НАВИГАЦИЯ:
ЮРИДИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ:
- Курс государственного благоустройства[полицейское право] 1890 г. (Антонович А.Я.)
- О cущности правосознания (И.А. Ильин)
- Теория права и государства[воспроизводится по изданиям 1915 и 1956 г.г.] (И.А. Ильин)
- Типы господства (Макс Вебер)
- Происхождение семьи, частной собственности и государства 1986 г. (Фридрих Энгельс)
- Право и факт в римском праве 1898 г. (Покровский И.A.)
- Лекции по истории философии права 1914 г. (Новгородцев П.И.)
- План государственного преобразования (введение к уложению государственных законов 1809 г.) с приложением "Записки об устройстве судебных и правительственных учреждений в России" (1803 г.), статей "О государственных установлениях", "О крепостных людях" и Пермского письма к императору Александру (Сперанский М.М.)
- Анализ понятия о преступлении 1892 г. (Пусторослев П. П.)
- Общая теория права Элементарный очерк. По изданию 1911 г. (Хвостов В.М.)
- История философии права Университетская типография 1906 г. (Шершеневич Г.Ф.)
- Общая теория права Москва: издание Бр. Башмаковых, 1910 г. (Шершеневич Г.Ф.)
- Об юридических лицах по римскому праву (Суворов Н.С.)
РАЗНОЕ:
- Французское административное право (Г.Брэбан)
- Конституция РСФСР 1918 года (Чистяков О.И.)
- Конституция СССР 1924 года (Чистяков О.И.)
- Основы конституционного строя России (Румянцев О. Г.)
- Адвокатская этика (Барщевский М.Ю.)
- Советское гражданское право (Пушкин А.А., Маслов В.Ф.)
- Авторское право в издательском бизнесе и сми (М.А. Невская, Е.Е. Сухарев, Е.Н. Тарасова)
- Авторское право СССР (Антимонов Б.С., Флейшиц Е.А.)
- Интеллектуальная собственность (Мэггс П.Б., Сергеев А.П.)
- Корпоративное предпринимательство: от смысла к предмету (С.Б.Чернышев)
- Административные правонарушения (Борисов А.Н.)
РЕКЛАМА:
АРХИВ НОВОСТЕЙ:
Иностранцы
Права человека | Автор: admin | 9-06-2010, 03:42
Иностранец — лицо, обладающее гражданством онредеЛ ленного государства, но не являющееся гражданином государства пребывания. В силу этого он одновременно подчиняется! законодательству собственной страны и государства, в котором! он пребывает. Иностранцы обязаны соблюдать законы страны! пребывания, с уважением относиться к обычаям и традициям] ее народа. В свою очередь государства должны публиковать свое национальное законодательство или правила, касающиеся иностранцев, а также обеспечить любому иностранцу, находя-щемуся на его территории, свободу связаться с консульски? или дипломатическим представительством страны гражданской принадлежности.
В последние 20 лет вопросы, связанные со статусом иност¬ранцев, стали регламентироваться во внутреннем законодатель¬стве значительно детальнее. В ряде стран были внесены изме-нения или приняты новые законы, касающиеся статуса иност¬ранцев (1985г. — Испания, 1993г. — Австрия, Грузия, 1994 г. — Армения, Украина). При этом изменились акценты в регулировании. Если рапсе особое внимание уделялось мерам административного характера, связанным с разрешением на въезд или пребывание, предоставлением убежища или высыл¬кой, то в настоящее время большую актуальность приобрели вопросы, касающиеся трудоустройства, обучения иностранных граждан. Кроме того, общей тенденцией является ужесточение подходов к нелегальным иммигрантам и обеспечение большего объема прав лицам, которые на законных основаниях находят¬ся на территории определенных государств.
Положение иностранцев на территории страны пребыва-ния определяется по-разному. Им может предоставляться на-циональны]'! режим, т. е. равный статус, за исключением прав и свобод, закрепленных за гражданами страны законами или до¬говорами. Подобный режим предусмотрен в конституциях Рос-сийской Федерации (ч. 3 ст. 62), Болгарин (ст. 26), Словакии (ст. 52). Данным лицам может предоставляться установлен-ный минимум прав и свобод. Так, в соответствии с Конституци¬ей Румынии (ст. 18) иностранцам гарантируется покровитель-ство в отношении личности и имущества. Статус иностранцев на территории государства может определяться принципом вза¬имности, т. с. зависеть от отношения к гражданам данного го¬сударства в стране государственной принадлежности иностран¬ца. Подобный подход закрепляется и в итальянском Граждан¬ском кодексе (ст. 16).
В законодательстве многих стран устанавливается режим наибольшего благоприятствования — предоставление макси-мального объема прав и свобод представителям определенных государств. Как правило, речь идет об этнически или культур¬но близких странах. В Испании они получают преимуществен¬ное право в сфере трудоустройства по сравнению с другими иностранцами (ст. 23 Органического закона о правах и свобо¬дах иностранцев в Испании от 1 июля 1985 г.).
На территории Российской Федерации режим наибольшего благоприятствования предоставляется гражданам Республики Беларусь. В рамках сообщества Беларуси и России приняты специальные акты о равных правах в сфере образования, все-сторонней медицинской помощи, трудоустройства, оплаты труда и предоставления других социально-трудовых гарантии. Граж¬данам Беларуси и России также было предоставлено право беспрепятственно обменивать жилые помещения па территории этих государств1.
Кроме того, в законодательстве различных стран вводится специальный режим, предполагающий предоставление отдель-ных прав для определенных групп иностранцев в соответствии с законодательством или международ!гым договором. Так, в Республике Словения данный статус распространяется па ино-странцев, работающих в стране, и членов их семей (ст. 79 Кон-ституции Республики). В Российской Федерации в соответ¬ствии с двусторонними договорами данный режим распростра¬няется на граждан Туркменистана и Казахстана, постоянно про-живающих на территории России-. На постоянных жителей из числа граждан Казахстана не распространяются ограничения в правах или дополнительные обязанности, вводимые для ино-странных граждан. Для граждан Туркменистана данный под¬ход действует только в отношении условий и порядка въезда, пребывания, выдворения и выезда. Постоянные жители имеют право участвовать в приватизации наряду с гражданами Рос¬сии. Согласно Договору с Туркменистаном постоянные жители проходят воинскую или альтернативную службу в стране проживания, в то время как Договор с Казахстаном предусматривает, что данный вопрос регулируется специальным со-глашением.
Как правило, государства устанавливают определенные нормы, связанные с проживанием и пребыванием иностранцев на территории страны. В Японии все иностранцы, проживаю-щие в стране, если они не обладают специальным статусом (дип¬ломаты, представители вооруженных сил США, дислоцирован¬ных в Японии), должны зарегистрироваться в течение 90 диен со дня прибытия. В Испании иностранцы, которые находятся на территории страны па законных основаниях, обладают сво¬бодой передвижения. Вместе с тем министр внутренних дел по соображениям общественной безопасности может в соответствии с законом ограничивать действие данного права в отношении конкретного лпца, предписывая ему периодически являться в компетентные органы, проживать в определенном месте или не находиться в приграничном зоне пли определенных жилых массивах1.
В Российской Федерации к иностранцам и лицам без граж-данства, не имеющим статуса лиц, законно проживающих пли пребывающих па территории страны, п пересекающим государ-ственную границу с территории иностранного государства без установленных для въезда документов, может применяться та-кая мера пресечения, как административное выдворение. Кро¬ме того, административное выдворение применяется как взыс¬кание за правонарушение2. Данным лица в течение одного года со дня выдворения в принудительном порядке не разрешается въезжать на территорию Российской Федерации'5.
В соответствии с Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод запрещается массовая высылка иностранцев из страны (ст. 4 Протокола № 4). Европейская комиссия по правам человека считает, что массовая высылка иностранцев означает любую меру, принимаемую компетент-ным органом власти с тем, чтобы принудить группу ипостранцев как таковую покинуть страну, за исключением тех случаев, когда эта мера принимается после и на основе разумного и объективного рассмотрения конкретных дел каждого отдель¬ного лица'.
В последние 20 лет вопросы, связанные со статусом иност¬ранцев, стали регламентироваться во внутреннем законодатель¬стве значительно детальнее. В ряде стран были внесены изме-нения или приняты новые законы, касающиеся статуса иност¬ранцев (1985г. — Испания, 1993г. — Австрия, Грузия, 1994 г. — Армения, Украина). При этом изменились акценты в регулировании. Если рапсе особое внимание уделялось мерам административного характера, связанным с разрешением на въезд или пребывание, предоставлением убежища или высыл¬кой, то в настоящее время большую актуальность приобрели вопросы, касающиеся трудоустройства, обучения иностранных граждан. Кроме того, общей тенденцией является ужесточение подходов к нелегальным иммигрантам и обеспечение большего объема прав лицам, которые на законных основаниях находят¬ся на территории определенных государств.
Положение иностранцев на территории страны пребыва-ния определяется по-разному. Им может предоставляться на-циональны]'! режим, т. е. равный статус, за исключением прав и свобод, закрепленных за гражданами страны законами или до¬говорами. Подобный режим предусмотрен в конституциях Рос-сийской Федерации (ч. 3 ст. 62), Болгарин (ст. 26), Словакии (ст. 52). Данным лицам может предоставляться установлен-ный минимум прав и свобод. Так, в соответствии с Конституци¬ей Румынии (ст. 18) иностранцам гарантируется покровитель-ство в отношении личности и имущества. Статус иностранцев на территории государства может определяться принципом вза¬имности, т. с. зависеть от отношения к гражданам данного го¬сударства в стране государственной принадлежности иностран¬ца. Подобный подход закрепляется и в итальянском Граждан¬ском кодексе (ст. 16).
В законодательстве многих стран устанавливается режим наибольшего благоприятствования — предоставление макси-мального объема прав и свобод представителям определенных государств. Как правило, речь идет об этнически или культур¬но близких странах. В Испании они получают преимуществен¬ное право в сфере трудоустройства по сравнению с другими иностранцами (ст. 23 Органического закона о правах и свобо¬дах иностранцев в Испании от 1 июля 1985 г.).
На территории Российской Федерации режим наибольшего благоприятствования предоставляется гражданам Республики Беларусь. В рамках сообщества Беларуси и России приняты специальные акты о равных правах в сфере образования, все-сторонней медицинской помощи, трудоустройства, оплаты труда и предоставления других социально-трудовых гарантии. Граж¬данам Беларуси и России также было предоставлено право беспрепятственно обменивать жилые помещения па территории этих государств1.
Кроме того, в законодательстве различных стран вводится специальный режим, предполагающий предоставление отдель-ных прав для определенных групп иностранцев в соответствии с законодательством или международ!гым договором. Так, в Республике Словения данный статус распространяется па ино-странцев, работающих в стране, и членов их семей (ст. 79 Кон-ституции Республики). В Российской Федерации в соответ¬ствии с двусторонними договорами данный режим распростра¬няется на граждан Туркменистана и Казахстана, постоянно про-живающих на территории России-. На постоянных жителей из числа граждан Казахстана не распространяются ограничения в правах или дополнительные обязанности, вводимые для ино-странных граждан. Для граждан Туркменистана данный под¬ход действует только в отношении условий и порядка въезда, пребывания, выдворения и выезда. Постоянные жители имеют право участвовать в приватизации наряду с гражданами Рос¬сии. Согласно Договору с Туркменистаном постоянные жители проходят воинскую или альтернативную службу в стране проживания, в то время как Договор с Казахстаном предусматривает, что данный вопрос регулируется специальным со-глашением.
Как правило, государства устанавливают определенные нормы, связанные с проживанием и пребыванием иностранцев на территории страны. В Японии все иностранцы, проживаю-щие в стране, если они не обладают специальным статусом (дип¬ломаты, представители вооруженных сил США, дислоцирован¬ных в Японии), должны зарегистрироваться в течение 90 диен со дня прибытия. В Испании иностранцы, которые находятся на территории страны па законных основаниях, обладают сво¬бодой передвижения. Вместе с тем министр внутренних дел по соображениям общественной безопасности может в соответствии с законом ограничивать действие данного права в отношении конкретного лпца, предписывая ему периодически являться в компетентные органы, проживать в определенном месте или не находиться в приграничном зоне пли определенных жилых массивах1.
В Российской Федерации к иностранцам и лицам без граж-данства, не имеющим статуса лиц, законно проживающих пли пребывающих па территории страны, п пересекающим государ-ственную границу с территории иностранного государства без установленных для въезда документов, может применяться та-кая мера пресечения, как административное выдворение. Кро¬ме того, административное выдворение применяется как взыс¬кание за правонарушение2. Данным лица в течение одного года со дня выдворения в принудительном порядке не разрешается въезжать на территорию Российской Федерации'5.
В соответствии с Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод запрещается массовая высылка иностранцев из страны (ст. 4 Протокола № 4). Европейская комиссия по правам человека считает, что массовая высылка иностранцев означает любую меру, принимаемую компетент-ным органом власти с тем, чтобы принудить группу ипостранцев как таковую покинуть страну, за исключением тех случаев, когда эта мера принимается после и на основе разумного и объективного рассмотрения конкретных дел каждого отдель¬ного лица'.
Коментариев: 0 | Просмотров: 85 |
Двойное гражданство, многогражданство и безгражданство
Права человека | Автор: admin | 9-06-2010, 03:39
Двойное (множественное) гражданство — это особый статус, связанный с пребыванием лица одновременно в граж-данстве двух (нескольких) государств. Подобное правовое по¬ложение возникает, когда существуют противоречия между по-ложениями законов тех стран, на гражданство которых может претендовать данное лицо. Можно выделить несколько наибо¬лее типичных ситуаций, определяющих возникновение двойно-го (множественного) гражданства.
Натурализация без утраты предшествующего граждан-ства. Данная ситуация складывается, когда приобретение но-вого гражданства допускает возможность сохранения прежне¬го, а также в тех случаях, когда лицо не выполнило необходи¬мые требования, связанные с выходом из прежнего граждан¬ства, до получения нового.
В одних странах сам факт натурализации влечет утрату гражданства (США). В других это происходит только в слу-чае добровольного приобретения гражданства (Канада, Фин-ляндия, Боливия). Вместе с тем лицо рассматривается как граж¬данин страны, если иностранное гражданство было ему предо-ставлено не по его просьбе, а в соответствии с законом страны в силу рождения, происхождения, территориальных изменений и т. д. В третьих странах для утраты гражданства необходимо оформить выход из него (Турция, Швейцария).
По-разному регламентируется и натурализация иностран¬цев. В ряде стран они приобретают ее только после выхода из прежнего гражданства (Германия, Индия). В других странах допускаются отдельные исключения. Так, министр юстиции Японии в особых случаях может разрешить натурализацию иностранцев, не требуя отказа от гражданства государственной принадлежности. В Бангладеш исключения распространяются на тех иностранцев, которые вкладывают инвестиции в широ¬комасштабные проекты на территории данной страны1. В дру¬гих странах (Франция) выход из прежнего гражданства не рассматривается в качестве условия для натурализации. В на¬стоящее время при приеме в российское гражданство также не требуется обязательного отказа от иностранного гражданства, хотя прежняя редакция ст. 3 Закона о гражданстве подобное условие содержала.
Автоматическое предоставление гражданства супруге-иностранке в связи с заключением брака с гражданином стра¬ны. Подобные положения можно встретить в законодательстве о гражданстве ряда стран Азии, Африки, Латинской Америки. В одних случаях гражданство мужа предоставляется безуслов¬но (Ливан, Саудовская Аравия). В других допускается отказ от гражданства мужа, если национальный закон страны госу¬дарственной принадлежности супруги позволяет сохранять пре¬жнее гражданство (Доминиканская Республика, Камерун, Бе¬нин). В третьих в течение определенного срока после приобре¬тения гражданства мужа можно сохранить прежнее граждан¬ство (6 месяцев — Южная Корея). Таким образом, двойное гражданство возникает при заключении брака лицами, являю¬щимися гражданами различных государств, в тех случаях, ког¬да получение гражданства супруга не обусловлено требовани¬ем утраты прежнего гражданства, а национальное законодатель¬ство супруги не рассматривает заключение брака -с иностран¬цем в качестве автоматического условия для утраты прежнего гражданства.
Число стран, в которых супруге-иностранке гражданство предоставляется автоматически, сокращается. Это связано с изменением международно-правовых стандартов в данной сфе¬ре. Не случайно участники Конвенции о гражданстве замуж¬ней женщины 1957 г. предусмотрели, что заключение, растор-жение брака, а также перемена гражданства мужем во время существования брачного союза автоматически не отражаются на гражданстве жены (ст. 1). В настоящее время принцип добровольного выбора гражданства заинтересованным лицом все больше вытесняет принцип единого гражданства семьи. Кроме того, правила об автоматическом предоставлении граж¬данства мужа супруге рассматриваются как определенная дис¬криминация по половому признаку.
Предоставление гражданства ребенку, родившемуся в смешанном браке. Исторически гражданство ребенка опреде-лялось по отцу. И сегодня подобные положения можно встре-тить в законодательстве ряда стран (Индия, Таиланд, Южная Корея). Однако в настоящее время подобные подходы не являются общепризнанными. Законы о гражданстве европейских государств, США, Японии являются нейтральными по отноше¬нию к полу, они допускают предоставление гражданства как по отцовской, так и по материнской линии. Соответственно дети, родившиеся от смешанных браков, получают право на граж¬данство как отца, так и матери. Согласно российскому закону при различном гражданстве родителей, один из которых на момент рождения ребенка является гражданином РФ, вопрос решается па основании их письменного соглашения. При от¬сутствии такого соглашения ребенок приобретает гражданство России, если он родился на ее территории либо если бы иначе» он стал лицом без гражданства (ч. 2 ст. 15 Закона о граждан-] стве).
Рождение ребенка у родителей-иностранцев на терриЛ тории государства, предоставляющего гражданство в соотЛ ветствии с принципом почвы. В США, Канаде, Аргентине, Бра-1 зилии гражданами признаются лица, родившиеся на террито-1 рии страны. Исключения, как правило, касаются детей пност-[ ранцев, находящихся на государственной службе своих госу-1 дарств или работающих в международных организациях. Ав-1 стрия, Бельгия, Финляндия, Нидерланды разрешают лицам, ро-| дившимся на территории страны и проживающим в ней уста-1 новлснный период времени, приобрести гражданство путем по-| дачи простого заявления по достижении или до достижения! совершеннолетия. В данных обстоятельствах дети одноврсмен-1 но приобретают право на получение гражданства страны рож-1 дения и государства, гражданами которого являются родители.!
Традиционные правовые и политические доводы противН двойного гражданства исходят из того, что гражданство^! предполагает абсолютную лояльность по отношению к опреде-й ленному государству. Наивысшим выражением лояльности}"! является прохождение воинской службы в армии государства'1 происхождения. Двойное гражданство делает данную обязан-ность относительной. Никто не может служить двум странам одновременно, особенно в том случае, если они находятся в со-стоянии войны с иными государствами или воюют друг с дру¬гом.
Поэтому одна из серьезных проблем, связанных с двой¬ным гражданством, — регламентация прохождения воинской службы. В соответствии с Конвенцией Совета Европы 1963 г. о сокращении случаев многогражданства и о воинской повин-ности в случаях мпогограждапства данные лица должны были исполнять воинскую повинность на территории страны своего проживания. Однако если лицо проживает на территории стра-ны, не являющейся страной его гражданской принадлежности или страной — участницей Конвенции Совета Европы, то оно может выбрать несение воинской обязанности на территории любой из стран гражданства (ст. 6).
В тех случаях, когда па территории государства проживает значительное число лиц, имеющих двойное гражданство, все вопросы регулируются на двусторонней основе. В 1984 г. Фран¬ция и Алжир подписали соглашение о том, что лица, обладаю¬щие двойным гражданством, могут проходить воинскую служ¬бу в любой из данных стран вне зависимости от места их жи¬тельства. Как показала практика, значительное число этничес¬ких алжирцев, проживающих во Франции, проходило воинс¬кую службу в Алжире, несмотря на то что ее срок составлял во Франции 1, а в Алжире —2 года.
Определенные затруднения, связанные с двойным граж-данством, могут возникать и в связи с обращением за диплома-тической защитой, рассмотрением дел в судах третьих стран, когда требуется применение национального закона. В между-народных судах и арбитражах при возникновении спорных вопросов, связанных с наличием двойного (множественного) гражданства, применяется принцип эффективного гражданства, т. е. данное лицо рассматривается как гражданин той страны, с которой он имеет более тесные связи. Свидетельством подоб-ных связей может служить постоянное проживание или место жительства, государственная или воинская служба и т. д. Если лицо, имеющее двойное гражданство, находится на территории одного из государств своей гражданской принадлежности, то оно, как правило, не может ссылаться на свои обязательства по отношению к другому государству при реализации собствен-ных прав и обязанностей.
Существуют различные подходы в отношении двойного гражданства. В Италии с 1992 г. признается возможность двой-ного гражданства; аналогичный подход закрепляется в законо-проекте, внесенном правительством ФРГ в Бундестаг в ноябре 1998 г. В законодательстве ряда государств оговаривается воз-можность приобретения гражданства определенных стран без утраты прежнего гражданстна. В Испании такой подход рас-пространяется па пберо-амсрнканскис страны пли страны, имев¬шие или имеющие особые связи с Испанией (ч. 3 ст. 11 Консти¬туции). В других странах лицо, обладающее двойным граж¬данством, обязано выбрать одно из них в течение установлен¬ного в законодательстве срока. Так, в Японии лицо, которое получило второе гражданство но рождению или до достиже-нии 20 лет, должно выбрать одно пз них до 21 года. Если лицо не выполняет данное предписание, то министр юстиции страны может напомнить ему о необходимости соблюдения закона. По истечении месяца со дня такого напоминания лицо автомати¬чески утрачивает японское гражданство.
В 60-х годах западноевропейские государства — члены Со¬вета Европы пришли к соглашению о том, что двойное граждан¬ство является нежелательным и его необходимо всеми способа¬ми избегать. В соответствии с Конвенцией о сокращении случа¬ев многогражданства и о воинской повинности 1977 г. утрачи-вают прежнее гражданство совершеннолетние граждане госу-дарств-участников, которые на основе свободного волеизъявле¬ния путем натурализации, оптации или восстановления приоб-ретают гражданство другого государства-участника (ч. 1 ст. 1). Кроме того, участники Конвенции брали на себя обязательство уведомлять о каждом случае приобретения гражданства лица¬ми, являющими гражданами государств — участников Конвен¬ции (ст. 1 Дополнительного протокола к Конвенции 1977 г.). Однако в настоящее время ряд государств Европы считают двой¬ное гражданство вполне приемлемым в связи с ростом мобиль¬ности населения и развитием миграционных процессов'.
В Законе о гражданстве СССР 1938 г. вопросы двойного гражданства не рассматривались. Однако в 1956—1958 гг. Со¬ветский Союз заключил ряд двусторонних конвенций с социа¬листическими странам]! (Албанией, Болгарией, Венгрией, КНДР, МНР, Румынией, Чехословакией, Югославией) об урегулирова¬нии вопросов двойного гражданства. В соответствии с данны¬ми конвенциями лица, обладающие двойным гражданством, в течение года после их принятия должны были заявить об из¬брании одного из гражданств. Если они не выполняли данное
предписание, то рассматривались обеими странами как гражда-не страны проживания. Кроме того, с рядом государств (Польшей, Болгарией) в 1963—1966 гг. были заключены кон-венции о предотвращении двойного гражданства, в соответствии с которыми стороны не принимали в свое гражданство лиц без согласия компетентных органов страны их гражданства. В За-коне о гражданстве СССР за лицом, являющимся граждани¬ном СССР, не признавалось право на принадлежность к граж¬данству иностранного государства (ст. 8).
Натурализация без утраты предшествующего граждан-ства. Данная ситуация складывается, когда приобретение но-вого гражданства допускает возможность сохранения прежне¬го, а также в тех случаях, когда лицо не выполнило необходи¬мые требования, связанные с выходом из прежнего граждан¬ства, до получения нового.
В одних странах сам факт натурализации влечет утрату гражданства (США). В других это происходит только в слу-чае добровольного приобретения гражданства (Канада, Фин-ляндия, Боливия). Вместе с тем лицо рассматривается как граж¬данин страны, если иностранное гражданство было ему предо-ставлено не по его просьбе, а в соответствии с законом страны в силу рождения, происхождения, территориальных изменений и т. д. В третьих странах для утраты гражданства необходимо оформить выход из него (Турция, Швейцария).
По-разному регламентируется и натурализация иностран¬цев. В ряде стран они приобретают ее только после выхода из прежнего гражданства (Германия, Индия). В других странах допускаются отдельные исключения. Так, министр юстиции Японии в особых случаях может разрешить натурализацию иностранцев, не требуя отказа от гражданства государственной принадлежности. В Бангладеш исключения распространяются на тех иностранцев, которые вкладывают инвестиции в широ¬комасштабные проекты на территории данной страны1. В дру¬гих странах (Франция) выход из прежнего гражданства не рассматривается в качестве условия для натурализации. В на¬стоящее время при приеме в российское гражданство также не требуется обязательного отказа от иностранного гражданства, хотя прежняя редакция ст. 3 Закона о гражданстве подобное условие содержала.
Автоматическое предоставление гражданства супруге-иностранке в связи с заключением брака с гражданином стра¬ны. Подобные положения можно встретить в законодательстве о гражданстве ряда стран Азии, Африки, Латинской Америки. В одних случаях гражданство мужа предоставляется безуслов¬но (Ливан, Саудовская Аравия). В других допускается отказ от гражданства мужа, если национальный закон страны госу¬дарственной принадлежности супруги позволяет сохранять пре¬жнее гражданство (Доминиканская Республика, Камерун, Бе¬нин). В третьих в течение определенного срока после приобре¬тения гражданства мужа можно сохранить прежнее граждан¬ство (6 месяцев — Южная Корея). Таким образом, двойное гражданство возникает при заключении брака лицами, являю¬щимися гражданами различных государств, в тех случаях, ког¬да получение гражданства супруга не обусловлено требовани¬ем утраты прежнего гражданства, а национальное законодатель¬ство супруги не рассматривает заключение брака -с иностран¬цем в качестве автоматического условия для утраты прежнего гражданства.
Число стран, в которых супруге-иностранке гражданство предоставляется автоматически, сокращается. Это связано с изменением международно-правовых стандартов в данной сфе¬ре. Не случайно участники Конвенции о гражданстве замуж¬ней женщины 1957 г. предусмотрели, что заключение, растор-жение брака, а также перемена гражданства мужем во время существования брачного союза автоматически не отражаются на гражданстве жены (ст. 1). В настоящее время принцип добровольного выбора гражданства заинтересованным лицом все больше вытесняет принцип единого гражданства семьи. Кроме того, правила об автоматическом предоставлении граж¬данства мужа супруге рассматриваются как определенная дис¬криминация по половому признаку.
Предоставление гражданства ребенку, родившемуся в смешанном браке. Исторически гражданство ребенка опреде-лялось по отцу. И сегодня подобные положения можно встре-тить в законодательстве ряда стран (Индия, Таиланд, Южная Корея). Однако в настоящее время подобные подходы не являются общепризнанными. Законы о гражданстве европейских государств, США, Японии являются нейтральными по отноше¬нию к полу, они допускают предоставление гражданства как по отцовской, так и по материнской линии. Соответственно дети, родившиеся от смешанных браков, получают право на граж¬данство как отца, так и матери. Согласно российскому закону при различном гражданстве родителей, один из которых на момент рождения ребенка является гражданином РФ, вопрос решается па основании их письменного соглашения. При от¬сутствии такого соглашения ребенок приобретает гражданство России, если он родился на ее территории либо если бы иначе» он стал лицом без гражданства (ч. 2 ст. 15 Закона о граждан-] стве).
Рождение ребенка у родителей-иностранцев на терриЛ тории государства, предоставляющего гражданство в соотЛ ветствии с принципом почвы. В США, Канаде, Аргентине, Бра-1 зилии гражданами признаются лица, родившиеся на террито-1 рии страны. Исключения, как правило, касаются детей пност-[ ранцев, находящихся на государственной службе своих госу-1 дарств или работающих в международных организациях. Ав-1 стрия, Бельгия, Финляндия, Нидерланды разрешают лицам, ро-| дившимся на территории страны и проживающим в ней уста-1 новлснный период времени, приобрести гражданство путем по-| дачи простого заявления по достижении или до достижения! совершеннолетия. В данных обстоятельствах дети одноврсмен-1 но приобретают право на получение гражданства страны рож-1 дения и государства, гражданами которого являются родители.!
Традиционные правовые и политические доводы противН двойного гражданства исходят из того, что гражданство^! предполагает абсолютную лояльность по отношению к опреде-й ленному государству. Наивысшим выражением лояльности}"! является прохождение воинской службы в армии государства'1 происхождения. Двойное гражданство делает данную обязан-ность относительной. Никто не может служить двум странам одновременно, особенно в том случае, если они находятся в со-стоянии войны с иными государствами или воюют друг с дру¬гом.
Поэтому одна из серьезных проблем, связанных с двой¬ным гражданством, — регламентация прохождения воинской службы. В соответствии с Конвенцией Совета Европы 1963 г. о сокращении случаев многогражданства и о воинской повин-ности в случаях мпогограждапства данные лица должны были исполнять воинскую повинность на территории страны своего проживания. Однако если лицо проживает на территории стра-ны, не являющейся страной его гражданской принадлежности или страной — участницей Конвенции Совета Европы, то оно может выбрать несение воинской обязанности на территории любой из стран гражданства (ст. 6).
В тех случаях, когда па территории государства проживает значительное число лиц, имеющих двойное гражданство, все вопросы регулируются на двусторонней основе. В 1984 г. Фран¬ция и Алжир подписали соглашение о том, что лица, обладаю¬щие двойным гражданством, могут проходить воинскую служ¬бу в любой из данных стран вне зависимости от места их жи¬тельства. Как показала практика, значительное число этничес¬ких алжирцев, проживающих во Франции, проходило воинс¬кую службу в Алжире, несмотря на то что ее срок составлял во Франции 1, а в Алжире —2 года.
Определенные затруднения, связанные с двойным граж-данством, могут возникать и в связи с обращением за диплома-тической защитой, рассмотрением дел в судах третьих стран, когда требуется применение национального закона. В между-народных судах и арбитражах при возникновении спорных вопросов, связанных с наличием двойного (множественного) гражданства, применяется принцип эффективного гражданства, т. е. данное лицо рассматривается как гражданин той страны, с которой он имеет более тесные связи. Свидетельством подоб-ных связей может служить постоянное проживание или место жительства, государственная или воинская служба и т. д. Если лицо, имеющее двойное гражданство, находится на территории одного из государств своей гражданской принадлежности, то оно, как правило, не может ссылаться на свои обязательства по отношению к другому государству при реализации собствен-ных прав и обязанностей.
Существуют различные подходы в отношении двойного гражданства. В Италии с 1992 г. признается возможность двой-ного гражданства; аналогичный подход закрепляется в законо-проекте, внесенном правительством ФРГ в Бундестаг в ноябре 1998 г. В законодательстве ряда государств оговаривается воз-можность приобретения гражданства определенных стран без утраты прежнего гражданстна. В Испании такой подход рас-пространяется па пберо-амсрнканскис страны пли страны, имев¬шие или имеющие особые связи с Испанией (ч. 3 ст. 11 Консти¬туции). В других странах лицо, обладающее двойным граж¬данством, обязано выбрать одно из них в течение установлен¬ного в законодательстве срока. Так, в Японии лицо, которое получило второе гражданство но рождению или до достиже-нии 20 лет, должно выбрать одно пз них до 21 года. Если лицо не выполняет данное предписание, то министр юстиции страны может напомнить ему о необходимости соблюдения закона. По истечении месяца со дня такого напоминания лицо автомати¬чески утрачивает японское гражданство.
В 60-х годах западноевропейские государства — члены Со¬вета Европы пришли к соглашению о том, что двойное граждан¬ство является нежелательным и его необходимо всеми способа¬ми избегать. В соответствии с Конвенцией о сокращении случа¬ев многогражданства и о воинской повинности 1977 г. утрачи-вают прежнее гражданство совершеннолетние граждане госу-дарств-участников, которые на основе свободного волеизъявле¬ния путем натурализации, оптации или восстановления приоб-ретают гражданство другого государства-участника (ч. 1 ст. 1). Кроме того, участники Конвенции брали на себя обязательство уведомлять о каждом случае приобретения гражданства лица¬ми, являющими гражданами государств — участников Конвен¬ции (ст. 1 Дополнительного протокола к Конвенции 1977 г.). Однако в настоящее время ряд государств Европы считают двой¬ное гражданство вполне приемлемым в связи с ростом мобиль¬ности населения и развитием миграционных процессов'.
В Законе о гражданстве СССР 1938 г. вопросы двойного гражданства не рассматривались. Однако в 1956—1958 гг. Со¬ветский Союз заключил ряд двусторонних конвенций с социа¬листическими странам]! (Албанией, Болгарией, Венгрией, КНДР, МНР, Румынией, Чехословакией, Югославией) об урегулирова¬нии вопросов двойного гражданства. В соответствии с данны¬ми конвенциями лица, обладающие двойным гражданством, в течение года после их принятия должны были заявить об из¬брании одного из гражданств. Если они не выполняли данное
предписание, то рассматривались обеими странами как гражда-не страны проживания. Кроме того, с рядом государств (Польшей, Болгарией) в 1963—1966 гг. были заключены кон-венции о предотвращении двойного гражданства, в соответствии с которыми стороны не принимали в свое гражданство лиц без согласия компетентных органов страны их гражданства. В За-коне о гражданстве СССР за лицом, являющимся граждани¬ном СССР, не признавалось право на принадлежность к граж¬данству иностранного государства (ст. 8).
Коментариев: 0 | Просмотров: 99 |
Приобретение и утрата гражданства
Права человека | Автор: admin | 9-06-2010, 03:37
В соответствии с международно-правовыми стандартам! каждый человек имеет право на гражданство (ч. 1 ст. 15 Всеобщей декларации прав человека). Хотя в законодательси современных государств устанавливаются разнообразные критерии, наиболее распространенными основаниями являютс* приобретение гражданства по рождению или путем патурализации.
Во всех странах законодатель закрепляет возможное™ предоставления гражданства по рождению, хотя в этом возрасти человек не может определить свои предпочтения. Данпьп подход основывается на презумпции членства, согласно которой при рождении определенного лица имеется высокая степсш вероятности того, что оно проявит лояльность но отношению к государству, в котором родилось4.
В основе предоставления гражданства по рождению ле-жат два принципа — "право крови" (|И5 зап^ийш), т. с. рож-дение от родителя или родителей — граждан конкретной стра¬ны, и "право почвы" ((из зоН), т. с. рождение на территории определенной страны. Предпочтение "праву крови" — общ¬ности в силу происхождения — отдают государства, стремя¬щиеся сохранить этнокультурное единство народа, традицион¬но проживающего на определенной территории (Германия, Швейцария). В государствах иммиграции (США, Канада) по¬лагают, что "право почвы" помогает сформировать новую куль¬турно-государственную общность, т. е. в данном случае граж-данство рассматривается как своеобразное территориальное понятие.
В законодательстве большинства государств закрепляют-ся смешанные подходы — сочетание в той или иной форме "права крови" и "права почвы". В Российской Федерации до-пускается приобретение гражданства по рождению детьми, один из родителей которых является гражданином России, а также детьми, родившимися на территории нашей страны, если их родители неизвестны пли являются лицами без гражданства. Кроме того, возможно предоставление российского граждан-ства детям иностранцев, если государство происхождения ро-дителей не предоставляет детям свое гражданство.
Практически во всех европейских странах законодатель устанавливает равные шансы отца и матери передать свое гражданство ребенку. Однако в ряде государств правовой статус ребенка по-прежнему определяется по отцу (Таиланд, Индия, Бангладеш). Согласно законодательству данных стран ребенок может получить гражданство матери только в том случае, если отец является лицом без гражданства или неиз-вестен.
В соответствии с Международным пактом о гражданских и политических нравах (ч. 3 ст. 24) каждый ребенок имеет право на приобретение гражданства. Не случайно в законода-тельстве различных государств можно встретить нормы о пре¬доставлении гражданства детям, найденным на территории стра-ны, родители которых неизвестны. Однако если в российском законодательстве возраст ребенка пс имеет значения, в зару¬бежных странах могут вводиться возрастные ограничения (дети до 5 лет — США, до 6 месяцев — Австрия).
Натурализация — предоставление гражданства лицу, не являющему гражданином страны но рождению, на основании решения компетентного органа. Правом предоставления граж-данства обычно наделяются высшие органы государственной власти. В Бельгии натурализация входит в компетенцию Ко¬роля и Палаты представителей, в США — федеральных судов, в Италии и России — Президента Республики, в Турции и Франции — Правительства. В ряде стран данные вопросы от-носятся к ведению министерств юстиции (Япония), иностран-ных дел (Мексика) или внутренних дел (Израиль).
Натурализация носит персональный характер. Она может осуществляться как в результате личного выбора лица, желаю-щего поменять свое гражданство, так и в связи с наступлением определенных обстоятельств (вступление в брак, усыновление, признание отцовства). Закрепление возможности натурализа¬ции связано с признанием права на изменение гражданства, предусмотренного во Всеобщей декларации прав человека (ч. 2 ст. 15). Хотя большинство государств и признает это право, практически все они устанавливают четкие критерии, которым должен соответствовать претендент па гражданство. Как пра-вило, возможность получить гражданство иностранного госу-дарства невелика, если человек не связан с ним определенными обстоятельствами — происхождением, проживанием или рож-дением па его территории.
Существуют различные подходы к натурализации иност-ранных граждан. В ряде стран она рассматривается как сугу¬бо дискреционное полномочие государства (Германия, Швей-цария, Япония). Кандидат должен отвечать определенным ус-ловиям, однако даже в случае их выполнения компетентный государственный орган имеет право определить, соответствует ли интересам страны предоставление гражданства данному лицу. Отрицательное решение не обосновывается и не подле-жит обжалованию. Натурализация является привилегией, пре-доставляемой определенным лицам. Данная процедура пред-полагает тщательное рассмотрение дела каждого из претен-дентов, за натурализацию устанавливается достаточно высокая плата.
В других странах (США, Канада, Швеция) натурализуют¬ся все кандидаты, отвечающие установленным требованиям. В них от иммигрантов ожидают натурализации, которая поощряется государством. Установленная процедура достаточно проста, формально предусматривает сравнительно невысокие денежные сборы.
Во многих зарубежных странах введены достаточно жест-кие требования к претендентам на гражданство. Практически повсеместно им надо прожить определенный срок на террито-рии страны нового гражданства (12 лет — Швейцария, 10 лет — Австрия, 5 лет — США, 2 года — Аргентина). Помимо этого они должны отвечать критериям материально-финансового (ФРГ — наличие жилища, Япония — достаточный капитал, возможность обеспечить самостоятельное существование), мо-рального (Аргентина — хорошее поведение) и уголовно-пра-вового характера (Австрия — отсутствие судебных пригово¬ров или преследования в уголовном порядке). В ряде стран для получения гражданства необходимо продемонстрировать знание языка (Эстония, Израиль), истории и основных положе-ний конституции страны (США, Латвия). Иногда условием на-турализации является принесение присяги верности данному государству (Италия, Филиппины).
В Российской Федерации для потенциальных граждан вво-дится только ценз оседлости (для иностранных граждан и лиц без гражданства — всего 5 лет или 3 года непрерывно перед обращением с ходатайством; для беженцев указанные сроки сокращаются вдвое), однако либерализм законодателя в значи-тельной степени сводится на нет правопримепителыюй практи-кой и подзаконными актами в данной области. Так, Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ1 предус-матривает, что оформление органами внутренних дел материа-лов по вопросам гражданства в отношении лиц, прибывших на территорию России в связи с трудовым соглашением, учебой, другими целями, осуществляется после решения вопроса о мес-те их жительства на территории России (п. 3).
В законодательстве многих стран предусмотрен упрощен-ный (регистрационный) порядок предоставления гражданства. Как правило, он распространяется на этнически близких инос-транцев (Германия, Болгария, Индия), а также лиц, заключив-ших брак с гражданами страны (Швейцария, Япония). В странах СНГ упрощенный порядок обычно распространяется на представителей титульной нации или выходцев из данной тер-ритории. Более широкие подходы законодательно закрепляют¬ся только в России и Армении.
Конвенция об упрощенном порядке приобретения граж-данства государств — участников Содружества Независимых Государств была подписана 19 января 1996 г. Россией, Казах-станом и Таджикистаном. В соответствии с Конвенцией для приобретения и выхода из гражданства в упрощенном (регис-трационном) порядке (ст. 2) лицу необходимо представить ряд документов: копию свидетельства о рождении или другой до-кумент, удостоверяющий личность и место рождения гражда-нина, документы, подтверждающие то, чго заявитель в прошлом состоял в гражданстве одной из Договаривающихся Сторон и одновременно в гражданстве СССР, проживал на их террито¬рии на 21 декабря 1991 г. и проживает постоянно до вступле¬ния в силу Конвенции, а также то, что он имеет близкого род¬ственника, постоянно проживающего на территории страны при¬обретаемого гражданства и являющегося ее гражданином.
Определенная группа оснований для приобретения граж-данства связана с территориальными изменениями или прекра-щением существования государств. К числу таких оснований можно отнести автоматическую перемену гражданства — транс¬ферт. Примером может служить приобретение гражданами Российской Федерации нового статуса в результате распада СССР. Согласно Закону о гражданстве Российской Федера¬ции гражданами России были признаны все граждане бывшего СССР, постоянно проживающие на территории Российской Федерации на день вступления в силу данного Закона, если в течение одного года после этого дня они не заявили о своем нежелании состоять в гражданстве России (ч. 1 ст. 13).
В тех случаях, когда определенная часть территории одно-го государства переходит под суверенитет другого, использует-ся оптация — добровольный выбор государства гражданской принадлежности. Право выбора предоставляется населению, проживающему на территории, которая отходит к другому го-сударству. При этом, как правило, предполагается, что лицо, сде¬лавшее выбор, будет жить па территории государства граждан¬ской принадлежности. В отличие от оптации, которая носит персональный характер, обмен населением является массовым и двусторонним, происходит обычно по национальному при-знаку па основе принципа добровольности.
В ряде стран характер приобретения гражданства мо¬жет оказывать воздействие на объем прав и свобод лица. Как правило, речь идет о занятии государственных должностей. В отдельных странах (Эстония, Болгария, США) их прези¬дентом может стать только гражданин по рождению. На Фи¬липпинах устанавливается очень широкий перечень ограни¬чений в правах для натурализованных граждан. Так, только граждане по рождению могут занимать должности президен¬та, вице-президента страны, членов парламента, Верховного Суда л нижестоящих судов, председателей и членов консти¬туционных комиссий, омбудсмана и его заместителей, членов комиссии по правам человека. В Южной Корее натурализо¬ванные не могут приниматься на дипломатическую службу, в Мексике — занимать должности начальника порта, коменданта аэродрома, лоцмана, служить на торговом, морском или воз¬душном судне.
Во всех странах законодатель закрепляет возможное™ предоставления гражданства по рождению, хотя в этом возрасти человек не может определить свои предпочтения. Данпьп подход основывается на презумпции членства, согласно которой при рождении определенного лица имеется высокая степсш вероятности того, что оно проявит лояльность но отношению к государству, в котором родилось4.
В основе предоставления гражданства по рождению ле-жат два принципа — "право крови" (|И5 зап^ийш), т. с. рож-дение от родителя или родителей — граждан конкретной стра¬ны, и "право почвы" ((из зоН), т. с. рождение на территории определенной страны. Предпочтение "праву крови" — общ¬ности в силу происхождения — отдают государства, стремя¬щиеся сохранить этнокультурное единство народа, традицион¬но проживающего на определенной территории (Германия, Швейцария). В государствах иммиграции (США, Канада) по¬лагают, что "право почвы" помогает сформировать новую куль¬турно-государственную общность, т. е. в данном случае граж-данство рассматривается как своеобразное территориальное понятие.
В законодательстве большинства государств закрепляют-ся смешанные подходы — сочетание в той или иной форме "права крови" и "права почвы". В Российской Федерации до-пускается приобретение гражданства по рождению детьми, один из родителей которых является гражданином России, а также детьми, родившимися на территории нашей страны, если их родители неизвестны пли являются лицами без гражданства. Кроме того, возможно предоставление российского граждан-ства детям иностранцев, если государство происхождения ро-дителей не предоставляет детям свое гражданство.
Практически во всех европейских странах законодатель устанавливает равные шансы отца и матери передать свое гражданство ребенку. Однако в ряде государств правовой статус ребенка по-прежнему определяется по отцу (Таиланд, Индия, Бангладеш). Согласно законодательству данных стран ребенок может получить гражданство матери только в том случае, если отец является лицом без гражданства или неиз-вестен.
В соответствии с Международным пактом о гражданских и политических нравах (ч. 3 ст. 24) каждый ребенок имеет право на приобретение гражданства. Не случайно в законода-тельстве различных государств можно встретить нормы о пре¬доставлении гражданства детям, найденным на территории стра-ны, родители которых неизвестны. Однако если в российском законодательстве возраст ребенка пс имеет значения, в зару¬бежных странах могут вводиться возрастные ограничения (дети до 5 лет — США, до 6 месяцев — Австрия).
Натурализация — предоставление гражданства лицу, не являющему гражданином страны но рождению, на основании решения компетентного органа. Правом предоставления граж-данства обычно наделяются высшие органы государственной власти. В Бельгии натурализация входит в компетенцию Ко¬роля и Палаты представителей, в США — федеральных судов, в Италии и России — Президента Республики, в Турции и Франции — Правительства. В ряде стран данные вопросы от-носятся к ведению министерств юстиции (Япония), иностран-ных дел (Мексика) или внутренних дел (Израиль).
Натурализация носит персональный характер. Она может осуществляться как в результате личного выбора лица, желаю-щего поменять свое гражданство, так и в связи с наступлением определенных обстоятельств (вступление в брак, усыновление, признание отцовства). Закрепление возможности натурализа¬ции связано с признанием права на изменение гражданства, предусмотренного во Всеобщей декларации прав человека (ч. 2 ст. 15). Хотя большинство государств и признает это право, практически все они устанавливают четкие критерии, которым должен соответствовать претендент па гражданство. Как пра-вило, возможность получить гражданство иностранного госу-дарства невелика, если человек не связан с ним определенными обстоятельствами — происхождением, проживанием или рож-дением па его территории.
Существуют различные подходы к натурализации иност-ранных граждан. В ряде стран она рассматривается как сугу¬бо дискреционное полномочие государства (Германия, Швей-цария, Япония). Кандидат должен отвечать определенным ус-ловиям, однако даже в случае их выполнения компетентный государственный орган имеет право определить, соответствует ли интересам страны предоставление гражданства данному лицу. Отрицательное решение не обосновывается и не подле-жит обжалованию. Натурализация является привилегией, пре-доставляемой определенным лицам. Данная процедура пред-полагает тщательное рассмотрение дела каждого из претен-дентов, за натурализацию устанавливается достаточно высокая плата.
В других странах (США, Канада, Швеция) натурализуют¬ся все кандидаты, отвечающие установленным требованиям. В них от иммигрантов ожидают натурализации, которая поощряется государством. Установленная процедура достаточно проста, формально предусматривает сравнительно невысокие денежные сборы.
Во многих зарубежных странах введены достаточно жест-кие требования к претендентам на гражданство. Практически повсеместно им надо прожить определенный срок на террито-рии страны нового гражданства (12 лет — Швейцария, 10 лет — Австрия, 5 лет — США, 2 года — Аргентина). Помимо этого они должны отвечать критериям материально-финансового (ФРГ — наличие жилища, Япония — достаточный капитал, возможность обеспечить самостоятельное существование), мо-рального (Аргентина — хорошее поведение) и уголовно-пра-вового характера (Австрия — отсутствие судебных пригово¬ров или преследования в уголовном порядке). В ряде стран для получения гражданства необходимо продемонстрировать знание языка (Эстония, Израиль), истории и основных положе-ний конституции страны (США, Латвия). Иногда условием на-турализации является принесение присяги верности данному государству (Италия, Филиппины).
В Российской Федерации для потенциальных граждан вво-дится только ценз оседлости (для иностранных граждан и лиц без гражданства — всего 5 лет или 3 года непрерывно перед обращением с ходатайством; для беженцев указанные сроки сокращаются вдвое), однако либерализм законодателя в значи-тельной степени сводится на нет правопримепителыюй практи-кой и подзаконными актами в данной области. Так, Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ1 предус-матривает, что оформление органами внутренних дел материа-лов по вопросам гражданства в отношении лиц, прибывших на территорию России в связи с трудовым соглашением, учебой, другими целями, осуществляется после решения вопроса о мес-те их жительства на территории России (п. 3).
В законодательстве многих стран предусмотрен упрощен-ный (регистрационный) порядок предоставления гражданства. Как правило, он распространяется на этнически близких инос-транцев (Германия, Болгария, Индия), а также лиц, заключив-ших брак с гражданами страны (Швейцария, Япония). В странах СНГ упрощенный порядок обычно распространяется на представителей титульной нации или выходцев из данной тер-ритории. Более широкие подходы законодательно закрепляют¬ся только в России и Армении.
Конвенция об упрощенном порядке приобретения граж-данства государств — участников Содружества Независимых Государств была подписана 19 января 1996 г. Россией, Казах-станом и Таджикистаном. В соответствии с Конвенцией для приобретения и выхода из гражданства в упрощенном (регис-трационном) порядке (ст. 2) лицу необходимо представить ряд документов: копию свидетельства о рождении или другой до-кумент, удостоверяющий личность и место рождения гражда-нина, документы, подтверждающие то, чго заявитель в прошлом состоял в гражданстве одной из Договаривающихся Сторон и одновременно в гражданстве СССР, проживал на их террито¬рии на 21 декабря 1991 г. и проживает постоянно до вступле¬ния в силу Конвенции, а также то, что он имеет близкого род¬ственника, постоянно проживающего на территории страны при¬обретаемого гражданства и являющегося ее гражданином.
Определенная группа оснований для приобретения граж-данства связана с территориальными изменениями или прекра-щением существования государств. К числу таких оснований можно отнести автоматическую перемену гражданства — транс¬ферт. Примером может служить приобретение гражданами Российской Федерации нового статуса в результате распада СССР. Согласно Закону о гражданстве Российской Федера¬ции гражданами России были признаны все граждане бывшего СССР, постоянно проживающие на территории Российской Федерации на день вступления в силу данного Закона, если в течение одного года после этого дня они не заявили о своем нежелании состоять в гражданстве России (ч. 1 ст. 13).
В тех случаях, когда определенная часть территории одно-го государства переходит под суверенитет другого, использует-ся оптация — добровольный выбор государства гражданской принадлежности. Право выбора предоставляется населению, проживающему на территории, которая отходит к другому го-сударству. При этом, как правило, предполагается, что лицо, сде¬лавшее выбор, будет жить па территории государства граждан¬ской принадлежности. В отличие от оптации, которая носит персональный характер, обмен населением является массовым и двусторонним, происходит обычно по национальному при-знаку па основе принципа добровольности.
В ряде стран характер приобретения гражданства мо¬жет оказывать воздействие на объем прав и свобод лица. Как правило, речь идет о занятии государственных должностей. В отдельных странах (Эстония, Болгария, США) их прези¬дентом может стать только гражданин по рождению. На Фи¬липпинах устанавливается очень широкий перечень ограни¬чений в правах для натурализованных граждан. Так, только граждане по рождению могут занимать должности президен¬та, вице-президента страны, членов парламента, Верховного Суда л нижестоящих судов, председателей и членов консти¬туционных комиссий, омбудсмана и его заместителей, членов комиссии по правам человека. В Южной Корее натурализо¬ванные не могут приниматься на дипломатическую службу, в Мексике — занимать должности начальника порта, коменданта аэродрома, лоцмана, служить на торговом, морском или воз¬душном судне.
Коментариев: 0 | Просмотров: 77 |
Гражданство и его специфика
Права человека | Автор: admin | 9-06-2010, 03:34
Население любого современного государства неоднород-но. В его составе выделяются различные группы в зависимости ог иола, возраста, национальности, вероисповедания, места жи-тельства, профессиональной принадлежности. Для того чтобы выявить различия, связанные с объемом прав и обязанностей, определить характер взаимоотношений с государством прожи-вания, необходимо обратиться к понятию гражданства.
В юридической литературе гражданство рассматривается либо как устойчивая правовая связь человека с государством, правоотношение, возникающее, изменяющееся или прекращаю-щееся в связи с определенными юридическими фактами (рож-дение на территории страны, обращение с просьбой о натурали¬зации, приобретение второго гражданства, утрата гражданства), либо как определенное правовое положение лица в конкретной стране. В последнем значении гражданство — это особый ста¬тус, который предполагает юридическое признание государ-
ствснной принадлежности лица внутри страны и за рубежом и наделение его в полном объеме комплексом прав и обязаннос¬тей, предусмотренных в законодательстве этого государства.
Статус гражданина является гарантией предоставления политических прав и доступа к государственной службе, усло¬вием свободного выезда за пределы страны п беспрепятствен¬ного возвращения на родину. В большинстве государств имен¬но на интересы граждан сориентированы социальные и эконо¬мические программы правительства, законодательство в облас¬ти труда и социального обеспечения. С точки зрения междуна¬родного права только граждане страны могут рассчитывать па правовую защиту в качестве представителей национальных нлн этнических меньшинств.
Гражданство порождает взаимные обязательства страны и человека. Государство ждет от своих граждан особой лояльно¬сти. (Не случайно измена государству или Родине может быть вменена только гражданам страны.) В свою очередь граждане рассчитывают па защиту п покровительство страны, если у них возникают проблемы с властями или частными лицами за рубе¬жом. Эти взаимные обязательства носят персональный и экс¬территориальный характер, они не прекращаются в случае дли¬тельного отсутствия гражданина на территории страны или проживания за ее пределами. В отличие от этого власть госу-дарства распространяется на иностранцев п лиц без граждан-ства только тогда, когда они находятся на его территории. Эти отношения носят более формальный характер и, как правило, не порождают устойчивых взаимных обязательств.
Исторически гражданство является порождением Фран-цузской революции. В противовес концепции подданства как личной зависимости от монарха, сложившейся в эпоху абсолю¬тизма, были выдвинуты концепции гражданина как лица, спо¬собного активно участвовать в политической жизни страны, и народа как общности равноправных граждан. На смену тради¬ционным формам определения групповой принадлежности (се¬мья, корпорация, регион) пришло государство как основной источник идентификации любого лица. Вслед за Францией и другие европейские страны стали использовать в своем законо¬дательстве понятие "гражданство" вместо "подданства". Од¬нако в России этот термин начал применяться в нормативных правовых актах только в начале XX в.: общее для всего пасслсння наименование — гражданин Российской Республики было введено декретом ВЦИК и СПК от 10 ноября 1917 г. "Об унич¬тожении сословий и гражданских чинов"1.
После второй мировой войны термин "гражданство" стал употребляться п в более широком значении. Его трактовали как особый статус, связанный с принадлежностью лица к союзу государств, объединенных общей историей, культурой и тради-циями, — гражданство Европейского Союза, Содружества на-ций. Данным статус автоматически предоставляется в том слу-чае, если вы являетесь гражданином государства — члена дан-ного объединения. Не существует каких-либо специальных правил приобретения пли утраты гражданства союза. Любые изменения, связанные с гражданством государства-члена, порож¬дают определенные последствия и для правового положения лица в рамках союза (сообщества). Так, утрата гражданства страны влечет п утрату гражданства сообщества при условии, что лицо не приобретает одновременно гражданство другого государства-члена.
Статус гражданина сообщества признается третьими странами, которые не входят в состав данного объединения, однако, как правило, порождает определенные права только на территории государств — членов сообщества. Условием реа-лизации предоставленных прав обычно является выезд за пре-делы страны своей государственной принадлежности. Естествен¬но, па территории государства происхождения лицо рассматри¬вают не как гражданина сообщества, а как гражданина страны.
Объем нрав гражданина союза весьма ограничен, если срав¬нивать его с обычным каталогом прав гражданина конкретной страны. В соответствии с Уставом Союза Беларуси п России 1997 г.2 каждый гражданин Союза имеет право на свободное передвижение н постоянное проживание в пределах террито¬рии обеих государств; на дипломатическую и консульскую за¬щиту на территории третьих стран, где нет представительств государства гражданской принадлежности; на участие в управ-лении делами Союза; на владение, пользование и распоряже¬ние имуществом на территории другого государства (ст. 18). При этом гражданин Союза, постоянно проживающий на территории государства, не являющегося страной гражданской принадлежности, может участвовать в муниципальных выбо¬рах в качестве избирателя или кандидата на территории госу-дарства проживания.
В юридической литературе гражданство рассматривается либо как устойчивая правовая связь человека с государством, правоотношение, возникающее, изменяющееся или прекращаю-щееся в связи с определенными юридическими фактами (рож-дение на территории страны, обращение с просьбой о натурали¬зации, приобретение второго гражданства, утрата гражданства), либо как определенное правовое положение лица в конкретной стране. В последнем значении гражданство — это особый ста¬тус, который предполагает юридическое признание государ-
ствснной принадлежности лица внутри страны и за рубежом и наделение его в полном объеме комплексом прав и обязаннос¬тей, предусмотренных в законодательстве этого государства.
Статус гражданина является гарантией предоставления политических прав и доступа к государственной службе, усло¬вием свободного выезда за пределы страны п беспрепятствен¬ного возвращения на родину. В большинстве государств имен¬но на интересы граждан сориентированы социальные и эконо¬мические программы правительства, законодательство в облас¬ти труда и социального обеспечения. С точки зрения междуна¬родного права только граждане страны могут рассчитывать па правовую защиту в качестве представителей национальных нлн этнических меньшинств.
Гражданство порождает взаимные обязательства страны и человека. Государство ждет от своих граждан особой лояльно¬сти. (Не случайно измена государству или Родине может быть вменена только гражданам страны.) В свою очередь граждане рассчитывают па защиту п покровительство страны, если у них возникают проблемы с властями или частными лицами за рубе¬жом. Эти взаимные обязательства носят персональный и экс¬территориальный характер, они не прекращаются в случае дли¬тельного отсутствия гражданина на территории страны или проживания за ее пределами. В отличие от этого власть госу-дарства распространяется на иностранцев п лиц без граждан-ства только тогда, когда они находятся на его территории. Эти отношения носят более формальный характер и, как правило, не порождают устойчивых взаимных обязательств.
Исторически гражданство является порождением Фран-цузской революции. В противовес концепции подданства как личной зависимости от монарха, сложившейся в эпоху абсолю¬тизма, были выдвинуты концепции гражданина как лица, спо¬собного активно участвовать в политической жизни страны, и народа как общности равноправных граждан. На смену тради¬ционным формам определения групповой принадлежности (се¬мья, корпорация, регион) пришло государство как основной источник идентификации любого лица. Вслед за Францией и другие европейские страны стали использовать в своем законо¬дательстве понятие "гражданство" вместо "подданства". Од¬нако в России этот термин начал применяться в нормативных правовых актах только в начале XX в.: общее для всего пасслсння наименование — гражданин Российской Республики было введено декретом ВЦИК и СПК от 10 ноября 1917 г. "Об унич¬тожении сословий и гражданских чинов"1.
После второй мировой войны термин "гражданство" стал употребляться п в более широком значении. Его трактовали как особый статус, связанный с принадлежностью лица к союзу государств, объединенных общей историей, культурой и тради-циями, — гражданство Европейского Союза, Содружества на-ций. Данным статус автоматически предоставляется в том слу-чае, если вы являетесь гражданином государства — члена дан-ного объединения. Не существует каких-либо специальных правил приобретения пли утраты гражданства союза. Любые изменения, связанные с гражданством государства-члена, порож¬дают определенные последствия и для правового положения лица в рамках союза (сообщества). Так, утрата гражданства страны влечет п утрату гражданства сообщества при условии, что лицо не приобретает одновременно гражданство другого государства-члена.
Статус гражданина сообщества признается третьими странами, которые не входят в состав данного объединения, однако, как правило, порождает определенные права только на территории государств — членов сообщества. Условием реа-лизации предоставленных прав обычно является выезд за пре-делы страны своей государственной принадлежности. Естествен¬но, па территории государства происхождения лицо рассматри¬вают не как гражданина сообщества, а как гражданина страны.
Объем нрав гражданина союза весьма ограничен, если срав¬нивать его с обычным каталогом прав гражданина конкретной страны. В соответствии с Уставом Союза Беларуси п России 1997 г.2 каждый гражданин Союза имеет право на свободное передвижение н постоянное проживание в пределах террито¬рии обеих государств; на дипломатическую и консульскую за¬щиту на территории третьих стран, где нет представительств государства гражданской принадлежности; на участие в управ-лении делами Союза; на владение, пользование и распоряже¬ние имуществом на территории другого государства (ст. 18). При этом гражданин Союза, постоянно проживающий на территории государства, не являющегося страной гражданской принадлежности, может участвовать в муниципальных выбо¬рах в качестве избирателя или кандидата на территории госу-дарства проживания.
Коментариев: 0 | Просмотров: 39 |
Основания ограничения прав и свобод человека и гражданина
Права человека | Автор: admin | 9-06-2010, 03:32
Пользование правами сопряжено с ответственностью че-ловека, с возможными ограничениями, определяемыми мерой и границами свободы, установленными правом, принципами гу-манности, солидарности, нравственности. Этот постулат сфор-мулирован в ст. 29 Всеобщей декларации прав человека: "При осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного при-знания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требовании морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе".
Правовые ограничения содержатся в ст. 19 Международ-ного пакта о гражданских и политических правах, предусмат-ривающей право человека беспрепятственно придерживаться своих мнений, выражать эти мнения письменно, устно, в печати или иными способами по своему выбору. В п. 3 ст. 19 отмечает¬ся, что пользование этими правами налагает особую обязан¬ность и особую ответственность. "Оно может быть, следова¬тельно, сопряжено с некоторыми ограничениями, которые, одна¬ко, должны быть установлены Законом и являются необходи¬мыми:
а) для уважения прав и репутации других лиц;
б) для охраны государственной безопасности, обществен-ного порядка, здоровья или нравственности населения".
В Международном пакте о гражданских и политических правах предусмотрена возможность запрещения антигуманных, аморальных действий — пропаганды войны, всяких выступле¬ний в пользу национальной, расовой или религиозной ненавис¬ти, представляющих собой подстрекательство к дискриминации, вражде или насилию (ст. 20). Международный пакт об эконо-мических, социальных п культурных нравах допускает ограни¬чения прав постольку, поскольку это совместимо с природой указанных прав, и исключительно с целью способствовать об¬щему благосостоянию в демократическом обществе (ст. 4).
Часть вторая ст. 11 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод гласит: "Осуществление этих прав не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые пре¬дусмотрены законом и необходимы в демократическом обще¬стве в интересах государственной безопасности и общественно¬го спокойствия, в целях предотвращения беспорядков и пре¬ступлений, защиты здоровья п нравственности или защиты прав
II СВОбоД ДРУГИХ ЛИЦ".
В ст. 55 Конституции Российской Федерации также уста-новлены основания ограничений прав и свобод: "Права и сво¬боды человека и гражданина могут быть ограничены федераль¬ным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоро¬вья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения оборо¬ны страны и безопасности государства".
Конституция РФ конкретизирует эти положения, запре-щая пропаганду пли агитацию, возбуждающие социальную, ра¬совую, национальную ненависть п вражду, пропаганду социаль¬ного, расового, национального, религиозного или иного превос¬ходства.
Законодательство РФ устанавливает ответственность за нарушение этих запретов (например, ст. 136 УК РФ предус-матривает уголовную ответственность за нарушение националь¬ного и расового равноправия; ст. 280 — за публичные при¬зывы к насильственному захвату власти, насильственному удер¬жанию власти или к насильственному изменению конститу¬ционного строя; ст. 282 — за возбуждение национальной, ра¬совой или религиозной вражды, унижение национального до¬стоинства; ст. 354 — за публичные призывы к развязыванию агрессивной войны. Запрет па пропаганду религиозной враж-ды или религиозного превосходства основывается на ст. 14 Конституции РФ, согласно которой никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обяза-тельной.
В Законе РСФСР от 25 октября 1991 г. "О языках наро¬дов РСФСР" записано, что "недопустима пропаганда вражды и пренебрежения к любому языку, создание противоречащих кон-ституционно установленным принципам национальной поли-тики препятствий, ограничении и привилегии в использовании языков, иные нарушения законодательства о языках пародов РСФСР и республик в составе РСФСР". Статья 28 этого За-| кона указывает, что действия юридических и физических лиц] нарушающих законодательство РФ о языках народов РСФСР] влекут за собой ответственность и обжалуются в установлен-) ном порядке в соответствии с законодательством РСФСР республик в составе РСФСР.
Правовые ограничения содержатся в ст. 19 Международ-ного пакта о гражданских и политических правах, предусмат-ривающей право человека беспрепятственно придерживаться своих мнений, выражать эти мнения письменно, устно, в печати или иными способами по своему выбору. В п. 3 ст. 19 отмечает¬ся, что пользование этими правами налагает особую обязан¬ность и особую ответственность. "Оно может быть, следова¬тельно, сопряжено с некоторыми ограничениями, которые, одна¬ко, должны быть установлены Законом и являются необходи¬мыми:
а) для уважения прав и репутации других лиц;
б) для охраны государственной безопасности, обществен-ного порядка, здоровья или нравственности населения".
В Международном пакте о гражданских и политических правах предусмотрена возможность запрещения антигуманных, аморальных действий — пропаганды войны, всяких выступле¬ний в пользу национальной, расовой или религиозной ненавис¬ти, представляющих собой подстрекательство к дискриминации, вражде или насилию (ст. 20). Международный пакт об эконо-мических, социальных п культурных нравах допускает ограни¬чения прав постольку, поскольку это совместимо с природой указанных прав, и исключительно с целью способствовать об¬щему благосостоянию в демократическом обществе (ст. 4).
Часть вторая ст. 11 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод гласит: "Осуществление этих прав не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые пре¬дусмотрены законом и необходимы в демократическом обще¬стве в интересах государственной безопасности и общественно¬го спокойствия, в целях предотвращения беспорядков и пре¬ступлений, защиты здоровья п нравственности или защиты прав
II СВОбоД ДРУГИХ ЛИЦ".
В ст. 55 Конституции Российской Федерации также уста-новлены основания ограничений прав и свобод: "Права и сво¬боды человека и гражданина могут быть ограничены федераль¬ным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоро¬вья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения оборо¬ны страны и безопасности государства".
Конституция РФ конкретизирует эти положения, запре-щая пропаганду пли агитацию, возбуждающие социальную, ра¬совую, национальную ненависть п вражду, пропаганду социаль¬ного, расового, национального, религиозного или иного превос¬ходства.
Законодательство РФ устанавливает ответственность за нарушение этих запретов (например, ст. 136 УК РФ предус-матривает уголовную ответственность за нарушение националь¬ного и расового равноправия; ст. 280 — за публичные при¬зывы к насильственному захвату власти, насильственному удер¬жанию власти или к насильственному изменению конститу¬ционного строя; ст. 282 — за возбуждение национальной, ра¬совой или религиозной вражды, унижение национального до¬стоинства; ст. 354 — за публичные призывы к развязыванию агрессивной войны. Запрет па пропаганду религиозной враж-ды или религиозного превосходства основывается на ст. 14 Конституции РФ, согласно которой никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обяза-тельной.
В Законе РСФСР от 25 октября 1991 г. "О языках наро¬дов РСФСР" записано, что "недопустима пропаганда вражды и пренебрежения к любому языку, создание противоречащих кон-ституционно установленным принципам национальной поли-тики препятствий, ограничении и привилегии в использовании языков, иные нарушения законодательства о языках пародов РСФСР и республик в составе РСФСР". Статья 28 этого За-| кона указывает, что действия юридических и физических лиц] нарушающих законодательство РФ о языках народов РСФСР] влекут за собой ответственность и обжалуются в установлен-) ном порядке в соответствии с законодательством РСФСР республик в составе РСФСР.
Коментариев: 0 | Просмотров: 153 |
ЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:
- Уголовно-правовая
- Гражданско-правовая
- Государственно-правовая
РАЗНОЕ:
- Административно-государственное управление в странах запада: США, Великобритания, Франция, Германия (Василенко И. А.)
- Государственное управление и государственная служба за рубежом (В.В.Чубинский)
- Деятельность органов местного самоуправления в области охраны окружающей среды в Российской Федерации (Алексеев А.П.)
- Законодательный процесс. Понятие. Институты. Стадии. (Васильев Р.Ф.)
- Иностранное конституционное право (В.В.Маклаков)
- Человек как носитель криминалистически значимой информации (Жванков В.А.)
- Криминалистическая характеристика преступных групп (Быков В.М.)
- Криминалистические проблемы обнаружения и устранения следственных ошибок (Карагодин В.Н., Морозова Е.В.)
- Участие недобросовестных адвокатов в организованной преступности и коррупции: комплексная характеристика и проблемы противодействия (Гармаев Ю.П.)
- В поисках истины (Ищенко Е. П., Любарский М. Г.)
- Деятельность экспертно-криминалистических подразделений органов внутренних дел по применению экспертно-криминалистических методов и средств в раскрытии и расследовании преступлений (В. А. Снетков)
- Теория и практика проверки показаний на месте (Л.Я. Драпкин, А.А. Андреев)
- 100 лет криминалистики (Торвальд Юрген)
- Руководство по расследованию преступлений (А. В. Гриненко)
- Осмотр места происшествия (А.И. Дворкин)
- Конституция России: природа, эволюция, современность (С.А.Авакьян)
- Конституционное правосудие. Судебное конституционное право и процесс (Н.В. Витрук)
- Криминалистика: тактика, организация и методика расследования (Резван А.П., Субботина М.В., Харченко Ю.В.)
- Криминалистика. Проблемы и мнения (1962-2002) (Бахин В.П.)
- Криминалистика: проблемы, тенденции, перспективы (Белкин Р. С.)
- Криминалистика: проблемы сегодняшнего дня (Белкин Р. С.)
- Российское законодательство на современном этапе (Н.А.Васецкий, Ю.К.Краснов)
- Права человека (Е. А. Лукашева)
- Справочник прокурора (Трикс А.В.)
- Правовые позиции Конституционного Суда России (Лазарев Л.В.)
- Проблемы уголовного наказания в теории, законодательстве и судебной практике (В. К. Дуюнов)
- Практика применения уголовного кодекса (А.В. Наумов)
- Уголовные преступления и наказания (А.Б. Смушкин)
- Экономические преступления (Волженкин Б. В.)
- Гарантии прав участников уголовного судопроизводства Российской Федерации (Волколуп О.В., Чупилкин Ю.Б.)
- Меры пресечения в российском уголовном процессе (Михайлов В.А.)
- Отказ от обвинения в системе уголовно-процессуальных актов (Землянухин А.В.)
- Типология уголовного судопроизводства (Смирнов А.В.)
- Учение об объекте преступления (Г.П. Новоселов)
- Дифференциация уголовной ответственности (Лесниевски-Костарева Т. А.)
- Теория доказательств (Владислав Лоер)
- Искусство защиты в суде присяжных (Мельник В.В.)
- Субъективное вменение и его значение в уголовном праве (В. А. Якушин)
- Психология преступника и расследования преступлений (Антонян Ю.М., Еникеев М.И., Эминов В.Е.)
- Курс международного уголовного права (Э.Нарбутаев, Ф.Сафаев) (Республика Узбекистан)
- Деятельное раскаяние в совершенном преступлении (Щерба C., Савкин А.В.)
- Право на юридическую помощь: конституционные аспекты (Р.Г. Мельниченко)
- Юридический статус личности в России (Воеводин Л.Д.)
- Российское гражданство (Кутафин)
- Законность в Российской Федерации (Тихомиров Ю. А., Сухарев А. Я., Демидов И. Ф.)
- Экономическое правосудие в России: прошлое, настоящее, будущее (М.И. Клеандров)
- Третья власть в России. Очерки о правосудии, законности и судебной реформе 1990-1996 гг. (Бойков А.Д.)
- Закон: создание и толкование (Пиголкин А.С.)
- Актуальные вопросы уголовного процесса современной России
- Уголовно-правовое регулирование. Механизм и система. (Н.М.Кропачев)
- Уголовно-правовая политика и пути ее реализации (Беляев Н. А.)
- Практика уголовного сыска (В.Румянцев, В.Перевертов)
- Судебная экспертиза (экспертология) (В.А.Назаров)
- Адвокатура и власть (Бойков А.Д.)
- Справочник адвоката: Консультации, защита в суде, образцы документов (Данилов Е.П.)
ДРУЗЬЯ САЙТА:
Библиотека документов юриста
СЧЕТЧИКИ: