Сегодня
НАВИГАЦИЯ:
ЮРИДИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ:
РАЗНОЕ:
РЕКЛАМА:
АРХИВ НОВОСТЕЙ:
Приобретение российского гражданства -1
 (голосов: 0)
  Российское гражданство | Автор: admin | 7-07-2010, 00:42

Самостоятельную группу связанных с гражданством отношений, регулируемых нормами права, составляют отношения по поводу приобретения гражданства. Приобретение гражданства по своим последствиям близко примыкает к признанию гражданства. Однако по своему содержанию эти субинституты гражданства различны: приобретают гражданство те лица, которые до тех или иных событий, указанных в законе, не были гражданами, а признаются таковыми как раз те, которые являются гражданами*(269).
В отечественной литературе высказано мнение о том, что для отношений по поводу приобретения гражданства характерным является то, что "при решающем значении государства существенная роль здесь принадлежит субъективному волеизъявлению лица, направленному на установление с государством отношений по поводу приобретения гражданства"*(270).
Однако под такую характеристику вряд ли подпадают отношения, в которых отсутствует специально выраженное волеизъявление лица о приобретении гражданства. К их числу относятся все отношения, связанные с приобретением гражданства по рождению.
В результате по этому признаку все отношения по приобретению гражданства (а соответственно и регулирующие их правовые нормы) можно разделить на отношения по поводу приобретения гражданства: а)по рождению (происхождению)*(271); б)приемом в него (укоренением, натурализацией)и восстановлением в гражданстве.
Приобретение гражданства по рождению (происхождению)регулируется законодательством в зависимости от гражданства родителей (так называемое "право крови") и в зависимости от места рождения (так называемое "право почвы")или посредством комбинации этих двух начал*(272). "Право крови" (jus sanguinis)означает, что лицо, рожденное от граждан данного государства, приобретает его гражданство независимо от места рождения. Таким образом, "право крови" означает государственную принадлежность родителей, а не их национальность. "Право почвы" (jus soli)означает, что лицо, родившееся на территории соответствующего государства, приобретает его гражданство независимо от гражданства своих родителей.
Из всех оснований приобретения гражданства рождение является, бесспорно, самым важным. В любом государстве преобладающая часть граждан- это граждане именно по рождению.
В законодательстве Российской империи не содержалось никаких положений о том, кто признается русским подданным по рождению. В нем не было даже прямого указания на то, что вообще рождением можно приобретать подданство.
"...Конечно, - писал по этому поводу Н.М. Коркунов, - это разумеется само собой, и кроме того, на это указывает и постоянно употребляемое в законах выражение "природный" подданный. Относительно родившегося от русской подданной в России не может быть никакого сомнения, что это русский подданный. Нельзя найти никакого основания к подданству его какому-либо другому государству. Менее очевидным представляется русское подданство лица, родившегося от русской поданной за границей. Случай этот вовсе не предусмотрен нашим законодательством. Правда, ст. 1098, IX т. говорит, что обязанности консульств по выдаче свидетельств о рождении российским подданным в иностранных державах означены в Уставе Консульском, но в Консульском Уставе предусмотрен только случай рождения ребенка от русской подданной на "российском судне" или "иностранном корабле" (ст. 81), и то закон ограничивается вменением консулу в обязанность о таких случаях извещать министерство иностранных дел. Ввиду этого единственным основанием для решения данного вопроса может служить только ст. 1023, т. X, из которой явствует, что дети иностранцев, прижитые в России, считаются все-таки иностранцами. Отсюда можно по аналогии заключить, что и дети русских подданных, рожденные за границей, признаются русскими подданными. Однако и таким аналогическим применением ст. 1023 вопрос разрешается не совсем просто. Статья эта считает детей иностранцев, прижитых и воспитанных или только воспитанных в России, не безусловно иностранными подданными. До совершеннолетия они предполагаются иностранными подданными, но затем, если пожелают, имеют право стать русскими подданными. Можно ли из этого по аналогии заключить, что и дети русских поданных, прижитые и воспитанные за границей, став совершеннолетними, могут по своему усмотрению избрать русское или иностранное подданство? Очевидно, все эти недоумения могут быть разрешены только определенным законодательным постановлением"*(273).
В советский период подробную правовую регламентацию это основание приобретения гражданства получило в Положении о союзном гражданстве 1924 г. Статья 4 Положения содержала следующие правила:
а)гражданами союзных республик и тем самым Союза ССР признавались лица, оба родителя которых являлись гражданами Союза ССР, где бы эти лица ни родились;
б)гражданами союзных республик и тем самым Союза ССР признавались лица, один из родителей которых к моменту рождения их состоял гражданином СССР, при условии, что хотя бы один из родителей в тот момент проживал на территории Союза ССР;
в)в том случае, если один из родителей в момент рождения этого лица состоял гражданином Союза ССР, причем оба родителя в этот момент проживали вне территории Союза ССР, гражданство лица определялось соглашением родителей.
Таким образом, Положение 1924 г. в вопросах о приобретении гражданства рождением сочетало начала "права почвы" и "права крови" в очень своеобразной комбинации. "Право крови" в чистом виде было принято для случая, когда оба родителя принадлежали к гражданству СССР; при разногражданстве вопрос был поставлен в зависимость от места рождения ребенка и места проживания родителей.
Излишняя сложность такого порядка объяснялась необходимостью примирения разных начал, принятых союзными республиками.
Поскольку установленные Положением 1924 г. условия приобретения гражданства в силу рождения отличались определенной сложностью, Положениями о гражданстве СССР 1930 и 1931 гг. эти условия были упрощены. Теперь для приобретения гражданства по рождению было достаточно, чтобы в момент рождения лица гражданством Союза ССР обладали оба или хотя бы один из его родителей. Место рождения не имело значения.
Закон о гражданстве СССР 1938 г. вопросов о приобретении гражданства в силу рождения не затрагивал. Однако из смысла ст. 6 Закона, предусматривающей, что дети, не достигшие 14-летнего возраста, следуют гражданству родителей, если их родители при изменении ими гражданства оба становятся гражданами СССР или оба выходят из советского гражданства, можно сделать вывод, что гражданство детей определялось в первую очередь происхождением от советских граждан. Такая точка зрения являлась общепризнанной в советской литературе*(274).
Независимо от места рождения ребенок должен был считаться советским гражданином, если в момент его рождения оба родителя являлись советскими гражданами. Это правило было закреплено в Основах законодательства Союза ССР и союзных республик о браке и семье 1968 г. (ст. 30) и принятых на их основе кодексах о браке и семье союзных республик, включая и РСФСР. Абзац 1 ст. 30 Основ предусматривал, что "ребенок, оба родителя которого ко времени его рождения состояли гражданами СССР, признается гражданином СССР, где бы он ни родился".
Закон о гражданстве СССР 1978 г. вернулся к этим вопросам. Он устанавливал (ст. 11), что ребенок, оба родителя которого к моменту его рождения состояли в гражданстве СССР, являлся советским гражданином независимо от того, родился ли он на территории СССР или вне ее пределов. Таким образом, признание лица гражданином СССР закон связывал не с местом его рождения, а с фактом рождения от советских граждан.
При различном гражданстве родителей, из которых один к моменту рождения ребенка состоял в гражданстве СССР, ребенок признавался советским гражданином в двух случаях: если он родился на территории СССР; если он родился вне пределов СССР, но родители или один из них в то время имели постоянное место жительства на советской территории. При различном гражданстве родителей, из которых один к моменту рождения ребенка состоял в советском гражданстве, если в это время оба родителя имели постоянное место жительства вне пределов СССР, гражданство ребенка, родившегося вне пределов СССР, определялось по соглашению родителей. В том же случае, если один из родителей к моменту рождения ребенка состоял в советском гражданстве, а другой являлся лицом без гражданства либо был неизвестен, ребенок признавался гражданином СССР независимо от места рождения (ст. 12). Ребенок, находящийся на территории СССР, оба родителя которого неизвестны, признавался гражданином СССР (ст. 14), поскольку предполагалось, что родителями этого ребенка являются советские граждане.
Аналогичные положения содержались и в Законе СССР о гражданстве 1990 г.
Закон о гражданстве 1991 г. также в значительной мере повторял положения, содержавшиеся в двух последних советских законах о гражданстве.
Он исходил из того, что на детей автоматически распространяется гражданство родителей. Если отец и мать ребенка граждане России, то ребенок также считается россиянином ("право крови"). Место рождения ребенка не имело значения (ст. 14). При этом закон предоставлял равные права как природным гражданам, так и тем, кто принят в российское гражданство.
Кроме того, устанавливалось (ст. 15), что если один из родителей ребенка на момент его рождения состоял в гражданстве России, а другой являлся лицом без гражданства, ребенок является гражданином России независимо от места рождения. Это положение было направлено на сокращение числа лиц без гражданства.
Если же вторым родителем ребенка являлся иностранец, то вопрос о гражданстве ребенка независимо от места его рождения определялся добровольным соглашением родителей, при отсутствии которого ребенок приобретал гражданство России, если он родился на ее территории либо если иначе он стал бы лицом без гражданства. Таким образом, при наличии подобного рода спорных ситуаций ребенок приобретал российское гражданство, поскольку законодатель исходил из преимущества родителя, имеющего российское гражданство.
Находящегося на территории России ребенка, оба родителя которого неизвестны, закон признавал гражданином России (ст. 16). Однако в случае обнаружения хотя бы одного из родителей, опекуна или попечителя гражданство этого ребенка могло измениться в соответствии с другим положением закона, предусматривающим подобную ситуацию.
Поскольку Россия провозгласила себя правопреемницей Союза ССР, закон предоставлял российское гражданство детям, родившимся на ее территории до момента распада Союза ССР, если родители являлись гражданами бывших советских республик по состоянию на 1 сентября 1991 г. или иностранных государств и если эти республики или государства отказывались предоставить ребенку гражданство.
Закон содержал также норму, направленную на сокращение числа лиц без гражданства, введенную в отечественную государственно-правовую практику Законом о гражданстве СССР 1978 г. Он устанавливал, что ребенок, родившийся на территории России от лиц без гражданства, является российским гражданином (ст. 17).
Закон о гражданстве Российской Федерации 2002 г. в отличие от ранее действующего закона объединяет все условия приобретения гражданства по рождению в ст. 12. В ней указывается, что ребенок приобретает гражданство Российской Федерации по рождению, если на день его рождения:
а) оба его родителя или единственный его родитель имеют гражданство Российской Федерации (независимо от места рождения ребенка);
б) один из его родителей имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является лицом без гражданства, или признан безвестно отсутствующим, или место его нахождения неизвестно (независимо от места рождения ребенка);
в) один из его родителей имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является иностранным гражданином, при условии, что ребенок родился на территории Российской Федерации либо если в ином случае он станет лицом без гражданства;
г) оба его родителя или единственный родитель, проживающие на территории Российской Федерации, являются иностранными гражданами или лицами без гражданства, при условии, что ребенок родился на территории Российской Федерации, а государства, гражданами которых являются его родители или единственный родитель, не предоставляют ему свое гражданство*(275).
Ребенок, который находится на территории Российской Федерации и родители которого неизвестны, становится гражданином Российской Федерации в случае, если родители не объявятся в течение шести месяцев.
Закон устанавливает новое правило, согласно которому ребенок, родившийся на территории России от состоящих в браке родителей, имеющих различное гражданство, приобретает гражданство Российской Федерации по рождению без необходимости согласия родителей. Ребенок же, родившийся в таком браке за границей, приобретает гражданство Российской Федерации в порядке приема по заявлению родителей (ст. 14).
Одним из оснований приобретения гражданства иностранцами и лицами без гражданства является прием в гражданство*(276). Так как прием в гражданство касается лиц, не имеющих права на гражданство данного государства, он является не обязанностью государства, а его правом, актом свободного усмотрения государственной власти, которая всегда может в нем отказать.
Поскольку государства не признают себя обязанными принимать в гражданство каждого просящего об этом иностранца или каждое лицо без гражданства, то прием в гражданство обусловливается специальными условиями. Эти условия служат материально-правовым основанием приобретения гражданства лицами, не имеющими права на гражданство данного государства и достигшими совершеннолетия.
Устанавливая такие условия, государство преследует цель предотвратить прием в гражданство нежелательных лиц, которые ищут перемены гражданства только как средства избегнуть, например, уголовного преследования и т.п. Поэтому прием в гражданство допускается после получения о желающем приобрести гражданство необходимых государству сведений, для чего от претендентов на гражданство часто требуется предварительное проживание в стране в течение определенного срока*(277).
В Российской империи до 1864 г. законодательство устанавливало весьма льготные условия приобретения подданства. Каждый иностранец, прибывший в Россию, кроме евреев, мог быть принят в российское подданство без соблюдения каких-либо определенных условий местным губернским правлением. От иностранца требовалась только присяга на русское подданство, которая могла быть принесена и на иностранном языке. Дети натурализованного иностранца могли быть по его желанию причислены вместе с ним в русское подданство. Вступавшие в русское подданство военнопленные, знавшие какое-либо ремесло или изъявившие желание работать на фабриках и заводах и принимаемые к сословию мещан, на 10 лет освобождались от всяких мещанских податей и повинностей.
Существование упрощенного порядка натурализации в XVIII в. и в первой половине XIX в. объяснялось стремлением правительства по соображениям, в первую очередь экономического характера, привлечь иностранцев в состав населения России. Такими соображениями правительство руководствовалось также и при проведении политики колонизации, начавшейся с середине XVIII в. и продолжившейся до начала XIX в., с целью заселения малонаселенных государственных земель. Переселение иностранцев происходило не столько потому, что в России не было достаточно своего населения, за счет которого можно было заселять пустующие земли, сколько потому, что существовавшее тогда крепостное право препятствовало процессу внутреннего расселения крестьян. Крепостное право было также причиной недостатка в рабочей силе на фабриках и заводах. Этим в известной мере и объясняется предоставление льгот натурализованным иностранцам, изъявившим желание работать на фабриках и заводах*(278).
Закон от 10 февраля 1864 г. "О правилах относительно принятия и оставления иностранцами русского подданства" внес существенные изменения в ранее действовавшие правила. В соответствии с этим законом в подданство России мог быть принят любой иностранец за исключением: 1) замужних иностранок отдельно от мужей (ст. 1014); 2) евреев (ст. 992); 3) дервишей (ст. 994). Решение о приеме принималось исключительно министром внутренних дел, который мог отклонить ходатайство любого иностранца, даже соответствовавшего всем условиям, установленным законом (ст. 1020).
Для принятия иностранца в подданство России требовалось его предварительное пятилетнее проживание в пределах Российской империи (ст. 1010). Желающий поселиться в России заявлял об этом местному губернатору. При этом он должен был объяснить, чем он занимался на родине и чем намерен заняться в России. Заявитель получал особое свидетельство, со дня подписания которого начинался срок его пребывания в России (ст. 1011).
Пятилетний срок проживания в России мог быть сокращен министром внутренних дел для иностранцев, оказавших России особые услуги или известных своими талантами, научными заслугами и т.п., а также "поместивших значительные капиталы в общеполезные русские предприятия" (ст. 1016). По истечении пятилетнего срока проживания в России иностранец мог подать министру внутренних дел прошение о принятии в подданство с приложением актов состояния просителя и свидетельства об его проживании в России (ст. 1017, 1018).
Если проситель подлежал воинской повинности в стране, из которой он прибыл, и с правительством этой страны имелось соглашение о выдаче лиц, подлежащих конскрипции, то требовалось также свидетельство о выполнении воинской повинности (ст. 1019). Принятие в подданство сопровождалось принесением присяги в губернском правлении или, с особого разрешения губернатора, в местном полицейском управлении; по особо уважительным причинам и по ходатайству русских заграничных представителей - в русских представительствах за рубежом (ст. 1022).
По новому закону подданство уже не распространялось автоматически на детей натурализованного иностранца, рожденных до его натурализации. Они могли приобрести подданство только в общем порядке.
Чем же было вызвано введение новых правил, ограничивавших натурализацию иностранцев?
Н.М. Коркунов усматривал в этом "необходимое логическое следствие общего характера реформ того времени". "Реформы эти, - писал он, - имели освободительный характер, но именно поэтому они должны были повлечь за собой ограничение прежней легкости доступа в русское подданство. Строго сословный строй прежнего времени ими расшатывался. Освобождение крестьян, судебная и земская реформы привели к понятию о правах, принадлежащих всякому русскому подданному, как таковому, независимо от его сословного положения. Значение русского подданства поэтому возвысилось, сделалось более содержательным, более ценным. Естественно должно было возникнуть сомнение в возможности и дальше предоставлять его с такой же легкостью, как прежде, всякому желающему"*(279).
Законодательной базой, на основе которой появились и получили свое развитие правовые нормы, регулирующие прием в советское гражданство, была Конституция РСФСР 1918 г. Она уполномочивала (ст. 20) местные Советы предоставлять иностранцам, проживавшим на территории РСФСР для трудовых занятий и принадлежавших к рабочему классу или к не пользовавшемуся чужим трудом крестьянству, права российского гражданства без всяких затруднительных формальностей. Эта норма носила ярко выраженный классовый характер.
Первыми актами советского государства, установившими порядок приема в гражданство, были декрет ВЦИК от 1 апреля 1918 г. "О приобретении прав российского гражданства"*(280) и декрет СНК РСФСР от 22 августа 1921 г. "О принятии иностранцев в российское гражданство"*(281).
Согласно декрету ВЦИК право на приобретение российского гражданства было предоставлено каждому иностранцу, проживающему в пределах РСФСР. Иностранец в этом случае должен был обратиться в местный, по месту жительства, Совет с заявлением, в котором указывал род своих занятий, а также сообщал сведения о том, что он не подвергался судебному преследованию по обвинению в общеуголовном преступлении, а если подвергался, то за какие деяния. Личность заявителя при отсутствии других средств к ее установлению удостоверялась свидетельством полноправных граждан РСФСР*(282).
Местный Совет в случае признания заявителя удовлетворяющим предъявляемым требованиям выдавал ему документ о приобретении гражданства РСФСР. В исключительных случаях допускалось принятие в число российских граждан иностранцев, проживающих за пределами РСФСР. При этих обстоятельствах заявления о приеме в гражданство подавались или непосредственно, или через ближайшего дипломатического представителя РСФСР за границей на имя Председателя ВЦИК и рассматривались им по существу.
Декрет СНК РСФСР от 22 августа 1921 г. изменил порядок приема в советское гражданство иностранцев, проживавших в РСФСР и не принадлежавших к трудящимся массам. Они могли быть приняты в гражданство лишь губернскими исполнительными комитетами. Иностранцы же, принадлежавшие к рабочему классу и к не пользовавшемуся чужим трудом крестьянству, по-прежнему принимались в советское гражданство местными Советами. Иностранцы, проживавшие за границей, могли быть приняты в гражданство лишь высшим органом государственной власти республики- ВЦИК.
Лица, принятые в гражданство РСФСР, давали обещание уважать и защищать от всяких посягательств установленный конституцией государственный строй РСФСР. Обещание оформлялось специальной подпиской.
Более сложный порядок приема в гражданство, различный в зависимости от категорий иностранцев, был установлен Положением о союзном гражданстве 1924 г. Иностранцы, проживавшие для трудовых занятий и принадлежавшие к рабочему классу или к не пользовавшемуся чужим трудом крестьянству, а также ищущие убежища вследствие преследования их за общественную деятельность, принимались в советское гражданство губернскими, областными и другими соответствующими им исполкомами. В автономных республиках без губернского деления принятие в гражданство иностранцев, принадлежащих к указанной группе, производилось ЦИК этих республик (примечание к ст. 7). Все другие иностранцы принимались в гражданство ЦИК союзных республик, на территории которых они проживали (ч. 1 ст. 7).
Имел свои особенности и прием в советское гражданство иностранцев, проживающих за границей.
Для иностранцев, желавших поселиться на территории СССР в качестве сельскохозяйственных или промышленных иммигрантов, а также для репатриантов, реэмигрантов и лиц, возвращающихся в Союз ССР на основании договоров с иностранными государствами, порядок приема в советское гражданство должен был быть установлен особым союзным законодательством с условием обеспечения суверенности союзных республик (ст. 8).
Статья 8, согласно которой порядок предоставления гражданства Союза ССР указанным в ней категориям лиц устанавливался общесоюзным законодательством, содержала уточнение: "обеспечивающим суверенность Союзных республик". Это можно толковать в том смысле, что должно быть принято во внимание желание республики иметь таких лиц своими гражданами при принятии их в гражданство СССР.
В пользу такого вывода, основанного на анализе других статей Положения, говорит и то, что статьи первоначального проекта союзного положения о гражданстве, устанавливающего союзное гражданство, независимое от гражданства союзных республик, не вошли в Положение о гражданстве 1924 г.*(283).
Все другие иностранцы, проживавшие за пределами Союза ССР, принимались в советское гражданство через консульские или иные выполнявшие их функции представительские органы Союза ССР за границей постановлениями ЦИК союзных республик по представлению уполномоченного Народного Комиссариата по иностранным делам при СНК данной союзной республики и постановлениями ЦИК Союза ССР по представлению Народного Комиссариата по иностранным делам.
Таким образом, согласно буквальному смыслу Положения выходило, что для принятия в гражданство проживавшего за границей иностранца требовались решения двух органов: ЦИК союзной республики и ЦИК Союза ССР, тогда как для восстановления в гражданстве и для выхода из гражданства требовалось решение одного из этих органов, а принятие в гражданство на территории Союза завершалось только республиканским ЦИК. Все это породило высказанное в литературе мнение о том, что союз "и" в ст. 9 Положения о союзном государстве по редакционному недосмотру был поставлен вместо союза "или"*(284).
В соответствии с Положением о союзном гражданстве 1924 г. в РСФСР был издан декрет от 1 февраля 1926 г. "О принятии в гражданство СССР иностранцев"*(285) и постановление ВЦИК и СНК от 23 июля 1927 г. "О пересмотре прав и обязанностей местных органов советского управления"*(286). Вних было закреплено положение о том, что принятие в советское гражданство иностранцев-трудящихся должно производиться постановлением губернского, областного или другого соответствующего им исполкома. Предусматривалось также, что прием в советское гражданство прочих иностранцев нетрудящихся, а также реэмигрантов производится постановлением ВЦИК. На практике, однако, порядок приема через Президиум ВЦИК сохранялся, наряду с упрощенным порядком приема на местах.
В Положении 1924 г. не регламентировались условия и порядок рассмотрения повторных ходатайств о приеме в советское гражданство. Между тем практика нуждалась в таком регламентировании. "Практика приема в советское гражданство, - писал по этому поводу Д.Л. Златопольский,выдвинула новый вопрос, который не мог быть заранее предусмотрен законодательством: о повторных ходатайствах о приеме в гражданство СССР"*(287).Так, за три месяца- с января по март 1928 г. ЦИК СССР рассмотрел 2317 заявлений о приеме в советское гражданство; из них удовлетворены только 893, т.е. 38,5%. Часть лиц, ходатайства которых были ранее отклонены, прислали в ЦИК СССР повторные заявления. В январе-марте 1928 г. было получено 200 таких заявлений, что составляло 8,7% их общего количества. Из повторных заявлений было удовлетворено 80, т.е. 15%.
Всего за один только 1928 год в ЦИК СССР было подано 9492 заявления о приема в советское гражданство; из них 702 заявления, или 7,4%, были поданы повторно.
Центральные Исполнительные Комитеты союзных республик также получали множество повторных заявлений о приеме в советское гражданство*(288).
Учитывая необходимость в издании правового акта, регулирующего этот вопрос, Президиум ВЦИК 2 января 1928 г. принял постановление, которым установил, что "повторные ходатайства о принятии в гражданство РСФСР могут возбуждаться лицами, которым в удовлетворении их ходатайства было отказано постановлениями Президиума ВЦИК, - не ранее годичного срока со дня отказа". 28 января 1928 г. аналогичное постановление принял Президиум ЦИК СССР*(289).
Положение о гражданстве СССР 1930 г. расширило компетенцию Союза ССР в решении вопросов о гражданстве. Право принятия в гражданство СССР иностранцев, проживавших за границей, стало исключительным полномочием Союза ССР в лице Президиума ЦИК СССР. Ранее эти вопросы относились к совместной компетенции Союза ССР и союзных республик.
Положение о гражданстве СССР 1931 г. внесло в Положение о гражданстве СССР 1930 г. отдельные изменения. В Положении 1931 г. подчеркивалось значение гражданства союзных республик. Так, если в ст. 12 Положения 1930 г. было сказано о приеме иностранцев в гражданство Союза ССР, то в ст. 12 Положения 1931 г. говорилось о приеме иностранцев в "гражданство одной из союзных республик, и, тем самым, в гражданство Союза ССР".
Таким образом, в Положении 1931 г. содержалась новая норма, в соответствии с которой прием в гражданство СССР не мог быть осуществлен без приема в гражданство союзной республики. Иностранцы, подающие заявления о приеме в гражданство СССР, были обязаны указывать в нем, в гражданство какой именно союзной республики они хотят быть приняты.
Положение 1931 г. расширило компетенцию союзных республик в этой области. Право принятия в гражданство СССР иностранцев, проживающих за границей, перестало быть исключительным полномочием Союза ССР.
Прием в советское гражданство лиц, проживающих на территории СССР, осуществлялся по постановлениям краевого (областного)исполнительного комитета, ЦИК автономной республики, исполнительного комитета автономной области. Кроме того, ЦИК союзной республики мог предоставить право разрешать дела о приеме в гражданство СССР районным исполнительным комитетам и городским Советам в городах, выделенных в самостоятельные административно-хозяйственные единицы (ст. 16). Этот порядок приема в гражданство СССР применялся: при приеме в гражданство иностранцев- рабочих и крестьян, проживающих в СССР для трудовых занятий, иностранцев, пользующихся правом убежища; при перемене гражданства в связи со вступлением в брак.
В соответствии с Конституцией СССР 1936 г. законодательство о союзном гражданстве было отнесено к компетенции Советского Союза (п. "ц" ст. 14).
На основе этой конституционной нормы Верховный Совет СССР 19 августа 1938 г. принял Закон о гражданстве СССР, в котором по-новому был решен вопрос о приеме в гражданство СССР.
Установление законом круга лиц, являющихся гражданами СССР, дало возможность усовершенствовать порядок приема в советское гражданство иностранцев, проживающих на территории СССР. Ранее каждое лицо, находившееся на территории СССР, признавалось гражданином СССР, поскольку не доказана его принадлежность к гражданству иностранного государства. Эти нормы создавали возможность автоматического зачисления в советское гражданство отдельных иностранцев даже в том случае, если они сами не ставили этого вопроса.
Закон 1938 г. установил иной порядок приема в гражданство СССР. Иностранцы независимо от национальности и расы принимались в гражданство СССР по их ходатайству Президиумом Верховного Совета СССР или Президиумом Верховного Совета союзной республики, на территории которой они проживали (ст. 3). Тем самым Закон 1938 г. отменил право местных Советов, а также высших органов государственной власти автономных республик принимать в гражданство СССР.
Правда, 16 декабря 1954 г. Президиум Верховного Совета СССР принял постановление "О лицах, длительное время проживающих на территории СССР и не оформивших своего гражданства", в соответствии с которым лица, родившиеся за границей и в разное время прибывшие на территорию СССР (за исключением политических иммигрантов), не представившие документов о своей принадлежности к иностранному гражданству (подданству), а равно их дети являлись гражданами СССР. Это постановление восстановило, с небольшими изменениями, ст. 3 Положения о гражданстве СССР 1931 г., что фактически почти ликвидировало институт лиц без гражданства, введенный Законом 1938 г.
Закон о гражданстве СССР 1978 г. (ст. 15), устанавливая порядок приема в гражданство СССР, в значительной мере повторял положения, содержавшиеся в Законе 1938 г. В нем указывалось, что иностранные граждане и лица без гражданства "могут быть по их ходатайству приняты в гражданство СССР в соответствии с настоящим Законом независимо от расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, места жительства".
Закон о гражданстве СССР 1990 г. (ст. 18) дополнил эту норму указанием на то, что ходатайство о приеме в гражданство СССР "отклоняется, если лицо, ходатайствующее об этом, призывает к насильственному свержению или изменению советского государственного и общественного строя, закрепленного Конституцией СССР; осуществляет деятельность, наносящую ущерб государственной безопасности, охране общественного порядка, здоровью или нравственности населения, пропагандирует вражду, расовую и национальную исключительность; связано с террористической деятельностью".
В Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой Верховным Советом России 22 ноября 1991 г., указывается (ст. 5), что каждый имеет право на приобретение гражданства Российской Федерации в соответствии с законом РФ. Закон РФ о гражданстве 1991 г. устанавливал (ст. 19): "Дееспособное лицо, достигшее 18-летнего возраста и не состоящее в гражданстве РСФСР, может ходатайствовать о приеме в гражданство РСФСР независимо от происхождения, социального положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, политических и иных убеждений".
В первые в послереволюционном российском законодательстве для принятия в гражданство иностранных граждан и лиц без гражданства закон ввел ценз оседлости. В нем говорилось: "Обычным условием приема в гражданство РСФСР является постоянное проживание на территории РСФСР: для иностранных граждан и лиц без гражданства - всего пять лет или три года непрерывного непосредственно перед обращением с ходатайством; для беженцев, признаваемых таковыми законом РСФСР, договором РСФСР, указанные сроки сокращаются вдвое". Срок проживания на территории России считался непрерывным, если лицо выезжало за пределы страны для учебы или лечения не более чем на три месяца.
Закон предусматривал обстоятельства, облегчающие прием в гражданство. Они давали право на сокращение ценза оседлости вплоть до его полного снятия. Таким правом пользовались лица, состоявшие в прошлом в гражданстве бывшего СССР; усыновившие ребенка, являющегося гражданином РСФСР; имеющие высокие достижения в области науки, техники и культуры, а также обладающие профессией или квалификацией, представляющей интерес для РСФСР; имеющие заслуги перед народами, объединенными в РСФСР, в возрождении РСФСР, в осуществлении общечеловеческих идеалов и ценностей; получившие убежище на территории РСФСР; состоявшие в прошлом сами или хотя бы один из их родственников по прямой восходящей линии в российском гражданстве (подданстве)по рождению.
Надо сказать, что этими обстоятельствами воспользовались многие люди, утратившие гражданство своей Родины. Так, в 1999 г. к Президенту РФ обратилась с заявлением графиня Ксения Николаевна Шереметьева-Юсупова, проживающая в Греции. Всвоем заявлении она указывала: "Я принадлежу к двум древнейшим и некогда богатейшим дворянским фамилиям России: по линии отца я - Шереметьева, а по матери - Юсупова. Мой дед - Феликс Феликсович Юсупов - тот самый, о котором по иронии судьбы помнят лишь, что он "убил Распутина". Однако мои предки много сделали для укрепления благосостояния и славы России, немало из них храбро сражалось под знаменами русских государей, верно служило Отечеству.
Родившись в изгнании, где оказались мои родители, я, к великому сожалению, много лет проживала вдалеке от горячо любимой Родины и лишь недавно смогла впервые посетить Петербург, родовой очаг семьи Юсуповых, где я осталась единственной "наследницей". Ставлю это слово в кавычки, поскольку мои родители были патриотами, все средства хранили только в российских банках и, увы, после революции потеряли все.
Посетив Петербург, я была потрясена величием и красотой этого города, мне очень понравилось общество моих соотечественников. В моей душе проснулось давно дремавшее там чувство патриотизма, горячее желание хоть и с запозданием, но сделать что-нибудь для пользы города моих предков и моей Родины - России, переживающей сейчас трудные времена.
Думаю, что возрождение России, ее традиций, возвращение к истокам русской духовности и культуры невозможно без участия и нас, представителей самых древних российских фамилий, насильно выброшенных большевиками за родные рубежи. Нас мало осталось - среди Юсуповых, повторяю, только я одна - но кое-что сделать мы можем. В этой связи у меня возникла идея создать организацию по оказанию помощи русской культуре, возрождению российской духовности- быть может под названием "Международный фонд графини Шереметьевой-Юсуповой". Полагаю, что в его рамках могла бы сделать немало, если в этом деле мне будет оказана поддержка в России. Я подолгу живу не только в Афинах, но и в Париже, где у меня много связей в кругах королевских фамилий и аристократических семей. Ведь моя прабабушка- Великая княгиня Ксения Александровна была сестрой царя Николая II, а значит и во мне течет "царская кровь". Все это можно было бы использовать с большой пользой для дела.
Прошу Вашего содействия и в решении еще одного вопроса: я хотела бы восстановить российское гражданство. Дело в том, что мои родители никогда от российского гражданства не отказывались. Они жили и умерли в изгнании "апатридами", т.е. людьми без гражданства, так как, разумеется, не считали возможным просить о получении советских паспортов. Я же получила греческое гражданство лишь после того, как вышла замуж за грека. Однако чувствую себя целиком русской, все мои предки были русские и я, их наследница, графиня Шереметьева-Юсупова, хочу стать гражданкой новой России.
Пользуясь случаем, желаю Вам, господин Президент, всяческих успехов в Вашем благородном и трудном деле обустройства нашего многострадального Отечества.
С глубоким уважением, графиня Ксения Шереметьева-Юсупова".
К.Н. Шереметьева-Юсупова была принята в гражданство Российской Федерации в соответствии с Указом Президента РФ от 23 марта 2000 г. на основание п. "е" ч. 3 ст. 19 Закона о гражданстве Российской Федерации, в соответствии с которым состояние в прошлом лица или хотя бы одного из его родственников по прямой восходящей линии в российском гражданстве (подданстве)по рождению является обстоятельством, облегчающим прием в гражданство, т.е. дает право на снятие требования ч. 2 ст. 19 указанного Закона о трехлетнем постоянном проживании на территории России.
Вместе с тем устанавливался круг лиц, ходатайства которых о приеме в гражданство Российской Федерации отклоняли, поскольку их пребывание в гражданстве Российской Федерации представляет угрозу ее национальной безопасности или общественному порядку. Это относилось к лицам:
а) выступающим за насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации;
б) состоящим в партиях и других организациях, деятельность которых несовместима с конституционными принципами Российской Федерации;
в) осужденным и отбывающим наказание в виде лишения свободы за действия, преследуемые по законам РФ*(290).
Существенные изменения в порядок приема в гражданство Российской Федерации внес Закон о гражданстве Российской Федерации 2002 г. Так, в соответствии со ст. 13 устанавливается общий порядок приема в гражданство Российской Федерации. Он предусматривает право иностранных граждан и лиц без гражданства, достигших 18 лет и обладающих дееспособностью, обращаться с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации. Однако таким правом пользуются далеко не все из указанных граждан и лиц - оно принадлежит только тем иностранцам и лицам без гражданства, которые отвечают следующим основным требованиям закона. Эти лица должны:
1) иметь вид на жительство - документ, удостоверяющий личность лица без гражданства, выданный в подтверждение разрешения на постоянное проживание на территории Российской Федерации лицу без гражданства или иностранному гражданину и подтверждающий их право на свободный выезд из Российской Федерации и возвращение в Российскую Федерацию;
2) проживать на территории Российской Федерации со дня получения вида на жительство и до дня обращения с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации в течение пяти лет непрерывно. Срок проживания на территории Российской Федерации считается непрерывным, если лицо выезжало за пределы Российской Федерации не более чем на три месяца в течение одного года*(291);
3) взять на себя обязательство соблюдать Конституцию и законодательство РФ;
4) иметь законный источник средств к существованию;
5) обратиться в полномочный орган иностранного государства с заявлением об отказе от имеющегося у них иного гражданства. Отказ от иного гражданства не требуется, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации или действующим федеральным законодательством либо если отказ от иного гражданства невозможен в силу не зависящих от лица причин;
6) владеть русским языком. Порядок определения уровня знаний русского языка устанавливается положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации.
Отказ от иного гражданства при приобретении российского гражданства отвечает принципу устойчивой правовой связи лица с государством и согласуется с широко распространенной законодательной и правоприменительной практикой других государств. Это требование не исключает возможности приобретения гражданином Российской Федерации в дальнейшем иного гражданства, однако оно в определенной мере снимает коллизию с законами о гражданстве стран СНГ и открывает перспективу дальнейшего сближения законодательств этих стран путем заключения международных договоров. Без соблюдения всех этих условий может быть принято в гражданство Российской Федерации лицо, имеющее особые заслуги перед Российской Федерацией.
Вместе с тем Закон 2002 г. предусматривает обстоятельства, облегчающие прием в гражданство. В нем указывается, что пятилетний срок проживания на территории Российской Федерации сокращается до одного года, если имеется хотя бы одно из следующих оснований:
а) рождение лица на территории РСФСР и наличие у него в прошлом гражданства;
б) состояние в браке с гражданином Российской Федерации не менее трех лет;
в) наличие у нетрудоспособного лица дееспособных сына или дочери, достигших возраста 18 лет и имеющих гражданство Российской Федерации*(292);
г) наличие у лица высоких достижений в области науки, техники и культуры; обладание лицом профессией либо квалификацией, представляющими интерес для Российской Федерации;
д) предоставление лицу политического убежища на территории Российской Федерации;
е) признание лица беженцем в порядке, установленном федеральным законом.
Наряду с установлением общего порядка приема в гражданство российское законодательство неоднократно использовало и так называемый упрощенный порядок. Такой порядок был установлен для некоторых иностранцев в Российской империи. Так, иностранцы, состоящие на государственной службе, допускались к присяге на подданство в любое время и без всяких сроков по усмотрению их непосредственного начальства (ст. 1025). Кроме того, приамурский и туркестанский генерал-губернаторы могли собственной властью принимать в русское подданство некоторых лиц: приамурский генерал-губернатор - китайцев и корейцев, а туркестанский - подданных среднеазиатских ханств (ст. 1017, примечание к ст. 1020). Наконец, рабочие, поселяющиеся в России для обрабатывания земель по найму от землевладельцев, переселяющиеся в Тифлисскую губернию болгары и "другие единоверцы", поселяющиеся в Новороссийском крае, приобретали подданство на основании особых правил (ст. 1029).
Декрет ВЦИК от 1 апреля 1918 г. "О приобретении прав российского гражданства" не устанавливал наряду с общим порядком приема в гражданство какого-либо иного порядка. Однако сам порядок приема в гражданство носил, несомненно, упрощенный характер. Как уже отмечалось, согласно этому декрету каждый иностранец, проживавший в пределах Российской Социалистической Федеративной Советской Республики, мог приобрести права российского гражданства. Для этого ему нужно было сделать об этом заявление в местный, по месту жительства, Совет рабочих, солдатских, крестьянских и казачьих депутатов, с указанием рода своих занятий и сообщением сведений о том, не подвергался ли он судебному преследованию по обвинению в общеуголовном преступлении, а если подвергался, то за какие деяния. Самоличность сделанного заявления, при отсутствии других средств к ее установлению, удостоверялась свидетельством полноправных граждан РСФСР.
Положение о союзном гражданстве 1924 г. предусматривало упрощенный порядок приема в гражданство. Так, если в соответствии с общим порядком приема в советское гражданство, установленным Положением (ст. 7), принятие в гражданство иностранных граждан, проживающих на территории той или иной союзной республики, производилось центральными исполнительными комитетами союзных республик, то принятие в гражданство иностранных граждан, проживающих для трудовых занятий и принадлежащих к рабочему классу или к не пользующемуся чужим трудом крестьянству, а также ищущих убежища вследствие преследования их за общественную деятельность, производилось губернскими, областными и другими соответствующими им исполнительными комитетами, а в автономных республиках, в которых губернское деление отсутствовало, - центральными исполнительными комитетами этих республик (примечание к ст. 7).
В упрощенном порядке могли приобрести гражданство Союза ССР достигшие совершеннолетия лица, один из родителей которых состоял гражданином Союза ССР в момент их рождения, причем оба родителя проживали в этот момент вне территории Союза ССР (ст. 4).
Допускало приобретение гражданства Союза ССР кроме общего порядка и в упрощенном порядке также Положение о гражданстве СССР 1930 г. Устанавливалось (ст. 16), что приобретение гражданства в упрощенном порядке, а именно: по постановлению окружного исполнительного комитета или соответствующего ему органа - допускается, если заявитель проживает на территории Союза ССР, и по постановлению полномочного представителя Союза ССР, если заявитель проживает за границей.
Указанный порядок применялся в следующих случаях:
а) при приеме в гражданство иностранцев- рабочих и крестьян, проживающих в пределах Союза ССР для трудовых занятий, а также иностранцев, пользующихся правом убежища, вследствие преследования их за революционно-освободительную деятельность;
б) при перемене гражданства в связи со вступлением в брак.
Окружные исполнительные комитеты и полномочные представители Союза ССР за границей наделялись правом отказывать заявителям в применении к ним упрощенного порядка, предлагая им обращаться с заявлениями в общем порядке в Президиум ЦИК Союза ССР или союзной республики- по принадлежности.
Положение о гражданстве Союза ССР 1931 г., в основном сохраняя указанные выше положения, вносило в них отдельные коррективы. Так, согласно ст. 16 этого Положения приобретение гражданства Союза ССР, кроме общего порядка, допускалось в упрощенном порядке:
а) по постановлению краевого (областного)исполнительного комитета центрального исполнительного комитета автономной республики и исполнительного комитета автономной области, если заявитель проживал на территории Союза ССР;
б) по постановлению полномочного представительства Союза ССР, если заявитель проживал за границей.
Центральные исполнительные комитеты союзных республик могли предоставлять разрешение дел о приеме в гражданство Союза ССР в упрощенном порядке по заявлениям лиц, проживающих на территории Союза ССР, отдельным районным исполнительным комитетам и в городах, выделенных в самостоятельные административно-хозяйственные единицы, - городским Советам.
Закон о гражданстве СССР 1938 г. упразднил упрощенный порядок приема в гражданство СССР. Однако после его принятия был издан ряд указов Президиума Верховного Совета СССР о порядке приобретения советского гражданства, которые практически восстанавливали упрощенный порядок приобретения советского гражданства отдельными категориями лиц. Принятие этих указов было обусловлено расширением территории СССР, вхождением в состав СССР новых союзных республик, многочисленными просьбами о приеме в гражданство СССР проживающих за границей подданных бывшей Российской империи.
29 ноября 1939 г. был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР "О приобретении гражданства СССР жителями западных областей Украинской и Белорусской Советских Социалистических Республик"*(293), который в соответствии с Законом о гражданстве СССР 1938 г. устанавливал, что гражданами СССР являются:
а) бывшие польские граждане, находившиеся на территории западных областей Украины и Белоруссии к моменту вхождения этих областей в состав Союза ССР (12 ноября 1939 г.);
б) лица, прибывшие в СССР на основании соглашения между Правительством Союза ССР и Правительством Германии от 16 ноября 1939 г., а также в связи с передачей по договору от 10 октября 1939 г. Союзом ССР города Вильно и Вильненской области Литве.
Если в их числе имелись лица, лишенные советского гражданства на основании декрета ВЦИК и СНК РСФСР от 15 декабря 1921 г., они могли быть приняты в гражданство СССР в общем порядке, установленном Законом о гражданстве СССР 1938 г.
В таком же порядке могли приобрести советское гражданство и бывшие польские граждане- жители западных областей Украины и Белоруссии, не находившиеся к 1-2 ноября 1939 г. на территории этих областей и не имевшие советского гражданства.
7 сентября 1940 г. был издан Указ Президиума Верховного Совета СССР "О порядке приобретения гражданства СССР гражданами Литовской, Латвийской и Эстонской Советских Социалистических Республик"*(294), согласно которому граждане Литовской, Латвийской и Эстонской Советских Социалистических Республик со дня принятия этих республик в состав СССР являются гражданами СССР. Граждане этих республик, находившиеся к моменту издания указа за пределами СССР и не лишенные гражданства советскими правительствами этих республик, были обязаны не позднее 1 ноября 1940 г. зарегистрироваться как советские граждане в полпредствах или консульствах СССР путем личной явки или посылки специального заявления по почте с приложением национального паспорта. Лица, не зарегистрировавшиеся как советские граждане в полпредствах или консульствах СССР до 1 ноября 1940 г., могли быть приняты в гражданство СССР на общих основаниях, установленных Законом о гражданстве СССР 1938 г.
Лица без гражданства, принадлежавшие к национальным меньшинствам, которые "в условиях политических режимов, существовавших в Литве, Латвии и Эстонии до установления в них Советской власти", не могли приобрести литовского, латвийского и эстонского гражданства, приобретали гражданство СССР в порядке, установленном указом для граждан этих республик. Остальные лица без гражданства, постоянно проживавшие на территории Литовской, Латвийской и Эстонской ССР, могли приобрести гражданство СССР на общих основаниях, установленных Законом о гражданстве СССР 1938 г.
Лица, лишенные советского гражданства на основании декрета ВЦИК и СНК РСФСР от 15 декабря 1921 г. и находившиеся на территории Литовской, Латвийской и Эстонской ССР, приравнивались к лицам без гражданства и, следовательно, могли приобрести гражданство СССР на общих основаниях.
Указ Президиума Верховного Совета СССР от 30 июля 1945 г. "О порядке приобретения гражданства СССР находящимися за границей жителями западных областей Украинской и Белорусской Советских Социалистических Республик"*(295) распространил упрощенный порядок приобретения советского гражданства, установленный Указом Президиума Верховного Совета СССР от 7 сентября 1940 г. "О порядке приобретения гражданства СССР гражданами Литовской, Латвийской и Эстонской Советских Социалистических Республик", на находившихся за границей жителей западных областей Украинской и Белорусской ССР из числа бывших польских граждан.
Распоряжением СНК СССР от 31 июля 1945 г.*(296) был установлен предельный срок регистрации подпадающих под действие этого указа лиц- 31 декабря 1945 г. Предусматривалось, что лица, не зарегистрировавшиеся до 31 декабря 1945 г., могут быть приняты в гражданство СССР на общих основаниях.
15 марта 1946 г. это распоряжение было изменено новым распоряжением СНК СССР*(297). Посольствам и миссиям СССР было разрешено принимать заявления от находившихся за границей жителей западных областей УССР, БССР о регистрации их в качестве советских граждан во всех случаях, когда будет установлено, что ходатайство о регистрации не могло быть подано своевременно в силу уважительных причин, в том числе в связи с пребыванием этих лиц в лагерях.
В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 декабря 1947 г. "О порядке приобретения гражданства СССР лицами литовской национальности, коренными жителями города Клайпеда, Клайпедского, Шилутского и Пагегского уездов Литовской ССР"*(298) эти лица, состоявшие на 22 марта 1939 г. в литовском гражданстве, а равно их дети признавались гражданами СССР с 28 января 1945 г.
Те же из этих лиц, которые не проживали на 28 января 1945 г. в городе Клайпеда, Клайпедском, Шилутском и Пагегском уездах Литовской ССР и находились временно за пределами СССР, были обязаны до 1 июня 1948 г. зарегистрироваться в посольствах, консульствах или соответствующих органах СССР как советские граждане путем личной явки или посылки специального заявления по почте с приложением паспорта или документа, удостоверяющего личность заявителя и факт постоянного проживания в городе Клайпеда, Клайпедском, Шилутском и Пагегском уездах Литовской ССР. Остальные лица, постоянно проживавшие в городе Клайпеда, Клайпедском, Шилутском и Пагегском уездах Литовской ССР, могли приобрести гражданство СССР на общих основаниях.
В Указе Президиума Верховного Совета СССР от 30 марта 1948 г. "О порядке приобретения гражданства СССР гражданами Литовской, Латвийской и Эстонской республик и уроженцами Бессарабии, проживавшими в странах Латинской Америки"*(299) устанавливалось, что граждане Литовской, Латвийской и Эстонской республик и уроженцы Бессарабии, проживавшие в странах Латинской Америки и не зарегистрировавшиеся как советские граждане в дипломатических или консульских представительствах СССР в установленный срок, имеют право не позднее 1 июля 1949 г. зарегистрироваться как советские граждане в посольствах или миссиях СССР в странах Латинской Америки путем личной явки или посылки специального заявления по почте с приложением паспорта или документа, удостоверяющего личность заявителя. Лица, не зарегистрировавшиеся в установленный указом срок, могли быть приняты в гражданство СССР на общих основаниях.
Указами от 20 июля 1948 г.*(300) и от 2 июля 1949 г.*(301) "О продлении срока регистрации как советских граждан лиц литовской национальности, коренных жителей города Клайпеда, Клайпедского, Шилутского и Пагегского уездов Литовской ССР, находящихся за пределами СССР" был продлен установленный ранее срок регистрации этих лиц как советских граждан.
В связи с имевшимися запросами Президиум Верховного Совета СССР постановлением о 8 октября 1951 г. "О гражданстве уроженцев западных областей Украинской ССР и Белорусской ССР, проживавших до 3-6 августа 1940 года на территории Литвы, Латвии и Эстонии как польские граждане"*(302) установил, что эти лица, проживающие в СССР, являются гражданами СССР с момента вхождения Литовской, Латвийской и Эстонской Советских Социалистических Республик в состав СССР.
В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 октября 1946 г. "О порядке приобретения гражданства СССР лицами армянской национальности, возвращающимися из-за границы на родину в Советскую Армению"*(303) эти лица признавались гражданами СССР с момента прибытия их в СССР. Этот указ 17 декабря 1962 г. Президиумом Верховного Совета СССР был распространен на лиц армянской национальности, а также членов их семей, возвращавшихся из-за границы в Армянскую ССР в порядке, установленном постановлением Совета Министров СССР от 12 августа 1961 г.*(304).
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 февраля 1947 г. "О порядке приобретения гражданства СССР лицами русского происхождения, прибывшими в СССР из Болгарии"*(305) эти лица признавались гражданами СССР с момента прибытия их в СССР.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 марта 1941 г. "О восстановлении в гражданстве СССР жителей Бессарабии и о приобретении советского гражданства жителями Советской Буковины"*(306) было установлено, что лица из числа постоянных жителей Бессарабии, состоявшие к 7 ноября 1917 г. подданными бывшей Российской империи, но не проживавшие на 28 июня 1940 г. на территории Бессарабии и находившиеся временно за пределами СССР, обязаны до 1 мая 1941 г. зарегистрироваться в полпредствах и консульствах СССР как советские граждане, путем личной явки или посылки специального заявления по почте с приложением паспорта или документа, удостоверяющего личность заявителя и факт постоянного проживания в Бессарабии.
Указом признавались гражданами СССР с 28 июня 1940 г. все лица, проживавшие на 28 июня 1940 г. на территории Советской Буковины, за исключением иностранцев и лиц, эвакуированных после 28 июня 1940 г. в Румынию, а также лиц, лишенных советского гражданства декретом ВЦИК и СНК РСФСР от 15 декабря 1921 г. Устанавливалось также, что лица, возвратившиеся в Бессарабию и Советскую Буковину из Румынии после 28 июня 1940 г. в порядке, согласованном между советскими и румынскими властями, с момента возвращения приобретают советское гражданство.
Коментариев: 0 | Просмотров: 28 |
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

    Другие новости по теме:
Добавление комментария
[not-wysywyg] [/not-wysywyg]
{bbcode}
[not-wysywyg] [/not-wysywyg]{wysiwyg}



ukrstroy.biz
ЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:
РАЗНОЕ:
ДРУЗЬЯ САЙТА:

Библиотека документов юриста

СЧЕТЧИКИ: