Сегодня
НАВИГАЦИЯ:
ЮРИДИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ:
РАЗНОЕ:
РЕКЛАМА:
надежный ремонт стиральных машин сименс . Доставка груза. Перевезти груз дешево перевозки по России или цена перевозки.
АРХИВ НОВОСТЕЙ:
Наследственные болезни
  Курс государственного благоустройства | Автор: admin | 27-05-2010, 01:47
Предупреждение распространения наследственных болезней в современных законодательствах достигается главным образом определением возраста вступления в брак и запрещением браков между родственниками. Наше законодательство признает наименьший возраст для мужчины 18 лет, а для женщины 16 лет, причем местному епархиальному начальству предоставлено разрешать браки не достигшим не более 6 месяцев до законного брачного возраста. В Закавказском крае туземцам разрешаются более ранние браки, а именно: для мужчины в 15 лет, для женщины в 13 лет (т. X, ч. 1., ст. 3). Вместе с этим установлен и предельный возраст, после которого вступление в брак запрещается, таков возраст - 80 лет, и запрещается вступление в четвертый брак.
Наше законодательство не признает болезней, могущих иметь пагубное влияние на здоровье детей, причиной развода. Исключение сделано лишь для брачных евангелического вероисповедания, относительно коих допущен развод в случае прилипчивой болезни одного из супругов (т. XI, ч. I. Уст. ин. исп., ст. 251). Относительно лиц всех вероисповеданий установлено запрещение заключения браков с безумными и сумасшедшими. Дозволение браков для больных сифилисом и т. п. болезнями Н. Рождественский вполне основательно признает крупной ошибкой законодательств. "Допущение нездоровых браков, - говорит он, есть, - быть может, одно из главнейших причин постепенного расслабления и взнеможения человеческого рода, на которое давно уже столь много жалуются". (Осн. госуд. благ., 60).
Коментариев: 0 | Просмотров: 49 |
Физический состав населения
  Курс государственного благоустройства | Автор: admin | 27-05-2010, 01:47
Заботы о нормальном физическом составе населения, т. е. о народном здоровье, принадлежат к числу важнейших полицейских функций государства. По основательному замечанию Н. Рождественского, "даже нравственная обязанность побуждает к сему попечению, как для сохранения необходимого числа жителей, так и для того, что люди слабые и дети вредят богатству и силе государства: только люди в полной силе и здравии своими трудами и службой могут быть полезны отечеству. С каждым человеком, прежде времени умершим, пропадает без пользы капитал, употребленный на его воспитание" (Осн. госуд. благоустройства, стр. 51). И действительно, с чисто хозяйственной точки зрения, затраты на медицинскую полицию являются вполне производительными затратами. Еще А. Кетле по этому поводу сделал следующий расчет: "Человек в первые годы своей жизни, говорит он, живет на счет общества и, так обр., делает долг, с которым он обязан когда-нибудь расплатиться; если же он умирает, не успев этого сделать, то его жизнь скорее бремя, нежели польза. Чтобы узнать, чего он стоит, возьмем самые низкие цены. Я нахожу, что все расходы на содержание 1 дитяти со дня его рождения и до 12 или 16 лет в приютах старого Нидерландского королевства в 1821 г. простирались средним числом до 1110 франков, положим только 1000. Эта сумма, кажется, несколько преувеличена даже для Франции.
Так. обр., каждый индивидуум, выходящий из детства, имеет на себе долг, minimum которого равняется тысяче франков, - сумма, выплачиваемая обществом за содержание ребенка, вверенного его благотворительности. Во Франции ежегодно родится детей более 960000, из которых 2/20 умирают, не успев сделаться полезными; эти 432000 несчастных могут быть рассматриваемы как гости, которые, без состояния и занятия, пришли принять участие в потреблении страны и удалились из нее, не оставив по себе другого следа, кроме печальных прощаний и горького сожаления. Расход, который они причинили, не считая даже времени, посвященного им, представляет огромную цифру в 432 миллиона франков. Если, с другой стороны, обратить внимание на скорби, вызываемые этими потерями, не вознаграждаемыми никакими человеческими жертвами, то будет вполне понятно, как вообще это дело достойно того, чтобы обратить на себя внимание мыслящих и государственных людей".
На международном гигиеническом конгрессе в Гаге в 1883 г. были установлены следующие тезисы: а) каждый расход на гигиенические цели должен быть рассматриваем как сбережение, б) нет ничего более дорогого, как смерть и болезнь, и в) для общества игнорирование человеческою жизнью является наиболее разрушающим элементом. Доктор Rochard на этом съезде определил для Франции ежегодную потерю на смертности и заболеваемости в 1649107027 франков. "Если бы, - заключил он свой доклад, - возможно было уменьшить эти потери на 1/10 часть, то Франция сберегла бы 165 миллионов ежегодно, а между тем разумно организованная система гигиены может дать и более блистательные результаты". В таком положении находятся и другие страны, благодаря тому что медицинская полиция начала правильно организоваться только в недавнее время.
У нас до XVI в. о народном здравии заботилась церковь. С XVI ст. начинается более деятельное участие государства, выписываются врачи из-за границы, учреждаются Аптекарский приказ и аптеки, разводятся аптекарские сады, установляются карантины. При Петре I Аптекарский приказ преобразуется в медицинскую канцелярию как центральное врачебное ведомство. При Екатерине II, с учреждением губерний, назначаются в губернские и уездные города врачи. При Павле I в губернских городах учреждены врачебные управы. С учреждением министерств центральным врачебным органом является Министерство внутренних дел, при котором организован медицинский департамент. В ведении медицинского департамента в настоящее время сосредоточено все управление гражданской медицинской частью, делами судебной медицины и делами медицинской полиции в тесном смысле слова. При департаменте состоит медицинский совет как высшее в государстве врачебно-ученое, врачебно-полицейское и врачебно-судебное место (т. I, ч. II, ст. 1322).
Коментариев: 0 | Просмотров: 58 |
Численный состав населения
  Курс государственного благоустройства | Автор: admin | 27-05-2010, 01:46
Вопрос о количестве населения в стране принадлежит к одному из важнейших вопросов в науке благосостояния. На данной территории может быть слишком мало населения, и это кладет отпечаток на весь строй ее, представляя собой тормоз к развитию ее благосостояния. В стране, население которой недостаточно, основательно замечает Андреевский, сознание потребностей представляется ограниченным, разделение труда осуществляется в жизни едва заметно, каждый сам удовлетворяет своим неприхотливым потребностям, каждый - собственник, не нуждающийся в другом; пользование силами природы - неумелое и слабое; пути сообщения первобытны, мало общественных центров, мало рынков; при незначительности потребителей промышленность - в состоянии младенческом; капиталы прикованы к поземельной собственности; фабричная промышленность не развита, количество ремесленников невелико и несильно по искусству; торговля также в состоянии малоразвитом; очевидным последствием представляется слабость духовного благосостояния, отсутствие действительной государственной жизни; неточное понимание законов социальных приводит к неточностям государственных построений, законодательства и администрации (Пол. пр. т. 1, стр. 305). Недостаточный численный состав населения, таким образом, может быть причиной бедственного положения всей страны, и для поднятия благосостояния необходимо принятие мер к увеличению количественного состава населения.
Также могут быть необходимы и меры против переполнения данной территории населением. Как известно, вслед за Мальтусом многие утверждают, что население имеет естественную тенденцию размножаться быстрее, чем размножаются средства к существованию, почему бедность, нищета - все это явления естественные, представляющие собой результат естественного же несоответствия между средствами к существованию и размножением людей. Если население увеличивается в геометрической прогрессии, между тем как средства к существованию увеличиваются лишь в прогрессии арифметической, необходимо признать, что бедность действительно есть не что-либо другое, как неизбежное зло, проистекающее из самой природы человека. В свое время это учение имело громадное влияние на умы. Согласно с этим учением, жестокосердие, по замечанию Бланки, считалось законом природы, бесчувственность была возведена в систему, сострадание и помощь считались преступлением, так как ими развивалась беспечность и задерживалось удаление тех, кто лишний на земле и в чьем труде общество не нуждается. Считалось, что сама природа повелевает таким людям удалиться и все меры к удержанию их - противоестественные меры. В настоящее время наука отрицает эту систему жестокосердия. Дело в том, что позднейшие исследования убедили, что, с одной стороны, размножение населения не имеет тех свойств, какие приписывались ему Мальтусом и его учениками, а с другой стороны, и размножение средств к существованию в большей степени подчинено воле человека, чем думали прежде.
Воспроизводительные силы населения далеко не могут быть признаны тождественными; они изменяются во времени и в пространстве, и в этом изменении замечается упорядочивающее начало. По учению Добльде, всеобщий закон, управляющий умножением и уменьшением растительного и животного царства, состоит в том, что везде, где виду или роду угрожает опасность, природа употребляет соответствующее усилие к его сохранению и продолжению, увеличивая плодовитость. Чем больше борьбы за существование, тем сильнее в этой среде плодовитость, как существенное средство к сохранению рода. Чем больше существует препятствий, тем сильнее размножение. Это возведено в закон, называемый обыкновенно законом больших чисел. Сущность его можно иллюстрировать на следующем примере: по словам Лейкарта, глист в среднем выводе живет около двух лет; в течение своей двухлетней жизни он производит около 85000000 зародышей; если в течение этого времени число глистов в человеке не изменяется, то из 85000000 зародышей развивается всего один и, следовательно, вероятность полного развития глиста равняется 1/85000000. Очевидно, такая громадная плодовитость - единственное средство, данное природой к сохранению рода. Без этой плодовитости сохранение было бы немыслимо; она необходима в данных условиях к сохранению и развитию рода.
Очевидно также, что в тех случаях, когда изменяются к лучшему условия, когда препятствия к сохранению уменьшаются, должно измениться и плодородие. Вот почему мы и видим, что там, по словам Добльде, где опасность происходит от уменьшения необходимой степени питания, плодородие велико, между тем как состояние полноты, дородство неблагоприятно влияет на способность к размножению; во многих случаях оно даже совершенно убивает эту способность. Народы бедные имеют наибольшую способность к размножению; противоположное явление наблюдается у богатых народов, имеющих избыток в средствах удовлетворения потребностей; у народов с средним достатком является среднее положение, по которому численность населения не увеличивается и не уменьшается, но сохраняет один и тот же численный уровень.
Но этот закон относится к массам, а не к частным, временным и местным условиям. В частных случаях может существовать переполнение страны, и необходимы меры против того зла, которое возникает от избытка населения.
Такие меры прежде всего состоят в расширении пределов вместимости страны для населения. Эти пределы зависят не столько от физических, сколько от культурных условий, и то количество населения, какое является значительным при одних культурных условиях, становится ничтожным при других. Так при перемене системы сельского хозяйства изменяются и пределы вместимости страны для населения. При пастбищной системе земледелия на один гектар (0,9 десят.) приходится всего 0,60 жителей, при залежной - 0,77 чел., при трехпольной - 1,17 чел., а при плодосменной то же пространство земли дает средства к существованию 9,30 жителям. Таким образом, вместе с переходом к высшим системам сельского хозяйства естественным путем раздвигаются пределы вместимости страны для населения. При переполнении данной местности населением, изменяя систему хозяйства, мы тем самым изменяем отношение численного состава населения к пространству и уничтожаем вредные последствия излишней густоты. Цель эта может быть достигнута распространением технических знаний в народе и организацией кредита для улучшения народного труда и вообще народной предприимчивости. Все, что ведет к поднятию последней, должно быть рассматриваемо как средство к расширению пределов вместимости страны для населения. Имея в виду, что вместимость страны обусловливается не столько физическими, сколько культурными причинами, а развитию культуры не может быть положено пределов, мы должны сказать, что в культурном элементе государство имеет такую громадную силу к регулированию численного состава населения, что значение ее беспредельно. Пессимистические учения относительно численного состава населения основаны на игнорировании силы, называемой знанием и наукой.
С другой стороны, увеличение или уменьшение населения может быть результатом создания благоприятных условий для переселения из одних мест в другие или из одних стран в другие страны. - У нас особые меры к привлечению иностранных поселенцев начинаются с Петра Великого; в основании этих мер лежало не столько стремление правительства увеличить количество населения, сколько желание ввести в наш неподвижный строй элемент высшей западноевропейской культуры. Стремление заселить незанятые места иностранными поселенцами начинается со времени Елизаветы Петровны и в особенности со времени Екатерины II. При Елизавете Петровне иностранцы привлекались для заселения южных окраин государства. В 1752 г. по ее поручению полковник Хорват был послан с специальною целью навербовать сербов; явилось 16000 поселенцев, которым отведена была в степях местность, названная Новой Сербией, впоследствии названная Новороссийским краем. Колонисты имели военное устройство, и земли раздавались в следующем порядке: рядовым от 20 до 30 четвертей, прапорщикам до 50, поручикам до 80, капитанам 100. Колонисты должны были по очереди исполнять военные обязанности. Но попытка устроить таким образом на нашей южной границе особый класс военных хлебопашцев не удалась, и при Екатерине II из поселенцев было организовано регулярное войско. Несравненно удачнее оказались меры, предпринятые Екатериной II. 4 декабря 1762 года она издала манифест, в котором было сказано: "что, благосклонно с обыкновенной Императорской Милостью, на поселение в Россию приемлем иностранцев разных наций, кроме жидов". 22 июля 1763 г. были объявлены основания иностранной колонизации в России. Было объявлено, что каждый иностранец, пожелавший переселиться в Россию и заявивший об этом русскому посланнику, получает немедленно кормовые деньги. Переселенцы освобождались от платежа податей от 5 до 30 лет и от рекрутской повинности. Каждому из них, кто пожелает, обещан достаточный надел землей и необходимый для первоначального обзаведения капитал, который выдавался заимообразно, с условием возврата в течение 10 лет, без платежа процентов. Иностранцам, пожелавшим заняться устройством фабрик и заводов, дозволено владеть крепостными. Всем переселенцам обеспечивалась свобода вероисповедания и право строить церкви, исключая монастыри, постройка коих не разрешалась. Внутри каждому поселению было дано самоуправление. Для общего управления колониями учреждалась особая канцелярия опекунства, обязанная отчетностью императрице. Манифест был сообщен всем русским агентам за границей для распространения, а в Германию были отправлены особые комиссары для вербовки переселенцев. По Закону 19 марта 1764 г. для иностранных колоний избрана местность между Доном и Волгой; на каждое семейство определено назначать по 30 десятин земли и признано для наследования право миноратов. Благодаря этим мерам образовались 102 поволжские колонии. В 1770 г. вывоз колонистов был приостановлен. С 1782 г. снова вызывали для поселений в Крыму и в Новороссийском крае.
При Павле I устроены особые местные учреждения для заведования колониями. При Александре I главное управление колониями вверено Министерству внутренних дел и вместе с тем выработаны новые правила для иностранной колонизации. Эти правила состояли главным образом в следующем: 1) решено принимать в поселенцы только тех, кто имел надлежащие свидетельства и поручительства в том, что знаком с сельским хозяйством. Вербовка была прекращена и приостановлена посылка комиссаров. Для большей гарантии в том, что поселенец будет полезным гражданином, требовалось, чтобы каждый из них привозил с собой в наличном капитале или товаре не менее 300 гульденов. 2) Для колонизации назначен Новороссийский край. 3) Поселенцам выдавать кормовые деньги до первого урожая и на обзаведение выдавать ссуды по 300 руб. на семью, без платежа процентов, сроком на 10 лет. 4) Подтверждалось освобождение от рекрутской повинности и военных постоев. - Эти начала легли в основание устава о колониях иностранцев в империи (т. XII Св. законов). В 1871 г. изданы правила об устройстве поселений колонистов. По этим правилам колонисты сохраняют личные преимущества, дарованные прежде, но подчиняются общим установлениям. Они образуют из себя сельские и волостные общества на основании Положения 19 февраля 1861 г. Земли по нормальному наделу. Излишние против нормального надела земли обращаются для заселения выходцами из малоземельных губерний коренных русских. Владение землей, раздел ее, отчуждение и проч. сходны с правилами, установленными для государственных крестьян. Внутри страны в одних местностях может быть избыток населения, между тем как в других недостаток его, и возникает необходимость переселений для установления более правильного отношения населения к территории. В настоящее время в основании таких мер лежит начало, по которому государство создает лишь условия, облегчающие внутренние переселения. Прямое вмешательство государства в это дело противоречит принципу свободы передвижения и потому почти везде оставлено.
В истории наших внутренних переселений необходимо различать три периода. В древней России передвижение было вполне свободно, не подчинялось никакой регламентации. Народ расселялся, повинуясь лишь естественным условиям передвижения. - С XV ст. началось прикрепление крестьян и впервые появляются строгие ограничения свободы внутреннего передвижения населения. Благодаря прикреплению крестьян вновь приобретенные государством земли должны были оставаться незаселенными. Для заселения их правительство прибегает к искусственным мерам, которые состоят главным образом в раздаче поместий служилым людям, которые должны переводить своих крепостных на новые земли или покупать для этой цели крепостных. Но та самая мера, которая вызвала необходимость искусственного прилива населения, вызвала и естественное течение, которое в течение долгого времени признавалось незаконным. Масса населения бежала от крепостного права, от всевозможных притеснений в малозаселенные, привольные края, образуя там села, деревни. В течение этого периода предпринимались также меры, которые можно назвать мерами специального заселения. Дело в том, что известная местность может нуждаться в людях определенной специальности, между тем как в других местностях таких специалистов может существовать избыток. В настоящее время считается общим правилом, что интерес каждого человека служит лучшим руководителем того, где ему заниматься своим ремеслом и своею специальностью. Но это правило не всегда считалось верным. Когда свобода личности в надлежащей мере признана государством, государство не только заботилось о том, чтобы непосредственно переводить людей из одних местностей в другие, но также предпринимало меры и к более специальному передвижению населения, соответственно с потребностью той или иной части страны в людях определенной специальности. Так, у нас Петр Великий предпринимал особые меры к заселению Петербургской губернии надлежащим количеством ямщиков: была составлена особая роспись, в которой указывалось, сколько и из какой губернии следует выбрать ямщиков для отсылки в Петербургскую губернию. Для поселенцев выдавались особые суммы на постройку домов. Беглецы подвергались строгим наказаниям. С половины ХVIII в. начинаются особые меры к заселению Сибири. По распоряжению Правительствующего Сената были назначены лица для описания сибирских земель, снятия их на планы, дабы сообразоваться с этими данными при мерах заселения. При Екатерине II появилась мысль заселять жителями из центра России южные окраины. При Александре I с этой целью раздавались безвозмездно земли, но с тем условием, чтобы получивший землю в течение 10 лет заселял ее, считая на каждые 15 десятин одного человека. У неисполнивших этого условия не только земля отнималась, но он должен был уплатить казне арендную плату за все время пользования, считая по 20 коп. за каждую десятину на год.
Коментариев: 0 | Просмотров: 52 |
Крепостное право и его упразднение
  Курс государственного благоустройства | Автор: admin | 27-05-2010, 01:45
Акты гражданского состояния определяют положение лица в обществе в связи с известными факторами, которым придается значение присвоения тех или других прав определенным лицам. Такие факты в жизни человека, как рождение, брак и смерть, дают известные права в имущественном и общественном положении лиц, почему и предпринимается, с одной стороны, определение самых этих фактов посредством соответствующих учреждений, а с другой стороны, определение значения их как основания прав и обязанностей отдельных лиц.- Во всех современных образованных государствах в последнем отношении принят общий принцип, по которому в юридическом отношении все подданные государства признаются равными. Принцип юридического равенства получил господствующее значение в жизни народов только в недавнее время, после упразднения крепостного права. - Упразднение крепостного права было произведено на различных началах в разных государствах. Во Франции крепостные разделялись на две категории: 1) крепостные, составлявшие личную собственность господ, состоявшие от них в полной личной зависимости, и 2) крепостные полусвободные, лично не составлявшие собственности господ, но во всех других отношениях стоявшие в одинаковом положении с крепостными первой категории. Во второй категории крепостных во Франции нужно различать два вида состояний. Первый составляли крепостные, жившие на участках земли, арендованных у помещика. Вместо арендной платы они обязывались разными натуральными повинностями в пользу помещика; это повлекло за собой право полицейской власти, суда и наказания помещиком. Второй вид составляли те крепостные, которые жили на собственных участках земли. Такие были и в Германии, но там они рано исчезли, потеряв свои земельные участки, во Франции же они сохранились долго. Живя на собственных участках, они находились под защитой и покровительством господ, за что подчинялись их полицейской власти и суду, но они были свободны от натуральных повинностей в пользу помещиков; только для доказательства своей зависимости от них они исполняли некоторые формальные повинности, имевшие значение символическое, выражавшее их зависимость от господ. Но нельзя сказать, чтобы социальное их положение было благоприятно; дело в том, что право патримониального суда помещика распространялось и на них, и по отношению к ним помещик являлся судьей в своем собственном деле. Во Франции раньше, чем в Германии, правительство начало облегчать участь крепостных. Но все меры, принимавшиеся французским правительством к облегчению участи крепостных, не осуществлялись на деле и существовали только на бумаге. Положение крепостных вплоть до 1789 года было невыносимо. Первым делом революции было освобождение крепостных, в ночь на 4 августа 1789 г. крепостное право было отменено самими помещиками, которые, под влиянием господствовавших тогда идей, отказались от вознаграждения за личность крепостных и за феодальные права, связанные с крепостным правом. Было положено вознаграждение за повинности, возникавшие из поземельных отношений. Но так как помещики с течением времени эмигрировали из Франции, то это вознаграждение не состоялось, и в 1793 г. было объявлено, что крестьяне получают землю даром. Итак, Французской революцией были провозглашены два принципа: 1) личность крепостного не подлежит выкупу и 2) за землю, отходящую в пользу крепостных, помещик получает вознаграждение. Осуществлению последнего принципа помешали сами помещики, эмигрировавшие массами и ставшие в ряды неприятельских войск. По справедливому замечанию кн. Васильчикова, "землевладение во Франции было разрушено не революцией, а эмиграцией; принципы, провозглашенные первой, были вполне справедливые, разумные, даже чересчур выгодные для помещиков, но ввиду постыдного бегства и изменнических происков помещиков первоначальное направление должно было измениться по необходимости". Революция, провозгласившая начала безусловной свободы личности, приняла это же начало и относительно поземельного владения крестьян. Code rurale (26 сентября 1791 г.) провозглашает полную имущественную свободу каждого гражданина в следующем знаменитом положении: toute propriete tst libre comme les personnes, qui l`habitent". Были при этом сохранены и некоторые общинные земли, которыми члены общины должны были пользоваться по жребьевым участкам (lots). Впоследствии это общинное начало владения было подробнее развито; Лесной устав безусловно, запретил раздел общинных лесов. В 1838 г. Государственный совет предписал не допускать раздела коммунальных угодий вообще, но в общем коммунальные или общинные имущества имеют некоторое значение, и во французском крестьянском землевладении, основанном после упразднения крепостного права, господствует принцип имущественной свободы каждого. Эта свобода привела к чрезвычайному раздроблению земли и необычайной чересполосности, с которыми в настоящее время приходится вести борьбу в интересах земледелия и поднятия благосостояния народных масс. Факты эти ясно говорят о том, что, признавая полное равенство в юридическом отношении и соответствующую этому имущественную свободу, государство еще не знало, что ему следует делать для благосостояния личности. Оно должно определить положение личности в общине таким образом, чтобы при возможно большей свободе лица община имела над ним и его имуществом известные права, необходимые для правильного развития благосостояния.
§ 3. Между крепостными в Германии необходимо различать две категории: к одной принадлежали крепостные в тесном смысле этого слова, как люди, представлявшие собой своего рода собственность землевладельцев. Землевладелец таких крепостных имел право продавать, дарить, облагать всевозможными натуральными и денежными повинностями, подвергать всевозможным наказаниям, за исключением угрожающих жизни, и пр. Крепостной не имел земли, но пользовался землею, принадлежащею помещику. Так как сам он представлял собой лишь собственность землевладельца, то все, что он имел, не считалось его собственностью, а принадлежало землевладельцу. - Сверх этих крепостных были в Германии и некоторым образом свободные крепостные. Это были люди, лично не принадлежавшие в качестве предмета собственности землевладельцам и в этом отношении резко отличавшиеся от крепостных в тесном значении этого слова. Но во всех остальных условиях жизни и эти лично свободные крепостные вполне подводились к одному знаменателю с действительно крепостными. Происхождение их относится еще ко времени господства общей политической безурядицы, когда право сильного было единственным правом. В этом периоде кулачного права свободные крестьяне должны были искать защиты и покровительства у крупных землевладельцев, жертвуя за покровительство и защиту многими сторонами своей независимости. Так, они должны были вполне подчиниться полицейской власти господ. Поселившись на территории ведомства этой власти, они должны были подчиниться также вотчинному суду господ и в гражданских делах. Затем они были облагаемы повинностями в пользу общины, к которой приписались, напр. повинностями дорожными, школьными и т. п.
Повинности эти были главным образом натуральные, как единственно возможные при слабом развитии денежного обмена. Для выполнения их господин должен был иметь право известных принудительных мер. Это в свою очередь с течением времени привело к праву телесных наказаний таких лично-свободных граждан. Право телесных наказаний проистекало также из подчинения полицейскому суду вотчинника. Наконец такие крепостные обыкновенно арендовали помещичьи земли, за которые также обязаны были отбывать главным образом натуральные повинности. За невыполнение этих повинностей они привлекались к суду самого же землевладельца, который, таким образом, был судьей в своем собственном деле. Понятно, что такое право суда в своих собственных делах в соединении с правом подвергать судившихся телесным наказаниям должно было привести к полному подчинению и лиц этой категории крепостных. К такому порабощению и стремились крепостновладельцы. Стремление их было поддерживаемо и господствовавшим в истекшем столетии воззрением, по которому происхождение лиц этой категории крепостных объяснялось не злоупотреблением господской власти, а, совершенно наоборот, злоупотреблениями крепостных, успевших освободиться от личной зависимости. Таким образом, стремление к порабощению находило оправдание в том, что здесь помещик не отнимал чужого, а возвращал свое, возвращал под свою власть крепостного, успевшего воспользоваться различными условиями и освободиться из под этой власти. - Насколько действительно немецкая литература поддерживала эти стремления, видно из того, что еще в двадцатых годах настоящего столетия многие публицисты защищали крепостное право, утверждая, что поземельные тягости и зависимость крестьянского сословия не должны быть уничтожены, так как земледелие требует, чтобы работник оставался на своем месте, чтобы он был прикреплен к земле, чтобы он был неразрывно связан с ней. Другими словами, прежде всего, доказывалась необходимость в интересах сельского хозяйства прикрепления рабочей человеческой силы к земле и затем уже к тому, кому принадлежала и самая земля. Знаменательно в данном случае то, как отнесся к вопросу о необходимости некоторых сторон этого прикрепления такой представитель экономической науки, как Рошер. Он в 1860 г. утверждал, что "уничтожение некоторых или даже всех крестьянских повинностей без вознаграждения при отчаянных обстоятельствах может быть необходимо, но оно всегда будет страшным насилием и несчастием".
Впрочем, и в немецкой литературе весьма рано раздавались голоса против крепостной зависимости. Так, Юсти утверждал, что крепостная зависимость препятствует надлежащему развитию земледелия. На этом же в особенности настаивал Тер, известный основатель немецкой рациональной агрикультуры. Но не столько голоса этих честных представителей науки, сколько сила политических обстоятельств побудила немецкие правительства приступить к упразднению крепостной зависимости. - До 1848 г. все меры были направлены не к упразднению, а к уменьшению злоупотреблений и ослаблению крепостного права. Важнейшей из мер прошлого столетия нужно признать запрещение произвольного отнятия у крестьян земель, находившихся в их пользовании, и смягчение жестокого обращения с крепостными. Землевладельцы по своему усмотрению распоряжались землей, находившейся в пользовании крестьян, на том основании, что не только земля составляла их собственность, но также принадлежали им и сами крестьяне. Так как землевладельцам же принадлежал и суд в их собственных делах с крестьянами, то понятно, обезземелие крестьян и обращение угодий под господские пашни было облекаемо и в законные формы. Землевладелец пользовался каждым случаем неаккуратного исполнения повинностей для того, чтобы удалить его с земли, лишить его занимаемого им участка. Этот-то произвол в распоряжении землей и был, прежде всего, ограничен со стороны центральных властей. Побуждением к ограничению было не столько человеколюбие, сколько финансовые потребности. Крестьянин для государства, прежде всего, был плательщиком известных государственныхповинностей. Государство поэтому было заинтересовано в том, чтобы он не лишился возможности выполнять повинности, что, прежде всего, зависело от обладания землей. В этих-то видах и предпринимаемы были еще в прошлом столетии меры к некоторому имущественному ограждению крепостных. Запрещение жестокого обращения с крестьянами было вызвано уже мерами человеколюбия, хотя и здесь оказали известное влияние чисто политические причины. Центральная государственная власть постепенно отнимала привилегии вотчинников. Прежде других было отнято право суда в уголовных делах, затем были предпринимаемы известные ограничения и в отпрвлении полицейского суда вотчинниками. В последнем отношении ограничение права налагать телесные наказания было наиболее необходимым для развития центральной власти, ввиду того, что произвол в наложении телесных наказаний в существе дела был равносилен праву уголовного суда и наложения уголовных наказаний.
В борьбе центральной власти с вотчинной необходимо было это ограничение права телесных наказаний. Этими ограничениями произвола со стороны помещиков и ограничивались меры немецких правительств в прошлом столетие против крепостного права. Исключение представляет собой отношение некоторых немецких государств к доменным крепостным. В Пруссии еще в 1702 году доменным крепостным была дарована личная свобода. Крепостных, принадлежавших частным вотчинникам, в этом отношении немецкие правительства не могли трогать. Вотчинники некоторых местностей, напр. Померании, прямо заявляли, что власть правительств не простирается до того, чтобы они могли уничтожить крепостную зависимость, так как это равносильно посягательству на частную, благоприобретенную собственность подданных. С начала настоящего столетия до бурного во всей Западной Европе 1848 года, таким образом, немецкие правительства ограничивались главным образом мерами смягчения; но делаются уже и более определенные попытки к освобождению. Прежде всего, приводится в известность. и определяются законом барщина и оброки. Для уничтожения их признается необходимым постепенный выкуп. В этом отношении несомненную услугу оказал Штюве, в 20-х годах применивший кредит к разрешению крепостных отношений. После 1830 года учреждаются выкупные кассы в Бадене, Вюртемберге, Баварии, Саксонии и Ганновере. По инициативе правительств личная зависимость упразднена, разрешение крепостных отношений, вытекающих из барщины и оброков, предоставлено самим землевладельцам, но патримониальный суд оставлен за помещиками. Только с 1848 года предпринимаются уже решительные меры к полному освобождению. Во всех установившихся конституциях признано крепостное право, подлежащим немедленному упразднению и, вместо прежнего предоставления решения вопроса о выкупе на волю землевладельцев, постановлено требовать его разрешения. Организованы особые учреждения от правительства, задача которых состоит в осуществлении реформы. Эти учреждения должны утверждать добровольные соглашения между крестьянами и землевладельцами. При этом долг крестьян за землю, отошедшую в их собственность, признан государственным долгом, а крестьяне обязаны погашать его с уплатой процентов. При определении выкупной суммы приняты во внимание прежние полицейские обязанности, лежавшие на помещике относительно общин, напр. обязанность поддерживать крестьян во время голода и т. п. С освобождением крестьян помещики освобождались от таких обязанностей, которые представляли собой потерю известной ценности. Ввиду этого решено из выкупной суммы вычитать сумму, представляющую собой эквивалент этих обязанностей. Оценены они в 1/3 часть всей выкупной суммы. В Австрии платежи уменьшены еще тем, что 1/3 приняли на себя провинции и австрийские крестьяне уплачивают всего 1/3 часть. - В Пруссии еще по Закону 1807 года крестьянам дана была личная свобода с 1810 г., с Мартынова дня, но при этом за крестьянами сохранено некоторое право на землю, а именно, помещик из участков древнейшего образования мог присоединять к своим владениям не более половины. За пользование землей крестьяне должны были отбывать в пользу помещика известные повинности. Право полицейской домашней расправы также было оставлено за помещиками. В 1811 и 1816 гг. определены способы перевода земель в собственность крестьян: а) уступкой земли в размере 1/2 или 1/3 в пользу помещика, остальная земля, таким образом, превращалась в собственность крестьянина, б) назначением постоянной ренты от 1/3 до 1/2 дохода с участка, в) уплатой капитала, соответствующего ренте, г) соединением последних двух способов. В 1836 г. был предположен выкуп повинностей, но не удался. - Так было дело до бурного 1848 года, когда явилась необходимость принятия более решительных мер. В 1850 г. такие меры действительно были предприняты. Этим законом регулированы повинности и установлены способы выкупа их. Некоторые из повинностей были вовсе отменены, другие более точно определены и, таким образом, устранен произвол. Для выкупа организованы особые рентные банки, учрежденные в отдельных областях. Выкуп производился: а) посредством капитала, который получался посредством умножения оброка на 18, б) взносом 9/10 ренты в течение 56 лет и 1 месяца, в) взносом полной ренты в течение 41 года и 1 месяца. В обоих случаях рента определялась умножением оброка на 20. В этих случаях помещик получал рентные билеты от банка, в который взносили капитальную сумму крестьяне.
В Австрии наиболее решительные меры к упразднению крепостной зависимости также были предпринимаемы только после 1848 г. Характеристическая особенность здесь состоит в том, что за освобождение личности помещик ничего не получал, не получал также выкупа за те повинности, которые вытекали не из имущественных, а из личных отношений зависимости крестьян от помещика. Из выкупной суммы вычитывалась ценность повинности помещика в пользу общины, что определено было считать равным 1/3 выкупной суммы. Остальные 2/3 оброка капитализировались из 5% и следовали помещику. Вознаграждение выдавалось областными выкупными учреждениями пятипроцентными облигациями. День барщины ценился в 1/3 вольнонаемной платы.
Коментариев: 0 | Просмотров: 86 |
Акты гражданского состояния
  Курс государственного благоустройства | Автор: admin | 27-05-2010, 01:45
Государство, организуя население, должно определить и с юридической стороны место каждого отдельного члена, входящего в состав его, а также и лиц, временно пребывающих на его территории. Такое определение юридического места лиц называется обыкновенно организацией их гражданского состояния.
Гражданское состояние зависит, с одной стороны, от естественных фактов, каковы: рождение, брак, смертность, с которыми соединяется то или иное юридическое положение человека среди других людей. С другой стороны, оно зависит от государственных условий, благодаря которым, под влиянием тех или иных воззрений на цели государства и средства к достижению их, отдельным лицам придается то или иное состояние, те или иные права в среде других лиц. В обоих случаях для обозначения гражданского состояния необходима организация соответствующих учреждений, посредством которых в точности определялось бы: тождественность лица, его имя и фамилия, семейное положение, принадлежность к тем или иным классам общества, если таковые существуют, и т. п. С этой целью во всех образованных государствах ведутся так называемые акты гражданского состояния.
Эти акты получили особое значение в числе функций государства в новое время. Первоначально это были лишь церковные метрические книги, содержимые духовенством и имевшие значение исключительно религиозное. По всей вероятности, и начало их должно быть отнесено лишь к тому времени, когда христианство распалось на отдельные вероучения, между представителями которых существовала вражда, и было необходимо посредством известных записей констатировать то, кто к какому вероучению принадлежит по самому рождению своему. Для целей же религиозных необходимо было наблюдение и за принадлежностью к церкви родившегося в ней, для чего велись записи браков, исповеди и т. п. В первое время не было никаких законодательных постановлений о способах ведения этих книг. Только в 1545 году на Тридентском соборе было установлено, что метрические книги обязаны вести приходские священники, и определено то, что должно быть в них вписываемо. Но и в это время государство еще не вмешивалось в дело, считая ведение метрических книг делом исключительно церковным.
Вмешательство государства начинается лишь с половины XVIII века. Поводом к такому вмешательству послужило то обстоятельство, что государства признали необходимым иметь сведения о составе населения, об его увеличении или уменьшении, для чего и пригодились метрические книги. Для более точного исчисления количества населения необходимо было позаботиться о более точном и правильном ведении метрических книг. С другой стороны, с развитием и осложнением экономических отношений в высшей степени важно было правильное ведение таких книг также потому, что с фактами рождений, браков и смерти связывались известные имущественные права. Вот почему с половины XVIII в. некоторые государства начинают требовать ведения метрических книг духовенством всех безразлично вероисповеданий и установлять контроль за тем, чтобы дело правильно велось. Здесь хотя акты гражданского состояния еще ведутся духовенством, но, тем не менее, в это дело входит в значительной мере элемент государственный, и книги ведутся не только для церковных целей, но также для целей государственных. Но с конца XVIII века начинается стремление вовсе отнять от этих книг их религиозный и придать чисто гражданский характер, превратить их в действительные книги гражданского состояния. Стремление это проявилось в том, что хотя ведение церковных книг и не запрещалось, но государство со своей стороны начало организовывать известные учреждения с этой целью, и только таким книгам придается значение формальных актов гражданского состояния. Во Франции еще в 1791 году было поручено ведение таких книг мэрам. Мэр в каждой гмине обязан вести книги рождения, браков и смертности согласно с правилами, установленными в Кодексе Наполеона (ст. 34 - 101). Французская система принята в Италии 20 марта 1865 года.
В Англии, по законам 1834, 1837, 1854 г.г., организованы особые учреждения с этой целью. Во главе этих учреждений стоит центральное бюро актов гражданского состояния - Central Register office, в Лондоне - подчиненное Министерству внутренних дел. В провинциях система актов гражданского состояния соединена с учреждениями благотворительности. Каждый округ для бедных есть также округ для актов гражданского состояния. В округе полагается особый чиновник, ведущий книги, причем обыкновенно должность этого чиновника соединена с должностью секретаря округа для бедных. Каждый округ в свою очередь делится на части, в которых полагается отдельный registrar, записывающий каждые отдельные случаи рождений, браков, смертности, без различия того, кто к какому вероисповеданию принадлежит. Впрочем, исключение из последнего установлено для актов о браках, которые в англиканской церкви ведутся духовенством, обязанным каждую четверть года присылать дубликаты книг о браках местным чиновникам актов гражданского состояния. - В других странах книги ведутся духовенством, например в Австрии и России. - У нас акты гражданского состояния разделяются на общие и частные. К первым относятся акты о рождениях, браках и смертности, ведение которых возложено на духовенство. - Эти общие акты называются обыкновенно приходскими или метрическими книгами. Ведутся они отдельно духовными лицами разных вероисповеданий. Относительно книг, содержимых духовенством православного вероисповедания, постановлены следующие правила. Духовные консистории к концу каждого года для каждого прихода приготовляют книги по определенному в законе образцу и рассылают в каждую церковь. Книги должны храниться в самой церкви, а не в домах священнослужителей и церковнослужителей (1563 т. IX). Родившиеся, бракосочетавшиеся и умершие записываются немедленно по исполнении каждой требы (1564), причем всякие подчистки в книгах строго воспрещаются. Если за отсутствием приходского священника крещение младенца совершено в другом приходе, то там и записывается, но приходскому священнику выдается особое свидетельство о том для приложения к церковным книгам. Каждый месяц эти книги должны быть свидетельствуемы причтом и подводимы итоги. В январе следующего года эти книги отсылаются в консисторию с удостоверением, что списки с книг оставлены при церквях для хранения в ризницах. Для верности записей постановлено, что каждый прихожанин имеет право требовать показать ему запись и, если окажутся ошибки, немедленно исправлять. Священники и сами должны приглашать участвующих обозревать, верно ли записи произведены (1573). Метрические свидетельства выдаются только из консистории (1574), причем по указу Святейшего Синода 7 сентября 1835 года эти свидетельства должны быть выдаваемы "по всем случаям, в каких оные могут быть испрашиваемы". Свидетельство выдается только один раз. Новое не выдается не иначе как до представлении законных доказательств об утрате прежнего (1577). Постороннее лицо, просящее метрическое свидетельство, обязано представить законную для этого доверенность. Но выписи могут быть выдаваемы и приходскими священниками, причем имеют значение "предохранительных документов"; полную же силу получают лишь тогда, когда будут представлены в консисторию и утверждены подписью в том, что оказались верными с метрической книгой, хранящеюся в консистории (1580).
У католиков таким же образом метрические книги заготовляются духовной консисторией и рассылаются по приходам, где ведутся записи настоятелями церквей или викарными священниками. По прошествии года эти книги также высылаются в консисторию для хранения в епархиальных архивах (1582-1591).
По исповеданию евангелическо-лютеранскому каждый проповедник ведет списки рождающихся, крещаемых, конфирмуемых, причащаемых, обручаемых, оглашаемых, сочетающихся браком и погребаемых (1592). Копии списков ежегодно представляются в консисторию. Кроме этого каждый проповедник должен иметь один общий список всех прихожан (1601).
Коментариев: 0 | Просмотров: 60 |
ukrstroy.biz
ЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:
РАЗНОЕ:
ДРУЗЬЯ САЙТА:

Библиотека документов юриста

СЧЕТЧИКИ: