Сегодня
НАВИГАЦИЯ:
ЮРИДИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ:
РАЗНОЕ:
РЕКЛАМА:
АРХИВ НОВОСТЕЙ:
Уголовно-процессуальные документы, образцы протоколов, образцы постановлений, бланки документов, юридическая литература. » Права человека » Административный порядок обжалования решений и действий (бездействия) органов исполнительной власти и их должностных лиц
Административный порядок обжалования решений и действий (бездействия) органов исполнительной власти и их должностных лиц
 (голосов: 0)
  Права человека | Автор: admin | 11-06-2010, 15:34
Административный порядок разрешения жалоб на действи] органов исполнительной власти и их должностных лиц пре; ставляст одну из форм административно-правовой защиты пра! и свобод человека и гражданина. Суть его состоит в том, что здесь применяется принцип подчиненности и подотчетности нижестоящих органов исполнительной власти вышестоящим, т. е. принцип субординации.
Наряду с судебной защитой прав и свобод граждан адми| ннстративнын (внесудебный) порядок рассмотрения жалоб ев* зан прежде всего с защитой их конституционных прав, а также| прав, установленных законодательством РФ в сфере социальД ной политики государства, развития культуры, пауки, образова-ния, в сфере защиты собственности, трудовых, жилищных прав граждан. Естественно, административный порядок рассмотре-ния жалоб граждан, т. е. административно-правовых споров между ними и органом государственной (исполнительной) вла-сти, требует четкого правового регулирования.
К сожалению, на законодательном уровне процедура рас-смотрения жалоб граждан в органах государственной власти до сих пор не урегулирована. Здесь продолжает действовать Указ Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1968 г. (в редакции Указа от 4 марта 1980 г.), а также Указ Президи¬ума Верховного Совета СССР от 2 февраля 1988 г.1, исклю¬чивший рассмотрение анонимных жалоб. Продолжает действо¬вать и постановление Совета Министров СССР от 13 октября 1981 г.2 о делопроизводстве по предложениям, заявлениям и
жалобам граждан в государственных органах, па предприяти-ях, в учреждениях, организациях.
Упомянутым Указом о порядке рассмотрения предложе-ний, заявлении п жалоб граждан запрещено пересылать жало-бы тем лицам, действия которых обжалуются. Установлен и срок разбирательства — не позднее 15 дней со дня их получе-ния. Если же требуется дополнительная проверка, истребова-ние необходимых материалов, указанный срок может быть про¬длен, по не более чем на месяц, по решению руководителя соот¬ветствующего органа с обязательным извещением об этом лица, подавшего жалобу.
Принятое решение также может быть обжаловано в выше-стоящий орган (должностному лицу) либо в суд.
Следует отметить, что анонимные жалобы, которые рассмот-рению в установленном порядке не подлежат, нередко являют¬ся сигналом или дополнительной информацией при осуществ¬лении проверок деятельности тех пли иных органов либо дол-жностных лиц.
Установив лишь общие положения, касающиеся порядка административного обжалования решений и действий органов (должностных лиц) исполнительной власти, законодатель не позаботился определить четкую процедуру рассмотрения та-ких дел, что затрудняет; защиту прав п законных интересов граж¬дан.
В федеральном законе об обращении граждан должны быть урегулированы основные вопросы личного приема граждан в органах исполнительной власти и в местной администрации. Пока же действуют отдельные ведомственные нормативные правовые акты, определяющие порядок личного приема граж¬дан, перечень уполномоченных должностных лиц, распределе¬ние обязанностей между ними. Однако в большинстве случаев дело ограничивается установлением дней и часов приема и ре¬гистрации заявлений и жалоб. Причем нередко встречаются факты отказа должностных лиц в письменной форме изложить мотивы отклонения жалобы.
Только на уровне Администрации Президента РФ урегули¬рован порядок рассмотрения обращений граждан к Президенту. Создано Управление Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан. Указом Президента утверждено Положение об управлении'. Основными функциями этого органа являются: рассмотрение устных п письменных обраще-ний граждан, анализ обращений, информационно-справочная и аналитическая работа в этой области. Управление обязано сво-евременно рассматривать обращения граждан, направлять их в органы, компетентные разрешать поставленные в обращениях вопросы; контролировать своевременное выполнение органами исполнительной власти (федеральными и субъектов РФ) пору-чений по обращениям граждан; извещать граждан о результатах рассмотрения в Управлении их обращений. В Приемной Адми-1 нистрацни Президента РФ организован личный прием граж¬дан уполномоченными на то должностными лицами. В настоя¬щее время в Аппарате Правительства РФ создан Отдел по рабо¬те с обращениями граждан. Связана организация такого отдела 1 с решением Президента РФ разделить соответствующие функ¬ции Администрации Президента РФ и Аппарата Правительства РФ.
- Что касается федеральных министерств и ведомств, то у них единого порядка организации рассмотрения жалоб и дру¬гих обращений граждан не наблюдается. В одних ведомствах система рассмотрения жалоб централизована (они после реги-страции поступают в секретариаты руководителя ведомства и его заместителей), в других они направляются непосредственно в департаменты и другие структурные подразделения. В одних ведомствах жалобы рассматриваются уполномоченными долж-ностными лицами непосредственно, в других они лишь регист-рируются и направляются на места. Нет единства в практике министерств и ведомств по организации контроля за рассмотре-нием жалоб и реализации принятых по ним решений. Все это также свидетельствует о необходимости принятия федерально-го закона, который бы установил наиболее важные общие прави¬ла работы с жалобами и другими обращениями граждан.
А пока такого федерального закона нет, соответствующие акты принимаются на уровне субъектов Российской Федера¬ции. Например, в Москве действует Закон "Об обращениях граждан", принятый Московской городской Думой 18 июня. 1997 г.2 В нем отдельная глава посвящена административному'
порядку рассмотрения жалоб. Согласно Закону жалоба пода-ется в те вышестоящие в порядке подчиненности органы госу-дарственной власти п на имя тех должностных лиц, в непосред-ственном подчинении которых находятся органы власти города и должностные лица, решения которых, а также неправомерные действия (бездействие) обжалуются. Установлены определен-ные сроки подачи жалоб и возможность их продления. Зако¬ном предусмотрено, что гражданин вправе лично довести до сведения лица, рассматривающего жалобу, факт нарушения его законных интересов, присутствовать при рассмотрении жалобы и знакомиться с итоговыми материалами по ее проверке; пред-ставлять дополнительные сведения или ходатайства, получать в установленный срок официальный письменный ответ о ре-зультатах рассмотрения жалобы, пользоваться услугами дове-ренного лица, адвоката, обжаловать принятое по жалобе реше-ние в вышестоящий в порядке подчиненности орган или в суд; требовать возмещения морального и материального ущерба. В Законе определены также обязанности должностных лиц, в ком-петенцию которых входит рассмотрение жалоб, порядок при-нятия решения но жалобе.
Если жалоба удовлетворена, то орган (должностное лицо), вынесший решение по жалобе, обязан принять необходимые меры для восстановления нарушенного права гражданина, принести ему извинения в письменной форме, а также по просьбе граж¬данина проинформировать об этом заинтересованных в рас¬смотрении жалобы лиц.
Следует отметить, что административный порядок рассмот¬рения жалоб и иных обращений граждан как правозащитный механизм объективно необходим, причем он ни в коей мерс не снижает значимости судебной защиты прав и свобод, тем более что человек вправе сам избрать судебный внесудебный способ рассмотрения его административно-правового спора с органом власти. Кроме того, обжалование тех или иных решений или действий в административном порядке не закрывает путь к су¬дебному обжалованию противоправных решений органов исполнительной власти и их должностных лиц.
Коментариев: 0 | Просмотров: 80 |
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

    Другие новости по теме:
Добавление комментария
[not-wysywyg] [/not-wysywyg]
{bbcode}
[not-wysywyg] [/not-wysywyg]{wysiwyg}



ukrstroy.biz
ЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:
РАЗНОЕ:
ДРУЗЬЯ САЙТА:

Библиотека документов юриста

СЧЕТЧИКИ: