Сегодня
НАВИГАЦИЯ:
ЮРИДИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ:
РАЗНОЕ:
РЕКЛАМА:
АРХИВ НОВОСТЕЙ:
Экономические и социальные права
 (голосов: 0)
  Права человека | Автор: admin | 9-06-2010, 03:53
Социально-экономические права (наряду с культурными) относятся к правам человека второго поколения. Они касают¬ся поддержания и нормативного закрепления социально-эко-номических условнИ жизни индивида, определяют положение человека в сфере труда и быта, занятости, благосостояния, соци¬альной защищенности с целью создания условий, при которых люди могут быть свободны от страха и нужды. Их объем и степень реализованное™ во многом зависят от состояния эко¬номики и ресурсов, и поэтому гарантии их реализации по срав¬нению с гражданскими и политическими правами первого по¬коления, менее развиты.
В отличие от других видов прав человека особенностями социально-экономических прав являются1:
распространенность на определенную — социально-эконо-мическую — область жизни человека;
допустимость рекомендательных, "нестрогих" формулиро-вок базовых положений (например, "достойная жизнь", "спра-ведливые и благоприятные условия труда", "удовлетворитель-ное существование");
зависимость реализации социально-экономических прав от состояния экономики и ресурсов. Статья 2 Международного пакта об экономических, социальных п культурных нравах спе-циально говорит о том, что эти нрава должны обеспечиваться постепенно и "в максимальных пределах имеющихся ресур¬сов".
Длительное время правам человека второго поколения от-водилась второстепенная роль, возможности регулирования та-ких прав оценивались негативно. Причина этого заключалась в господствовавшем представлении о невозможности точно оп-ределить п юридически квалифицировать эти права, поскольку они не могут порождать непосредственных обязанностей госу-дарства по их обеспечению и правовой защите. Позже эта тен-денция сменилась отрицанием равноценности социально-эко-номических и политических прав.
Международно-правовая регламентация и защита соци-ально-экономических прав начались в 1948 г., когда самые важные из них были закреплены во Всеобщей декларации нрав человека. До этого времени нрава на собственность и на труд объединялись с правами гражданскими. Но определенные трудности в их признании существуют и сегодня. Так, Евро-пейская социальная Хартия, принятая Советом Европы в 1961 г., до сих пор ратифицирована не всеми государствами. Ее ратификация — дело будущего и для Российской Феде¬рации.
Сегодня значение социально-экономических прав для обеспечения правового статуса личности бесспорно. Как от-мечено в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, "идеал свободной человеческой лично¬сти, свободной от страха и нужды, может быть осуществлен, только если будут созданы такие условия, при которых каж¬дый может пользоваться своими экономическими, социальны¬ми и культурными правами так же, как и своими гражданс¬кими п политическими правами". Эту точку зрения подтвер¬дила Генеральная Ассамблея ООН (резолюция от 4 декабря 1986 г.), провозгласив "неделимость и взаимозависимость эко-номических, социальных, культурных, гражданских и полити-ческих прав".
Обязанность государств в сфере защиты социально-эконо-мических нрав состоит в том, чтобы осуществлять прогрессив-ные экономические и социальные реформы, обеспечивать полное участие своего народа в процессе и выгодах экономическо-го развития, использовать свои ресурсы для предоставления всем равных возможностей пользования данными правами. Как от¬мечается в ст. 7 Харши экономических прав н обязанностей государств от 12 декабря 1974 г., каждое государство несет от-ветственность за содействие экономическому, социальному и культурному развитию своего народа.
Среди источников правового регулирования социально-экономических прав н свобод базовую роль играют междуна-родно-правовые нормы. Универсальные нормы содержатся в общих принципах Устава ООН (ст. 1, 13, 55, 56, 62 и 68), в программных положениях Всеобщей декларации прав челове¬ка (ст. 22 — 27), в нормах Международного пакта об экономи-ческих, социальных и культурных правах, в конвенциональных стандартах Международной организации труда (МОТ). В дан-ной области МОТ принято больше 170 конвенций. Важное зна-чение имеют следующие: "О принудительном труде" (1930 г.), "О справедливом вознаграждении" (1951 г.), "О дискримина¬ции в области труда н занятости" (1958 г.), "О политике в области занятости (1964 г.), "О трудящихся с семейными обя-занностями" (1981 г.), "О содействии занятости и защите от безработицы" (1988 г.) н др.
Другую группу источников регулирования социально-эко-номических прав составляют нормы, которые содержатся в ре-гиональных соглашениях (таких, как Европейская конвенция о защите прав человека н основных свобод, Европейская соци-альная Хартия н др.). Третья значительная группа связана с гарантиями соблюдения и защиты социально-экономических прав, закрепленными в национальных законодательствах госу-дарств.
Экономические права обеспечивают человеку свободное распоряжение основными факторам]! хозяйственной деятель-ности. К ним относятся: право па труд; право на собствен¬ность; право на предпринимательство; право на забастовки и др. Кроме того, трудящиеся н работодатели имеют право на заклю-чение коллективных договоров; право на свободное объедине-ние в национальные или международные организации для за-щиты своих интересов.
Ведущее место в каталоге экономических нрав занимает право па труд, включающее право каждого человека на получение возможности зарабатывать себе на жизнь трудом, кото-рый он свободно выбирает или па который свободно соглаша-ется (ст. 6 Пакта об экономических, социальных и культурных правах). Это право выражает постоянно действующую потреб-ность человека, необходимую для создания элементарных ма-териальных предпосылок человеческого существования, а так-же обеспечения условий всестороннего развития личности. Право на труд н защиту от безработицы зафиксировано п в ст. 23 Всеобщей декларации прав человека.
В Конституции РФ (ст. 37) гарантируется право каждого в Российской Федерации свободно распоряжаться своими спо-собностями к труду, выбирать род деятельности п профессию, фиксируется право па справедливые п благоприятные условия труда: "Каждый имеет право па труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации п не ниже установлен¬ного федеральным законом минимального размера оплаты тру¬да, а также право на защиту от безработицы". Законодатель¬ство РФ обязывает работодателя обеспечить своим работни¬кам соответствующие условия труда. В случае невыполнения этой обязанности, повлекшей за собой повреждение здоровья работника, работодатель обязан возместить причиненный этим материальный п моральный ущерб.
Конституционное право на свободный труд для граждани-на Российской Федерации означает: 1) возможность свободно¬го и самостоятельного выбора — работать или не работать;
2) свободный выбор рода деятельности или профессии, что с юридической точки зрения выражается в договорном характере трудовых обязанностей, праве менять место работы после соот¬ветствующего уведомления администрации, праве трудиться после достижения установленного пенсионного возраста и т. д.;
3) запрещение принудительного труда. Принудительным, со-гласно ст. 8 Пакта о гражданских и политических правах, при-знается труд, который гражданин не избрал добровольно. При-нудительный (недобровольный) труд допускается только в силу выполнения обязанностей воинской службы, приговора суда или в условиях чрезвычайных обстоятельств (Конвенция МОТ 1930 г. № 29 "О принудительном или обязательном труде").
Практическое осуществление права на труд воплощается в задаче обеспечения работой всех желающих, решении проблемы полной занятости населения. Таким образом, право на труд предполагает право на защиту от безработицы, предоставля-емую государством любом лицу (ст. 23 Всеобщей декларации прав человека). В Конвенции МОТ № 122 "О политике в об-ласти занятости" отмечается, что в целях "ликвидации безрабо-тицы н неполной занятости каждый Член Организации провоз-глашает н осуществляет в качестве главной цели активную по-литику, направленную па содействие полной, продуктивной и свободно избранной занятости" (ст. 1).
Этот принцип получил закрепление п дальнейшее разви¬тие в Конвенции МОТ 1991 г. № 168 "О содействии занятости п защите от безработицы". Согласно этой Конвенции отказ в приеме на работу может быть оправдан только в случае отсут-ствия свободных мест или недостаточной квалификации пре-тендента. Необоснованные увольнения являются незаконными, и в необходимых случаях трудящиеся могут быть восстановле-ны в прежней должности по решению суда. В РФ право на защиту от безработицы регламентируется Законом "О занятос-ти населения в Российской Федерации" (в редакции Федераль-ного закона от 20 апреля 1996 г.).
Кроме того, для повышения защищенности своих граждан государство обязано принимать надлежащие меры по развитию профессионально-технического обучения, экономическому рос-ту п полной производительной занятости (ст. 6 Пакта об эконо-мических, социальных и культурных нравах).
Свобода труда включает в себя п право каждого лица на справедливые и благоприятные условия труда. Это право, га-рантированное в ст. 7 Пакта об экономических, социальных и культурных правах, состоит из следующих аспектов: а) вознаг-раждение за труд должно обеспечивать всем трудящимся как минимум справедливую заработную плату п удовлетворитель-ное существование для них и для их семей; равное вознаграж-дение за труд равной ценности без какого бы то ни было разли-чия; б) условия работы должны отвечать требованиям безопас-ности и гигиены; в) все лица должны иметь одинаковую воз-можность продвижения по работе на соответствующие более высокие ступени только на основании трудового стажа п ква-лификации; г) все трудящиеся имеют право на отдых, досуг, разумное ограничение рабочего времени и оплачиваемый пери-одический отпуск, вознаграждение за праздничные дни.
В Конституции Российской Федерации (ч. 3 ст. 37) прин¬цип справедливой оплаты труда воплощается в запрете дискри-минации в оплате труда, т. с. любого ограничения в нравах либо установления преимуществ в зависимости от пола, возра¬ста, расы, национальности, языка, социального происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к ре-лигии, убеждений, принадлежности к общественным объедине-ниям, а также других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника и результатами его труда; в установле-нии федеральным законом в качестве исходной базы минималь-ного размера оплаты труда, обязательного для всех работодате-лей.
Труд является одним из условий возникновения первона-чального нрава на собственность.
Право частной собственности на имущество, в том числе п па землю, гарантируемое ст. 35, 36 Конституции РФ, является важной разновидностью прав и свобод человека п охраняется всей системой российского законодательства. Изменения п до-полнения в этой области могут быть введены только законом. Гражданин вправе иметь в собственности любое имущество производственного, культурного п иного назначения, за исклю-чением того, которое в соответствии с законом или междуна-родными договорами РФ не может ему принадлежать по сооб-ражениям государственной и общественной безопасности.
В Российской Федерации гарантирован а свобода экономи-ческой деятельности как проявление личной свободы граждан ( в сфере предпринимательства (ст. 8 Конституции РФ). Она осуществляется путем реализации прав: свободного использо-| ваиия своих способностей и имущества для предпринимательс-кой и иной не запрещенной законом деятельности; частной соб-ственности, свободы договора, права на доброе имя (деловую! репутацию), на возмещение вреда, на свободное перемещение^ товаров, услуг и финансовых средств и др.
Социальные права обеспечивают человеку достойный уро-* вень жизни п социальную защищенность. Одним из главных является право на социальное обеспечение, включая социаль¬ное страхование, пенсионное обеспечение п медицинское обслу-живание.
Сущность права на социальное обеспечение (по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей л в иных случаях, установленных законом) состоит в том, что государство гарантирует предоставление достаточ¬ных средств гражданам, в силу объективных обстоятельств ли¬шенным (полностью или частично) способности или возмож¬ности трудиться и получать доходы от труда, а также помощь семье в связи с рождением и воспитанием детей. Данный ком¬плекс нрав закреплен в ст. 22 и 25 Всеобщей декларации нрав человека, ст. 9—12 Пакта об экономических, социальных и куль¬турных правах, ст. 26 Конвенции о нравах ребенка.
Осуществление этого права связано с реализацией других прав, в том числе па удовлетворительный жизненный уровень, на охрану и помощь семье, материнству и детству, права на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья. Всеобщая декларация прав человека указывает: "Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необхо¬димое социальное обслуживание, который необходим для под¬держания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право па обеспечение па случай безработицы, болезни, вдов¬ства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по независящим от пего обстоятельствам" (ст. 25).
Гарантии обеспечения права на социальную защиту явля¬ются предметом ряда международных конвенций и рекоменда¬ций, принятых МОТ. Конвенция № 102 "О минимальных нор¬мах социального обеспечения" устанавливает обязанность го¬сударств выплачивать девять видов пособий, в частности на медицинскую помощь профилактического и лечебного харак¬тера, по болезни с целью восстановления временно утраченной трудоспособности, по безработице, по старости, по беременнос¬ти, по инвалидности или в случае потери кормильца. Конвен¬ция № 118 "О равноправии в области социального обеспече¬ния" закрепляет принцип равных с гражданами прав иностран¬цев и лиц без гражданства.
Право на охрану п помощь семье, матерям и детям предус¬матривает разнообразные формы социальной поддержки семьи. В соответствии со ст. 10 Международного пакта об экономи¬ческих, социальных и культурных правах сюда включается предоставление охраны и помощи семьям, специальные меры
защиты материнства, особая охрана и помощь детям и подрост-кам, запрет применения детского труда в случае, если он может повредить физическому или нравственному здоровью ребенка или его развитию. Согласно сг. 25 Всеобщей декларации нрав человека, все дети, родившиеся в браке пли вис брака, должны пользоваться одинаковой социальной защитой.
Отдельные аспекты принципа защиты материнства и дет-ства, охраны нрав подростков конкретизируются в ряде кон-венций МОТ. Конвенция МОТ № 103 "Об охране материн¬ства", ратифицированная Указом Президиума Верховного Со¬вета СССР от 6 июля 1956 г., предусматривает предоставление женщинам в период беременности отпуска не менее 12 недель, из которых по крайней мере 6 должно приходиться па после-родовой период. В период отпуска по беременности и родам приказ об увольнении женщины считается незаконным. В Кон-венции МОТ № 117 "Об основных целях и нормах социальной политики" и в ряде конвенций, посвященных минимальному возрасту приема на работу (№ 10, 15, 58, 59, 60, 112, 123, 137), устанавливается допустимый возраст приема на работу моло-дых людей. Для сельского хозяйства он составляет 14 лет, в остальных случаях— 15 лет. Конвенция МОТ № 90 "О ночном труде подростков в промышленности" запрещает привлекать к подобным работам лиц, не достигших 18-летнего возраста.
Российская Федерация, провозгласив себя социальным го-сударством, политика которого направлена на создание условий достойной жизни и свободного развития человека (ст. 7 Кон¬ституции РФ), обязуется проводить в жизнь определенную со¬циальную политику, направленную на обеспечение защиты дос¬тойной и свободной жизни людей. В связи с этим законодатель¬ство РФ регулирует реализацию социальных прав, устанавли¬вает дополнительные гарантии по социальной защите отдель¬ных категорий граждан. В РФ действуют Федеральные зако¬ны: от 10 декабря 1995 г. "Об основах социального обслужива¬ния населения в Российской Федерации", от 2 августа 1995 г. "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста п инвалидов", от 21 декабря 1996 г. "О дополнительных гаранти¬ях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", от 14 января 1997 г. "О государствен¬ных пенсиях в Российской Федерации" (с изменениями п до¬полнениями), другие законы и иные нормативно-правовые акты.
Условия, обеспечивающие достойную жизнь и свободное развитие человека, зафиксированы в праве па достаточный уро¬вень жизни, психического и физического здоровья. Согласно ст. 11 Пакта об экономических, социальных и культурных пра¬вах, любому человеку должны быть обеспечены достаточное пи¬тание, одежда и жилище, условия его жизни должны непрерыв¬но улучшаться. Утверждая "основное право каждого человека па свободу от голода", Пакт обязывает государство принимать необходимые меры для улучшения методов производства и рас¬пределения продуктов питания, более эффективного использо¬вания природных ресурсов. Конвенция МОТ № 117 "Об ос¬новных целях и нормах социальной политики" устанавливает, что при определении прожиточного минимума принимаются во внимание такие основные потребности семей трудящихся, как продукты питания и их калорийность, жилище, одежда, меди¬цинское обслуживание и образование.
Право на обеспечение достаточного уровня жизни и улуч¬шение условий жизни включает в себя также право па наи¬высший достижимый уровень психического и физического здо-ровья, которое, согласно ст. 12 Международного пакта об эко-номических, социальных и культурных правах, государства должны обеспечивать путем: сокращения мертворождасмости и детской смертности; улучшения всех аспектов гигиены и ле¬чения эпидемических, профессиональных и иных болезней и борьбы с ними; создания условий, которые бы обеспечивали всем медицинскую помощь и медицинский уход в случае бо¬лезни.
Одним из аспектов обеспечения достаточного уровня жиз¬ни является предоставление каждому права па жилище. Кон¬ституция РФ в ст. 40 определяет право на жилище как гаран¬тированную возможность быть обеспеченным постоянным жи-лищем, включая юридическую возможность стабильного пользо¬вания имеющимся у граждан жилым помещением, его непри-косновенность, недопустимость произвольного лишения жили¬ща, а также возможность улучшить жилищные условия путем приобретения другого жилья. Жилищное законодательство, обес-печивающее реализацию права на жилище, в настоящее время представлено федеральными законами "О приватизации жи¬лищного фонда в Российской Федерации" с изменениями и дополнениями 1996 г., "Об основах федеральной жилищной политики" (1996 г.), "О товариществах собственников жилья" (1996 г.) и др.
Право па охрану здоровья и медицинскую помощь в Рос-сийской Федерации гарантировано ст. 41 Конституции РФ (пре-доставляющей возможность бесплатного получения медицинс¬кой помощи в государственных и муниципальных учреждени¬ях здравоохранения), Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (приняты 22 июля 1993 г.), Федеральным законом "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" (с изменениями и дополне¬ния от 2 апреля 1993 г.), другими нормативно-правовыми ак¬тами и федеральными программами.
Законодательство устанавливает основные принципы охраны здоровья граждан и Российской Федерации. Ими явля-ются: 1) соблюдение прав человека и гражданина в области охраны здоровья; 2) приоритет профилактических мер; 3) дос-тупность медико-социальной помощи; 4) социальная защищен-1 пость граждан в случае утраты здоровья; 5) ответственность органов государственной власти и управления, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, должностных лиц за пеобеспечение нрав граждан в области охраны здоровья, сокрытие фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей. Государство предоставля¬ет гражданам защиту от любых форм дискриминации, обуслов¬ленной наличием у них каких-либо заболеваний.
Для международной защиты социально-экономических прав человека и для исполнения целей и задач Организации Объединенных. Наций (среди которых — оказание содействия повышению уровня жизни, полной занятости населения, усло¬виям экономического и социального прогресса и развития, раз¬решению международных проблем в экономической, социаль¬ной области, в сфере здравоохранения, всеобщему уважению и соблюдению прав человека) создан и действует Экономи¬ческий п Социальный Совет (ЭКОСОС) — ведущая конт¬рольная инстанция в области защиты социально-экономичес¬ких прав и основной координатор экономической и социаль¬ной деятельности ООН и ее специализированных учрежде¬ний.
ЭКОСОС в соответствии с Уставом ООН (ст. 61—72) уполномочен проводить исследования и составлять доклады по
международным вопросам в области экономической н социаль¬ной жизни, культуры, образования, здравоохранения и т. п., го¬товить проекты конвенций но соотиетствующим вопросам, про¬водить международные конференции по проблемам, входящим в его компетенцию.
Однако международны]"! контроль в области защиты этой группы прав по сравнению с защитой гражданских и полити¬ческих прав менее значителен. Он не включает в себя воз¬можность подачи жалобы частными лицами. Согласно поло¬жениям Между парод! юго пакта об экономических, социальных и культурных правах (ст. 16 — 25), государства обязаны пред¬ставлять доклады о мерах, принятых ими в целях реализации положений Пакта, и о прогрессе, достигнутом в социально-экономической области, Генеральному секретарю ООН, кото¬рый, в свою очередь, направляет их на рассмотрение в ЭКО-СОС и специализированным в данной области учреждениям. Такая процедура является практически единственной формой контроля за соблюдением социально-экономических прав граждан. Кроме того, контроль за исполнением социально-эко-номических прав н свобод сталкивается с особыми трудно-стями, связанными со сравнительно недавним развитием этой группы прав, с некоторой неопределенностью основополагаю-щих дефиниций н гарантий, содержащихся в международно-правовых нормах по данным вопросам, с исконкрстностыо взятых на себя государствами международных обязательств в данной сфере.
В последнее время деятельность международных орга¬нов по контролю за соблюдением государствами своих обя-зательств в сфере основных экономических и социальных прав человека активизировалась. В рамках подкомиссии по пре-дупреждению дискриминации и защите меньшинств была орга¬низована подготовка специальных докладов по таким вопро¬сам, как право на питание, вопросы борьбы с бедностью, со¬действие реализации права на жилище и т. д. В 1985 г. со¬здан Комитет ЭКОСОС по .экономическим, социальным и культурным нравам. Его реальная деятельность началась в 1987 г. Комитет является самостоятельным контрольным ор¬ганом н уполномочен рассматривать доклады государств, при¬нимать по ним общие заключения и сообщать об этом в ЭКОСОС.
Социально-экономические права, с одной стороны, обеспе-чивают соответствующую активность населения, его рыночную свободу, а с другой — предоставляют защиту от возможных рисков. И между этими аспектами нормативного регулирова¬ния ист противоречия. Ценности экономической свободы и ра-венства получают общественное признание и закрепление в единой системе неотъемлемых прав и свобод человека наряду с ценностями социальной справедливости, интеграции, взаимной ответственности государства и гражданина. Гарантии реализа-ции социально-экономических прав являются важной предпо-сылкой стабильного существования правового государства в его демократической и социальной форме.
Коментариев: 0 | Просмотров: 87 |
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

    Другие новости по теме:
  • Социальное государство
  • Проблемы социального законодательства в деятельности Государственной Думы
  • Экономические, социальные и культурные права и свободы
  • Культурные права
  • Компетенция Правительства Российской федерации

  • Напечатать Комментарии (0)
Добавление комментария
[not-wysywyg] [/not-wysywyg]
{bbcode}
[not-wysywyg] [/not-wysywyg]{wysiwyg}



ukrstroy.biz
ЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:
РАЗНОЕ:
ДРУЗЬЯ САЙТА:

Библиотека документов юриста

СЧЕТЧИКИ: