НАВИГАЦИЯ:
ЮРИДИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ:
- Курс государственного благоустройства[полицейское право] 1890 г. (Антонович А.Я.)
- О cущности правосознания (И.А. Ильин)
- Теория права и государства[воспроизводится по изданиям 1915 и 1956 г.г.] (И.А. Ильин)
- Типы господства (Макс Вебер)
- Происхождение семьи, частной собственности и государства 1986 г. (Фридрих Энгельс)
- Право и факт в римском праве 1898 г. (Покровский И.A.)
- Лекции по истории философии права 1914 г. (Новгородцев П.И.)
- План государственного преобразования (введение к уложению государственных законов 1809 г.) с приложением "Записки об устройстве судебных и правительственных учреждений в России" (1803 г.), статей "О государственных установлениях", "О крепостных людях" и Пермского письма к императору Александру (Сперанский М.М.)
- Анализ понятия о преступлении 1892 г. (Пусторослев П. П.)
- Общая теория права Элементарный очерк. По изданию 1911 г. (Хвостов В.М.)
- История философии права Университетская типография 1906 г. (Шершеневич Г.Ф.)
- Общая теория права Москва: издание Бр. Башмаковых, 1910 г. (Шершеневич Г.Ф.)
- Об юридических лицах по римскому праву (Суворов Н.С.)
РАЗНОЕ:
- Французское административное право (Г.Брэбан)
- Конституция РСФСР 1918 года (Чистяков О.И.)
- Конституция СССР 1924 года (Чистяков О.И.)
- Основы конституционного строя России (Румянцев О. Г.)
- Адвокатская этика (Барщевский М.Ю.)
- Советское гражданское право (Пушкин А.А., Маслов В.Ф.)
- Авторское право в издательском бизнесе и сми (М.А. Невская, Е.Е. Сухарев, Е.Н. Тарасова)
- Авторское право СССР (Антимонов Б.С., Флейшиц Е.А.)
- Интеллектуальная собственность (Мэггс П.Б., Сергеев А.П.)
- Корпоративное предпринимательство: от смысла к предмету (С.Б.Чернышев)
- Административные правонарушения (Борисов А.Н.)
РЕКЛАМА:
АРХИВ НОВОСТЕЙ:
Компетенция судебно-психологической экспертизы опреде¬ляет рамки задаваемых эксперту вопросов, границы разрешае¬мых им ситуаций и строго ограничена законом (УПК, ГПК и т. д.). В частности, эксперт-психолог решает вопросы, заданные ему следователем в постановлении, и не вправе выходить за рамки этих вопросов. В некоторых случаях необходима поста¬новка дополнительных вопросов для разрешения какой-либо возникшей ситуации, тогда эксперт имеет право запросить сле¬дователя (лицо, ведущее дознание) дополнить постановление, а в отдельных случаях — назначить дополнительную либо повтор¬ную экспертизу. Закон, ограничивая компетенцию эксперта, тем самым устанавливает рамки решаемых им вопросов.
С точки зрения развития науки психологии и других смеж¬ных наук (психиатрии, педагогики и т.п.) компетенция экспер¬та-психолога ограничивается степенью развития научной мысли, последними научными разработками. Для наиболее полного и объективного заключения эксперт должен ознакомиться с мате¬риалами дела (уголовного или гражданского), но в этом он мо¬жет быть ограничен. Если лицо, ведущее дознание, предоставля¬ет не весь необходимый материал, то эксперт вправе потребо¬вать доступа ко всей необходимой ему информации.
С позиции иных отечественных психологов компетенция психологической экспертизы включает разрешение вопросов о достоверности показаний свидетеля, подозреваемого и т.д. Не¬которые ученые полагают, что компетенция психологической экспертизы ограничивается лишь разрешением вопросов аффек¬та (психологического) и выяснением факта, могло ли лицо осоз¬навать характер действий, совершаемых им или над ним в слу¬чаях экспертизы жертв изнасилования.
На наш взгляд, под компетенцией психологической экспер¬тизы следует понимать совокупность поставленных перед экс¬пертами задач, их возможностей и полномочий.
Пределы компетенции психологической экспертизы ограни¬чены, с одной стороны, возможностями психологии в целом и ее конкретной отрасли, с другой — нормативным урегулирова¬нием статуса экспертизы и эксперта в конкретной сфере. Воз¬можно также ограничение компетенции экспертизы полномоч¬ным должностным лицом или органом.
Нормативные акты, регулирующие назначение и производст¬во экспертизы, рассчитаны на широкое число случаев и являют¬ся универсальными. Так, в уголовном, гражданском, админист¬ративном процессах действующие нормы регулируют назначение и проведение любой экспертизы, не выделяя психологическую.
Препятствием в деятельности экспертизы может явиться и воля субъекта, ее назначившего, поскольку он может оказаться недостаточно подготовленным в области психологии, слабо представляющим себе ее возможности и методы. С этим также бывает связана нечеткая, неточная формулировка вопросов и задач, которые ставятся перед экспертом. Последний, безуслов¬но, должен подчиняться действующим нормам, особенно в том, что касается характера его взаимоотношений с субъектом, на¬значившим экспертизу, требований к итоговому документу экс¬пертного исследования и т. д.
Эксперт, проводящий психологическую экспертизу, не мо¬жет вмешиваться в деятельность органа или должностного лица, назначившего экспертизу, однако он не должен быть и слепым орудием в их руках. Установив, например, что вопрос перед ним поставлен неправильно, узко, эксперт может обратиться к заин¬тересованному субъекту за уточнениями, чтобы провести иссле¬дование исходя из сегодняшних возможностей психологической
науки.
Судебно-психологическая экспертиза широко применяется в практике правоохранительных органов, однако вопрос ее компе¬тенции до сих пор дискутируется как в юридической, так и в психологической литературе.
В одной из первых публикаций, посвященных данной про¬блеме, указывалось, что судебно-психологическая экспертиза должна проводиться для установления:
• состояния сильного душевного волнения;
• уровня интеллектуального развития несовершеннолетнего;
• возможности субъекта давать правильные показания в силу своих индивидуальных особенностей.
Плодотворные исследования в области теории и методики судебно-психологической экспертизы предприняты совместно психологами и юристами под руководством А.Р. Ратинова в сек¬торе психологических проблем борьбы с преступностью инсти¬тута Прокуратуры России, в частности по вопросам судебно-психологической экспертизы несовершеннолетних.
В 1971 г. М.М. Коченов подготовил информационно-методи¬ческое письмо «Судебно-психологическая экспертиза несовершеннолетних», где наряду с рассмотрением процессуальных во-просов судебно-психологической экспертизы анализировались вопросы ее компетенции. К компетенции простой психологиче¬ской экспертизы автор относит:
• исследование уровня умственного развития несовершенно¬летнего;
• изучение особенностей его личности и той ситуации, в ко¬торой совершались противоправные действия;
• установление наличия физиологического аффекта;
• определение особенностей познавательных процессов;
• выявление признаков умственной отсталости, не связан¬ной с душевным заболеванием;
• установление способности полностью осознавать значение своих действий и полностью руководить ими;
• определение наличия в период, предшествующий совер¬шению преступлений, конфликтных переживаний, спо¬собных влиять на поведение;
• установление возрастных или индивидуальных особенно¬стей у несовершеннолетнего, способных повлиять на объ¬ективность его показаний.
К компетенции медико-психологической экспертизы М.М. Коченов относит установление:
• психологических последствий наличного или перенесен¬ного соматического заболевания;
• наличия признаков умственной отсталости или иных пси¬хических особенностей, вызванных перенесенными сома¬тическими заболеваниями;
• способности несовершеннолетнего при наличии у него психических особенностей осознавать значение своих дей¬ствий и руководить ими.
Психолого-психиатрическая экспертиза, по мнению М.М. Коченова, имеет своей компетенцией установление:
• наличия психического заболевания у несовершеннолетнего (олигофрения на стадии дебильности, психофизический инфантилизм);
• особенностей умственной деятельности, которые могли препятствовать сознанию им значения вменяемых ему действий;
• наличия у несовершеннолетнего личностных особенно¬стей, которые могли помешать ему руководить своими действиями в конкретной ситуации совершения правона¬рушения. Автор относит умственную отсталость, вызванную сенсорной недостаточностью, длительными или хро¬ническими заболеваниями, к компетенции медико-психо¬логической экспертизы.
В более поздних работах М.М. Коченов расширил круг во¬просов, относящихся к компетенции судебно-психологической экспертизы, полагая, что эта экспертиза может устанавливать:
• способность обвиняемого, свидетеля и потерпевшего (с учетом индивидуально-психологических и возрастных осо¬бенностей, состояния умственного развития) правильно воспринимать имеющие значение для дела обстоятельства и давать о них правильные показания;
• способность потерпевших от половых преступлений пра¬вильно воспринимать характер и значение совершаемых с
ними действий;
• способность несовершеннолетних обвиняемых, страдаю¬щих умственной отсталостью, не связанной с психически¬ми заболеваниями, полностью осознавать значение своих
действий и руководить ими;
• наличие или отсутствие у субъекта в момент совершения противоправных действий состояния физиологического аффекта (внезапно возникшего сильного душевного вол¬нения);
• возможность возникновения различных психических явле¬ний, препятствующих нормальному осуществлению про¬фессиональных функций (в авиации, автомобильном и же¬лезнодорожном транспорте, в работе оператора автомати¬зированных систем и т. п.);
• наличие или отсутствие у лица в период, предшествующий смерти, психического состояния, предрасполагающего к
самоубийству.
Впоследствии ученый добавил к приведенному выше переч¬ню: диагностику индивидуально-психологических особенностей (например, повышенная внушаемость, импульсивность, подра-жательность, ригидность и т. п.), способных существенно влиять на поведение субъекта; установление наличия ведущих, упро¬чившихся мотивов поведения человека и мотивации конкретных поступков как важных психологических обстоятельств, характе¬ризующих личность.
Надо скачать, что вопрос о компетенции судебно-психоло¬гической экспертизы в специальной литературе до сих пор од¬нозначно не решен. К компетенции психологической эксперти¬зы в сфере действия прав, на наш взгляд, следует отнести разрешение любых психологических вопросов, интересующих сле¬дователя, суд, орган дознания, другого уполномоченного субъек¬та и имеющих значение для дела. Все эти вопросы касаются психических процессов, явлений и свойств психической дея¬тельности человека и влияющих на нее объективных и субъек¬тивных факторов.
Возражения, основанные на том, что исследования психо¬лога якобы будут сковывать внутреннее убеждение юриста, что вопросы причин и мотивации поступков относятся к компетен¬ции суда, следователя, другого полномочного органа, не могут быть признаны убедительными.
Эксперт-психолог не подменяет собой суд или другой орган. Имея один и тот же объект анализа, они имеют разные предме¬ты исследования и пользуются разными методами.
С точки зрения развития науки психологии и других смеж¬ных наук (психиатрии, педагогики и т.п.) компетенция экспер¬та-психолога ограничивается степенью развития научной мысли, последними научными разработками. Для наиболее полного и объективного заключения эксперт должен ознакомиться с мате¬риалами дела (уголовного или гражданского), но в этом он мо¬жет быть ограничен. Если лицо, ведущее дознание, предоставля¬ет не весь необходимый материал, то эксперт вправе потребо¬вать доступа ко всей необходимой ему информации.
С позиции иных отечественных психологов компетенция психологической экспертизы включает разрешение вопросов о достоверности показаний свидетеля, подозреваемого и т.д. Не¬которые ученые полагают, что компетенция психологической экспертизы ограничивается лишь разрешением вопросов аффек¬та (психологического) и выяснением факта, могло ли лицо осоз¬навать характер действий, совершаемых им или над ним в слу¬чаях экспертизы жертв изнасилования.
На наш взгляд, под компетенцией психологической экспер¬тизы следует понимать совокупность поставленных перед экс¬пертами задач, их возможностей и полномочий.
Пределы компетенции психологической экспертизы ограни¬чены, с одной стороны, возможностями психологии в целом и ее конкретной отрасли, с другой — нормативным урегулирова¬нием статуса экспертизы и эксперта в конкретной сфере. Воз¬можно также ограничение компетенции экспертизы полномоч¬ным должностным лицом или органом.
Нормативные акты, регулирующие назначение и производст¬во экспертизы, рассчитаны на широкое число случаев и являют¬ся универсальными. Так, в уголовном, гражданском, админист¬ративном процессах действующие нормы регулируют назначение и проведение любой экспертизы, не выделяя психологическую.
Препятствием в деятельности экспертизы может явиться и воля субъекта, ее назначившего, поскольку он может оказаться недостаточно подготовленным в области психологии, слабо представляющим себе ее возможности и методы. С этим также бывает связана нечеткая, неточная формулировка вопросов и задач, которые ставятся перед экспертом. Последний, безуслов¬но, должен подчиняться действующим нормам, особенно в том, что касается характера его взаимоотношений с субъектом, на¬значившим экспертизу, требований к итоговому документу экс¬пертного исследования и т. д.
Эксперт, проводящий психологическую экспертизу, не мо¬жет вмешиваться в деятельность органа или должностного лица, назначившего экспертизу, однако он не должен быть и слепым орудием в их руках. Установив, например, что вопрос перед ним поставлен неправильно, узко, эксперт может обратиться к заин¬тересованному субъекту за уточнениями, чтобы провести иссле¬дование исходя из сегодняшних возможностей психологической
науки.
Судебно-психологическая экспертиза широко применяется в практике правоохранительных органов, однако вопрос ее компе¬тенции до сих пор дискутируется как в юридической, так и в психологической литературе.
В одной из первых публикаций, посвященных данной про¬блеме, указывалось, что судебно-психологическая экспертиза должна проводиться для установления:
• состояния сильного душевного волнения;
• уровня интеллектуального развития несовершеннолетнего;
• возможности субъекта давать правильные показания в силу своих индивидуальных особенностей.
Плодотворные исследования в области теории и методики судебно-психологической экспертизы предприняты совместно психологами и юристами под руководством А.Р. Ратинова в сек¬торе психологических проблем борьбы с преступностью инсти¬тута Прокуратуры России, в частности по вопросам судебно-психологической экспертизы несовершеннолетних.
В 1971 г. М.М. Коченов подготовил информационно-методи¬ческое письмо «Судебно-психологическая экспертиза несовершеннолетних», где наряду с рассмотрением процессуальных во-просов судебно-психологической экспертизы анализировались вопросы ее компетенции. К компетенции простой психологиче¬ской экспертизы автор относит:
• исследование уровня умственного развития несовершенно¬летнего;
• изучение особенностей его личности и той ситуации, в ко¬торой совершались противоправные действия;
• установление наличия физиологического аффекта;
• определение особенностей познавательных процессов;
• выявление признаков умственной отсталости, не связан¬ной с душевным заболеванием;
• установление способности полностью осознавать значение своих действий и полностью руководить ими;
• определение наличия в период, предшествующий совер¬шению преступлений, конфликтных переживаний, спо¬собных влиять на поведение;
• установление возрастных или индивидуальных особенно¬стей у несовершеннолетнего, способных повлиять на объ¬ективность его показаний.
К компетенции медико-психологической экспертизы М.М. Коченов относит установление:
• психологических последствий наличного или перенесен¬ного соматического заболевания;
• наличия признаков умственной отсталости или иных пси¬хических особенностей, вызванных перенесенными сома¬тическими заболеваниями;
• способности несовершеннолетнего при наличии у него психических особенностей осознавать значение своих дей¬ствий и руководить ими.
Психолого-психиатрическая экспертиза, по мнению М.М. Коченова, имеет своей компетенцией установление:
• наличия психического заболевания у несовершеннолетнего (олигофрения на стадии дебильности, психофизический инфантилизм);
• особенностей умственной деятельности, которые могли препятствовать сознанию им значения вменяемых ему действий;
• наличия у несовершеннолетнего личностных особенно¬стей, которые могли помешать ему руководить своими действиями в конкретной ситуации совершения правона¬рушения. Автор относит умственную отсталость, вызванную сенсорной недостаточностью, длительными или хро¬ническими заболеваниями, к компетенции медико-психо¬логической экспертизы.
В более поздних работах М.М. Коченов расширил круг во¬просов, относящихся к компетенции судебно-психологической экспертизы, полагая, что эта экспертиза может устанавливать:
• способность обвиняемого, свидетеля и потерпевшего (с учетом индивидуально-психологических и возрастных осо¬бенностей, состояния умственного развития) правильно воспринимать имеющие значение для дела обстоятельства и давать о них правильные показания;
• способность потерпевших от половых преступлений пра¬вильно воспринимать характер и значение совершаемых с
ними действий;
• способность несовершеннолетних обвиняемых, страдаю¬щих умственной отсталостью, не связанной с психически¬ми заболеваниями, полностью осознавать значение своих
действий и руководить ими;
• наличие или отсутствие у субъекта в момент совершения противоправных действий состояния физиологического аффекта (внезапно возникшего сильного душевного вол¬нения);
• возможность возникновения различных психических явле¬ний, препятствующих нормальному осуществлению про¬фессиональных функций (в авиации, автомобильном и же¬лезнодорожном транспорте, в работе оператора автомати¬зированных систем и т. п.);
• наличие или отсутствие у лица в период, предшествующий смерти, психического состояния, предрасполагающего к
самоубийству.
Впоследствии ученый добавил к приведенному выше переч¬ню: диагностику индивидуально-психологических особенностей (например, повышенная внушаемость, импульсивность, подра-жательность, ригидность и т. п.), способных существенно влиять на поведение субъекта; установление наличия ведущих, упро¬чившихся мотивов поведения человека и мотивации конкретных поступков как важных психологических обстоятельств, характе¬ризующих личность.
Надо скачать, что вопрос о компетенции судебно-психоло¬гической экспертизы в специальной литературе до сих пор од¬нозначно не решен. К компетенции психологической эксперти¬зы в сфере действия прав, на наш взгляд, следует отнести разрешение любых психологических вопросов, интересующих сле¬дователя, суд, орган дознания, другого уполномоченного субъек¬та и имеющих значение для дела. Все эти вопросы касаются психических процессов, явлений и свойств психической дея¬тельности человека и влияющих на нее объективных и субъек¬тивных факторов.
Возражения, основанные на том, что исследования психо¬лога якобы будут сковывать внутреннее убеждение юриста, что вопросы причин и мотивации поступков относятся к компетен¬ции суда, следователя, другого полномочного органа, не могут быть признаны убедительными.
Эксперт-психолог не подменяет собой суд или другой орган. Имея один и тот же объект анализа, они имеют разные предме¬ты исследования и пользуются разными методами.
Коментариев: 0 | Просмотров: 101 |
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
Другие новости по теме:
- Компетенция судебно-психологической экспертизы в гражданском судопроизводст ...
- ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ СУДЕБНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
- Формулировка вопросов, выносимых на экспертизу физиологического аффекта
- Этапы проведения психодиагностического исследования
- НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ СУДЕБНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ В УГОЛОВНОМ ПРОЦ ...
-
Напечатать Комментарии (0)
ЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:
- Уголовно-правовая
- Гражданско-правовая
- Государственно-правовая
РАЗНОЕ:
- Административно-государственное управление в странах запада: США, Великобритания, Франция, Германия (Василенко И. А.)
- Государственное управление и государственная служба за рубежом (В.В.Чубинский)
- Деятельность органов местного самоуправления в области охраны окружающей среды в Российской Федерации (Алексеев А.П.)
- Законодательный процесс. Понятие. Институты. Стадии. (Васильев Р.Ф.)
- Иностранное конституционное право (В.В.Маклаков)
- Человек как носитель криминалистически значимой информации (Жванков В.А.)
- Криминалистическая характеристика преступных групп (Быков В.М.)
- Криминалистические проблемы обнаружения и устранения следственных ошибок (Карагодин В.Н., Морозова Е.В.)
- Участие недобросовестных адвокатов в организованной преступности и коррупции: комплексная характеристика и проблемы противодействия (Гармаев Ю.П.)
- В поисках истины (Ищенко Е. П., Любарский М. Г.)
- Деятельность экспертно-криминалистических подразделений органов внутренних дел по применению экспертно-криминалистических методов и средств в раскрытии и расследовании преступлений (В. А. Снетков)
- Теория и практика проверки показаний на месте (Л.Я. Драпкин, А.А. Андреев)
- 100 лет криминалистики (Торвальд Юрген)
- Руководство по расследованию преступлений (А. В. Гриненко)
- Осмотр места происшествия (А.И. Дворкин)
- Конституция России: природа, эволюция, современность (С.А.Авакьян)
- Конституционное правосудие. Судебное конституционное право и процесс (Н.В. Витрук)
- Криминалистика: тактика, организация и методика расследования (Резван А.П., Субботина М.В., Харченко Ю.В.)
- Криминалистика. Проблемы и мнения (1962-2002) (Бахин В.П.)
- Криминалистика: проблемы, тенденции, перспективы (Белкин Р. С.)
- Криминалистика: проблемы сегодняшнего дня (Белкин Р. С.)
- Российское законодательство на современном этапе (Н.А.Васецкий, Ю.К.Краснов)
- Права человека (Е. А. Лукашева)
- Справочник прокурора (Трикс А.В.)
- Правовые позиции Конституционного Суда России (Лазарев Л.В.)
- Проблемы уголовного наказания в теории, законодательстве и судебной практике (В. К. Дуюнов)
- Практика применения уголовного кодекса (А.В. Наумов)
- Уголовные преступления и наказания (А.Б. Смушкин)
- Экономические преступления (Волженкин Б. В.)
- Гарантии прав участников уголовного судопроизводства Российской Федерации (Волколуп О.В., Чупилкин Ю.Б.)
- Меры пресечения в российском уголовном процессе (Михайлов В.А.)
- Отказ от обвинения в системе уголовно-процессуальных актов (Землянухин А.В.)
- Типология уголовного судопроизводства (Смирнов А.В.)
- Учение об объекте преступления (Г.П. Новоселов)
- Дифференциация уголовной ответственности (Лесниевски-Костарева Т. А.)
- Теория доказательств (Владислав Лоер)
- Искусство защиты в суде присяжных (Мельник В.В.)
- Субъективное вменение и его значение в уголовном праве (В. А. Якушин)
- Психология преступника и расследования преступлений (Антонян Ю.М., Еникеев М.И., Эминов В.Е.)
- Курс международного уголовного права (Э.Нарбутаев, Ф.Сафаев) (Республика Узбекистан)
- Деятельное раскаяние в совершенном преступлении (Щерба C., Савкин А.В.)
- Право на юридическую помощь: конституционные аспекты (Р.Г. Мельниченко)
- Юридический статус личности в России (Воеводин Л.Д.)
- Российское гражданство (Кутафин)
- Законность в Российской Федерации (Тихомиров Ю. А., Сухарев А. Я., Демидов И. Ф.)
- Экономическое правосудие в России: прошлое, настоящее, будущее (М.И. Клеандров)
- Третья власть в России. Очерки о правосудии, законности и судебной реформе 1990-1996 гг. (Бойков А.Д.)
- Закон: создание и толкование (Пиголкин А.С.)
- Актуальные вопросы уголовного процесса современной России
- Уголовно-правовое регулирование. Механизм и система. (Н.М.Кропачев)
- Уголовно-правовая политика и пути ее реализации (Беляев Н. А.)
- Практика уголовного сыска (В.Румянцев, В.Перевертов)
- Судебная экспертиза (экспертология) (В.А.Назаров)
- Адвокатура и власть (Бойков А.Д.)
- Справочник адвоката: Консультации, защита в суде, образцы документов (Данилов Е.П.)
ДРУЗЬЯ САЙТА:
Библиотека документов юриста
СЧЕТЧИКИ: