Сегодня
НАВИГАЦИЯ:
ЮРИДИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ:
РАЗНОЕ:
РЕКЛАМА:
АРХИВ НОВОСТЕЙ:
Международные гарантии субъективного права на юридическую помощь
 (голосов: 0)
  Право на юридическую помощь | Автор: admin | 22-06-2010, 16:48
Нам представляется, что именно международно-правовые га-рантии и воз¬главляют взаимосвязанную систему гарантий права чело-века и гражданина на юридиче¬скую помощь. Данная норма содержит-ся в ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации, согласно которой, в случае противоречия правил междуна¬род¬ного договора Российским законам, применяются правила между¬народного до¬говора. Тем самым открывается возможность прямого воздействия и при¬мене¬ния норм международного права органами власти, включая суды. За¬ин-тересованные физические и юридические лица могут ссылаться прямо на нормы международного права при разрешении любых споров.
Согласно данной статье, правила международных договоров, нормы и принципы международного права должны обладать приори-тетом по отноше¬нию к противоречащим им внутригосударственным законам.
Продолжающее ухудшаться положение граждан по получению качест¬вен¬ной юридической помощи, давно переросшее национальные рамки, застав¬ляет по-новому подойти к определению правовых основ взаимоотноше¬ний че¬ловека и общества. Сложившееся в настоящий момент положение дел в этой сфере свиде¬тельствует о невозможности успешно решить эту проблему в рам¬ках от¬дельных государств, а зна-чит, и о необходимости объединить усилия ме¬ж¬дународного сообще-ства при решении этой проблемы.
Другим аспектом данных гарантий является создание и сущест-вование международных неправительственных правозащитных дви-жений, которые мо¬гут влиять на политику своих правительств в сфере предоставления юридиче¬ской помощи, оказывать воздействие на фор-мирование мирового обществен¬ного мнения в области обеспечения и охраны права человека на юридическую помощь, содействие деятель-ности международных правозащитных органов, а также вести воспитательную и образовательную работу в раз¬личных государст-вах планеты. Такие движения уже существуют во многих странах мира.
Не менее важным аспектом данной гарантии является и укреп-ление меж¬дународного сотрудничества в сфере предоставления юри-дической помощи. Укрепление международного сотрудничества озна-чает усиле¬ние помощи миро¬вого сообщества отдельным странам в ре-шении данных вопросов (консульта¬ции, обмен специалистами), прове-дение междуна¬родных встреч по правоза¬щитным проблемам.
Международной экономической гарантией права человека на юридиче¬скую помощь, с точки зрения современных междуна¬родных документов, сле¬дует считать совокупность мер, принимаемых меж-дународным сообществом в сфере экономики, призванных создать ма-тери¬альные условия для обеспечения права человека на юридическую помощь. К указанным мерам следует отнести искоренение бедности как условия устойчивого развития (принцип 5 Деклара¬ции Рио-де-Жанейро, 1992 г.).
Выполнение всеми государствами планеты данных требований для про¬ведения экономической политики позволит материально реализовать право че¬ловека на юридическую помощь, равно как и на развитие других прав. Между¬народными экономическими средства¬ми защиты может служить эмбарго на торговлю с теми странами, которые не соблюдают данные требования. Международные духовные гарантии заключаются в формировании у всех жителей планеты системы знаний и представлений юридической помощи, ее стандартах и значимости.
Под международно-правовыми гарантиями рассматриваемого права сле¬дует также понимать совокупность таких международно-правовых условий и средств их осуществления, которые обеспечивают фактическую реализацию данного права как отдельными людьми, так и народами, населяющими все го¬сударства планеты, а также его надежную защиту в случае посягатель¬ства как отдельных граждан, их групп, так и любого государства в це¬лом.
Определяя понятие данного вида гарантий, следует отметить, что к чис¬лу указанных международно-правовых средств относятся не только междуна¬родно-правовые нормативные акты (конвенции, дого-воры, декларации и т.д.), но и различного рода международные орга-низации и учреждения, на которые возложена обязанность обеспече-ния прав и свобод человека.
По охвату стран международные контрольные механизмы бы-вают либо универсальными, либо региональными. По способу образо-вания и функциям данные механизмы могут быть как созданными на основе конкретного договора по правам человека с целью обеспечения выполнения именно его положе¬ний, так и имеющими более общую компетенцию, в частности, по обеспече¬нию вы¬полнения международных стандартов по правам человека.
Так, если положения Пакта о гражданских и политических пра-вах подле¬жат применению немедленно и без оговорок, то Пакт об эко-номичес¬ких, соци¬альных и культурных правах обязывает государства лишь "при¬нять в макси¬мальных пределах имеющихся ресурсов меры к тому, чтобы обеспечить постепенное полное осуществление призна-ваемых в Пакте прав" (ч. 1 ст. 2). По¬лучается, что указанные права не являются юридическими нормами, а лишь стандартом, к которому го-сударство должно стремиться в будущем. США, на¬пример, официаль-но придерживаются позиции, что расс¬матриваемые права по юридической силе являются необязательными, а лишь своеобразным пожела¬нием. Таким образом, реализация этих прав ставится в зависимость от матери¬альных возможностей государства и к тому же обеспечивается постепенно. Со¬храняются и различия в механизме имплементации этой группы прав по сравнению с гражданскими и политическими правами ? Комитет по правам че¬ловека обладает гораздо большими возможностями контроля за обеспечением гражданских и политических прав, чем Комитет по экономическим, социаль¬ным и культурным правам (данный Комитет был создан в 1984 г.).
Подобное отношение к социально-экономическим правам во-обще и праву человека на юридическую помощь в частности автор считает неприемлемым, поскольку это принижает значение указанного права.
Итак, в целях обеспечения права на юридическую помощь и со-блюдения прав человека принимаются международные соглашения, стандарты и созда¬ется международный контрольный механизм за со-блюдением прав человека. В случае нарушения обязательств по дейс-твующим международным договорам наступает международная правовая от¬ветственность. Ее виды и формы обу¬словливаются серьезностью наруше¬ний. В результате, ответственность за орди-нарные нарушения прав челове¬ка ? это, как правило, ненасильственные санк¬ции в виде представлений заинтересованных сторон в адрес нарушителя соответствующих обязатель¬ств. В случае неэффективности подобных мер воз¬действие на нарушителя может быть усилено дополнительными политическими и экономическими санкциями [220. С. 95–98]. Ответственность за нарушения прав человека может быть возложена на основании как универсальных, так и региональных соглашений.
Другим, более эффективным региональным механизмом защиты прав че¬ловека считается система, разработанная Советом Европы. Рассмотрение ее представляет сейчас особый интерес, так как Российская Федерация наконец принята в феврале 1996 г. в Совет Европы.
Европейская конвенция о правах человека, подписанная в рамках Евро¬пейского Совета 4 ноября 1950 г. [10. С. 95–117], прямо признает за всеми гражданами догово¬рившихся государств указанные там основные права. Кроме того, она устано¬вила наличие органов юрисдикции, независимых от государств ? участ¬ников и обязанных обеспечивать соблюдение основных прав этими государст¬вами: Ев-ропейской комиссии по правам человека и Европейского Суда по пра-вам чело¬века.
Нельзя не отметить, что наряду с сотрудничеством государств в рамках универсальной и региональной систем по защите права человека на юридиче¬скую помощь такое сотрудничество мо¬жет осуществляться в рамках заключе¬ния соглашений на двустороннем и многостороннем уровнях.
На основании изложенного необходимо сделать следующий вывод: меж¬дународные гарантии права на получение юридической помощи приобретают все более важное значение в вопросах обеспечения данного права.
Ряд авторов, анализируя конституционную норму, определяю-щую при¬оритет норм международного права и конкретизировавшую ее применительно к правоотношениям, связанным с получением юри-дической помощи и иными правоотношениями, считают, что она явля-ется не более чем декларацией. Кон¬ституционное положение о при-оритете норм международного права над внут¬ригосударственным не имеет механизма реа¬лизации, в связи с чем ни один су¬дебный орган не примет иск от гражда¬нина страны со ссылкой на международный до-говор, положения которого нарушаются в правопримени¬тельной прак-тике [206. С. 49].
С этим замечанием, однако, можно поспорить, ссылаясь на су-дебную практику. Конституционный, Верховный суд при вынесении решений довольно часто ссылается на нормы международного права. Существуют судебные пре¬цеденты применения норм международного права, применительно к праву на юридическую помощь. Так, в своем Постановлении "По делу о проверке кон¬ституционности ч. 4 ст. 47 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР в связи с жалобами граж-дан Б.В. Антипова, Р.Л. Гитиса и С.В. Абра¬мова" [47], Конституцион-ный Суд Российской Федерации при решении вопроса о допустимости в качестве защитника по уголовному делу только адвоката, со¬слался на ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах.
Система международных гарантий является наиболее сущест-венным ус¬ловием обеспечения и защиты права на юридическую по-мощь. Далее по значи¬мости идут конституционные гарантии, которые являются основой для всех от¬раслевых юридических гарантий, к кото-рым следует отнести уголовно-правовые, гражданско-правовые, адми-нистратив¬но-правовые и другие.
Коментариев: 0 | Просмотров: 45 |
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

    Другие новости по теме:
Добавление комментария
[not-wysywyg] [/not-wysywyg]
{bbcode}
[not-wysywyg] [/not-wysywyg]{wysiwyg}



ukrstroy.biz
ЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:
РАЗНОЕ:
ДРУЗЬЯ САЙТА:

Библиотека документов юриста

СЧЕТЧИКИ: