Сегодня
НАВИГАЦИЯ:
ЮРИДИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ:
РАЗНОЕ:
РЕКЛАМА:
АРХИВ НОВОСТЕЙ:
Основные признаки правового государства
 (голосов: 0)
  Права человека | Автор: admin | 9-06-2010, 19:23
История становления н развития государственности неотделима от поиска оптимальных параметров взаимоотношения власти и человека, которые всегда являлись стержневыми, оп¬ределяющими в государствах любой формации. На ранних эта¬пах развития государственности в зависимости от социально-классовой принадлежности человек либо получал возможность воздействия на власть, либо выступал в качестве бесправного лица, несущего бремя обязанностей. Неравенство правовых позиций индивида было свидетельством ограниченности свобо¬ды, отсутствия демократии и в конечном итоге неразвитой госу¬дарственности, низкого уровня культуры общества. Уста¬новление формального правового равенства явилось важней¬шим историческим прорывом к свободе, праву, правам челове¬ка, которые открыли путь новому этапу развития государствен¬ности — правовому государству.
Развитие идеи правового государства насчитывает тысячеле¬тня. Оно включает те прогрессивные представления о цивилизо¬ванном государстве, несовместимом с произволом и насилием,' ко¬торые начали формироваться еще в античном мире, в древних го-сударствах-полисах, достигших в тот период (IV —V вв. до н. э.) высоких ступеней политического и культурного развития.
Характерно, что развитие идей и доктрин правовой госу-дарственности неотделимы от становления понятий прав чело¬века, явившихся в конечном счете тем центральным звеном, вок-руг которого и во имя которого развивались и выстраивались принципы правового государства.
Социальные революции, приводившие к смене одной об-щественно-экономической формации другой, всегда определя¬ли не только новый характер государства, отражавший прин¬ципы взаимоотношений власти и индивида, но и новые позиции по отношению к праву, законности и органично из них вытека¬ющей проблеме прав человека, правового положения личности в обществе.
Как отмечалось, крупным историческим шагом в этом на¬правлении явилась буржуазная революция, которая устранила сословные ограничения для буржуазии и осуществлялась иод идеологическим воздействием "юридического мировоззрения", сменившего теологическое мировоззрение средних веков.
Такие революции совершались в рамках западноевропей-ского региона и охватили Нидерланды, Италию, Англию, Фран-цию, г. е. страны, внутри которых сложились социально-эконо-мические предпосылки для устранения сословие-феодальных границ и утверждения капиталистического способа производ-ства. Вместе с тем они были подготовлены теоретически учени-ями великих мыслителей: Г. Гроцня, Б. Спинозы, Д. Локка, Ш.Л. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо и др.
Антифеодальная борьба революционного класса — бур-жуазии — опиралась па поиск новых форм взаимоотношении индивида и власти, на необходимость противопоставить фео-дальному произволу новые принципы, а именно принципы прав человека. Эти принципы были основаны на идее свободы лич-ности, се раскрепощении ог жесткой феодальной регламента¬ции всех сфер жизнедеятельноегн со стороны государства.
Политическое и правовое мышление Нового времени, выс-тупив против власти государства, подавляющей человека, выд-винуло на первый план индивида с его притязаниями и интере-сами, и они должны были привести к установлению такого госу-дарственного порядка, который мог бы их удовлетворить.
Основные притязания индивида к новой государственной власти состояли в следующем: власть должна руководствоваться не произволом, а законом, охранять права п благосостояние всех членов общества; в новом государственном порядке должна осуществляться неотъемлемо принадлежащая человеку свобода. Из последнего постулата вытекает учение о естественных] неотчуждаемых правах человека, которые стоят выше государН ственпой власти и призваны стать се ограничителем, удержи-] вать ее от произвола и насилия.
Ранпебуржуазпыс теории господства права, правового го-1 сударства, разделения властей опирались на теоретические по| строения античных мыслителей относительно подчинения за-1 кону, обеспечения свободы, гуманистической ориентации госу-^ дарства. Для них также характерна неотделимость прав чело-века от принципов правового государства.
Для учений буржуазного либерализма чрезвычайно важ-ным оказался вопрос о границах деятельности государства.
С этим связан принцип "негативной" свободы (т. е. свободы индивида "от" любых посягательств, вмешательств, воздействии). В отличие от прежних теорий государственно]! власти либера¬лизм идет не от государства к человеку, а от индивида к госу¬дарству, взаимопонимание которых определяется общественным договором. Такой подход означал разрыв с феодальным рели¬гиозным мировоззрением, где человек с его интересами и при¬тязаниями был заслонен божественными ценностями.
Понятие правового государства, "господства нрава" на ран¬них этапах буржуазного развития означало прежде всего огра¬ничение его 'вмешательства в экономику и гарантии личной сво¬боды индивида в распоряжении собственностью, в рыночной сти¬хни. Так, Локк цель государства видел в потребности охраны собственности и отрицал его право выходить за пределы этой цели. Такого же взгляда придерживался Адам Смит с позиций экономического развития общества. Еще в XVIII в. Томас Пэйн, указывая на Соединенные Штаты, утверждал, что общество само в состоянии делать почти все, что обычно возлагается на прави¬тельство. Последнее, но его мнению, не только не помогает обще-ству, но и мешает ему развиваться. Такие же позиции занимал В. Гумбольдт, полагая, что задача государства состоит только в ус¬транении зла и государство не обязано содействовать благосос¬тоянию граждан. Роль государства сводилась по сути дела к осуществлению полицейских функций, роли "ночного сто рожа".
Однако понятие "негативной" свободы после прохожде¬ния капитализмом периода первоначального накопления всту¬пало в противоречие с реалиями. Индивид расширил свои тре¬бования, и новый этап развития либерализма, относящийся ко второй половине XIX в., потребовал дополнить "негативное" понимание свободы как свободы "от" позитивным — свободой "на" (на защиту государства, на получение от него определен¬ных благ, на более активное участие в осуществлении власти и т. д.).
Односторонность индивидуалистического понимания роли государства резко критиковал Б. Чичерин. "Нет сомнения, что излишняя регламентация со стороны государства и вмешатель¬ство его во все дела могут действовать вредно. Гумбольдт прав, когда он говорит, что этим подрывается самодеятельность и тем самым умаляются материальные и нравственные силы на¬рода, который привыкает во всем обращаться к правительству,
вместо того, чтобы полагаться па самого себя. Но это доказыва¬ет только необходимость рядом с деятельностью государства предоставить возможность и широкий простор личной свобо¬де. Цель общественной жизни состоит в гармоническом согла¬шении обоих элементов, а не в пожертвовании одним в пользу другого"'.
Б. Чичерин ссылается на пример Англии, где нелюбовь к вмешательству государства возведена была в догмат. "А меж¬ду тем, в последние пятьдесят лет под влиянием настоятельной практической необходимости, государство постоянно расширя¬ло свои ведомства". Также и "Северная Америка не может слу¬жить ни нормой, ни доказательством в пользу индивидуалисти¬ческой теории"2.
В середине XIX в. происходит изменение взглядов па гра-ницы государственного вмешательства в жизнь общества, хотя концепции неограниченной свободы индивида и невмешатель¬ства государства, отрицание его роли в оказании благ человеку сохранились до настоящего времени в пеоконсервативпых, ли¬беральных теориях Д. Белла. Л. Лппсста, Э. Шилса, Ф. Хайс-ка, Р. Нознка, М. Фридмена и др. Все большее распростране¬ние получают теории, согласно которым роль правового госу¬дарства не сводится только к охранительным функциям: оно обретает определенные (пока весьма ограниченные) социальные функции. В противовес первоначальным замыслам буржуаз-ных либеральных идеологов, отстаивающих свободу конкурен¬ции и недопустимость государственного вмешательства в про¬цесс перераспределения собственности и ресурсов, правовое го¬сударство обретает новые качества, переходит в новую стадию развития.
В конце XIX — начале XX в. правовое государство и в теории и па практике обретает те черты, свойства и характери¬стики, без которых цивилизованное общество существовать не может: гуманизм (приоритет прав человека по отношению к власти); демократичность (преодоление отчуждения личности от государства, создание массовой социальной базы); нравствен¬ность (забота об "общем благе"); ограничение всевластия (раз¬деление властей, создание сдержек и противовесов).
Обобщая практику современных ему правовых государств, Б. Кистяковскин писал: "Правовое государство — это высшая форма государственного быта, которую выработало человече-ство как реальный факт"'.
Анализируя условия становления идеи н принципов пра-вового государства, можно с уверенностью сказать, что само это понятие не могло бы сложиться без таких "облагораживаю-щих" свойств, как права человека, как "человеческое измере-ние" государственности. Поэтому в своем становлении и раз-витии нрава человека н правовое государство неразделимы. И верховенство права, и приоритет прав человека не просто свойства, качества правового государства, по в конечном сче¬те — его цель, которой подчинены все иные его характеристи¬ки. Б. Кистяковскнй подчеркнул это важнейшее свойство пра¬вового государства, отметив, что осуществление неотъемлемых прав человека и гражданина — непременное условие всякого политического, правового и социального прогресса. Поэтому оно должно быть основополагающим в любой теории, которая стремится выработать взаимоотношения личности и власти2.
О сущности и признаках правового государства написано много. Исследователи выделяют различные признаки государ-ства. Однако в них неизменно включаются признание прав человека, господство права, разделение властей.
Б. Кистяковский отмечал, что главное и самое существен-ное содержание права составляет свобода и право есть только там, где есть свобода личности. "Если мы сосредоточим свое внимание на правовой организации конституционного государ-ства, то для уяснения его природы наиболее важными являются именно эти свойства права. Поэтому правовой порядок есть конституционная система отношений, при которой все лица дан¬ного общества обладают наибольшей свободой деятельности и самоопределения"\
П. Новгородцев, анализируя природу правового государ-ства, подчеркивал, что она основана па свободе и нравах челове¬ка н именно в этом качестве государство сохранило практическую ценность необходимой и целесообразной организации, ока-зывающей человечеству элементарные, но незаменимые услуги'.
Существует несколько понятий правового государства, од¬нако при различиях конкретных структурных элементов, вклю-ченных в эти понятия, неизменным выступает свобода личнос¬ти, объективированная в системе ее неотъемлемых прав. К этому главному, определяющему элементу привел многовеко¬вой поиск нормальных отношений между личностью и государ¬ством, которое в своей первоначальной сущности "нависало" над индивидом, подавляло его, ограничивало его свободу, навя¬зывая ему стандарты поведения, удобные прежде всего госу¬дарству. На самых ранних этапах его существования этой цели служило божественное обоснование государственной власти, наделение его качествами, определяющими первичность по от¬ношению к индивиду (патернализм, забота о подданных и т. д.). И в этом смысле свободы не имели даже правящие, привилеги¬рованные классы и слон, поскольку государство изначально не знало ограничений и самоограничений. Законы государства в добуржуазиую эпоху не опирались на принцип формального равенства и, следовательно, ставили в различные позиции по отношению к власти представителей различных классов и со¬циальных групп.
Высокая ценность правового государства состоит в том, что оно возникло на путях поиска свободы и в свою очередь стре-мится быть гарантом этой свободы. "Всемирная история, — писал Гегель, — это прогресс в сознании свободы, прогресс как в смысле познания объективной истины, так и внешней объек-тивации достигнутых ступеней познания в государственно-пра¬вовых формах"2. Правовое государство в современных усло¬виях — высшая ступень развития свободы и ее выражения в определенных государственно-правовых категориях. Правовое государство есть форма ограничения власти правами и свобо¬дами человека. Права и свободы индивида — важнейший про¬тивовес всесилию государственной власти, призванной обеспе¬чить ее ограничение и самоограничение. Поэтому приоритет прав человека по отношению к государству является первич¬ным, определяющим, системообразующим признаком правового государства, с которым связаны иные его признаки, служа-щие осуществлению свободы и прав человека: построение госу-дарственной и общественной жизни на принципах права, разде-ление властей, взаимная ответственность индивида и государ-ства. Цель правового государства — обеспечение границ сво-боды индивида, недопустимость нарушения поля свободы, очер¬ченного правом, запрет применения насильственных мер, не основанных на праве. Права человека "держат дистанцию" меж¬ду индивидом и государством. Правовое государство призвано обеспечивать в обществе разумный компромисс, предотвращая социальные катаклизмы и перевороты.
В исторических реалиях не было еще идеального правово-го государства, выражавшего его первоначальный замысел п предназначение. С начальных периодов формирования право-вого государства необходимо было искать и находить ответы на важнейшие вопросы: каким должно быть государство, чтобы обеспечить справедливый порядок отношений между ним и индивидом? как ограничить самовластие государства и обеспе-чить автономию п свободу личности? каковы должны быть ус-ловия и гарантии, обеспечивающие уверенность человека в пред¬сказуемости действий властей? как соблюсти баланс в обеспе¬чении свободы личности и ограничении ее эгоизма и произво¬ла? наконец, как ограничить государственную власть, не снизив ее полномочий в обеспечении порядка и организации общества? Каждый из этих вопросов несет в себе противоречия, подчас очень глубокие и труднопреодолимые. Ведь речь идет о поис¬ках тончайших гранен, переступив которые государство может стать тоталитарным, либо, напротив, ввергнет общество в анар¬хическую неуправляемость, противоборство антагонистических сил и своеволие эгоистических страстей.
Исследуя в начале века причины кризиса идей правового государства, П. Новгородцев писал: "Опыт жизни показал, что идеальные начала правового государства не только не могли быть немедленно осуществлены, но еще и заключали в себе, вместо пол-ной гармонии, известный антагонизм, который вообще делал их неосуществимыми в чистом и безусловном выражении"'. Поэто¬му п в конце XX в., когда мы говорим о правовых государствах Германии, Испании, Австрии, Швейцарии, Франции и др., следует
учитывать трудности реализации всех принципов правового го-сударства, их зависимость от состояния экономики и расстанов¬ки политических сил, от уровня социальной культуры и степени солидарности общественных интересов, от внешних факторов и взаимоотношений н мировом сообществе, от национальных и ис-торических особенностей страны, ее персоноцснтрнстскоп либо систсмоценгрнстской ориентации. Б. Кистяковский писал, что "нет единых и одних и тех же идей свободы личности, правового строя, конституционного государства, одинаковых для всех народов н времен, как пет капитализма или другой хозяйственной и обще¬ственной организации, одинаковой для всех стран. Все правовые идеи в сознании каждого отдельного народа получают своеоб¬разную окраску и свой собственный оттенок"1.
Такое своеобразие проявляется и в особенностях правово¬го государства различных стран мира, в специфике правовых институтов и процедур защиты прав человека. Поэтому для постижения правовой государственности наряду с его призна¬ками, системой процедур, механизмов защиты прав человека следует учитывать традиции, правовые представления особен¬ности правосознания народа, его социальной психологии. Про¬возглашение правовой государственности не есть конституци¬онная констатация уже достигнутого н завершенного процесса: это длительное развитие, переход от одной ступени формирова¬ния к другой.
Трансформацию представлений о правовом государстве можно наблюдать, анализируя смену теории Руссо, считавшего народную волю, выражаемую непосредственно и объективируе¬мую в общественном договоре, основой государства, теорией представительства Монтескье, который утверждал, что не на¬род, а лучшие из людей, стоящие выше обычного уровня, спо¬собны к управлению.
Теория народного суверенитета, выдвинутая Руссо, был; видоизменена: общая воля, по мнению Монтескье, Локка, раскрывается в решениях представительных (законодательных)! органов, наряду с которыми независимо существуют исполни тельная и судебная власти. Это создает условия в отношения "индивид — государство" для обеспечения приоритета прав и свобод человека.
Если народный суверенитет Руссо построен на отчужде-нии личностью своих прав в пользу общности, то у Локка и Монтескье неотчуждаемые права и свободы становятся ограни-чителями власти, первичны по отношению к пей. Если народ¬ный суверенитет у Руссо неотчуждаем и неделим, то сторонни-ки теории разделения властей считают его, наряду с правами человека, необходимым условием ограничения всевластия го¬сударства и сохранения свободы личности.
Однако сторонники теории правового государства пони-мали невозможность отъединения юридических свойств право¬вого государства от взаимоотношений индивидов и социальных общностей. Локк выдвигает принцип "согласия" как условие общественного договора, Монтескье отстаивает принцип "поли-тической свободы", которая необходима для обеспечения безо¬пасности гражданина или его уверенности в своей безопаснос¬ти. Кант, считая республику наиболее приемлемым и прочным государством, основанном па правовом законе, подчеркивает важность гражданской свободы, равенства, самостоятельности. Для Гегеля государство воплощает не только юридические на¬чала, но и разум, и свободу.
Русские либеральные юристы считали необходимым усло¬вием существования государства, основанного на праве, соли-дарность общества (Б. Кистяковскпй, С. Котляревский, П. Нов¬городцев). Последний расширил сферу факторов, необходи¬мых для существования правового государства: "Новые зада чи правового государства более чем какие-либо иные требуют укрепления и поддержки со стороны факторов нравственных, средств воспитания и всяких способов общественного воздей¬ствия на умы и характеры людей, долженствующими свобод¬ными усилиями общества создать более совершенное обще¬ство"1.
Таким образом, следует сделать следующие выводы.
Во-первых, теория правового государства не возникает сразу в законченном виде. Она видоизменяется и трансфор-мируется, дополняется новыми качествами. С появлением в ней принципа неотъемлемых естественных прав человека она обретает свое основное ценностное качество, становится определяющим ориентиром, высшим приоритетом. Для обеспече-ния этого принципа необходимы разделение властей, призван¬ное их уравновешивать; господство правового закона, осно¬ванное на таком законе ограничение индивидуализма с це¬лью предотвратить злоупотребления правами и свободами как самих граждан, так и злоупотребления, неправомерные дей¬ствия государства, всех его властей. Приоритет прав челове¬ка не снимает с него ответственности за надлежащее исполь¬зование своих прав и свобод и одновременно возлагает от¬ветственность за обеспечение этих прав на государство. Со¬здается особая правовая связь: взаимная ответственность го¬сударства и гражданина, которая не колеблет свободы после¬днего, но лишь стремится разумно сочетать свободу всех ин¬дивидов общества.
Во-вторых, практика формирования правового государства сложна и противоречива. В реальности чрезвычайно трудно воплотить те принципы правового государства, которые яви¬лись результатом поиска оптимальных ответов на основной вопрос: как строить отношения индивида и государства? Пра¬вовое государство развивается в преодолении трудностей и противоречий как чисто правового свойства, так и находящих¬ся вне правового поля. Формирование правового государства не одномоментная акция, а поэтапный процесс, который не име¬ет конечных границ.
В-третьих, правовое государство для выполнения своей основной функции — защиты и охраны прав и свобод граж-дан — должно быть оснащено системой процедур, механизмов, институтов, гарантирующих защиту субъективных прав чело¬века. Эти процедуры, механизмы, институты не являются неиз¬менными, они находятся в динамике, совершенствуются, при¬спосабливаясь к изменяющимся условиям жизни общества. Обширная и разнообразная система органов и процедур, защи¬щающих права человека, создает механизм, без которого не мо¬жет функционировать правовое государство: конституционные суды (ФРГ, Испания, Италия, Австрия, Россия), Конституцион¬ный Совет (Франция), Верховный суд (США), Государствен¬ный Совет (Италия), административные суды, суды общей юрис¬дикции, омбудсманы (Швеция, Испания, Великобритания, Фин¬ляндия, Франция, Польша и др.), медиатор-посредник (Франция) — вот далеко не полный перечень механизмов, обеспе-чивающих права и свободы человека.
Важное значение имеет принцип связанности законода-теля правами человека.
В-четвертых, правовое государство невозможно создать в обществе, раздираемом социальными противоречиями, конфрон¬тацией, политической борьбой, выходящей за пределы права. Правовое государство может существовать и успешно разви¬ваться в обществе, где есть согласие граждан относительно прин¬ципов его устройства, целей его развития, где свобода и права человека сопряжены с уважением и доверием сограждан к го¬сударственным учреждениям и друг другу. Нравственные фак¬торы, солидарность, объединение вокруг общепризнанных цен¬ностей — эти пеправовые факторы оказывают неоценимое вли¬яние на отношение к нравам человека, праву, законности. Как бы ни были прекрасны принципы правового государства, их никогда не удавалось воплотить в жизнь в атмосфере неста¬бильности, безверия, нравственной деградации общества. Цель правового государства — защищая права человека, обеспечить достоинство личности как неотъемлемый компонент культу¬ры общества, воплотившей многовековые представления о са-моопределяющемся человеке, свободном от нищеты, насилия, угнетения, унижения. В обеспечении достоинства огромная роль принадлежит характеру взаимоотношений человека и власти, при котором человек выступает не как объект команд и распо¬ряжений, а как равноправный партнер государства, участвую¬щий в принятии решений, осуществляющий в предусмотрен¬ных законом формах контроль за деятельностью властных структур, освобожденный от жесткой опеки государственной власти.
Коментариев: 0 | Просмотров: 91 |
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

    Другие новости по теме:
Добавление комментария
[not-wysywyg] [/not-wysywyg]
{bbcode}
[not-wysywyg] [/not-wysywyg]{wysiwyg}



ukrstroy.biz
ЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:
РАЗНОЕ:
ДРУЗЬЯ САЙТА:

Библиотека документов юриста

СЧЕТЧИКИ: