Сегодня
НАВИГАЦИЯ:
ЮРИДИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ:
РАЗНОЕ:
РЕКЛАМА:
АРХИВ НОВОСТЕЙ:
Компетенция судебно-психологической экспертизы
 (голосов: 0)
  Основы судебно-психологической экспертизы | Автор: admin | 12-05-2010, 19:40
Компетенция судебно-психологической экспертизы опреде¬ляет рамки задаваемых эксперту вопросов, границы разрешае¬мых им ситуаций и строго ограничена законом (УПК, ГПК и т. д.). В частности, эксперт-психолог решает вопросы, заданные ему следователем в постановлении, и не вправе выходить за рамки этих вопросов. В некоторых случаях необходима поста¬новка дополнительных вопросов для разрешения какой-либо возникшей ситуации, тогда эксперт имеет право запросить сле¬дователя (лицо, ведущее дознание) дополнить постановление, а в отдельных случаях — назначить дополнительную либо повтор¬ную экспертизу. Закон, ограничивая компетенцию эксперта, тем самым устанавливает рамки решаемых им вопросов.
С точки зрения развития науки психологии и других смеж¬ных наук (психиатрии, педагогики и т.п.) компетенция экспер¬та-психолога ограничивается степенью развития научной мысли, последними научными разработками. Для наиболее полного и объективного заключения эксперт должен ознакомиться с мате¬риалами дела (уголовного или гражданского), но в этом он мо¬жет быть ограничен. Если лицо, ведущее дознание, предоставля¬ет не весь необходимый материал, то эксперт вправе потребо¬вать доступа ко всей необходимой ему информации.
С позиции иных отечественных психологов компетенция психологической экспертизы включает разрешение вопросов о достоверности показаний свидетеля, подозреваемого и т.д. Не¬которые ученые полагают, что компетенция психологической экспертизы ограничивается лишь разрешением вопросов аффек¬та (психологического) и выяснением факта, могло ли лицо осоз¬навать характер действий, совершаемых им или над ним в слу¬чаях экспертизы жертв изнасилования.
На наш взгляд, под компетенцией психологической экспер¬тизы следует понимать совокупность поставленных перед экс¬пертами задач, их возможностей и полномочий.
Пределы компетенции психологической экспертизы ограни¬чены, с одной стороны, возможностями психологии в целом и ее конкретной отрасли, с другой — нормативным урегулирова¬нием статуса экспертизы и эксперта в конкретной сфере. Воз¬можно также ограничение компетенции экспертизы полномоч¬ным должностным лицом или органом.
Нормативные акты, регулирующие назначение и производст¬во экспертизы, рассчитаны на широкое число случаев и являют¬ся универсальными. Так, в уголовном, гражданском, админист¬ративном процессах действующие нормы регулируют назначение и проведение любой экспертизы, не выделяя психологическую.
Препятствием в деятельности экспертизы может явиться и воля субъекта, ее назначившего, поскольку он может оказаться недостаточно подготовленным в области психологии, слабо представляющим себе ее возможности и методы. С этим также бывает связана нечеткая, неточная формулировка вопросов и задач, которые ставятся перед экспертом. Последний, безуслов¬но, должен подчиняться действующим нормам, особенно в том, что касается характера его взаимоотношений с субъектом, на¬значившим экспертизу, требований к итоговому документу экс¬пертного исследования и т. д.
Эксперт, проводящий психологическую экспертизу, не мо¬жет вмешиваться в деятельность органа или должностного лица, назначившего экспертизу, однако он не должен быть и слепым орудием в их руках. Установив, например, что вопрос перед ним поставлен неправильно, узко, эксперт может обратиться к заин¬тересованному субъекту за уточнениями, чтобы провести иссле¬дование исходя из сегодняшних возможностей психологической
науки.
Судебно-психологическая экспертиза широко применяется в практике правоохранительных органов, однако вопрос ее компе¬тенции до сих пор дискутируется как в юридической, так и в психологической литературе.
В одной из первых публикаций, посвященных данной про¬блеме, указывалось, что судебно-психологическая экспертиза должна проводиться для установления:
• состояния сильного душевного волнения;
• уровня интеллектуального развития несовершеннолетнего;
• возможности субъекта давать правильные показания в силу своих индивидуальных особенностей.
Плодотворные исследования в области теории и методики судебно-психологической экспертизы предприняты совместно психологами и юристами под руководством А.Р. Ратинова в сек¬торе психологических проблем борьбы с преступностью инсти¬тута Прокуратуры России, в частности по вопросам судебно-психологической экспертизы несовершеннолетних.
В 1971 г. М.М. Коченов подготовил информационно-методи¬ческое письмо «Судебно-психологическая экспертиза несовершеннолетних», где наряду с рассмотрением процессуальных во-просов судебно-психологической экспертизы анализировались вопросы ее компетенции. К компетенции простой психологиче¬ской экспертизы автор относит:
• исследование уровня умственного развития несовершенно¬летнего;
• изучение особенностей его личности и той ситуации, в ко¬торой совершались противоправные действия;
• установление наличия физиологического аффекта;
• определение особенностей познавательных процессов;
• выявление признаков умственной отсталости, не связан¬ной с душевным заболеванием;
• установление способности полностью осознавать значение своих действий и полностью руководить ими;
• определение наличия в период, предшествующий совер¬шению преступлений, конфликтных переживаний, спо¬собных влиять на поведение;
• установление возрастных или индивидуальных особенно¬стей у несовершеннолетнего, способных повлиять на объ¬ективность его показаний.
К компетенции медико-психологической экспертизы М.М. Коченов относит установление:
• психологических последствий наличного или перенесен¬ного соматического заболевания;
• наличия признаков умственной отсталости или иных пси¬хических особенностей, вызванных перенесенными сома¬тическими заболеваниями;
• способности несовершеннолетнего при наличии у него психических особенностей осознавать значение своих дей¬ствий и руководить ими.
Психолого-психиатрическая экспертиза, по мнению М.М. Коченова, имеет своей компетенцией установление:
• наличия психического заболевания у несовершеннолетнего (олигофрения на стадии дебильности, психофизический инфантилизм);
• особенностей умственной деятельности, которые могли препятствовать сознанию им значения вменяемых ему действий;
• наличия у несовершеннолетнего личностных особенно¬стей, которые могли помешать ему руководить своими действиями в конкретной ситуации совершения правона¬рушения. Автор относит умственную отсталость, вызванную сенсорной недостаточностью, длительными или хро¬ническими заболеваниями, к компетенции медико-психо¬логической экспертизы.
В более поздних работах М.М. Коченов расширил круг во¬просов, относящихся к компетенции судебно-психологической экспертизы, полагая, что эта экспертиза может устанавливать:
• способность обвиняемого, свидетеля и потерпевшего (с учетом индивидуально-психологических и возрастных осо¬бенностей, состояния умственного развития) правильно воспринимать имеющие значение для дела обстоятельства и давать о них правильные показания;
• способность потерпевших от половых преступлений пра¬вильно воспринимать характер и значение совершаемых с
ними действий;
• способность несовершеннолетних обвиняемых, страдаю¬щих умственной отсталостью, не связанной с психически¬ми заболеваниями, полностью осознавать значение своих
действий и руководить ими;
• наличие или отсутствие у субъекта в момент совершения противоправных действий состояния физиологического аффекта (внезапно возникшего сильного душевного вол¬нения);
• возможность возникновения различных психических явле¬ний, препятствующих нормальному осуществлению про¬фессиональных функций (в авиации, автомобильном и же¬лезнодорожном транспорте, в работе оператора автомати¬зированных систем и т. п.);
• наличие или отсутствие у лица в период, предшествующий смерти, психического состояния, предрасполагающего к
самоубийству.
Впоследствии ученый добавил к приведенному выше переч¬ню: диагностику индивидуально-психологических особенностей (например, повышенная внушаемость, импульсивность, подра-жательность, ригидность и т. п.), способных существенно влиять на поведение субъекта; установление наличия ведущих, упро¬чившихся мотивов поведения человека и мотивации конкретных поступков как важных психологических обстоятельств, характе¬ризующих личность.
Надо скачать, что вопрос о компетенции судебно-психоло¬гической экспертизы в специальной литературе до сих пор од¬нозначно не решен. К компетенции психологической эксперти¬зы в сфере действия прав, на наш взгляд, следует отнести разрешение любых психологических вопросов, интересующих сле¬дователя, суд, орган дознания, другого уполномоченного субъек¬та и имеющих значение для дела. Все эти вопросы касаются психических процессов, явлений и свойств психической дея¬тельности человека и влияющих на нее объективных и субъек¬тивных факторов.
Возражения, основанные на том, что исследования психо¬лога якобы будут сковывать внутреннее убеждение юриста, что вопросы причин и мотивации поступков относятся к компетен¬ции суда, следователя, другого полномочного органа, не могут быть признаны убедительными.
Эксперт-психолог не подменяет собой суд или другой орган. Имея один и тот же объект анализа, они имеют разные предме¬ты исследования и пользуются разными методами.
Коментариев: 0 | Просмотров: 101 |
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

    Другие новости по теме:
Добавление комментария
[not-wysywyg] [/not-wysywyg]
{bbcode}
[not-wysywyg] [/not-wysywyg]{wysiwyg}



ukrstroy.biz
ЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:
РАЗНОЕ:
ДРУЗЬЯ САЙТА:

Библиотека документов юриста

СЧЕТЧИКИ: