Сегодня
НАВИГАЦИЯ:
ЮРИДИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ:
РАЗНОЕ:
РЕКЛАМА:
АРХИВ НОВОСТЕЙ:
Права человека как сфера взаимодополнения права и морали
 (голосов: 0)
  Права человека | Автор: admin | 9-06-2010, 19:46
Дополнение (взаимодополнение) права и морали есть про-цесс аккумуляции, сложения их потенциалов с целью обеспечения и защиты необходимых для жизни общества ценностей.
Взаимодополнение является проявлением общих свойств мо-рали и права, пх совместной направленности на достижение социальных целей, ради которых и регулируются (нормируются) общественные отношения.
Взаимодополняемость морали и права может проявлятьс в любой сфере их взаимодействия. Правовая и моральная оцеп кп совпадают при осуждении опасных уголовных преступлс ний пли при одобрении законопослушного поведения п т. д| Но даже в этих случаях наличие взаимодополняемости праве и морали зависит от многих конкретных обстоятельств, моги вов совершения проступка н т. д. Возможна ситуация, когдг антпправовое действие в определенной мере может быть оп¬равдано моральным сознанием (в прессе описывался случа убийства отцом насильников его малолетней дочери прямо зале суда, оцененный массовым сознанием как справедлив воздаяние). В таких случаях мы имеем дело с несовпадение юридической и моральной оценок. Однако конфликт права и| морали практически не возникает, когда речь идет о права человека.
В правах человека взаимодополняемость права и морал складывается по поводу воспроизводства н защиты общезначи¬мых (в определенном смысле безусловных и абсолютных) цен ностей цивилизованной деятельности п общения человека. Имен но о таких значимостях еще Аристотель писал как об "общи для всех, признаваемых таковыми всеми народами, если даж между ними нет никакой связи и никакого соглашения относи телыю этого" (Риторика, I, 13, 1373Ь, 10)'. Первостспснность| "общих для всех" ценностей формирует комплекс социальны норм повышенной значимости, направленных на удовлстворс иис этих ценностей. Этот комплекс и заключен в правах чело-; века, которые имеют определяющее нормативно-ценностное зна ченис и для правовой, и для моральной систем.
Поэтому права человека иногда называют эшико-правово конструкцией, подчеркивая тем самым сосуществование здсс правовых и этических элементов.
Другими словами, в правах человека переплетаются пра-1 вовые и моральные ценности, и это сочетание обогащает смысл всей конструкции. Так, ст. 1 Всеобщей декларации прав человека содержит такую формулировку: "Все люди рождаются сво-бодными и равными в своем достоинстве и правах. Они наде¬лены разумом и совестью п должны поступать в отношении друг друга в духе братства". В это положение включены н мораль-ные постулаты (братство, совесть), п правовые принципы (ра¬венство), и категории, относящиеся к морально-правовым уста-новлениям (свобода, достоинство). Такое же сосуществование категорий морали и права можно увидеть и в других нормах по правам человека. Это еще раз подтверждает, что в них "скон¬центрированы все важнейшие социальные нормы н принципы — не только правовые, но п моральные, политические, религиоз¬ные, философские"1.
Вместе с тем права человека близки именно нравственным нормам. Что касается религиозных норм, то здесь соотношение неоднозначное, поскольку права человека предполагают свобо¬ду совести и морального выбора. В этом смысле положение американской Декларации независимости о том, что люди "одарены Создателем определенными неотъемлемыми права¬ми", сегодня имеет не религиозный, а нравственный смысл: пра¬ва человека не могут дароваться или делегироваться вис зави¬симости от того, верит ли человек в свое происхождение ог Бога или ог природы.
Вся правовая система в целом несет огромный нравствен¬ный потенциал, правовые нормы во многом основаны на незыб¬лемых нравственных принципах: "относись к другому челове¬ку так, как хотел бы, чтобы он относился к тебе", "будь лицом и уважай другие лица" и т. д. Однако только в институте прав человека в концентрированном виде воплощены самые важные принципы совместного человеческого бытия, которые невозможно свести только к правовым или только к этическим нормам. Поэтому институт прав человека в целом приобретает значе¬ние базовой ценности гражданского общества.
Специфика взаимодействия права и морали в области прав человека связана с тем, что предметом взаимодействия в дан¬ном случае являются обладающие особой значимостью осново-полагающие принципы общественной жизни. В правах челове¬ка эти принципы, во-первых, декларируются, т. е. провозгла¬шаются, в качестве морально-политических целей общества, во-вторых, защищаются при помощи юридических институтов. Вторая функция не может реализоваться без нерпой, но и пер¬вая, как показывают многочисленные исторические факты, яв¬ляется необходимым этаном для возникновения собственно правовых механизмов обеспечения декларированных ценнос¬тей. Положения Великой хартии вольностей, Билля о правах, Хабсас корпус акта во времена принятия этих документов еще не являлись всеобщими юридическими правами в полном смыс¬ле слова. Тем не менее эти документы заложили основы даль¬нейшего развития процессуальных правовых механизмов, обя¬зывающих государственную власть к соблюдению прав чело¬века.
История развития концепции нрав человека свидетель-ствует, что правовой и моральный факторы их утверждения в качестве всеобщих ценностей изначально "работают" совмес-тно, подталкивая и обусловливая общее развитие, т. с. взан-модополпптслыю. Так, кардинальные изменения в нравствен-ном сознании общества XVII —XVIII вв. обусловили разви¬тие юридического мировоззрения, неотъемлемым элементом которого стал каталог неотчуждаемых прав и свобод, от рож¬дения принадлежащих каждому индивиду. Распространение юридического мировоззрения, в свою очередь, сыграло реша¬ющую роль в том, что естественные права человека были под¬няты обществом на высоту незыблемых нравственных прин¬ципов.
Взаимодополняемость права н морали в правах человека не является проявлением нераздельности этих систем. Синк-ретнчность в их взаимодействии существовала на ранних эта-пах развития н характеризовалась определенной смешаннос-тью функций нрава н морали. Взаимодополняемость же воз-никает как признак соотношения достаточно зрелых, само-стоятельных систем, которые действуют совместно в силу не-обходимости дополнительного подкрепления требований од-ной нормативно-ценностной системы установками другой; при этом н право, и мораль действуют при помощи своих специ¬фических средств, не дублируя друг друга. Поэтому-то мо¬рально-правовое содержание прав человека — это не про-явление недостаточной дифференцированное'!']!, а сущиостный и устойчивый признак. Он в разной мере существует па всех
этапах развития прав человека — от античности до наших дней.
В правах человека происходит позптпвацня основных (в том числе моральных) ценностей цивилизованного общества. Эти ценности через международную систему прав человека распространяются п укореняются в национальном нраве, в ко¬тором их нравственное содержание сохраняется, подкрепляет¬ся юридической формой в качестве субъективных конституци¬онных прав. Прирожденные естественные права становятся правами в юридическом смысле, не меняя при этом своего нрав¬ственного значения.
Можно сказать, что права человека являются своеобраз-ным связующим звеном между нравом п моралью. Юридичес-кие способы провозглашения п обеспечения фундаментальных принципов взаимосвязи личности и общества дополняют нрав¬ственные нормы, утверждающие свободу и автономию субъек¬тов морали. Важнейшие ценности получают как бы "двойное закрепление" в социальных нормах, значимых как в нравствен¬ной, так и в юридической системе. Механизмы нормативно-пра¬вового обеспечения прав человека подкрепляют специфичес¬кие моральные механизмы, п наоборот, моральные нормы пред¬писывают безусловное следование всеобщим принципам поли¬тического общения, зафиксированным в правах человека. Это также свидетельствует о взаимодействии морали п права в "ре-жиме" взаимодополняемости.
Как факт признания сосуществования и взаимодополне-ния нрава п морали можно расценить предложение профес-сора Сиднейского университета А. Сун-Тап классифициро-вать все нормы но нравам человека на моральные н позитив-ные. Под позитивными правами в этом случае понимаются те, которые могут быть проверены эмпирическим путем, тогда как моральные права выражают долженствование'. Такая клас¬сификация представляется достаточно спорной, так как в се основу положен критерии деления прав человека на мораль¬но-декларативные п позитивно-правовые. Однако все нормы, составляющие права человека, несут совокупное морально-правовое содержание п практически каждая из них может быть рассмотрена с точки зрения принципа взаимодополня-емости.
Например, право на достойное человеческое существо-вание базируется на нравственно-философской категории "че-ловеческое достоинство". В нравственной области эта кате-гория соотносится с индивидуальным проявлением челове-ческого духа, однако же "присущего всем", как сказано уже в первой строке преамбулы Всеобщей декларации прав че¬ловека. Именно эта "присущссть всем" и делает чувство че¬ловеческого достоинства одним из значимых признаков пра¬вового равенства. Таким образом, личное ощущение мораль¬ного достоинства как самоуважения может быть разным, но достоинство, значимость человека перед законом одинакова. И в тексте правового документа этот термин закрепляется как морально-правовая ценность, личное субъективное пра¬во. Из него логически развивается следующее звено юриди¬ческого обеспечения человеческого достоинства (пз числа прав человека второго поколения) — правовая и экономи¬ческая обязанность общества обеспечить достойную жизнь человека1.
Вообще говоря, вопрос о необходимости позитивного юри-дического подкрепления некоторых нравственных ценностей всегда дискутировался в теории прав человека. Вспомним хотя?! бы тот факт, что американский Билль о правах принят как>| поправки к основному тексту Конституции США. Не включив каталог прав в первоначальный текст конституции, ее авторы исходили из того, что естественные права человека не нужда¬ются в дополнительном юридическом подтверждении. В на¬стоящее время законодательная практика большинства стран признает значение нормативно-правового регулирования важ¬нейших принципов социальной жизни (в том числе определен- , иого круга нравственных принципов), что говорит о постелен-^ ном сглаживании противостояния естественноправового и по-[| зитивистского типов правопонимания в концепции прав человека2.
Кроме того, позитивное закрепление прав не отвергает нрав-ственного аспекта их содержания, п взаимосвязь (взаимообус¬ловленность) права п нравственности при этом не исчезает. Нравственно-обусловленные правовые нормы при их позити-вации получают возможность реального обеспечения юриди¬ческими механизмами защиты субъективных нрав. Такое сбли¬жение естествешюправовых и позитивистских подходов в со¬временной конституционной и судебной практике — "благо¬приятная тенденция, снимающая противостояние и крайности указанных доктрин — незащищенность естественных прав че¬ловека вне государственного закрепления п днстанцнрование позитивистского учения от нравственных, личностных, соци-альных ценностей"1. Поэтому процесс постепенной юридиза-цни естественных прав, развития концепции естественного пра¬ва в законодательно признанную теорию прав человека — объективный и рациональный.
И хотя истоки современного понимания прав и свобод личности непосредственно связаны с естественноправовыми те-ориями, позитивистское направление признает права челове-ка неотъемлемой частью социальной организации мира. По-зитивисты делают акцепт не на естественном и надпозитпв-ном характере прав, а на их конституционной гарантирован-ное™ н юридической защищенности. Такая позиция домини-рует, к примеру, в конституционном нраве Австрии п Герма-нии2. Какой бы путь ни избрали законодатели — конститу-ционное закрепление связанных с государством прав и сво-бод индивида или же провозглашение их естественного и свя¬щенного характера, — в любом случае уместен вопрос о нрав¬ственной константе, заключенной в правах человека, о взаи¬модополняемости правового п морального аспектов их содер¬жания.
Таким образом, по поводу положительного ответа на воп¬рос о взаимодействии права и морали в правах человека дос¬тигнут определенный консенсус. Однако вопрос о механизме и характере их взаимодополнения (взаимодействия) является до¬статочно сложным как в теоретическом, так и в практическом плане. От этого вопроса во многом зависят и проблемы распро-странения концепции прав человека на разные культуры, дей-ствия международных юридических документов, защиты нравц независимо от особенностей внутригосударственной правовой] системы и т. д.
Каким же образом происходит взаимодействие права и| морали в правах человека? Как известно, мораль и право пред-! ставляют собой родственные, но далеко не одинаковые норма-! тнвно-цеппостные системы, каждая из которых имеет специфи-1 чсскнй набор инструментов и средств для достижения своих! целей, свои приоритеты (в праве — справедливость, равенство;! в морали — милосердие, добро). Однако в области прав чело-| века взаимоотношение права и морали характеризуется одно-1 направленностью действий, что не противоречит наличию спе-| пифических функций у каждой из данных ценностно-норма-тивных систем.
Возможность однонаправленности заложена в формиро-вании такого взаимодействия, при котором право и мораль сопрягаются друг с другом наиболее общими, родственными сторонами. Право в этом случае выступает в своем отличил от закона, а мораль — как область эгпки гражданского об¬щества, где на первый план выдвигаются ценности автоно¬мии личности, соблюдения обязательств, верность долгу и дру¬гие-правила сосуществования людей в политическом обще¬стве.
Права человека "суть чистое воплощение права, т. е. бе-зусловного общественного дозволения известных элементарных условий гражданско-политического бытия"'. Они воплощают основной смысл права, необходимый компонент всякой норма-тивной системы и представляют собой выражение сущности права как особого типа и специфической формы социальной регуляции, так как "право без прав человека так же невозмож¬но, как и права человека без и вне права"2.
Моральные нормы, лежащие в основании прав человека, прежде всего призваны гуманизировать публичные отношения — как международные, так и внутригосударственные. По-этому мораль здесь проявляет себя прежде всего как полити-ческая этика, действующая в сфере публичных отношений. Главной особенностью политической этики является утверж-дение морального требования равенства и автономии граждан, включая равенство возможностей, эквивалентность воздаяния и др.
Вот в этом пункте политическая этика тесно смыкается с правопониманисм. Истории известен только один вид действи-тельного равенства — формальное правовое равенство, на ко-тором базируется правовая система1. В правах человека мо-ральное требование равного уважения ко всем людям незави-симо от исповедуемых ими убеждений возводится в ранг пра-вовой ценности, эквивалентной правовому равенству. Именно это общее для права и морали в области прав человека требо-вание равенства обеспечивает их однонаправленное и взаимо-дополняющее воздействие. Оба этих понятия (моральное ра-венство и правовое равенство) образуют центральное звено вза-имодействия рассматриваемых систем, вокруг которого концен¬трируются ценности, имеющие одинаково важный смысл и для морали, и для нрава, — свобода, справедливость, автономия. Именно поэтому заключенные в нравах человека нормы имеют и правовое, и этическое значение.
Таким образом, взаимодополняемость права и морали фо-кусируется вокруг принципа формального равенства, одина-ково признаваемого политической этикой и правом. Поэтому здесь не возникает обычного конфликта между правом и мо-ралью. В правах человека формируется уникальная в своем роде сфера морально-правового взаимодействия, где мораль и право проявляют качества, сближающие их, и могут приме¬нить весь свой взаимодополняющий потенциал. Исторический процесс расширения прав человека (формирование прав пос-ледующих поколений) расширяет и сферу такого взаимодей-ствия, что, безусловно, может быть оценено как положительная тенденция.
Взаимодополняющее действие морали и права наглядно демонстрирует общность ценностных оснований этих систем.
Права человека в определенном смысле представляют собой конкретизацию моральных требований о предоставлении рав¬ных возможностей любому человеку, вне зависимости от разде-ляемых им убеждений, свободного общения и нормальных ус¬ловий существования, о моральной свободе личности, очерчен¬ной правом.
Итак, в правах человека право и мораль связаны друг с другом взаимодополнительным образом. Обобщим в виде от-крытого перечня факты, подтверждающие такой тип взаимо-действия указанных нормативно-ценностных регуляторов.
Во-первых, концепция прав человека является прямым следствием идеи о прирожденных и неотчуждаемых естествен¬ных правах, родившейся в результате поиска справедливого способа взаимоотношений человека и государства. Ее основ-ная посылка — гипотеза о естественном происхождении н не¬государственном характере основных прав, существование ко¬торых должно обеспечивать автономию самостоятельной лич¬ности, "пространство ее моральности". Просветителями XVIII в. защита прав человека рассматривалась как единственная нрав-ственная обязанность государства, его предназначение с точки зрения справедливости. Таким образом, принцип правового об-щения между государством и личностью, заключенный в пра-вах человека, изначально строился на морально одобряемых нормах равенства перед законом и судом, отсутствии произ-вольных привилегий и других принципах правового государ¬ства.
Во-вторых, даже с формально-юридических позиций права человека не просто кодекс важных субъективных прав. Всеоб¬щая декларация прав человека принята в виде резолюции Ге-неральной Ассамблеей ООН, поэтому имеет лишь рекомен-дательный характер; не являясь международным договором, она не может рассматриваться как юридически обязательный доку¬мент. А это значит, что ее применение в разных странах н реги¬онах мира зависит от признания не только правовой, но и нрав¬ственной ее значимости.
В-третьих, права человека — неотъемлемый компонент об-щеморального подхода к человеку, отношения к нему как к автономной и самостоятельной личности, свободной и равно-правной. Именно поэтому гуманистическая традиция со времен европейского Просвещения мыслит совокупность прав че-ловека как основной закон разумного общественного строя, где право, по формуле Канта, есть "свобода каждого, ограниченная такой же свободой каждого другого, насколько эго возможно по всеобщему закону". Право есть свобода, мораль также есть свобода, и обе эти нормативно-ценностные системы содержат идеи равенства без уравнивания, равного достоинства людей, равенства их возможностей и притязаний. Тем самым они со-здают возможность существования такой организации обще-ственного порядка, которая бы не стесняла и не ограничивала свободу индивидов, а стимулировала их творчество и разви¬тие.
Такая трактовка прав человека содержится в естесгвен-иоправовой традиции философии права. Таковы предпосылки и современного правопонимапия с позиции признания естествен-ного и неотчуждаемого характера прав индивида, воспринятого Конституцией Российской Федерации. В частности, в ст. 17 Кон¬ституции содержится основная формула прав человека, соот¬ветствующая приведенной выше "стандартной формуле права" И. Канта: "Осуществление прав и свобод не должно нарушать права п свободы других лиц". Согласно гуманистической фи-лософско-правовой традиции, у этой формулы не может быть произвольных изъятий.
Однако в силу отмеченной взаимодополняемости права и морали не может считаться изъятием из прав человека запрет безнравственного поведения. Так, ст. 20 Международного пак¬та о гражданских и политических правах предусматривает воз-можность запрещения антигуманных, аморальных действий, таких, как пропаганда войны, "всякие выступления в пользу национальной, расовой или религиозной ненависти, представля-ющие собой подстрекательство к дискриминации, вражде или насилию". Как видим, в Пакте представлен исчерпывающий перечень запрещенных аморальных действий.
С теоретической точки зрения критерием наложения пра-вового запрета на совершение некоторых аморальных действий может служить опасность нарушения в этом случае свободы другого человека. Право принимает па себя обязанности по защите нравственной нормы, когда ее попрание прямо отража-ется на правах других лиц.
Из тезиса о взаимодополняемости права и морали в пра-вах человека прямо следует, что изучение прав человека — задача не только сугубо юридическая. Фактически речь идет об особой философии прав человека, которая рассматривает их как этически и юридически значимый кодекс, самоцелью которого является сам человек, его права, его свобода, его бла¬го. Как пишет Г.В. Мальцев в статье, которая называется "Но¬вое мышление и современная философия прав человека", "даль-нейший прогресс человечества, движение к новому мировому порядку принесет с собой новую нравственность и новое право, вытекающие из единства человеческой природы, из общсчело-вечпости, ее развертывающегося нормативного потенциала"1. Новое право и новая нравственность будут взаимодополнять друг друга на основе общих ценностных оснований.
Коментариев: 0 | Просмотров: 123 |
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

    Другие новости по теме:
Добавление комментария
[not-wysywyg] [/not-wysywyg]
{bbcode}
[not-wysywyg] [/not-wysywyg]{wysiwyg}



ukrstroy.biz
ЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:
РАЗНОЕ:
ДРУЗЬЯ САЙТА:

Библиотека документов юриста

СЧЕТЧИКИ: