Сегодня
НАВИГАЦИЯ:
ЮРИДИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ:
РАЗНОЕ:
РЕКЛАМА:
АРХИВ НОВОСТЕЙ:
Денежный оборот. Правовое регулирование безналичного и налично-денежного обращения
 (голосов: 0)
  Финансовое право | Автор: admin | 1-01-2011, 19:27
Правовое регулирование денежного обращения в Россий¬ской Федерации осуществляется Законом РФ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 2 декабря 1990 г. № 394-1 и изданными в его развитие Порядком ведения кассовых операций в РФ, утвержденным Письмом ЦБ РФ от 4 октября 1993 г. № 18, и Порядком ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории РФ, утвержденным Приказом ЦБ РФ от 25 марта 1997 г. № 02-101.
Деньги находятся в постоянном движении, являясь связую¬щим звеном между физическими лицами, хозяйствующими субъектами и органами государственной власти. При этом они выполняют функцию обращения и платежа, т. е. обслуживает реализацию товаров, услуг и расчетов с финансовыми органами. Таким образом, денежное обращение — это движение денег при выполнении ими своих функций в наличной и безналичной форме. Денежное обращение обслуживает товарное производст¬во и товарное обращение, при этом деньги меняют форму стои¬мости по формуле Т-Д-Т, кругооборот и оборот капиталов, а также движение ссудного и фиктивного капиталов и доходов различных социальных групп. Следовательно, денежное обра¬щение опосредует обмен всего совокупного общественного про¬дукта, а также его части — национального продукта.
Денежное обращение осуществляется в двух формах: безна¬личной и налично-денежной. Причем соотношение между ними постоянно меняется. Например, в конце XIX в. преобладало налично-денежное обращение. В настоящее же время превалирует форма безналичных расчетов.
Безналичное обращение представляет собой процесс движения стоимости без участия наличных денег посредством перечисле¬ния денежных средств по счетам в банках и зачетов взаимных требований.
Безналичный денежный расчет обслуживает расчеты между следующими субъектами:
— предприятиями, учреждениями и организациями разных форм собственности, имеющими счета в кредитных учреждениях;
— юридическими лицами и кредитными учреждениями по получению и возврату кредита;
— юридическими лицами и населением при выплате зара¬ботной платы, доходов по ценным бумагам;
— физическими и юридическими лицами с казной государ¬ства по оплате налогов, сборов и других обязательных платежей, а также получению бюджетных средств.
Безналичное обращение способствует ускорению оборачи¬ваемости оборотных средств, сокращению наличных денег, снижению издержек обращения.
Гражданским кодексом РФ (ст. 862) установлены следующие формы безналичных расчетов:
— платежные поручения;
— чеки;
— аккредитивы;
— расчеты по инкассо.
Безналичные расчеты производятся через кредитные органи¬зации, которые имеют соответствующие лицензии и открывают банковские счета (п. 3 ст. 861 ГК РФ). Формы расчетов между плательщиком и получателем средств определяются договором (соглашением, отдельными договоренностями).
Форма безналичных расчетов в Российской Федерации оп¬ределяется правилами ЦБ РФ, действующими в соответствии с законодательством.
Различают две группы безналичного обращения:
— по товарным операциям — включают безналичные расче¬ты за товары и услуги;
— по финансовым обязательствам - включают платежи в бюджет (налог на прибыль, НДС и другие обязательные плате¬жи) и внебюджетные фонды, погашение банковских ссуд, упла¬та процентов за кредит, расчеты со страховыми компаниями.
Нелично-денежное обращение представляет собой движение наличных денег в сфере обращения и выполнение ими функций средства платежа и средства обращения.
Наличные деньги используются:
— для кругооборота товаров и услуг;
— для расчетов по выплате заработной платы, премий, посо¬бий, пенсий; по выплате страховых возмещений по договорам страхования; при оплате ценных бумаг и выплат по ним дохода; по платежам населения за коммунальные услуги и проч.
Налично-денежный оборот включает движение всей налично-денежной массы за определенный период времени между:
— населением и юридическими лицами;
— физическими лицами;
— юридическими лицами;
— населением и государственными органами;
— юридическими лицами и государственными органами.
Налично-денежное обращение осуществляется при помощи различных видов денег: банкнот, металлических монет, иных кредитных инструментов - векселей, банковских векселей, че¬ков, кредитных карточек.
Обращение наличных денег с участием граждан, не связан¬ных с предпринимательской деятельностью, осуществляется без ограничения суммы; между юридическими лицами, а также с участием физических лиц, ведущих предпринимательскую дея¬тельность, — в суммах, которые не превышают размеры, уста¬новленные Правительством РФ. Во всех остальных случаях де¬нежное обращение осуществляется только в безналичной форме.
Обращение иностранной валюты — как наличной, так и без¬наличной — регулируется валютным законодательством. В каче¬стве платежного средства иностранная валюта может выступать по разрешению ЦБ РФ.
Центральный банк РФ в соответствии с законодательством разработал Положение о правилах организации наличного де¬нежного обращения на территории Российской Федерации от 5 января 1998 г. № 14-П, обязательное для выполнения терри¬ториальными учреждениями Банка России, расчетно-кассовыми центрами, кредитными организациями и их филиалами, вклю¬чая учреждения Сберегательного банка РФ, а также организа¬циями, предприятиями и учреждениями на территории РФ.
В соответствии с этим Положением организации, предпри¬ятия, учреждения независимо от организационно-правовой формы хранят свободные денежные средства в учреждениях банков на соответствующих счетах на договорных условиях. На¬личные денежные средства, поступающие в кассы предприятий, подлежат сдаче в учреждения банков для последующего зачис¬ления на счета этих предприятий. Денежная наличность сдается предприятиями непосредственно в кассы учреждений банков или через объединенные кассы при предприятиях, а также предприятиям Государственного комитета РФ по связи и ин-форматизации (Госкомсвязи России)* для перевода на соответ¬ствующие счета в учреждения банков. Наличные деньги могут сдаваться предприятиями на договорных условиях через инкас¬саторские службы, имеющие лицензию Банка России на осуще¬ствление соответствующих операций по инкассации денежных средств и других ценностей.

* Ныне Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте РФ

Прием денежной наличности учреждениями банков от обслу¬живаемых предприятий осуществляется в порядке, установленном Инструкцией по эмиссионно-кассовой работе в учреждениях Банка России от 16 ноября 1995 г. № 31 и Положением «О по¬рядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федерации» от 25 марта 1997 г. № 56.
Порядок и сроки сдачи наличных денег устанавливаются об¬служивающими учреждениями банков каждому предприятию по согласованию с их руководителями исходя из необходимости ускорения оборачиваемости денег и своевременного поступле¬ния их в кассы в дни работы учреждений банков. При этом мо¬гут устанавливаться следующие сроки сдачи предприятиями на¬личных денежных средств:
— для предприятий, расположенных в населенном пункте, где имеются учреждения банков или предприятия Госкомсвязи России, — ежедневно в день поступления наличных денег в кас¬сы предприятий;
— для предприятий, которые в силу специфики своей дея¬тельности и режима работы, а также при отсутствии вечерней инкассации или вечерней кассы учреждения банка не могут ежедневно в конце рабочего дня сдавать наличные денежные средства в учреждения банков или предприятия Госкомсвязи России, — на следующий день;
— для предприятий, расположенных в населенном пункте, где нет учреждений банков или предприятий Госкомсвязи Рос¬сии, а также находящихся от них на отдаленном расстоянии, — один раз в несколько дней.
Наличные деньги, принятые от физических лиц в уплату на¬логов, страховых и других сборов, сдаются администрациями и сборщиками этих платежей непосредственно в учреждения бан¬ков или путем перевода через предприятия Госкомсвязи России.
В кассах предприятий наличные деньги могут храниться в пределах лимитов, устанавливаемых обслуживающими их учре¬ждениями банков по согласованию с руководителями этих предприятий. Лимит остатка наличных денег в кассе устанавли¬вается учреждениями банков ежегодно всем предприятиям, не¬зависимо от организационно-правовой формы и сферы деятель¬ности, имеющим кассу и осуществляющим налично-денежные расчеты. Для установления лимита остатка наличных денег в кассе предприятие представляет в учреждение банка, осуществ¬ляющее его расчетно-кассовое обслуживание, расчет по форме № 0408020 «Росчет на установление предприятию лимита остат¬ка кассы и оформление разрешения на расходование наличных денег из выручки, поступающей в его кассу».
По предприятию, в состав которого входят подразделения, не имеющие самостоятельного баланса и счетов в учреждениях бан¬ков, устанавливается единый лимит остатка кассы с учетом этих структурных подразделений. Лимит остатка кассы структурным подразделениям доводится приказом руководителя предприятия. По представительствам, филиалам и другим обособленным под¬разделениям предприятия, расположенным вне места его нахо¬ждения, составляющим отдельный баланс и имеющим счета в учреждениях банков, лимит остатка наличных денег в кассе ус¬танавливается обслуживающими учреждениями банков по месту открытия соответствующих счетов структурных подразделений.
Лимиты остатка кассы распорядителей и получателей средств федерального бюджета, открывших лицевые счета в органах Фе¬дерального казначейства, устанавливаются учреждениями Банка России или уполномоченными кредитными организациями ор¬ганам Федерального казначейства РФ с учетом указанных рас¬порядителей и получателей средств федерального бюджета. Расчет на установление лимита остатка кассы в этом случае представля¬ется органами Федерального казначейства с учетом распоряди¬телей и получателей средств федерального бюджета, открывших лицевые счета в органах Федерального казначейства в установ¬ленном порядке.
При наличии у предприятия нескольких счетов в различных учреждениях банков предприятие по своему усмотрению обра¬щается в одно из обслуживающих учреждений банков с расче¬том на установление лимита остатка наличных денег в кассе. После установления лимита остатка кассы в одном из учрежде¬ний банка предприятие направляет уведомление об определен¬ном ему лимите остатка кассы в другие учреждения банков, в которых ему открыты соответствующие счета. При проверке данного предприятия учреждения банков руководствуются этим лимитом остатка наличных денег в кассе.
По предприятию, не представившему расчет на установление лимита остатка наличных денег в кассе ни в одно из обслужи¬вающих учреждений банка, лимит остатка кассы считается ну¬левым, а не сданная предприятием в учреждения банков денеж¬ная наличность — сверхлимитной.
Лимит остатка кассы определяется исходя из объемов налично-денежного оборота предприятий с учетом особенностей режима его деятельности, порядка и сроков сдачи наличных де¬нежных средств в учреждения банков, обеспечения сохранности и сокращения встречных перевозок ценностей.
При этом лимит остатка кассы устанавливается:
— для предприятий, имеющих денежную выручку и сдающих наличные денежные средства в учреждения банков или пред¬приятия Госкомсвязи России ежедневно в конце рабочего дня, — в размерах, необходимых для обеспечения нормальной рабо¬ты предприятия с утра следующего дня;
— для предприятий, имеющих денежную выручку и сдающих наличные денежные средства в учреждения банков или пред¬приятия Госкомсвязи России на следующий день, — в пределах среднедневной выручки наличными деньгами;
— для предприятий, имеющих денежную выручку и сдающих наличные денежные средства в учреждения банков или пред¬приятия Госкомсвязи России неежедневно, — в зависимости от установленных сроков сдачи и суммы денежной выручки;
— для предприятий, не имеющих денежной выручки, — в пределах среднедневного расхода наличных денег (кроме расхо¬дов на заработную плату, выплаты социального характера и сти¬пендии).
Установленные учреждением банка лимиты остатка налич¬ных денег в кассе письменно сообщаются каждому предпри¬ятию, для чего могут использоваться вторые экземпляры пред-ставленных расчетов по форме 0408020.
Лимит остатка кассы может пересматриваться в течение года в установленном порядке по обоснованной просьбе предпри¬ятия (в случае изменения объемов кассовых оборотов, условий сдачи выручки и др.), а также в соответствии с договором бан¬ковского счета.
Предприятия обязаны сдавать в учреждения банков все на¬личные деньги сверх установленных лимитов остатка наличных денег в кассе. Предприятия могут хранить в своих кассах налич¬ные деньги сверх установленных лимитов только для выдачи на заработную плату, выплаты социального характера и стипендии не свыше трех рабочих дней (для предприятий, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, — до пяти дней), включая день получения денег в учреждении банка. По истечении этого срока не использованные по назна¬чению суммы наличных денег сдаются в учреждения банков и в последующем указанные средства выдаются в очередности, ус-тановленной федеральными законами, иными правовыми акта¬ми Российской Федерации и разрабатываемыми в соответствии с ними банковскими правилами.
Предприятия по согласованию с обслуживающими их учре¬ждениями банков могут расходовать поступающую в их кассу денежную выручку на цели, предусмотренные федеральными законами и иными правовыми актами, действующими на терри¬тории Российской Федерации, и принятыми в их исполнение нормативными актами Банка России.
Предприятия не имеют права накапливать в своих кассах на¬личные деньги для осуществления предстоящих расходов (в том числе на заработную плату, выплаты социального характера и стипендии) до установленного срока их выплаты.
Решение о расходовании предприятиями денежной выручки из кассы принимается учреждениями банков ежегодно на осно¬вании письменных заявлений предприятий и представленного расчета по форме 0408020 с учетом соблюдения ими порядка ра¬боты с денежной наличностью, состояния расчетов с бюджетами всех уровней, государственными внебюджетными фондами, по¬ставщиками сырья, материалов и услуг, а также с учреждениями банков по ссудам.
Решение о расходовании предприятием поступающей в его кассу денежной выручки при наличии у него нескольких счетов в различных учреждениях банков принимается в порядке, ана¬логичном установлению лимита остатка наличных денег в кассе такого предприятия.
При открытии счета недоимщика действие ранее выданных разрешений на расходование предприятиями поступающей в их кассы денежной выручки приостанавливается до полного расче¬та с бюджетами всех уровней и государственными внебюджет¬ными фондами. В этом случае учреждения банков направляют предприятиям не позднее следующего дня после получения из¬вещения об открытии счета недоимщика уведомления о пре¬кращении использования поступающей в их кассы денежной выручки на время действия этого счета. Данное условие может быть оговорено при заключении дополнительного договора бан¬ковского счета или внесении изменений в имеющиеся договоры банковского счета с учреждениями банков, в которых открыты другие счета, кроме счета недоимщика.
Предприятия могут получать наличные денежные средства в учреждениях банков, в которых открыты соответствующие счета на цели, установленные федеральными законами, иными право¬выми актами, действующими на территории Российской Феде¬рации, и нормативными актами Банка России.
Выдачи денежной наличности предприятиям на заработную плату и выплаты социального характера, стипендии производят¬ся в сроки, согласованные с обслуживающими учреждениями банков. При согласовании конкретных сроков выдачи наличных денег на эти цели учреждения банков учитывают необходимость равномерного распределения их по дням месяца и беспрепятст¬венного удовлетворения обоснованных требований предприятия в наличных деньгах.
В случаях, когда выдачи наличных денег на заработную пла¬ту производятся не через кассу учреждения банка, поручения предприятий на перечисления или перевод указанных сумм принимаются с таким расчетом, чтобы денежные средства по¬ступили в соответствующие учреждения банков или предпри¬ятия Госкомсвязи России в установленные для этих предпри¬ятий сроки выплаты заработной платы.
В целях равномерного использования кассовых ресурсов и упорядочения выдач наличных денежных средств учреждения банков ежегодно составляют (по усмотрению руководителя уч¬реждения банка) календарь выдач наличных денег на заработ¬ную плату, выплаты социального характера и стипендии (по дням) на основании сведений предприятий о размерах и сроках выплаты заработной платы.
Территориальные учреждения Банка России на основании получаемых от учреждений банков материалов ежегодно состав¬ляют календарь выдач наличных денег на заработную плату, вы¬платы социального характера и стипендии по республике, краю, области и высылают Банку России для свода в целом по Рос¬сийской Федерации. Данные сведения используются также при прогнозировании досрочных выплат по заработной плате.
Для осуществления учета своевременного получения пред¬приятиями наличных денег на заработную плату и выплаты социального характера учреждения банков ведут «Ведомость учета выдач наличных денег на заработную плату, выплаты социаль¬ного характера и стипендии».
Выдачи наличных денег предприятиям производятся, как правило, за счет текущих поступлений денежной наличности в кассы кредитных организаций. Для обеспечения своевременной выдачи кредитными организациями наличных денег со счетов предприятий, а также со счетов по вкладам граждан территори¬альные учреждения Банка России или по их поручению расчетно-кассовые центры устанавливают для каждой кредитной орга¬низации и их филиалов сумму минимально допустимого остатка наличных денег в операционной кассе на конец дня в соответ¬ствии с Положением «О ведении кассовых операций в кредит-ных организациях на территории Российской Федерации» от 25 марта 1997 г. № 56 и осуществляют контроль за его соблюде¬нием. При недостаточности текущих поступлений наличных де¬нег для удовлетворения потребностей обслуживаемых предпри¬ятий кредитные организации осуществляют подкрепление опе¬рационных касс в установленном порядке.
Установление лимитов оборотных касс учреждениям Банка России и их подкрепление осуществляются в порядке, опреде¬ленном в Инструкции по эмиссионно-кассовой работе в учреж¬дениях Банка России от 16 ноября 1995 г. № 31.
Учреждения банков в целях максимального привлечения на¬личных денег в свои кассы за счет своевременного и полного сбора денежной выручки от предприятий не реже одного раза в два года проверяют соблюдение определенного Банком России порядка ведения кассовых операций и работы с денежной на¬личностью.
К предприятиям, не соблюдающим порядок ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью, применяются меры ответственности, предусмотренные законодательными и иными правовыми актами Российской Федерации.
Территориальные учреждения Банка России осуществляют контроль за работой учреждений банков по организации налич¬ного денежного оборота, соблюдению предприятиями порядка ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью в соответствии с Положением о правилах организации наличного денежного обращения на территории РФ.
Коментариев: 0 | Просмотров: 3 |
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

    Другие новости по теме:
Добавление комментария
[not-wysywyg] [/not-wysywyg]
{bbcode}
[not-wysywyg] [/not-wysywyg]{wysiwyg}



ukrstroy.biz
ЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:
РАЗНОЕ:
ДРУЗЬЯ САЙТА:

Библиотека документов юриста

СЧЕТЧИКИ: