Сегодня
НАВИГАЦИЯ:
ЮРИДИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ:
РАЗНОЕ:
РЕКЛАМА:
АРХИВ НОВОСТЕЙ:
Право на петицию
 (голосов: 0)
  Права человека | Автор: admin | 11-06-2010, 15:46
В сфере защиты прав и свобод человека значительное мес-то принадлежит конституционному нраву на петицию, кото-рым наделяются как индивид, так и объединения лиц. Обычно оно закрепляется в конституциях в качестве субъективного права гражданина, а в некоторых странах предоставляется каждому, включая иностранцев. Традиционно употребляемый законода-телем и доктриной термин "петиция" охватывает такие ее раз-новидности, как обращение, заявление, ходатайство, требование (жалоба). Все они обеспечивают определенную деятельность государственных органов прежде всего в области защиты прав и свобод человека и гражданина, а также информируют пуб-личную власть о сложившемся понимании какой-либо обще-ственно значимой проблемы или интереса. В последнем случае! право подачи петиции становится осуществлением прннадле-| жащен каждому свободы выражать снос мнение.
В доктринах большинства западных стран (Германия, Ав-стрия и др.) петиции или обращения к публичным властям трактуются как форма реализации участия граждан в делах общества и государства, влияния отдельных лиц или коллекти-вов на процесс принятия политических и правовых решений. Отметим при этом, что в отдельных странах смысл и целевая направленность понятий "петиция" и "обращение" не совпада-ют. Так, во Франции петицию-жалобу вправе подать любой ин-дивид, в то время как право на обращение к публичным влас¬тям с какими-либо позитивными предложениями предоставля¬ется только гражданам. Иная картина в ФРГ, где право на петицию отнесено к основным правам н в силу этого его носи¬телем может быть каждый, т. е. не только граждане ФРГ, но и иностранцы, апатриды, а равно германские юридические лица, объединения лиц частного права и т. п. При этом человек не должен заявлять непременно личные требования; он может выступать в защиту общих интересов.
Оформленные в виде письменных обращений за подписью конкретного индивида или группы лиц, петиции направляются в парламент, любой государственный орган, омбудсману и т. д., которые обязаны такое обращение принять, зарегистрировать, рассмотреть по существу и о решении уведомить заявителя. В случае, если ходатайство или жалоба поступают не по адресу, они, как правило, пересылаются по принадлежности, о чем заин¬тересованное лицо сразу же извещается. Такой широкий подход к праву петиции объясняется его важной функцией — способ¬ствовать участию граждан или их объединений в процессе поли¬тического волеизъявления, служить демократическим средством коммуникации и интеграции интересов людей, общества и государства. Следует также отметить, что право петиции в такой трак¬товке служит своеобразным средством контроля за государством со стороны граждан и способом защиты их прав и свобод от неза¬конного вмешательства и посягательства со стороны государ¬ства, его органов и должностных лиц. Особое значение этого права связано с тем, что оно не ограничено законом ни по содер¬жанию (за исключением прямых оскорблений, клеветы или уг¬роз, что карается уголовным законом), ни по срокам подачи. Важно и то, что петиции могут подаваться одновременно с ис-пользованием иных средств защиты прав и свобод человека.
Основными нормативными источниками, закрепляющими и регулирующими право петиции, являются конституции, пар¬ламентские регламенты и законы. Так, в Конституции ФРГ оно записано в ст. 17 раздела об основных правах: "Каждый имеет право как отдельно, так и вместе с другими лицами, обращаться письменно с просьбами и жалобами в компетентные учрежде¬ния и органы народного представительства". Это право мы на¬ходим и в п. "с" ст. 45 Конституции ФРГ, согласно которой Бундестаг формирует Комитет по петициям, обязанный разби¬рать просьбы и жалобы, направляемые в парламент. В Законе о полномочиях Комитета Бундестага по петициям от 19 июля 1975 г. определяются и устанавливаются процедурные прави¬ла деятельности Комитета при рассмотрении жалоб, главным образом его отношения по этому поводу с другими федераль-ными органами. В § 4 Закона предусматривается право Коми-тета заслушивать подателя петиции, свидетелей и экспертов; запрашивать все акты, информацию, за исключением секрет-ных материалов, которые являются таковыми по закону, иметь доступ во все учреждения (§ 1). Вопрос об отказе в принятии петиции решает высшая контрольная инстанция федерации; отказ должен быть мотивирован (§ 3). Суды и административ¬ные органы обязаны оказывать Комитету необходимую помощь (§ 7). Комитет ежемесячно представляет парламенту доклад о рассмотренных петициях в виде общего обзора вместе с реко¬мендуемыми решениями. Если вопрос о петиции решается неправильно или она вовсе не рассматривается, это считается нарушением права на петицию.
Определенным своеобразием отличается содержание этого права в Австрии. Здесь существуют различные типы пети-ций. Парламентские — они по принадлежности направляются в определенные отраслевые комитеты. На пленуме Нацией налыюго Совета такие петиции обсуждаются, только если был соответствующий запрос парламентариев. За весь период су-ществования Второй республики из направленных в Нацио-нальный Совет 100 петиций им были рассмотрены всего лишь две. Петиции могут также подаваться на имя Президента Рес-публики, который направляет их в соответствующий орган для рассмотрения по существу и с предписанием дать ответ.
Индивидуальные жалобы могут быть адресованы омбудс-ману, если они содержат сведения о правонарушающих дей-ствиях органов управления. Однако коллективные петиции по этим вопросам не принимаются омбудсманом, а направляются им в компетентные ведомства с предписанием разобраться. Получая такого рода петиции, омбудсман информирует о под-нимаемых в них проблемах парламент и указывает на целе-сообразность принятия определенных законодательных мер. Право на петицию не считается в Австрии юридическим сред-ством защиты, ибо никто не может претендовать на реализацию указанных в ней притязаний. Власти лишь обязаны принять петицию и ознакомиться с ее содержанием.
Во Франции это право восходит к периоду Великой фран-цузской революции 1789 — 1794 гг. В первом разделе Консти-туции 1791 г. оно получило прямое закрепление наравне со свободой совести и свободой собраний. В Декларации прав че-ловека и гражданина, провозглашающей право на петиции, подчеркивается его неотчуждаемый характер: оно "ни в коем случае не может быть отменено, приостановлено или ограниче-но". Несмотря на то, что ныне действующая Конституция (1958 г.) не содержит этого права, оно предоставлено и реали¬зуется гражданами Франции на основании иных актов. Следу¬ет прежде всего сослаться на ордонанс "О деятельности палат парламента" от 17 ноября 1958 г., в ст. 4 которого зафиксиро-вано, что правила представления письменных петиций устанав-ливаются регламентами этих палат. В принятом в 1959 г. Рег-ламенте Национального Собрания установлен порядок подачи петиций. Они вносятся в общий список в порядке поступления, при этом каждый уведомляется о номере своей петиции. Пред-седателю Национального Собрания петиции передаются депу-татами. В соответствии с Регламентом Председатель Нацио-нального Собрания должен направить петицию в постоянную парламентскую комиссию по вопросам конституционных зако¬нов, законодательства и общего управления. Как правило, ука-занная комиссия назначает в связи с этим докладчика. Заслу-шав заключение докладчика, она правомочна направить пети¬цию в другую постоянную комиссию Национального Собрания или соответствующему министру либо на рассмотрение непос¬редственно Национального Собрания. Важно подчеркнуть, что в любом случае заявитель уведомляется о принятом комиссией решении. Для дачи ответа на петицию министру отводится трех¬месячный срок, по истечении которого комиссия также вправе принять решение о передаче петиции на рассмотрение Нацио¬нального Собрания. В этом случае составляется доклад, где воспроизводится полный текст петиции; доклад распространя¬ется среди членов Национального Собрания, которые после его обсуждения принимают соответствующее решение.
Практика многих стран убеждает, что это право играет или потенциально может играть важную роль в процессе полити¬ческого волеобразовання, выступая в качестве прямого воле¬изъявления индивидов или их объединений, содействуя форми¬рованию их общественного правосознания, а в конечном сче¬те — процессу соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина.
Коментариев: 0 | Просмотров: 85 |
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

    Другие новости по теме:
  • Специальные парламентские процедуры
  • Порядок рассмотрения обращений граждан
  • Европейская система защиты прав человека
  • Законодательная власть
  • Механизм рассмотрения индивидуальных жалоб

  • Напечатать Комментарии (0)
Добавление комментария
[not-wysywyg] [/not-wysywyg]
{bbcode}
[not-wysywyg] [/not-wysywyg]{wysiwyg}



ukrstroy.biz
ЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:
РАЗНОЕ:
ДРУЗЬЯ САЙТА:

Библиотека документов юриста

СЧЕТЧИКИ: