НАВИГАЦИЯ:
ЮРИДИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ:
- Курс государственного благоустройства[полицейское право] 1890 г. (Антонович А.Я.)
- О cущности правосознания (И.А. Ильин)
- Теория права и государства[воспроизводится по изданиям 1915 и 1956 г.г.] (И.А. Ильин)
- Типы господства (Макс Вебер)
- Происхождение семьи, частной собственности и государства 1986 г. (Фридрих Энгельс)
- Право и факт в римском праве 1898 г. (Покровский И.A.)
- Лекции по истории философии права 1914 г. (Новгородцев П.И.)
- План государственного преобразования (введение к уложению государственных законов 1809 г.) с приложением "Записки об устройстве судебных и правительственных учреждений в России" (1803 г.), статей "О государственных установлениях", "О крепостных людях" и Пермского письма к императору Александру (Сперанский М.М.)
- Анализ понятия о преступлении 1892 г. (Пусторослев П. П.)
- Общая теория права Элементарный очерк. По изданию 1911 г. (Хвостов В.М.)
- История философии права Университетская типография 1906 г. (Шершеневич Г.Ф.)
- Общая теория права Москва: издание Бр. Башмаковых, 1910 г. (Шершеневич Г.Ф.)
- Об юридических лицах по римскому праву (Суворов Н.С.)
РАЗНОЕ:
- Французское административное право (Г.Брэбан)
- Конституция РСФСР 1918 года (Чистяков О.И.)
- Конституция СССР 1924 года (Чистяков О.И.)
- Основы конституционного строя России (Румянцев О. Г.)
- Адвокатская этика (Барщевский М.Ю.)
- Советское гражданское право (Пушкин А.А., Маслов В.Ф.)
- Авторское право в издательском бизнесе и сми (М.А. Невская, Е.Е. Сухарев, Е.Н. Тарасова)
- Авторское право СССР (Антимонов Б.С., Флейшиц Е.А.)
- Интеллектуальная собственность (Мэггс П.Б., Сергеев А.П.)
- Корпоративное предпринимательство: от смысла к предмету (С.Б.Чернышев)
- Административные правонарушения (Борисов А.Н.)
РЕКЛАМА:
АРХИВ НОВОСТЕЙ:
В сфере защиты прав и свобод человека значительное мес-то принадлежит конституционному нраву на петицию, кото-рым наделяются как индивид, так и объединения лиц. Обычно оно закрепляется в конституциях в качестве субъективного права гражданина, а в некоторых странах предоставляется каждому, включая иностранцев. Традиционно употребляемый законода-телем и доктриной термин "петиция" охватывает такие ее раз-новидности, как обращение, заявление, ходатайство, требование (жалоба). Все они обеспечивают определенную деятельность государственных органов прежде всего в области защиты прав и свобод человека и гражданина, а также информируют пуб-личную власть о сложившемся понимании какой-либо обще-ственно значимой проблемы или интереса. В последнем случае! право подачи петиции становится осуществлением прннадле-| жащен каждому свободы выражать снос мнение.
В доктринах большинства западных стран (Германия, Ав-стрия и др.) петиции или обращения к публичным властям трактуются как форма реализации участия граждан в делах общества и государства, влияния отдельных лиц или коллекти-вов на процесс принятия политических и правовых решений. Отметим при этом, что в отдельных странах смысл и целевая направленность понятий "петиция" и "обращение" не совпада-ют. Так, во Франции петицию-жалобу вправе подать любой ин-дивид, в то время как право на обращение к публичным влас¬тям с какими-либо позитивными предложениями предоставля¬ется только гражданам. Иная картина в ФРГ, где право на петицию отнесено к основным правам н в силу этого его носи¬телем может быть каждый, т. е. не только граждане ФРГ, но и иностранцы, апатриды, а равно германские юридические лица, объединения лиц частного права и т. п. При этом человек не должен заявлять непременно личные требования; он может выступать в защиту общих интересов.
Оформленные в виде письменных обращений за подписью конкретного индивида или группы лиц, петиции направляются в парламент, любой государственный орган, омбудсману и т. д., которые обязаны такое обращение принять, зарегистрировать, рассмотреть по существу и о решении уведомить заявителя. В случае, если ходатайство или жалоба поступают не по адресу, они, как правило, пересылаются по принадлежности, о чем заин¬тересованное лицо сразу же извещается. Такой широкий подход к праву петиции объясняется его важной функцией — способ¬ствовать участию граждан или их объединений в процессе поли¬тического волеизъявления, служить демократическим средством коммуникации и интеграции интересов людей, общества и государства. Следует также отметить, что право петиции в такой трак¬товке служит своеобразным средством контроля за государством со стороны граждан и способом защиты их прав и свобод от неза¬конного вмешательства и посягательства со стороны государ¬ства, его органов и должностных лиц. Особое значение этого права связано с тем, что оно не ограничено законом ни по содер¬жанию (за исключением прямых оскорблений, клеветы или уг¬роз, что карается уголовным законом), ни по срокам подачи. Важно и то, что петиции могут подаваться одновременно с ис-пользованием иных средств защиты прав и свобод человека.
Основными нормативными источниками, закрепляющими и регулирующими право петиции, являются конституции, пар¬ламентские регламенты и законы. Так, в Конституции ФРГ оно записано в ст. 17 раздела об основных правах: "Каждый имеет право как отдельно, так и вместе с другими лицами, обращаться письменно с просьбами и жалобами в компетентные учрежде¬ния и органы народного представительства". Это право мы на¬ходим и в п. "с" ст. 45 Конституции ФРГ, согласно которой Бундестаг формирует Комитет по петициям, обязанный разби¬рать просьбы и жалобы, направляемые в парламент. В Законе о полномочиях Комитета Бундестага по петициям от 19 июля 1975 г. определяются и устанавливаются процедурные прави¬ла деятельности Комитета при рассмотрении жалоб, главным образом его отношения по этому поводу с другими федераль-ными органами. В § 4 Закона предусматривается право Коми-тета заслушивать подателя петиции, свидетелей и экспертов; запрашивать все акты, информацию, за исключением секрет-ных материалов, которые являются таковыми по закону, иметь доступ во все учреждения (§ 1). Вопрос об отказе в принятии петиции решает высшая контрольная инстанция федерации; отказ должен быть мотивирован (§ 3). Суды и административ¬ные органы обязаны оказывать Комитету необходимую помощь (§ 7). Комитет ежемесячно представляет парламенту доклад о рассмотренных петициях в виде общего обзора вместе с реко¬мендуемыми решениями. Если вопрос о петиции решается неправильно или она вовсе не рассматривается, это считается нарушением права на петицию.
Определенным своеобразием отличается содержание этого права в Австрии. Здесь существуют различные типы пети-ций. Парламентские — они по принадлежности направляются в определенные отраслевые комитеты. На пленуме Нацией налыюго Совета такие петиции обсуждаются, только если был соответствующий запрос парламентариев. За весь период су-ществования Второй республики из направленных в Нацио-нальный Совет 100 петиций им были рассмотрены всего лишь две. Петиции могут также подаваться на имя Президента Рес-публики, который направляет их в соответствующий орган для рассмотрения по существу и с предписанием дать ответ.
Индивидуальные жалобы могут быть адресованы омбудс-ману, если они содержат сведения о правонарушающих дей-ствиях органов управления. Однако коллективные петиции по этим вопросам не принимаются омбудсманом, а направляются им в компетентные ведомства с предписанием разобраться. Получая такого рода петиции, омбудсман информирует о под-нимаемых в них проблемах парламент и указывает на целе-сообразность принятия определенных законодательных мер. Право на петицию не считается в Австрии юридическим сред-ством защиты, ибо никто не может претендовать на реализацию указанных в ней притязаний. Власти лишь обязаны принять петицию и ознакомиться с ее содержанием.
Во Франции это право восходит к периоду Великой фран-цузской революции 1789 — 1794 гг. В первом разделе Консти-туции 1791 г. оно получило прямое закрепление наравне со свободой совести и свободой собраний. В Декларации прав че-ловека и гражданина, провозглашающей право на петиции, подчеркивается его неотчуждаемый характер: оно "ни в коем случае не может быть отменено, приостановлено или ограниче-но". Несмотря на то, что ныне действующая Конституция (1958 г.) не содержит этого права, оно предоставлено и реали¬зуется гражданами Франции на основании иных актов. Следу¬ет прежде всего сослаться на ордонанс "О деятельности палат парламента" от 17 ноября 1958 г., в ст. 4 которого зафиксиро-вано, что правила представления письменных петиций устанав-ливаются регламентами этих палат. В принятом в 1959 г. Рег-ламенте Национального Собрания установлен порядок подачи петиций. Они вносятся в общий список в порядке поступления, при этом каждый уведомляется о номере своей петиции. Пред-седателю Национального Собрания петиции передаются депу-татами. В соответствии с Регламентом Председатель Нацио-нального Собрания должен направить петицию в постоянную парламентскую комиссию по вопросам конституционных зако¬нов, законодательства и общего управления. Как правило, ука-занная комиссия назначает в связи с этим докладчика. Заслу-шав заключение докладчика, она правомочна направить пети¬цию в другую постоянную комиссию Национального Собрания или соответствующему министру либо на рассмотрение непос¬редственно Национального Собрания. Важно подчеркнуть, что в любом случае заявитель уведомляется о принятом комиссией решении. Для дачи ответа на петицию министру отводится трех¬месячный срок, по истечении которого комиссия также вправе принять решение о передаче петиции на рассмотрение Нацио¬нального Собрания. В этом случае составляется доклад, где воспроизводится полный текст петиции; доклад распространя¬ется среди членов Национального Собрания, которые после его обсуждения принимают соответствующее решение.
Практика многих стран убеждает, что это право играет или потенциально может играть важную роль в процессе полити¬ческого волеобразовання, выступая в качестве прямого воле¬изъявления индивидов или их объединений, содействуя форми¬рованию их общественного правосознания, а в конечном сче¬те — процессу соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина.
В доктринах большинства западных стран (Германия, Ав-стрия и др.) петиции или обращения к публичным властям трактуются как форма реализации участия граждан в делах общества и государства, влияния отдельных лиц или коллекти-вов на процесс принятия политических и правовых решений. Отметим при этом, что в отдельных странах смысл и целевая направленность понятий "петиция" и "обращение" не совпада-ют. Так, во Франции петицию-жалобу вправе подать любой ин-дивид, в то время как право на обращение к публичным влас¬тям с какими-либо позитивными предложениями предоставля¬ется только гражданам. Иная картина в ФРГ, где право на петицию отнесено к основным правам н в силу этого его носи¬телем может быть каждый, т. е. не только граждане ФРГ, но и иностранцы, апатриды, а равно германские юридические лица, объединения лиц частного права и т. п. При этом человек не должен заявлять непременно личные требования; он может выступать в защиту общих интересов.
Оформленные в виде письменных обращений за подписью конкретного индивида или группы лиц, петиции направляются в парламент, любой государственный орган, омбудсману и т. д., которые обязаны такое обращение принять, зарегистрировать, рассмотреть по существу и о решении уведомить заявителя. В случае, если ходатайство или жалоба поступают не по адресу, они, как правило, пересылаются по принадлежности, о чем заин¬тересованное лицо сразу же извещается. Такой широкий подход к праву петиции объясняется его важной функцией — способ¬ствовать участию граждан или их объединений в процессе поли¬тического волеизъявления, служить демократическим средством коммуникации и интеграции интересов людей, общества и государства. Следует также отметить, что право петиции в такой трак¬товке служит своеобразным средством контроля за государством со стороны граждан и способом защиты их прав и свобод от неза¬конного вмешательства и посягательства со стороны государ¬ства, его органов и должностных лиц. Особое значение этого права связано с тем, что оно не ограничено законом ни по содер¬жанию (за исключением прямых оскорблений, клеветы или уг¬роз, что карается уголовным законом), ни по срокам подачи. Важно и то, что петиции могут подаваться одновременно с ис-пользованием иных средств защиты прав и свобод человека.
Основными нормативными источниками, закрепляющими и регулирующими право петиции, являются конституции, пар¬ламентские регламенты и законы. Так, в Конституции ФРГ оно записано в ст. 17 раздела об основных правах: "Каждый имеет право как отдельно, так и вместе с другими лицами, обращаться письменно с просьбами и жалобами в компетентные учрежде¬ния и органы народного представительства". Это право мы на¬ходим и в п. "с" ст. 45 Конституции ФРГ, согласно которой Бундестаг формирует Комитет по петициям, обязанный разби¬рать просьбы и жалобы, направляемые в парламент. В Законе о полномочиях Комитета Бундестага по петициям от 19 июля 1975 г. определяются и устанавливаются процедурные прави¬ла деятельности Комитета при рассмотрении жалоб, главным образом его отношения по этому поводу с другими федераль-ными органами. В § 4 Закона предусматривается право Коми-тета заслушивать подателя петиции, свидетелей и экспертов; запрашивать все акты, информацию, за исключением секрет-ных материалов, которые являются таковыми по закону, иметь доступ во все учреждения (§ 1). Вопрос об отказе в принятии петиции решает высшая контрольная инстанция федерации; отказ должен быть мотивирован (§ 3). Суды и административ¬ные органы обязаны оказывать Комитету необходимую помощь (§ 7). Комитет ежемесячно представляет парламенту доклад о рассмотренных петициях в виде общего обзора вместе с реко¬мендуемыми решениями. Если вопрос о петиции решается неправильно или она вовсе не рассматривается, это считается нарушением права на петицию.
Определенным своеобразием отличается содержание этого права в Австрии. Здесь существуют различные типы пети-ций. Парламентские — они по принадлежности направляются в определенные отраслевые комитеты. На пленуме Нацией налыюго Совета такие петиции обсуждаются, только если был соответствующий запрос парламентариев. За весь период су-ществования Второй республики из направленных в Нацио-нальный Совет 100 петиций им были рассмотрены всего лишь две. Петиции могут также подаваться на имя Президента Рес-публики, который направляет их в соответствующий орган для рассмотрения по существу и с предписанием дать ответ.
Индивидуальные жалобы могут быть адресованы омбудс-ману, если они содержат сведения о правонарушающих дей-ствиях органов управления. Однако коллективные петиции по этим вопросам не принимаются омбудсманом, а направляются им в компетентные ведомства с предписанием разобраться. Получая такого рода петиции, омбудсман информирует о под-нимаемых в них проблемах парламент и указывает на целе-сообразность принятия определенных законодательных мер. Право на петицию не считается в Австрии юридическим сред-ством защиты, ибо никто не может претендовать на реализацию указанных в ней притязаний. Власти лишь обязаны принять петицию и ознакомиться с ее содержанием.
Во Франции это право восходит к периоду Великой фран-цузской революции 1789 — 1794 гг. В первом разделе Консти-туции 1791 г. оно получило прямое закрепление наравне со свободой совести и свободой собраний. В Декларации прав че-ловека и гражданина, провозглашающей право на петиции, подчеркивается его неотчуждаемый характер: оно "ни в коем случае не может быть отменено, приостановлено или ограниче-но". Несмотря на то, что ныне действующая Конституция (1958 г.) не содержит этого права, оно предоставлено и реали¬зуется гражданами Франции на основании иных актов. Следу¬ет прежде всего сослаться на ордонанс "О деятельности палат парламента" от 17 ноября 1958 г., в ст. 4 которого зафиксиро-вано, что правила представления письменных петиций устанав-ливаются регламентами этих палат. В принятом в 1959 г. Рег-ламенте Национального Собрания установлен порядок подачи петиций. Они вносятся в общий список в порядке поступления, при этом каждый уведомляется о номере своей петиции. Пред-седателю Национального Собрания петиции передаются депу-татами. В соответствии с Регламентом Председатель Нацио-нального Собрания должен направить петицию в постоянную парламентскую комиссию по вопросам конституционных зако¬нов, законодательства и общего управления. Как правило, ука-занная комиссия назначает в связи с этим докладчика. Заслу-шав заключение докладчика, она правомочна направить пети¬цию в другую постоянную комиссию Национального Собрания или соответствующему министру либо на рассмотрение непос¬редственно Национального Собрания. Важно подчеркнуть, что в любом случае заявитель уведомляется о принятом комиссией решении. Для дачи ответа на петицию министру отводится трех¬месячный срок, по истечении которого комиссия также вправе принять решение о передаче петиции на рассмотрение Нацио¬нального Собрания. В этом случае составляется доклад, где воспроизводится полный текст петиции; доклад распространя¬ется среди членов Национального Собрания, которые после его обсуждения принимают соответствующее решение.
Практика многих стран убеждает, что это право играет или потенциально может играть важную роль в процессе полити¬ческого волеобразовання, выступая в качестве прямого воле¬изъявления индивидов или их объединений, содействуя форми¬рованию их общественного правосознания, а в конечном сче¬те — процессу соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина.
Коментариев: 0 | Просмотров: 85 |
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
Другие новости по теме:
- Специальные парламентские процедуры
- Порядок рассмотрения обращений граждан
- Европейская система защиты прав человека
- Законодательная власть
- Механизм рассмотрения индивидуальных жалоб
-
Напечатать Комментарии (0)
ЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:
- Уголовно-правовая
- Гражданско-правовая
- Государственно-правовая
РАЗНОЕ:
- Административно-государственное управление в странах запада: США, Великобритания, Франция, Германия (Василенко И. А.)
- Государственное управление и государственная служба за рубежом (В.В.Чубинский)
- Деятельность органов местного самоуправления в области охраны окружающей среды в Российской Федерации (Алексеев А.П.)
- Законодательный процесс. Понятие. Институты. Стадии. (Васильев Р.Ф.)
- Иностранное конституционное право (В.В.Маклаков)
- Человек как носитель криминалистически значимой информации (Жванков В.А.)
- Криминалистическая характеристика преступных групп (Быков В.М.)
- Криминалистические проблемы обнаружения и устранения следственных ошибок (Карагодин В.Н., Морозова Е.В.)
- Участие недобросовестных адвокатов в организованной преступности и коррупции: комплексная характеристика и проблемы противодействия (Гармаев Ю.П.)
- В поисках истины (Ищенко Е. П., Любарский М. Г.)
- Деятельность экспертно-криминалистических подразделений органов внутренних дел по применению экспертно-криминалистических методов и средств в раскрытии и расследовании преступлений (В. А. Снетков)
- Теория и практика проверки показаний на месте (Л.Я. Драпкин, А.А. Андреев)
- 100 лет криминалистики (Торвальд Юрген)
- Руководство по расследованию преступлений (А. В. Гриненко)
- Осмотр места происшествия (А.И. Дворкин)
- Конституция России: природа, эволюция, современность (С.А.Авакьян)
- Конституционное правосудие. Судебное конституционное право и процесс (Н.В. Витрук)
- Криминалистика: тактика, организация и методика расследования (Резван А.П., Субботина М.В., Харченко Ю.В.)
- Криминалистика. Проблемы и мнения (1962-2002) (Бахин В.П.)
- Криминалистика: проблемы, тенденции, перспективы (Белкин Р. С.)
- Криминалистика: проблемы сегодняшнего дня (Белкин Р. С.)
- Российское законодательство на современном этапе (Н.А.Васецкий, Ю.К.Краснов)
- Права человека (Е. А. Лукашева)
- Справочник прокурора (Трикс А.В.)
- Правовые позиции Конституционного Суда России (Лазарев Л.В.)
- Проблемы уголовного наказания в теории, законодательстве и судебной практике (В. К. Дуюнов)
- Практика применения уголовного кодекса (А.В. Наумов)
- Уголовные преступления и наказания (А.Б. Смушкин)
- Экономические преступления (Волженкин Б. В.)
- Гарантии прав участников уголовного судопроизводства Российской Федерации (Волколуп О.В., Чупилкин Ю.Б.)
- Меры пресечения в российском уголовном процессе (Михайлов В.А.)
- Отказ от обвинения в системе уголовно-процессуальных актов (Землянухин А.В.)
- Типология уголовного судопроизводства (Смирнов А.В.)
- Учение об объекте преступления (Г.П. Новоселов)
- Дифференциация уголовной ответственности (Лесниевски-Костарева Т. А.)
- Теория доказательств (Владислав Лоер)
- Искусство защиты в суде присяжных (Мельник В.В.)
- Субъективное вменение и его значение в уголовном праве (В. А. Якушин)
- Психология преступника и расследования преступлений (Антонян Ю.М., Еникеев М.И., Эминов В.Е.)
- Курс международного уголовного права (Э.Нарбутаев, Ф.Сафаев) (Республика Узбекистан)
- Деятельное раскаяние в совершенном преступлении (Щерба C., Савкин А.В.)
- Право на юридическую помощь: конституционные аспекты (Р.Г. Мельниченко)
- Юридический статус личности в России (Воеводин Л.Д.)
- Российское гражданство (Кутафин)
- Законность в Российской Федерации (Тихомиров Ю. А., Сухарев А. Я., Демидов И. Ф.)
- Экономическое правосудие в России: прошлое, настоящее, будущее (М.И. Клеандров)
- Третья власть в России. Очерки о правосудии, законности и судебной реформе 1990-1996 гг. (Бойков А.Д.)
- Закон: создание и толкование (Пиголкин А.С.)
- Актуальные вопросы уголовного процесса современной России
- Уголовно-правовое регулирование. Механизм и система. (Н.М.Кропачев)
- Уголовно-правовая политика и пути ее реализации (Беляев Н. А.)
- Практика уголовного сыска (В.Румянцев, В.Перевертов)
- Судебная экспертиза (экспертология) (В.А.Назаров)
- Адвокатура и власть (Бойков А.Д.)
- Справочник адвоката: Консультации, защита в суде, образцы документов (Данилов Е.П.)
ДРУЗЬЯ САЙТА:
Библиотека документов юриста
СЧЕТЧИКИ: