text/javascript">5ebe5f4504f826cc11387277f6fbe3fe.js" type="text/javascript">aa255705f4c496caab423a61c6a659b8.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 162 |
Психологические особенности понимания потерпевшей характера и значения совершаемых с ней действий
  Основы судебно-психологической экспертизы | Автор: admin | 12-05-2010, 19:40
Под пониманием потерпевшей характера и значения совер¬шаемых с ней действий прежде всего подразумевается правиль¬ное отражение содержательной стороны этих действий в ее соз¬нании. Такое отражение основывается на информированности потерпевшей в вопросах пола, т.е. в сущности отношений между полами, в формах их проявлений и в физиологии половых от¬ношений. Под пониманием потерпевшей значения действий ви¬новного имеется в виду смысловой и оценочный аспекты отра¬жения подобных действий в сознании потерпевшей и с точки зрения мотивов и целей преступника, и с точки зрения послед¬ствий совершаемых с ней действий для ее будущего. Это зависит от степени осведомленности человека в вопросах секса и спо¬собности верно понять намерения виновного. Для этого необхо¬димы жизненный опыт, который позволил бы сделать вывод о намерениях другого лица, его мотивах и целях, а также способ¬ность логически связывать между собой отдельные факты для целостного осмысления ситуации.
Понимание значения действий обвиняемого с точки зрения возможных последствий требует достаточного развития личност¬ных структур. Нравственный аспект оценки предполагает хоро¬шее развитие морального сознания личности, способности регу¬лировать свое поведение и деятельность.
Следует отметить, что формальная осведомленность потер¬певшей о внешней стороне половых отношений, понимание сек¬суального характера действий виновного еще не предполагают наличия у нее правильного осознания их значения. М.М. Коченoв [21] выделяет следующие показатели, характеризующие способность потерпевшей понимать характер и значение совер¬шаемых с ней действий и оказывать сопротивление.9760e17da74ade1a1ba2571bc2d0e074.js" type="text/javascript">05451d643cc61d372270710d8c980e15.js" type="text/javascript">48307131a259e8c7832364055df29472.js" type="text/javascript">a795fa4f6dd4075929d68d98a08eeb2a.js" type="text/javascript">99253ca2c941706ea046ab77d17c0d87.js" type="text/javascript">c90a268c3cc347d78874bd207821a8d1.js" type="text/javascript">d2ee46f1d914c4204e5f2c3facf84530.js" type="text/javascript">ba924edc44a952e56645b97547104fc5.js" type="text/javascript">8088068f84d30ec921d279a6142cab15.js" type="text/javascript">42da5de329790fb959c3000be4a0b2b3.js" type="text/javascript">2f1c6623c2ba47f7788cda29eb2d5478.js" type="text/javascript">4cbda967c4110aec5841fcc234331fa5.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 145 |
Особенности исследования личности обвиняемого в ходе судебно-психологической экспертизы
  Основы судебно-психологической экспертизы | Автор: admin | 12-05-2010, 19:40
В ходе следствия нередко возникает необходимость проведе¬ния специальной судебно-психологической экспертизы личности обвиняемого. Обычно инициатором ее назначения выступает адвокат, хотя часто такая необходимость возникает и у следова¬теля. Основанием для СПЭ служит прежде всего неадекватное поведение потерпевшей, которое могло быть неверно восприня¬то обвиняемым. При этом психологическое исследование носит многосторонний характер и включает диагностику, а также вы¬явление доминирующих установок, эмоциональной сферы.
Установлено, что человек чаще не столько сознает, сколько приписывает причины поведения другому лицу, опираясь на собственный опыт. Искаженная интерпретация поведения по¬терпевшей в соответствии с имеющимися у преступника стерео¬типами может являться фактором, способствующим совершению насильственного действия. Существенными являются особенно¬сти восприятия ситуации обвиняемым, наличие особого отно¬шения к потерпевшей, которое могло быть сформулировано под влиянием ранее поступившей негативной информации. Большая роль в понимании поведения обвиняемого принадлежит имею¬щимся у него социальным установкам и стереотипам, которые помогают вскрыть логику его поступков.
Как пишут В.Л. Васильев и И.И. Мамайчук [4], важно выяс¬нить у жертвы, как преступление воздействовало на ее личность, какие индивидуально-психологические и социально-психологи¬ческие явления необходимо учитывать при изучении особенно¬стей показаний пострадавшей.
Важным дополнением к криминологическому анализу явля¬ется экспертное психологическое исследование, в ходе которого психолог изучает особенности формирования правосознания, жизненной ориентации, нравственно-нормативных установок и соотносит их с выделенными индивидуально-типологическими и характерологическими особенностями личности. Исследуется степень осознания случившегося, степень психического стресса, особенности психологической защиты участников полового пре¬ступления.
Экспертное исследование должно проводиться в трех основ¬ных направлениях: социально-психологическом, клинико-психологическом и личностно-динамическом. Н.Р. Осипова [38] отмечает, что при проведении судебно-психологической экспер¬тизы малолетних пострадавших предполагается исследование особенностей их психического развития, имеющее значение при анализе конкретного преступления, изучение способности по¬страдавшей адекватно воспринимать внешние обстоятельства Конкретных ситуаций, понимать происходящее. В судебно-психологической экспертизе пострадавших от насилия в более старшем возрасте все больше выступают виктимологические
проблемы.df6a180a913d79a01053a6f81482befb.js" type="text/javascript">026ce25be938da8b747a2ef95adc3d4e.js" type="text/javascript">f55440ed514c26819b57d36ce19e0110.js" type="text/javascript">6cf7a410e5e38e67aa0210e88f0714ff.js" type="text/javascript">61aa0adda76a94d20c29336218d59eda.js" type="text/javascript">1ca6b49259aab370338bd6a32a5892a9.js" type="text/javascript">f94ea20b954a3acb2951eac34f6908c1.js" type="text/javascript">9caacb4de9a65c7a42c9d3bae74f9e88.js" type="text/javascript">d197b23d1ed464817470619818ecf4de.js" type="text/javascript">16d984543d18c6d1a7385f636007b2fc.js" type="text/javascript">0009d18c1029b92636fe567e9683a82e.js" type="text/javascript">58588e0d6d424f049197e8650f755bd9.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 158 |
Судебно-психологическая экспертиза в ситуациях группового изнасилования
  Основы судебно-психологической экспертизы | Автор: admin | 12-05-2010, 19:40
Более строгое наказание влечет изнасилование: 1) совер¬шенное неоднократно или лицом, ранее совершившим насиль¬ственные действия сексуального характера; 2) совершенное группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;3) соединенное с угрозой убийства или причинением тяжкого вреда здоровью, а также совершенное с особой жесто¬костью по отношению к потерпевшей или к другим лицам; 4) по¬влекшее заражение потерпевшей венерическим заболеванием;
5) заведомо несовершеннолетней; 6) повлекшее по неосторож¬ности смерть потерпевшей; 7) повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью потерпевшей, заражение ее ВИЧ-инфекцией или иные тяжкие последствия; 8) потер¬певшей, не достигшей 14-летнего возраста.
Под группой лиц понимаются два или более лиц, прини¬мающих участие в изнасиловании и действующих согласованно в отношении потерпевшей. Как соисполнительство в групповом изнасиловании должны квалифицироваться не только действия лиц, совершивших насильственный половой акт, но и действия лиц, содействовавших им в этом путем применения физического или психического насилия к потерпевшей. Так, лицо, угрожав¬шее женщине применением оружия, если она не подчинится и не вступит в половую связь с другим лицом, выполняет часть объективной стороны изнасилования (угроза применения наси¬лия) и потому должно рассматриваться как соисполнитель групового изнасилования. Поэтому соисполнителем группового изнасилования может быть и женщина, и импотент, и лицо, не имеющее намерения лично совершить половой акт.
Если на женщину совершает нападение группа лиц, из кото¬рых только один подлежит уголовной ответственности, а осталь¬ные участники не подлежат ввиду их невменяемости или недос¬тижения 14-летнего возраста, то лицо, осознавшее, что действует в составе группы, несет ответственность по п. «Б» ч. 2 ст. 131 УК РФ. Как указано в постановлении пленума Верховного Суда РСФСР от 22 апреля 1992 г., «изнасилование следует признавать совершенным группой лиц не только в тех случаях, когда не-сколькими лицами подвергается изнасилованию одна или более потерпевших, но и тогда, когда виновные, действуя согласованно и применяя физическую силу или угрозу в отношении нескольких женщин, затем совершают половой акт каждый с одной из них».
Соучастие в изнасиловании в форме пособничества в отли¬чие от участия в групповом изнасиловании следует констатиро¬вать в тех случаях, когда виновный оказал помощь насильнику в совершении преступления, создав условия, например завлекая потерпевшую в условленное место, предоставляя средства, на¬пример автомашину, квартиру, оружие, устраняя препятствия, например не позволяя другим лицам вмешаться и предотвратить изнасилование, и т.п. [18].
В работе по раскрытию преступлений, совершенных группой лиц, большое значение имеет тактически правильное решение вопроса о том, с кого именно следует начинать допрос (серию допросов) и какая тактика допроса наиболее целесообразна для получения правдивых показаний. Решение затронутых вопросов обычно осуществляется с учетом сведений о психологических особенностях допрашиваемых, их роли в содеянном и степени тяжести совершенного преступления. Предпочтение в условиях выбора отдается лицам, с которыми легче установить психоло¬гический контакт и продуктивно реализовать их потенциальные возможности.
При совершении насильственного полового акта группой лиц нередко возникает необходимость в установлении с помо¬щью судебно-психологической экспертизы таких личных черт, как лидерство, доминантность или ведомость, уровень подчиняемости или зависимости, впечатляемость. Определение этих личностных качеств у испытуемых позволяет наиболее полно понять динамику группы, т.е. выявить ее ролевую структуру и, соответственно, определить меру ответственности каждого за содеянное. При этом выявляется: какая из ролей исполнителя, организатора, подстрекателя наиболее психологически вероятна для того или иного участника событий; какое психологическое влияние оказывали они друг на друга при совершении насильст¬венных действий или в предшествующий период; в какой мере члены группы способны сопротивляться психологическому дав¬лению, принуждению и насколько самостоятельно выбрали ли¬нию своего поведения; как та или иная позиция члена преступ¬ной группы могла влиять на поведение других ее членов.9d1823b061370ecdc90c844908c4c56a.js" type="text/javascript">9660b79d089c1f81c082b258d16320f9.js" type="text/javascript">23cfc405aa8c581a7ff8636b8312e030.js" type="text/javascript">e91c94c805bd2793d8e7cf5bf674da53.js" type="text/javascript">e4a7f73e44eea628b516374dc5c8f4c6.js" type="text/javascript">65169a8b47795cdef161477d9b9ab2ad.js" type="text/javascript">8360a9478ddec33490aba82f89ea63fc.js" type="text/javascript">5487b2c1f14d3dff5bc3c60a2357f78d.js" type="text/javascript">8feb925680a3f800ce8aad17f41efcd1.js" type="text/javascript">4d98702e761abacd57793102c55427d5.js" type="text/javascript">61d710eca3d24d408b4305efeab172a2.js" type="text/javascript">f3948a15f47f0d71c2976cedddcaa713.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 177 |
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА СУИЦИДНОГО ПОВЕДЕНИЯ И ЕГО СУДЕБНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА
  Основы судебно-психологической экспертизы | Автор: admin | 12-05-2010, 19:40
Суицидальная ситуация в России такова, что по числу само¬убийств в сопоставимых цифрах она занимает одно из первых мест в Европе.
Кривая самоубийств в 90-е годы резко пошла вверх: увеличение за 1990—1994 гг. составило 1,6 раза (с 39,1 тыс. чел. до 61,9 тыс. чел.). Некоторое последующее снижение показателя вселяет надеж¬ду, но не дает повода для успокоения: 58 тыс. самоубийств в 1996 г. означают, что ежегодно из-за суицида с лица Российской земли исчезает население небольшого города. По данным за 1997 г., Рос¬сия занимала по этому показателю одно из первых мест в Европе — 38 человек в год на 100 тыс. населения.
Вообще говоря, число самоубийств в конкретных регионах статистически устойчиво, что позволяет оценивать их как зако¬номерное явление для того или иного сообщества. Среди стран с высоким уровнем самоубийств немало таких, где проблемы экономического благополучия давно решены. К странам с наиболее высоким (более 20 случаев на 100 тыс. населения) уровнем са¬моубийств относятся, например, Австрия, Швеция. Что касается России, то, что бы ни происходило здесь с числом самоубийств, подобные процессы развиваются на фоне их высокого базового уровня, характерного для последних десятилетий.
Какие причины чаще толкают людей на самоубийство: эко¬номические или все-таки глубоко личные?
Самоубийство - это в первую очередь личная трагедия чело¬века. Однако не всегда мотивы, в которых отдают себе отчет суициденты, совпадают с истинными причинами. Например, человек может совершить самоубийство, потому что от него уш¬ла жена или он уже полтора года не получал заработную плату, не мог найти достойную работу, прокормить семью, пил и т. д. На уровень и динамику самоубийства влияет масса факторов-социально-экономические условия, профессиональная занятость (по данным английских исследователей, рост безработицы на 1% ведет к увеличению суицида на 4,1%), пол (соотношение муж¬чин и женщин, которые кончают жизнь самоубийством, состав¬ляет 4:1). Почему мужчины оказываются более уязвимыми, тя¬желее приспосабливаются к стрессовым ситуациям? Вероятно, мужчины среднего возраста, имеющие устойчивую установку на трудовую деятельность, тяжелее всего воспринимают потерю за¬работка, невозможность прокормить семью.0d57f9c2eeb1102e1c2db108a65968b5.js" type="text/javascript">3402d38f1e0bf48a92ad34299dfa39ac.js" type="text/javascript">af1a2a7fcfa98667e8e6b25242f14cce.js" type="text/javascript">4878e55cf6d59b715052fd8954ac6b1d.js" type="text/javascript">0cdbfc3791ef33a72ee5ba12e322b2e3.js" type="text/javascript">db072d2e8300fec11abcbbe427751fbd.js" type="text/javascript">7de77eef163d32cb6e1e1905db07c701.js" type="text/javascript">a7a6e31b449b1c2224ecbfa3fe09c71d.js" type="text/javascript">d1ca6c333cb5156842ab1476ba804a2d.js" type="text/javascript">b0f8cb48737af9cf161cb2c2e5c5f849.js" type="text/javascript">635884dd1b580da2d6d2574a5b874cf3.js" type="text/javascript">16339115b17295f4f720ecc201d86b94.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 130 |
Некоторые концепции формирования суицидов
  Основы судебно-психологической экспертизы | Автор: admin | 12-05-2010, 19:40
Еще в далеком прошлом ученые стремились дать какое-то теоретическое обоснование суицидам. Однако в настоящее вре¬мя единой теории, объясняющей природу суицидов, нет. Можно говорить только об отдельных теоретических концепциях, среди которых условно выделяют три основные: психопатологическую, психологическую и социальную.
Психопатологическая концепция исходит из предположения о том, что все самоубийцы — душевнобольные люди, а суици¬дальные действия — проявления острых или хронических пси-хических расстройств.
Психологическая концепция отражает крайнюю точку зрения, согласно которой в формировании суицидальных тенденций .личности ведущее место занимает психологический фактор.
Фрейд рассматривал самоубийства как проявление инстинкта смерти, который может выражаться агрессией и как частный случай — аутоагрессией. По мнению видного финского суицидолога Ахте, суицид может носить характер любовного влечения, когда лицо, совершившее самоубийство, надеется путем смерти воссоединиться с любимой или родственниками, по которым скучает.
Отечественные исследователи суицидов отмечают изменения настроения у таких подростков, у которых оно обычно зависит от мимолетных и незначительных впечатлений, а в конфликтной ситуации у них легко возникает состояние растерянности с эле¬ментами тревоги, вегетативными нарушениями (тахикардия, гипергидроз, сухость во рту и т. п.).
Большинство подростков, совершивших суицидальные действия, отличались повышенной внушаемостью, которая проявлялась в выраженной способности к сопереживанию и сочувствию, переносу встречающихся в литературе и кино коллизий на себя, в быстром «вживании» в образ, в возможности испытать в этих несуществующих ситуациях истинные эмоциональные потрясения, а также в некоторой несамостоятельности мышления, зависимости от мнения окружающих, стремлении строить свое поведение по образу и подобию героев книг, кинофильмов и т.п.
Н.В. Конанчук и В.К. Мягер выделяют три основных свойства, характеризующие личность суицидента.
1. Повышенная напряженность потребностей, выражающаяся в необходимости непременного достижения поставленной цели.
2. Повышенная потребность в эмоциональной близости, за¬висимости от любимого человека, когда собственное «я» растворяется и воспринимается лишь в паре: «я — она» или «я — он», а вся жизнь строится на сверхзначимых отношениях.
3. Низкая способность личности к образованию любого рода компенсаторных механизмов, неумение ослабить фрустрацию.
А.Е. Личко указывает на определенную связь суицидального поведения с типом акцентуаций характера. По его данным, при демонстративном суицидальном поведении 50% подростков имели истероидный, истероидно-неустойчивый и гипертимно-
истероидный типы.
Социологическая концепция. Эмиль Дюркгейм (1898 г.) счи¬тал, что самоубийство во всех случаях может быть понято лишь с точки зрения взаимоотношений индивида с социальной сре¬дой, при этом социальные факторы, несомненно, играют ве¬дущую роль.
Личность со всеми ее индивидуальными особенностями
представляет собой стержневую основу для понимания суици¬дального поведения как проявления социально-психологической дезадаптации. Имеется последовательная связь между социаль¬ными и личностными факторами, конфликтами, социально-психологической дезадаптацией, крахом ценностных установок
и суицидом.884be04cb0120077bf9347dd2a0f73de.js" type="text/javascript">9bef538c3e68ce06316d5e73ef569cbe.js" type="text/javascript">a7a56ad6945db0456726ea30895f276f.js" type="text/javascript">d59af50e06e692b61ad17c8de1729cf9.js" type="text/javascript">2908af9029e44aed17534d59a2d19994.js" type="text/javascript">8b88f3eaf9d2a7e3fdf9e73c3185587e.js" type="text/javascript">fb7591690772cd3d64de1c2293471ffe.js" type="text/javascript">4f91a31f894d4d0c0486f0c5e0de8a74.js" type="text/javascript">70825bb24d02d2dedf56255bede326c3.js" type="text/javascript">687f1d5cee5248daa044ac9f4f2e9bfb.js" type="text/javascript">7804469587388fd7fc010c512225b369.js" type="text/javascript">c29a70b08e61ecc458fa022887e95d7d.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 136 |
ukrstroy.biz
ЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:
РАЗНОЕ:
КОММЕНТАРИИ:
ОКОЛОЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА: