НАВИГАЦИЯ:
ЮРИДИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ:
- Курс государственного благоустройства[полицейское право] 1890 г. (Антонович А.Я.)
- О cущности правосознания (И.А. Ильин)
- Теория права и государства[воспроизводится по изданиям 1915 и 1956 г.г.] (И.А. Ильин)
- Типы господства (Макс Вебер)
- Происхождение семьи, частной собственности и государства 1986 г. (Фридрих Энгельс)
- Право и факт в римском праве 1898 г. (Покровский И.A.)
- Лекции по истории философии права 1914 г. (Новгородцев П.И.)
- План государственного преобразования (введение к уложению государственных законов 1809 г.) с приложением "Записки об устройстве судебных и правительственных учреждений в России" (1803 г.), статей "О государственных установлениях", "О крепостных людях" и Пермского письма к императору Александру (Сперанский М.М.)
- Анализ понятия о преступлении 1892 г. (Пусторослев П. П.)
- Общая теория права Элементарный очерк. По изданию 1911 г. (Хвостов В.М.)
- История философии права Университетская типография 1906 г. (Шершеневич Г.Ф.)
- Общая теория права Москва: издание Бр. Башмаковых, 1910 г. (Шершеневич Г.Ф.)
- Об юридических лицах по римскому праву (Суворов Н.С.)
РАЗНОЕ:
- Французское административное право (Г.Брэбан)
- Конституция РСФСР 1918 года (Чистяков О.И.)
- Конституция СССР 1924 года (Чистяков О.И.)
- Основы конституционного строя России (Румянцев О. Г.)
- Адвокатская этика (Барщевский М.Ю.)
- Советское гражданское право (Пушкин А.А., Маслов В.Ф.)
- Авторское право в издательском бизнесе и сми (М.А. Невская, Е.Е. Сухарев, Е.Н. Тарасова)
- Авторское право СССР (Антимонов Б.С., Флейшиц Е.А.)
- Интеллектуальная собственность (Мэггс П.Б., Сергеев А.П.)
- Корпоративное предпринимательство: от смысла к предмету (С.Б.Чернышев)
- Административные правонарушения (Борисов А.Н.)
РЕКЛАМА:
АРХИВ НОВОСТЕЙ:
Особое значение для эффективности системы конституционного контроля имеют юридические последствия решений Конституционного Суда и механизм их исполнения. В услови¬ях переходного периода проблема исполнения решений Кон¬ституционного Суда стоит особенно остро. Исходя из необхо¬димости обеспечения конституционной законности, верховен¬ства Конституции и соблюдения законов, защиты прав и свобод человека и гражданина Закон о Конституционном Суде, опре¬деляя юридическую силу решений, основывается на следую¬щих принципах. Во-первых, его решения являются общеобяза¬тельными. Статья 6 Закона указывает: "Решения Конституци¬онного Суда РФ обязательны на всей территории Российской Федерации для всех представительных, исполнительных и су¬дебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждении, организации, должно¬стных лиц, граждан п их объединении". Во-вторых, решения Конституционного Суда являются окончательными, обжалова¬нию не подлежа!; юридическая сила решения Конституцион¬ного Суда об аптнкопституционностн закона или нормативного акта не может быть преодолена повторным принятием анало¬гичного акта. В-третьих, решения Конституционного Судаес/мг/ пают в силу немедленно после их провозглашения; в ст. 80 о сроках исполнения решения принцип незамедлительного дей¬ствия устанавливается и для их исполнения, если иные сроки специально пе оговариваются в постановлении Конституцион¬ного Суда. Решения действуют непосредственно и не требуют подтверждения другими органами п должностными лицами.
Названные общие принципы занимают важное место в обес¬печении режима конституционной законности. Однако рати¬фикация Россией Европейской конвенции о защите прав чело¬века и основных с!зобод и признание ею обязательной юрис¬дикции Европейского суда по правам человека вносят опреде¬ленные коррективы в функционирование этого механизма. По вопросам прав и свобод человека решения Конституционного Суда РФ могут быть обжалованы в Европейский суд, если ин¬дивид, неправительственная организация или группа лиц со¬чтут, что их права, гарантируемые Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод, оказались нарушен¬ными п пе были защищены Конституционным Судом РФ. Та¬ким образом, положение ст. 79 Закона о Конституционном Суде РФ, согласно которому решение Суда окончательно, не подле¬жит обжалованию и вступает в силу немедленно, утрачивает свой императивный характер и нуждается в корректировке.
Подчеркивая значение взаимодействия европейских и на-циональных органов в защите закрепленных в Конвенции прав и свобод, Председатель Европейского суда по правам человека Р. Рисдал вместе с тем отмечает, что возглавляемый им Суд может служить лишь последним прибежищем для граждан. "Никто не должен рассчитывать получить от пего больше, чем содействие выполнению национальными судами их задачи по защите нрав человека"'.
Нормативные акты пли их отдельные положения, признан¬ные неконституционными, утрачивают силу и не подлежат ис¬полнению. Особое значение в этом смысле имеет порядок ин¬формирования судов общей юрисдикции, обратившихся с зап¬росами по поводу конституционности закона, подлежащего при¬менению в конкретном деле. Это важно, поскольку обычный суд, обратившись в Конституционный Суд, как правило приос-танавливает производство по делу или исполнение принятого судом решения. По этому поводу специально указывается, что решения судов и иных органов, основанные на актах, признан¬ных неконституционными, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены в установленных федеральным законом случаях (ст. 79). На основании ч. 3 ст. 79 и ч. 2 ст. 100 Закона Конституционный Суд в своем постановлении может конкрет¬но определить порядок и степень пересмотра принятого ранее судом решения но делу. Важное значение имеет норма Закона о непосредственном (прямом) действии и применении норм Конституции в случаях, когда в результате признания акта не¬конституционным создается пробел в правовом регулировании.
Решения Конституционного Суда играют важную юриди¬ческую роль н в том смысле, что обычно Конституционны/! Суд в своих постановлениях даст указания (рекомендации) зако¬нодателю о необходимости внести определенные коррективы в действующее законодательство пли о принятии новых законов для устранения пробелов, возникших в результате признания правовых норм неконституционными. При этом Суд конкрет¬но определяет основные положения и содержательные пара¬метры будущего закона. Так, в п. 3 постановления о забастов¬ках Конституционный Суд указал, что Федеральному Собра¬нию РФ в соответствии с ч. 4 ст. 37 Конституции РФ надлежит определить условия и основания ограничения права на забас-товку и связанные с этим необходимые компенсационные ме¬ханизмы и процедуры разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов).
В гл. VIII Закона о решениях Конституционного Суда так¬же содержатся специальные нормы о порядке разъяснения и исправления допущенных им неточностей (ст. 82 и 83 Закона). Решения могут быть официально разъяснены только самим Конституционным Судом в пленарном заседании или заседа-нии палаты, принявшей эти решения. С ходатайством о разъяснении могут обратиться органы и лица, имеющие право на об-ращение в Конституционный Суд, а также другие органы и лица, которым направляется решение. Разъяснение оформляется Судом в виде определения, которое излагается отдельным до¬кументом и публикуется в тех изданиях, что и само решение. Подобные нормы направлены не только па обеспечение четкос¬ти и ясности решений, но и на укрепление авторитета самого Суда и эффективности его деятельности.
С целью обеспечить неуклонное исполнение решений Кон-ституционного Суда Закон предусматривает необходимость ус-тановить юридическую ответственность за неисполнение, ненад¬лежащее исполнение либо воспрспятствование исполнению ре¬шения Конституционного Суда (ст. 81 Закона). Такая ответ¬ственность устанавливается федеральным законом, в котором должны быть предусмотрены конкретные виды и порядок при¬влечения к ответственности за неисполнение решений Консти¬туционного Суда; однако этот закон до сих пор не принят. По¬добная ответственность может быть предусмотрена также спе¬циальными нормами Уголовного кодекса или Кодекса об адми¬нистративных правонарушениях, как это имеет место в других странах, однако действующее законодательство таких норм не содержит. Этот пробел в законодательстве необходимо устра¬нить, так как процесс исполнения решений Конституционного Суда на практике сталкивается с немалыми трудностями. Так, постановление Конституционного Суда от 23 мая 1995 г. о про¬верке конституционности статей 2' и 16 Закона РСФСР ог 18 октября 1991 г. "О реабилитации жертв политических репрес¬сий" в редакции от 3 сентября 1993 г. начало исполняться лишь после продолжительной переписки с рядом государственных органов. Сам Конституционный Суд не наделен принудитель¬ными средствами исполнения своих решений. Как правило, эта обязанность возлагается па другие властные структуры.
В гл. IX —XV Закона применительно к отдельным видам конституционного производства устанавливаются конкретные процедуры п определенные обязанности по выполнению при-нятого Судом решения. Так, в ст. 100 "Итоговое решение по делу" указывается, какое решение может принять Конституци-онны!! Суд по итогам рассмотрения жалобы на нарушение за-коном конституционных прав и свобод граждан. В статье так¬же определяются правовые последствия такого решения: если Конституционный Суд признает закон, примененный в конк-ретном деле, не соответствующим Конституции, данное дело в любом случае подлежит пересмотру компетентным органом в обычном порядке.
Названные общие принципы занимают важное место в обес¬печении режима конституционной законности. Однако рати¬фикация Россией Европейской конвенции о защите прав чело¬века и основных с!зобод и признание ею обязательной юрис¬дикции Европейского суда по правам человека вносят опреде¬ленные коррективы в функционирование этого механизма. По вопросам прав и свобод человека решения Конституционного Суда РФ могут быть обжалованы в Европейский суд, если ин¬дивид, неправительственная организация или группа лиц со¬чтут, что их права, гарантируемые Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод, оказались нарушен¬ными п пе были защищены Конституционным Судом РФ. Та¬ким образом, положение ст. 79 Закона о Конституционном Суде РФ, согласно которому решение Суда окончательно, не подле¬жит обжалованию и вступает в силу немедленно, утрачивает свой императивный характер и нуждается в корректировке.
Подчеркивая значение взаимодействия европейских и на-циональных органов в защите закрепленных в Конвенции прав и свобод, Председатель Европейского суда по правам человека Р. Рисдал вместе с тем отмечает, что возглавляемый им Суд может служить лишь последним прибежищем для граждан. "Никто не должен рассчитывать получить от пего больше, чем содействие выполнению национальными судами их задачи по защите нрав человека"'.
Нормативные акты пли их отдельные положения, признан¬ные неконституционными, утрачивают силу и не подлежат ис¬полнению. Особое значение в этом смысле имеет порядок ин¬формирования судов общей юрисдикции, обратившихся с зап¬росами по поводу конституционности закона, подлежащего при¬менению в конкретном деле. Это важно, поскольку обычный суд, обратившись в Конституционный Суд, как правило приос-танавливает производство по делу или исполнение принятого судом решения. По этому поводу специально указывается, что решения судов и иных органов, основанные на актах, признан¬ных неконституционными, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены в установленных федеральным законом случаях (ст. 79). На основании ч. 3 ст. 79 и ч. 2 ст. 100 Закона Конституционный Суд в своем постановлении может конкрет¬но определить порядок и степень пересмотра принятого ранее судом решения но делу. Важное значение имеет норма Закона о непосредственном (прямом) действии и применении норм Конституции в случаях, когда в результате признания акта не¬конституционным создается пробел в правовом регулировании.
Решения Конституционного Суда играют важную юриди¬ческую роль н в том смысле, что обычно Конституционны/! Суд в своих постановлениях даст указания (рекомендации) зако¬нодателю о необходимости внести определенные коррективы в действующее законодательство пли о принятии новых законов для устранения пробелов, возникших в результате признания правовых норм неконституционными. При этом Суд конкрет¬но определяет основные положения и содержательные пара¬метры будущего закона. Так, в п. 3 постановления о забастов¬ках Конституционный Суд указал, что Федеральному Собра¬нию РФ в соответствии с ч. 4 ст. 37 Конституции РФ надлежит определить условия и основания ограничения права на забас-товку и связанные с этим необходимые компенсационные ме¬ханизмы и процедуры разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов).
В гл. VIII Закона о решениях Конституционного Суда так¬же содержатся специальные нормы о порядке разъяснения и исправления допущенных им неточностей (ст. 82 и 83 Закона). Решения могут быть официально разъяснены только самим Конституционным Судом в пленарном заседании или заседа-нии палаты, принявшей эти решения. С ходатайством о разъяснении могут обратиться органы и лица, имеющие право на об-ращение в Конституционный Суд, а также другие органы и лица, которым направляется решение. Разъяснение оформляется Судом в виде определения, которое излагается отдельным до¬кументом и публикуется в тех изданиях, что и само решение. Подобные нормы направлены не только па обеспечение четкос¬ти и ясности решений, но и на укрепление авторитета самого Суда и эффективности его деятельности.
С целью обеспечить неуклонное исполнение решений Кон-ституционного Суда Закон предусматривает необходимость ус-тановить юридическую ответственность за неисполнение, ненад¬лежащее исполнение либо воспрспятствование исполнению ре¬шения Конституционного Суда (ст. 81 Закона). Такая ответ¬ственность устанавливается федеральным законом, в котором должны быть предусмотрены конкретные виды и порядок при¬влечения к ответственности за неисполнение решений Консти¬туционного Суда; однако этот закон до сих пор не принят. По¬добная ответственность может быть предусмотрена также спе¬циальными нормами Уголовного кодекса или Кодекса об адми¬нистративных правонарушениях, как это имеет место в других странах, однако действующее законодательство таких норм не содержит. Этот пробел в законодательстве необходимо устра¬нить, так как процесс исполнения решений Конституционного Суда на практике сталкивается с немалыми трудностями. Так, постановление Конституционного Суда от 23 мая 1995 г. о про¬верке конституционности статей 2' и 16 Закона РСФСР ог 18 октября 1991 г. "О реабилитации жертв политических репрес¬сий" в редакции от 3 сентября 1993 г. начало исполняться лишь после продолжительной переписки с рядом государственных органов. Сам Конституционный Суд не наделен принудитель¬ными средствами исполнения своих решений. Как правило, эта обязанность возлагается па другие властные структуры.
В гл. IX —XV Закона применительно к отдельным видам конституционного производства устанавливаются конкретные процедуры п определенные обязанности по выполнению при-нятого Судом решения. Так, в ст. 100 "Итоговое решение по делу" указывается, какое решение может принять Конституци-онны!! Суд по итогам рассмотрения жалобы на нарушение за-коном конституционных прав и свобод граждан. В статье так¬же определяются правовые последствия такого решения: если Конституционный Суд признает закон, примененный в конк-ретном деле, не соответствующим Конституции, данное дело в любом случае подлежит пересмотру компетентным органом в обычном порядке.
Коментариев: 0 | Просмотров: 85 |
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
Другие новости по теме:
- Решения Конституционного Суда РФ, их виды, порядок принятия и юридическое ...
- Конституционный Суд Российской Федерации
- Правовые позиции Конституционного Суда России
- Итоговое решение и его юридические последствия
- Итоговое решение и его юридические последствия
-
Напечатать Комментарии (0)
ЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:
- Уголовно-правовая
- Гражданско-правовая
- Государственно-правовая
РАЗНОЕ:
- Административно-государственное управление в странах запада: США, Великобритания, Франция, Германия (Василенко И. А.)
- Государственное управление и государственная служба за рубежом (В.В.Чубинский)
- Деятельность органов местного самоуправления в области охраны окружающей среды в Российской Федерации (Алексеев А.П.)
- Законодательный процесс. Понятие. Институты. Стадии. (Васильев Р.Ф.)
- Иностранное конституционное право (В.В.Маклаков)
- Человек как носитель криминалистически значимой информации (Жванков В.А.)
- Криминалистическая характеристика преступных групп (Быков В.М.)
- Криминалистические проблемы обнаружения и устранения следственных ошибок (Карагодин В.Н., Морозова Е.В.)
- Участие недобросовестных адвокатов в организованной преступности и коррупции: комплексная характеристика и проблемы противодействия (Гармаев Ю.П.)
- В поисках истины (Ищенко Е. П., Любарский М. Г.)
- Деятельность экспертно-криминалистических подразделений органов внутренних дел по применению экспертно-криминалистических методов и средств в раскрытии и расследовании преступлений (В. А. Снетков)
- Теория и практика проверки показаний на месте (Л.Я. Драпкин, А.А. Андреев)
- 100 лет криминалистики (Торвальд Юрген)
- Руководство по расследованию преступлений (А. В. Гриненко)
- Осмотр места происшествия (А.И. Дворкин)
- Конституция России: природа, эволюция, современность (С.А.Авакьян)
- Конституционное правосудие. Судебное конституционное право и процесс (Н.В. Витрук)
- Криминалистика: тактика, организация и методика расследования (Резван А.П., Субботина М.В., Харченко Ю.В.)
- Криминалистика. Проблемы и мнения (1962-2002) (Бахин В.П.)
- Криминалистика: проблемы, тенденции, перспективы (Белкин Р. С.)
- Криминалистика: проблемы сегодняшнего дня (Белкин Р. С.)
- Российское законодательство на современном этапе (Н.А.Васецкий, Ю.К.Краснов)
- Права человека (Е. А. Лукашева)
- Справочник прокурора (Трикс А.В.)
- Правовые позиции Конституционного Суда России (Лазарев Л.В.)
- Проблемы уголовного наказания в теории, законодательстве и судебной практике (В. К. Дуюнов)
- Практика применения уголовного кодекса (А.В. Наумов)
- Уголовные преступления и наказания (А.Б. Смушкин)
- Экономические преступления (Волженкин Б. В.)
- Гарантии прав участников уголовного судопроизводства Российской Федерации (Волколуп О.В., Чупилкин Ю.Б.)
- Меры пресечения в российском уголовном процессе (Михайлов В.А.)
- Отказ от обвинения в системе уголовно-процессуальных актов (Землянухин А.В.)
- Типология уголовного судопроизводства (Смирнов А.В.)
- Учение об объекте преступления (Г.П. Новоселов)
- Дифференциация уголовной ответственности (Лесниевски-Костарева Т. А.)
- Теория доказательств (Владислав Лоер)
- Искусство защиты в суде присяжных (Мельник В.В.)
- Субъективное вменение и его значение в уголовном праве (В. А. Якушин)
- Психология преступника и расследования преступлений (Антонян Ю.М., Еникеев М.И., Эминов В.Е.)
- Курс международного уголовного права (Э.Нарбутаев, Ф.Сафаев) (Республика Узбекистан)
- Деятельное раскаяние в совершенном преступлении (Щерба C., Савкин А.В.)
- Право на юридическую помощь: конституционные аспекты (Р.Г. Мельниченко)
- Юридический статус личности в России (Воеводин Л.Д.)
- Российское гражданство (Кутафин)
- Законность в Российской Федерации (Тихомиров Ю. А., Сухарев А. Я., Демидов И. Ф.)
- Экономическое правосудие в России: прошлое, настоящее, будущее (М.И. Клеандров)
- Третья власть в России. Очерки о правосудии, законности и судебной реформе 1990-1996 гг. (Бойков А.Д.)
- Закон: создание и толкование (Пиголкин А.С.)
- Актуальные вопросы уголовного процесса современной России
- Уголовно-правовое регулирование. Механизм и система. (Н.М.Кропачев)
- Уголовно-правовая политика и пути ее реализации (Беляев Н. А.)
- Практика уголовного сыска (В.Румянцев, В.Перевертов)
- Судебная экспертиза (экспертология) (В.А.Назаров)
- Адвокатура и власть (Бойков А.Д.)
- Справочник адвоката: Консультации, защита в суде, образцы документов (Данилов Е.П.)
ДРУЗЬЯ САЙТА:
Библиотека документов юриста
СЧЕТЧИКИ: