НАВИГАЦИЯ:
ЮРИДИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ:
- Курс государственного благоустройства[полицейское право] 1890 г. (Антонович А.Я.)
- О cущности правосознания (И.А. Ильин)
- Теория права и государства[воспроизводится по изданиям 1915 и 1956 г.г.] (И.А. Ильин)
- Типы господства (Макс Вебер)
- Происхождение семьи, частной собственности и государства 1986 г. (Фридрих Энгельс)
- Право и факт в римском праве 1898 г. (Покровский И.A.)
- Лекции по истории философии права 1914 г. (Новгородцев П.И.)
- План государственного преобразования (введение к уложению государственных законов 1809 г.) с приложением "Записки об устройстве судебных и правительственных учреждений в России" (1803 г.), статей "О государственных установлениях", "О крепостных людях" и Пермского письма к императору Александру (Сперанский М.М.)
- Анализ понятия о преступлении 1892 г. (Пусторослев П. П.)
- Общая теория права Элементарный очерк. По изданию 1911 г. (Хвостов В.М.)
- История философии права Университетская типография 1906 г. (Шершеневич Г.Ф.)
- Общая теория права Москва: издание Бр. Башмаковых, 1910 г. (Шершеневич Г.Ф.)
- Об юридических лицах по римскому праву (Суворов Н.С.)
РАЗНОЕ:
- Французское административное право (Г.Брэбан)
- Конституция РСФСР 1918 года (Чистяков О.И.)
- Конституция СССР 1924 года (Чистяков О.И.)
- Основы конституционного строя России (Румянцев О. Г.)
- Адвокатская этика (Барщевский М.Ю.)
- Советское гражданское право (Пушкин А.А., Маслов В.Ф.)
- Авторское право в издательском бизнесе и сми (М.А. Невская, Е.Е. Сухарев, Е.Н. Тарасова)
- Авторское право СССР (Антимонов Б.С., Флейшиц Е.А.)
- Интеллектуальная собственность (Мэггс П.Б., Сергеев А.П.)
- Корпоративное предпринимательство: от смысла к предмету (С.Б.Чернышев)
- Административные правонарушения (Борисов А.Н.)
РЕКЛАМА:
АРХИВ НОВОСТЕЙ:
Административный порядок разрешения жалоб на действи] органов исполнительной власти и их должностных лиц пре; ставляст одну из форм административно-правовой защиты пра! и свобод человека и гражданина. Суть его состоит в том, что здесь применяется принцип подчиненности и подотчетности нижестоящих органов исполнительной власти вышестоящим, т. е. принцип субординации.
Наряду с судебной защитой прав и свобод граждан адми| ннстративнын (внесудебный) порядок рассмотрения жалоб ев* зан прежде всего с защитой их конституционных прав, а также| прав, установленных законодательством РФ в сфере социальД ной политики государства, развития культуры, пауки, образова-ния, в сфере защиты собственности, трудовых, жилищных прав граждан. Естественно, административный порядок рассмотре-ния жалоб граждан, т. е. административно-правовых споров между ними и органом государственной (исполнительной) вла-сти, требует четкого правового регулирования.
К сожалению, на законодательном уровне процедура рас-смотрения жалоб граждан в органах государственной власти до сих пор не урегулирована. Здесь продолжает действовать Указ Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1968 г. (в редакции Указа от 4 марта 1980 г.), а также Указ Президи¬ума Верховного Совета СССР от 2 февраля 1988 г.1, исклю¬чивший рассмотрение анонимных жалоб. Продолжает действо¬вать и постановление Совета Министров СССР от 13 октября 1981 г.2 о делопроизводстве по предложениям, заявлениям и
жалобам граждан в государственных органах, па предприяти-ях, в учреждениях, организациях.
Упомянутым Указом о порядке рассмотрения предложе-ний, заявлении п жалоб граждан запрещено пересылать жало-бы тем лицам, действия которых обжалуются. Установлен и срок разбирательства — не позднее 15 дней со дня их получе-ния. Если же требуется дополнительная проверка, истребова-ние необходимых материалов, указанный срок может быть про¬длен, по не более чем на месяц, по решению руководителя соот¬ветствующего органа с обязательным извещением об этом лица, подавшего жалобу.
Принятое решение также может быть обжаловано в выше-стоящий орган (должностному лицу) либо в суд.
Следует отметить, что анонимные жалобы, которые рассмот-рению в установленном порядке не подлежат, нередко являют¬ся сигналом или дополнительной информацией при осуществ¬лении проверок деятельности тех пли иных органов либо дол-жностных лиц.
Установив лишь общие положения, касающиеся порядка административного обжалования решений и действий органов (должностных лиц) исполнительной власти, законодатель не позаботился определить четкую процедуру рассмотрения та-ких дел, что затрудняет; защиту прав п законных интересов граж¬дан.
В федеральном законе об обращении граждан должны быть урегулированы основные вопросы личного приема граждан в органах исполнительной власти и в местной администрации. Пока же действуют отдельные ведомственные нормативные правовые акты, определяющие порядок личного приема граж¬дан, перечень уполномоченных должностных лиц, распределе¬ние обязанностей между ними. Однако в большинстве случаев дело ограничивается установлением дней и часов приема и ре¬гистрации заявлений и жалоб. Причем нередко встречаются факты отказа должностных лиц в письменной форме изложить мотивы отклонения жалобы.
Только на уровне Администрации Президента РФ урегули¬рован порядок рассмотрения обращений граждан к Президенту. Создано Управление Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан. Указом Президента утверждено Положение об управлении'. Основными функциями этого органа являются: рассмотрение устных п письменных обраще-ний граждан, анализ обращений, информационно-справочная и аналитическая работа в этой области. Управление обязано сво-евременно рассматривать обращения граждан, направлять их в органы, компетентные разрешать поставленные в обращениях вопросы; контролировать своевременное выполнение органами исполнительной власти (федеральными и субъектов РФ) пору-чений по обращениям граждан; извещать граждан о результатах рассмотрения в Управлении их обращений. В Приемной Адми-1 нистрацни Президента РФ организован личный прием граж¬дан уполномоченными на то должностными лицами. В настоя¬щее время в Аппарате Правительства РФ создан Отдел по рабо¬те с обращениями граждан. Связана организация такого отдела 1 с решением Президента РФ разделить соответствующие функ¬ции Администрации Президента РФ и Аппарата Правительства РФ.
- Что касается федеральных министерств и ведомств, то у них единого порядка организации рассмотрения жалоб и дру¬гих обращений граждан не наблюдается. В одних ведомствах система рассмотрения жалоб централизована (они после реги-страции поступают в секретариаты руководителя ведомства и его заместителей), в других они направляются непосредственно в департаменты и другие структурные подразделения. В одних ведомствах жалобы рассматриваются уполномоченными долж-ностными лицами непосредственно, в других они лишь регист-рируются и направляются на места. Нет единства в практике министерств и ведомств по организации контроля за рассмотре-нием жалоб и реализации принятых по ним решений. Все это также свидетельствует о необходимости принятия федерально-го закона, который бы установил наиболее важные общие прави¬ла работы с жалобами и другими обращениями граждан.
А пока такого федерального закона нет, соответствующие акты принимаются на уровне субъектов Российской Федера¬ции. Например, в Москве действует Закон "Об обращениях граждан", принятый Московской городской Думой 18 июня. 1997 г.2 В нем отдельная глава посвящена административному'
порядку рассмотрения жалоб. Согласно Закону жалоба пода-ется в те вышестоящие в порядке подчиненности органы госу-дарственной власти п на имя тех должностных лиц, в непосред-ственном подчинении которых находятся органы власти города и должностные лица, решения которых, а также неправомерные действия (бездействие) обжалуются. Установлены определен-ные сроки подачи жалоб и возможность их продления. Зако¬ном предусмотрено, что гражданин вправе лично довести до сведения лица, рассматривающего жалобу, факт нарушения его законных интересов, присутствовать при рассмотрении жалобы и знакомиться с итоговыми материалами по ее проверке; пред-ставлять дополнительные сведения или ходатайства, получать в установленный срок официальный письменный ответ о ре-зультатах рассмотрения жалобы, пользоваться услугами дове-ренного лица, адвоката, обжаловать принятое по жалобе реше-ние в вышестоящий в порядке подчиненности орган или в суд; требовать возмещения морального и материального ущерба. В Законе определены также обязанности должностных лиц, в ком-петенцию которых входит рассмотрение жалоб, порядок при-нятия решения но жалобе.
Если жалоба удовлетворена, то орган (должностное лицо), вынесший решение по жалобе, обязан принять необходимые меры для восстановления нарушенного права гражданина, принести ему извинения в письменной форме, а также по просьбе граж¬данина проинформировать об этом заинтересованных в рас¬смотрении жалобы лиц.
Следует отметить, что административный порядок рассмот¬рения жалоб и иных обращений граждан как правозащитный механизм объективно необходим, причем он ни в коей мерс не снижает значимости судебной защиты прав и свобод, тем более что человек вправе сам избрать судебный внесудебный способ рассмотрения его административно-правового спора с органом власти. Кроме того, обжалование тех или иных решений или действий в административном порядке не закрывает путь к су¬дебному обжалованию противоправных решений органов исполнительной власти и их должностных лиц.
Наряду с судебной защитой прав и свобод граждан адми| ннстративнын (внесудебный) порядок рассмотрения жалоб ев* зан прежде всего с защитой их конституционных прав, а также| прав, установленных законодательством РФ в сфере социальД ной политики государства, развития культуры, пауки, образова-ния, в сфере защиты собственности, трудовых, жилищных прав граждан. Естественно, административный порядок рассмотре-ния жалоб граждан, т. е. административно-правовых споров между ними и органом государственной (исполнительной) вла-сти, требует четкого правового регулирования.
К сожалению, на законодательном уровне процедура рас-смотрения жалоб граждан в органах государственной власти до сих пор не урегулирована. Здесь продолжает действовать Указ Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1968 г. (в редакции Указа от 4 марта 1980 г.), а также Указ Президи¬ума Верховного Совета СССР от 2 февраля 1988 г.1, исклю¬чивший рассмотрение анонимных жалоб. Продолжает действо¬вать и постановление Совета Министров СССР от 13 октября 1981 г.2 о делопроизводстве по предложениям, заявлениям и
жалобам граждан в государственных органах, па предприяти-ях, в учреждениях, организациях.
Упомянутым Указом о порядке рассмотрения предложе-ний, заявлении п жалоб граждан запрещено пересылать жало-бы тем лицам, действия которых обжалуются. Установлен и срок разбирательства — не позднее 15 дней со дня их получе-ния. Если же требуется дополнительная проверка, истребова-ние необходимых материалов, указанный срок может быть про¬длен, по не более чем на месяц, по решению руководителя соот¬ветствующего органа с обязательным извещением об этом лица, подавшего жалобу.
Принятое решение также может быть обжаловано в выше-стоящий орган (должностному лицу) либо в суд.
Следует отметить, что анонимные жалобы, которые рассмот-рению в установленном порядке не подлежат, нередко являют¬ся сигналом или дополнительной информацией при осуществ¬лении проверок деятельности тех пли иных органов либо дол-жностных лиц.
Установив лишь общие положения, касающиеся порядка административного обжалования решений и действий органов (должностных лиц) исполнительной власти, законодатель не позаботился определить четкую процедуру рассмотрения та-ких дел, что затрудняет; защиту прав п законных интересов граж¬дан.
В федеральном законе об обращении граждан должны быть урегулированы основные вопросы личного приема граждан в органах исполнительной власти и в местной администрации. Пока же действуют отдельные ведомственные нормативные правовые акты, определяющие порядок личного приема граж¬дан, перечень уполномоченных должностных лиц, распределе¬ние обязанностей между ними. Однако в большинстве случаев дело ограничивается установлением дней и часов приема и ре¬гистрации заявлений и жалоб. Причем нередко встречаются факты отказа должностных лиц в письменной форме изложить мотивы отклонения жалобы.
Только на уровне Администрации Президента РФ урегули¬рован порядок рассмотрения обращений граждан к Президенту. Создано Управление Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан. Указом Президента утверждено Положение об управлении'. Основными функциями этого органа являются: рассмотрение устных п письменных обраще-ний граждан, анализ обращений, информационно-справочная и аналитическая работа в этой области. Управление обязано сво-евременно рассматривать обращения граждан, направлять их в органы, компетентные разрешать поставленные в обращениях вопросы; контролировать своевременное выполнение органами исполнительной власти (федеральными и субъектов РФ) пору-чений по обращениям граждан; извещать граждан о результатах рассмотрения в Управлении их обращений. В Приемной Адми-1 нистрацни Президента РФ организован личный прием граж¬дан уполномоченными на то должностными лицами. В настоя¬щее время в Аппарате Правительства РФ создан Отдел по рабо¬те с обращениями граждан. Связана организация такого отдела 1 с решением Президента РФ разделить соответствующие функ¬ции Администрации Президента РФ и Аппарата Правительства РФ.
- Что касается федеральных министерств и ведомств, то у них единого порядка организации рассмотрения жалоб и дру¬гих обращений граждан не наблюдается. В одних ведомствах система рассмотрения жалоб централизована (они после реги-страции поступают в секретариаты руководителя ведомства и его заместителей), в других они направляются непосредственно в департаменты и другие структурные подразделения. В одних ведомствах жалобы рассматриваются уполномоченными долж-ностными лицами непосредственно, в других они лишь регист-рируются и направляются на места. Нет единства в практике министерств и ведомств по организации контроля за рассмотре-нием жалоб и реализации принятых по ним решений. Все это также свидетельствует о необходимости принятия федерально-го закона, который бы установил наиболее важные общие прави¬ла работы с жалобами и другими обращениями граждан.
А пока такого федерального закона нет, соответствующие акты принимаются на уровне субъектов Российской Федера¬ции. Например, в Москве действует Закон "Об обращениях граждан", принятый Московской городской Думой 18 июня. 1997 г.2 В нем отдельная глава посвящена административному'
порядку рассмотрения жалоб. Согласно Закону жалоба пода-ется в те вышестоящие в порядке подчиненности органы госу-дарственной власти п на имя тех должностных лиц, в непосред-ственном подчинении которых находятся органы власти города и должностные лица, решения которых, а также неправомерные действия (бездействие) обжалуются. Установлены определен-ные сроки подачи жалоб и возможность их продления. Зако¬ном предусмотрено, что гражданин вправе лично довести до сведения лица, рассматривающего жалобу, факт нарушения его законных интересов, присутствовать при рассмотрении жалобы и знакомиться с итоговыми материалами по ее проверке; пред-ставлять дополнительные сведения или ходатайства, получать в установленный срок официальный письменный ответ о ре-зультатах рассмотрения жалобы, пользоваться услугами дове-ренного лица, адвоката, обжаловать принятое по жалобе реше-ние в вышестоящий в порядке подчиненности орган или в суд; требовать возмещения морального и материального ущерба. В Законе определены также обязанности должностных лиц, в ком-петенцию которых входит рассмотрение жалоб, порядок при-нятия решения но жалобе.
Если жалоба удовлетворена, то орган (должностное лицо), вынесший решение по жалобе, обязан принять необходимые меры для восстановления нарушенного права гражданина, принести ему извинения в письменной форме, а также по просьбе граж¬данина проинформировать об этом заинтересованных в рас¬смотрении жалобы лиц.
Следует отметить, что административный порядок рассмот¬рения жалоб и иных обращений граждан как правозащитный механизм объективно необходим, причем он ни в коей мерс не снижает значимости судебной защиты прав и свобод, тем более что человек вправе сам избрать судебный внесудебный способ рассмотрения его административно-правового спора с органом власти. Кроме того, обжалование тех или иных решений или действий в административном порядке не закрывает путь к су¬дебному обжалованию противоправных решений органов исполнительной власти и их должностных лиц.
Коментариев: 0 | Просмотров: 80 |
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
Другие новости по теме:
- Обращения граждан в органы местного самоуправления и к должностным лицам ме ...
- Право на обжалование процессуальных действий и решений
- Порядок рассмотрения обращений граждан
- Право приносить жалобы на действия и решения дознавателя, следователя, прок ...
- Рассмотрение жалобы на постановление по делу об административном правонаруш ...
-
Напечатать Комментарии (0)
ЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:
- Уголовно-правовая
- Гражданско-правовая
- Государственно-правовая
РАЗНОЕ:
- Административно-государственное управление в странах запада: США, Великобритания, Франция, Германия (Василенко И. А.)
- Государственное управление и государственная служба за рубежом (В.В.Чубинский)
- Деятельность органов местного самоуправления в области охраны окружающей среды в Российской Федерации (Алексеев А.П.)
- Законодательный процесс. Понятие. Институты. Стадии. (Васильев Р.Ф.)
- Иностранное конституционное право (В.В.Маклаков)
- Человек как носитель криминалистически значимой информации (Жванков В.А.)
- Криминалистическая характеристика преступных групп (Быков В.М.)
- Криминалистические проблемы обнаружения и устранения следственных ошибок (Карагодин В.Н., Морозова Е.В.)
- Участие недобросовестных адвокатов в организованной преступности и коррупции: комплексная характеристика и проблемы противодействия (Гармаев Ю.П.)
- В поисках истины (Ищенко Е. П., Любарский М. Г.)
- Деятельность экспертно-криминалистических подразделений органов внутренних дел по применению экспертно-криминалистических методов и средств в раскрытии и расследовании преступлений (В. А. Снетков)
- Теория и практика проверки показаний на месте (Л.Я. Драпкин, А.А. Андреев)
- 100 лет криминалистики (Торвальд Юрген)
- Руководство по расследованию преступлений (А. В. Гриненко)
- Осмотр места происшествия (А.И. Дворкин)
- Конституция России: природа, эволюция, современность (С.А.Авакьян)
- Конституционное правосудие. Судебное конституционное право и процесс (Н.В. Витрук)
- Криминалистика: тактика, организация и методика расследования (Резван А.П., Субботина М.В., Харченко Ю.В.)
- Криминалистика. Проблемы и мнения (1962-2002) (Бахин В.П.)
- Криминалистика: проблемы, тенденции, перспективы (Белкин Р. С.)
- Криминалистика: проблемы сегодняшнего дня (Белкин Р. С.)
- Российское законодательство на современном этапе (Н.А.Васецкий, Ю.К.Краснов)
- Права человека (Е. А. Лукашева)
- Справочник прокурора (Трикс А.В.)
- Правовые позиции Конституционного Суда России (Лазарев Л.В.)
- Проблемы уголовного наказания в теории, законодательстве и судебной практике (В. К. Дуюнов)
- Практика применения уголовного кодекса (А.В. Наумов)
- Уголовные преступления и наказания (А.Б. Смушкин)
- Экономические преступления (Волженкин Б. В.)
- Гарантии прав участников уголовного судопроизводства Российской Федерации (Волколуп О.В., Чупилкин Ю.Б.)
- Меры пресечения в российском уголовном процессе (Михайлов В.А.)
- Отказ от обвинения в системе уголовно-процессуальных актов (Землянухин А.В.)
- Типология уголовного судопроизводства (Смирнов А.В.)
- Учение об объекте преступления (Г.П. Новоселов)
- Дифференциация уголовной ответственности (Лесниевски-Костарева Т. А.)
- Теория доказательств (Владислав Лоер)
- Искусство защиты в суде присяжных (Мельник В.В.)
- Субъективное вменение и его значение в уголовном праве (В. А. Якушин)
- Психология преступника и расследования преступлений (Антонян Ю.М., Еникеев М.И., Эминов В.Е.)
- Курс международного уголовного права (Э.Нарбутаев, Ф.Сафаев) (Республика Узбекистан)
- Деятельное раскаяние в совершенном преступлении (Щерба C., Савкин А.В.)
- Право на юридическую помощь: конституционные аспекты (Р.Г. Мельниченко)
- Юридический статус личности в России (Воеводин Л.Д.)
- Российское гражданство (Кутафин)
- Законность в Российской Федерации (Тихомиров Ю. А., Сухарев А. Я., Демидов И. Ф.)
- Экономическое правосудие в России: прошлое, настоящее, будущее (М.И. Клеандров)
- Третья власть в России. Очерки о правосудии, законности и судебной реформе 1990-1996 гг. (Бойков А.Д.)
- Закон: создание и толкование (Пиголкин А.С.)
- Актуальные вопросы уголовного процесса современной России
- Уголовно-правовое регулирование. Механизм и система. (Н.М.Кропачев)
- Уголовно-правовая политика и пути ее реализации (Беляев Н. А.)
- Практика уголовного сыска (В.Румянцев, В.Перевертов)
- Судебная экспертиза (экспертология) (В.А.Назаров)
- Адвокатура и власть (Бойков А.Д.)
- Справочник адвоката: Консультации, защита в суде, образцы документов (Данилов Е.П.)
ДРУЗЬЯ САЙТА:
Библиотека документов юриста
СЧЕТЧИКИ: