Сегодня
НАВИГАЦИЯ:
ЮРИДИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ:
РАЗНОЕ:
РЕКЛАМА:
АРХИВ НОВОСТЕЙ:
ОСНОВАНИЯ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ЛИЦА В КАЧЕСТВЕ ОБВИНЯЕМОГО
  Руководство по расследованию преступлений | Автор: admin | 1-06-2010, 17:52
Значение акта привлечения в качестве обвиняемого состоит главным образом в том, что действиям (бездействию) лица дается официальная уголовно-правовая оценка и ему от имени государства предъявляется обвинение в совершении преступления. С этого момента обвиняемый получает возможность знать, в чем он обвиняется, и приобретает процессуальные права, при помощи которых он может защищаться от предъявленного обвинения.
В то же время привлечение лица в качестве обвиняемого означает, что к нему могут быть применены установленные законом меры процессуального принуждения.
Привлечение в качестве обвиняемого определяет общее направление дальнейшего расследования, деятельность следователя по изобличению обвиняемого и в то же время по надлежащему исследованию имеющих значение для уголовного дела обстоятельств.
Привлечение лица в качестве обвиняемого должно производиться сразу же после того, как будут установлены соответствующие основания. Однако при этом следует иметь в виду, что поспешность, равно как и медлительность, в решении вопроса о привлечении в качестве обвиняемого может иметь отрицательные последствия.
В первом случае возможно необоснованное привлечение лица в качестве обвиняемого, во втором – ущемляются права и интересы обвиняемого, поскольку он лишается возможности своевременно начать осуществление защиты от обвинения, дать объяснения по существу обвинения, что, в свою очередь, сказывается на полноте исследования обстоятельств дела.
Промедление с привлечением в качестве обвиняемого нередко приводит к тому, что лицо, совершившее преступление, пользуясь тем, что к нему не применены меры процессуального принуждения, совершает новые преступления, скрывается от следствия, оказывает активное противодействие следователю в установлении истины путем уговоров или запугивания свидетелей и потерпевших, уничтожения вещественных доказательств и т. п.
Привлечение в качестве обвиняемого может состояться при наличии достаточных доказательств, дающих основания для обвинения лица в совершении преступления (ч. 1 ст. 171 УПК).
Основанием привлечения в качестве обвиняемого является такая совокупность собранных в ходе произведенного расследования доказательств, которая достаточна и необходима для того, чтобы у следователя сформировалось собственное убеждение в том, что: а) совершено преступление, т. е. уголовно-наказуемое действие или бездействие; б) преступление совершено определенным лицом; в) преступление совершено умышленно или по неосторожности; г) отсутствуют основания прекращения уголовного дела или уголовного преследования.
Факт совершения преступления может считаться установленным, если в ходе расследования выяснено, что на охраняемые уголовным законом интересы было совершено противоправное посягательство. При этом должны быть установлены время, место, способ и другие обстоятельства совершения преступления.
Установление места и времени совершения преступного посягательства необходимо для индивидуализации факта совершения преступления, для его отграничения от других явлений (событий), происходивших в данное время и в данном месте.
По некоторым делам место и время совершения преступления могут иметь значение для квалификации. Чаще всего это относится к воинским преступлениям (ч. 3 ст. 331 УК). Например, уголовная ответственность за неисполнение подчиненным приказа начальника в военное время повлечет применение законодательства Российской Федерации военного времени.
Степень конкретизации времени совершения преступления может быть неодинаковой для различных уголовных дел. В одних случаях для доказанности обвинения достаточно установить день, а иногда месяц совершения, а в других для этого необходимо точно установить час, а иногда и минуты совершения деяния.
Точное установление времени совершения преступления, как правило, имеет решающее значение, когда возникает вопрос об алиби, о разделении ответственности между несколькими обвиняемыми, а также в других процессуальных ситуациях.
Степень конкретизации места совершения преступления также неодинакова для различных дел. В одних случаях место совершения преступления должно быть установлено с точностью, измеряемой сантиметрами (например, при столкновении транспортных средств на осевой линии), а в других – место совершения преступления может быть установлено в пределах населенного пункта, участка местности и т. д.
Способ совершения преступления представляет собой комплекс совершаемых в определенной последовательности действий преступника, которые приводят к преступному результату.
Установление способа преступления имеет значение, главным образом, для конкретизации преступления, однако в некоторых случаях это необходимо и для правильной квалификации деяния. В частности, такая необходимость возникает, если способ включается в перечень признаков, разграничивающих степень общественной опасности преступлений.
В установленных законом случаях способ может быть обстоятельством, отягчающим наказание обвиняемого.
Для некоторых преступлений существенным признаком является определенное сочетание места, времени и некоторых других фактических обстоятельств, определяющих обстановку, в которой совершается преступление (например, при совершении воинских преступлений специальным субъектом -– военнослужащим, находящимся в боевой обстановке).
Для того чтобы сделать вывод о совершении преступления конкретным лицом, необходимо установить причинно-следственную связь между действиями (бездействием) и наступившим преступным результатом. При этом акт привлечения лица в качестве обвиняемого может состояться лишь в том случае, если фактические признаки, образующие действие (бездействие), соответствуют описанию объективной стороны какого-либо из преступлений, предусмотренных Особенной частью УК.
Обязательным условием привлечения лица в качестве обвиняемого является достижение им возраста, с которого заданное действие (бездействие) наступает уголовная ответственность.
Факт вменяемости субъекта преступления презюмируется и подлежит доказыванию лишь в том случае, когда в этом возникает сомнение в связи с необычайной жестокостью действий обвиняемого в момент совершения преступления против личности, нелепыми поступками во время предварительного расследования, при наличии сведений о том, что у данного лица, совершившего общественно опасное деяние, ранее была черепно-мозговая травма или что это лицо состоит на учете в психо-неврологическом диспансере и т. п. В соответствии с п. 3 ст. 196 УПК в подобного рода ситуациях обязательно должна быть проведена судебно-психиатрическая экспертиза.
Основанием привлечения в качестве обвиняемого является наличие умысла или неосторожности в действиях лица, совершившего преступление.
Коментариев: 0 | Просмотров: 50 |
НЕДОПУСТИМОСТЬ РАЗГЛАШЕНИЯ ДАННЫХ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ
  Руководство по расследованию преступлений | Автор: admin | 1-06-2010, 17:51
Интересы правосудия при расследовании и судебном разбирательстве уголовных дел требуют сохранения в тайне определенной конфиденциальной информации, полученной в ходе расследования.
Недопустимость разглашения данных предварительного расследования концептуально определена законодателем в ч. 1 ст. 161 УПК: «Данные предварительного расследования не подлежат разглашению...»
Необоснованное предание огласке данных предварительного расследования серьезно осложняет производство по уголовному делу, влечет нарушение прав и законных интересов граждан, затруднение правосудия, может повлечь утрату доказательств, собранных по делу, нарушить права и интересы участников процесса, возрастает возможность для подозреваемого и обвиняемого скрыться от следствия и суда.
Сведения, которыми располагает следствие и дознание, объективно представляют интерес для стороны, оказывающей противодействие расследованию.
Если раньше под противодействием расследованию понимали преимущественно различные формы и способы сокрытия преступлений, то в настоящее время это понятие наполнилось более широким содержанием и может быть определено как умышленная деятельность с целью воспрепятствовать расследованию и в конечном счете достижению назначения уголовного судопроизводства.
Наибольшую сложность в преодолении представляют формы и способы так называемого внешнего противодействия.
Субъектами внешнего противодействия расследованию выступают должностные лица учреждений, организаций и предприятий (независимо от форм собственности), где было совершено преступление, действующие из личных корыстных интересов или под влиянием добросовестного заблуждения, а также коррумпированные представители властных структур и правоохранительных органов, лидеры и участники криминальных структур.
Как правило, в центре противодействия оказываются лица, производящие расследование, – следователи и работники дознания, а также носители доказательственной информации – свидетели, потерпевшие, другие связанные с ними лица. Противодействие может быть направлено и в целом на сам процесс расследования.
Наиболее эффективным средством преодоления противодействия расследованию является институт тайны предварительного расследования.
В ст. 161 УПК законодатель исходит из недопустимости разглашения «данных» предварительного расследования, однако понятие это слишком широкое и общее. Данные предварительного расследования охватывают всю информацию по делу, в том числе и ту, которая ни при каких обстоятельствах не может носить ограничительный характер. Фактически же в названной статье речь идет о недопустимости разглашения лишь части информации, а именно – сведений, составляющих тайну предварительного расследования.
Под тайной предварительного расследования понимается охраняемая уголовно-процессуальным и уголовным законом информация (сведения), отражающая интересы расследования по уголовному делу, конфиденциальность которой определяется следователем (дознавателем) либо прокурором и защищается в целях устранения реальной или потенциальной опасности причинения ущерба указанным интересам.
Задачей, которую ставят перед собой субъекты, осуществляющие противодействие расследованию, является получение информации, имеющей криминалистическое значение и находящейся в распоряжении органов расследования.
Основными способами получения указанной информации субъектами противодействия расследованию являются: 1) получение информации через коррумпированных работников правоохранительных органов; 2) непосредственное наблюдение и анализ действий работников правоохранительных органов; 3)анализ выступлений работников правоохранительных органов в средствах массовой информации, а также журналистов, проводящих «журналистское расследование»; 4) установление прослушивающей аппаратуры и аппаратуры скрытой видео- и фотосъемки; 5) съем информации с технических каналов связи; 6) проникновение в компьютерные сети правоохранительных органов; 7) получение информации через специально внедренных в ряды работников правоохранительных органов субъектов; 8) провокации работников правоохранительных органов на неосторожное разглашение следственной тайны; 9) получение информации от родственников и иных близких работников правоохранительных органов, которым следственная тайна была разглашена этими работниками неосторожно; 10) получение информации через подозреваемых, обвиняемых, участвовавших в проведении следственных действий по делу; 11) получение информации через потерпевших и свидетелей, участвующих в расследовании; 12) получение информации через адвокатов, защищающих подозреваемых и обвиняемых; 13) получение информации через экспертов, специалистов, а также других участников уголовного процесса – переводчиков, законных представителей.
В числе факторов, которые облегчают преступникам доступ к следственной тайне, следует назвать: чрезмерную открытость следствия; утечку информации через коррумпированных либо бывших работников правоохранительных органов; невнимание руководителей правоохранительных ведомств к случаям разглашения тайны предварительного расследования.
В ходе расследования работникам следствия и дознания приходится обнаруживать и исследовать конфиденциальную информацию, относящуюся к тем или иным тайнам, охраняемым законом.
В случае обнаружения такого рода информации органы следствия и дознания должны принять меры к ее охране и неразглашению в силу прямого законодательного предписания. Под защиту следствия (дознания) берется информация, которая уже отнесена к разряду тайны законодателем. Принципиально важным представляется следующее положение: работники следствия и дознания не могут в ходе расследования иметь цель – раскрыть ту или иную личную либо служебную тайну.
Вместе с тем целенаправленное раскрытие тайны зачастую является необходимым в ходе расследования ряда уголовных дел (разглашения государственной тайны, тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений, тайны усыновления и т. д.). Нередки случаи, когда профессиональные тайны используются в качестве противодействия расследованию.
Лица, производящие расследование, могут быть допущены к государственной тайне, им могут быть раскрыты иные тайны, охраняемые законом, если данные тайны: 1) входят в предмет доказывания по уголовному делу; 2) их раскрытие является средством, без которого невозможно расследование особо тяжких, тяжких преступлений либо преступлений средней степени тяжести.
Особо осторожно следует подходить к возможности раскрытия сведений, составляющих адвокатскую тайну. В данном случае речь идет о субъекте уголовного процесса, который в большинстве случаев является стороной, противодействующей обвинению.
Раскрытие адвокатской тайны органами расследования может иметь место при наличии достаточных доказательств, свидетельствующих о том, что адвокат совершил в ходе защиты по конкретному уголовному делу преступление против правосудия либо государственной власти, являлся посредником при передаче взятки работнику правоохранительного органа или суда (ст. 291 УК), выступал в роли организатора или подстрекателя к воспрепятствованию осуществления правосудия и производству предварительного расследования (ст. 294 УК) и т. п. В данном случае сведения, входящие в содержание адвокатской тайны, в том числе содержание бесед между защитником и подзащитным, входят в предмет доказывания по указанной категории дел.
Государство, допускающее законное вмешательство в личную жизнь граждан либо конфиденциальную служебную деятельность (речь идет о коммерческой либо личной тайне), несет ответственность за сохранность и неразглашение этой информации. Речь в данном случае идет о двойной правовой защите указанных тайн: с одной стороны, они охраняются нормами, закрепленными в различных нормативных актах, с другой стороны, если такие тайны раскрываются в ходе расследования, они должны быть защищены и уголовно-процессуальным законом. В ч. 3 ст. 161 УПК установлено: «...разглашение имеющихся данных о частной жизни участников производства по уголовному делу без их согласия не допускается». Для целей недопустимости разглашения данных предварительного расследования важно знать, о какой части «данных предварительного расследования» идет речь.
Коментариев: 0 | Просмотров: 152 |
ХОДАТАЙСТВА И ЖАЛОБЫ НА СТАДИИ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ
  Руководство по расследованию преступлений | Автор: admin | 1-06-2010, 17:50
Под ходатайством понимается заявленная с целью наиболее полной реализации своих прав просьба об осуществлении действий или принятии решений либо об отказе от этого, адресованная должностному лицу уголовного судопроизводства, наделенному соответствующей компетенцией. Ходатайство в уголовном судопроизводстве обладает следующими свойствами.
1. Ходатайство имеет официальный характер. Это требование означает, что ходатайство может быть заявлено: а) только в рамках возбужденного уголовного дела; б) лицом, наделенным соответствующим правом; в) лицу, обладающему соответствующей компетенцией; г) относительно вопросов, касающихся существа уголовного дела; д) в установленной законом форме.
2. Ходатайство имеет характер просьбы. Это свойство состоит в следующем: а) лицо заявляет ходатайство с целью наиболее полно реализовать свои процессуальные права; б) на момент заявления ходатайства субъективные права лица не нарушены или нарушены, но могут быть восстановлены; в) должностное лицо, на рассмотрении которого находится ходатайство, обладает властными полномочиями как удовлетворить ходатайство, так и отказать в его удовлетворении; г) тот факт, что ходатайство имеет характер просьбы, не избавляет должностное лицо от обязанности разрешать его в соответствии с законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 119 УПК подозреваемый, обвиняемый, его защитник, потерпевший, его законный представитель и представитель, частный обвинитель, эксперт, а также гражданский истец, гражданский ответчик, их представители вправе заявить ходатайство о производстве процессуальных действий или принятии процессуальных решений для установления обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела, обеспечения прав и законных интересов лица, заявившего ходатайство, или представляемого им лица соответственно.
Ходатайство может быть заявлено в любой момент производства по уголовному делу. Письменное ходатайство приобщается к уголовному делу, устное – заносится в протокол следственного действия или судебного заседания (ст. 120 УПК).
Ходатайство подлежит рассмотрению и разрешению непосредственно после его заявления. В случаях, когда немедленное принятие решения по ходатайству, заявленному в ходе предварительного расследования, невозможно, оно должно быть разрешено не позднее 3 суток со дня его заявления (ст. 121 УПК).
Удовлетворение ходатайства или отказ в его удовлетворении полностью зависит от усмотрения должностного лица, которое его разрешает. Однако такое усмотрение не должно быть умозрительным. Оно формируется на основе тщательного изучения материалов дела и реальной оценке сложившейся ситуации.
Мотивировка представляет собой совокупность доводов, необходимых для обоснования определенного решения. Мотивированность решения свидетельствует о наличии у дознавателя, следователя, прокурора обоснованного убеждения в необходимости удовлетворения ходатайства или отказа в его удовлетворении.
Чтобы отказ в удовлетворении ходатайства был мотивированным, должностное лицо изучает имеющиеся в деле доказательства, проверяет доброкачественность сведений, представленных заявителем, и их существенность для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию. Затем необходимо определить норму закона, подлежащую применению. Лишь твердо убедившись в том, что принято единственно верное из возможных решение, должностное лицо закрепляет его в процессуальном документе.
Постановление доводится до сведения лица, заявившего ходатайство (ст. 122 УПК).
Поскольку данный алгоритм определяет принятие мотивированного решения, любое отступление от него влечет немотивированные или недостаточно мотивированные выводы.
По общему правилу немотивированный отказ в удовлетворении ходатайства недопустим. В тексте постановления нельзя в обоснование своей позиции ссылаться на то, что виновность лица в полной мере подтверждается всей совокупностью собранных по делу доказательств.
Наряду с этим недопустимы случаи, когда дознаватель, следователь, прокурор выносят псевдомотивированные отказы, т. е. приводят в перечне доводов информацию, которая лишь внешне относится к существу ходатайства.
Как показывает практика, наиболее часто встречаются следующие ложные мотивы отказов в удовлетворении ходатайств.
1. Заявитель ходатайствует о необходимости допроса свидетеля. Однако должностное лицо в постановлении указывает, что допрос нецелесообразен, так как заявитель не указал, о чем может сообщить будущий свидетель. В данной ситуации решение фактически мотивируется тем, что от заявителя не поступило внепроцессуальной информации о содержании показаний будущего свидетеля.
2. Заявитель ходатайствует о допросе свидетеля и сообщает, для установления каких обстоятельств это необходимо. Должностное лицо при отказе ссылается на то, что свидетель ранее уже был допрошен и об этих обстоятельствах показаний не давал. На самом деле свидетель не охватил своими показаниями всех обстоятельств, подлежащих доказыванию, а следователь уточняющих вопросов ему не задавал.
3. Лицо в ходатайстве ссылается на необходимость установления определенных обстоятельств и в подтверждение сообщает соответствующие сведения. При мотивировке отказа должностное лицо вначале искажает содержание доказательства, а затем полностью опровергает свои же, но якобы высказанные заявителем, доводы.
4. Лицо заявляет повторное ходатайство (ч. 2 ст. 120 УПК), ссылаясь на новые факты, которые оно узнало после отказа в удовлетворении первого ходатайства. Однако в постановлении об отказе в удовлетворении ходатайства говорится об идентичности, первоначального и повторного ходатайства.
5. При занесении устного ходатайства в протокол происходит его «модернизация», а затем постановление об отказе выносится по более удобному письменному варианту.
Данные случаи должны быть предметом прокурорского надзора и судебного реагирования. При их выявлении следует принимать соответствующие меры.
Важнейшим средством защиты прав и свобод лиц при производстве по уголовным делам является обжалование процессуальных действий и решений соответствующих должностных лиц (гл. 16 УПК). Правильное и своевременное разрешение жалоб является одной из гарантий восстановления нарушенных прав и законных интересов граждан при производстве по уголовным делам.
Процедура судебного обжалования, предусмотренная Законом РФ от 27 апреля 1993 г. (в ред. ФЗ от 14 декабря 1995 г.) «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», не распространяется на действия суда, судьи, прокурора, следователя, органа дознания и дознавателя, поскольку уголовно-процессуальным законодательством установлен иной порядок судебного обжалования.
В отличие от ходатайств, жалобы всегда обращены не к должностному лицу, осуществляющему производство по уголовному делу, а к иным лицам, которые наделены полномочиями разрешать жалобы в установленном законом порядке.
Коментариев: 0 | Просмотров: 74 |
СОБЛЮДЕНИЕ ПРОЦЕССУАЛЬНЫХ СРОКОВ В ХОДЕ ДОСУДЕБНОГО ПРОИЗВОДСТВА ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ
  Руководство по расследованию преступлений | Автор: admin | 1-06-2010, 17:49
Процессуальный срок – это период времени, в течение которого должностные лица, осуществляющие производство по уголовному делу, а также лица, вовлеченные в уголовно-процессуальные правоотношения, должны совершить определенные действия или воздержаться от их совершения.
Назначение процессуальных сроков заключается в том, что они устанавливают временные границы как отдельных следственных действий, так и производства по делу в целом.
При условии соблюдения сроков следователь, дознаватель, орган дознания, прокурор и суд вправе устанавливать очередность процессуальных действий и продолжительность каждого из них по собственному усмотрению, исходя из общего требования целесообразности.
Соблюдение сроков, установленных при досудебном производстве по уголовному делу, обеспечивает быстрое и полное раскрытие и расследование преступления, изобличение лиц, виновных в его совершении, а также ограждение невиновных от необоснованного привлечения к уголовной ответственности.
Наряду с этим, установлением сроков законодатель предоставил должностным лицам достаточное время для подготовки и принятия взвешенных решений. Участники уголовного процесса в течение определенного периода имеют возможность осмыслить свое положение и в полном объеме реализовать свои законные права.
По длительности сроки могут быть разделены на протяженные (сроки-периоды) и одномоментные (сроки-моменты).
Сроки-периоды могут исчисляться часами, сутками и месяцами (ст. 128 УПК).
При исчислении сроков часами не принимается во внимание тот час, от которого начинается отсчет срока. К примеру, если определенное событие произошло в 14.20, срок начинает исчисляться с 15.00.
Если срок измеряется сутками, в расчет не берется день, в который срок начал свое течение. При этом срок заканчивается в 24.00 последних суток.
При исчислении сроков месяцами срок считается оконченным в соответствующее число последнего месяца. Если этот месяц не имеет соответствующего числа, срок оканчивается в последние сутки этого месяца.
Если окончание срока приходится на нерабочий день, последним днем срока считается первый следующий за ним рабочий день. Это правило не распространяется на случаи исчисления сроков при задержании, содержании под стражей, домашнем аресте и нахождении в медицинском учреждении.
Срок не считается пропущенным, если жалоба, ходатайство или иной документ до истечения срока сданы на почту, переданы или заявлены лицу, уполномоченному их принять, а для лиц, содержащихся под стражей или находящихся в медицинском учреждении, если жалоба или иной документ до истечения срока сданы администрации места предварительного заключения или медицинского учреждения (ч. 1 ст. 129 УПК).
В соответствии со ст. 130 УПК пропущенный по уважительной причине срок должен быть восстановлен на основании постановления дознавателя, следователя, прокурора или судьи, в производстве которого находится уголовное дело. Отказ в восстановлении срока может быть обжалован и опротестован в порядке, установленном УПК. По ходатайству заинтересованного лица исполнение решения, обжалованного с пропуском установленного срока, может быть приостановлено до разрешения вопроса о восстановлении пропущенного срока.
Сроки, установленные на стадии возбуждения уголовного дела, исчисляются сутками. Кроме того, на данной стадии в ряде случаев фигурируют сроки-моменты.
В соответствии со ст. 144 УПК дознаватель, орган дознания, следователь и прокурор обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах своей компетенции принять по нему решение в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения. Данный срок может быть продлен до 10 суток прокурором, начальником следственного отдела, начальником органа дознания по ходатайству соответственно следователя, дознавателя.
Постановление следователя, дознавателя о возбуждении уголовного дела незамедлительно направляется прокурору. К постановлению прилагаются материалы проверки сообщения о преступлении, а в случае производства отдельных следственных действий по закреплению следов преступления и установлению лица, его совершившего (осмотр места происшествия, освидетельствование, назначение судебной экспертизы), – соответствующие протоколы и постановления. Прокурор, получив постановление, незамедлительно дает согласие на возбуждение уголовного дела либо выносит постановление об отказе в даче согласия на возбуждение уголовного дела или о возвращении материалов для дополнительной проверки. О решении прокурора следователь, дознаватель в тот же день уведомляет заявителя, а также лицо, в отношении которого возбуждено уголовное дело. При возбуждении уголовного дела капитанами морских или речных судов, находящихся в дальнем плавании, руководителями геологоразведочных партий или зимовок, удаленных от мест расположения органов дознания, главами дипломатических представительств или консульских учреждений Российской Федерации прокурор незамедлительно уведомляется указанными лицами о начатом расследовании. В данном случае постановление о возбуждении уголовного дела и материалы передаются прокурору незамедлительно при появлении для этого реальной возможности (ч. 4 ст. 146 УПК).
Коментариев: 0 | Просмотров: 61 |
ПОРУЧЕНИЯ СЛЕДОВАТЕЛЯ О ПРОИЗВОДСТВЕ ОТДЕЛЬНЫХ СЛЕДСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ (ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫХ, РОЗЫСКНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ)
  Руководство по расследованию преступлений | Автор: admin | 1-06-2010, 17:48
В рамках реализации своих полномочий следователь вправе давать органу дознания обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении (п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК).
Назначение поручения состоит в том, что следователь, лично выполняя по делу основной объем работы, при разрешении ряда вопросов в иных следственных районах вправе использовать помощь органов дознания. Кроме того, в случае необходимости производства следственных или розыскных действий в другом месте следователь вправе не только произвести их лично, но и поручить производство этих действий в силу ч. 1 ст. 152 УПК соответствующему следователю или органу дознания, который обязан выполнить поручение в срок не позднее 10 суток.
Целесообразность поручений определяется возможностью в кратчайшие сроки и с наименьшими процессуальными и организационными усилиями провести необходимые действия, направленные на: 1) предупреждение, раскрытие и расследование преступлений; 2) привлечение к установленной законом ответственности лиц, их совершивших; 3) розыск лиц, совершивших деяния, и на обеспечение их надлежащего проведения.
Поручения, как правило, адресованы руководителю органа дознания (при его направлении в другую местность в качестве адресата может выступать орган предварительного следствия в лице его руководителя). Однако в тексте поручения возможно указание на конкретное лицо органа дознания, которому, по мнению следователя, целесообразно поручить его выполнение.
По процессуальному назначению поручения можно подразделить на следующие группы: 1) направленные на собирание и проверку доказательств; 2) по применению мер процессуального принуждения; 3) о производстве оперативно-розыскных и розыскных мероприятий.
Поручения первого рода содержат просьбу о производстве одного или нескольких следственных действий, к примеру, таких как допрос свидетеля, потерпевшего, производство очной ставки, и т. п.
К принудительным мерам, которые могут проводиться в рамках исполнения поручения, относятся как следственные действия, содержащие элементы принуждения (обыск, выемка, освидетельствование и др.), так и меры, которые имеют обеспечительный характер (наложение ареста на имущество для обеспечения исполнения приговора в части гражданского иска, других имущественных взысканий или возможной конфискации имущества).
Если направляется поручение о производстве следственных действий, связанных с применением мер принуждения, следователь одновременно направляет постановление. В случаях, предусмотренных УПК, о применении меры принуждения должно быть вынесено судебное решение.
Как правило, следователь направляет поручение работнику того же ведомства. Вместе с тем закон не содержит запрета направлять его и в другие структуры при условии, что рассмотрение вопросов, содержащихся в документе, относится к их компетенции.
Если к уголовному делу требуется приобщить документы, характеризующие личность обвиняемого (характеристики с места работы и жительства, копии приговоров, медицинские документы и т. п.), а также подтверждающие иные обстоятельства, направление отдельного поручения для их истребования представляется нецелесообразным. Поскольку для их получения следственные действия не производятся, в таких случаях нужно направлять запросы непосредственно в адрес соответствующих должностных лиц, которые, в свою очередь, обязаны предоставить эти документы в распоряжение следователя. Если же документы имеют значение вещественных доказательств, следователь поручает производство соответствующих следственных действий (обыск, выемку, осмотр и др.).
Запрещено поручать органам дознания принимать и реализовывать такие основные процессуальные акты, как привлечение лица в качестве обвиняемого, его допрос, назначение экспертизы, прекращение уголовного дела и т. п. Данные решения следователь должен принимать и исполнять самостоятельно, поскольку их законность обеспечивается оценкой всей совокупности имеющихся по делу доказательств. Вместе с тем следователь может направлять поручения о выполнении действий по реализации прав участников уголовного процесса. К примеру, лицу может быть объявлено, что он признан потерпевшим или гражданским истцом, и разъяснены соответствующие права. С этой целью желательно прилагать к тексту поручения копии соответствующих постановлений. Если после ознакомления потерпевшего (гражданского истца) с содержанием своего процессуального статуса им будут заявлены ходатайства, должностное лицо органа, исполняющего поручение, составляет соответствующий протокол, по возможности разрешает ходатайство, а также совершает иные действия, направленные на реализацию прав участников.
Коментариев: 0 | Просмотров: 211 |
ukrstroy.biz
ЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:
РАЗНОЕ:
ДРУЗЬЯ САЙТА:

Библиотека документов юриста

СЧЕТЧИКИ: