Сегодня
НАВИГАЦИЯ:
ЮРИДИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ:
РАЗНОЕ:
РЕКЛАМА:
АРХИВ НОВОСТЕЙ:
Конституционное развитие (Венгрия)
 (голосов: 0)
  Иностранное конституционное право | Автор: admin | 31-05-2010, 15:55
Конституция, действующая ныне в Венгрии, является псовой в ее истории формально-юридической конституцией. В пери-од между Первой и Второй мировыми войнами Венгрия причадлежала к числу стран, не имевших конституции как единого нормативного акта, обладающего высшей юридической силой. Ее конституционное устройство в этот период, а также в первые годы после Второй мировой войны регулировалось обычными законами и некоторыми иными нормативными актами.
18 августа 1949 г. Государственное собрание приняло Конституцию Венгерской Народной Республики (Закон XX 1949 года ), которая вступила в силу 20 августа того же года и действует до настоящего времени, хотя содержание ее, включая название государства, подверглось существенным изменениям.
Первоначальный текст этой конституции сильно напоминал сталинскую конституцию СССР 1936 года. Как и ее советский образец, конституция 1949 года была насквозь идеологизирована. Это был документ-вывеска, а отнюдь не источник права, призванный регулировать реальные общественные отношения. Примечательно, что сама структура обеих конституций отражала отношение тоталитарного законодателя к правам и свободам человека: основные права и обязанности граждан составляли предмет одной из последних глав.
В 1972 году была принята новая редакция венгерской конституции, необходимость которой объяснялась тем, что "респуб-лика завершила строительство основ социализма и перешла к построению полного (развитого) социализма". Изменения сводились, в основном, к замене устаревшей фразеологии на более современную, более демократически звучащую (появилась, например, норма об уважении республикой прав человека и т.п.). Некоторые демократизирующие изменения стали вноситься в конституцию в первой половине 80-х годов, а также в 1987 году, когда, в частности, было существенно ограничено право Президиума ВНР - коллегиального главы государства подменять Государственное собрание.
Более серьезная демократизация конституции имела место в январе 1989 года, когда режим, как говорится, уже дышал на ладан, а политическая монополия ВСРП дала глубокие трещины. В это время в конституцию был включен институт референ-дума (до этого Венгрия была одной из немногих социалистических стран, где этот институт непосредственной демократии да-же не провозглашался). Ряд новых конституционных положений укрепил самостоятельность Государственного собрания, к председателю которого перешли некоторые полномочия Президиума ВНР и его руководства. Вместо включенного в конститу-цию в 1983 году слабого Конституционно-правового совета, в задачу которого входила скорее имитация конституционного надзора, чем его действительное осуществление, был учрежден полноценный институт конституционного контроля - Консти-туционный суд. Право граждан на объединение и на проведение собраний перестало ограничиваться "социалистическими це-лями". Была предусмотрена возможность замены военной службы альтернативной гражданской. Изменения, внесенные в кон-ституцию в апреле 1989 года, урегулировали процедуру парламентской ответственности Правительства, которая до этого, как и в большинстве других социалистических стран, лишь провозглашалась.
Проведенный в октябре 1989 года "круглый стол" политических сип по существу ознаменовал конец коммунистического режима. На базе достигнутых договоренностей Государственное собрание приняло действительно новую редакцию конститу-ции, затронувшую, правда, не весь ее текст, но наиболее значительные положения. Этот текст в большой мере был деидеологизирован: из официального названия республики исключено слово "Народная", устранено большинство упоминаний о социализме и связанных с ним явлениях. В новой преамбуле было лишь сказано, что текст конституции устанавливается в интересах обеспечения мирного политического перехода к правовому государству, в котором реализуются многопартийная система, парламентская демократия и социально ориентированная рыночная экономика. При этом указывалось, что новая редакция будет действовать до принятия новой конституции.
В разделе об общих положениях Венгрия определялась как республика и как независимое, демократическое и правовое го-сударство, в котором в равной степени реализуются ценности буржуазной демократии и демократического социализма. Были включены нормы, гарантирующие многопартийность и направленные против любых попыток узурпации власти. Определялись внутренние и внешние задачи государства, принципы правовой системы республики. Ряд новых норм представлял собой конституционные предпосылки для перехода к рыночной экономике.
Из изменений, связанных с организацией власти, следует отметить прежде всего дальнейшее усиление парламента - Госу-дарственного собрания. Президиум республики заменялся единоличным Президентом. Учреждались новые конституционные институты парламентского контроля - Уполномоченный Государственного собрания по гражданским правам и Государствен-ная счетная палата. Получил конституционное урегулирование статус вооруженных сил и полиции. Деполитизировались суд и прокуратура. Существенно был переработан раздел об основных правах и обязанностях, которые стали регулироваться с учетом достижений международного опыта. Устанавливался гимн республики, а в отношении государственного герба и государственного флага остались лишь отсылки к текущему законодательству.
Предусматривалось два вида законов республики: конституционные, принимаемые по процедуре изменения конституции, и обычные.
В июне 1990 года новый состав Государственного собрания осуществил еще одну значительную конституционную рефор-му. На этот раз окончательно были убраны всякие идеологические положения, включая указание на равную реализацию ценностей буржуазной демократии и демократического социализма.
Из положений об экономике исключалось указание на использование преимуществ планирования и на принцип равных возможностей. Исключено также положение о государственном признании производственного самоуправления. Формулировалась общая гарантия права собственности.
Устанавливалось, что законы, относящиеся к основным правам и обязанностям, не могут ограничивать существенное со-держание основных прав. Однако, из перечня тех основных прав и обязанностей, действие которых не может быть ни при ка-ких обстоятельствах приостановлено или ограничено, исключены избирательные права.
В разделах, посвященных государственной организации, произведены изменения, направленные на дальнейшее усовершенствование формы правления - парламентарной республики. Из конституции исключен перечень должностей, несовместимых с депутатским мандатом, который был отнесен к сфере текущего законодательства. Депутаты утратили право обращаться с вопросами к Президенту республики. Изменены были условия возможного роспуска Государственного собрания. Учреждался институт Уполномоченного Государственного собрания по правам национальных и этнических меньшинств и конкретизировался порядок избрания руководства Государственной счетной палаты. Конституционный статус получил Венгерский национальный банк. Урегулированы случаи прекращения полномочий Правительства и предусмотрен по германскому примеру конструктивный вотум недоверия.
Термин "Венгерская народная армия" был заменен термином "Венгерское войско" (буквально: гонведство; гонведы - за-щитники родины). Командующий Венгерским войском включен в состав Совета обороны.
Некоторые уточнения и дополнения касались конституционных прав и обязанностей.
Понятие конституционного закона было исключено. Вместо этого предусмотрен ряд случаев, когда для принятия закона требуется положительное голосование 2/3 присутствующих депутатов Государственного собрания.
Добавлено было описание государственного флага республики.
В июле 1990 года в конституцию было включено описание государственного герба республики, а в августе раздел о советах заменен разделом о местном самоуправлении.
В 1991 году назначение председателя Венгерского национального банка перешло из компетенции Государственного собрания в компетенцию Президента республики.
В 1993 году уточнены и дополнены положения конституции, касающиеся мер на случай обороны страны, а также политической деятельности лиц, состоящих на службе в вооруженных силах и полиции.
Наконец, ряду изменений подвергся текст конституции в 1994 году. Численный состав Конституционного суда был умень-шен с 15 до 11 членов. Исключено положение о коллегиальном осуществлении функций Уполномоченных Государственного собрания по правам национальных и этнических меньшинств. Изменен порядок осуществления правительственного контроля за законностью местного самоуправления, а также уточнены положения о выборах, роспуске и самороспуске органов местного самоуправления.
Нетрудно видеть, что нынешний текст конституции имеет мало общего с первоначальным текстом, принятым в 1949 году. Пожалуй, только ряд положений о суде и прокуратуре, да определение столицы остались без изменений. Разумеется, сохрани-лась и общая структура высшего закона страны, хотя она ни в коей мере не отвечает современным представлениям. Объем конституции заметно увеличился; она стала вполне применимым правовым документом. Поскольку наиболее кардинальные изменения внесены в 1989-1990 годах (последующие носят сугубо частичный характер), можно сказать, что это конституция 1949 года в редакции 1990 года.
Конституция состоит из 111 параграфов, объединенных в 14 разделов. Большинство параграфов делится на нумерованные части. Хотя последним параграфом конституции является § 78, надо иметь в виду, что многие дополнительные параграфы обозначены цифрой с буквенным наращением (например, § 70-а, 70-б и т.д.) при том, что четыре параграфа из конституции ис-ключены без замены и без изменения общей нумерации.
В отличие от большинства постсоциалистических стран Венгрия не спешила с принятием новой конституции, хотя целесо-образность этого вряд ли можно отрицать. Лоскутный характер конституционного текста не может не порождать определен-ных трудностей и в правотворческой, и в правоприменительной деятельности.
В настоящее время разрабатывается проект новой конституции . Партии правящей после парламентских выборов 1994 года коалиции намерены при этом обеспечить значительную степень преемственности с действующей конституцией в ее нынешней редакции. Хотя в соответствии с пунктом "а" части 3 § 19 и частью 3 § 24 действующей конституции принятие новой конституции относится к компетенции Государственного собрания, которое может принять такое решение большинством 2/3 депутатов, правящая коалиция, располагающая таким большинством, привлекла тем не менее к разработке проекта новой конституции оппозицию и намерена вынести разработанный проект на широкое общественное обсуждение и затем на референдум. Это делается с целью придать будущей конституции максимально возможную легитимность и обеспечить ее стабильность.
Из числа предполагаемых новелл можно отметить передачу функций судебного управления Национальному юридическому совету, изменение функций прокуратуры, уменьшение компетенции Конституционного суда по его собственному предложению, реформу порядка изменения конституции, имеющую в виду необходимость подтверждения решения об изменении на следующей сессии Государственного собрания. Предполагается изменить и избирательный закон: исключить второй тур и обеспечить пропорциональность представительства партий при сохранении смешанной системы.
Коментариев: 0 | Просмотров: 49 |
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

    Другие новости по теме:
  • Уполномоченные Государственного собрания (Венгрия)
  • Суд и прокуратура (Венгрия)
  • Государственное собрание (Венгрия)
  • Конституционное развитие Польской Республики
  • Порядок пересмотра Конституции Российской Федерации и принятия конституцион ...

  • Напечатать Комментарии (0)
Добавление комментария
[not-wysywyg] [/not-wysywyg]
{bbcode}
[not-wysywyg] [/not-wysywyg]{wysiwyg}



ukrstroy.biz
ЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:
РАЗНОЕ:
ДРУЗЬЯ САЙТА:

Библиотека документов юриста

СЧЕТЧИКИ: