НАВИГАЦИЯ:
ЮРИДИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ:
- Курс государственного благоустройства[полицейское право] 1890 г. (Антонович А.Я.)
- О cущности правосознания (И.А. Ильин)
- Теория права и государства[воспроизводится по изданиям 1915 и 1956 г.г.] (И.А. Ильин)
- Типы господства (Макс Вебер)
- Происхождение семьи, частной собственности и государства 1986 г. (Фридрих Энгельс)
- Право и факт в римском праве 1898 г. (Покровский И.A.)
- Лекции по истории философии права 1914 г. (Новгородцев П.И.)
- План государственного преобразования (введение к уложению государственных законов 1809 г.) с приложением "Записки об устройстве судебных и правительственных учреждений в России" (1803 г.), статей "О государственных установлениях", "О крепостных людях" и Пермского письма к императору Александру (Сперанский М.М.)
- Анализ понятия о преступлении 1892 г. (Пусторослев П. П.)
- Общая теория права Элементарный очерк. По изданию 1911 г. (Хвостов В.М.)
- История философии права Университетская типография 1906 г. (Шершеневич Г.Ф.)
- Общая теория права Москва: издание Бр. Башмаковых, 1910 г. (Шершеневич Г.Ф.)
- Об юридических лицах по римскому праву (Суворов Н.С.)
РАЗНОЕ:
- Французское административное право (Г.Брэбан)
- Конституция РСФСР 1918 года (Чистяков О.И.)
- Конституция СССР 1924 года (Чистяков О.И.)
- Основы конституционного строя России (Румянцев О. Г.)
- Адвокатская этика (Барщевский М.Ю.)
- Советское гражданское право (Пушкин А.А., Маслов В.Ф.)
- Авторское право в издательском бизнесе и сми (М.А. Невская, Е.Е. Сухарев, Е.Н. Тарасова)
- Авторское право СССР (Антимонов Б.С., Флейшиц Е.А.)
- Интеллектуальная собственность (Мэггс П.Б., Сергеев А.П.)
- Корпоративное предпринимательство: от смысла к предмету (С.Б.Чернышев)
- Административные правонарушения (Борисов А.Н.)
РЕКЛАМА:
АРХИВ НОВОСТЕЙ:
Местное самоуправление как форма публичной власти не только не исключает, но, наоборот, предполагает наличие и функционирование в системе организации различных видов оплачиваемых чиновников и служащих, обеспечивающих решение всех вопросов местного значения. Современное состояние экономики, социально-культурной и бытовой инфраструктуры всех видов поселений таково, что без подключения к их управлению специалистов, профессионалов соответствующих органов муниципального управления руководить местным хозяйством невозможно.
Конституция РФ, разграничив понятия государственной власти и местного самоуправления (и соответственно их органов), обусловила необходимость создания института муниципальной службы и муниципальных служащих. Понятие и общие принципы организации муниципальной службы, вопросы правового положения муниципальных служащих сформулированы в Федеральном законе от 8 января 1998 г. «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации».
Однако прежде чем определить, что такое муниципальная служба и муниципальный служащий, надо установить, что входит в понятие муниципальной должности. В соответствии с Законом об основах муниципальной службы под муниципальной должностью понимается должность, предусмотренная уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Федерации, с установленными полномочиями на решение вопросов местного значения и ответственностью за осуществление этих полномочий, а также должность в органах местного самоуправления, образуемых в соответствии с уставом муниципального образования, с установленными кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного органа местного самоуправления и ответственностью за исполнение этих обязанностей.
Все муниципальные должности подразделяются на выборные и иные муниципальные должности. При этом выборные должности могут замещаться как в результате муниципальных выборов, так и на основании решений представительного или другого выборного органа местного самоуправления (первый случай касается депутатов, членов выборного органа местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, второй – лиц, избранных в состав указанных органов в результате муниципальных выборов). Иные муниципальные должности замещаются путем заключения трудового договора.
Муниципальной службой признается профессиональная деятельность, которая осуществляется на постоянной основе на муниципальной должности, не являющейся выборной.
Конкретные вопросы муниципальной службы регулируются законодательством субъектов Федерации (их конституциями, уставами, законами) в соответствии с Конституцией РФ, Законом об основах муниципальной службы, другими федеральными законами. На муниципальных служащих распространяется законодательство о труде с учетом особенностей, предусмотренных Законом об основах муниципальной службы.
Финансирование муниципальной службы осуществляется за счет средств местного бюджета. Однако минимально необходимые расходы муниципальных образований на муниципальную службу учитываются федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Федерации при определении минимальных местных бюджетов.
Таким образом, муниципальную службу можно рассматривать с объективной и субъективной стороны. С объективной стороны муниципальная служба представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, которые связаны с зачислением на должность, поощрением, прохождением службы, отставкой и т.д. В таком понимании муниципальная служба рассматривается как комплексный правовой институт. С субъективной стороны муниципальная служба – это профессиональная деятельность лиц, которые занимают оплачиваемые невыборные должности в органах местного самоуправления и реализуют принадлежащие муниципальному образованию права и обязанности1.
Муниципальная служба основана на следующих принципах:
1) верховенство Конституции РФ, федеральных законов и законов субъектов Федерации над иными нормативными правовыми актами, должностными инструкциями при исполнении муниципальными служащими должностных обязанностей и обеспечении прав муниципальных служащих;
2) приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственного действия;
3) самостоятельность органов местного самоуправления в лределах их полномочий;
4) профессионализм и компетентность муниципальных служащих;
;, 5) ответственность муниципальных служащих за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей;
6) равный доступ граждан к муниципальной службе в соответствии с их способностями и профессиональной подготовкой и вне зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям;
7) единство основных требований, предъявляемых к муниципальной службе, а также учет исторических и иных местных традиций;
8) правовая и социальная защищенность муниципальных служащих;
9) внепартийность муниципальной службы.
В.И. Фадеев в своей работе отмечает ряд специфических признаков муниципальной службы: во-первых, она учреждается и функционирует в сфере публичной власти, носит публично-правовой характер, во-вторых, имеет специфические задачи, связанные с обеспечением полномочий местного самоуправления, и наконец, имеет определенную преемственность с государственной службой. Так, стаж работы на муниципальных должностях зачисляется в стаж работы на государственных должностях, и наоборот1.
Муниципальным служащим признается гражданин России, исполняющий в порядке, определенном уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Федерации, обязанности по муниципальной должности муниципальной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств местного бюджета. Лица, не замещающие муниципальные должности муниципальной службы и исполняющие обязанности по техническому обеспечению деятельности органов местного самоуправления, к муниципальным служащим не относятся.
Муниципальные должности муниципальной службы устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с реестром муниципальных должностей муниципальной службы, утверждаемым законом субъекта Федерации. Например, в Законе Томской области от 7 декабря 1995 г. «О муниципальной службе в Томской области» установлены следующие группы муниципальных должностей: высшие, главные, ведущие, старшие, младшие. Причем к высшим муниципальным должностям относятся глава муниципального образования, руководитель представительного органа местного самоуправления, работающий на постоянной основе, и руководитель муниципального органа исполнительной власти, к главным – их заместители, а также управляющие делами, председатель постоянного комитета и депутат представительного органа муниципального образования, работающие на постоянной основе. К ведущим должностям относятся: заместитель управляющего делами, руководители, заместители руководителей, начальники структурных отделов, советник самостоятельных управлений, комитетов, отделов и иных органов, являющихся юридическими лицами, а также руководители, заместители руководителей, начальники структурных отделов исполнительного органа муниципального образования, главный бухгалтер, руководитель информационной службы (пресс-секретарь), к старшим должностям – главный и ведущий специалисты, помощник, консультант, и наконец, к младшим должностям относятся специалисты 1-й и 2-й категории, специалист, сборщик налогов, депутат, избранный на сходе граждан, работающий на постоянной основе (староста).
В Новосибирском областном Законе от 7 октября 1997 г. «О муниципальной службе в Новосибирской области», в Законе Приморского края от 20 января 1997 г. «О муниципальной службе в Приморском крае», в Законе Смоленской области от 12 мая 1997 г. «О муниципальных должностях и муниципальной службе Смоленской области» и в соответствующих законах ряда других субъектов Федерации воспроизведены нормы Закона об основах государственной службы – введены муниципальные должности категорий «А», «Б» и «В». В этих регионах используются понятия «группы муниципальных должностей» либо «группы должностей муниципальных служащих» и принята такая же, как в Томской области, пятизвенная система муниципальных должностей муниципальной службы.
В законах Новосибирской области и Приморского края закрепляется, что высшие и главные должности муниципальной службы устанавливаются уставом муниципального образования в соответствии с областными (краевыми) законами и федеральными законами (в Приморье), ведущие и старшие должности – правовыми актами муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования, областными (краевыми) законами и федеральными законами (в Приморье), младшие должности – правовыми актами муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования.
В Законе Смоленской области не указываются правовые акты, устанавливающие каждую из этих пяти групп должностей, но дается приложение к Закону с примерным реестром муниципальных должностей.
В соответствии с этим реестром муниципальные должности муниципальной службы занимают:
высшие – первые заместители глав, руководителей организационно-распорядительных органов муниципальных образований, управляющие делами и руководители аппаратов представительных и организационно-распорядительных органов, а также руководители организационно-распорядительных органов районов в городах (категория «Б»); начальники управлений, председатели комитетов, начальники финансовых отделов, главы администраций городов, поселков, сельских округов (категория «В»);
главные – заместители начальников управлений, председателей комитетов, начальников финансовых отделов, начальники (заведующие) отделами записи актов гражданского состояния, архивными отделами, заместители начальников финансовых отделов (главные контролеры-ревизоры), заместители глав администраций городов, поселков, сельских округов (категория «В»);
ведущие – помощники, советники (консультанты) и пресс-секретари глав муниципальных образований, помощники руководителей и депутатов представительных органов местного самоуправления (категория «Б»); начальники, заведующие отделов, начальники и заместители финансовых отделов и инспекций, консультанты, советники (категория «В»);
старшие – главные специалисты (управлений сельского хозяйства, главные бухгалтера), ведущие специалисты (категория «В»);
младшие – специалисты 1-й и 2-й категории, специалисты (категория «В»).
В соответствии с Законом Воронежской области от 15 апреля 1996 г. «О муниципальной службе в Воронежской области» муниципальные должности подразделяются на три категории: «А», «Б» и «В», однако две последние – еще и на классы. Установлено, что каждая группа таких должностей (высшие, главные, ведущие, старшие и младшие) имеет 1, 2 и 3 классы. При этом соответствие конкретных должностных лиц категориям, группам и классам муниципальных должностей устанавливается реестром муниципальных должностей муниципального образования. Так, Реестр муниципальных должностей в г. Воронеже, утвержденный постановлением муниципального Совета г. Воронежа от 24 октября 1996 г., относит: к муниципальным должностям категории «А» – глав местного самоуправления и администрации города, заместителя председателя городского муниципального Совета, депутатов городского муниципального Совета, работающих на постоянной основе (председателей и заместителей председателей постоянных комиссий); к высшим муниципальным должностям категории «Б» – заместителей главы администрации города, директоров департаментов, председателей комитетов, руководителя аппарата администрации города, глав администраций районов города; к высшим муниципальным должностям категории «В» – заместителей глав и руководителей аппаратов администраций районов города, начальники департаментов, управлений, комитетов, отделов администрации города, начальника регистрационной палаты и некоторых других лиц.
Законом г. Москвы от 21 октября 1998 г. «О муниципальной службе в районах города Москвы» установлено, что муниципальные должности в столице подразделяются на три группы: ведущие, старшие и младшие. Муниципальные должности муниципальной службы включаются в реестр муниципальных должностей муниципальной службы, который утверждается специальным законом г. Москвы. Для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лиц, замещающих должности глав Управ, учреждаются муниципальные должности муниципальной службы в районах Москвы: помощник, советник главы Управы. Муниципальная служба на этих должностях, а также первого заместителя и заместителя главы Управы, управляющего делами Управы ограничивается сроком, на который избирается глава Управы.
Законами субъекта Федерации устанавливается соотношение муниципальных должностей муниципальной службы и государственных должностей государственной службы России с учетом квалификационных требований, предъявляемых к соответствующим должностям муниципальной и государственной службы. Например, Законом г. Москвы «О муниципальной службе в районах города Москвы» группы муниципальных должностей муниципальной службы соответствуют государственным должностям государственной службы: ведущие, старшие и младшие муниципальные должности в городе приравниваются к ведущим, старшим и младшим государственным должностям государственной службы.
Для определения уровня профессиональной подготовки и соответствия муниципального служащего занимаемой должности проводится его аттестация. Федеральный закон не регламентирует эту процедуру, общие требования к аттестации определяются законодательством субъектов Федерации о муниципальной службе, а порядок и условия ее проведения, как правило, устанавливаются уставами и иными нормативными правовыми актами муниципальных образований1.
В субъектах Федерации различаются сроки проведения аттестации муниципальных служащих. В Приморском крае, например, аттестация муниципальных служащих проводится не чаще одного раза в два года и не реже одного раза в четыре года, в Воронежской области – не чаще одного раза в год и не реже одного раза в четыре года. В Смоленской же области различают очередную аттестацию и внеочередную: первая проводится один раз в четыре года с целью установления соответствия аттестуемого занимаемой должности, вторая – при назначении муниципального служащего на новую муниципальную должность, а также по предложению соответствующего органа местного самоуправления (при этом как очередная, так и внеочередная аттестации муниципального служащего могут проводиться не ранее года с момента последней аттестации).
По результатам квалификационного экзамена или аттестации муниципальным служащим присваиваются квалификаци-1 онные разряды. Они указывают на соответствие уровня профессиональной подготовки муниципальных служащих квалификационным требованиям, предъявляемым к муниципальным должностям в соответствии с классификацией муниципальных должностей муниципальной службы. Квалификационные разряды, порядок их присвоения и сохранения при переводе или поступлении муниципальных служащих на иные муниципальные должности муниципальной службы либо государственные должности государственной службы субъектов Федерации, а также при увольнении муниципальных служащих устанавливаются законами субъекта Федерации в соответствии с федеральным законодательством. Так, в Приморском крае муниципальным служащим, замещающим высшие должности, присваиваются квалификационные разряды действительного муниципального советника 1, 2 или 3 класса; замещающим главные и ведущие должности – муниципального советника 1, 2 или 3 класса; старшие должности – советника муниципальной службы 1, 2 или 3 класса; младшие должности – референта муниципальной службы 1, 2 или 3 класса.
В Смоленской области квалификационные разряды действительного муниципального советника 1, 2 и 3 класса, как и в Приморском крае, присваиваются муниципальным служащим, замещающим высшие муниципальные должности, но разряды муниципального советника 1, 2 и 3 класса – только муниципальным служащим, замещающим главные муниципальные должности. Квалификационные разряды советника муниципальной службы 1, 2 и 3 класса присваиваются им при замещении ведущих и старших муниципальных должностей, младшим – референта муниципальной службы 1, 2 или 3 класса.
В Москве лицам, замещающим ведущие муниципальные должности муниципальной службы, могут быть присвоены квалификационные разряды муниципального служащего 1, 2 и 3 разряда; замещающим старшие муниципальные должности – муниципального служащего 4, 5 и 6 разряда; младшие муниципальные должности – муниципального служащего 7, 8 и 9 разряда.
Права и обязанности муниципального служащего устанавливаются уставом муниципального образования или нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с Законом об основах муниципальной службы, иными федеральными законами, законами субъекта Федерации.
Пребывание на муниципальной службе обусловливает наличие определенных ограничений. Муниципальный служащий не вправе:
1) заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности;
2) быть депутатом Государственной Думы, законодательного (представительного) органа субъекта Федерации или представительного органа местного самоуправления, членом иных выборных органов местного самоуправления, выборным должностным лицом местного самоуправления;
3) заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц;
4) состоять членом органа управления коммерческой организации, если иное не предусмотрено законом или если в порядке, установленном уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Федерации, ему не поручено участвовать в управлении этой организацией;
5) быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в органе местного самоуправления, в котором он состоит на муниципальной службе либо который непосредственно подчинен или подконтролен ему;
6) использовать в неслужебных целях средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, другое имущество и служебную информацию;
7) получать гонорары за публикации и выступления в качестве муниципального служащего;
8) получать от физических и юридических лиц вознаграждения (подарки, деньги, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения), связанные с исполнением им должностных обязанностей;
9) выезжать в командировки за счет средств физических и юридических лиц, за исключением командировок, осуществляемых на взаимной основе по договоренности органов местного самоуправления муниципального образования с органами местного^ самоуправления других муниципальных образований, а также с органами государственной власти и самоуправления иностранных государств, международными и иностранными некоммерческими организациями;
10) принимать участие в забастовках;
11) использовать свое служебное положение в интересах политических партий, религиозных и других общественных объединениях; образовывать в органах местного самоуправления структуры политических партий, религиозных и других общественных объединений, за исключением профессиональных союзов.
Муниципальный служащий обязан:
передавать в доверительное управление под гарантию муниципального образования на время прохождения муниципальной службы находящиеся в его собственности доли (пакеты акций) в уставном капитале коммерческих организаций в порядке, установленном уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Федерации;
ежегодно представлять в органы государственной налоговой службы в соответствии с федеральным законом сведения о полученных им доходах и об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, которые являются объектами налогообложения. Такие же сведения должны представлять и граждане, поступающие на муниципальную службу.
Для лица, находящегося на муниципальной службе, гарантируются'.
1) условия работы, обеспечивающие исполнение им должностных обязанностей;
2) денежное содержание и иные выплаты;
3) ежегодный оплачиваемый отпуск;
4) медицинское обслуживание его и членов его семьи, в том числе после выхода его на пенсию;
5) пенсионное обеспечение за выслугу лет и пенсионное обеспечение членов семьи муниципального служащего в случае его смерти, наступившей в связи с исполнением им должностных обязанностей;
6) обязательное государственное страхование на случай причинения вреда здоровью и имуществу в связи с исполнением им должностных обязанностей;
7) обязательное государственное социальное страхование/на случай заболевания или потери трудоспособности в период прохождения им муниципальной службы или после ее прекращения, но наступивших в связи с исполнением им должностных обязанностей;
8) защита его и членов его семьи в порядке, установленном законами, от насилия, угроз, других неправомерных действий в связи с исполнением им должностных обязанностей.
В случае ликвидации или сокращения штата работников органа местного самоуправления муниципальному служащему предоставляются гарантии, установленные законодательством о труде для работников в случае их увольнения в связи с ликвидацией предприятий, учреждений, организаций, сокращения штата работников. Законами субъекта Федерации и уставом муниципального образования могут быть предусмотрены дополнительные гарантии для муниципального служащего, а также размер должностного оклада, размеры и порядок установления надбавок и иных выплат к должностному окладу муниципального служащего.
Муниципальному служащему устанавливается ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью не менее 30 календарных дней, а для отдельных категорий муниципальных служащих федеральными законами и законами субъектов Федерации – большей продолжительности. Сверх ежегодного оплачиваемого отпуска муниципальному служащему за выслугу лет предоставляется в порядке и на условиях, определяемых федеральными законами и законами субъектов Федерации, дополнительный оплачиваемый отпуск. Ежегодный и дополнительный оплачиваемые отпуска суммируются и по желанию муниципального служащего могут предоставляться по частям, при этом продолжительность одной части предоставляемого отпуска не может быть менее 14 календарных дней. Муниципальному служащему может быть предоставлен отпуск без сохранения заработной платы на срок не более одного года, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами, законами субъекта Федерации устанавливаются виды поощрений муниципальных служащих и порядок их применения, а также дисциплинарные взыскания. Последние могут налагаться на муниципального служащего за неисполнение или ненадлежащее исполнение им возложенных на него обязанностей (т.е. за совершение должностного проступка).
В области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государств венного служащего, устанавливаемые федеральными законами и законами субъекта Федерации. Определение размера государственной пенсии муниципального служащего осуществляется в соответствии с установленным законом субъекта Федерации соотношением муниципальных должностей муниципальной службы и государственных должностей государственной службы. Максимальный размер государственной пенсии муниципального служащего не может превышать максимальный размер государственной пенсии государственного служащего по соответствующей государственной должности. В случае смерти муниципального служащего, связанной с исполнением им должностных обязанностей, в том числе наступившей после увольнения его с муниципальной службы, члены семьи умершего имеют право на получение пенсии по случаю потери кормильца.
Существуют несколько способов замещения муниципальных должностей: назначение (в том числе в порядке представления), конкурс, зачисление.
Назначение осуществляется вышестоящим должностным лицом или руководителем и оформляется приказом, распоряжением, другими правовыми актами. В порядке представления на муниципальную должность, как правило, назначаются муниципальные служащие, замещающие должности категории «Б», при этом правом представления обладают лица, находящиеся на должностях категории «А». В порядке представления на муниципальную должность могут назначаться также лица, включенные в резерв муниципальной службы. В этом случае представление производится кадровыми службами органов местного самоуправления и направляется должностному лицу, обладающему правом назначения на соответствующую муниципальную должность муниципальной службы.
Замещение должности по итогам конкурса – это ее занятие по результатам состязания специалистов, подавших заявление о своем участии в конкурсе. Кандидатов на муниципальную
должность муниципальной службы оценивает специальная конкурсная комиссия.
Зачисление производится путем заключения контракта (договора) и последующего издания соответствующего приказа либо иного правового акта о приеме на работу.
Для граждан, впервые принятых на муниципальную службу, может быть установлен испытательный срок. Порядок и условия испытания устанавливаются федеральными актами и законодательством субъектов Федерации. Например, в Законе Томской области «О муниципальной службе в Томской области» установлен испытательный срок в три месяца. Законом Смоленской области «О муниципальных должностях и муниципальной службе Смоленской области» предписано для граждан, впервые принимаемых на муниципальную должность, а также для муниципальных служащих при переводе на муниципальную должность другой группы или иного профиля, устанавливать испытание (со стажировкой) от трех до шести месяцев, а продолжительность – по усмотрению руководителя соответствующего органа местного самоуправления.
В стаж муниципальной службы включается время работы на муниципальных должностях муниципальной службы, выборных муниципальных должностях и государственных должностях. Включение в стаж муниципальной службы иных периодов трудовой деятельности осуществляется в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Федерации. Этот стаж приравнивается к стажу государственной службы государственного служащего, а время работы на муниципальных должностях засчитывается служащему в стаж, исчисляемый для предоставления ему льгот и гарантий, предусмотренных законодательством о государственной службе.
Увольнение с муниципальной службы регулируется нормами как муниципального, так и трудового права. Во многих законах субъектов Федерации содержатся нормы, что помимо оснований, предусмотренных федеральным законодательством о труде, увольнение муниципального служащего может быть осуществлено по инициативе руководителя органа местного самоуправления в случаях: достижения им предельного возраста, установленного для замещения муниципальной должности муниципальной службы; прекращения гражданства России; несоблюдения обязанностей и ограничений, установленных для муниципального служащего; разглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну, а также ставших ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей сведений, затрагивающих частную жизнь, честь и достоинство граждан; возникновения других обстоятельств, исключающих нахождение лица на муниципальной службе.
Несмотря на то что Закон об основах муниципальной службы не устанавливает предельного возраста нахождения на муниципальной службе, законами субъектов Федерации, как правило, по аналогии с федеральным законодательством о государственной службе устанавливается предельный возраст – 60 лет. Во многих субъектах Федерации допускается продление нахождения на муниципальной службе муниципальных служащих, занимающих высшие, главные и ведущие муниципальные должности и достигших предельного для муниципальной службы возраста, решением руководителя органа местного самоуправления. Однако в отдельных субъектах Федерации предусмотрены и другие варианты. В Москве, например, возможно продление нахождения на муниципальной службе муниципальных служащих, достигших 60 лет, и замещающих ведущие, старшие и младшие муниципальные должности муниципальной службы (как отмечалось выше, законодательством Москвы не предусмотрены высшие и главные муниципальные должности муниципальной службы). Другими словами, в Москве продлевается возраст нахождения на муниципальной службе всех без исключения муниципальных служащих.
В любом случае однократное продление срока нахождения муниципального служащего на муниципальной службе допускается не более чем на год. Продление нахождения на муниципальной службе муниципального служащего, достигшего возраста 65 лет, не допускается. По достижении этого возраста он может продолжить работу в муниципальных органах на условиях срочного трудового договора с утратой статуса муниципального служащего.
Конституция РФ, разграничив понятия государственной власти и местного самоуправления (и соответственно их органов), обусловила необходимость создания института муниципальной службы и муниципальных служащих. Понятие и общие принципы организации муниципальной службы, вопросы правового положения муниципальных служащих сформулированы в Федеральном законе от 8 января 1998 г. «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации».
Однако прежде чем определить, что такое муниципальная служба и муниципальный служащий, надо установить, что входит в понятие муниципальной должности. В соответствии с Законом об основах муниципальной службы под муниципальной должностью понимается должность, предусмотренная уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Федерации, с установленными полномочиями на решение вопросов местного значения и ответственностью за осуществление этих полномочий, а также должность в органах местного самоуправления, образуемых в соответствии с уставом муниципального образования, с установленными кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного органа местного самоуправления и ответственностью за исполнение этих обязанностей.
Все муниципальные должности подразделяются на выборные и иные муниципальные должности. При этом выборные должности могут замещаться как в результате муниципальных выборов, так и на основании решений представительного или другого выборного органа местного самоуправления (первый случай касается депутатов, членов выборного органа местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, второй – лиц, избранных в состав указанных органов в результате муниципальных выборов). Иные муниципальные должности замещаются путем заключения трудового договора.
Муниципальной службой признается профессиональная деятельность, которая осуществляется на постоянной основе на муниципальной должности, не являющейся выборной.
Конкретные вопросы муниципальной службы регулируются законодательством субъектов Федерации (их конституциями, уставами, законами) в соответствии с Конституцией РФ, Законом об основах муниципальной службы, другими федеральными законами. На муниципальных служащих распространяется законодательство о труде с учетом особенностей, предусмотренных Законом об основах муниципальной службы.
Финансирование муниципальной службы осуществляется за счет средств местного бюджета. Однако минимально необходимые расходы муниципальных образований на муниципальную службу учитываются федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Федерации при определении минимальных местных бюджетов.
Таким образом, муниципальную службу можно рассматривать с объективной и субъективной стороны. С объективной стороны муниципальная служба представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, которые связаны с зачислением на должность, поощрением, прохождением службы, отставкой и т.д. В таком понимании муниципальная служба рассматривается как комплексный правовой институт. С субъективной стороны муниципальная служба – это профессиональная деятельность лиц, которые занимают оплачиваемые невыборные должности в органах местного самоуправления и реализуют принадлежащие муниципальному образованию права и обязанности1.
Муниципальная служба основана на следующих принципах:
1) верховенство Конституции РФ, федеральных законов и законов субъектов Федерации над иными нормативными правовыми актами, должностными инструкциями при исполнении муниципальными служащими должностных обязанностей и обеспечении прав муниципальных служащих;
2) приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственного действия;
3) самостоятельность органов местного самоуправления в лределах их полномочий;
4) профессионализм и компетентность муниципальных служащих;
;, 5) ответственность муниципальных служащих за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей;
6) равный доступ граждан к муниципальной службе в соответствии с их способностями и профессиональной подготовкой и вне зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям;
7) единство основных требований, предъявляемых к муниципальной службе, а также учет исторических и иных местных традиций;
8) правовая и социальная защищенность муниципальных служащих;
9) внепартийность муниципальной службы.
В.И. Фадеев в своей работе отмечает ряд специфических признаков муниципальной службы: во-первых, она учреждается и функционирует в сфере публичной власти, носит публично-правовой характер, во-вторых, имеет специфические задачи, связанные с обеспечением полномочий местного самоуправления, и наконец, имеет определенную преемственность с государственной службой. Так, стаж работы на муниципальных должностях зачисляется в стаж работы на государственных должностях, и наоборот1.
Муниципальным служащим признается гражданин России, исполняющий в порядке, определенном уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Федерации, обязанности по муниципальной должности муниципальной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств местного бюджета. Лица, не замещающие муниципальные должности муниципальной службы и исполняющие обязанности по техническому обеспечению деятельности органов местного самоуправления, к муниципальным служащим не относятся.
Муниципальные должности муниципальной службы устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с реестром муниципальных должностей муниципальной службы, утверждаемым законом субъекта Федерации. Например, в Законе Томской области от 7 декабря 1995 г. «О муниципальной службе в Томской области» установлены следующие группы муниципальных должностей: высшие, главные, ведущие, старшие, младшие. Причем к высшим муниципальным должностям относятся глава муниципального образования, руководитель представительного органа местного самоуправления, работающий на постоянной основе, и руководитель муниципального органа исполнительной власти, к главным – их заместители, а также управляющие делами, председатель постоянного комитета и депутат представительного органа муниципального образования, работающие на постоянной основе. К ведущим должностям относятся: заместитель управляющего делами, руководители, заместители руководителей, начальники структурных отделов, советник самостоятельных управлений, комитетов, отделов и иных органов, являющихся юридическими лицами, а также руководители, заместители руководителей, начальники структурных отделов исполнительного органа муниципального образования, главный бухгалтер, руководитель информационной службы (пресс-секретарь), к старшим должностям – главный и ведущий специалисты, помощник, консультант, и наконец, к младшим должностям относятся специалисты 1-й и 2-й категории, специалист, сборщик налогов, депутат, избранный на сходе граждан, работающий на постоянной основе (староста).
В Новосибирском областном Законе от 7 октября 1997 г. «О муниципальной службе в Новосибирской области», в Законе Приморского края от 20 января 1997 г. «О муниципальной службе в Приморском крае», в Законе Смоленской области от 12 мая 1997 г. «О муниципальных должностях и муниципальной службе Смоленской области» и в соответствующих законах ряда других субъектов Федерации воспроизведены нормы Закона об основах государственной службы – введены муниципальные должности категорий «А», «Б» и «В». В этих регионах используются понятия «группы муниципальных должностей» либо «группы должностей муниципальных служащих» и принята такая же, как в Томской области, пятизвенная система муниципальных должностей муниципальной службы.
В законах Новосибирской области и Приморского края закрепляется, что высшие и главные должности муниципальной службы устанавливаются уставом муниципального образования в соответствии с областными (краевыми) законами и федеральными законами (в Приморье), ведущие и старшие должности – правовыми актами муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования, областными (краевыми) законами и федеральными законами (в Приморье), младшие должности – правовыми актами муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования.
В Законе Смоленской области не указываются правовые акты, устанавливающие каждую из этих пяти групп должностей, но дается приложение к Закону с примерным реестром муниципальных должностей.
В соответствии с этим реестром муниципальные должности муниципальной службы занимают:
высшие – первые заместители глав, руководителей организационно-распорядительных органов муниципальных образований, управляющие делами и руководители аппаратов представительных и организационно-распорядительных органов, а также руководители организационно-распорядительных органов районов в городах (категория «Б»); начальники управлений, председатели комитетов, начальники финансовых отделов, главы администраций городов, поселков, сельских округов (категория «В»);
главные – заместители начальников управлений, председателей комитетов, начальников финансовых отделов, начальники (заведующие) отделами записи актов гражданского состояния, архивными отделами, заместители начальников финансовых отделов (главные контролеры-ревизоры), заместители глав администраций городов, поселков, сельских округов (категория «В»);
ведущие – помощники, советники (консультанты) и пресс-секретари глав муниципальных образований, помощники руководителей и депутатов представительных органов местного самоуправления (категория «Б»); начальники, заведующие отделов, начальники и заместители финансовых отделов и инспекций, консультанты, советники (категория «В»);
старшие – главные специалисты (управлений сельского хозяйства, главные бухгалтера), ведущие специалисты (категория «В»);
младшие – специалисты 1-й и 2-й категории, специалисты (категория «В»).
В соответствии с Законом Воронежской области от 15 апреля 1996 г. «О муниципальной службе в Воронежской области» муниципальные должности подразделяются на три категории: «А», «Б» и «В», однако две последние – еще и на классы. Установлено, что каждая группа таких должностей (высшие, главные, ведущие, старшие и младшие) имеет 1, 2 и 3 классы. При этом соответствие конкретных должностных лиц категориям, группам и классам муниципальных должностей устанавливается реестром муниципальных должностей муниципального образования. Так, Реестр муниципальных должностей в г. Воронеже, утвержденный постановлением муниципального Совета г. Воронежа от 24 октября 1996 г., относит: к муниципальным должностям категории «А» – глав местного самоуправления и администрации города, заместителя председателя городского муниципального Совета, депутатов городского муниципального Совета, работающих на постоянной основе (председателей и заместителей председателей постоянных комиссий); к высшим муниципальным должностям категории «Б» – заместителей главы администрации города, директоров департаментов, председателей комитетов, руководителя аппарата администрации города, глав администраций районов города; к высшим муниципальным должностям категории «В» – заместителей глав и руководителей аппаратов администраций районов города, начальники департаментов, управлений, комитетов, отделов администрации города, начальника регистрационной палаты и некоторых других лиц.
Законом г. Москвы от 21 октября 1998 г. «О муниципальной службе в районах города Москвы» установлено, что муниципальные должности в столице подразделяются на три группы: ведущие, старшие и младшие. Муниципальные должности муниципальной службы включаются в реестр муниципальных должностей муниципальной службы, который утверждается специальным законом г. Москвы. Для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лиц, замещающих должности глав Управ, учреждаются муниципальные должности муниципальной службы в районах Москвы: помощник, советник главы Управы. Муниципальная служба на этих должностях, а также первого заместителя и заместителя главы Управы, управляющего делами Управы ограничивается сроком, на который избирается глава Управы.
Законами субъекта Федерации устанавливается соотношение муниципальных должностей муниципальной службы и государственных должностей государственной службы России с учетом квалификационных требований, предъявляемых к соответствующим должностям муниципальной и государственной службы. Например, Законом г. Москвы «О муниципальной службе в районах города Москвы» группы муниципальных должностей муниципальной службы соответствуют государственным должностям государственной службы: ведущие, старшие и младшие муниципальные должности в городе приравниваются к ведущим, старшим и младшим государственным должностям государственной службы.
Для определения уровня профессиональной подготовки и соответствия муниципального служащего занимаемой должности проводится его аттестация. Федеральный закон не регламентирует эту процедуру, общие требования к аттестации определяются законодательством субъектов Федерации о муниципальной службе, а порядок и условия ее проведения, как правило, устанавливаются уставами и иными нормативными правовыми актами муниципальных образований1.
В субъектах Федерации различаются сроки проведения аттестации муниципальных служащих. В Приморском крае, например, аттестация муниципальных служащих проводится не чаще одного раза в два года и не реже одного раза в четыре года, в Воронежской области – не чаще одного раза в год и не реже одного раза в четыре года. В Смоленской же области различают очередную аттестацию и внеочередную: первая проводится один раз в четыре года с целью установления соответствия аттестуемого занимаемой должности, вторая – при назначении муниципального служащего на новую муниципальную должность, а также по предложению соответствующего органа местного самоуправления (при этом как очередная, так и внеочередная аттестации муниципального служащего могут проводиться не ранее года с момента последней аттестации).
По результатам квалификационного экзамена или аттестации муниципальным служащим присваиваются квалификаци-1 онные разряды. Они указывают на соответствие уровня профессиональной подготовки муниципальных служащих квалификационным требованиям, предъявляемым к муниципальным должностям в соответствии с классификацией муниципальных должностей муниципальной службы. Квалификационные разряды, порядок их присвоения и сохранения при переводе или поступлении муниципальных служащих на иные муниципальные должности муниципальной службы либо государственные должности государственной службы субъектов Федерации, а также при увольнении муниципальных служащих устанавливаются законами субъекта Федерации в соответствии с федеральным законодательством. Так, в Приморском крае муниципальным служащим, замещающим высшие должности, присваиваются квалификационные разряды действительного муниципального советника 1, 2 или 3 класса; замещающим главные и ведущие должности – муниципального советника 1, 2 или 3 класса; старшие должности – советника муниципальной службы 1, 2 или 3 класса; младшие должности – референта муниципальной службы 1, 2 или 3 класса.
В Смоленской области квалификационные разряды действительного муниципального советника 1, 2 и 3 класса, как и в Приморском крае, присваиваются муниципальным служащим, замещающим высшие муниципальные должности, но разряды муниципального советника 1, 2 и 3 класса – только муниципальным служащим, замещающим главные муниципальные должности. Квалификационные разряды советника муниципальной службы 1, 2 и 3 класса присваиваются им при замещении ведущих и старших муниципальных должностей, младшим – референта муниципальной службы 1, 2 или 3 класса.
В Москве лицам, замещающим ведущие муниципальные должности муниципальной службы, могут быть присвоены квалификационные разряды муниципального служащего 1, 2 и 3 разряда; замещающим старшие муниципальные должности – муниципального служащего 4, 5 и 6 разряда; младшие муниципальные должности – муниципального служащего 7, 8 и 9 разряда.
Права и обязанности муниципального служащего устанавливаются уставом муниципального образования или нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с Законом об основах муниципальной службы, иными федеральными законами, законами субъекта Федерации.
Пребывание на муниципальной службе обусловливает наличие определенных ограничений. Муниципальный служащий не вправе:
1) заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности;
2) быть депутатом Государственной Думы, законодательного (представительного) органа субъекта Федерации или представительного органа местного самоуправления, членом иных выборных органов местного самоуправления, выборным должностным лицом местного самоуправления;
3) заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц;
4) состоять членом органа управления коммерческой организации, если иное не предусмотрено законом или если в порядке, установленном уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Федерации, ему не поручено участвовать в управлении этой организацией;
5) быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в органе местного самоуправления, в котором он состоит на муниципальной службе либо который непосредственно подчинен или подконтролен ему;
6) использовать в неслужебных целях средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, другое имущество и служебную информацию;
7) получать гонорары за публикации и выступления в качестве муниципального служащего;
8) получать от физических и юридических лиц вознаграждения (подарки, деньги, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения), связанные с исполнением им должностных обязанностей;
9) выезжать в командировки за счет средств физических и юридических лиц, за исключением командировок, осуществляемых на взаимной основе по договоренности органов местного самоуправления муниципального образования с органами местного^ самоуправления других муниципальных образований, а также с органами государственной власти и самоуправления иностранных государств, международными и иностранными некоммерческими организациями;
10) принимать участие в забастовках;
11) использовать свое служебное положение в интересах политических партий, религиозных и других общественных объединениях; образовывать в органах местного самоуправления структуры политических партий, религиозных и других общественных объединений, за исключением профессиональных союзов.
Муниципальный служащий обязан:
передавать в доверительное управление под гарантию муниципального образования на время прохождения муниципальной службы находящиеся в его собственности доли (пакеты акций) в уставном капитале коммерческих организаций в порядке, установленном уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Федерации;
ежегодно представлять в органы государственной налоговой службы в соответствии с федеральным законом сведения о полученных им доходах и об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, которые являются объектами налогообложения. Такие же сведения должны представлять и граждане, поступающие на муниципальную службу.
Для лица, находящегося на муниципальной службе, гарантируются'.
1) условия работы, обеспечивающие исполнение им должностных обязанностей;
2) денежное содержание и иные выплаты;
3) ежегодный оплачиваемый отпуск;
4) медицинское обслуживание его и членов его семьи, в том числе после выхода его на пенсию;
5) пенсионное обеспечение за выслугу лет и пенсионное обеспечение членов семьи муниципального служащего в случае его смерти, наступившей в связи с исполнением им должностных обязанностей;
6) обязательное государственное страхование на случай причинения вреда здоровью и имуществу в связи с исполнением им должностных обязанностей;
7) обязательное государственное социальное страхование/на случай заболевания или потери трудоспособности в период прохождения им муниципальной службы или после ее прекращения, но наступивших в связи с исполнением им должностных обязанностей;
8) защита его и членов его семьи в порядке, установленном законами, от насилия, угроз, других неправомерных действий в связи с исполнением им должностных обязанностей.
В случае ликвидации или сокращения штата работников органа местного самоуправления муниципальному служащему предоставляются гарантии, установленные законодательством о труде для работников в случае их увольнения в связи с ликвидацией предприятий, учреждений, организаций, сокращения штата работников. Законами субъекта Федерации и уставом муниципального образования могут быть предусмотрены дополнительные гарантии для муниципального служащего, а также размер должностного оклада, размеры и порядок установления надбавок и иных выплат к должностному окладу муниципального служащего.
Муниципальному служащему устанавливается ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью не менее 30 календарных дней, а для отдельных категорий муниципальных служащих федеральными законами и законами субъектов Федерации – большей продолжительности. Сверх ежегодного оплачиваемого отпуска муниципальному служащему за выслугу лет предоставляется в порядке и на условиях, определяемых федеральными законами и законами субъектов Федерации, дополнительный оплачиваемый отпуск. Ежегодный и дополнительный оплачиваемые отпуска суммируются и по желанию муниципального служащего могут предоставляться по частям, при этом продолжительность одной части предоставляемого отпуска не может быть менее 14 календарных дней. Муниципальному служащему может быть предоставлен отпуск без сохранения заработной платы на срок не более одного года, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами, законами субъекта Федерации устанавливаются виды поощрений муниципальных служащих и порядок их применения, а также дисциплинарные взыскания. Последние могут налагаться на муниципального служащего за неисполнение или ненадлежащее исполнение им возложенных на него обязанностей (т.е. за совершение должностного проступка).
В области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государств венного служащего, устанавливаемые федеральными законами и законами субъекта Федерации. Определение размера государственной пенсии муниципального служащего осуществляется в соответствии с установленным законом субъекта Федерации соотношением муниципальных должностей муниципальной службы и государственных должностей государственной службы. Максимальный размер государственной пенсии муниципального служащего не может превышать максимальный размер государственной пенсии государственного служащего по соответствующей государственной должности. В случае смерти муниципального служащего, связанной с исполнением им должностных обязанностей, в том числе наступившей после увольнения его с муниципальной службы, члены семьи умершего имеют право на получение пенсии по случаю потери кормильца.
Существуют несколько способов замещения муниципальных должностей: назначение (в том числе в порядке представления), конкурс, зачисление.
Назначение осуществляется вышестоящим должностным лицом или руководителем и оформляется приказом, распоряжением, другими правовыми актами. В порядке представления на муниципальную должность, как правило, назначаются муниципальные служащие, замещающие должности категории «Б», при этом правом представления обладают лица, находящиеся на должностях категории «А». В порядке представления на муниципальную должность могут назначаться также лица, включенные в резерв муниципальной службы. В этом случае представление производится кадровыми службами органов местного самоуправления и направляется должностному лицу, обладающему правом назначения на соответствующую муниципальную должность муниципальной службы.
Замещение должности по итогам конкурса – это ее занятие по результатам состязания специалистов, подавших заявление о своем участии в конкурсе. Кандидатов на муниципальную
должность муниципальной службы оценивает специальная конкурсная комиссия.
Зачисление производится путем заключения контракта (договора) и последующего издания соответствующего приказа либо иного правового акта о приеме на работу.
Для граждан, впервые принятых на муниципальную службу, может быть установлен испытательный срок. Порядок и условия испытания устанавливаются федеральными актами и законодательством субъектов Федерации. Например, в Законе Томской области «О муниципальной службе в Томской области» установлен испытательный срок в три месяца. Законом Смоленской области «О муниципальных должностях и муниципальной службе Смоленской области» предписано для граждан, впервые принимаемых на муниципальную должность, а также для муниципальных служащих при переводе на муниципальную должность другой группы или иного профиля, устанавливать испытание (со стажировкой) от трех до шести месяцев, а продолжительность – по усмотрению руководителя соответствующего органа местного самоуправления.
В стаж муниципальной службы включается время работы на муниципальных должностях муниципальной службы, выборных муниципальных должностях и государственных должностях. Включение в стаж муниципальной службы иных периодов трудовой деятельности осуществляется в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Федерации. Этот стаж приравнивается к стажу государственной службы государственного служащего, а время работы на муниципальных должностях засчитывается служащему в стаж, исчисляемый для предоставления ему льгот и гарантий, предусмотренных законодательством о государственной службе.
Увольнение с муниципальной службы регулируется нормами как муниципального, так и трудового права. Во многих законах субъектов Федерации содержатся нормы, что помимо оснований, предусмотренных федеральным законодательством о труде, увольнение муниципального служащего может быть осуществлено по инициативе руководителя органа местного самоуправления в случаях: достижения им предельного возраста, установленного для замещения муниципальной должности муниципальной службы; прекращения гражданства России; несоблюдения обязанностей и ограничений, установленных для муниципального служащего; разглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну, а также ставших ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей сведений, затрагивающих частную жизнь, честь и достоинство граждан; возникновения других обстоятельств, исключающих нахождение лица на муниципальной службе.
Несмотря на то что Закон об основах муниципальной службы не устанавливает предельного возраста нахождения на муниципальной службе, законами субъектов Федерации, как правило, по аналогии с федеральным законодательством о государственной службе устанавливается предельный возраст – 60 лет. Во многих субъектах Федерации допускается продление нахождения на муниципальной службе муниципальных служащих, занимающих высшие, главные и ведущие муниципальные должности и достигших предельного для муниципальной службы возраста, решением руководителя органа местного самоуправления. Однако в отдельных субъектах Федерации предусмотрены и другие варианты. В Москве, например, возможно продление нахождения на муниципальной службе муниципальных служащих, достигших 60 лет, и замещающих ведущие, старшие и младшие муниципальные должности муниципальной службы (как отмечалось выше, законодательством Москвы не предусмотрены высшие и главные муниципальные должности муниципальной службы). Другими словами, в Москве продлевается возраст нахождения на муниципальной службе всех без исключения муниципальных служащих.
В любом случае однократное продление срока нахождения муниципального служащего на муниципальной службе допускается не более чем на год. Продление нахождения на муниципальной службе муниципального служащего, достигшего возраста 65 лет, не допускается. По достижении этого возраста он может продолжить работу в муниципальных органах на условиях срочного трудового договора с утратой статуса муниципального служащего.
Коментариев: 0 | Просмотров: 66 |
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
Другие новости по теме:
- Финансово-экономические основы местного самоуправления
- Понятие структуры местного самоуправления
- Предметы ведения местного самоуправления
- Организация местного самоуправления
- Организация местного самоуправления в городах, станицах и других поселениях ...
-
Напечатать Комментарии (0)
ЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:
- Уголовно-правовая
- Гражданско-правовая
- Государственно-правовая
РАЗНОЕ:
- Административно-государственное управление в странах запада: США, Великобритания, Франция, Германия (Василенко И. А.)
- Государственное управление и государственная служба за рубежом (В.В.Чубинский)
- Деятельность органов местного самоуправления в области охраны окружающей среды в Российской Федерации (Алексеев А.П.)
- Законодательный процесс. Понятие. Институты. Стадии. (Васильев Р.Ф.)
- Иностранное конституционное право (В.В.Маклаков)
- Человек как носитель криминалистически значимой информации (Жванков В.А.)
- Криминалистическая характеристика преступных групп (Быков В.М.)
- Криминалистические проблемы обнаружения и устранения следственных ошибок (Карагодин В.Н., Морозова Е.В.)
- Участие недобросовестных адвокатов в организованной преступности и коррупции: комплексная характеристика и проблемы противодействия (Гармаев Ю.П.)
- В поисках истины (Ищенко Е. П., Любарский М. Г.)
- Деятельность экспертно-криминалистических подразделений органов внутренних дел по применению экспертно-криминалистических методов и средств в раскрытии и расследовании преступлений (В. А. Снетков)
- Теория и практика проверки показаний на месте (Л.Я. Драпкин, А.А. Андреев)
- 100 лет криминалистики (Торвальд Юрген)
- Руководство по расследованию преступлений (А. В. Гриненко)
- Осмотр места происшествия (А.И. Дворкин)
- Конституция России: природа, эволюция, современность (С.А.Авакьян)
- Конституционное правосудие. Судебное конституционное право и процесс (Н.В. Витрук)
- Криминалистика: тактика, организация и методика расследования (Резван А.П., Субботина М.В., Харченко Ю.В.)
- Криминалистика. Проблемы и мнения (1962-2002) (Бахин В.П.)
- Криминалистика: проблемы, тенденции, перспективы (Белкин Р. С.)
- Криминалистика: проблемы сегодняшнего дня (Белкин Р. С.)
- Российское законодательство на современном этапе (Н.А.Васецкий, Ю.К.Краснов)
- Права человека (Е. А. Лукашева)
- Справочник прокурора (Трикс А.В.)
- Правовые позиции Конституционного Суда России (Лазарев Л.В.)
- Проблемы уголовного наказания в теории, законодательстве и судебной практике (В. К. Дуюнов)
- Практика применения уголовного кодекса (А.В. Наумов)
- Уголовные преступления и наказания (А.Б. Смушкин)
- Экономические преступления (Волженкин Б. В.)
- Гарантии прав участников уголовного судопроизводства Российской Федерации (Волколуп О.В., Чупилкин Ю.Б.)
- Меры пресечения в российском уголовном процессе (Михайлов В.А.)
- Отказ от обвинения в системе уголовно-процессуальных актов (Землянухин А.В.)
- Типология уголовного судопроизводства (Смирнов А.В.)
- Учение об объекте преступления (Г.П. Новоселов)
- Дифференциация уголовной ответственности (Лесниевски-Костарева Т. А.)
- Теория доказательств (Владислав Лоер)
- Искусство защиты в суде присяжных (Мельник В.В.)
- Субъективное вменение и его значение в уголовном праве (В. А. Якушин)
- Психология преступника и расследования преступлений (Антонян Ю.М., Еникеев М.И., Эминов В.Е.)
- Курс международного уголовного права (Э.Нарбутаев, Ф.Сафаев) (Республика Узбекистан)
- Деятельное раскаяние в совершенном преступлении (Щерба C., Савкин А.В.)
- Право на юридическую помощь: конституционные аспекты (Р.Г. Мельниченко)
- Юридический статус личности в России (Воеводин Л.Д.)
- Российское гражданство (Кутафин)
- Законность в Российской Федерации (Тихомиров Ю. А., Сухарев А. Я., Демидов И. Ф.)
- Экономическое правосудие в России: прошлое, настоящее, будущее (М.И. Клеандров)
- Третья власть в России. Очерки о правосудии, законности и судебной реформе 1990-1996 гг. (Бойков А.Д.)
- Закон: создание и толкование (Пиголкин А.С.)
- Актуальные вопросы уголовного процесса современной России
- Уголовно-правовое регулирование. Механизм и система. (Н.М.Кропачев)
- Уголовно-правовая политика и пути ее реализации (Беляев Н. А.)
- Практика уголовного сыска (В.Румянцев, В.Перевертов)
- Судебная экспертиза (экспертология) (В.А.Назаров)
- Адвокатура и власть (Бойков А.Д.)
- Справочник адвоката: Консультации, защита в суде, образцы документов (Данилов Е.П.)
ДРУЗЬЯ САЙТА:
Библиотека документов юриста
СЧЕТЧИКИ: