Сегодня
НАВИГАЦИЯ:
ЮРИДИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ:
РАЗНОЕ:
РЕКЛАМА:
АРХИВ НОВОСТЕЙ:
Правовой режим землепользования при пользовании недрами
 (голосов: 0)
  Горное право | Автор: admin | 3-01-2011, 12:48
Регулированию отношений собственников земли, землевладельцев,
землепользователей и арендаторов с недропользователями всегда уде-
лялось значительное внимание как в земельном, так и в горном зако-
нодательстве. Уже в Указе Петра I от 1719 г. говорилось, что получив-
шему для недропользования «...привилегию или жалованную грамоту,
на месте, где руда обретена будет, 250 сажен (1 сажень = 2,1 м) дол-
готы, 250 сажен ширины отведено быть имеет, и на том отведенном
месте он и его товарищи всякую руду и минералы, что обрящет под
землею, копать, и к тому потребное строение построить волен» [1]. В
XVIII—XIX веках, вплоть до 1917 г., вопросы изъятия и предоставле-
ния земельных участков для нужд недропользования регулировались
земельным и горным законодательством [6] Российской Империи. В
первые годы советской власти законодательство придавало вопросам
предоставления земельных участков для поиска, разведки и освоения
месторождений полезных ископаемых важное значение. Соответству-
ющие нормы были предусмотрены и земельным и горным законода-
тельством. ЗК РСФСР 1922 г. (п. «е» ст. 18, ст.ст. 22, 23) содержал
механизмы изъятия «земли в установленном порядке для государствен-
ных и общественных надобностей», в частности «для разработки
месторождений ценных полезных ископаемых» [15]. Механизмы пре-
доставления земель, их использования, рекультивации и возврата так-
же содержались в горном законодательстве. Так, Горный закон РСФСР
[19] предусматривал выдачу горными органами разрешений на разра-
ботку месторождений только по согласованию с Народным комисса-
риатом земледелия (п. 7). Поиски допускались с разрешения не только
горных органов, но и соответствующих землепользователей. Поиско-
вики обязаны были перед началом работ внести определенный залог,
который возвращался им обратно только при «...предоставлении справ-
ки сельского совета или соответствующего ему органа о неимении
претензий к нему землепользователей» (п. 27). После открытия мес-
торождения «каждый горнопромышленник обязан был одновременно
с получением права на ведение горных работ внести в депозит госу-
дарственного органа, предоставившего ему месторождение, залог в
обеспечение покрытия землепользователем возможных убытков от про-
изводимых горных работ. Государственные предприятия освобожда-
лись от внесения залога, но не освобождались на общих основаниях
от обязанности возмещения убытков землепользователям» (п. 171). В
последующих изданиях Земельного кодекса и горных законов подоб-
ная радикальная мера (залог) не предусматривалась. Вместе с тем
обязательства по рекультивации были детально и жестко регламенти-
рованы. В последующие годы организационно-правовой режим зем-
лепользования при пользовании недрами существенно изменился.
В соответствии с Конституцией РФ земля может находиться в любой
форме собственности: государственной, в том числе федеральной или
субъектов Федерации, муниципальных образований, юридических и
частных лиц, общественных организаций. Вопросы владения, пользо-
вания и распоряжения землей находятся в совместном ведении Феде-
рации и субъектов Федерации. Условия и порядок пользования землей
определяются на основе федерального закона.
Земельные отношения в РФ в настоящее время регулируются Зе-
мельным кодексом РФ [107]. Действует также ряд отраслевых законо-
дательных и нормативных правовых актов, регулирующих отдельные
специфические виды земельных отношений.
В области горного права главными актами такого рода являются
Закон РФ «О недрах», а также нормативные правовые акты Госгортех-
надзора в части выделения горных отводов, ограничения застройки
площади месторождений и др. Принципиальным при этом является
сохранение четкого разграничения земли и недр как самостоятельных
объектов гражданских прав. При этом недра объявлены в пределах
территории РФ государственной собственностью. Все это объективно
обуславливает различие интересов недропользователя и землевладельца
или землепользователя. Не получив права землепользования, недро-
пользователь не может начать работы. Горное законодательство регу-
лирует и решает эти проблемы, устанавливая определенные процеду-
ры предоставления недр в пользование.
Важная роль в регулировании земельных отношений отведена за-
конодательством органам местного самоуправления. Чаще всего объек-
ты инфраструктуры недропользования: административные и произ-
водственные сооружения и объекты, жилье и т.п., располагаются на
муниципальных землях. В компетенцию органов местного самоуправ-
ления входит контроль и надзор за землепользованием, осуществляе-
мым государственным и иными собственниками на территориях му-
ниципальных образований. При этом органы местного самоуправ-
ления обязаны информировать население района или города о пред-
полагаемом отводе земель для целей недропользования. Собственни-
ки земли, землевладельцы, землепользователи, арендаторы, предста-
вители общественных организаций и граждан вправе участвовать в
обсуждении этих вопросов и при несогласии с решением органов ме-
стного самоуправления о предоставлении земельных участков для це-
лей недропользования могут, с мотивированными возражениями, об-
ращаться в судебные органы.
Коментариев: 0 | Просмотров: 2 |
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

    Другие новости по теме:
Добавление комментария
[not-wysywyg] [/not-wysywyg]
{bbcode}
[not-wysywyg] [/not-wysywyg]{wysiwyg}



ukrstroy.biz
ЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:
РАЗНОЕ:
ДРУЗЬЯ САЙТА:

Библиотека документов юриста

СЧЕТЧИКИ: