Сегодня
НАВИГАЦИЯ:
ЮРИДИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ:
РАЗНОЕ:
РЕКЛАМА:
АРХИВ НОВОСТЕЙ:
Обмен информацией по вопросам расследования преступлений
  Руководство по расследованию преступлений | Автор: admin | 1-06-2010, 19:42
Нормы, регламентирующие обмен информацией, содержат многие международные договоры о правовой помощи. Например, ст. 15 Минской конвенции предусматривает предоставление информации по правовым вопросам, в частности, сведений о действующем или действовавшем внутреннем законодательстве и о практике его применения, в том числе следственными аппаратами. В Европейской конвенции о взаимной правовой помощи имеется специальный раздел, посвященный обмену информацией. В двусторонних договорах о правовой помощи обмену информацией тоже уделяется большое внимание. В них говорится, к примеру, о предоставлении органами юстиции информации о законодательстве, сообщении друг другу сведений о вступивших в законную силу приговорах к лишению свободы, сведений о судимости лиц, если эти лица привлекаются к уголовной ответственности на территории запрашивающей Договаривающейся Стороны (см. ст. 15 Договора между Российской Федерацией и Литовской Республикой о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 21 июля 1992 г., Договор между СССР и Республикой Куба о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам от 28 ноября 1984 г. и др.).
Вместе с тем, сотрудничество правоохранительных органов в борьбе с преступностью требует не только обмена сведениями о законодательстве и состоявшихся решениях, но и надлежащего информационного обеспечения по другим направлениям.
В 1992 г. министерства внутренних дел государств – участников СНГ заключили Соглашение о взаимоотношениях министерств внутренних дел в сфере обмена информацией.
В 1992–1995 гг. Россия заключила такие договоры с Арменией, Киргизией, Грузией, Азербайджаном, Белоруссией, Украиной и подписала многостороннее соглашение государств – участников СНГ.
В целях повышения сотрудничества в этой области в Концепции взаимодействия государств – участников СНГ в борьбе с преступностью среди основных форм взаимодействия предусмотрен также обмен информацией и опытом работы компетентных органов по раскрытию преступлений. При этом информационное сотрудничество может выражаться в следующих формах.
1. Информационно-аналитическое обеспечение. Оно включает в себя проведение совместных исследований проблем преступности; проведение совещаний, семинаров для обсуждения криминогенных ситуаций, их тенденций, перспектив борьбы с преступностью и других вопросов, представляющих взаимный интерес; совместную разработку единых методик по раскрытию и расследованию преступлений; разработку системы предоставления в согласованных объемах и формах информации о преступности, мерах и результатах борьбы с ней; создание межгосударственных компьютерных сетей в целях практического безвозмездного пользования банками информации органами расследования государств – участников СНГ.
2. Информационно-оперативное обеспечение. Это информирование о совершаемых преступлениях, когда они затрагивают интересы двух и более государств; о проводимых операциях по задержанию особо опасных преступников; прямые контакты офицеров связи; создание для общего пользования компьютерных банков данных о лицах, совершивших преступления, и о совершенных преступлениях.
3. Информационно-правовое обеспечение. Оно состоит в деятельности по собиранию, хранению и систематизации информации о законодательстве и практике его применения; комплексном анализе правовой базы межгосударственных отношений в области борьбы с преступностью государств и их национального законодательства; разработке предложений и рекомендаций по предотвращению и устранению юридических коллизий в процессе сотрудничества государств; сборе, хранении и систематизации научных разработок по проблемам борьбы с преступностью.
Коментариев: 0 | Просмотров: 82 |
Участие органов предварительного расследования в решении вопросов выдачи (экстрадиции) преступников
  Руководство по расследованию преступлений | Автор: admin | 1-06-2010, 19:41
Выдача представляет собой совокупность действий, осуществляемых конкретными органами государства, направленных на обеспечение принудительной доставки лица органам другого государства.
К этим действиям можно отнести решение вопроса и выполнение других действий в ответ на поступившее требование (просьбу, ходатайство), осуществляемых в определенной процессуальной форме: проверка в процессуальном порядке поводов и оснований для ареста, арест лица, согласование времени и места передачи, перевозка его с целью передачи. В то время как сама передача, осуществляемая на контрольно-пропускных пунктах, – это исполнение соответствующего решения органов государства о выдаче лица.
По инициативе 7 Конгресса ООН по предупреждению преступности, состоявшемуся в 1985 г., был разработан Типовой договор об экстрадиции, который одобрила Генеральная Ассамблея ООН своей резолюцией от 14 декабря 1990 г.
Вопросам выдачи посвящен ряд соглашений общего характера, например, Минская конвенция, Европейская конвенция об экстрадиции (1957 г.), Дополнительный протокол к этой конвенции, уточнивший ряд вопросов (1957 г.), второй Дополнительный протокол (1978 г.). В последнее время Российской Федерацией заключались и двусторонние договоры в этой области (например, Договор между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой о выдаче от 26 июня 1995 г.).
На практике выдача может происходить также на условиях взаимности. Так, в последнее время Швеция и Швейцария выдавали нам лиц, совершивших преступления у нас, а потом пытавшихся скрыться на чужой территории.
В УК существует ст. 13, посвященная вопросам выдачи. Выдаче лица посвящена и гл. 54 УПК. Согласно ст. 80 Минской конвенции и договорам о правовой помощи, ст. 462 УПК просьба о выдаче, поступившая из другого государства, рассматривается Генеральной прокуратурой РФ. Процедура выдачи определена в указании Генерального прокурора РФ от 20 июня 2002 г. «О порядке рассмотрения ходатайств иностранных государств об экстрадиции в связи с введением в действие УПК Российской Федерации».
Согласно ч. 4 и 5 ст. 460 УПК запрос о выдаче должен содержать: 1) наименование и адрес запрашивающего органа; 2) полное имя лица, в отношении которого направлен запрос о выдаче, дату его рождения, данные о гражданстве, месте жительства или месте пребывания и другие данные о его личности, а также по возможности описание внешности, фотографию и другие материалы, позволяющие идентифицировать личность; 3) изложение фактических обстоятельств и правовую квалификацию деяния, совершенного лицом, в отношении которого направлен запрос о выдаче, включая сведения о размере причиненного им ущерба, с приведением текста закона, предусматривающего ответственность за это деяние, и обязательным указанием санкций; 4) сведения о месте и времени вынесения приговора, вступившего в законную силу, либо постановления о привлечении в качестве обвиняемого с приложением заверенных копий соответствующих документов.
К запросу о выдаче для уголовного преследования должна быть приложена заверенная копия постановления судьи об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу. К запросу о выдаче для исполнения приговора должны быть приложены заверенная копия вступившего в законную силу приговора и справка о неотбытом сроке наказания.
Органы расследования непосредственно решений о выдаче не принимают. Их функции ограничиваются совершением действий, связанных с арестом (если он поручается следственным органам), решением вопросов о продлении сроков содержания под стражей, проведением «попутных» следственных мероприятий (например, судебно-психиатрических экспертиз выдаваемых, ареста имущества), обеспечением лица защитником.
Конвенции и договоры о правовой помощи предусматривают взятие под стражу лиц, подлежащих выдаче. Это является гарантией предотвращения их уклонения от следствия и суда.
Минская конвенция (ст. 61) предусматривает взятие под стражу или задержание до получения требования о выдаче. При этом в ходатайстве должны содержаться ссылка на постановление о взятии под стражу или на приговор, вступивший в законную силу, и указание на то, что требование о выдаче будет представлено дополнительно. Лицо может быть задержано и без ходатайства, если имеются предусмотренные законодательством основания подозревать, что оно совершило на территории другой Договаривающейся Стороны преступление, влекущее выдачу.
Сроки заключения под стражу, указанные в международных договорах о правовой помощи, различны. Договоры не устанавливают предельных сроков заключения под стражу при получении требования о выдаче, зачастую ссылаются на решение по поводу даты передачи выдаваемого лица.
Минская конвенция в ст. 60 регламентирует срок содержания под стражей. При освобождении лица должна быть ссылка в постановлении на ст. 62 Минской конвенции. Согласно ст. 59 Конвенции лицо может содержаться под стражей до 3 месяцев.
Коментариев: 0 | Просмотров: 137 |
Осуществление уголовного преследования
  Руководство по расследованию преступлений | Автор: admin | 1-06-2010, 19:41
Договоры о правовой помощи содержат положение о том, что каждая Договаривающаяся Сторона по просьбе другой Договаривающейся Стороны возбуждает в соответствии со своим законодательством уголовное преследование против своих граждан, подозреваемых в совершении преступлений на территории другой Договаривающейся Стороны. Некоторые двусторонние договоры о правовой помощи по уголовным делам, заключенные Российской Федерации с рядом стран, предусматривают обязанность возбуждения уголовного преследования только в отношении преступлений, влекущих выдачу иностранных граждан, в соответствии с положениями конкретного договора (например, с Тунисом, Румынией, Болгарией, Ираком и др.). Направление материалов уголовного дела для осуществления уголовного преследования регламентировано ст. 458 УПК.
В договорах о правовой помощи закреплена форма ходатайства об осуществлении уголовного преследования, к которому, наряду с указанием фамилии и имени подозреваемого лица, сведений о его гражданстве и других сведений о личности, необходимо приложить описание внешности этого лица, по возможности отпечатки пальцев, фотографию.
В некоторых договорах содержание ходатайства может быть не регламентировано (например, Договор о взаимном оказании правовой помощи между Союзом ССР и Иракской Республикой от 22 июня 1973 г.). В таких случаях следователь вправе послать запрос об уточнении формы ходатайства.
Согласно ст. 459 УПК исполнение запросов об осуществлении уголовного преследования или о возбуждении уголовного дела на территории РФ в отношении гражданина РФ, совершившего преступление на территории иностранного государства и возвратившегося в Российскую Федерацию, рассматривается Генеральной прокуратурой РФ. Предварительное расследование и судебное разбирательство в таких случаях производятся в порядке, установленном УПК.
В случае совершения на территории иностранного государства преступления лицом, имеющим российское гражданство, возвратившимся в Российскую Федерацию до возбуждения в отношении него уголовного преследования по месту совершения преступления, уголовное дело при наличии оснований, предусмотренных ст. 12 УК, может быть возбуждено и расследовано по материалам, представленным соответствующим компетентным органом иностранного государства в Генеральную прокуратуру РФ в соответствии с УПК.
Следовательно, для осуществления уголовного преследования в Генеральную прокуратуру РФ могут поступить, согласно Минской конвенции (ст. 73) и договорам о правовой помощи, как материалы уголовного преследования, так и уголовное дело, если оно возбуждено.
Коментариев: 0 | Просмотров: 158 |
Направление и исполнение запросов о правовой помощи
  Руководство по расследованию преступлений | Автор: admin | 1-06-2010, 19:40
Международными договорами установлено, что необходимость в запросах о правовой помощи (далее – запросы) возникает, как правило, когда по уголовному делу надо выполнить отдельные процессуальные и иные действия. Например, в них могут содержаться просьбы о проведении обыска, допроса обвиняемых, свидетелей, экспертов, о пересылке и вручении документов и др. Кроме этого из других государств могут поступать запросы по поводу осуществления уголовного преследования.
При направлении запроса правовой основой для стран СНГ будет Минская конвенция и двусторонние договоры о правовой помощи, заключенные с этими государствами. Что касается стран Балтии, то отношения с ними регулируются двусторонними договорами о правовой помощи, так как они не являются участниками Минской конвенции. В соответствии с Европейской конвенцией о взаимной правовой помощи по уголовным делам строятся взаимоотношения со странами Совета Европы.
Однако оказание правовой помощи возможно не только при наличии соответствующего международного соглашения. Но в таких случаях вступают в действие общие правила достижения по дипломатическим каналам межгосударственных договоренностей. Основными из них являются правила международной вежливости и взаимности. Последнее регламентировано ч. 2 ст. 453 УПК.
Так, принцип взаимности подтверждается письменным обязательством Верховного Суда РФ, Министерства иностранных дел РФ, Министерства юстиции РФ, Министерства внутренних дел РФ, Федеральной службы безопасности РФ, Федеральной службы налоговой полиции РФ или Генеральной прокуратуры РФ оказать от имени Российской Федерации правовую помощь иностранному государству в производстве отдельных процессуальных действий.
В качестве примеров могут послужить следующие случаи. Следственным органам при расследовании преступления в сфере банковской деятельности на основании собранных доказательств, с учетом информации о возможных способах учреждения и регистрации компании «Tralink Associates Limited», требовалось предпринять меры по сбору доказательств на территории острова Мэн, находящегося под юрисдикцией Великобритании. Договор об оказании правовой помощи между Великобританией и Россией не подписан.
Запрос о проведении ряда следственных действий был направлен в Центральное управление Министерства внутренних дел Великобритании, так как оно координирует деятельность по рассмотрению запросов о взаимопомощи, если они не попадают в сферу действия двусторонних договоров о правовой помощи, конвенций. Запрос был исполнен.
По уголовному делу, следствие по которому велось в СК при МВД России, Генеральной прокуратурой РФ в Центральное управление МВД Великобритании был направлен запрос о проведении ряда следственных действий. Для того, чтобы это поручение было исполнено в Лондоне, в посольство РФ поступила просьба предоставлять по каждому такому запросу следующие гарантии: а) материалы, полученные российской стороной в результате исполнения запроса, не будут без согласия на то англичан использоваться для иных целей, помимо указанных в запросе; б) любые заявления или показания лиц, полученные по запросу в силу следственных полномочий британских компетентных органов, не будут без согласия британской стороны использоваться в качестве доказательств против этих лиц.
Для быстрого и качественного выполнения запрос должен быть оформлен надлежащим образом. В ст. 454 УПК закреплены содержание и форма запроса.
Запрос о производстве процессуальных действий составляется в письменном виде, подписывается должностным лицом, его направляющим, удостоверяется гербовой печатью соответствующего органа и должен содержать: 1) наименование органа, от которого исходит запрос; 2) наименование и место нахождения органа, в который направляется запрос; 3) наименование уголовного дела и характер запроса; 4) данные о лицах, в отношении которых направляется запрос, включая данные о дате и месте их рождения, гражданстве, роде занятий, месте жительства или месте пребывания, а для юридических лиц – их наименование и место нахождения; 5) изложение подлежащих выяснению обстоятельств, а также перечень запрашиваемых документов, вещественных и других доказательств; 6) сведения о фактических обстоятельствах совершенного преступления, его квалификации, текст соответствующей статьи УК, а при необходимости также сведения о размере вреда, причиненного данным преступлением.
При этом целесообразно во вводной части запроса просто указать полное наименование следственного подразделения и сообщить, что расследуется уголовное дело, указав номер, в отношении кого или по какому факту оно возбуждено и какой статьей УК предусмотрено данное преступление. Необходимо также приложить выписку из УК с полным текстом соответствующей статьи либо указать, что такая выписка прилагается к поручению.
Далее надо изложить краткую фабулу уголовного дела, включая место, время, способ совершения преступления. Это изложение должно быть кратким, не перегруженным излишними датами, фактами, названиями. Здесь же следует изложить и подозрения следствия, которые подлежат проверке при выполнении данного поручения.
Если уголовное дело велико по объему, а совершенные преступления сложны для описания, то в таком случае в тексте поручения можно ограничиться лишь юридической квалификацией, приложив к нему отдельно подробную справку по наиболее важным обстоятельствам.
При описании фабулы или отдельным разделом необходимо по возможности указать точные сведения о лицах, фигурирующих в поручении, или интересующих инициатора фирмах, банках, организациях. Эти данные предварительно необходимо уточнить, направив запрос через НЦБ Интерпола в порядке, установленном приказом МВД России от 28 февраля 2000 г. № 221.
После обстоятельств совершения преступления необходимо изложить причину обращения с запросом и цели, которые преследуются при этом.
В тексте запроса в обязательном порядке должна присутствовать ссылка на международный договор, который регламентирует сотрудничество в области оказания правовой помощи. При этом, если сотрудничество осуществляется в рамках Совета Европы и запрос направляется по уголовному делу, связанному с нарушением налоговых или таможенных правил или правил валютных операций, следует также предусмотреть ссылку и на Дополнительный протокол от 17 марта 1978 г. к Европейской конвенции.
Если наряду с Европейской конвенцией Российской Федерацией заключены и действуют двусторонние договоры об оказании правовой помощи (с Болгарией, Венгрией, Латвией, Литвой, Македонией, Польшей, Румынией, Словакией, Финляндией, Словенией, Хорватией, Чехией, Эстонией), которые позволяют направлять поручения без перевода, содержат более подробные положения о видах правовой помощи и не предусматривают отказ по «фискальным поручениям», их упоминают наряду с указанной Конвенцией. При перечислении договор должен идти впереди.
Согласно ст. 456 УПК свидетель, потерпевший, эксперт, гражданский истец, гражданский ответчик, их представители, находящиеся за пределами территории РФ, могут быть с их согласия вызваны должностным лицом, в производстве которого находится уголовное дело, для производства процессуальных действий на территории РФ. Процессуальные действия с участием явившихся по вызову лиц производятся в порядке, установленном УПК.
При этом указанные лица не могут быть на территории РФ привлечены в качестве обвиняемых, взяты под стражу или подвергнуты другим ограничениям личной свободы за деяния или на основании приговоров, которые имели место до пересечения указанными лицами государственной границы РФ. Действие иммунитета прекращается, если явившееся по вызову лицо, имея возможность покинуть территорию РФ до истечения непрерывного срока в 15 суток с момента, когда его присутствие более не требуется должностному лицу, вызвавшему его, продолжает оставаться на этой территории или после отъезда возвращается в Российскую Федерацию.
Другими словами, если запрос содержит ходатайство о вызове свидетеля или эксперта, проживающего на территории запрашиваемой страны, то в нем должны содержаться гарантии, что это лицо не будет привлечено к уголовной ответственности, взято под стражу и подвергнуто наказанию за деяние, совершенное до пересечения границы, а также в связи с его свидетельскими показаниями или заключением в качестве эксперта по уголовному делу, являющемуся предметом разбирательства. Наряду с этим должно быть указано, какие выплаты вправе получить вызванные лица в счет возмещения расходов, связанных с проездом и пребыванием в запрашивающей стране. Вызов таких лиц не должен содержать угрозы применения средств принуждения в случае неявки.
Каждая Договаривающаяся Сторона может в качестве условия потребовать, чтобы направляемые ей запросы переводились на ее родной язык или иной, указанный ею. Так, например, Россия заявила, что принимает поручения с переводом на русский язык. Перевод должен быть заверен переводчиком. При организации перевода необходимо выполнить требования УПК: постановлением следователя назначить переводчиком лицо, владеющее языком, знание которого необходимо для перевода материалов запроса; разьяснить ему содержание ст. 59 и 169 УПК; предупредить его об уголовной ответственности по ст. 307 и 310 УК. В СК при МВД России направляются три экземпляра поручения на русском языке и два экземпляра перевода на иностранный язык. Приложение к поручению должно быть также в двух экземплярах – русского текста и перевода.
В страны Содружества запрос составляется на русском языке, однако, если есть возможность их перевода на национальный язык государства, в которое направляется поручение, готовится и перевод. При направлении запроса в страны дальнего зарубежья поручение и все прилагаемые к нему документы переводятся на государственный язык запрашиваемой страны. Перевод заверяется подписью и печатью.
Запрос составляется от имени следователя, в производстве которого находится уголовное дело, и им же подписывается. Подпись следователя должна быть заверена гербовой печатью территориального подразделения милиции или следственного подразделения. Все приложения к поручению также заверяются гербовой печатью.
К запросу в обязательном порядке должна прилагается заверенная выписка из УК с изложением тех статей, по которым квалифицируется расследуемое преступление. Также, если необходимо провести выемку, обыск, наложение ареста на имущество, на почтово-телеграфную корреспонденцию, освидетельствование, экспертизу прилагаются копии постановлений о производстве следственных действий. При этом должны быть заверения о том, что в связи с изьятием указанных в поручении документов не будут нарушены права третьих лиц.
От полноты, четкости, конкретности и ясности направляемых запросов зависит результативность их исполнения.
Не во всех международных договорах, предусматривающих оказание правовой помощи по уголовным делам, равным образом урегулирован вопрос о порядке направления поручений.
Большинство двусторонних документов в качестве субьекта сношений с российской стороны определяют Генеральную прокуратуру РФ, которая направляет запросы об оказании правовой помощи по консульским каналам либо напрямую в соответствующее центральное учреждение юстиции другого государства.
Однако Минская конвенция требует направление запросов через Генеральную прокуратуру только в том случае, если вопросы оказания правовой помощи касаются выдачи, осуществления уголовного преследования (передачи материалов уголовных дел по территориальности) или затрагивают права граждан и требуют санкции прокурора (ст. 80). Во всех других случаях, когда необходимо предоставить различную информацию, произвести следственные действия и т. п., запросы направляются напрямую по каналам МВД, минуя генеральные прокуратуры (прокуратуры) стран – участниц СНГ.
Приказ МВД России № 221 2000 г. устанавливает, что по вопросам отдельных следственных действий (допросы, опознания, выемки, обыски, экстрадиции и т. д.), относящимся к компетенции Генеральной прокуратуры РФ, подразделения дознания и следствия обращаются через соответствующих надзирающих прокуроров в Генеральную прокуратуру РФ с просьбой о подготовке необходимого запроса в установленной форме.
В отдельных не терпящих отлагательства случаях запрос может быть направлен по каналам факсимильной или электронной связи, через Интерпол или с помощью представителей других иностранных полицейских организаций в России. При этом оригинал поручения, согласованный с Генеральной прокуратурой РФ (или с СК при МВД России – в зависимости от категории запроса), должен пройти установленную регистрацию и направляться по обычным официальным каналам.
Коментариев: 0 | Просмотров: 232 |
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ
  Руководство по расследованию преступлений | Автор: admin | 1-06-2010, 19:40
Часть пятая УПК детально регламентирует международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства. В ней закреплены основные положения о порядке взаимодействия следователей и органов дознания с соответствующими компетентными органами и должностными лицами иностранных государств и международными организациями.
Так, в ст. 453 УПК установлено, что при необходимости производства на территории иностранного государства допроса, осмотра, выемки, обыска, судебной экспертизы или иных процессуальных действий, предусмотренных УПК, суд, прокурор, следователь вносят запрос об их производстве компетентным органом или должностным лицом иностранного государства в соответствии с международным договором РФ, международным соглашением или на основе принципа взаимности.
Правовую основу международного сотрудничества по уголовным делам составляют: 1) международные межгосударственные договоры (двусторонние и многосторонние): пакты, конвенции, договоры, соглашения; 2) межправительственные соглашения по отдельным вопросам, касающимся взаимодействия в борьбе с преступностью; 3) межведомственные договоры (соглашения); 4) национальное законодательство по вопросам оказания международной правовой помощи; 5) неписаные нормы (обычаи) международного права (международная вежливость, взаимность и др.).
1. Межгосударственные договоры.
Международное сотрудничество при выявлении и раскрытии преступлений затрагивает права и свободы человека. Поэтому правовой основой в данной сфере деятельности будут Всеобщая декларация прав и свобод человека, Международный пакт о гражданских и политических правах, Европейская конвенция и др.
К международно-правовым актам, регламентирующим вопросы оказания правовой помощи при расследовании преступлении, относится Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, заключенная между странами СНГ в г. Минске 22 января 1993 г. (далее – Минская конвенция). Минская конвенция содержит нормы, регулирующие различные стороны правовой помощи по уголовным делам. В частности, в ней предусмотрен определенный порядок сношений (ст. 5) и виды правовой помощи (ст. 6). Согласно положениям этих статей компетентные учреждения сторон сносятся через свои центральные органы по вопросам оказания правовой помощи путем выполнения процессуальных и иных действий, предусмотренных законодательством запрашиваемой стороны. Просьба об оказании правовой помощи может быть отклонена. В ст. 19 Минской конвенции содержатся основания отказа: если оказание правовой помощи может нанести ущерб суверенитету или безопасности либо противоречит законодательству запрашиваемой стороны.
Поручения об оказании правовой помощи должны отвечать определенным требованиям. Статья 7 Минской конвенции закрепляет содержание и форму таких поручений.
Поручение и все направляемые документы, в соответствии со ст. 17 рассматриваемого документа, выполняются на государственных языках Договаривающихся Сторон или русском языке.
Согласно рассматриваемому документу при исполнении поручения на территории Российской Федерации необходимо руководствоваться ее законодательством. Но по просьбе запрашивающего учреждения одной из стран СНГ могут быть применены процессуальные нормы этой страны, если они не противоречат законодательству России.
Подробно в ст. 9 Минской конвенции регламентирован порядок вызова свидетелей, гражданских истцов, гражданских ответчиков, их представителей, экспертов, установлены гарантии для этих лиц.
Детально в разделе о правовой помощи по уголовным делам указанной Конвенции решен и вопрос о выдаче лиц, совершивших преступления. Статьей 56 установлены взаимные обязанности сторон по требованию выдавать друг другу лиц, находящихся на их территории, для привлечения к уголовной ответственности или для приведения приговора в исполнение. Также указаны содержание и форма требования о выдаче (ст. 58). Регламентированы механизм и процедура выдачи (ст. 60–71), установлены основания отказа в выдаче (ст. 57).
В рассматриваемом акте закреплена также обязанность осуществления уголовного преследования. Так, согласно ст. 72 Минской конвенции стороны обязуются осуществлять в соответствии со своим законодательством уголовное преследование собственных граждан, подозреваемых в том, что они совершили на территории запрашивающей Стороны преступление. Поручение об осуществлении уголовного преследования должно быть оформлено в соответствии со ст. 73 Минской конвенции. В содержание документа включены обязательства сторон передавать друг другу предметы, которые были использованы при совершении преступления или которые могут иметь значение доказательств в уголовном деле (ст. 78).
Россией заключен ряд двусторонних договоров о правовой помощи со странами ближнего зарубежья. Такие договоры заключены, например, с Азербайджаном, Молдовой, Киргизией и др. Они определяют: объем и виды правовой помощи при расследовании преступлений; возможность применения процессуального законодательства запрашивающей стороны при выполнении поручения; право каждой из договаривающихся сторон производить через свои дипломатические представительства допросы собственных граждан на территории другой стороны; условия, основания и порядок выдачи лиц для уголовного преследования и др.
Россия подписала Европейскую конвенцию о выдаче с двумя протоколами и Европейскую конвенцию о взаимной правовой помощи по уголовным делам с дополнительным протоколом, которые ратифицированы 25 октября 1999 г. и вступили в действие с 9 марта 2000 г.
В соответствии со ст. 1 Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам (далее – Европейская конвенция) Стороны оказывают друг другу самую широкую правовую помощь на взаимной основе в вопросах уголовного преследования за преступления, наказание за которые на момент просьбы о помощи подпадает под юрисдикцию судебных органов запрашивающей Стороны.
В ст. 2 указанного документа установлены основания отказа в правовой помощи. Так, просьба, касающаяся политического преступления, преступления, связанного с политическим преступлением или фискальным преступлением, а также просьба, выполнение которой может нанести ущерб суверенитету, безопасности, общественному порядку или другим существенно важным интересам, может быть не исполнена. Согласно ст. 19 должны быть сообщены причины любого отказа в предоставлении взаимной помощи. Если же орган, получивший просьбу о взаимной помощи, не правомочен ее выполнить, то, исходя из положений ст. 18 Европейской конвенции, он передает запрос компетентному органу своей страны и информирует об этом запрашивающую сторону по прямым каналам, если просьба направлена по этим каналам.
Европейская конвенция предусматривает объем правовой помощи по уголовным делам. Статья 3 гласит: «Запрашиваемая сторона выполняет в порядке, установленном ее законодательством, любые судебные поручения, касающиеся уголовных дел и направленные ей судебными органами запрашивающей стороны, в целях получения свидетельских показаний или передачи вещественных доказательств, материалов или документов». Согласно ст. 16 переводы запросов и прилагаемых документов не обязательны, если Стороной сохранено право требования направлять просьбы и документы вместе с переводом на ее родной язык или на один из официальных языков Совета Европы либо на один из языков, указанных ею.
Европейская конвенция в ст. 7–12 подробным образом регламентирует порядок вызова свидетелей, экспертов и обвиняемых, а также гарантии для указанных лиц и возмещение расходов.
В соответствии с Европейской конвенцией просьба о взаимной помощи должна быть надлежаще оформлена (ст. 14). Нарушение этих положений влечет отказ в правовой помощи. В ст. 15 предусмотрены соответствующие органы, на которые возложены обязанности по направлению и исполнению этих просьб. Однако в п. 7 ст. 15 говорится: «Если в двусторонних соглашениях, действующих между сторонами, предусмотрена прямая передача просьб о помощи между указанными ними органами, то этот порядок положения Европейской конвенции не затрагивают».
Право выбора каналов направления просьб о правовой помощи предоставлено п. 6 ст. 15 Европейской конвенции. Это правило распространяет свое действие и на предоставление информации в связи с судебным разбирательством.
Наряду с Европейской конвенцией РФ заключены и действуют двусторонние договоры об оказании правовой помощи со странами дальнего зарубежья: Алжиром (от 23 февраля 1982 г.), Вьетнамом (от 10 декабря 1981 г.), Ираком (от 22 июня 1973 г.), Ираном (от 5 марта 1996 г.), Йеменом (от 6 декабря 1985 г.), Канадой (от 20 октября 1997 г.), Китаем (от 19 июня 1992 г.), КНДР (от 16 декабря 1957 г.), Кубой (от 25 ноября 1984г.), Монголией (от 23 сентября Г988 г.), Тунисом (от 26 июня 1984 г.), Югославией (от 24 февраля 1962 г.) и Соглашение между Правительством РФ и Правительством США о сотрудничестве по уголовно-правовым вопросам от 30 июня 1995 г. (Договор между РФ и США о взаимной правовой помощи по уголовным делам от 17 июня 1999 г. вступит в силу после ратификации его американской стороной и обмена ратификационными грамотами).
К сотрудничеству следственных аппаратов имеют отношение и ряд других авторитетных международных документов: Декларация ООН о ликвидации всех форм расовой дискриминации, Конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации (1966 г.), Конвенция о пресечении преступления апартеида и наказании за него (1973 г.), Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него (1948 г.), Конвенция о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества (1968 г.), Принципы международного сотрудничества в отношении обнаружения, ареста, выдачи и наказания лиц, виновных в военных преступлениях и преступлениях против человечества, Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 г. (ратифицирована 26 июня 1987 г.); Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания от 26 ноября 1987 г.; Конвенция о правах ребенка от 1989 г.
Коментариев: 0 | Просмотров: 324 |
ukrstroy.biz
ЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:
РАЗНОЕ:
ДРУЗЬЯ САЙТА:

Библиотека документов юриста

СЧЕТЧИКИ: