Сегодня
НАВИГАЦИЯ:
ЮРИДИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ:
РАЗНОЕ:
РЕКЛАМА:
АРХИВ НОВОСТЕЙ:
Допустимость запроса
 (голосов: 0)
  Конституционное правосудие | Автор: admin | 4-06-2010, 12:05
Запрос о проверке конституционности не вступившего в силу международного договора Российской Федерации допустим, если:
1) упоминаемый в запросе международный договор Россий¬ской Федерации подлежит согласно Конституции Российской Федерации и федеральному закону ратификации Государствен¬ной Думой или утверждению иным федеральным органом госу¬дарственной власти;
2) заявитель считает не вступивший в силу международный договор Российской Федерации не подлежащим введению в действие и применению в Российской Федерации из-за его не¬соответствия Конституции Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации не может проверять конституционность ратифицированных, утвержден¬ных или иным способом вступивших в силу международных договоров, участником которых выступает Российская Федерация. В этом случае должен действовать международно-правовой механизм разрешения противоречия, так как одна из сторон ме-ждународного договора не может в одностороннем порядке из¬менять его содержание, не учитывая интересы другой. Статья 27 Венской конвенции о праве международных договоров устанав¬ливает, что участник международного договора "не может ссы¬латься на положения своего внутреннего права в качестве оправ¬дания для невыполнения им договора".
Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации" говорит о возможности проверки международных договоров Российской Федерации, подлежащих ратификации Государственной Думой или утверждению иным федеральным органом государственной власти.
Федеральный закон "О международных договорах Россий¬ской Федерации" к числу международных договоров, подлежа¬щих ратификации, относит договоры:
а) исполнение которых требует изменения действующих или принятия новых федеральных законов, а также устанавливаю¬щие иные правила, чем предусмотренные законом;
б) предметом которых являются основные права и свободы человека и гражданина;
в) о территориальном разграничении Российской Федерации с другими государствами, включая договоры о прохождении го¬сударственной границы Российской Федерации, а также о раз¬граничении исключительной экономической зоны и континен¬тального шельфа Российской Федерации;
г) об основных межгосударственных отношениях по вопро¬сам, затрагивающим обороноспособность Российской Федера¬ции, по вопросам разоружения или международного контроля над вооружениями, по вопросам обеспечения международного мира и безопасности, а также мирные договоры и договоры о коллективной безопасности;
д) об участии Российской Федерации в межгосударственных союзах, международных организациях и иных межгосударствен¬ных объединениях, если такие договоры предусматривают пере¬дачу им осуществления части полномочий Российской Федера¬ции или устанавливают юридическую обязательность решений их органов для Российской Федерации (часть 1 статьи 15).
Закон также устанавливает, что равным образом подлежат ратификации международные договоры Российской Федерации, при заключении которых стороны условились о последующей ратификации (часть 2 статьи 15).

Согласно части 1 статьи 20 Закона принятие, утверждение международных договоров осуществляется:
а) в отношении договоров, заключаемых от имени Россий¬ской Федерации по вопросам, указанным в части 1 статьи 15 Закона — в форме федерального закона в порядке, установ¬ленном для ратификации международных договоров;
б) в отношении договоров, заключаемых от имени Россий¬ской Федерации (за исключением договоров, предусмотренных в пункте "а" части 1 статьи 20 Закона), — Президентом Россий¬ской Федерации, а в отношении договоров, заключаемых от имени Российской Федерации по вопросам, относящимся к ве¬дению Правительства Российской Федерации, — Правительст¬вом Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 20 Закона Президент Рос¬сийской Федерации принимает решения об утверждении, при¬нятии международных договоров по вопросам, относящимся к ведению Правительства Российской Федерации, если это вызы¬вается необходимостью.
Часть 3 статьи 20 Закона устанавливает, что принятие, ут¬верждение международных договоров Российской Федерации межведомственного характера, предусматривающих вступление их в силу после утверждения, принятия, осуществляются феде¬ральными органами исполнительной власти, от имени которых подписаны такие договоры.
Вступление в силу международных договоров может следо¬вать не только после ратификации, принятия и утверждения, но и путем присоединения либо любого другого способа выражения согласия, о котором условились договаривающиеся стороны (статья 21 Закона).
С учетом этого допустимыми для проверки конституционно¬сти в соответствии с пунктом 1 статьи 89 Федерального консти¬туционного закона "О Конституционном Суде Российской Фе¬дерации следует признать не вступившие в силу международные договоры, подлежащие не только ратификации и утверждению, но и иным способам выражения согласия на их обязательность, перечисленным в статье 11 Венской конвенции. Правомерность такого подхода подтверждается положением статьи 91 назван¬ного Закона о Конституционном Суде, согласно которому меж¬дународный договор, признанный неконституционным, "не под¬лежит введению в действие и применению, то есть не может быть ратифицирован, утвержден и не может вступить в силу для Российской Федерации иным образом".
Вместе с тем сам факт прохождения договора через процеду¬ру ратификации, утверждения и иного способа выражения со¬

гласия на его обязательность еще не обязательно означает его немедленное вступление в силу. Дело в том, что в самом тексте договора часто устанавливаются отлагательные сроки вступления договора в силу — например, через несколько месяцев или даже лет после ратификации, после ратификации или присоединения к договору третьих государств (в многосторонних договорах). Кроме того, нужно учитывать существующий в Российской Фе¬дерации порядок опубликования международных договоров, в соответствии с которым международный договор вступает в силу для Российской Федерации только после такого опубликования, если, конечно, иное не установлено самим международным до¬говором. Следовательно, возможны случаи, когда международ¬ный договор уже прошел одну из процедур выражения согласия на его обязательность, но еще не вступил в силу для Российской Федерации. Запрос о проверке конституционности такого меж¬дународного договора в Конституционном Суде тоже может рас¬сматриваться как допустимый.
На практике может возникнуть вопрос о допустимости или . недопустимости проверки конституционности федеральных за¬конов о ратификации международных договоров Российской Федерации, актов Президента и Правительства Российской Фе¬дерации о подписании, принятии, утверждении, присоединении и иных формах выражения согласия Российской Федерации на обязательность для нее международных договоров, которые од¬новременно санкционируют их вступление в силу для Россий¬ской Федерации. Рассмотрение такого рода нормативных актов и признание их неконституционными будет означать и призна¬ние неконституционными соответствующих международных договоров, уже вступивших в силу. Это противоречит смыслу ограничения компетенции Конституционного Суда, которое введено статьей 125 (пункт "г" части 2) Конституции, и между¬народным обязательствам России как участницы Венской кон¬венции о праве международных договоров. Указанные виды нор¬мативных актов не могут быть предметом проверки на конститу¬ционность в Конституционном Суде Российской Федерации.
Коментариев: 0 | Просмотров: 55 |
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

    Другие новости по теме:
Добавление комментария
[not-wysywyg] [/not-wysywyg]
{bbcode}
[not-wysywyg] [/not-wysywyg]{wysiwyg}



ukrstroy.biz
ЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:
РАЗНОЕ:
ДРУЗЬЯ САЙТА:

Библиотека документов юриста

СЧЕТЧИКИ: