НАВИГАЦИЯ:
ЮРИДИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ:
- Курс государственного благоустройства[полицейское право] 1890 г. (Антонович А.Я.)
- О cущности правосознания (И.А. Ильин)
- Теория права и государства[воспроизводится по изданиям 1915 и 1956 г.г.] (И.А. Ильин)
- Типы господства (Макс Вебер)
- Происхождение семьи, частной собственности и государства 1986 г. (Фридрих Энгельс)
- Право и факт в римском праве 1898 г. (Покровский И.A.)
- Лекции по истории философии права 1914 г. (Новгородцев П.И.)
- План государственного преобразования (введение к уложению государственных законов 1809 г.) с приложением "Записки об устройстве судебных и правительственных учреждений в России" (1803 г.), статей "О государственных установлениях", "О крепостных людях" и Пермского письма к императору Александру (Сперанский М.М.)
- Анализ понятия о преступлении 1892 г. (Пусторослев П. П.)
- Общая теория права Элементарный очерк. По изданию 1911 г. (Хвостов В.М.)
- История философии права Университетская типография 1906 г. (Шершеневич Г.Ф.)
- Общая теория права Москва: издание Бр. Башмаковых, 1910 г. (Шершеневич Г.Ф.)
- Об юридических лицах по римскому праву (Суворов Н.С.)
РАЗНОЕ:
- Французское административное право (Г.Брэбан)
- Конституция РСФСР 1918 года (Чистяков О.И.)
- Конституция СССР 1924 года (Чистяков О.И.)
- Основы конституционного строя России (Румянцев О. Г.)
- Адвокатская этика (Барщевский М.Ю.)
- Советское гражданское право (Пушкин А.А., Маслов В.Ф.)
- Авторское право в издательском бизнесе и сми (М.А. Невская, Е.Е. Сухарев, Е.Н. Тарасова)
- Авторское право СССР (Антимонов Б.С., Флейшиц Е.А.)
- Интеллектуальная собственность (Мэггс П.Б., Сергеев А.П.)
- Корпоративное предпринимательство: от смысла к предмету (С.Б.Чернышев)
- Административные правонарушения (Борисов А.Н.)
РЕКЛАМА:
АРХИВ НОВОСТЕЙ:
Наркомания и ее опасные последствия. Наряду с такими соци¬альными пороками, как пьянство и алкоголизм, все больше и больше о себе дает знать порок, именуемый наркоманией1. Это опасное заболевание появляется после непродолжительного приема наркотических средств. Наркотическими средствами при¬знаются такие вещества растительного или синтетического проис¬хождения, которые при их потреблении имеют одурманивающее воздействие или вызывают эйфорию.
В застойные времена у нас бытовало мнение, что наркомания — это чужое горе, а наркоманы — «по ту сторону» от нас. Проблема наркомании не виделась, замалчивалась и сводилась к заявлени¬ям, что в нашей стране встречаются лишь отдельные лица, пора¬женные этим недугом. Проведение антиалкогольной кампании, которая свелась к резкому сокращению производства и продажи спиртных напитков, привело к возникновению ранее неведомой в стране токсикомании и широкому распространению наркомании. Резкому увеличению потребителей наркотиков, особенно среди молодежи и несовершеннолетних, способствовала также отмена в 1991 г. административной и уголовной ответственности за неза¬конное потребление наркотиков. Нынешняя обстановка полити¬ческого, экономического, нравственного кризиса в стране порож¬дает у людей стрессы, отчаяние, неуверенность, бездуховность и провоцирует у некоторой части населения «снятие напряжения» с помощью наркотиков.
МВД России выражает обеспокоенность сохранения устойчи¬вых тенденций обострения оперативной обстановки, связанной с ростом незаконного оборота наркотиков, несущих серьезную опасность для здоровья и благополучия населения страны. К со¬жалению, говорится в указании Министра внутренних дел Рос¬сийской Федерации от 09.04.99 г. № 1/7065 «Об активизации борьбы с наркопреступностыо», как показывают проверки во многих регионах страны руководство органов внутренних дел не придают должного значения выявлению и пресечению преступле¬ний, связанных с наркотиками, не обеспечивают выполнение рекомендаций МВД России по укреплению службы по борьбе с
1 Наркомания — греческое слово, означает «страсть к оцепенению».
незаконным оборотом наркотиков, созданию ее подразделений вплоть до горрайорганов.
С учетом изложенного в названном Указании во исполнение Распоряжения Президента Российской Федерации от 17 сентября 1998 г. № 343-РП «О мерах по усилению противодействия неза¬конному обороту наркотических средств, психотропных веществ и злоупотреблению ими» предложено разработать и реализовать систему мер по борьбе с наркопреступностью.
В организме принимающего наркотические средства быстро происходят процессы, которые отрицательно влияют на психическую деятельность. Дело в том, что если наркоман не примет оче-редную дозу, у него развивается крайне неприятное состояние — абстиненция (наркотическое голодание, именуемое «ломка»). Абстиненция — это страшная плата за мнимый «наркотический рай». Она наступает через 4—6 час после принятия наркотиче¬ского средства. Наркоман чувствует недомогание, озноб, тяжесть во всем теле, боль в суставах, которая со временем усиливается и становится резкой, выкручивающей, спазмы в желудке достигают такой интенсивности, что возникает ощущение «как будто кто-то пытается вырвать внутренности», но как только наркотик попада¬ет в организм, это состояние проходит, наступает короткая «эйфория», которая сменяется еще более тяжелой ломкой. Полу¬чается замкнутый круг, из которого наркоману выйти без помощи
врача-нарколога невозможно.
В состоянии абстиненции наркоманы, чтобы добыть очеред¬ную порцию дурмана, проявляют большую изобретательность и упорство. Наркотики стоят дорого, за них платят немалые деньги. Поскольку многие наркоманы не работают и таких денег у них нет, большинство потребителей наркотиков могут их добывать только преступным путем. Этим и объясняется высокий уровень преступников в среде потребителей наркотиков.
Опасность наркомании состоит и в том, что она пагубно ска¬зывается на здоровье человека — предраковые процессы легких, шизофрения, эпилептические припадки, импотенция, психозы -вот далеко не полный перечень опасных последствий для орга¬низма от употребления наркотических средств. У детей, родив¬шихся от наркоманов, токсикоманов наблюдается уродство, свя¬занное с поражением центральной нервной системы. Надо видеть этих парализованных, навечно прикованных к постели младенцев, чтобы в полной мере осознать вину их родителей.
Наркомания не ограничивается только вредом, который нар¬команы причиняют своему здоровью и будущему поколению. Наркомания — это и большая социальная проблема. Она снижает работоспособность, губит творческие способности, ведет к прогу¬лам, производственному браку, травматизму, беде в семье и др. Общая деградация личности в результате приема наркотиков на¬ступает в 15—20 раз быстрее, чем от алкоголя.
Особую общественную опасность представляет увеличение пристрастия к употреблению наркотических и других одурмани¬вающих средств среди несовершеннолетних. Потребление нарко¬тиков в раннем возрасте не только мешает нормальному развитию неокрепшего организма, но и является фактором, предопреде¬ляющим их антиобщественное поведение. По свидетельствам вра¬чей-наркологов, им редко приходится лечить стариков-наркоманов, потому что не только до старческого, но даже до среднего возраста наркоманы не доживают.
Законодательство об обороте наркотических средств, психо¬тропных веществах и об их прекурсорах состоит из Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах1, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных актов Российской Федерации, а также международных договоров Российской Федерации, в том числе Единой Конвенции о наркотических средствах 1961 года, Кон¬венции о психотропных веществах 1971 года и Конвенции Орга¬низации Объединенных Наций о борьбе против незаконного обо¬рота наркотических средств и психотропных веществ 1988 года.
Закон о наркотических средствах и психотропных веществах устанавливает правовые основы государственной политики в сфе¬ре оборота наркотических средств, психотропных веществ и в области противодействия их незаконному обороту в целях охраны здоровья граждан, государственной и общественной безопасности.
Наркотические средства употребляют по-разному: введением в организм путем курения, вдыхания через нос, принятия внутрь путем внутривенных, внутримышечных, подкожных инъекций и другими способами.
Списки наркотических средств, сильнодействующих и ядови¬тых веществ издает Постоянный комитет по контролю наркоти¬ков Минздрава Российской Федерации на основе списков действующей
1 См Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 2. Ст. 219
Единой Конвенции 1961 г. «О наркотических средствах» и Конвенции 1971 г. «О психотропных веществах» с учетом спе¬цифики незаконного потребления наркотических средств, харак¬терных для различных регионов страны с их национальными осо¬бенностями.
Наиболее часто употребляемые наркотические средства мож¬но разделить на четыре группы: к первой относятся морфий и другие производные из опийного мака препараты, а также синте-тические препараты с морфиноподобным действием (кадеин, омкопон, промедол и др.); ко второй - стимуляторы центральной нервной системы (кокаин, кофеин, феналлин, первитин и др.); к третьей - барбитураты и другие снотворные препараты (барбамил, ноксирон, этаминал-натрий и др.); к четвертой - ве¬щества, добываемые из конопли (гашиш, анаша, марихуана и др.)
Опий — «третьяк» (опиум) - высохший на воздухе млечный сок, выделяющийся из надрезов на незрелых коробочках маслич¬ного мака. Он содержит более 20 алколоидов, в том числе морфий (морфин), кадеин, текодин, папаверин, тебаин, пантопон, героин и др., являющиеся производными опия. Из опия выделяется мор¬фин, широко используемый в медицинской практике и в среде наркоманов. Опий и морфий вводятся внутривенно, и их дейст¬вие наступает мгновенно. Минимальная доза воздействия на ор¬ганизм человека -- 0,005 г. Наркотический эффект при этом вы¬ражается в комплексе ощущений, из которых ведущим является ощущение тепловой волны.
Наркотики второй группы, стимулирующие центральную нервную систему, принимают 10-12% наркоманов путем вдыха¬ния порошка через нос. При приеме кокаина развивается состоя-ние, похожее на алкогольное опьянение. Одной из форм кокаи¬низма является теизм - употребление очень крепкого отвара чая («чифира»). Употребление «чифира» распространено среди хрони¬ческих морфинистов, особенно в случае отсутствия возможности
принять другой наркотик.
Барбитураты и другие снотворные препараты (третья группа) принимаются в виде таблеток. После их принятия появляется «дымка» в сознании, при которой окружающее не воспринимает¬ся, опьяневший становится подвижным, развязным, беспричинно веселым. Такое состояние длится два-три часа, затем наступает
общая слабость, сон.
Среди наркоманов весьма распространен гашиш — сильное наркотическое вещество, вырабатываемое из индийской, маньчжурской, архонской, южно-чуйской и других сортов посевной и дикорастущей конопли.
Курение гашиша по сравнению с потреблением других наркотических средств весьма распространено среди молодежи, что в определенной мере можно объяснить: во-первых, простотой его потребления; во-вторых, более доступной ценой; в-третьих, трудностью выявления его потребителей.
Злоупотребление наркотическими средствами и их неза¬конный оборот в России приобрели за последние десятилетия глобальный масштаб и самым серьезным образом сказываются на социально-психологической атмосфере в обществе, отрица¬тельно влияют на экономику и правопорядок.
Общий прогноз ситуации с наркотиками, как отмечается в Концепции государственной политики по контролю за нарко¬тиками в Российской Федерации, утвержденной постановлени¬ем Верховного Совета Российской Федерации 22 июля 1993 г.1, также неблагоприятен и усугубляется происходящими негатив¬ными процессами в социально-политической и экономической сфере. В настоящее время отмечаются прогрессирующий рост незаконного распространения наркотических средств и увели¬чение больных наркоманией.
Органы внутренних дел в 1998 году выявили свыше 190 ты¬сяч преступлений, связанных с незаконным оборотом наркоти¬ков, и изъяли из противоправного обращения более 40 тонн наркозелья. Влияние наркопотребления на уровень законопос¬лушности впрямую и крайне неблагоприятно сказывается на криминальной ситуации. В общем числе выявленных правона-рушителей доля совершивших преступления в состоянии нар¬котического и токсического опьянения увеличилась на 15,7% по сравнению с 1997 годом.
В тех местах, где нет растительной базы, наркоманы ведут переработку широко доступных лекарств. Идет рост изготовле¬ния и сбыта синтетических наркотиков. Социологические ис-следования показывают, что 10—15% населения так или иначе знакомы с наркотиками, причем 70% наркоманов составляет молодежь.
В этих условиях отсутствие адекватных и эффективных мер по контролю за наркотиками может привести к тому, что их незаконное распространение превратится в широкомасштабную угрозу для государственной безопасности, здоровья и благополучия на¬родов России.
1 См.: Организация и деятельность органов внутренних дел Российской Федерации (сборник нормативных актов). - М., 1994. С. 227-234.
В целях усиления борьбы с наркоманией и наркобизнесом в июне 1995 г. принята Федеральная целевая программа «Ком¬плексные меры противодействия наркотикам и их незаконному обороту на 1995-1997 годы»1.
В нем предусматривается осуществить мероприятия, относя¬щиеся к ведению МВД и других соисполнителей по таким на¬правлениям: организационные и правовые меры; профилактика злоупотребления наркотическими средствами, лечение, восста¬новление трудоспособности и реабилитация лиц, допускающих немедицинское потребление наркотиков; обеспечение контроля за производством и распространением наркотических средств;
международное сотрудничество в области борьбы с незаконным оборотом наркотиков.
Первоочередными в течение ближайшего периода следует, как это указано в Концепции, считать задачи по совершенст¬вованию и правовому обеспечению деятельности по контролю за оборотом наркотиков, совершенствованию медицинских и юридических подходов к раннему выявлению их незаконных потребителей, а также выделению групп населения с повы¬шенным риском незаконного потребления наркотиков и диф¬ференцированному проведению в отношении них предупреди¬тельных мероприятий. Главной целью государственной поли¬тики в течение ближайших лет должно быть предупреждение роста незаконного потребления и оборота наркотиков, а в бо¬лее отдаленной перспективе — их снижение.
Профилактика наркомании. Плодотворная работа по преду¬преждению и сокращению незаконного спроса на наркотиче¬ские средства может проводится только на основе сочетания и неуклонного проведения в жизнь комплекса воспитательных, медицинских, правовых и других мер, причем не только среди учащейся молодежи и дошкольников, но и взрослых. Это обу¬словлено тем, что многие молодые люди все еще находятся в неведении относительно вредного влияния наркотиков на че¬ловека. В этих целях предусмотрена разработка Минобразованием, Минздравом, МВД России методологии и методики про¬ведения антинаркотической работы среди учащейся молодежи
1 Пролонгирована на 1998 г.
и дошкольников, издание пособий для родителей, педагогов, специальных работников по формированию у детей негатив¬ного отношения к потреблению наркотиков; рекомендаций для работников правоохранительных органов, врачей, педагогов и родителей по выявлению лиц, допускающих немедицинское потребление наркотиков.
В предупреждении этого опасного порока и его обнаруже¬нии важное место отводится работникам общей медицинской лечебной сети. Участковые педиатры и терапевты, подростко¬вые врачи должны вести не только разъяснительную работу, но и выявлять лиц, которые приобщаются к приему наркотиче¬ских и других одурманивающих средств.
Среди мер предупреждения наркомании первостепенное значение имеет раннее выявление лиц, начинающих прини¬мать наркотические средства. Потребители наркотиков выяв¬ляются при расследовании дел о преступлениях, связанных с хищением, изготовлением и сбытом наркотических средств;
путем наблюдения за поведением лиц, ранее их принимавших, их связями; доставляемых в медицинские вытрезвители; посе¬щающих места сборищ наркоманов; совершающих поездки в места посевов мака и конопли; находящихся у аптек, стремя¬щихся завести связи (знакомства) с медперсоналом или работ¬никами химфармпредприятий; обнаружения у задержанных ампул, таблеток, игл, шприцов, следов инъекций, на основа¬нии сообщений работников лечебных учреждений о фактах немедицинского потребления наркотических средств и др.
Все лица, замеченные в потреблении наркотических или других одурманивающих средств 1, направляются на медицин¬ское обследование. На основании их осмотра, проведения ла-бораторных исследований и изучения материалов, подтвер¬ждающих факт потребления наркотических средств, врач-нарколог устанавливает диагноз заболевания или факт немеди-цинского потребления наркотических или других ведущих к одурманиванию средств. О результатах освидетельствования в течение суток уведомляется горрайорган внутренних дел. Ос¬нованием для постановки на учет таких лиц является заключение врача психиатра-нарколога, подтверждающего диагноз «наркомания», «токсикомания» или факт потребления нарко¬тических или одурманивающих средств.
1 Под другими средствами, влекущими одурманивание, понимаются лекарственные, а также иные натуральные или синтетические вещества, не отнесенные Минздравом к наркотическим, потребление которых вы-зывает одурманивание (опьянение).
Учетные карточки находятся в дежурных частях ГО(РО)ВД в картотеке, которая имеет пять разделов: в первом — карточки на лиц с диагнозом «наркомания»; во-втором — признанных «токсикоманами»; в третьем — на лиц, допускающих немедицин¬ское потребление наркотических средств, у которых не сформи¬ровалось заболевание «токсикомания»; в четвертом -- на лиц, у которых не сформировалось заболевание «наркомания»; в пятом (архивном) — хранятся в течение пяти лет карточки на лиц, сня¬тых с учета.
В наркологических учреждениях по первым четырем разде¬лам ведутся картотеки динамического наблюдения. ГО(РО)ВД и медицинские учреждения ежеквартально ведут пофамильную сверку подучетного контингента на обслуживаемой террито¬рии.
Организация и тактика борьбы с распространением наркомании и незаконным оборотом наркотических средств. Эта деятельность органов внутренних дел России является одним из важных на¬правлений борьбы с преступностью. В этой связи на них возлага¬ется:
— выявление и перекрытие источников и каналов поступле¬ния наркотических средств в незаконный оборот;
— предупреждение и раскрытие преступлений, связанных с наркотическими средствами;
— выявление и учет лиц, допускающих немедицинское по¬требление наркотических и других влекущих одурманивание средств, и принятие к ним мер воспитательного и медицинского характера;
— выявление и устранение причин и условий, способствую¬щих распространению наркомании;
— взаимодействие с другими органами (соисполнителями) в реализации целевой программы противодействия злоупотребле¬нию наркотиками и незаконному их обороту.
Для непосредственной работы по выполнению перечис¬ленных задач в системе органов внутренних дел имеются спе¬циальные аппараты. В составе Министерства внутренних дел России — Управление по незаконному обороту наркотиков (УНОН); в республиках, краях, областях, крупных городах — отделы (отделения) по незаконному обороту наркотиков; в низовых ГО(РО)ВД - группы или отдельные работники.
Вследствие малочисленности сотрудников по борьбе с наркоманией, слабых оперативных позиций, недостаточного их технического оснащения, отсутствия должного взаимодействия с другими службами милиции эффективность их работы не отвечает предъявляемым требованиям. С учетом обострения наркоситуации в стране МВД России предпринят комплекс мер по повышению эффективности борьбы с наркопреступностью и решению проблем, стоящих перед органами внутренних дел в этой сфере. В частности, увеличена штатная численность органов, ведущих борьбу с незаконным оборотом наркотиков.
Решение задач по борьбе со злоупотреблением наркотика¬ми и незаконным их оборотом требует объединения усилий всех служб и подразделений органов внутренних дел (милиции), использования присущих им форм и методов рабо¬ты. Конкретизация функции служб милиции содержится в На¬ставлении по организации органами внутренних дел борьбы с распространением наркомании и токсикомании.
В Наставлении определены мероприятия, осуществляемые оперативно-розыскными аппаратами, милицией общественной безопасности и другими службами по противодействию зло¬употреблениям наркотиками.
Так, подразделения по незаконному обороту наркотиков (сотрудники уголовного розыска) анализируют и оценивают оперативную обстановку по линии наркомании и:
— осуществляют на этой основе прогнозирование тенден¬ции этого явления, комплексное планирование и обеспечивают контроль за выполнением намеченных мероприятий;
—- выявляют и обобщают причины и условия, способст¬вующие распространению наркомании и токсикомании, вносят предложения по их устранению;
— обеспечивают своевременное рассмотрение заявлений и сообщений о правонарушениях, связанных с наркотиками. Возбуждают уголовные дела и производят неотложные следст-венные действия по установлению и закреплению следов пре¬ступления;
— осуществляют в ходе оперативно-розыскной деятельно¬сти мероприятия, направленные на выявление, предупрежде¬ние и раскрытие преступлений, связанных с наркотиками;
— выявляют объекты хранения и использования наркотиче¬ских и сильнодействующих средств, химических реагентов, лекар¬ственных препаратов, из которых возможно изготовление нарко¬тиков, координируют деятельность служб органов внутренних дел по предупреждению краж и хищений;
— разрабатывают и проводят совместно с другими службами комплексные профилактические мероприятия типа «Мак», «Ко¬нопля» и др.;
— организуют работу по выявлению и перекрытию источни¬ков и каналов поступления наркотиков в незаконный оборот;
— проводят работу по развитию и совершенствованию службы розыскного собаководства, повышению эффективности ее ис¬пользования в борьбе с наркоманией;
— внедряют новые научно-технические средства борьбы с наркоманией;
— обобщают и внедряют в практическую деятельность поло¬жительный опыт работы и др.
Подразделения милиции общественной безопасности в про¬цессе своей деятельности выявляют лиц, допускающих правона¬рушения, связанные с наркотическими и одурманивающими средствами, принимают меры по их предупреждению. В этих це¬лях:
— наряды патрульно-постовой службы милиции обществен¬ной безопасности в зонах своих постов и маршрутов выявляют и задерживают на улицах, площадях и других местах лиц, находя¬щихся с состоянии наркотического возбуждения и неалкогольного опьянения, а также совершающих незаконные операции с нарко¬тическими средствами. Особое внимание обращают на противо¬правные действия несовершеннолетних;
— предупреждают и пресекают попытки проникновения на объекты хранения наркотических и сильнодействующих средств, задерживают лиц, пытающихся получить незаконным путем ука¬занные средства в аптеках, лечебных учреждениях и т.д.;
— принимают участие в проведении специальных мероприя¬тий в контролируемых местностях с целью пресечения незакон¬ной перевозки наркотических средств и наркосодержащих расте-ний и других незаконных операций, связанных с наркотиками.
В связи с этим при разработке плана комплексного использо¬вания сил и средств ГО(РО)ВД предусматривается приближение постов и маршрутов патрулирования к местам сборищ наркома¬нов, объектам хранения наркотических средств.
Участковые инспектора; милиции на обслуживаемой террито¬рии непосредственно и с помощью общественности:
— выявляют лиц, допускающих немедицинское потребление наркотических или одурманивающих средств, ранее судимых за преступления, связанные с наркотиками;
— проводят мероприятия по выявлению лиц, изготавливаю¬щих, хранящих, перевозящих и сбывающих наркотические или сильнодействующие средства; содержащих притоны наркомании и токсикомании; занимающихся незаконным посевом наркосо¬держащих культур (мак, конопля) на приусадебных и садово-дачных участках и иных используемых для этого местах; скло¬няющих к потреблению наркотиков и занятию токсикоманией других лиц, в том числе и несовершеннолетних;
— выявляют места дикорастущих наркосодержащих растений и с помощью местных органов самоуправления, хозяйственных организаций принимают меры к их уничтожению, и особенно пресечению фактов заготовки сырья в местах произрастания таких растений;
— участвуют в проведении специальных мероприятий на тер¬ритории, где введен контроль за незаконной перевозкой наркоти¬ческих средств и наркосодержащих растений с целью пресечения незаконных операций с такими средствами;
— осуществляют индивидуальную профилактику в отношении потребителей наркотиков или одурманивающих средств, а также лиц, прошедших лечение от наркомании;
— выявляют и отстраняют от управления автомототранспортом лиц, находящихся в состоянии наркотического или иного опьянения;
— взаимодействуют с общественными помощниками и при их содействии осуществляют наблюдение за поведением и жизнью наркоманов и токсикоманов, проживающих на обслуживаемом участке и т.д.
В упомянутом Наставлении определены обязанности и других подразделений и сотрудников милиции общественной безопасно¬сти.
Правовые средства борьбы с наркоманией. В борьбе с нарко¬манией правоохранительные органы наряду с мерами воспитания и убеждения используют принудительные средства. Законодатель¬ством установлена уголовная ответственность: за незаконное изго¬товление, приобретение, хранение, перевозку или пересылку с целью сбыта (или без таковой), а равно незаконный сбыт наркотических средств;
за посев или выращивание опийного мака, ин¬дийской, южной маньчжурской или южной чуйской конопли, либо других запрещенных к возделыванию культур, содержащих наркотические вещества; за нарушение установленных правил изготовления, приобретения, хранения, учета, отпуска, перевозки или пересылки наркотических средств; за склонение к потребле¬нию наркотических веществ; за организацию или содержание притонов для потребления наркотических веществ или предостав¬ление для тех же целей помещений; за заранее обещанное укры¬вательство незаконного изготовления, приобретения, хранения, перевозки или пересылки с целью сбыта и хранения наркотиче¬ских веществ, а также за недонесение о таких готовящихся или совершенных преступлениях.
За менее общественно опасные правонарушения в рассматри¬ваемой сфере законодатель установил административную ответст¬венность. Так, незаконное приобретение или хранение наркоти¬ческих средств в небольших размерах без цели сбыта (ст.44 КоАП РСФСР) влечет наложение штрафа. В исключительных случаях, если по обстоятельствам дела и с учетом личности нарушителя применение указанных мер будет признано недостаточным, -административный арест на срок до 15 суток.
Лицо, добровольно сдавшее имеющиеся у него в небольших размерах наркотические средства, которые оно приобрело или хранило без цели сбыта, освобождается от административной от-ветственности.
Наряду с этим законодатель установил административную от¬ветственность за непринятие мер к обеспечению охраны наркосодержащих посевов. Виновные в этом правонарушении в соответ¬ствии со ст.991 КоАП РСФСР подвергаются штрафу. Эта статья направлена на защиту посевов наркосодержащих культур, а также остатков и отходов переработки этих культур как одного из ис¬точников получения наркотических веществ. Ответственность должностных лиц хозяйств и организаций наступает за сам факт непринятия мер по обеспечению установленного режима охраны наркосодержащих посевов конопли и масличного мака, мест хра¬нения и переработки урожая этих культур.
Административная ответственность согласно ст.992 КоАП РСФСР установлена за незаконные посев или выращивание мас¬личного мака, а также конопли, кроме запрещенной к выращива-нию индийской, южной маньчжурской, южной чуйской, южной архонской и южной краснодарской. Посев и выращивание масличного мака и конопли гражданами запрещены,
незаконным является посев этих культур на приусадебных участках крестьян, рабочих и служащих, на земельных участках, находящихся в лич¬ном пользовании, или на других самовольно занятых землях.
Законодательством также предусмотрено, что лица больные наркоманией обязаны проходить лечение в лечебно-профи¬лактических учреждениях органов здравоохранения. Больным оказывается специализированная медицинская помощь в поли¬клиниках, диспансерах и других лечебно-профилактических уч¬реждениях. В связи с сокращением наркологической помощи гражданам предпринимаются усилия по преобразованию больниц и наркодиспансеров в Москве и других городах в центры медико-социальной реабилитации алкоголиков, наркоманов и токсикоманов.
Психоневрологические диспансеры и центры медико-соци¬альной реабилитации проводят профилактическую работу среди населения, выявляют потребителей наркотиков, берут их на учет, осуществляют амбулаторное лечение, после выписки совместно с органами внутренних дел ведут наблюдение за ними, оказывают необходимую врачебную помощь. Лечение осуществляется по рекомендации врачей-наркологов или инициативе самих больных. Лечение наркоманов сводится к снятию абстинентного синдрома и к общим оздоровительным мероприятиям, помогающим воз¬вращать их в общество как полноценных активных граждан.
Международное сотрудничество в области борьбы с незакон¬ным оборотом наркотиков. Важнейшим условием реализации Фе¬деральной целевой программы «Комплексные меры противодей¬ствия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 1995—1997 годы» является международное сотрудничество Рос¬сийской Федерации с правоохранительными органами иностран¬ных государств. Необходимость такого сотрудничества обусловле¬на тем, что более 50% наркотического зелья поставляет в Россию зарубежье. При этом следует иметь в виду, что к традиционным поставщикам «травки» из стран так называемого «золотого полу¬месяца» - Афганистана, Пакистана, Ирана, резко увечивших объ¬емы ввозимых наркотиков в последние годы, активно стремятся выйти на российский рынок наркокартели из Перу, Колумбии, Панамы и других стран. В настоящее время наши границы с бывшими союзными республиками весьма прозрачны для наркодельцов из ближнего зарубежья, откуда поступает украинская маковая соломка и среднеазиатский опийный мак, гашиш, марихуа¬на и др.
В этих условиях исключительное значение приобретает со¬хранение и развитие деловых связей и многостороннего сотруд¬ничества с правоохранительными органами и соответствующими службами иностранных государств, равно как и между ведомства¬ми, имеющими отношение к производству, хранению, транспор¬тировке и сбыту наркотических средств медицинского и научного назначения.
В плане-графике реализация мероприятий Федеральной целевой программы предусматривается: заключение многосто¬ронних и двусторонних договоров и соглашений с другими государствами, и прежде всего с государствами-участниками СНГ, в области контроля наркотиков и борьбе с распростране¬нием наркомании; расширение сотрудничества с международ¬ными региональными организациями, занимающимися борь¬бой со злоупотреблением наркотиками и их незаконным обо¬ротом; активизация сотрудничества в рамках Программы ООН по международному контролю наркотиков; проведение перего¬воров и консультаций с США, Италией, ФРГ, Англией, Швей¬царией и другими странами с целью налаживания практиче¬ского взаимодействия по вопросам пресечения «отмывания» наркодоходов, содействия их конфискации, постановки этого направления сотрудничества на договорно-правовую основу;
установление и поддержание на постоянной основе контактов с правоохранительными органами и специализированными службами зарубежных стран по вопросам организации проти¬водействия незаконному обороту наркотиков; участие в между¬народных семинарах-совещаниях по данной проблеме и др.
Осуществление перечисленных мероприятий возложено на МВД, МИД, ФСБ, ГТК России, Генпрокуратуру Российской Фе¬дерации и других соисполнителей.
«Белая смерть» активно вторгается в Россию. Не видеть этого, не поставить ей надежный заслон на всех рубежах продвижения— значит превратить ее в широкомасштабную беду для государст¬венной безопасности, здоровья и благополучия народа россий¬ского.
В застойные времена у нас бытовало мнение, что наркомания — это чужое горе, а наркоманы — «по ту сторону» от нас. Проблема наркомании не виделась, замалчивалась и сводилась к заявлени¬ям, что в нашей стране встречаются лишь отдельные лица, пора¬женные этим недугом. Проведение антиалкогольной кампании, которая свелась к резкому сокращению производства и продажи спиртных напитков, привело к возникновению ранее неведомой в стране токсикомании и широкому распространению наркомании. Резкому увеличению потребителей наркотиков, особенно среди молодежи и несовершеннолетних, способствовала также отмена в 1991 г. административной и уголовной ответственности за неза¬конное потребление наркотиков. Нынешняя обстановка полити¬ческого, экономического, нравственного кризиса в стране порож¬дает у людей стрессы, отчаяние, неуверенность, бездуховность и провоцирует у некоторой части населения «снятие напряжения» с помощью наркотиков.
МВД России выражает обеспокоенность сохранения устойчи¬вых тенденций обострения оперативной обстановки, связанной с ростом незаконного оборота наркотиков, несущих серьезную опасность для здоровья и благополучия населения страны. К со¬жалению, говорится в указании Министра внутренних дел Рос¬сийской Федерации от 09.04.99 г. № 1/7065 «Об активизации борьбы с наркопреступностыо», как показывают проверки во многих регионах страны руководство органов внутренних дел не придают должного значения выявлению и пресечению преступле¬ний, связанных с наркотиками, не обеспечивают выполнение рекомендаций МВД России по укреплению службы по борьбе с
1 Наркомания — греческое слово, означает «страсть к оцепенению».
незаконным оборотом наркотиков, созданию ее подразделений вплоть до горрайорганов.
С учетом изложенного в названном Указании во исполнение Распоряжения Президента Российской Федерации от 17 сентября 1998 г. № 343-РП «О мерах по усилению противодействия неза¬конному обороту наркотических средств, психотропных веществ и злоупотреблению ими» предложено разработать и реализовать систему мер по борьбе с наркопреступностью.
В организме принимающего наркотические средства быстро происходят процессы, которые отрицательно влияют на психическую деятельность. Дело в том, что если наркоман не примет оче-редную дозу, у него развивается крайне неприятное состояние — абстиненция (наркотическое голодание, именуемое «ломка»). Абстиненция — это страшная плата за мнимый «наркотический рай». Она наступает через 4—6 час после принятия наркотиче¬ского средства. Наркоман чувствует недомогание, озноб, тяжесть во всем теле, боль в суставах, которая со временем усиливается и становится резкой, выкручивающей, спазмы в желудке достигают такой интенсивности, что возникает ощущение «как будто кто-то пытается вырвать внутренности», но как только наркотик попада¬ет в организм, это состояние проходит, наступает короткая «эйфория», которая сменяется еще более тяжелой ломкой. Полу¬чается замкнутый круг, из которого наркоману выйти без помощи
врача-нарколога невозможно.
В состоянии абстиненции наркоманы, чтобы добыть очеред¬ную порцию дурмана, проявляют большую изобретательность и упорство. Наркотики стоят дорого, за них платят немалые деньги. Поскольку многие наркоманы не работают и таких денег у них нет, большинство потребителей наркотиков могут их добывать только преступным путем. Этим и объясняется высокий уровень преступников в среде потребителей наркотиков.
Опасность наркомании состоит и в том, что она пагубно ска¬зывается на здоровье человека — предраковые процессы легких, шизофрения, эпилептические припадки, импотенция, психозы -вот далеко не полный перечень опасных последствий для орга¬низма от употребления наркотических средств. У детей, родив¬шихся от наркоманов, токсикоманов наблюдается уродство, свя¬занное с поражением центральной нервной системы. Надо видеть этих парализованных, навечно прикованных к постели младенцев, чтобы в полной мере осознать вину их родителей.
Наркомания не ограничивается только вредом, который нар¬команы причиняют своему здоровью и будущему поколению. Наркомания — это и большая социальная проблема. Она снижает работоспособность, губит творческие способности, ведет к прогу¬лам, производственному браку, травматизму, беде в семье и др. Общая деградация личности в результате приема наркотиков на¬ступает в 15—20 раз быстрее, чем от алкоголя.
Особую общественную опасность представляет увеличение пристрастия к употреблению наркотических и других одурмани¬вающих средств среди несовершеннолетних. Потребление нарко¬тиков в раннем возрасте не только мешает нормальному развитию неокрепшего организма, но и является фактором, предопреде¬ляющим их антиобщественное поведение. По свидетельствам вра¬чей-наркологов, им редко приходится лечить стариков-наркоманов, потому что не только до старческого, но даже до среднего возраста наркоманы не доживают.
Законодательство об обороте наркотических средств, психо¬тропных веществах и об их прекурсорах состоит из Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах1, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных актов Российской Федерации, а также международных договоров Российской Федерации, в том числе Единой Конвенции о наркотических средствах 1961 года, Кон¬венции о психотропных веществах 1971 года и Конвенции Орга¬низации Объединенных Наций о борьбе против незаконного обо¬рота наркотических средств и психотропных веществ 1988 года.
Закон о наркотических средствах и психотропных веществах устанавливает правовые основы государственной политики в сфе¬ре оборота наркотических средств, психотропных веществ и в области противодействия их незаконному обороту в целях охраны здоровья граждан, государственной и общественной безопасности.
Наркотические средства употребляют по-разному: введением в организм путем курения, вдыхания через нос, принятия внутрь путем внутривенных, внутримышечных, подкожных инъекций и другими способами.
Списки наркотических средств, сильнодействующих и ядови¬тых веществ издает Постоянный комитет по контролю наркоти¬ков Минздрава Российской Федерации на основе списков действующей
1 См Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 2. Ст. 219
Единой Конвенции 1961 г. «О наркотических средствах» и Конвенции 1971 г. «О психотропных веществах» с учетом спе¬цифики незаконного потребления наркотических средств, харак¬терных для различных регионов страны с их национальными осо¬бенностями.
Наиболее часто употребляемые наркотические средства мож¬но разделить на четыре группы: к первой относятся морфий и другие производные из опийного мака препараты, а также синте-тические препараты с морфиноподобным действием (кадеин, омкопон, промедол и др.); ко второй - стимуляторы центральной нервной системы (кокаин, кофеин, феналлин, первитин и др.); к третьей - барбитураты и другие снотворные препараты (барбамил, ноксирон, этаминал-натрий и др.); к четвертой - ве¬щества, добываемые из конопли (гашиш, анаша, марихуана и др.)
Опий — «третьяк» (опиум) - высохший на воздухе млечный сок, выделяющийся из надрезов на незрелых коробочках маслич¬ного мака. Он содержит более 20 алколоидов, в том числе морфий (морфин), кадеин, текодин, папаверин, тебаин, пантопон, героин и др., являющиеся производными опия. Из опия выделяется мор¬фин, широко используемый в медицинской практике и в среде наркоманов. Опий и морфий вводятся внутривенно, и их дейст¬вие наступает мгновенно. Минимальная доза воздействия на ор¬ганизм человека -- 0,005 г. Наркотический эффект при этом вы¬ражается в комплексе ощущений, из которых ведущим является ощущение тепловой волны.
Наркотики второй группы, стимулирующие центральную нервную систему, принимают 10-12% наркоманов путем вдыха¬ния порошка через нос. При приеме кокаина развивается состоя-ние, похожее на алкогольное опьянение. Одной из форм кокаи¬низма является теизм - употребление очень крепкого отвара чая («чифира»). Употребление «чифира» распространено среди хрони¬ческих морфинистов, особенно в случае отсутствия возможности
принять другой наркотик.
Барбитураты и другие снотворные препараты (третья группа) принимаются в виде таблеток. После их принятия появляется «дымка» в сознании, при которой окружающее не воспринимает¬ся, опьяневший становится подвижным, развязным, беспричинно веселым. Такое состояние длится два-три часа, затем наступает
общая слабость, сон.
Среди наркоманов весьма распространен гашиш — сильное наркотическое вещество, вырабатываемое из индийской, маньчжурской, архонской, южно-чуйской и других сортов посевной и дикорастущей конопли.
Курение гашиша по сравнению с потреблением других наркотических средств весьма распространено среди молодежи, что в определенной мере можно объяснить: во-первых, простотой его потребления; во-вторых, более доступной ценой; в-третьих, трудностью выявления его потребителей.
Злоупотребление наркотическими средствами и их неза¬конный оборот в России приобрели за последние десятилетия глобальный масштаб и самым серьезным образом сказываются на социально-психологической атмосфере в обществе, отрица¬тельно влияют на экономику и правопорядок.
Общий прогноз ситуации с наркотиками, как отмечается в Концепции государственной политики по контролю за нарко¬тиками в Российской Федерации, утвержденной постановлени¬ем Верховного Совета Российской Федерации 22 июля 1993 г.1, также неблагоприятен и усугубляется происходящими негатив¬ными процессами в социально-политической и экономической сфере. В настоящее время отмечаются прогрессирующий рост незаконного распространения наркотических средств и увели¬чение больных наркоманией.
Органы внутренних дел в 1998 году выявили свыше 190 ты¬сяч преступлений, связанных с незаконным оборотом наркоти¬ков, и изъяли из противоправного обращения более 40 тонн наркозелья. Влияние наркопотребления на уровень законопос¬лушности впрямую и крайне неблагоприятно сказывается на криминальной ситуации. В общем числе выявленных правона-рушителей доля совершивших преступления в состоянии нар¬котического и токсического опьянения увеличилась на 15,7% по сравнению с 1997 годом.
В тех местах, где нет растительной базы, наркоманы ведут переработку широко доступных лекарств. Идет рост изготовле¬ния и сбыта синтетических наркотиков. Социологические ис-следования показывают, что 10—15% населения так или иначе знакомы с наркотиками, причем 70% наркоманов составляет молодежь.
В этих условиях отсутствие адекватных и эффективных мер по контролю за наркотиками может привести к тому, что их незаконное распространение превратится в широкомасштабную угрозу для государственной безопасности, здоровья и благополучия на¬родов России.
1 См.: Организация и деятельность органов внутренних дел Российской Федерации (сборник нормативных актов). - М., 1994. С. 227-234.
В целях усиления борьбы с наркоманией и наркобизнесом в июне 1995 г. принята Федеральная целевая программа «Ком¬плексные меры противодействия наркотикам и их незаконному обороту на 1995-1997 годы»1.
В нем предусматривается осуществить мероприятия, относя¬щиеся к ведению МВД и других соисполнителей по таким на¬правлениям: организационные и правовые меры; профилактика злоупотребления наркотическими средствами, лечение, восста¬новление трудоспособности и реабилитация лиц, допускающих немедицинское потребление наркотиков; обеспечение контроля за производством и распространением наркотических средств;
международное сотрудничество в области борьбы с незаконным оборотом наркотиков.
Первоочередными в течение ближайшего периода следует, как это указано в Концепции, считать задачи по совершенст¬вованию и правовому обеспечению деятельности по контролю за оборотом наркотиков, совершенствованию медицинских и юридических подходов к раннему выявлению их незаконных потребителей, а также выделению групп населения с повы¬шенным риском незаконного потребления наркотиков и диф¬ференцированному проведению в отношении них предупреди¬тельных мероприятий. Главной целью государственной поли¬тики в течение ближайших лет должно быть предупреждение роста незаконного потребления и оборота наркотиков, а в бо¬лее отдаленной перспективе — их снижение.
Профилактика наркомании. Плодотворная работа по преду¬преждению и сокращению незаконного спроса на наркотиче¬ские средства может проводится только на основе сочетания и неуклонного проведения в жизнь комплекса воспитательных, медицинских, правовых и других мер, причем не только среди учащейся молодежи и дошкольников, но и взрослых. Это обу¬словлено тем, что многие молодые люди все еще находятся в неведении относительно вредного влияния наркотиков на че¬ловека. В этих целях предусмотрена разработка Минобразованием, Минздравом, МВД России методологии и методики про¬ведения антинаркотической работы среди учащейся молодежи
1 Пролонгирована на 1998 г.
и дошкольников, издание пособий для родителей, педагогов, специальных работников по формированию у детей негатив¬ного отношения к потреблению наркотиков; рекомендаций для работников правоохранительных органов, врачей, педагогов и родителей по выявлению лиц, допускающих немедицинское потребление наркотиков.
В предупреждении этого опасного порока и его обнаруже¬нии важное место отводится работникам общей медицинской лечебной сети. Участковые педиатры и терапевты, подростко¬вые врачи должны вести не только разъяснительную работу, но и выявлять лиц, которые приобщаются к приему наркотиче¬ских и других одурманивающих средств.
Среди мер предупреждения наркомании первостепенное значение имеет раннее выявление лиц, начинающих прини¬мать наркотические средства. Потребители наркотиков выяв¬ляются при расследовании дел о преступлениях, связанных с хищением, изготовлением и сбытом наркотических средств;
путем наблюдения за поведением лиц, ранее их принимавших, их связями; доставляемых в медицинские вытрезвители; посе¬щающих места сборищ наркоманов; совершающих поездки в места посевов мака и конопли; находящихся у аптек, стремя¬щихся завести связи (знакомства) с медперсоналом или работ¬никами химфармпредприятий; обнаружения у задержанных ампул, таблеток, игл, шприцов, следов инъекций, на основа¬нии сообщений работников лечебных учреждений о фактах немедицинского потребления наркотических средств и др.
Все лица, замеченные в потреблении наркотических или других одурманивающих средств 1, направляются на медицин¬ское обследование. На основании их осмотра, проведения ла-бораторных исследований и изучения материалов, подтвер¬ждающих факт потребления наркотических средств, врач-нарколог устанавливает диагноз заболевания или факт немеди-цинского потребления наркотических или других ведущих к одурманиванию средств. О результатах освидетельствования в течение суток уведомляется горрайорган внутренних дел. Ос¬нованием для постановки на учет таких лиц является заключение врача психиатра-нарколога, подтверждающего диагноз «наркомания», «токсикомания» или факт потребления нарко¬тических или одурманивающих средств.
1 Под другими средствами, влекущими одурманивание, понимаются лекарственные, а также иные натуральные или синтетические вещества, не отнесенные Минздравом к наркотическим, потребление которых вы-зывает одурманивание (опьянение).
Учетные карточки находятся в дежурных частях ГО(РО)ВД в картотеке, которая имеет пять разделов: в первом — карточки на лиц с диагнозом «наркомания»; во-втором — признанных «токсикоманами»; в третьем — на лиц, допускающих немедицин¬ское потребление наркотических средств, у которых не сформи¬ровалось заболевание «токсикомания»; в четвертом -- на лиц, у которых не сформировалось заболевание «наркомания»; в пятом (архивном) — хранятся в течение пяти лет карточки на лиц, сня¬тых с учета.
В наркологических учреждениях по первым четырем разде¬лам ведутся картотеки динамического наблюдения. ГО(РО)ВД и медицинские учреждения ежеквартально ведут пофамильную сверку подучетного контингента на обслуживаемой террито¬рии.
Организация и тактика борьбы с распространением наркомании и незаконным оборотом наркотических средств. Эта деятельность органов внутренних дел России является одним из важных на¬правлений борьбы с преступностью. В этой связи на них возлага¬ется:
— выявление и перекрытие источников и каналов поступле¬ния наркотических средств в незаконный оборот;
— предупреждение и раскрытие преступлений, связанных с наркотическими средствами;
— выявление и учет лиц, допускающих немедицинское по¬требление наркотических и других влекущих одурманивание средств, и принятие к ним мер воспитательного и медицинского характера;
— выявление и устранение причин и условий, способствую¬щих распространению наркомании;
— взаимодействие с другими органами (соисполнителями) в реализации целевой программы противодействия злоупотребле¬нию наркотиками и незаконному их обороту.
Для непосредственной работы по выполнению перечис¬ленных задач в системе органов внутренних дел имеются спе¬циальные аппараты. В составе Министерства внутренних дел России — Управление по незаконному обороту наркотиков (УНОН); в республиках, краях, областях, крупных городах — отделы (отделения) по незаконному обороту наркотиков; в низовых ГО(РО)ВД - группы или отдельные работники.
Вследствие малочисленности сотрудников по борьбе с наркоманией, слабых оперативных позиций, недостаточного их технического оснащения, отсутствия должного взаимодействия с другими службами милиции эффективность их работы не отвечает предъявляемым требованиям. С учетом обострения наркоситуации в стране МВД России предпринят комплекс мер по повышению эффективности борьбы с наркопреступностью и решению проблем, стоящих перед органами внутренних дел в этой сфере. В частности, увеличена штатная численность органов, ведущих борьбу с незаконным оборотом наркотиков.
Решение задач по борьбе со злоупотреблением наркотика¬ми и незаконным их оборотом требует объединения усилий всех служб и подразделений органов внутренних дел (милиции), использования присущих им форм и методов рабо¬ты. Конкретизация функции служб милиции содержится в На¬ставлении по организации органами внутренних дел борьбы с распространением наркомании и токсикомании.
В Наставлении определены мероприятия, осуществляемые оперативно-розыскными аппаратами, милицией общественной безопасности и другими службами по противодействию зло¬употреблениям наркотиками.
Так, подразделения по незаконному обороту наркотиков (сотрудники уголовного розыска) анализируют и оценивают оперативную обстановку по линии наркомании и:
— осуществляют на этой основе прогнозирование тенден¬ции этого явления, комплексное планирование и обеспечивают контроль за выполнением намеченных мероприятий;
—- выявляют и обобщают причины и условия, способст¬вующие распространению наркомании и токсикомании, вносят предложения по их устранению;
— обеспечивают своевременное рассмотрение заявлений и сообщений о правонарушениях, связанных с наркотиками. Возбуждают уголовные дела и производят неотложные следст-венные действия по установлению и закреплению следов пре¬ступления;
— осуществляют в ходе оперативно-розыскной деятельно¬сти мероприятия, направленные на выявление, предупрежде¬ние и раскрытие преступлений, связанных с наркотиками;
— выявляют объекты хранения и использования наркотиче¬ских и сильнодействующих средств, химических реагентов, лекар¬ственных препаратов, из которых возможно изготовление нарко¬тиков, координируют деятельность служб органов внутренних дел по предупреждению краж и хищений;
— разрабатывают и проводят совместно с другими службами комплексные профилактические мероприятия типа «Мак», «Ко¬нопля» и др.;
— организуют работу по выявлению и перекрытию источни¬ков и каналов поступления наркотиков в незаконный оборот;
— проводят работу по развитию и совершенствованию службы розыскного собаководства, повышению эффективности ее ис¬пользования в борьбе с наркоманией;
— внедряют новые научно-технические средства борьбы с наркоманией;
— обобщают и внедряют в практическую деятельность поло¬жительный опыт работы и др.
Подразделения милиции общественной безопасности в про¬цессе своей деятельности выявляют лиц, допускающих правона¬рушения, связанные с наркотическими и одурманивающими средствами, принимают меры по их предупреждению. В этих це¬лях:
— наряды патрульно-постовой службы милиции обществен¬ной безопасности в зонах своих постов и маршрутов выявляют и задерживают на улицах, площадях и других местах лиц, находя¬щихся с состоянии наркотического возбуждения и неалкогольного опьянения, а также совершающих незаконные операции с нарко¬тическими средствами. Особое внимание обращают на противо¬правные действия несовершеннолетних;
— предупреждают и пресекают попытки проникновения на объекты хранения наркотических и сильнодействующих средств, задерживают лиц, пытающихся получить незаконным путем ука¬занные средства в аптеках, лечебных учреждениях и т.д.;
— принимают участие в проведении специальных мероприя¬тий в контролируемых местностях с целью пресечения незакон¬ной перевозки наркотических средств и наркосодержащих расте-ний и других незаконных операций, связанных с наркотиками.
В связи с этим при разработке плана комплексного использо¬вания сил и средств ГО(РО)ВД предусматривается приближение постов и маршрутов патрулирования к местам сборищ наркома¬нов, объектам хранения наркотических средств.
Участковые инспектора; милиции на обслуживаемой террито¬рии непосредственно и с помощью общественности:
— выявляют лиц, допускающих немедицинское потребление наркотических или одурманивающих средств, ранее судимых за преступления, связанные с наркотиками;
— проводят мероприятия по выявлению лиц, изготавливаю¬щих, хранящих, перевозящих и сбывающих наркотические или сильнодействующие средства; содержащих притоны наркомании и токсикомании; занимающихся незаконным посевом наркосо¬держащих культур (мак, конопля) на приусадебных и садово-дачных участках и иных используемых для этого местах; скло¬няющих к потреблению наркотиков и занятию токсикоманией других лиц, в том числе и несовершеннолетних;
— выявляют места дикорастущих наркосодержащих растений и с помощью местных органов самоуправления, хозяйственных организаций принимают меры к их уничтожению, и особенно пресечению фактов заготовки сырья в местах произрастания таких растений;
— участвуют в проведении специальных мероприятий на тер¬ритории, где введен контроль за незаконной перевозкой наркоти¬ческих средств и наркосодержащих растений с целью пресечения незаконных операций с такими средствами;
— осуществляют индивидуальную профилактику в отношении потребителей наркотиков или одурманивающих средств, а также лиц, прошедших лечение от наркомании;
— выявляют и отстраняют от управления автомототранспортом лиц, находящихся в состоянии наркотического или иного опьянения;
— взаимодействуют с общественными помощниками и при их содействии осуществляют наблюдение за поведением и жизнью наркоманов и токсикоманов, проживающих на обслуживаемом участке и т.д.
В упомянутом Наставлении определены обязанности и других подразделений и сотрудников милиции общественной безопасно¬сти.
Правовые средства борьбы с наркоманией. В борьбе с нарко¬манией правоохранительные органы наряду с мерами воспитания и убеждения используют принудительные средства. Законодатель¬ством установлена уголовная ответственность: за незаконное изго¬товление, приобретение, хранение, перевозку или пересылку с целью сбыта (или без таковой), а равно незаконный сбыт наркотических средств;
за посев или выращивание опийного мака, ин¬дийской, южной маньчжурской или южной чуйской конопли, либо других запрещенных к возделыванию культур, содержащих наркотические вещества; за нарушение установленных правил изготовления, приобретения, хранения, учета, отпуска, перевозки или пересылки наркотических средств; за склонение к потребле¬нию наркотических веществ; за организацию или содержание притонов для потребления наркотических веществ или предостав¬ление для тех же целей помещений; за заранее обещанное укры¬вательство незаконного изготовления, приобретения, хранения, перевозки или пересылки с целью сбыта и хранения наркотиче¬ских веществ, а также за недонесение о таких готовящихся или совершенных преступлениях.
За менее общественно опасные правонарушения в рассматри¬ваемой сфере законодатель установил административную ответст¬венность. Так, незаконное приобретение или хранение наркоти¬ческих средств в небольших размерах без цели сбыта (ст.44 КоАП РСФСР) влечет наложение штрафа. В исключительных случаях, если по обстоятельствам дела и с учетом личности нарушителя применение указанных мер будет признано недостаточным, -административный арест на срок до 15 суток.
Лицо, добровольно сдавшее имеющиеся у него в небольших размерах наркотические средства, которые оно приобрело или хранило без цели сбыта, освобождается от административной от-ветственности.
Наряду с этим законодатель установил административную от¬ветственность за непринятие мер к обеспечению охраны наркосодержащих посевов. Виновные в этом правонарушении в соответ¬ствии со ст.991 КоАП РСФСР подвергаются штрафу. Эта статья направлена на защиту посевов наркосодержащих культур, а также остатков и отходов переработки этих культур как одного из ис¬точников получения наркотических веществ. Ответственность должностных лиц хозяйств и организаций наступает за сам факт непринятия мер по обеспечению установленного режима охраны наркосодержащих посевов конопли и масличного мака, мест хра¬нения и переработки урожая этих культур.
Административная ответственность согласно ст.992 КоАП РСФСР установлена за незаконные посев или выращивание мас¬личного мака, а также конопли, кроме запрещенной к выращива-нию индийской, южной маньчжурской, южной чуйской, южной архонской и южной краснодарской. Посев и выращивание масличного мака и конопли гражданами запрещены,
незаконным является посев этих культур на приусадебных участках крестьян, рабочих и служащих, на земельных участках, находящихся в лич¬ном пользовании, или на других самовольно занятых землях.
Законодательством также предусмотрено, что лица больные наркоманией обязаны проходить лечение в лечебно-профи¬лактических учреждениях органов здравоохранения. Больным оказывается специализированная медицинская помощь в поли¬клиниках, диспансерах и других лечебно-профилактических уч¬реждениях. В связи с сокращением наркологической помощи гражданам предпринимаются усилия по преобразованию больниц и наркодиспансеров в Москве и других городах в центры медико-социальной реабилитации алкоголиков, наркоманов и токсикоманов.
Психоневрологические диспансеры и центры медико-соци¬альной реабилитации проводят профилактическую работу среди населения, выявляют потребителей наркотиков, берут их на учет, осуществляют амбулаторное лечение, после выписки совместно с органами внутренних дел ведут наблюдение за ними, оказывают необходимую врачебную помощь. Лечение осуществляется по рекомендации врачей-наркологов или инициативе самих больных. Лечение наркоманов сводится к снятию абстинентного синдрома и к общим оздоровительным мероприятиям, помогающим воз¬вращать их в общество как полноценных активных граждан.
Международное сотрудничество в области борьбы с незакон¬ным оборотом наркотиков. Важнейшим условием реализации Фе¬деральной целевой программы «Комплексные меры противодей¬ствия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 1995—1997 годы» является международное сотрудничество Рос¬сийской Федерации с правоохранительными органами иностран¬ных государств. Необходимость такого сотрудничества обусловле¬на тем, что более 50% наркотического зелья поставляет в Россию зарубежье. При этом следует иметь в виду, что к традиционным поставщикам «травки» из стран так называемого «золотого полу¬месяца» - Афганистана, Пакистана, Ирана, резко увечивших объ¬емы ввозимых наркотиков в последние годы, активно стремятся выйти на российский рынок наркокартели из Перу, Колумбии, Панамы и других стран. В настоящее время наши границы с бывшими союзными республиками весьма прозрачны для наркодельцов из ближнего зарубежья, откуда поступает украинская маковая соломка и среднеазиатский опийный мак, гашиш, марихуа¬на и др.
В этих условиях исключительное значение приобретает со¬хранение и развитие деловых связей и многостороннего сотруд¬ничества с правоохранительными органами и соответствующими службами иностранных государств, равно как и между ведомства¬ми, имеющими отношение к производству, хранению, транспор¬тировке и сбыту наркотических средств медицинского и научного назначения.
В плане-графике реализация мероприятий Федеральной целевой программы предусматривается: заключение многосто¬ронних и двусторонних договоров и соглашений с другими государствами, и прежде всего с государствами-участниками СНГ, в области контроля наркотиков и борьбе с распростране¬нием наркомании; расширение сотрудничества с международ¬ными региональными организациями, занимающимися борь¬бой со злоупотреблением наркотиками и их незаконным обо¬ротом; активизация сотрудничества в рамках Программы ООН по международному контролю наркотиков; проведение перего¬воров и консультаций с США, Италией, ФРГ, Англией, Швей¬царией и другими странами с целью налаживания практиче¬ского взаимодействия по вопросам пресечения «отмывания» наркодоходов, содействия их конфискации, постановки этого направления сотрудничества на договорно-правовую основу;
установление и поддержание на постоянной основе контактов с правоохранительными органами и специализированными службами зарубежных стран по вопросам организации проти¬водействия незаконному обороту наркотиков; участие в между¬народных семинарах-совещаниях по данной проблеме и др.
Осуществление перечисленных мероприятий возложено на МВД, МИД, ФСБ, ГТК России, Генпрокуратуру Российской Фе¬дерации и других соисполнителей.
«Белая смерть» активно вторгается в Россию. Не видеть этого, не поставить ей надежный заслон на всех рубежах продвижения— значит превратить ее в широкомасштабную беду для государст¬венной безопасности, здоровья и благополучия народа россий¬ского.
Коментариев: 0 | Просмотров: 97 |
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
Другие новости по теме:
- Понятие наркотиков и преступления, связанные с ними
- Органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ
- Характерные особенности преступного наркобизнеса
- Незаконное культивирование растений, содержащим наркотические вещества
- Система следственных подразделений ОВД, ФСБ, прокуратуры и органов по к ...
-
Напечатать Комментарии (0)
ЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:
- Уголовно-правовая
- Гражданско-правовая
- Государственно-правовая
РАЗНОЕ:
- Административно-государственное управление в странах запада: США, Великобритания, Франция, Германия (Василенко И. А.)
- Государственное управление и государственная служба за рубежом (В.В.Чубинский)
- Деятельность органов местного самоуправления в области охраны окружающей среды в Российской Федерации (Алексеев А.П.)
- Законодательный процесс. Понятие. Институты. Стадии. (Васильев Р.Ф.)
- Иностранное конституционное право (В.В.Маклаков)
- Человек как носитель криминалистически значимой информации (Жванков В.А.)
- Криминалистическая характеристика преступных групп (Быков В.М.)
- Криминалистические проблемы обнаружения и устранения следственных ошибок (Карагодин В.Н., Морозова Е.В.)
- Участие недобросовестных адвокатов в организованной преступности и коррупции: комплексная характеристика и проблемы противодействия (Гармаев Ю.П.)
- В поисках истины (Ищенко Е. П., Любарский М. Г.)
- Деятельность экспертно-криминалистических подразделений органов внутренних дел по применению экспертно-криминалистических методов и средств в раскрытии и расследовании преступлений (В. А. Снетков)
- Теория и практика проверки показаний на месте (Л.Я. Драпкин, А.А. Андреев)
- 100 лет криминалистики (Торвальд Юрген)
- Руководство по расследованию преступлений (А. В. Гриненко)
- Осмотр места происшествия (А.И. Дворкин)
- Конституция России: природа, эволюция, современность (С.А.Авакьян)
- Конституционное правосудие. Судебное конституционное право и процесс (Н.В. Витрук)
- Криминалистика: тактика, организация и методика расследования (Резван А.П., Субботина М.В., Харченко Ю.В.)
- Криминалистика. Проблемы и мнения (1962-2002) (Бахин В.П.)
- Криминалистика: проблемы, тенденции, перспективы (Белкин Р. С.)
- Криминалистика: проблемы сегодняшнего дня (Белкин Р. С.)
- Российское законодательство на современном этапе (Н.А.Васецкий, Ю.К.Краснов)
- Права человека (Е. А. Лукашева)
- Справочник прокурора (Трикс А.В.)
- Правовые позиции Конституционного Суда России (Лазарев Л.В.)
- Проблемы уголовного наказания в теории, законодательстве и судебной практике (В. К. Дуюнов)
- Практика применения уголовного кодекса (А.В. Наумов)
- Уголовные преступления и наказания (А.Б. Смушкин)
- Экономические преступления (Волженкин Б. В.)
- Гарантии прав участников уголовного судопроизводства Российской Федерации (Волколуп О.В., Чупилкин Ю.Б.)
- Меры пресечения в российском уголовном процессе (Михайлов В.А.)
- Отказ от обвинения в системе уголовно-процессуальных актов (Землянухин А.В.)
- Типология уголовного судопроизводства (Смирнов А.В.)
- Учение об объекте преступления (Г.П. Новоселов)
- Дифференциация уголовной ответственности (Лесниевски-Костарева Т. А.)
- Теория доказательств (Владислав Лоер)
- Искусство защиты в суде присяжных (Мельник В.В.)
- Субъективное вменение и его значение в уголовном праве (В. А. Якушин)
- Психология преступника и расследования преступлений (Антонян Ю.М., Еникеев М.И., Эминов В.Е.)
- Курс международного уголовного права (Э.Нарбутаев, Ф.Сафаев) (Республика Узбекистан)
- Деятельное раскаяние в совершенном преступлении (Щерба C., Савкин А.В.)
- Право на юридическую помощь: конституционные аспекты (Р.Г. Мельниченко)
- Юридический статус личности в России (Воеводин Л.Д.)
- Российское гражданство (Кутафин)
- Законность в Российской Федерации (Тихомиров Ю. А., Сухарев А. Я., Демидов И. Ф.)
- Экономическое правосудие в России: прошлое, настоящее, будущее (М.И. Клеандров)
- Третья власть в России. Очерки о правосудии, законности и судебной реформе 1990-1996 гг. (Бойков А.Д.)
- Закон: создание и толкование (Пиголкин А.С.)
- Актуальные вопросы уголовного процесса современной России
- Уголовно-правовое регулирование. Механизм и система. (Н.М.Кропачев)
- Уголовно-правовая политика и пути ее реализации (Беляев Н. А.)
- Практика уголовного сыска (В.Румянцев, В.Перевертов)
- Судебная экспертиза (экспертология) (В.А.Назаров)
- Адвокатура и власть (Бойков А.Д.)
- Справочник адвоката: Консультации, защита в суде, образцы документов (Данилов Е.П.)
ДРУЗЬЯ САЙТА:
Библиотека документов юриста
СЧЕТЧИКИ: