НАВИГАЦИЯ:
ЮРИДИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ:
- Курс государственного благоустройства[полицейское право] 1890 г. (Антонович А.Я.)
- О cущности правосознания (И.А. Ильин)
- Теория права и государства[воспроизводится по изданиям 1915 и 1956 г.г.] (И.А. Ильин)
- Типы господства (Макс Вебер)
- Происхождение семьи, частной собственности и государства 1986 г. (Фридрих Энгельс)
- Право и факт в римском праве 1898 г. (Покровский И.A.)
- Лекции по истории философии права 1914 г. (Новгородцев П.И.)
- План государственного преобразования (введение к уложению государственных законов 1809 г.) с приложением "Записки об устройстве судебных и правительственных учреждений в России" (1803 г.), статей "О государственных установлениях", "О крепостных людях" и Пермского письма к императору Александру (Сперанский М.М.)
- Анализ понятия о преступлении 1892 г. (Пусторослев П. П.)
- Общая теория права Элементарный очерк. По изданию 1911 г. (Хвостов В.М.)
- История философии права Университетская типография 1906 г. (Шершеневич Г.Ф.)
- Общая теория права Москва: издание Бр. Башмаковых, 1910 г. (Шершеневич Г.Ф.)
- Об юридических лицах по римскому праву (Суворов Н.С.)
РАЗНОЕ:
- Французское административное право (Г.Брэбан)
- Конституция РСФСР 1918 года (Чистяков О.И.)
- Конституция СССР 1924 года (Чистяков О.И.)
- Основы конституционного строя России (Румянцев О. Г.)
- Адвокатская этика (Барщевский М.Ю.)
- Советское гражданское право (Пушкин А.А., Маслов В.Ф.)
- Авторское право в издательском бизнесе и сми (М.А. Невская, Е.Е. Сухарев, Е.Н. Тарасова)
- Авторское право СССР (Антимонов Б.С., Флейшиц Е.А.)
- Интеллектуальная собственность (Мэггс П.Б., Сергеев А.П.)
- Корпоративное предпринимательство: от смысла к предмету (С.Б.Чернышев)
- Административные правонарушения (Борисов А.Н.)
РЕКЛАМА:
АРХИВ НОВОСТЕЙ:
Нарушение права на защиту
Справочник прокурора | Автор: admin | 15-06-2010, 00:22
Перефразируя известную максиму, можно сказать, что в ходе расследования уголовного дела ничто не стоит так дешево и не ценится так дорого, как соблюдение права на защиту. Соблюдение предоставляемых законом прав задержанных, подозреваемых, обвиняемых в подавляющем (подчеркиваю это слово) числе случаев не представляет сложности для сотрудников правоохранительных органов. Тем не менее эти лица нарушают конституционные права граждан без всякой на то необходимости, что ставит под сомнение судебную перспективу дела. Разумеется, нарушение норм уголовно-процессуального законодательства следователями и дознавателями недопустимо в любом случае, и лица, умышленно совершающие такие противоправные действия, должны привлекаться к ответственности.
Законодатель предусматривает обязательное участие защитника в следующих случаях:
1) подозреваемый, обвиняемый является несовершеннолетним;
2) подозреваемый, обвиняемый в силу физических или психических недостатков не может
самостоятельно осуществлять свое право на защиту;
3) подозреваемый, обвиняемый не владеет языком, на котором ведется производство по
уголовному делу;
4) лицо обвиняется в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в
виде лишения свободы на срок свыше 15 лет, пожизненное лишение свободы или смертная казнь;
5) уголовное дело подлежит рассмотрению судом с участием присяжных заседателей;
6) обвиняемый заявил ходатайство о рассмотрении уголовного дела при особом порядке
принятия судебного решения при согласии с предъявленным ему обвинением.
Причем на участие защитника в этих случаях не распространяется положение ч. 3 ст. 50 УПК РФ о том, что если участвующий в деле защитник в течение пяти суток не может принять участие в производстве конфетного следственного действия, а подозреваемый или обвиняемый не приглашает другого защитника и не ходатайствует о его назначении, то следственное действие может быть произведено без участия защитника.
Законодатель предусматривает обязательное участие защитника в следующих случаях:
1) подозреваемый, обвиняемый является несовершеннолетним;
2) подозреваемый, обвиняемый в силу физических или психических недостатков не может
самостоятельно осуществлять свое право на защиту;
3) подозреваемый, обвиняемый не владеет языком, на котором ведется производство по
уголовному делу;
4) лицо обвиняется в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в
виде лишения свободы на срок свыше 15 лет, пожизненное лишение свободы или смертная казнь;
5) уголовное дело подлежит рассмотрению судом с участием присяжных заседателей;
6) обвиняемый заявил ходатайство о рассмотрении уголовного дела при особом порядке
принятия судебного решения при согласии с предъявленным ему обвинением.
Причем на участие защитника в этих случаях не распространяется положение ч. 3 ст. 50 УПК РФ о том, что если участвующий в деле защитник в течение пяти суток не может принять участие в производстве конфетного следственного действия, а подозреваемый или обвиняемый не приглашает другого защитника и не ходатайствует о его назначении, то следственное действие может быть произведено без участия защитника.
Коментариев: 0 | Просмотров: 42 |
Избрание меры пресечения
Справочник прокурора | Автор: admin | 15-06-2010, 00:22
С тех пор как законодатель изъял у прокурора полномочия по избранию меры пресечения в виде заключения подозреваемого или обвиняемого под стражу и передал их суду, положение прокурора стало в какой-то мере более легким, в определенной же степени осложнилось.
С одной стороны, прокурор больше не испытывает всей полноты ответственности за обоснованность заключения под стражу обвиняемого, а тем более, подозреваемого. Прокуроры со стажем помнят, какие неприятные для них последствия могли наступить после того, как "арестантское" дело оказывалось неготовым для направления в суд, или в случае оправдания судом содержащегося под стражей подсудимого.
Если же посмотреть на проблему иначе, с точки зрения перспективы возбужденного в отношении конкретного лица уголовного дела, то лишенные права ареста лиц, чья причастность к совершенному преступлению не вызывает ни малейших сомнений, прокуроры оказались некоторым образом ограничены в возможности противодействия тем из обвиняемых, кто свое нахождение в режиме подписки о невыезде и надлежащем поведении использует для воспрепятствования производства по делу.
В соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства заключение под стражу в качестве меры пресечения может быть применено только при наличии следующих обстоятельств:
1) совершение преступления, за которое уголовным законодательством предусмотрено
наказание в виде лишения свободы на срок свыше двух лет;
2) невозможность применения иной, более мягкой меры пресечения. По смыслу ч. 1 ст. 108 УПК
РФ бесспорными основаниями, по которым к подозреваемому или обвиняемому не может быть
применена более мягкая мера пресечения, являются следующие:
- подозреваемый или обвиняемый не имеет постоянного места жительства на территории
Российской Федерации;
- его личность не установлена;
- им нарушена ранее избранная мера пресечения;
- он скрылся от органов предварительного расследования или от суда.
При наличии одного из этих обстоятельств заключение под стражу может быть применено даже к подозреваемому или обвиняемому в совершении преступления, за которое предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до двух лет.
Дознаватель, следователь, прокурор, а также суд вправе избрать подозреваемому или обвиняемому меру пресечения при наличии достаточных оснований полагать, что тот:
1) скроется от дознания, предварительного следствия или суда;
2) может продолжать заниматься преступной деятельностью;
3) может угрожать свидетелю, иным участникам уголовного судопроизводства, уничтожить
доказательства либо иным путем воспрепятствовать производству по уголовному делу.
При решении вопроса о необходимости избрания меры пресечения в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления и определении ее вида при наличии оснований должны учитываться также тяжесть преступления, сведения о личности подо-зреваемого или обвиняемого, его возраст, состояние здоровья, семейное положение, род занятий и другие обстоятельства.
Такие обстоятельства, как наличие судимости в прошлом, отрицательно характеризующие данные, привлечение к административной ответственности, отсутствие постоянного места жительства (даже при наличии регистрации) и места работы, злоупотребление спиртными напитками и наркотическими веществами, дают основания предполагать удовлетворение судом ходатайства.
При рассмотрении вопроса о даче согласия на возбуждение судом ходатайства об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу прокурор должен в необходимых случаях лично допрашивать обвиняемого и, как правило, обязательно допрашивать подозреваемого.
Надо сказать, что данная процедура достаточно важна для дальнейшего хода расследования -известно, какие проблемы может создать в определенных случаях нахождение лица, обвиняемого в совершении тяжкого преступления, на свободе.
С одной стороны, прокурор больше не испытывает всей полноты ответственности за обоснованность заключения под стражу обвиняемого, а тем более, подозреваемого. Прокуроры со стажем помнят, какие неприятные для них последствия могли наступить после того, как "арестантское" дело оказывалось неготовым для направления в суд, или в случае оправдания судом содержащегося под стражей подсудимого.
Если же посмотреть на проблему иначе, с точки зрения перспективы возбужденного в отношении конкретного лица уголовного дела, то лишенные права ареста лиц, чья причастность к совершенному преступлению не вызывает ни малейших сомнений, прокуроры оказались некоторым образом ограничены в возможности противодействия тем из обвиняемых, кто свое нахождение в режиме подписки о невыезде и надлежащем поведении использует для воспрепятствования производства по делу.
В соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства заключение под стражу в качестве меры пресечения может быть применено только при наличии следующих обстоятельств:
1) совершение преступления, за которое уголовным законодательством предусмотрено
наказание в виде лишения свободы на срок свыше двух лет;
2) невозможность применения иной, более мягкой меры пресечения. По смыслу ч. 1 ст. 108 УПК
РФ бесспорными основаниями, по которым к подозреваемому или обвиняемому не может быть
применена более мягкая мера пресечения, являются следующие:
- подозреваемый или обвиняемый не имеет постоянного места жительства на территории
Российской Федерации;
- его личность не установлена;
- им нарушена ранее избранная мера пресечения;
- он скрылся от органов предварительного расследования или от суда.
При наличии одного из этих обстоятельств заключение под стражу может быть применено даже к подозреваемому или обвиняемому в совершении преступления, за которое предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до двух лет.
Дознаватель, следователь, прокурор, а также суд вправе избрать подозреваемому или обвиняемому меру пресечения при наличии достаточных оснований полагать, что тот:
1) скроется от дознания, предварительного следствия или суда;
2) может продолжать заниматься преступной деятельностью;
3) может угрожать свидетелю, иным участникам уголовного судопроизводства, уничтожить
доказательства либо иным путем воспрепятствовать производству по уголовному делу.
При решении вопроса о необходимости избрания меры пресечения в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления и определении ее вида при наличии оснований должны учитываться также тяжесть преступления, сведения о личности подо-зреваемого или обвиняемого, его возраст, состояние здоровья, семейное положение, род занятий и другие обстоятельства.
Такие обстоятельства, как наличие судимости в прошлом, отрицательно характеризующие данные, привлечение к административной ответственности, отсутствие постоянного места жительства (даже при наличии регистрации) и места работы, злоупотребление спиртными напитками и наркотическими веществами, дают основания предполагать удовлетворение судом ходатайства.
При рассмотрении вопроса о даче согласия на возбуждение судом ходатайства об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу прокурор должен в необходимых случаях лично допрашивать обвиняемого и, как правило, обязательно допрашивать подозреваемого.
Надо сказать, что данная процедура достаточно важна для дальнейшего хода расследования -известно, какие проблемы может создать в определенных случаях нахождение лица, обвиняемого в совершении тяжкого преступления, на свободе.
Коментариев: 0 | Просмотров: 46 |
Задержание подозреваемого
Справочник прокурора | Автор: admin | 15-06-2010, 00:21
Положение лица, задержанного в качестве подозреваемого и помещенного в условия изоляции, по своему правовому режиму, степени применяемых ограничений и претерпеваемого в связи с этим ущемления свободы тождественно положению лица, в отношении которого содержание под стражей избрано в качестве меры пресечения. Поэтому задачей прокурора является проверка соблюдения всех требований закона, касающихся задержания граждан.
Часть 1 ст. 91 УПК РФ содержит перечень оснований, при наличии которых орган дознания, следователь или прокурор вправе задержать лицо, подозреваемое в совершении преступления:
1) когда это лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его
совершения;
2) когда потерпевшие или очевидцы укажут на данное лицо как на совершившее преступление;
3) когда на этом лице или его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы
преступления.
При этом условием применения данной нормы должно быть подозрение лица в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы.
Вместе с тем ч. 2 указанной статьи предоставляет возможность задержать лицо и при наличии иных данных, дающих основание подозревать лицо в совершении преступления, в следующих случаях:
1) если это лицо пыталось скрыться;
2) это лицо не имеет постоянного места жительства;
3) не установлена его личность;
4) прокурором, а также следователем или дознавателем с согласия прокурора в суд направлено
ходатайство об избрании в отношении указанного лица меры пресечения в виде заключения под стражу.
Одним из главных показателей эффективности работы прокуратуры является не только правильное, но и своевременное применение предусмотренных законом мер реагирования. Естественно, чем меньше срок, установленный законом для совершения тех или иных процессуальных действий, тем сложнее органам прокуратуры вовремя выявлять допущенные нарушения и принимать необходимые меры для их устранения.
Согласно требованиям УПК РФ о произведенном задержании орган дознания или следователь обязаны сообщить прокурору в письменном виде в течение 12 часов с момента задержания. Приложением к части VI УПК РФ предусмотрен специальный бланк сообщения о задержании, однако на практике прокурор зачастую извещается путем направления ему копии постановления,
Получив сообщение о задержании, прокурор должен принять одно из следующих решений:
- освободить подозреваемого из-под стражи;
- возбудить перед судом ходатайство об избрании подозреваемому в качестве меры пресечения
заключение под стражу или утвердить постановление следователя, дознавателя о возбуждении такого
ходатайства.
Подозреваемый подлежит освобождению из-под стражи в следующих случаях:
1) не подтвердилось подозрение в совершении этим лицом преступления;
2) отсутствуют основания применения к нему меры пресечения в виде заключения под стражу;
3) задержание было произведено без достаточных на то оснований. Поскольку в течение менее
40 часов (учитывая, что постановление о возбуждении ходатайства должно быть представлено судье не
позднее чем за 8 часов до истечения срока задержания) прокурору необходимо решить вопрос об
освобождении подозреваемого или о даче согласия на возбуждение перед судом соответствующего
ходатайства, важное значение имеет своевременность извещения прокурора о задержании
подозреваемого.
Иногда органы внутренних дел вместо направления прокурору письменных уведомлений о задержании практикуют устные сообщения, в том числе сообщения по телефону. Такая ситуация не может быть признана допустимой. Она не соответствует требованиям закона, не обеспечивает в должной мере реализацию полномочий прокурора и свидетельствует о плохой организации руководителем прокуратуры взаимодействия с поднадзорными правоохранительными органами.
Заслуживает внимания сложившаяся в ряде районов практика, когда вопрос оперативного получения прокурором необходимой информации решается по согласованию с руководством органов внутренних дел следующим образом: утром вместе со сводкой происшествий предоставляются также сведения обо всех произведенных за сутки задержаниях, о которых ранее не направлялись письменные уведомления. Этот порядок способствует своевременной проверке законности задержаний и при необходимости - быстрому реагированию на допущенные нарушения.
Часть 1 ст. 91 УПК РФ содержит перечень оснований, при наличии которых орган дознания, следователь или прокурор вправе задержать лицо, подозреваемое в совершении преступления:
1) когда это лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его
совершения;
2) когда потерпевшие или очевидцы укажут на данное лицо как на совершившее преступление;
3) когда на этом лице или его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы
преступления.
При этом условием применения данной нормы должно быть подозрение лица в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы.
Вместе с тем ч. 2 указанной статьи предоставляет возможность задержать лицо и при наличии иных данных, дающих основание подозревать лицо в совершении преступления, в следующих случаях:
1) если это лицо пыталось скрыться;
2) это лицо не имеет постоянного места жительства;
3) не установлена его личность;
4) прокурором, а также следователем или дознавателем с согласия прокурора в суд направлено
ходатайство об избрании в отношении указанного лица меры пресечения в виде заключения под стражу.
Одним из главных показателей эффективности работы прокуратуры является не только правильное, но и своевременное применение предусмотренных законом мер реагирования. Естественно, чем меньше срок, установленный законом для совершения тех или иных процессуальных действий, тем сложнее органам прокуратуры вовремя выявлять допущенные нарушения и принимать необходимые меры для их устранения.
Согласно требованиям УПК РФ о произведенном задержании орган дознания или следователь обязаны сообщить прокурору в письменном виде в течение 12 часов с момента задержания. Приложением к части VI УПК РФ предусмотрен специальный бланк сообщения о задержании, однако на практике прокурор зачастую извещается путем направления ему копии постановления,
Получив сообщение о задержании, прокурор должен принять одно из следующих решений:
- освободить подозреваемого из-под стражи;
- возбудить перед судом ходатайство об избрании подозреваемому в качестве меры пресечения
заключение под стражу или утвердить постановление следователя, дознавателя о возбуждении такого
ходатайства.
Подозреваемый подлежит освобождению из-под стражи в следующих случаях:
1) не подтвердилось подозрение в совершении этим лицом преступления;
2) отсутствуют основания применения к нему меры пресечения в виде заключения под стражу;
3) задержание было произведено без достаточных на то оснований. Поскольку в течение менее
40 часов (учитывая, что постановление о возбуждении ходатайства должно быть представлено судье не
позднее чем за 8 часов до истечения срока задержания) прокурору необходимо решить вопрос об
освобождении подозреваемого или о даче согласия на возбуждение перед судом соответствующего
ходатайства, важное значение имеет своевременность извещения прокурора о задержании
подозреваемого.
Иногда органы внутренних дел вместо направления прокурору письменных уведомлений о задержании практикуют устные сообщения, в том числе сообщения по телефону. Такая ситуация не может быть признана допустимой. Она не соответствует требованиям закона, не обеспечивает в должной мере реализацию полномочий прокурора и свидетельствует о плохой организации руководителем прокуратуры взаимодействия с поднадзорными правоохранительными органами.
Заслуживает внимания сложившаяся в ряде районов практика, когда вопрос оперативного получения прокурором необходимой информации решается по согласованию с руководством органов внутренних дел следующим образом: утром вместе со сводкой происшествий предоставляются также сведения обо всех произведенных за сутки задержаниях, о которых ранее не направлялись письменные уведомления. Этот порядок способствует своевременной проверке законности задержаний и при необходимости - быстрому реагированию на допущенные нарушения.
Коментариев: 0 | Просмотров: 75 |
Надзор за следствием и дознанием
Справочник прокурора | Автор: admin | 15-06-2010, 00:20
Роль прокурора в осуществлении надзора за предварительным расследованием и способы, которыми он выполняет возложенные на него обязанности, определены уголовно-процессуальным законодательством. Степень же его участия в досудебном судопроизводстве (или, можно сказать, вмешательства) неодинакова и зависит от характера уголовного дела и исполнения требований закона лицами, производящими расследование.
Некоторые из своих полномочий прокурор реализует не потому, что конкретная ситуация требует принятия мер прокурорского реагирования, а в силу прямых предписаний закона. Происходит это путем дачи соответствующего согласия, в виде санкции или утверждения документа, в определенных законом случаях. Часть из этих согласий (в широком смысле) обязательна по каждому делу. Таким образом, своей визой прокурор констатирует законность и обоснованность производимых следственных действий и принимаемых следователем или дознавателем решений. Вместе с тем перед принятием даже, казалось бы, очевидного решения прокурор должен изучить представленные ему материалы. В одних случаях достаточно проверить соблюдение требований, установленных соответствующими статьями Уголовно-процессуального кодекса, в других же необходимо оценить все имеющиеся материалы в совокупности. Так, недопустимо давать согласие на возбуждение перед судом ходатайства об избрании меры пресечения в виде содержания под стражей, не проанализировав перспективу уголовного дела.
Другой формой надзора за следствием и дознанием является рассмотрение и разрешение поступивших по уголовному делу жалоб, заявлений и ходатайств.
Многие прокуроры относятся к обращениям граждан с нескрываемой неприязнью, полагая работу с ними напрасной тратой времени, которого у надзирающего прокурора, как правило, и так не хватает.
Действительно, в большинстве случаев под рассмотрением жалобы подразумевается лишняя и в конечном счете ненужная работа, в ходе которой приходится не только изучать материалы уголовного дела, но и, при необходимости, проводить полноценную прокурорскую проверку с получением объяснений, истребованием документов и т.д. Результатом же чаще всего является ответ заявителю об отказе в удовлетворении жалобы.
Вместе с тем зачастую жалобы являются источником ценной информации о нарушениях закона, которые в ином случае могли быть не замечены прокурором. Реагирование же на факты нарушения уголовно-процессуального закона не только направлено на восстановление прав и законных интересов граждан. Своевременное выявление нарушений способствует устранению таких вредных последствий, как признание доказательств недопустимыми и невосполнимая неполнота предварительного расследования. Иногда заявители прилагают к жалобе документы, например медицинские справки, свидетельства лиц, которые не были допрошены, и таким образом восполняют пробелы следствия или дознания.
Подавляющее большинство заявителей указывает на допущенные нарушения их прав на защиту и другие существенные нарушения норм процессуального законодательства. К подобным заявлениям всегда надо относиться с повышенным вниманием: скорее всего, на предварительном слушании или в судебном заседании стороной защиты будут ставиться вопросы об исключении доказательств, полученных с нарушением закона.
Каждую жалобу, какой бы вздорной она ни казалась, необходимо проверять: за мнимыми нарушениями закона могут скрываться действительные.
Некоторые из своих полномочий прокурор реализует не потому, что конкретная ситуация требует принятия мер прокурорского реагирования, а в силу прямых предписаний закона. Происходит это путем дачи соответствующего согласия, в виде санкции или утверждения документа, в определенных законом случаях. Часть из этих согласий (в широком смысле) обязательна по каждому делу. Таким образом, своей визой прокурор констатирует законность и обоснованность производимых следственных действий и принимаемых следователем или дознавателем решений. Вместе с тем перед принятием даже, казалось бы, очевидного решения прокурор должен изучить представленные ему материалы. В одних случаях достаточно проверить соблюдение требований, установленных соответствующими статьями Уголовно-процессуального кодекса, в других же необходимо оценить все имеющиеся материалы в совокупности. Так, недопустимо давать согласие на возбуждение перед судом ходатайства об избрании меры пресечения в виде содержания под стражей, не проанализировав перспективу уголовного дела.
Другой формой надзора за следствием и дознанием является рассмотрение и разрешение поступивших по уголовному делу жалоб, заявлений и ходатайств.
Многие прокуроры относятся к обращениям граждан с нескрываемой неприязнью, полагая работу с ними напрасной тратой времени, которого у надзирающего прокурора, как правило, и так не хватает.
Действительно, в большинстве случаев под рассмотрением жалобы подразумевается лишняя и в конечном счете ненужная работа, в ходе которой приходится не только изучать материалы уголовного дела, но и, при необходимости, проводить полноценную прокурорскую проверку с получением объяснений, истребованием документов и т.д. Результатом же чаще всего является ответ заявителю об отказе в удовлетворении жалобы.
Вместе с тем зачастую жалобы являются источником ценной информации о нарушениях закона, которые в ином случае могли быть не замечены прокурором. Реагирование же на факты нарушения уголовно-процессуального закона не только направлено на восстановление прав и законных интересов граждан. Своевременное выявление нарушений способствует устранению таких вредных последствий, как признание доказательств недопустимыми и невосполнимая неполнота предварительного расследования. Иногда заявители прилагают к жалобе документы, например медицинские справки, свидетельства лиц, которые не были допрошены, и таким образом восполняют пробелы следствия или дознания.
Подавляющее большинство заявителей указывает на допущенные нарушения их прав на защиту и другие существенные нарушения норм процессуального законодательства. К подобным заявлениям всегда надо относиться с повышенным вниманием: скорее всего, на предварительном слушании или в судебном заседании стороной защиты будут ставиться вопросы об исключении доказательств, полученных с нарушением закона.
Каждую жалобу, какой бы вздорной она ни казалась, необходимо проверять: за мнимыми нарушениями закона могут скрываться действительные.
Коментариев: 0 | Просмотров: 35 |
Проверка обоснованности возбуждения уголовного дела
Справочник прокурора | Автор: admin | 15-06-2010, 00:20
Уголовное дело может быть возбуждено только при наличии достаточных оснований. Надо заметить, что, конечно же, любая проверка уголовного дела начинается с ознакомления с постановлением о возбуждении уголовного дела. При этом постановление рассматривается, прежде всего, как процессуальный документ, служащий основанием для производства следствия или дознания. Обоснованность же привлечения к уголовной ответственности конкретных лиц проверяется, как правило, при ознакомлении с постановлением о привлечении в качестве обвиняемого и постановлением об избрании в качестве меры пресечения содержания под стражей.
При поступлении от следователя или дознавателя постановления о возбуждении уголовного дела и материалов проверки сообщения о преступлении, а в случае производства отдельных следственных действий - и соответствующих постановлений и протоколов, прокурор обязан незамедлительно проверять их обоснованность и достаточность для вынесения процессуального решения, установление обстоятельств, исключающих необходимость возбуждения уголовного дела, выяснять своевременность и законность проведения следственных действий.
Если прокурор установит, что дело возбуждено без достаточных на то оснований, он своим постановлением должен отменить постановление следователя или органа дознания.
В том случае, если прокурор дает согласие на возбуждение уголовного дела, однако быстрое возвращение материалов следователю или органу дознания невозможно, прокурор должен уведомить о принятом решении по телефону, телеграфу, с помощью факсимильной связи или электронной почты (уведомление по телефону необходимо оформлять телефонограммой), а постановление о возбуждении уголовного дела вместе с материалами незамедлительно направляется адресату. Надо следить за тем, чтобы направленные сообщения приобщались органами предварительного расследования к материалам дела с указанием времени фактического отправления и получения.
Уголовно-процессуальный кодекс не раскрывает процедуры возбуждения уголовного дела на основании оперативно-розыскной информации. Сроки проверки и перепроверки информации, полученной оперативно-розыскным путем, также законом не установлены. В том случае, если в поступивших к прокурору оперативно-розыскных материалах не содержится необходимых данных, указывающих на признаки совершенного преступления, прокурор в зависимости от того, исчерпаны ли все возможности для их сбора, принимает одно из следующих решений: либо отказывает в даче согласия на возбуждение уголовного дела, либо выносит постановление о возвращении материалов для дополнительной проверки, с указанием на необходимость выполнить конкретные действия.
При изучении материалов возбужденного уголовного дела, следует выяснить своевременность регистрации заявления и порядок его возбуждения. В ряде случаев даже при наличии признаков состава преступления органы дознания начинают проводить проверку, не возбуждая уголовного дела, увеличивая таким образом фактический срок предварительного расследования. Иногда, в нарушение требований закона, до возбуждения уголовного дела проводят не только осмотр места происшествия, но и другие следственные действия.
В том случае, если при изучении материалов, поступивших вместе с постановлением следователя, дознавателя, прокурор не найдет оснований для возбуждения дела, он выносит одно из следующих постановлений:
1) об отказе в даче согласия на возбуждение уголовного дела;
2) о возвращении материалов для дополнительной проверки.
При поступлении от следователя или дознавателя постановления о возбуждении уголовного дела и материалов проверки сообщения о преступлении, а в случае производства отдельных следственных действий - и соответствующих постановлений и протоколов, прокурор обязан незамедлительно проверять их обоснованность и достаточность для вынесения процессуального решения, установление обстоятельств, исключающих необходимость возбуждения уголовного дела, выяснять своевременность и законность проведения следственных действий.
Если прокурор установит, что дело возбуждено без достаточных на то оснований, он своим постановлением должен отменить постановление следователя или органа дознания.
В том случае, если прокурор дает согласие на возбуждение уголовного дела, однако быстрое возвращение материалов следователю или органу дознания невозможно, прокурор должен уведомить о принятом решении по телефону, телеграфу, с помощью факсимильной связи или электронной почты (уведомление по телефону необходимо оформлять телефонограммой), а постановление о возбуждении уголовного дела вместе с материалами незамедлительно направляется адресату. Надо следить за тем, чтобы направленные сообщения приобщались органами предварительного расследования к материалам дела с указанием времени фактического отправления и получения.
Уголовно-процессуальный кодекс не раскрывает процедуры возбуждения уголовного дела на основании оперативно-розыскной информации. Сроки проверки и перепроверки информации, полученной оперативно-розыскным путем, также законом не установлены. В том случае, если в поступивших к прокурору оперативно-розыскных материалах не содержится необходимых данных, указывающих на признаки совершенного преступления, прокурор в зависимости от того, исчерпаны ли все возможности для их сбора, принимает одно из следующих решений: либо отказывает в даче согласия на возбуждение уголовного дела, либо выносит постановление о возвращении материалов для дополнительной проверки, с указанием на необходимость выполнить конкретные действия.
При изучении материалов возбужденного уголовного дела, следует выяснить своевременность регистрации заявления и порядок его возбуждения. В ряде случаев даже при наличии признаков состава преступления органы дознания начинают проводить проверку, не возбуждая уголовного дела, увеличивая таким образом фактический срок предварительного расследования. Иногда, в нарушение требований закона, до возбуждения уголовного дела проводят не только осмотр места происшествия, но и другие следственные действия.
В том случае, если при изучении материалов, поступивших вместе с постановлением следователя, дознавателя, прокурор не найдет оснований для возбуждения дела, он выносит одно из следующих постановлений:
1) об отказе в даче согласия на возбуждение уголовного дела;
2) о возвращении материалов для дополнительной проверки.
Коментариев: 0 | Просмотров: 70 |
ЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:
- Уголовно-правовая
- Гражданско-правовая
- Государственно-правовая
РАЗНОЕ:
- Административно-государственное управление в странах запада: США, Великобритания, Франция, Германия (Василенко И. А.)
- Государственное управление и государственная служба за рубежом (В.В.Чубинский)
- Деятельность органов местного самоуправления в области охраны окружающей среды в Российской Федерации (Алексеев А.П.)
- Законодательный процесс. Понятие. Институты. Стадии. (Васильев Р.Ф.)
- Иностранное конституционное право (В.В.Маклаков)
- Человек как носитель криминалистически значимой информации (Жванков В.А.)
- Криминалистическая характеристика преступных групп (Быков В.М.)
- Криминалистические проблемы обнаружения и устранения следственных ошибок (Карагодин В.Н., Морозова Е.В.)
- Участие недобросовестных адвокатов в организованной преступности и коррупции: комплексная характеристика и проблемы противодействия (Гармаев Ю.П.)
- В поисках истины (Ищенко Е. П., Любарский М. Г.)
- Деятельность экспертно-криминалистических подразделений органов внутренних дел по применению экспертно-криминалистических методов и средств в раскрытии и расследовании преступлений (В. А. Снетков)
- Теория и практика проверки показаний на месте (Л.Я. Драпкин, А.А. Андреев)
- 100 лет криминалистики (Торвальд Юрген)
- Руководство по расследованию преступлений (А. В. Гриненко)
- Осмотр места происшествия (А.И. Дворкин)
- Конституция России: природа, эволюция, современность (С.А.Авакьян)
- Конституционное правосудие. Судебное конституционное право и процесс (Н.В. Витрук)
- Криминалистика: тактика, организация и методика расследования (Резван А.П., Субботина М.В., Харченко Ю.В.)
- Криминалистика. Проблемы и мнения (1962-2002) (Бахин В.П.)
- Криминалистика: проблемы, тенденции, перспективы (Белкин Р. С.)
- Криминалистика: проблемы сегодняшнего дня (Белкин Р. С.)
- Российское законодательство на современном этапе (Н.А.Васецкий, Ю.К.Краснов)
- Права человека (Е. А. Лукашева)
- Справочник прокурора (Трикс А.В.)
- Правовые позиции Конституционного Суда России (Лазарев Л.В.)
- Проблемы уголовного наказания в теории, законодательстве и судебной практике (В. К. Дуюнов)
- Практика применения уголовного кодекса (А.В. Наумов)
- Уголовные преступления и наказания (А.Б. Смушкин)
- Экономические преступления (Волженкин Б. В.)
- Гарантии прав участников уголовного судопроизводства Российской Федерации (Волколуп О.В., Чупилкин Ю.Б.)
- Меры пресечения в российском уголовном процессе (Михайлов В.А.)
- Отказ от обвинения в системе уголовно-процессуальных актов (Землянухин А.В.)
- Типология уголовного судопроизводства (Смирнов А.В.)
- Учение об объекте преступления (Г.П. Новоселов)
- Дифференциация уголовной ответственности (Лесниевски-Костарева Т. А.)
- Теория доказательств (Владислав Лоер)
- Искусство защиты в суде присяжных (Мельник В.В.)
- Субъективное вменение и его значение в уголовном праве (В. А. Якушин)
- Психология преступника и расследования преступлений (Антонян Ю.М., Еникеев М.И., Эминов В.Е.)
- Курс международного уголовного права (Э.Нарбутаев, Ф.Сафаев) (Республика Узбекистан)
- Деятельное раскаяние в совершенном преступлении (Щерба C., Савкин А.В.)
- Право на юридическую помощь: конституционные аспекты (Р.Г. Мельниченко)
- Юридический статус личности в России (Воеводин Л.Д.)
- Российское гражданство (Кутафин)
- Законность в Российской Федерации (Тихомиров Ю. А., Сухарев А. Я., Демидов И. Ф.)
- Экономическое правосудие в России: прошлое, настоящее, будущее (М.И. Клеандров)
- Третья власть в России. Очерки о правосудии, законности и судебной реформе 1990-1996 гг. (Бойков А.Д.)
- Закон: создание и толкование (Пиголкин А.С.)
- Актуальные вопросы уголовного процесса современной России
- Уголовно-правовое регулирование. Механизм и система. (Н.М.Кропачев)
- Уголовно-правовая политика и пути ее реализации (Беляев Н. А.)
- Практика уголовного сыска (В.Румянцев, В.Перевертов)
- Судебная экспертиза (экспертология) (В.А.Назаров)
- Адвокатура и власть (Бойков А.Д.)
- Справочник адвоката: Консультации, защита в суде, образцы документов (Данилов Е.П.)
ДРУЗЬЯ САЙТА:
Библиотека документов юриста
СЧЕТЧИКИ: