НАВИГАЦИЯ:
ЮРИДИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ:
- Курс государственного благоустройства[полицейское право] 1890 г. (Антонович А.Я.)
- О cущности правосознания (И.А. Ильин)
- Теория права и государства[воспроизводится по изданиям 1915 и 1956 г.г.] (И.А. Ильин)
- Типы господства (Макс Вебер)
- Происхождение семьи, частной собственности и государства 1986 г. (Фридрих Энгельс)
- Право и факт в римском праве 1898 г. (Покровский И.A.)
- Лекции по истории философии права 1914 г. (Новгородцев П.И.)
- План государственного преобразования (введение к уложению государственных законов 1809 г.) с приложением "Записки об устройстве судебных и правительственных учреждений в России" (1803 г.), статей "О государственных установлениях", "О крепостных людях" и Пермского письма к императору Александру (Сперанский М.М.)
- Анализ понятия о преступлении 1892 г. (Пусторослев П. П.)
- Общая теория права Элементарный очерк. По изданию 1911 г. (Хвостов В.М.)
- История философии права Университетская типография 1906 г. (Шершеневич Г.Ф.)
- Общая теория права Москва: издание Бр. Башмаковых, 1910 г. (Шершеневич Г.Ф.)
- Об юридических лицах по римскому праву (Суворов Н.С.)
РАЗНОЕ:
- Французское административное право (Г.Брэбан)
- Конституция РСФСР 1918 года (Чистяков О.И.)
- Конституция СССР 1924 года (Чистяков О.И.)
- Основы конституционного строя России (Румянцев О. Г.)
- Адвокатская этика (Барщевский М.Ю.)
- Советское гражданское право (Пушкин А.А., Маслов В.Ф.)
- Авторское право в издательском бизнесе и сми (М.А. Невская, Е.Е. Сухарев, Е.Н. Тарасова)
- Авторское право СССР (Антимонов Б.С., Флейшиц Е.А.)
- Интеллектуальная собственность (Мэггс П.Б., Сергеев А.П.)
- Корпоративное предпринимательство: от смысла к предмету (С.Б.Чернышев)
- Административные правонарушения (Борисов А.Н.)
РЕКЛАМА:
АРХИВ НОВОСТЕЙ:
Малая конституция в основу организации высших органов государственной власти кладет принцип разделения властей, провозглашая, что носителями законодательной власти являются Сейм и Сенат Республики, исполнительной власти - Прези-дент и Совет министров, судебной - независимые суды (ст. 1). Форма правления в соответствии с Малой конституцией - сме-шанная, с сильной властью главы государства - Президента, на первый взгляд, напоминающая французскую модель (имеются и существенные отличия, проявляющиеся в порядке формирования Правительства, его взаимоотношениях с парламентом и пр.).
Парламент Польской Республики. Конституционный закон 1992 г. предусматривает двухпалатную структуру парламента. Сейм является палатой общенационального представительства. Сенат, как во многих европейских странах, является верхней палатой регионального представительства.
Срок полномочий Сейма и Сената равный - 4 года. Сейм может быть распущен на основании собственного постановления, принятого большинством не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов или Президентом в случаях и порядке, предусмот-ренных конституционным законом. Особенностью парламента Польши является то обстоятельство, что роспуск Сейма влечет за собой одновременно и прекращение полномочий Сената. Сейм не может быть распущен во время действия чрезвычайного положения.
Закон содержит запрет для депутатов и сенаторов, членов Совета министров и других высших должностных лиц на занятие деятельностью, противоречащей их статусу, а также обязанность этих лиц перед назначением на должность и после ее освобождения представлять заявления о своем имущественном положении.
Малой конституцией предусматривается свободный мандат депутата и сенатора, которые провозглашаются представителями всей нации, не связанными наказами избирателей; последние не обладают правом отзыва депутата или сенатора. Конституционный закон гарантирует иммунитет депутатам и сенаторам: они не могут быть привлечены к уголовной ответственности, не могут быть арестованы или задержаны соответственно без согласия Сейма и Сената, выраженного большинством не менее 2/3 голосов в присутствии не менее половины от общего числа депутатов.
Индемнитет депутата и сенатора означает, что они не могут быть привлечены к ответственности за действия, вытекающие из выполнения ими своих депутатских полномочий ни в период действия мандата, ни после его истечения, если только они не причинили вред личным интересам других лиц.
Работа Сейма и Сената происходит раздельно. Палаты созываются на первое заседание Президентом в течение месяца со дня выборов. Сейм и Сенат избирают из своего состава Маршала (председателя палаты), вице-маршалов и комиссии. Срок полномочий Маршалов и вице-маршалов истекает с началом первой сессии парламента нового созыва.
Сейм и Сенат могут проводить совместные заседания под председательством Маршала Сейма, образуя при этом Нацио-нальное собрание, в следующих случаях: 1) принятие конституции; 2) принятие присяги Президентом; 3) признание факта ус-тойчивой потери способности Президентом выполнять возложенные на него обязанности по состоянию здоровья; 4) выдвиже-ние обвинений в адрес Президента.
Компетенция польского парламента - относительно определенная. Малая конституция не определяет всех сфер законода-тельной деятельности Сейма и Сената. Законодательный процесс регулируется Конституционным законом 1992 г. и регламентами палат. Законодательная инициатива принадлежит депутатам, Сенату, Президенту и Совету Министров. Совет Министров, внося законопроект, представляет сведения о финансовых последствиях его осуществления, а Также прилагает к нему проекты основных исполнительных актов.
Законопроекты проходят два чтения. Во время первого чтения обсуждаются общие положения законопроекта с целью его оценки в целом, решения вопроса о направлении проекта на дальнейшее рассмотрение в комиссии или отводе проекта. Во вто-ром чтении право внесения поправок в процессе рассмотрения Сеймом принадлежит авторам проекта, депутатам и Совету министров. Маршал Сейма может по собственной инициативе или по предложению правительства отклонить внесение поправки на голосование, если она не была предварительно рассмотрена комиссией.
Реальная работа над законопроектом в период между чтениями осуществляется, как правило, в двух комиссиях: комиссии, компетентной по вопросам содержания проекта, и в комиссии законодательных предположений; они готовят совместный док-лад.
Сейм и Сенат, по общему правилу, принимают законы и другие акты большинством голосов в присутствии не менее поло-вины от общего числа депутатов или сенаторов, если иное не предусмотрено конституционным законом. Закон, принятый Сеймом, передается Маршалом Сейма в Сенат. Постановление Сената, отклоняющее закон, или содержащее поправку, счита-ется принятым, если Сейм не отвергнет его абсолютным большинством голосов. Решающие законодательные полномочия, та-ким образом, принадлежат Сейму.
Законы подписывает Президент республики, который обладает правом вето. Преодолеть вето Президента Сейм может не менее чем 2/3 голосов. После повторного утверждения закона Сеймом у Президента появляется возможность обратиться в Конституционный трибунал с предложением о рассмотрении вопроса о соответствии акта основному закону. Такое обращение Президента приостанавливает вступление закона в силу. Малая конституция усилила таким образом роль Президента в законодательном процессе.
Совет министров может признать свой собственный законопроект как срочный, обосновав свою позицию.
Конституционный закон 1992 г. ввел в практику институт делегированного законодательства. Сейм может предоставить Совету министров полномочия по изданию распоряжений, имеющих силу закона, ограничивая при этом предмет их регулиро-вания и срок действия таких полномочий. При этом Совет министров не может издавать распоряжения, имеющие силу закона, по следующим вопросам: изменение конституции; выборы Президента, Сонма, Сената, а также органов территориального са-моуправления; государственный бюджет; личные, политические права и свободы граждан, а также права и обязанности, вытекающие из трудовых отношений и социального страхования; ратификация международных договоров. Президент может наложить вето на такое распоряжение. В этом случае Совет министров должен внести распоряжение, имеющее силу закона, в Сейм в качестве законопроекта.
Сейм осуществляет контроль за деятельностью правительства. Основными формами контроля являются: 1) устные вопросы депутатов к Председателю Совета министров или отдельным его членам; 2) интерпелляция, с которой может обратиться депутат к Председателю Совета министров или его отдельным членам; 3) следственные комиссии; 4) одобрение программы правительства, сформированного Президентом (вотум доверия или вотум недоверия); 5) выражение вотума недоверия Совету министров, отдельному министру; 6) утверждение или неутверждение проекта бюджета, подготовленного Советом министров, отчета о его исполнении; 7) образование органов парламентского контроля: Уполномоченного по гражданским правам. Верховной палаты контроля (ВПК), осуществляющей контроль хозяйственной, финансовой, организационно-административной деятельности органов государственной администрации. Верховная палата контроля под-чиняется Сейму, представляет ему результаты анализа исполнения бюджета, отчеты о своей деятельности. Председателя ВПК назначает и отзывает Сейм с согласия Сената.
15 июля 1987 г. Сеймом был принят закон об Уполномоченном по гражданским правам. Был создан парламентский инсти-тут, чья деятельность направлена на юридическое обеспечение прав и свобод граждан. Лишь в 1989 году он нашел свое кон-ституционное оформление. Уполномоченный избирается Сеймом с согласия Сената сроком на четыре года. В своей работе он обязан ограничиваться только индивидуальными делами граждан, но на практике его деятельность намного шире.
В случае нарушения прав полномочия Уполномоченного равнозначны правам прокурора. Он может рассматривать жалобы по гражданским, трудовым, уголовным, административным делам. Его полномочия позволяют ему опротестовать то или иное решение государственного органа в Высший административный суд, выступить с требованием пересмотра в порядке надзора любого вступившего в силу решения суда.
В соответствии с конституцией Сейм избирает членов Конституционного трибунала. Государственного трибунала и неко-торых других должностных лиц государства, а также Председателя Совета министров и его членов в определенных Малой конституцией случаях.
Сейм вправе принять постановление о состоянии войны исключительно в случае совершения вооруженного нападения на Республику, а также если из международных договоров вытекает необходимость совместной обороны против агрессии. К внешнеполитическим полномочиям парламента относится ратификация и денонсация международных договоров, касающихся границ государства, оборонительных союзов, а также договоров, требующих финансовых затрат государства или изменений в законодательстве.
Президент Республики. Учреждение института Президента в Польше явилось данью историческим традициям, реализаци-ей принципа разделения властей в государственно-правовой практике. Президент является верховным представителем госу-дарства во внутренних и международных отношениях, следит за соблюдением конституции, стоит на страже суверенитета и безопасности государства, неприкосновенности и неделимости его территории, а также соблюдения международных догово-ров. Широкие полномочия Президента характеризуют его статус как главы исполнительной власти и как главы государства.
Президент избирается сроком на 5 лет и может быть избран повторно только один раз.
Президент, как уже отмечалось, обладает значительными средствами воздействия на парламент, осуществляя право вето. Президент обладает правом законодательной инициативы, а также направлять послания Сейму или Сенату, которые не подлежат обсуждению. Ему принадлежит право принятия решения о проведении референдума с согласия Сената.
В установленных законом случаях Президент может распустить парламент после выяснения мнения Маршала Сейма и Маршала Сената. Такими основаниями являются: непринятие Сеймом закона о бюджете в течение трех месяцев со дня пред-ставления его проекта в парламент; выражение недоверия Правительству в предусмотренных конституционным законом слу-чаях (ст. 62, 66), а также неизбрания Совета министров Сеймом в порядке ст. 60 Малой конституции.
Президент практически не подконтролен в своей деятельности парламенту. Полномочия парламента в отношении Прези-дента сводятся к 1) назначению выборов главы государства Маршалом Сейма; 2) принятию Национальным собранием присяги президента; 3) предъявлению обвинения президенту в нарушении конституции или законов, а также в совершении преступления (такое предъявление производится постановлением Национального Собрания большинством не менее 2/3 голосов от общего числа членов, что влечет за собой приостановление им своих обязанностей; к ответственности президента привлекает Государственный трибунал - ст. 50); 4) признанию Национальным собранием факта устойчивой потери способности президентом выполнять обязанности по состоянию здоровья, что является основанием для его отстранения от должности президента; 5) даче согласия на продление действия чрезвычайного положения, введенного президентом в соответствии с законодательством.
Президент Республики Польша, как глава исполнительной власти наделен широкими полномочиями по отношению к пра-вительству. Президент назначает Председателя Совета министров и по его предложению утверждает состав правительства, по предложению Председателя Совета министров может осуществлять изменения в составе правительства, принимает присягу и отставку Совета министров или отдельных его членов.
Председатель Совета министров информирует президента об основных направлениях деятельности правительства. Прези-дент обладает правом созывать заседания Совета министров и председательствовать на них по проблемам, имеющим особое значение для государства.
Конституционный закон предусматривает институт контрассигнатуры актов главы государства, но приказы и распоряжения Президента, изданные в пределах его дискреционных полномочий, не требуют подписания Председателем или членом Совета министров.
Значительные полномочия принадлежат Президенту, как главе государства в области внешней политики: он осуществляет общее руководство в сфере внешних сношений; назначает и освобождает от должности полномочных представителей Поль-ской Республики в иностранных государствах, а также принимает верительные и отзывные грамоты аккредитованных при нем дипломатических представителей иностранных государств; ратифицирует и денонсирует международные договоры (кроме тех, которые являются предметом рассмотрения парламента).
Президент осуществляет значительные военные полномочия, а также в сфере внешней и внутренней безопасности, создавая в этих целях консультативный орган - Совет Национальной Безопасности. Президент является Верховным главнокомандующим вооруженными силами. По согласованию с министром национальной обороны назначает и освобождает от должности начальника генерального штаба Войска Польского; и других высших военных должностных лиц. На период войны Президент назначает главнокомандующего вооруженными силами.
Чрезвычайно важными представляются полномочия Президента республики по введению в стране военного положения в случае внешней угрозы, объявлению состояния войны в случае совершения вооруженного нападения на страну, либо если из международных договоров вытекает необходимость совместной обороны от агрессии в период, когда Сейм не заседает, а также введению чрезвычайного положения в случае угрозы внутренней безопасности государства или стихийного бедствия на части либо на всей территории страны сроком до 3 месяцев.
Как глава государства. Президент Польши обладает правом назначения или участия в назначении на важнейшие государственные посты: он предлагает Сейму кандидатуру Председателя национального польского банка; назначает судей по предложению Всепольского совета правосудия; назначает и отзывает председателя Высшего административного суда и председателей Верховного суда; назначает Председателя Совета министров, может назначать государственных министров для его представительства в парламенте при решении вопросов, связанных с осуществлением полномочий президента, и некоторых других высших должностных лиц.
Президент республики выполняет и другие, традиционные для главы государства, полномочия: решает вопросы приема и выхода из гражданства; осуществляет право помилования и прочее. Президент при осуществлении своих полномочий издает приказы и распоряжения.
В случае, если пост Президента свободен, до времени вступления в должность нового Президента, а также, если глава государства временно не может выполнять свои обязанности, его замещают Маршал Сейма, а если и он не может исполнять этих полномочий, - Маршал Сената.
Совет министров Польши (правительство) осуществляет внутреннюю и внешнюю политику республики. Конституцион-ный закон определяет компетенцию Совета министров достаточно подробно. Правительство обеспечивает исполнение зако-нов; издает распоряжения, имеющие силу закона; руководит, координирует и контролирует работу всех других органов госу-дарственной администрации, несет ответственность перед Сеймом за их деятельность; охраняет на основании законов интере-сы государственной казны; разрабатывает проект бюджета и других финансовых планов государства, а также после их утверждения Сеймом руководит их исполнением; осуществляет в пределах и формах, определенных конституционным законом и другими законами, надзор за территориальным самоуправлением и иными формами самоуправления; развивает отношения и заключает договоры с правительствами других государств и международными организациями; обеспечивает внутреннюю и внешнюю безопасность государства (ст. 52 Малой конституции). Совет министров издает распоряжения и постановления.
Малая конституция чрезвычайно подробно регламентирует порядок формирования правительства. Как отмечалось ранее, Председателя Совета министров назначает Президент, который утверждает и его состав в течение 14 дней со дня первого заседания Сейма нового созыва. Но назначенный Президентом Совет министров должен получить вотум доверия Сейма. В случае несформирования правительства в указанном порядке Сейм в течение 21 дня должен избрать правительство. Если Сейм не выполнит этого. Президент формирует правительство в установленном порядке. Если в результате и этой процедуры Правительство сформировано не будет, право избрания Совета министров переходит к Сейму. В случае получения очередного отрицательного результата Президент распускает Сейм или назначает Совет министров сроком на 6 месяцев, в течение которого Сейм должен принять решение о доверии правительству (служебное правительство). Если такое постановление о доверии не будет принято или Совету министров будет выражен вотум недоверия. Президент распускает Сейм.
Принятие Сеймом постановления о вотуме недоверия абсолютным большинством голосов может сопровождаться избрани-ем Председателя Совета министров и его членов самим представительным органом власти (конструктивный вотум недоверия). В случае, если такое избрание не происходит. Президент принимает отставку Правительства или распускает Сейм. Особенно-стью является право Сейма принимать постановления о вотуме недоверия отдельному министру, что является основанием для его отставки.
Конституционный закон 1992 г. установил, что представителем правительства в воеводстве является воевода, который од-новременно является органом правительственной администрации.
Парламент Польской Республики. Конституционный закон 1992 г. предусматривает двухпалатную структуру парламента. Сейм является палатой общенационального представительства. Сенат, как во многих европейских странах, является верхней палатой регионального представительства.
Срок полномочий Сейма и Сената равный - 4 года. Сейм может быть распущен на основании собственного постановления, принятого большинством не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов или Президентом в случаях и порядке, предусмот-ренных конституционным законом. Особенностью парламента Польши является то обстоятельство, что роспуск Сейма влечет за собой одновременно и прекращение полномочий Сената. Сейм не может быть распущен во время действия чрезвычайного положения.
Закон содержит запрет для депутатов и сенаторов, членов Совета министров и других высших должностных лиц на занятие деятельностью, противоречащей их статусу, а также обязанность этих лиц перед назначением на должность и после ее освобождения представлять заявления о своем имущественном положении.
Малой конституцией предусматривается свободный мандат депутата и сенатора, которые провозглашаются представителями всей нации, не связанными наказами избирателей; последние не обладают правом отзыва депутата или сенатора. Конституционный закон гарантирует иммунитет депутатам и сенаторам: они не могут быть привлечены к уголовной ответственности, не могут быть арестованы или задержаны соответственно без согласия Сейма и Сената, выраженного большинством не менее 2/3 голосов в присутствии не менее половины от общего числа депутатов.
Индемнитет депутата и сенатора означает, что они не могут быть привлечены к ответственности за действия, вытекающие из выполнения ими своих депутатских полномочий ни в период действия мандата, ни после его истечения, если только они не причинили вред личным интересам других лиц.
Работа Сейма и Сената происходит раздельно. Палаты созываются на первое заседание Президентом в течение месяца со дня выборов. Сейм и Сенат избирают из своего состава Маршала (председателя палаты), вице-маршалов и комиссии. Срок полномочий Маршалов и вице-маршалов истекает с началом первой сессии парламента нового созыва.
Сейм и Сенат могут проводить совместные заседания под председательством Маршала Сейма, образуя при этом Нацио-нальное собрание, в следующих случаях: 1) принятие конституции; 2) принятие присяги Президентом; 3) признание факта ус-тойчивой потери способности Президентом выполнять возложенные на него обязанности по состоянию здоровья; 4) выдвиже-ние обвинений в адрес Президента.
Компетенция польского парламента - относительно определенная. Малая конституция не определяет всех сфер законода-тельной деятельности Сейма и Сената. Законодательный процесс регулируется Конституционным законом 1992 г. и регламентами палат. Законодательная инициатива принадлежит депутатам, Сенату, Президенту и Совету Министров. Совет Министров, внося законопроект, представляет сведения о финансовых последствиях его осуществления, а Также прилагает к нему проекты основных исполнительных актов.
Законопроекты проходят два чтения. Во время первого чтения обсуждаются общие положения законопроекта с целью его оценки в целом, решения вопроса о направлении проекта на дальнейшее рассмотрение в комиссии или отводе проекта. Во вто-ром чтении право внесения поправок в процессе рассмотрения Сеймом принадлежит авторам проекта, депутатам и Совету министров. Маршал Сейма может по собственной инициативе или по предложению правительства отклонить внесение поправки на голосование, если она не была предварительно рассмотрена комиссией.
Реальная работа над законопроектом в период между чтениями осуществляется, как правило, в двух комиссиях: комиссии, компетентной по вопросам содержания проекта, и в комиссии законодательных предположений; они готовят совместный док-лад.
Сейм и Сенат, по общему правилу, принимают законы и другие акты большинством голосов в присутствии не менее поло-вины от общего числа депутатов или сенаторов, если иное не предусмотрено конституционным законом. Закон, принятый Сеймом, передается Маршалом Сейма в Сенат. Постановление Сената, отклоняющее закон, или содержащее поправку, счита-ется принятым, если Сейм не отвергнет его абсолютным большинством голосов. Решающие законодательные полномочия, та-ким образом, принадлежат Сейму.
Законы подписывает Президент республики, который обладает правом вето. Преодолеть вето Президента Сейм может не менее чем 2/3 голосов. После повторного утверждения закона Сеймом у Президента появляется возможность обратиться в Конституционный трибунал с предложением о рассмотрении вопроса о соответствии акта основному закону. Такое обращение Президента приостанавливает вступление закона в силу. Малая конституция усилила таким образом роль Президента в законодательном процессе.
Совет министров может признать свой собственный законопроект как срочный, обосновав свою позицию.
Конституционный закон 1992 г. ввел в практику институт делегированного законодательства. Сейм может предоставить Совету министров полномочия по изданию распоряжений, имеющих силу закона, ограничивая при этом предмет их регулиро-вания и срок действия таких полномочий. При этом Совет министров не может издавать распоряжения, имеющие силу закона, по следующим вопросам: изменение конституции; выборы Президента, Сонма, Сената, а также органов территориального са-моуправления; государственный бюджет; личные, политические права и свободы граждан, а также права и обязанности, вытекающие из трудовых отношений и социального страхования; ратификация международных договоров. Президент может наложить вето на такое распоряжение. В этом случае Совет министров должен внести распоряжение, имеющее силу закона, в Сейм в качестве законопроекта.
Сейм осуществляет контроль за деятельностью правительства. Основными формами контроля являются: 1) устные вопросы депутатов к Председателю Совета министров или отдельным его членам; 2) интерпелляция, с которой может обратиться депутат к Председателю Совета министров или его отдельным членам; 3) следственные комиссии; 4) одобрение программы правительства, сформированного Президентом (вотум доверия или вотум недоверия); 5) выражение вотума недоверия Совету министров, отдельному министру; 6) утверждение или неутверждение проекта бюджета, подготовленного Советом министров, отчета о его исполнении; 7) образование органов парламентского контроля: Уполномоченного по гражданским правам. Верховной палаты контроля (ВПК), осуществляющей контроль хозяйственной, финансовой, организационно-административной деятельности органов государственной администрации. Верховная палата контроля под-чиняется Сейму, представляет ему результаты анализа исполнения бюджета, отчеты о своей деятельности. Председателя ВПК назначает и отзывает Сейм с согласия Сената.
15 июля 1987 г. Сеймом был принят закон об Уполномоченном по гражданским правам. Был создан парламентский инсти-тут, чья деятельность направлена на юридическое обеспечение прав и свобод граждан. Лишь в 1989 году он нашел свое кон-ституционное оформление. Уполномоченный избирается Сеймом с согласия Сената сроком на четыре года. В своей работе он обязан ограничиваться только индивидуальными делами граждан, но на практике его деятельность намного шире.
В случае нарушения прав полномочия Уполномоченного равнозначны правам прокурора. Он может рассматривать жалобы по гражданским, трудовым, уголовным, административным делам. Его полномочия позволяют ему опротестовать то или иное решение государственного органа в Высший административный суд, выступить с требованием пересмотра в порядке надзора любого вступившего в силу решения суда.
В соответствии с конституцией Сейм избирает членов Конституционного трибунала. Государственного трибунала и неко-торых других должностных лиц государства, а также Председателя Совета министров и его членов в определенных Малой конституцией случаях.
Сейм вправе принять постановление о состоянии войны исключительно в случае совершения вооруженного нападения на Республику, а также если из международных договоров вытекает необходимость совместной обороны против агрессии. К внешнеполитическим полномочиям парламента относится ратификация и денонсация международных договоров, касающихся границ государства, оборонительных союзов, а также договоров, требующих финансовых затрат государства или изменений в законодательстве.
Президент Республики. Учреждение института Президента в Польше явилось данью историческим традициям, реализаци-ей принципа разделения властей в государственно-правовой практике. Президент является верховным представителем госу-дарства во внутренних и международных отношениях, следит за соблюдением конституции, стоит на страже суверенитета и безопасности государства, неприкосновенности и неделимости его территории, а также соблюдения международных догово-ров. Широкие полномочия Президента характеризуют его статус как главы исполнительной власти и как главы государства.
Президент избирается сроком на 5 лет и может быть избран повторно только один раз.
Президент, как уже отмечалось, обладает значительными средствами воздействия на парламент, осуществляя право вето. Президент обладает правом законодательной инициативы, а также направлять послания Сейму или Сенату, которые не подлежат обсуждению. Ему принадлежит право принятия решения о проведении референдума с согласия Сената.
В установленных законом случаях Президент может распустить парламент после выяснения мнения Маршала Сейма и Маршала Сената. Такими основаниями являются: непринятие Сеймом закона о бюджете в течение трех месяцев со дня пред-ставления его проекта в парламент; выражение недоверия Правительству в предусмотренных конституционным законом слу-чаях (ст. 62, 66), а также неизбрания Совета министров Сеймом в порядке ст. 60 Малой конституции.
Президент практически не подконтролен в своей деятельности парламенту. Полномочия парламента в отношении Прези-дента сводятся к 1) назначению выборов главы государства Маршалом Сейма; 2) принятию Национальным собранием присяги президента; 3) предъявлению обвинения президенту в нарушении конституции или законов, а также в совершении преступления (такое предъявление производится постановлением Национального Собрания большинством не менее 2/3 голосов от общего числа членов, что влечет за собой приостановление им своих обязанностей; к ответственности президента привлекает Государственный трибунал - ст. 50); 4) признанию Национальным собранием факта устойчивой потери способности президентом выполнять обязанности по состоянию здоровья, что является основанием для его отстранения от должности президента; 5) даче согласия на продление действия чрезвычайного положения, введенного президентом в соответствии с законодательством.
Президент Республики Польша, как глава исполнительной власти наделен широкими полномочиями по отношению к пра-вительству. Президент назначает Председателя Совета министров и по его предложению утверждает состав правительства, по предложению Председателя Совета министров может осуществлять изменения в составе правительства, принимает присягу и отставку Совета министров или отдельных его членов.
Председатель Совета министров информирует президента об основных направлениях деятельности правительства. Прези-дент обладает правом созывать заседания Совета министров и председательствовать на них по проблемам, имеющим особое значение для государства.
Конституционный закон предусматривает институт контрассигнатуры актов главы государства, но приказы и распоряжения Президента, изданные в пределах его дискреционных полномочий, не требуют подписания Председателем или членом Совета министров.
Значительные полномочия принадлежат Президенту, как главе государства в области внешней политики: он осуществляет общее руководство в сфере внешних сношений; назначает и освобождает от должности полномочных представителей Поль-ской Республики в иностранных государствах, а также принимает верительные и отзывные грамоты аккредитованных при нем дипломатических представителей иностранных государств; ратифицирует и денонсирует международные договоры (кроме тех, которые являются предметом рассмотрения парламента).
Президент осуществляет значительные военные полномочия, а также в сфере внешней и внутренней безопасности, создавая в этих целях консультативный орган - Совет Национальной Безопасности. Президент является Верховным главнокомандующим вооруженными силами. По согласованию с министром национальной обороны назначает и освобождает от должности начальника генерального штаба Войска Польского; и других высших военных должностных лиц. На период войны Президент назначает главнокомандующего вооруженными силами.
Чрезвычайно важными представляются полномочия Президента республики по введению в стране военного положения в случае внешней угрозы, объявлению состояния войны в случае совершения вооруженного нападения на страну, либо если из международных договоров вытекает необходимость совместной обороны от агрессии в период, когда Сейм не заседает, а также введению чрезвычайного положения в случае угрозы внутренней безопасности государства или стихийного бедствия на части либо на всей территории страны сроком до 3 месяцев.
Как глава государства. Президент Польши обладает правом назначения или участия в назначении на важнейшие государственные посты: он предлагает Сейму кандидатуру Председателя национального польского банка; назначает судей по предложению Всепольского совета правосудия; назначает и отзывает председателя Высшего административного суда и председателей Верховного суда; назначает Председателя Совета министров, может назначать государственных министров для его представительства в парламенте при решении вопросов, связанных с осуществлением полномочий президента, и некоторых других высших должностных лиц.
Президент республики выполняет и другие, традиционные для главы государства, полномочия: решает вопросы приема и выхода из гражданства; осуществляет право помилования и прочее. Президент при осуществлении своих полномочий издает приказы и распоряжения.
В случае, если пост Президента свободен, до времени вступления в должность нового Президента, а также, если глава государства временно не может выполнять свои обязанности, его замещают Маршал Сейма, а если и он не может исполнять этих полномочий, - Маршал Сената.
Совет министров Польши (правительство) осуществляет внутреннюю и внешнюю политику республики. Конституцион-ный закон определяет компетенцию Совета министров достаточно подробно. Правительство обеспечивает исполнение зако-нов; издает распоряжения, имеющие силу закона; руководит, координирует и контролирует работу всех других органов госу-дарственной администрации, несет ответственность перед Сеймом за их деятельность; охраняет на основании законов интере-сы государственной казны; разрабатывает проект бюджета и других финансовых планов государства, а также после их утверждения Сеймом руководит их исполнением; осуществляет в пределах и формах, определенных конституционным законом и другими законами, надзор за территориальным самоуправлением и иными формами самоуправления; развивает отношения и заключает договоры с правительствами других государств и международными организациями; обеспечивает внутреннюю и внешнюю безопасность государства (ст. 52 Малой конституции). Совет министров издает распоряжения и постановления.
Малая конституция чрезвычайно подробно регламентирует порядок формирования правительства. Как отмечалось ранее, Председателя Совета министров назначает Президент, который утверждает и его состав в течение 14 дней со дня первого заседания Сейма нового созыва. Но назначенный Президентом Совет министров должен получить вотум доверия Сейма. В случае несформирования правительства в указанном порядке Сейм в течение 21 дня должен избрать правительство. Если Сейм не выполнит этого. Президент формирует правительство в установленном порядке. Если в результате и этой процедуры Правительство сформировано не будет, право избрания Совета министров переходит к Сейму. В случае получения очередного отрицательного результата Президент распускает Сейм или назначает Совет министров сроком на 6 месяцев, в течение которого Сейм должен принять решение о доверии правительству (служебное правительство). Если такое постановление о доверии не будет принято или Совету министров будет выражен вотум недоверия. Президент распускает Сейм.
Принятие Сеймом постановления о вотуме недоверия абсолютным большинством голосов может сопровождаться избрани-ем Председателя Совета министров и его членов самим представительным органом власти (конструктивный вотум недоверия). В случае, если такое избрание не происходит. Президент принимает отставку Правительства или распускает Сейм. Особенно-стью является право Сейма принимать постановления о вотуме недоверия отдельному министру, что является основанием для его отставки.
Конституционный закон 1992 г. установил, что представителем правительства в воеводстве является воевода, который од-новременно является органом правительственной администрации.
Коментариев: 0 | Просмотров: 184 |
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
Другие новости по теме:
- Срок полномочий Правительства Российской Федерации. Отставка Правительства ...
- Правительство (Франция)
- Судебная система. Прокуратура (Польша)
- Республиканская форма правления
- Исполнительная власть
-
Напечатать Комментарии (0)
ЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:
- Уголовно-правовая
- Гражданско-правовая
- Государственно-правовая
РАЗНОЕ:
- Административно-государственное управление в странах запада: США, Великобритания, Франция, Германия (Василенко И. А.)
- Государственное управление и государственная служба за рубежом (В.В.Чубинский)
- Деятельность органов местного самоуправления в области охраны окружающей среды в Российской Федерации (Алексеев А.П.)
- Законодательный процесс. Понятие. Институты. Стадии. (Васильев Р.Ф.)
- Иностранное конституционное право (В.В.Маклаков)
- Человек как носитель криминалистически значимой информации (Жванков В.А.)
- Криминалистическая характеристика преступных групп (Быков В.М.)
- Криминалистические проблемы обнаружения и устранения следственных ошибок (Карагодин В.Н., Морозова Е.В.)
- Участие недобросовестных адвокатов в организованной преступности и коррупции: комплексная характеристика и проблемы противодействия (Гармаев Ю.П.)
- В поисках истины (Ищенко Е. П., Любарский М. Г.)
- Деятельность экспертно-криминалистических подразделений органов внутренних дел по применению экспертно-криминалистических методов и средств в раскрытии и расследовании преступлений (В. А. Снетков)
- Теория и практика проверки показаний на месте (Л.Я. Драпкин, А.А. Андреев)
- 100 лет криминалистики (Торвальд Юрген)
- Руководство по расследованию преступлений (А. В. Гриненко)
- Осмотр места происшествия (А.И. Дворкин)
- Конституция России: природа, эволюция, современность (С.А.Авакьян)
- Конституционное правосудие. Судебное конституционное право и процесс (Н.В. Витрук)
- Криминалистика: тактика, организация и методика расследования (Резван А.П., Субботина М.В., Харченко Ю.В.)
- Криминалистика. Проблемы и мнения (1962-2002) (Бахин В.П.)
- Криминалистика: проблемы, тенденции, перспективы (Белкин Р. С.)
- Криминалистика: проблемы сегодняшнего дня (Белкин Р. С.)
- Российское законодательство на современном этапе (Н.А.Васецкий, Ю.К.Краснов)
- Права человека (Е. А. Лукашева)
- Справочник прокурора (Трикс А.В.)
- Правовые позиции Конституционного Суда России (Лазарев Л.В.)
- Проблемы уголовного наказания в теории, законодательстве и судебной практике (В. К. Дуюнов)
- Практика применения уголовного кодекса (А.В. Наумов)
- Уголовные преступления и наказания (А.Б. Смушкин)
- Экономические преступления (Волженкин Б. В.)
- Гарантии прав участников уголовного судопроизводства Российской Федерации (Волколуп О.В., Чупилкин Ю.Б.)
- Меры пресечения в российском уголовном процессе (Михайлов В.А.)
- Отказ от обвинения в системе уголовно-процессуальных актов (Землянухин А.В.)
- Типология уголовного судопроизводства (Смирнов А.В.)
- Учение об объекте преступления (Г.П. Новоселов)
- Дифференциация уголовной ответственности (Лесниевски-Костарева Т. А.)
- Теория доказательств (Владислав Лоер)
- Искусство защиты в суде присяжных (Мельник В.В.)
- Субъективное вменение и его значение в уголовном праве (В. А. Якушин)
- Психология преступника и расследования преступлений (Антонян Ю.М., Еникеев М.И., Эминов В.Е.)
- Курс международного уголовного права (Э.Нарбутаев, Ф.Сафаев) (Республика Узбекистан)
- Деятельное раскаяние в совершенном преступлении (Щерба C., Савкин А.В.)
- Право на юридическую помощь: конституционные аспекты (Р.Г. Мельниченко)
- Юридический статус личности в России (Воеводин Л.Д.)
- Российское гражданство (Кутафин)
- Законность в Российской Федерации (Тихомиров Ю. А., Сухарев А. Я., Демидов И. Ф.)
- Экономическое правосудие в России: прошлое, настоящее, будущее (М.И. Клеандров)
- Третья власть в России. Очерки о правосудии, законности и судебной реформе 1990-1996 гг. (Бойков А.Д.)
- Закон: создание и толкование (Пиголкин А.С.)
- Актуальные вопросы уголовного процесса современной России
- Уголовно-правовое регулирование. Механизм и система. (Н.М.Кропачев)
- Уголовно-правовая политика и пути ее реализации (Беляев Н. А.)
- Практика уголовного сыска (В.Румянцев, В.Перевертов)
- Судебная экспертиза (экспертология) (В.А.Назаров)
- Адвокатура и власть (Бойков А.Д.)
- Справочник адвоката: Консультации, защита в суде, образцы документов (Данилов Е.П.)
ДРУЗЬЯ САЙТА:
Библиотека документов юриста
СЧЕТЧИКИ: