Сегодня
НАВИГАЦИЯ:
ЮРИДИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ:
РАЗНОЕ:
РЕКЛАМА:
АРХИВ НОВОСТЕЙ:
Ответственность сторон в договоре перевозки груза
 (голосов: 0)
  Советское гражданское право | Автор: admin | 29-11-2010, 16:16
За невыполнение или ненадлежащее выполнение обязательств по договору перевозки груза стороны несут взаимную материальную ответственность. Случаи и размеры такой ответственности точно указываются в транспортных уставах и кодексах. Какие-либо соглашения, ограничивающие материальную ответственность сторон в договоре перевозки груза или имеющие целью устранить ее, считаются недействительными (ст. 143 УЖД, ст. 179 УВВТ, ст. 108 ВК, ст. 160 КТМ, ст. 127 УАТ УССР).
Перевозчик отвечает за утрату, недостачу и повреждение груза, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение груза произошли не по его вине (ст. 74 Основ, ст. 362 ГК УССР, ст. 382 УАТ РСФСР). Следовательно, по общему правилу, вина перевозчика предполагается. Однако в транспортных уставах и кодексах предусмотрено, что иногда доказывание вины перевозчика в утрате, недостаче или повреждении груза возлагается на получателя или отправителя. С учетом этого определены и обстоятельства, которые перевозчик должен доказать, чтобы освободиться от ответственности, и на которые он может лишь сослаться как на основание, исключающее его вину, а следовательно, и ответственность.
Так, например, железная дорога несет ответственность за несохранность груза, если не докажет, что утрата, недостача, порча или повреждение его произошли вследствие обстоятельств, которые она не могла предотвратить и устранение которых от нее не зависело, в частности:
вины грузоотправителя или грузополучателя; особых естественных свойств перевозимого груза; недостатков тары и упаковки, которые не могли быть замечены по наружному виду при приеме груза к перевозке; сдачи груза к перевозке без указания в накладной его особых свойств, требующих особых условий или мер предосторожности для сохранения груза при перевозке или хранении; сдачи к перевозке груза, влажность которого превышает установленную норму (ст. 148 УЖД).
Вторую группу^ составляют обстоятельства, с которыми виновность в несохранении груза связывается не с действиями железной дороги, а грузоотправителя или грузополучателя. К ним относятся случаи, когда: груз прибыл в исправном вагоне (контейнере) с исправными пломбами грузоотправителя или на исправном открытом подвижном составе без перегрузки в пути с исправной защитной маркировкой либо исправной увязкой или при наличии иных признаков, свидетельствующих о сохранности груза; недостача, порча или повреждение произошли вследствие естественных причин, связанных с перевозкой груза на открытом подвижном составе; груз перевозился в сопровождении проводника грузоотправителя или грузополучателя; недостача груза не превышает норм естественной убыли (ст. 149 УЖД). Если имело место одно из этих обстоятельств, железная дорога не отвечает за несохранность груза, пока предъявитель претензии не докажет, что несохранность груза произошла все же по вине железной дороги.
На воздушном и речном транспорте к обстоятельствам второй группы относятся и случаи, когда погрузка или выгрузка груза производилась средствами грузоотправителя или грузополучателя (ст. 103 ВК и ст. 192 УВВТ).
По-особому решен вопрос и об объеме ответственности перевозчика за утрату, недостачу или повреждение груза. Он возмещает ущерб, причиненный при перевозке груза, в размере действительной стоимости утраченного груза. а в случае порчи или повреждения груза — в размере той суммы, на которую понизилась его стоимость (ст. 151 УЖД, ст. 195 УВВТ, ст. 105 ВК, ст. 136 УАТ УССР). Другие убытки перевозчик не возмещает. Если груз был сдан к перевозке с объявленной ценностью, перевозчик несет ответственность в размере объявленной ценности груза. Перевозчик обязан также вилучає утраты или недостачи перевозимого им груза возвратить отправителю или получателю провозную плату, взысканную за этот груз, если она не входит в цену утраченного или недостающего груза.
Ответственность морского перевозчика в отличие от ответственности предприятий других видов транспорта за несохранность грузов имеет некоторые особенности. КТМ в ст. 160 определяет, что ответственность перевозчика снимается, если утрата, недостача или повреждение груза произошли вследствие: непреодолимой силы, опасностей и случайностей на море, спасания человеческих жизней, судов и грузов, пожара, возникшего не по вине перевозчика, действий или распоряжений властей, военных действий и народных волнений, действий или упущений отправителя и получателя. Кроме того, перевозчик не отвечает за повреждение груза, возникшее от свойства самого груза, от недостатков тары, недостаточности или неясности марок.
В заграничном сообщении ответственность перевозчика за несохранность груза также не наступает, если он докажет, что утрата, недостача или повреждение груза произошли вследствие действий или упущений капитана, прочих лиц судового экипажа и лоцмана в судовождении или управлении судном.
Законодательством о морских перевозках учтено и то, что возникающие на море разного рода опасности в равной мере могут касаться корабля и находящегося на нем груза. В связи с этим по-особому решен и вопрос о распределении убытков, наступивших от такого рода опасностей.
Закон различает два вида таких убытков — общую и частную аварию. Под общей аварией понимаются убытки, понесенные вследствие произведенных намеренно и разумно чрезвычайных расходов или пожертвований в целях спасания судна, фрахта и перевозимого на судне груза от общей для них опасности (например, в связи со спасанием корабля, севшего на мель, капитан приказал выбросить за борт часть груза). Убытки от общей аварии распределяются между судном, фрахтом и грузом соразмерно их стоимости. Все прочие убытки, сознательно причиненные ввиду возникшей опасности (например, за борт был выброшен самовоспламеняющийся груз), являются частной аварией. Эти убытки падают на лицо, которое их донесло.
Перевозчик несет ответственность и за виновную просрочку доставки груза. Однако он освобождается от от. ветственности за просрочку доставки груза, если грузополучатель в течение суток после получения уведомления не вывезет со станции или порта груз, прибывший с опозданием. Размер штрафа, взыскиваемого с перевозчика за просрочку доставки груза, зависит от срока опоздания и суммы провозной платы. Максимальный размер штрафа за просрочку на железнодорожном и автомобильном транспорте установлен в^ % провозной платы; на реч- ?5% ном и воздушном транспорте он не может превышать 50 % провозной платы. Просрочка, превышающая 30 дней, а на воздушном и автомобильном транспорте при городской или пригородной перевозке—10 дней, дает грузополучателю право считать груз утраченным и требовать с перевозчика уплаты стоимости этого груза. Однако, если груз все же будет обнаружен, грузополучатель обязан его принять, а полученную ранее сумму вернуть перевозчику.
Ответственность по договору перевозки является взаимной. Поэтому за нарушение соответствующих договорных обязательств ответственность возлагается и на другую сторону — грузоотправителя или грузополучателя. Последние несут ответственность, как отмечалось, за неуплату провозных платежей и сборов, простой перевозочных средств под погрузкой или выгрузкой, за неочистку перевозочных средств, за задержку контейнеров под погрузкой или выгрузкой, за недогруз вагонов до технической нормы и другие нарушения.
Для урегулирования разногласий, вытекающих из договора перевозки, установлен претензионный порядок, без соблюдения которого иски к перевозчику предъявляться не могут (ст. 76 Основ гражданского законодательства, ст. 365 ГК УССР, ст. 384 ГК РСФСР). Предусмотрено, что претензии (например, о возмещении стоимости поврежденного или утраченного груза) могут предъявляться в течение шести месяцев, а по поводу уплаты штрафов — в течение 45 дней. Перевозчик обязан рассмотреть заявленную претензию и уведомить об удовлетворении или отклонении ее в течение трех месяцев, а по претензиям, возникшим из перевозок в прямом смешанном сообщении,— шести месяцев. В случае отклонения претензии или неполучения на нее ответа в срок, установленный для ее рассмотрения, заявитель имеет право обратиться с иском к перевозчику в течение двух месяцев со дня получения ответа или истечения срока, установленного для ответа. '
Иски перевозчиков, вытекающие из перевозки грузов, к отправителям или грузополучателям могут быть предъявлены в шестимесячный срок, исчисляемый со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления иска.
Коментариев: 0 | Просмотров: 26 |
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

    Другие новости по теме:
Добавление комментария
[not-wysywyg] [/not-wysywyg]
{bbcode}
[not-wysywyg] [/not-wysywyg]{wysiwyg}



ukrstroy.biz
ЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:
РАЗНОЕ:
ДРУЗЬЯ САЙТА:

Библиотека документов юриста

СЧЕТЧИКИ: