Сегодня
НАВИГАЦИЯ:
ЮРИДИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ:
РАЗНОЕ:
РЕКЛАМА:
АРХИВ НОВОСТЕЙ:
Софисты
  История философии права | Автор: admin | 29-05-2010, 06:44
Литература: Взгляд на софистов исторически сложился под высоким давлением Платона и Аристотеля, их противников. Их сочинения к нам не дошли, и мы знаем лишь отрывки их воззрений, также в передаче небеспристрастной. Эти отрывки собраны Diels, Die Fragmente der Vorsokratiker, 1903, стр. 511 - 587. Только Гегель в Германии и Грот (History of Greece, т. VIII, гл. 67 и 68) восстановили их репутацию. В английской литературе господствует благоприятное для софистов понимание их роли в истории (Магаффи, История классического периода греческой литературы, русск. пер., 1883, т. II, стр. 56). Напротив, в германской литературе преобладает не критическое отношение к ним. Исключение составляют Zeller, т. I, стр. 1038, изд. 5-е, и особенно теперь Белох, История Греции, т. I, стр. 490, русск. пер. 1897. в русской литературе имеется специальная монография Гилярова, Греческие софисты, их мировоззрение и деятельность, 1888 (та же книга в изд. Учен. зап. Моск. унив., 1891). По мнению кн. С. Трубецкого, Метафизика в Древней Греции, 1900, стр. 402, прим., едва ли найдется вопрос, о котором было написано столько вздорного, лишнего и ненужного на всех языках европейских, не исключая и русского. После таких слов от автора, известного специалиста по древней философии, можно было ожидать серьезного, беспристрастного отношения к софистам; к сожалению, изложение автора не оправдывает ожиданий.

I. В половине V века умственная жизнь Греции испытывает общий и глубокий перелом. Происходит общее потрясение тех основ, на которых издавна покоилась жизнь греков. Возбуждается сомнение в целесообразности, а потом наступает ниспровержение строгих правил, которыми определялся быт до того времени.
В религии усиливается неверие, вызванное еще Ксенофаном, который за сто лет перед тем негодовал по поводу того, что люди создали себе богов по образу и подобию своему, снабдив их всеми своими недостатками. Его учение не способствовало свержению авторитета Гомера и Гезиода, на космогонии которых держалось обычное религиозное представление. Книги Анаксагора, наполненные критическими мыслями, можно было приобрести в афинских книжных лавках всего за драхму*(21).
В драме строгий Эсхил, с своей верой в неумолимую судьбу и в неизменность данных богами человеку начал, сменяется, после Софокла, Эврипидом, который сам колеблется между традициями и новыми запросами духа, настаивающего на свободе исследования. Он уже мало верит "в отеческие верования, которые приобретаются от рождения и не могут быть низвергнуты никакими рассуждениями самого изысканного остроумия"*(22).
Музыка испытала на себе те же веяния времени. Ранее она строго придерживалась раз определенных мотивов и темпа, применительно к каждому предусмотренному случаю. Но вот "в музыке наступает беззаконие", негодует престарелый Платон*(23), "виновниками которого явились поэты, одаренные от природы вдохновением, но не сведущие в законах и задачах музыкального творчества". Эти поэты "стали утверждать, будто в музыке нет никаких правил, но что единственным мерилом служит произведенный искусством успех".
В деле воспитания обнаруживается особенно сильно перемена нравов. Старое воспитание, рассчитанное на изготовление простого воина, уже не удовлетворяет более. Явились запросы духа, потребность в образовании. Любовь к панцирю сменяется любовью к знанию, искусство метать дротики уступает место искусству бросать "крылатое слово" в широкую аудиторию народного собрания или суда.
Такое уклонение от вековых устоев, сомнение в их непреложенности вызывали негодование в реакционерах, подобных комику Аристофану, который сам нес столько разврата на сцену, обзывая в то же время развратителями всех, осмеливающихся уклониться от проторенной дороги*(24).
II. В Афины стремились философы, как в умственный центр Греции, побуждаемые тою свободою слов и преподавания, которая составляет необходимые условия процветания философской мысли. Хотя Анаксагор и Протагор и должны были оставить Афины за свои религиозные побуждения, но это били исключения. Сам Платон устами Сократа признается "В Афинах можно гораздо больше говорить, чем во всей Греции"*(25).
А эта свобода слова вызывалась потребностью слова, которая, в свою очередь, являлась следствием демократизма, столь характерного для этого периода истории Афин. Важнейшие правительственные дела сосредотачиваются в народных собраниях, составлявшихся каждый меся. Перед народным собранием давали отчет должностные лица. Судебные дела были в руках 6000 гелиастов, избранных из числа граждан. Какая масса вопросов, связанных с разными сторонами общественной жизни, экономической, религиозной, художественной, военной проходила перед глазами граждан. Сколько потребовалось образования, знания дела, умения облечь свою мысль в ясную и убедительную форму, находчивости в споре, чтобы влиять на эту массу*(26). Понятно, что за отсутствием авторитета, внушаемого знатью и богатством, приходилось добиваться того авторитета, который дается образованием и красноречием. Чего не дали природа и воспитание, того нужно было достичь обучением*(27).
III. И вот в такой-то исторический момент на сцене появляются софисты, которых имя в наше время обозначает нечто лживое, корыстное, презренное. В чем же заключались их деятельность и учение, создавшие им столь печальную известность?
Прежде всего, следует отметить, что слово "софист" не имело сначала того смысла, какой соединяем мы с ним в настоящее время. Геродот этим именем обозначает Солона, Пифагора*(28), и даже позднее, когда слово "софист" стало будто таким, от которого можно покраснеть*(29), Аристотель не стесняется применять его к семи древним мудрецам. Аристотель типичным софистом выставляет в "Облаках" Сократа, признаваемого обыкновенно самым видным их противником. А один из их врагов, Исократ, называет этим именем самого себя. Наиболее постарался придать позорное значение названию "софист" Платон, под авторитетом которого и создалась навеки печальная слава софистов.
А между тем говорят о софистике, как об определенном направлении. Очевидно, не все лица, называвшиеся в свое время софистами, включаются в этот состав. Сюда причисляют: Протагора, Гиппия, Горгия, Продика, Пола, Эвтидема, Трасимаха, Каликла, Антифрона, Алкидама, Дионисидра, Ликофрона. Надо думать, что в направлении и деятельности этих лиц имеется нечто общее, не соответствующее направлению и деятельности других философов, напр. Сократа. Посмотрим на предъявляемые к ним обвинения.
IV. Софисты брали вознаграждение от своих учеников, которых они обучали знанию во всем доступном тому времени объеме. Обвинение в таком проступке представляется мало понятным, когда оно традиционно повторяется нынешними профессорами, получающими за свое преподавание жалование от правительства и гонорар от слушателей.
Может быть, непонятное с современной нам точки зрения, обвинение имело смысл при тех условиях и воззрениях общества, какие существовали в греческом быту V века до Р. Хр. Софист Антифон подсмеивался, по словам Ксенофона, над бескорыстием Сократа*(30). По свидетельству Платона, Сократ называл софистов торговцами мудрости и уподоблял их тем, кто торгует красотой*(31).
Однако если общее для всех софистов и позорное для них заключалось в этом вознаграждении, как мог Аристофан, несомненно, знавший, что Сократ учит безвозмездно, взять именно его образцом для своей сатиры? И как могла эта сатира произвести то вредное для Сократа впечатление, о котором он сам говорит?*(32)
Гонорар за учение не мог особенно удивлять в то время. Вознаграждение получали поэты за песни, драматурги - за пьесы, врачи - за лечение*(33), судьи за участие в судебном разбирательстве, за деньги учили уже элейцы.
V. Не преследуя истины ради самой истины, софисты учили молодежь производить логической игрой лишь впечатление истины. Действительно, в изображении Платона софисты - это люди без всяких убеждений, готовые доказывать что угодно и спорить против чего угодно. У них только одна задача: сбить с толку противника, хотя бы пришлось доказывать вопреки своим убеждениям*(34).
Но судить о таком характере их деятельности мы можем только на основании того изображения, какое оставили нам их враги, как Платон. Невольно возбуждается сомнение в верности даваемого изображения: ведь если бы их словесная эквилибристика была так жалка, как нам хотят ее представить, - афиняне и граждане других городов не стремились бы учиться у явных шутов.
Коментариев: 0 | Просмотров: 56 |
Зачатки философии права
  История философии права | Автор: admin | 29-05-2010, 06:42
Литература: Для ознакомления с греко - римской философией, вообще, можно рекомендовать: по истории Греции систематические труды Бэлоха и Эд. Мейера, из которых первый имеется в рус. пер. История Греции, 2 т. 1897; по истории философии - капитальный труд Zе11еr, Die Philosophie der Griechen, 3 т. (только не краткое извлечение, имеющееся и в русском переводе 1886 г.): Winde1band, Geschickte der klassischen Phuosophie (pyc. перев. 1893); A. Weber, Histoire de la phuosophie еигорееппе (рус. перев. 1882, стр. 1-137); по истории этики - Ziеg1еr, Diе Ethik der Griechen und Bomer, 1881; L. Schmidt, Die Eihik der alten Griechen, 2 т., 1882; по истории философии права - Нi1dеbrand, Geschichte und System der Rechts und Staatsphuosophie, B. I Das klassische Altertfmm, 1860.

I. Свободная греческая мысль зарождается на Востоке, в богатых торговых колониях Малой Азии, где и возникает первая философская школа, ионийская, в лице Фалеса, Анаксимандра и Анаксимена. Отсюда она перебрасывается, через посредство Ксенофана из Колофона и Пифагора из Самоса, в западную часть греческого мира, в колонии, расположенные по южному берегу Италии, где и создаются школы элейская (Парменид, Зенон) и пифагорейская. Только в половине V века дo Р. Хр. философия переходит в самую Грецию и сосредотачивается в Афинах.
Благодаря той роли, какая выпала на долю этого города в деле спасения греческой культуры от персидского нашествия, Афины стали политическим, торговым и умственным центром. Неудивительно, что именно здесь философия получила прочную оседлость, достигла высшего расцвета. По словам Гипдия в "Протагор" Платона, Афины составляют как бы присутственное место мудрости. В Афинах сосредоточили свою преподавательскую деятельность глубочайшие мыслители Греции, здесь получили свои названия важнейшие школы - академическая, перипатетическая, стоическая. И уже отсюда, из Афин, передалась философская мысль всему греческому миру, потом - pимскому, а через посредство Рима западноевропейскому. Этим объясняется то, что Демокрит, державшийся вдали: от Афин, был мало известен при жизни.
II. Пробудившаяся мысль обращается, прежде всего, к внешнему миру. Проблемы, заинтересовавшие грека. Относятся к вопросу, что составляет сущность окружающей человека природы, что скрывается под видимым разнообразием.
Мышление стремится проникнуть в тайну смены явлений, в соотношение между отдельными предметами и тем, из чего они происходят и во что превращаются. Желание привести к единству все, принимаемое чувствами, разнообразие заставляет искать основную материю. Одни готовы были признать такой материей воду (Фалес), другие воздух (Анаксимен), иные же, не допуская, чтобы ограниченная материя могла служить субстратом всего бесконечного мира, видели это вещественное первоначало в особой беспредельной материи, не похожей на то, что встречается в окружающей природе (Анаксимандр). Такая основная материя может быть одна или же их несколько: вода, земля, огонь, воздух (Эмпедокл).
Коментариев: 0 | Просмотров: 101 |
Литература
  История философии права | Автор: admin | 29-05-2010, 06:42
Литература истории философии права небогата. Трудов, охватывающих ход юридической и политической мысли на всем протяжении истории, очень мало в западноевропейской литературе. Главное внимание обращается на историю политических учений. Можно указать только следующие сочинения.
R. vоn Moh1, Geschichte und Litteratur der Staatswissenschaften, 3 тома, 1855-1858. Капитальное исследование, не обнимающее, однако, всей философии права.
Hinrichs, Geschichte der Rechts - und Staatsprincipien seit der Reformation, 3 тома, 1848-1852. Относится только к новой философии права.
F. S t a h 1, Die Philosophie des Rechts, том I. Geschtichte der Rechtsphilosophie, последнее издание 1878. Едва ли не единственная полная история философии права. Заканчивается исторической школой. Автор обстоятельно знаком как с философией, так и с правом. Недостает беспристрастия в оценке. Сочинение переведено на французский язык (1882).
В немецкой литературе имеются два кратких обзора истории философии права: Gеуеr, Geschichte und System der Rechtsphilosophie, 1863, стр. 6 - 108 (pyc. пер. Неклюдова, 1866), изложение конспективное, отрывочное, и Lasson, System der Rechtsphilosophie, 1882, стр. 42 - 108, сжато, но содержательно.
Во французской литературе выдается Раu1 Janet, Histoire de la science politique dans ses rapports avec la morale, 2 тома, последнее издание 1887 (первый том в русском переводе 1878). Изящное, увлекательное изложение. Главное внимание отведено политическим учениям. Доведено до Канта.
В английской литературе можно указать Heron, Аn Introduction on the History of Jurisprudence, 1860, по содержанию не вполне соответствуюет представлению об истории философии права.
Наконец, итальянская литература имеет изложение предмета в объемистом труде Саr1е, La vita deldiritto, 1890.
Сравнительно русская литература по истории философии права представляется довольно богатой.
Первым по времени является труд Неволина, профессора киевского университета, История философии законодательства, которая составляет вторую часть его Энциклопедии законодательства, в издании 1857 года занимает стр. 127 - 501, т. I. Заканчивается изложением системы Гегеля. Написано тяжелым слогом. Философские системы охвачены недостаточно полно и представлены довольно туманно. Для своего времени (1889) труд весьма замечательный.
Коментариев: 0 | Просмотров: 53 |
Деление истории философии права на периоды
  История философии права | Автор: admin | 29-05-2010, 06:41
В своем непрерывном течении человеческая мысль, рассуждающая о сущности и наилучшей постановке общественной организации, проявляет в тот или иной исторический момент настолько резко вырисованные черты, что дает основание по этим чертам делить формы ее выражения на периоды.
"История философии права поддается делению на периоды так же как и общая философия. Но периоды эти далеко не совпадают. С точки зрения общей философии, напр., выступление Канта составляет эпоху, поворот мысли от догматизма к критицизму. Напротив, с точки зрения философии права Кант не открывает нового периода, а сам примыкает к уже обнаруженному течению.
С точки зрения исторической перспективы можно установить три резко обособленных общественных миросозерцания: античное, средневековое и современное (новое).
Античное миросозерцание выдается тем, что оно не различает государства и общества, права и нравственности. В небольших союзах, какими были греческие государства, общественное сплочение было так велико, что личность невольно должна была подчиняться полностью общественному союзу, тонула в нем, поглощалась им. Это та особенность, которая так гармонирует с государственным укладом Греции и которая выступает всюду в идеалах, рисуемых греческими философами.
Миросозерцание средних веков характеризуется стремлением к освобождению от земных уз, перенесением своих идеалов в загробную жизнь. Однако в этой погоне за духовной свободой человек, незаметно для самого себя, оказался совершенно связанным земными цепями церкви, и лишился того именно сокровища, ради которого пренебрег всем остальным. Он не мог верить, как хотел, а должен был верить, как его заставляли. Церковь, овладев человеком при помощи государства, которое она обращает в средство для утверждения своей власти. Государство и церковь сливаются в одно, нормы права совпадают с религиозными канонами. Мысль человека и все его поведение скованы железною дисциплиною католицизма. Новое время характеризуется именно высвобождением человека, борьбою личности за свою свободу. Прежде всего, борьба направилась на то благо, потеря которого казалась наиболее чувствительною. Борьба за религиозную свободу знаменует собою конец средних веков и переход к новому времени. В этой борьбе, отыскивая опору, человек выдвигает государство против церкви светский авторитет против духовного, и всеми силами способствует утверждению абсолютизма, который был бы настолько силен, чтобы подчинить себе церковь и освободить от ига католицизма власть и общество. Идея государства обособляется, выдвигается вопрос о суверенитете, о законе в противоположность канону.
Коментариев: 0 | Просмотров: 46 |
Задачи истории философии права
  История философии права | Автор: admin | 29-05-2010, 06:40
Литература: Куно-Фишер, История новой философии, т. I, 1906, стр. 3 - 148; Виндельбанд, История философии, 1898, стр. 7 - 16; кн. С. Трубецкой, Задачи истории философии в Проблемах идеализма; Коркунов, История философии права, изд. 2-е, 1898, стр. 1 - 4; Редкин, Из лекций по истории философии права в связи с историей философии вообще, т. I, 1889, стр. 197 - 352.

I. История философии права имеет своею задачею изложение последовательного образования представлений о правовом порядке в его сущности и в идеале.
Разрешение вопросов о сущности права, об отношении его к государству, к нравственности, находится в зависимости от тех исторических условий, при которых эти вопросы ставятся. Нередко теоретическое объяснение общественных явлений подсказывается желанием найти выход из условий данного времени. На теоретическое освещение оказывают влияние простота или сложность общественной среды. Древний город - государство представляет совершенно иную среду, нежели современное нам государство с многомиллионным населением, часто неоднородным по своему этнографическому, религиозному, культурному составу. История философии права, и должна указать, как ставились и разрешались эти вопросы в разное время и какие причины влияли на их разрешение.
С другой стороны, на истории философии права лежит обязанность представить ряд сменяющих друг друга идеалов правового порядка. Эти идеалы находятся в еще более в зависимости от условий времени и места, при которых они появились. История философии права должна выяснить отношение между идеалом и средой, его породившею*(17). Возможно, конечно, несоответствие между идеальными представлениями и тенденциями времени, и тогда выяснение этого явления может быть найдено только в индивидуальном направлении мысли и воли творца идеала. Вот почему история философии права не в состоянии обойти личную жизнь философа, не всегда отражающуюся в его произведении, но часто объясняющую его. Следует иметь в виду еще то обстоятельство, что позднейшие идеалы нередко (однако не всегда) обусловливаются более ранними. Случается, что позднейшая философская система воспринимает тенденции предшествующих критикою, подчас без прямого указания, прежних идеальных построении. Эту взаимную зависимость, если только она может быть установлена, история, философии права должна выяснить.
Таким образом, при изложении воззрений какого-либо мыслителя история философии права обязана обратить внимание на исторические условия, при которых появляется философское учение, на индивидуальность его создателя, на соотношение между новым и предшествующими учениями.
Коментариев: 0 | Просмотров: 55 |
ukrstroy.biz
ЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:
РАЗНОЕ:
ДРУЗЬЯ САЙТА:

Библиотека документов юриста

СЧЕТЧИКИ: