Сегодня
НАВИГАЦИЯ:
ЮРИДИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ:
РАЗНОЕ:
РЕКЛАМА:
АРХИВ НОВОСТЕЙ:
Организация работы прокуратуры района (города) по надзору за исполнением законов
  Справочник прокурора | Автор: admin | 15-06-2010, 00:09
Организация работы по каждому из видов прокурорского надзора связана как с особенностями самого предмета надзора, так и с теми полномочиями, которые закон предоставляет прокурору для реализации его надзорных функций. В данном случае особенностью надзора является, прежде всего, большое количество поднадзорных объектов, входящих в предмет надзора. Ими являются, по существу, все органы, организации, учреждения и предприятия, расположенные на территории района (города), за исключением тех, надзор за которыми относится к компетенции вышестоящих, военных, транспортных и иных специализированных прокуратур. Как следствие обилия объектов - соответствующий объем издаваемых нормативных документов и разнообразие законов и подзаконных актов, регламентирующих деятельность различных учреждений.
Что касается полномочий прокурора в области надзора за исполнением законов, то они существенно отличаются от прав, предоставленных прокурору при других направлениях деятельности. Например, осуществляя надзор за следствием и дознанием, прокурор постоянно контролирует ход расследования (путем утверждения соответствующих документов, дачи санкций и т.п.), вне зависимости от фактов нарушения закона. Действуя в рамках общего надзора, прокурор проводит проверки лишь на основании поступившей в органы прокуратуры информации о таких фактах. Постоянный же надзор и контроль осуществляют органы контроля и другие государственные органы. Кроме того, прокурор не вправе отменить противоречащий закону правовой акт или устранить нарушение закона.
Общенадзорная работа прокуратуры района (города) осуществляется по нескольким относительно самостоятельным направлениям:
- надзор за соответствием законодательных актов органов местного самоуправления
Конституции Российской Федерации и федеральным законам;
- надзор за соответствием законам издаваемых правовых актов (что касается самих актов, то
надзор за их исполнением является прерогативой других органов, прежде всего, органов контроля);
- надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина;
- надзор за законностью привлечения граждан к административной ответственности;
- надзор за исполнением законов в области экономики, соблюдения банковского, финансового,
налогового, антимонопольного и другого законодательства;
- надзор за исполнением законов судебными приставами.
Такое многообразие предметов надзора, без сомнения, создает дополнительные трудности в деятельности прокуратуры района, города: недостаточно просто распределить между сотрудниками территорию, отделы милиции или составы суда, как это делается при осуществлении надзора по иным направлениям. Поэтому особое значение имеет организация работы таким образом, чтобы прокуратура, не подменяя другие органы, не оставляла без внимания наиболее важные, актуальные участки надзора, для чего прокурору района (города) необходимо правильно определить все виды деятельности прокуратуры, выделить из них, с учетом специфики обслуживаемой территории, приоритетные и наиболее целесообразно распределить обязанности между имеющимися в его распоряжении сотрудниками.
В прокуратурах субъектов Российской Федерации имеются отделы, иногда - даже управления, включающие несколько отделов, осуществляющих разные виды общего надзора (например, отдел по надзору за соответствием издаваемых правовых актов законодательству, отдел по надзору за исполнением законов и охране прав граждан в социальной сфере, отдел по надзору за исполнением законов в сфере экономики и охраны природы), а также штат старших помощников, на правах начальников отделов: по обеспечению участия прокурора в арбитражном процессе, по надзору за исполнением законов о межнациональных отношениях, по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних и т.д. Облегчает работу и наличие организационно-контрольного отдела, отдела писем, кабинета кодификации, прокуроров-методистов. При такой структуре проблема правильной организации работы не является столь сложной, как в нижестоящих прокуратурах, имеющих гораздо меньшее число сотрудников, из-за чего помощники прокурора по общему надзору зачастую занимаются одновременно и другими направлениями.
Распределение обязанностей по надзору за исполнением законов определяется руководителем прокуратуры района (города) в зависимости от штатной численности работников, количества поднадзорных органов, эффективности деятельности органов контроля и других государственных органов, общего состояния законности в регионе, иных факторов. Поэтому дать единую рекомендацию, наверное, вообще невозможно. Однако в некоторых регионах хорошо зарекомендовала себя следующая схема распределения обязанностей между заместителем прокурора, его старшими помощниками и помощниками.
1. Заместитель прокурора, помимо руководства деятельностью старших помощников и помощников, лично осуществляет надзор:
- за соответствием издаваемых правовых актов законодательству;
- за исполнением законов органами местного самоуправления, органами контроля, их должностными лицами;
- за органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;
- за исполнением законов при приватизации государственных и муниципальных предприятий;
- за исполнением законов в сфере экономики, соблюдением банковского, финансового,
налогового, антимонопольного, земельного, природоохранного законодательства.
Таким образом, заместитель прокурора осуществляет надзор за наиболее важными сферами жизни района (города), что требует не только высокой квалификации, но и постоянного взаимодействия с различными должностными лицами.
2. В обязанности старшего помощника прокурора входит, прежде всего, надзор за соблюдением
законов в области соблюдения прав и свобод человека и гражданина, требующий проведения проверок,
анализа состояния законности в района (города), составления справок и обобщений, а именно:
- организация работы по подготовке и предъявлению исков о возмещении причиненного
государству материального ущерба;
- надзор за законностью привлечения граждан к административной ответственности;
- надзор за исполнением законов службой судебных приставов;
- вопросы охраны прав граждан в социальной сфере;
- надзор за соблюдением прав и свобод граждан в области трудового, жилищного, социального
законодательства, законодательства об охране труда;
- надзор за исполнением санитарно-эпидемиологического законодательства, законностью
принимаемых соответствующими органами мер контроля за качеством продуктов питания.
3. Помощники прокурора осуществляют:
- проверку законов при исполнении судебных решений, связанных с взысканием материального
ущерба с граждан и юридических лиц;
- надзор за исполнением законов судебными приставами;
- подготовку материалов для обращения вышестоящих прокуроров в арбитражный суд;
- подготовку материалов для обращения в суд с исковыми заявлениями в предусмотренных
законом случаях.
Как мы видим, основной задачей помощника прокурора является текущая работа по конкретным делам, касающимся определенных лиц.
От него требуется не столько надзор за состоянием законности в какой-либо сфере деятельности, сколько оперативное реагирование на нарушение прав граждан.
Данная схема, конечно же, должна быть откорректирована в каждой прокуратуре с учетом местных условий - в схеме только приводится наиболее удобная, на наш взгляд, компоновка вопросов, разрешаемых сотрудниками прокуратуры с учетом их должностного положения.
Коментариев: 0 | Просмотров: 88 |
Введение
  Справочник прокурора | Автор: admin | 15-06-2010, 00:07
Данный справочник предназначен как для студентов юридических вузов так и для работников органов прокуратуры. Разумеется справочник (по определению) не способен подменить всю существующую специальную литературу, в том числе комментарии к Федеральным законам, разъяснения пленумов Верховного Суда Российской Федерации, приказы и распоряжения Генерального прокурора, к которым в случае необходимости может обратиться читатель. Не считает автор необходимым и пересказывать положения, содержащиеся в статьях процессуальных кодексов, если их выполнение не представляет какой-либо сложности.
Цель книги иная - показать, какие вопросы могут встать перед прокурором в процессе осуществления его полномочий, и предложить способы их разрешения. Как в медицине едва ли не самым трудным является диагностика, так и работе прокурора бывает сложно не столько решить возникшие проблемы, сколько выяснить, что эти проблемы существуют; даже опытные прокурорские работники, сталкиваясь с незнакомой ситуацией, не предполагают всех возможных вариантов ее развития. Такое часто происходит, например, когда заместителем прокурора по надзору за исполнением законов назначается следователь или сотрудник, занимавшийся до этого другим видом надзора. Вот почему данный справочник может быть полезен не только работникам прокуратуры, начинающим свою деятельность, но и прокурорам со стажем.
Предлагаемое вашему вниманию издание включает в себя как вопросы организации работы прокуратуры, так и некоторые советы по осуществлению надзора. В части рассмотрения организации работы, справочник предназначен прежде всего для работников прокуратур районов (городов).
Такое направление справочника не случайно: именно прокуратуры районов (городов) являются основным звеном в системе органов прокуратуры Российской Федерации.
Коментариев: 0 | Просмотров: 47 |
ukrstroy.biz
ЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:
РАЗНОЕ:
ДРУЗЬЯ САЙТА:

Библиотека документов юриста

СЧЕТЧИКИ: