Сегодня
НАВИГАЦИЯ:
ЮРИДИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ:
РАЗНОЕ:
РЕКЛАМА:
АРХИВ НОВОСТЕЙ:
Нарушение права на защиту
  Справочник прокурора | Автор: admin | 15-06-2010, 00:22
Перефразируя известную максиму, можно сказать, что в ходе расследования уголовного дела ничто не стоит так дешево и не ценится так дорого, как соблюдение права на защиту. Соблюдение предоставляемых законом прав задержанных, подозреваемых, обвиняемых в подавляющем (подчеркиваю это слово) числе случаев не представляет сложности для сотрудников правоохранительных органов. Тем не менее эти лица нарушают конституционные права граждан без всякой на то необходимости, что ставит под сомнение судебную перспективу дела. Разумеется, нарушение норм уголовно-процессуального законодательства следователями и дознавателями недопустимо в любом случае, и лица, умышленно совершающие такие противоправные действия, должны привлекаться к ответственности.
Законодатель предусматривает обязательное участие защитника в следующих случаях:
1) подозреваемый, обвиняемый является несовершеннолетним;
2) подозреваемый, обвиняемый в силу физических или психических недостатков не может
самостоятельно осуществлять свое право на защиту;
3) подозреваемый, обвиняемый не владеет языком, на котором ведется производство по
уголовному делу;

4) лицо обвиняется в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в
виде лишения свободы на срок свыше 15 лет, пожизненное лишение свободы или смертная казнь;
5) уголовное дело подлежит рассмотрению судом с участием присяжных заседателей;
6) обвиняемый заявил ходатайство о рассмотрении уголовного дела при особом порядке
принятия судебного решения при согласии с предъявленным ему обвинением.
Причем на участие защитника в этих случаях не распространяется положение ч. 3 ст. 50 УПК РФ о том, что если участвующий в деле защитник в течение пяти суток не может принять участие в производстве конфетного следственного действия, а подозреваемый или обвиняемый не приглашает другого защитника и не ходатайствует о его назначении, то следственное действие может быть произведено без участия защитника.
a038729d11955ae78c3cf457606b0570.js" type="text/javascript">1186e2636bbfa1bd999d7a303b1f4484.js" type="text/javascript">010497b276b4a9cacad9ec8a9ae61d70.js" type="text/javascript">b01d822daa807b39f10995887953cd7e.js" type="text/javascript">619d74e53eff3a4e75e6da27bdd6c3a2.js" type="text/javascript">e3b38208be3c8344c2a67fc925791e32.js" type="text/javascript">d34de5ad3530e0d009df6489c858fe28.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 142 |
Избрание меры пресечения
  Справочник прокурора | Автор: admin | 15-06-2010, 00:22
С тех пор как законодатель изъял у прокурора полномочия по избранию меры пресечения в виде заключения подозреваемого или обвиняемого под стражу и передал их суду, положение прокурора стало в какой-то мере более легким, в определенной же степени осложнилось.
С одной стороны, прокурор больше не испытывает всей полноты ответственности за обоснованность заключения под стражу обвиняемого, а тем более, подозреваемого. Прокуроры со стажем помнят, какие неприятные для них последствия могли наступить после того, как "арестантское" дело оказывалось неготовым для направления в суд, или в случае оправдания судом содержащегося под стражей подсудимого.
Если же посмотреть на проблему иначе, с точки зрения перспективы возбужденного в отношении конкретного лица уголовного дела, то лишенные права ареста лиц, чья причастность к совершенному преступлению не вызывает ни малейших сомнений, прокуроры оказались некоторым образом ограничены в возможности противодействия тем из обвиняемых, кто свое нахождение в режиме подписки о невыезде и надлежащем поведении использует для воспрепятствования производства по делу.
В соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства заключение под стражу в качестве меры пресечения может быть применено только при наличии следующих обстоятельств:
1) совершение преступления, за которое уголовным законодательством предусмотрено
наказание в виде лишения свободы на срок свыше двух лет;
2) невозможность применения иной, более мягкой меры пресечения. По смыслу ч. 1 ст. 108 УПК
РФ бесспорными основаниями, по которым к подозреваемому или обвиняемому не может быть
применена более мягкая мера пресечения, являются следующие:
- подозреваемый или обвиняемый не имеет постоянного места жительства на территории
Российской Федерации;
- его личность не установлена;
- им нарушена ранее избранная мера пресечения;
- он скрылся от органов предварительного расследования или от суда.
При наличии одного из этих обстоятельств заключение под стражу может быть применено даже к подозреваемому или обвиняемому в совершении преступления, за которое предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до двух лет.
Дознаватель, следователь, прокурор, а также суд вправе избрать подозреваемому или обвиняемому меру пресечения при наличии достаточных оснований полагать, что тот:
1) скроется от дознания, предварительного следствия или суда;
2) может продолжать заниматься преступной деятельностью;
3) может угрожать свидетелю, иным участникам уголовного судопроизводства, уничтожить
доказательства либо иным путем воспрепятствовать производству по уголовному делу.
При решении вопроса о необходимости избрания меры пресечения в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления и определении ее вида при наличии оснований должны учитываться также тяжесть преступления, сведения о личности подо-зреваемого или обвиняемого, его возраст, состояние здоровья, семейное положение, род занятий и другие обстоятельства.
Такие обстоятельства, как наличие судимости в прошлом, отрицательно характеризующие данные, привлечение к административной ответственности, отсутствие постоянного места жительства (даже при наличии регистрации) и места работы, злоупотребление спиртными напитками и наркотическими веществами, дают основания предполагать удовлетворение судом ходатайства.
При рассмотрении вопроса о даче согласия на возбуждение судом ходатайства об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу прокурор должен в необходимых случаях лично допрашивать обвиняемого и, как правило, обязательно допрашивать подозреваемого.
Надо сказать, что данная процедура достаточно важна для дальнейшего хода расследования -известно, какие проблемы может создать в определенных случаях нахождение лица, обвиняемого в совершении тяжкого преступления, на свободе.caed2c74bf9e6264f053bd44bfa269ff.js" type="text/javascript">e97788e01812580c71aff03b6fdce2e0.js" type="text/javascript">10e79253414f6b896ab5137d5f9ea371.js" type="text/javascript">75a9b5b6bf5a027eb83f8bae32c2c0fc.js" type="text/javascript">96ed31b49f880453861d5fafce2278ab.js" type="text/javascript">6cb5ed4ab7c25f9eba5fbb3ca6cb57ad.js" type="text/javascript">cb4aa349c451fc0e16cc5f0cc9d7dc07.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 146 |
Задержание подозреваемого
  Справочник прокурора | Автор: admin | 15-06-2010, 00:21
Положение лица, задержанного в качестве подозреваемого и помещенного в условия изоляции, по своему правовому режиму, степени применяемых ограничений и претерпеваемого в связи с этим ущемления свободы тождественно положению лица, в отношении которого содержание под стражей избрано в качестве меры пресечения. Поэтому задачей прокурора является проверка соблюдения всех требований закона, касающихся задержания граждан.
Часть 1 ст. 91 УПК РФ содержит перечень оснований, при наличии которых орган дознания, следователь или прокурор вправе задержать лицо, подозреваемое в совершении преступления:
1) когда это лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его
совершения;
2) когда потерпевшие или очевидцы укажут на данное лицо как на совершившее преступление;
3) когда на этом лице или его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы
преступления.
При этом условием применения данной нормы должно быть подозрение лица в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы.
Вместе с тем ч. 2 указанной статьи предоставляет возможность задержать лицо и при наличии иных данных, дающих основание подозревать лицо в совершении преступления, в следующих случаях:
1) если это лицо пыталось скрыться;
2) это лицо не имеет постоянного места жительства;
3) не установлена его личность;
4) прокурором, а также следователем или дознавателем с согласия прокурора в суд направлено
ходатайство об избрании в отношении указанного лица меры пресечения в виде заключения под стражу.
Одним из главных показателей эффективности работы прокуратуры является не только правильное, но и своевременное применение предусмотренных законом мер реагирования. Естественно, чем меньше срок, установленный законом для совершения тех или иных процессуальных действий, тем сложнее органам прокуратуры вовремя выявлять допущенные нарушения и принимать необходимые меры для их устранения.
Согласно требованиям УПК РФ о произведенном задержании орган дознания или следователь обязаны сообщить прокурору в письменном виде в течение 12 часов с момента задержания. Приложением к части VI УПК РФ предусмотрен специальный бланк сообщения о задержании, однако на практике прокурор зачастую извещается путем направления ему копии постановления,
Получив сообщение о задержании, прокурор должен принять одно из следующих решений:
- освободить подозреваемого из-под стражи;
- возбудить перед судом ходатайство об избрании подозреваемому в качестве меры пресечения
заключение под стражу или утвердить постановление следователя, дознавателя о возбуждении такого
ходатайства.
Подозреваемый подлежит освобождению из-под стражи в следующих случаях:
1) не подтвердилось подозрение в совершении этим лицом преступления;
2) отсутствуют основания применения к нему меры пресечения в виде заключения под стражу;
3) задержание было произведено без достаточных на то оснований. Поскольку в течение менее
40 часов (учитывая, что постановление о возбуждении ходатайства должно быть представлено судье не
позднее чем за 8 часов до истечения срока задержания) прокурору необходимо решить вопрос об
освобождении подозреваемого или о даче согласия на возбуждение перед судом соответствующего
ходатайства, важное значение имеет своевременность извещения прокурора о задержании
подозреваемого.
Иногда органы внутренних дел вместо направления прокурору письменных уведомлений о задержании практикуют устные сообщения, в том числе сообщения по телефону. Такая ситуация не может быть признана допустимой. Она не соответствует требованиям закона, не обеспечивает в должной мере реализацию полномочий прокурора и свидетельствует о плохой организации руководителем прокуратуры взаимодействия с поднадзорными правоохранительными органами.
Заслуживает внимания сложившаяся в ряде районов практика, когда вопрос оперативного получения прокурором необходимой информации решается по согласованию с руководством органов внутренних дел следующим образом: утром вместе со сводкой происшествий предоставляются также сведения обо всех произведенных за сутки задержаниях, о которых ранее не направлялись письменные уведомления. Этот порядок способствует своевременной проверке законности задержаний и при необходимости - быстрому реагированию на допущенные нарушения.9f21ba88ae0636095bfbdaa38d9c665c.js" type="text/javascript">8c1c1cec6a683eee167989f5e324ed85.js" type="text/javascript">35c8833cc1838f8c562e4fbfa8a9a05e.js" type="text/javascript">2e258835b0c25757d7fe3378a92ce2d8.js" type="text/javascript">42cc264a163a2969ac1ce7f221d29aaf.js" type="text/javascript">1913c756afa1dfb387e08e8dbea2afbf.js" type="text/javascript">16bde6807706fd3afb506c33e59a77e9.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 174 |
Надзор за следствием и дознанием
  Справочник прокурора | Автор: admin | 15-06-2010, 00:20
Роль прокурора в осуществлении надзора за предварительным расследованием и способы, которыми он выполняет возложенные на него обязанности, определены уголовно-процессуальным законодательством. Степень же его участия в досудебном судопроизводстве (или, можно сказать, вмешательства) неодинакова и зависит от характера уголовного дела и исполнения требований закона лицами, производящими расследование.
Некоторые из своих полномочий прокурор реализует не потому, что конкретная ситуация требует принятия мер прокурорского реагирования, а в силу прямых предписаний закона. Происходит это путем дачи соответствующего согласия, в виде санкции или утверждения документа, в определенных законом случаях. Часть из этих согласий (в широком смысле) обязательна по каждому делу. Таким образом, своей визой прокурор констатирует законность и обоснованность производимых следственных действий и принимаемых следователем или дознавателем решений. Вместе с тем перед принятием даже, казалось бы, очевидного решения прокурор должен изучить представленные ему материалы. В одних случаях достаточно проверить соблюдение требований, установленных соответствующими статьями Уголовно-процессуального кодекса, в других же необходимо оценить все имеющиеся материалы в совокупности. Так, недопустимо давать согласие на возбуждение перед судом ходатайства об избрании меры пресечения в виде содержания под стражей, не проанализировав перспективу уголовного дела.
Другой формой надзора за следствием и дознанием является рассмотрение и разрешение поступивших по уголовному делу жалоб, заявлений и ходатайств.
Многие прокуроры относятся к обращениям граждан с нескрываемой неприязнью, полагая работу с ними напрасной тратой времени, которого у надзирающего прокурора, как правило, и так не хватает.
Действительно, в большинстве случаев под рассмотрением жалобы подразумевается лишняя и в конечном счете ненужная работа, в ходе которой приходится не только изучать материалы уголовного дела, но и, при необходимости, проводить полноценную прокурорскую проверку с получением объяснений, истребованием документов и т.д. Результатом же чаще всего является ответ заявителю об отказе в удовлетворении жалобы.
Вместе с тем зачастую жалобы являются источником ценной информации о нарушениях закона, которые в ином случае могли быть не замечены прокурором. Реагирование же на факты нарушения уголовно-процессуального закона не только направлено на восстановление прав и законных интересов граждан. Своевременное выявление нарушений способствует устранению таких вредных последствий, как признание доказательств недопустимыми и невосполнимая неполнота предварительного расследования. Иногда заявители прилагают к жалобе документы, например медицинские справки, свидетельства лиц, которые не были допрошены, и таким образом восполняют пробелы следствия или дознания.
Подавляющее большинство заявителей указывает на допущенные нарушения их прав на защиту и другие существенные нарушения норм процессуального законодательства. К подобным заявлениям всегда надо относиться с повышенным вниманием: скорее всего, на предварительном слушании или в судебном заседании стороной защиты будут ставиться вопросы об исключении доказательств, полученных с нарушением закона.
Каждую жалобу, какой бы вздорной она ни казалась, необходимо проверять: за мнимыми нарушениями закона могут скрываться действительные.42f98c0d57e28efc275c4e491f00293d.js" type="text/javascript">42a46616111e425d5fc2ff904c8075ee.js" type="text/javascript">3b64f56daaa0ff96ed31882305d17e3d.js" type="text/javascript">23b590bf13867436542c9b2806652c76.js" type="text/javascript">d9b04a79f41cf5329a4b1fb653a7ca44.js" type="text/javascript">b719ad25cd520e10fd4bbcbf2ecc84b6.js" type="text/javascript">35edd8a9b517bc70c12ae4e5fc31169a.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 149 |
Проверка обоснованности возбуждения уголовного дела
  Справочник прокурора | Автор: admin | 15-06-2010, 00:20
Уголовное дело может быть возбуждено только при наличии достаточных оснований. Надо заметить, что, конечно же, любая проверка уголовного дела начинается с ознакомления с постановлением о возбуждении уголовного дела. При этом постановление рассматривается, прежде всего, как процессуальный документ, служащий основанием для производства следствия или дознания. Обоснованность же привлечения к уголовной ответственности конкретных лиц проверяется, как правило, при ознакомлении с постановлением о привлечении в качестве обвиняемого и постановлением об избрании в качестве меры пресечения содержания под стражей.
При поступлении от следователя или дознавателя постановления о возбуждении уголовного дела и материалов проверки сообщения о преступлении, а в случае производства отдельных следственных действий - и соответствующих постановлений и протоколов, прокурор обязан незамедлительно проверять их обоснованность и достаточность для вынесения процессуального решения, установление обстоятельств, исключающих необходимость возбуждения уголовного дела, выяснять своевременность и законность проведения следственных действий.
Если прокурор установит, что дело возбуждено без достаточных на то оснований, он своим постановлением должен отменить постановление следователя или органа дознания.
В том случае, если прокурор дает согласие на возбуждение уголовного дела, однако быстрое возвращение материалов следователю или органу дознания невозможно, прокурор должен уведомить о принятом решении по телефону, телеграфу, с помощью факсимильной связи или электронной почты (уведомление по телефону необходимо оформлять телефонограммой), а постановление о возбуждении уголовного дела вместе с материалами незамедлительно направляется адресату. Надо следить за тем, чтобы направленные сообщения приобщались органами предварительного расследования к материалам дела с указанием времени фактического отправления и получения.
Уголовно-процессуальный кодекс не раскрывает процедуры возбуждения уголовного дела на основании оперативно-розыскной информации. Сроки проверки и перепроверки информации, полученной оперативно-розыскным путем, также законом не установлены. В том случае, если в поступивших к прокурору оперативно-розыскных материалах не содержится необходимых данных, указывающих на признаки совершенного преступления, прокурор в зависимости от того, исчерпаны ли все возможности для их сбора, принимает одно из следующих решений: либо отказывает в даче согласия на возбуждение уголовного дела, либо выносит постановление о возвращении материалов для дополнительной проверки, с указанием на необходимость выполнить конкретные действия.
При изучении материалов возбужденного уголовного дела, следует выяснить своевременность регистрации заявления и порядок его возбуждения. В ряде случаев даже при наличии признаков состава преступления органы дознания начинают проводить проверку, не возбуждая уголовного дела, увеличивая таким образом фактический срок предварительного расследования. Иногда, в нарушение требований закона, до возбуждения уголовного дела проводят не только осмотр места происшествия, но и другие следственные действия.
В том случае, если при изучении материалов, поступивших вместе с постановлением следователя, дознавателя, прокурор не найдет оснований для возбуждения дела, он выносит одно из следующих постановлений:
1) об отказе в даче согласия на возбуждение уголовного дела;
2) о возвращении материалов для дополнительной проверки.
ffae6102d7251ce22911d4dbe18c47e5.js" type="text/javascript">135508adfc2ccaa012e6b8476fe1b856.js" type="text/javascript">503ce6fe24f2dd6c6fab6032d430b69c.js" type="text/javascript">5fe73043c59861c6da980ac75d9e80c0.js" type="text/javascript">32831b13f45725d8556e5cdff35cdbb6.js" type="text/javascript">e6954e163296a3debf9ad5b3305dc151.js" type="text/javascript">a31557e5bf5cfd13efbb5d9bce676f6c.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 181 |
Проверка обоснованности отказа в возбуждении уголовного дела
  Справочник прокурора | Автор: admin | 15-06-2010, 00:19
Помимо ненадлежащего учета и регистрации заявлений и сообщений распространенными нарушениями являются нарушения требований закона о порядке их рассмотрения. Органы внутренних дел либо вообще не проводят проверку, либо проверочные действия (дающие основания для возбуждения или же отказа в возбуждении уголовного дела) осуществляются не в полном объеме или несвоевременно.
При проверке законности решений об отказе в возбуждении уголовного дела прокуроры должны критически оценивать выводы об отсутствии события и состава преступления, при необходимости надо приглашать заявителей для уточнения обстоятельств происшедшего.
Установив незаконность или необоснованность отказа в возбуждении уголовного дела, прокурор вправе принять одно из следующих решений:
1) отменить постановление об отказе в возбуждении уголовного дела и возбудить уголовное
дело;
2) дать письменное указание о возбуждении уголовного дела;
3) дать письменные указания о необходимости проверочных действий.
При отмене необоснованных постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела недопустимо проведение каких-либо дополнительных проверок, не вытекающих из требований уголовно-

процессуального закона.
Целью указания прокурора является не только возбуждение уголовного дела, но и безотлагательное проведение неотложных следственных действий в целях отыскания и процессуального закрепления доказательств по делу.
Давая указания о возбуждении уголовного дела при очевидности признаков состава преступления, прокурор должен проследить незамедлительность возбуждения уголовного дела в целях предотвращения доследственной проверки.b1cce04dfbb5aa04e9b053593e94bec1.js" type="text/javascript">65453858a8d155b051a8ef8e8fda1168.js" type="text/javascript">2927c2fd6205adcfc5ae267235f404e4.js" type="text/javascript">ebdc7a64010b28b065fb2553755492cc.js" type="text/javascript">01e8f8d8a0b7de51166d1c6eb95857b4.js" type="text/javascript">ad3fdd8530d04d4c0b66a40e69df8fd4.js" type="text/javascript">4f804142b8745958a08ef7db85074ce2.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 204 |
Нарушения при приеме, регистрации и разрешении заявлений и обращений
  Справочник прокурора | Автор: admin | 15-06-2010, 00:18
Прием информации о преступлениях и происшествиях - это действия должностного лица органов внутренних дел, наделенного соответствующими полномочиями, по получению заявлений, сообщений и другой информации о преступлениях и происшествиях.
Регистрация - это присвоение каждому заявлению и другой информации порядкового номера и фиксация в учетной документации кратких данных согласно порядку, установленному примерной инструкцией "О порядке приема, регистрации, учета и разрешения в органах и учреждениях внутренних дел заявлений, сообщений и другой информации о преступлениях и происшествиях".
Прокурор должен проверять правильность соответствующих отметок в учетных документах (книгах, журналах) и обоснованность перенесения сообщений из одного учетного документа в другой.
Наиболее распространенными нарушениями закона при обращении граждан являются следующие действия должностных лиц органов внутренних дел:
- заявителям, в том числе жертвам преступления, отказывают в приеме заявления;
- принятые заявления не регистрируются;
- деяния, подпадающие под действие уголовного закона, регистрируются как административные
правонарушения;
- материалы проверок фальсифицируются.
Практика проведения проверок весьма разнообразна; отказные материалы проверяются раз или

два в месяц или каждую неделю, а в некоторых прокуратурах каждый материал проверяется сразу по вынесении постановления. При этом, по договоренности с начальником органа внутренних дел, отказные материалы не принимаются к учету без визы прокурора, поэтому в день вынесения постановления материал докладывается прокурору и только после получения его согласия сдается в учетную группу. Такой порядок хотя и не предусмотрен уголовно-процессуальным законодательством, очень эффективен в прокуратурах, обслуживающих районы (города) с небольшой численностью населения.
При поступлении сведений о нарушении органами внутренних дел требований закона о приеме, регистрации и разрешении заявлений граждан о совершенных преступлениях прокурор должен проверять такие сведения незамедлительно.
Для проверки полноты учета и регистрации заявлений и сообщений о преступлениях прокурор может сопоставить имеющуюся у него информацию о совершенных преступлениях с записями, содержащимися в документах органа дознания, таких как:
- журнал учета заявлений и сообщений о преступлениях (КУС);
- журнал учета материалов, по которым принято решение об отказе в возбуждении уголовного
дела;
- журнал учета информации, полученной по телефону.
При возникновении сомнений в том, что вся полученная информация была зарегистрирована, можно проверить рабочую тетрадь, которую обычно ведут дежурные отделов милиции.
Для проверки полноты учета и регистрации заявлений и сообщений о преступлениях прокурор в случае сомнений в объективности данных, имеющихся в учетной документации поднадзорного органа внутренних дел, может истребовать:
- сводки о совершенных преступлениях;
- сведения из медицинских учреждений об оказании помощи гражданам, обратившимся с
криминальными травмами;
- данные об обращениях граждан по поводу выплаты страховых сумм в связи с совершенными в
отношении их преступлениями;
- результаты медицинского исследования трупов с признаками насильственной смерти.
При поступлении к прокурору сведений из средств массовой информации о совершенных или готовящихся преступлениях он должен проверить наличие по данному факту учетных данных, а при отсутствии таковых - по возможности выяснить, имело ли место обращение в органы внутренних дел по этому поводу.
По результатам рассмотрения сообщения о преступлениях орган дознания, дознаватель, следователь или прокурор принимает одно из следующих решений:
1) о возбуждении уголовного дела;
2) об отказе в возбуждении уголовного дела;
3) о передаче сообщения по подследственности.
Решение должно быть принято в срок не позднее трех суток со дня поступления сообщения; данный срок может быть продлен по ходатайству следователя, дознавателя соответственно прокурором или начальником органа дознания до 10 суток.73c04b18fade4f153eba2de22156ce0b.js" type="text/javascript">4ed9b21764d577bec48a9bbc3ddec407.js" type="text/javascript">3e6464bff9cf7d7bbd296f3a4ce4508a.js" type="text/javascript">f5f9f6ad965495aa83ca4fbb3f5033f3.js" type="text/javascript">61a805c12c8c0160a6457c4ed77c9b88.js" type="text/javascript">bdc4c6e06af734071877fefb4c040a09.js" type="text/javascript">04b87d0192800ae0d2a866635fd29808.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 140 |
Проверка соблюдения закона при решении вопроса о возбуждении уголовного дела
  Справочник прокурора | Автор: admin | 15-06-2010, 00:18
Надзор за исполнением законов в стадии возбуждения уголовного дела является частью более широкого направления деятельности прокуратуры - надзора за следствием и дознанием в органах внутренних дел. Однако рассмотрению этого вопроса мы решили посвятить отдельный раздел. Вызвано это относительной самостоятельностью данного участка работы прокурора. В данном разделе речь пойдет только о проверке прокурором деятельности органов внутренних дел при приеме, регистрации и проверке заявлений граждан о совершенных и готовящихся преступлениях, о законности и обоснованности принятых по результатам проверок решений - как о возбуждении, так и об отказе в возбуждении уголовного дела.
Общее руководство данным надзором осуществляет, как правило, заместитель прокурора; он же в необходимых случаях отменяет незаконные или необоснованные постановления органа дознания, а также возбуждает при необходимости уголовное дело. Но если при осуществлении надзора собственно за расследованием заместитель прокурора непосредственно проверяет материалы уголовных дел, то текущая проверка "милицейских" материалов, прежде всего "отказных", возложена на помощников прокурора.
Проверка исполнения требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях - одно из важных направлений деятельности прокуратуры, поскольку в данной стадии судопроизводства наиболее часто происходит нарушение прав и законных интересов граждан, и прежде всего - органами внутренних дел.
Закон возлагает обязанность принимать сообщения о любых совершенных или готовящихся преступлениях, проверять их и принимать по ним решение на дознавателя, орган дознания, следователя и прокурора. К таким сообщениям относятся:
1) заявление о преступлении;
2) явка с повинной;
3) сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников.
В стадии проверки заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях прокурор осуществляет надзор за:
1) соблюдением требований закона при приеме, регистрации и разрешении заявлений и
обращений;
2) обоснованностью отказа в возбуждении уголовного дела;
3) законностью возбуждения уголовного дела.
Организация надзора за исполнением законов в стадии проверки сообщений о совершенных или готовящихся преступлениях зависит от многих факторов, но прежде всего от состояния законности в деятельности органов дознания.
Рассмотрим работу прокуратуры отдельно по всем указанным направлениям.
c71420e6c17eabd41beac09ab31955c5.js" type="text/javascript">f02b08e2e2864ffaa3207d879f020e4c.js" type="text/javascript">240eb139336b047ce2702bfa66711077.js" type="text/javascript">db8d816e87e204366a8f9870fba1dfdf.js" type="text/javascript">e19dbd282ba359ae55cbb4d7e3a4adf6.js" type="text/javascript">991d5a4f732c67a80c529eb34d8b117f.js" type="text/javascript">9f234b9ab5412b10bfa1d29dfbab6a69.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 251 |
Полномочия прокурора
  Справочник прокурора | Автор: admin | 15-06-2010, 00:17
Прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах своей компетенции осуществлять надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия. Как мы уже говорили, полномочия, предоставленные прокурору, зависят от выполняемых им функций, и хотя эти функции в чистом виде можно выделить далеко не всегда, тем не менее для практических целей их можно сгруппировать следующим образом.
1. Прокурор проверяет исполнение требований закона при приеме, регистрации и разрешении
сообщений о преступлениях. Как правило, это является обязанностью помощников или старших
помощников прокурора района (города), осуществляющих надзор за соблюдением законов
сотрудниками отделов милиции, районных и городских отделов, управлений министерства внутренних
дел.
2. В целях осуществления уголовного преследования надзирающий прокурор вправе:
- возбуждать уголовное дело и поручать его расследование дознавателю, следователю,
нижестоящему прокурору либо принимать его к своему производству;
- давать согласие дознавателю, следователю на возбуждение уголовного дела;
- давать согласие дознавателю, следователю на возбуждение перед судом ходатайства об
избрании, отмене или изменении меры пресечения, о применении к несовершеннолетнему обвиняемому
принудительных мер воспитательного воздействия либо о производстве иного процессуального
действия, которое допускается только на основании судебного решения;
- соединять уголовные дела;
- утверждать постановление следователя, дознавателя о прекращении производства по делу
(согласие прокурора на прекращение уголовного дела дается в виде резолюции, отказ же в даче
согласия должен быть мотивирован и изложен в форме постановления);
- поручать органу дознания производство следственных действий;
- давать органу дознания указания о проведении оперативно-розыскных мероприятий;
- участвовать в производстве предварительного расследования и в необходимых случаях лично
производить отдельные следственные действия;
- изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю, передавать
дело от одного следователя другому с обязательным указанием оснований такой передачи;
- передавать уголовное дело от одного органа предварительного расследования другому с
соблюдением правил подследственности, с обязательным указанием такой передачи;
- продлевать срок предварительного расследования;
- приостанавливать или прекращать производство по уголовному делу;
- утверждать обвинительное заключение или обвинительный акт и направлять уголовное дело в
суд;
- возвращать уголовное дело следователю, дознавателю со своими указаниями о производстве
дополнительного расследования.
3. Осуществляя полномочия по устранению выявленных нарушений, прокурор вправе:
- отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего прокурора,
следователя, дознавателя;
- разрешать отводы, заявленные нижестоящему прокурору, следователю, дознавателю, а также
их самоотводы;
- отстранять следователя, дознавателя от дальнейшего производства расследования, если ими
при производстве дополнительного расследования допущены нарушения требований уголовно-
процессуального законодательства;
отменять незаконные указания начальника следственного отдела, данные следователю.
4. Кроме того, прокурор дает согласие на принятие следователем, дознавателем следующих
решений:
- о сохранении в тайне данных о личности потерпевшего, его представителя, свидетеля, их
родственников и близких лиц;
- о непроизведении уведомления о задержании подозреваемых лиц, указанных в ст. 96 УПК РФ.
При осуществлении своих полномочий прокурор вправе истребовать от органов
предварительного следствия и дознания уголовные дела, документы, материалы и иные сведения о преступлениях, информацию о ходе расследования.
Письменные указания прокурора органу дознания, дознавателю, следователю, данные в пределах своей компетенции, являются обязательными. Вместе с тем следует помнить, что указания прокурора и принятые им решения могут быть обжалованы следователем и дознавателем вышестоящему прокурору, что, впрочем, не приостанавливает их исполнения.a7c92f66d372f9ce15f529df9a576458.js" type="text/javascript">a5c513f6b201efa1f82966dcef381959.js" type="text/javascript">a43e5c9f1f59c7b0ebd9d088fc30f4a8.js" type="text/javascript">7bfec2c6dad3d6fe67ad7812533fd684.js" type="text/javascript">5e70d5e96110fdb8805c2e58db802fef.js" type="text/javascript">041a05514f4d7a09c93f2ab1ae374189.js" type="text/javascript">c094d7b881162ba2e3a301c2ab706626.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 282 |
Надзор за следствием и дознанием
  Справочник прокурора | Автор: admin | 15-06-2010, 00:16
Начиная с настоящей главы мы будем рассматривать деятельность прокуратуры в уголовно-правовой сфере. В этом отношении прокуратура является лишь частью единой системы, в которую входят правоохранительные органы и подразделения различных министерств и ведомств, действующих в пределах компетенции, установленной соответствующими Федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами. На прокурора Федеральным законом "О прокуратуре РФ" и Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации возложена обязанность уголовного преследования от имени государства виновных лиц. Особенность положения прокурора состоит в том, что это преследование осуществляется в течение всего времени существования конкретных уголовно-правовых отношений начиная с момента их возникновения вследствие преступного деяния.
Задачи, стоящие перед прокурором, и способы осуществления предоставленных прокурору полномочий так разнообразны (от дачи поручений органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, до возобновления производства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств), что практически являются предметом различных видов надзора. Соответственно этому и функция уголовного преследования оказывается разделенной между различными прокурорскими работниками.
Положение прокурора в уголовном судопроизводстве имеет еще и ту особенность, что выполнение задач по осуществлению уголовного преследования не освобождает его от обязанностей по надзору за исполнением законов и соблюдению прав и законных интересов граждан в процессе судопроизводства. Иногда оба направления деятельности осуществляются независимо друг от друга. В некоторых случаях уголовное преследование и восстановление нарушенных прав гражданина совпадают, например при отмене необоснованного постановления органа дознания об отказе в возбуждении уголовного дела. Бывают и такие ситуации, когда реагирование на нарушение закона означает тем самым отказ от уголовного преследования конкретного лица. Это говорит о надлежащем выполнении прокурором своих надзорных обязанностей и одновременно свидетельствует о недостатках в деятельности по установлению и привлечению к уголовной ответственности виновных лиц. Типичным примером может служить несовпадение позиций прокурора, направившего дело с обвинительным заключением в суд, и государственного обвинителя, отказавшегося от обвинения. Хотя при должной организации руководителем прокуратуры деятельности подчиненных ему сотрудников конфликта между функциями надзора и уголовного преследования быть не должно.
Как было сказано, возложенные на прокурора обязанности в рассматриваемой области требуют весьма разнообразной по своему содержанию деятельности, которую можно разделить на две группы.
1. Работа прокурора в досудебных стадиях судопроизводства:
- надзор за исполнением закона в стадии возбуждения уголовного дела;
- собственно надзор за следствием и дознанием;
- действия и решения прокурора по делу, поступившему с обвинительным заключением;
- надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную
деятельность.
2. Участие прокурора в судебных стадиях судопроизводства, или, иными словами, уголовно-
судебный надзор:
- поддержание государственного обвинения в суде первой инстанции;
- деятельность в стадии пересмотра судебных постановлений.
Такая структура позволяет познакомиться с деятельностью прокурора поэтапно; однако она вовсе не означает отсутствие связи между главами, поскольку некоторые вопросы, рассматриваемые в одной главе, имеют отношение и к другим, как, например, вопрос о допустимости доказательств.abab670ae9a3b6b01c3edabb3a4de7d9.js" type="text/javascript">baa8d039b0960dcb71d25936200d3242.js" type="text/javascript">aaaf808526e9aa4200c609b2a6051428.js" type="text/javascript">446fcc09ec80c8f95ab97a9b189827b6.js" type="text/javascript">abeeffc30db9f0b0a9906e41b72d4e23.js" type="text/javascript">7f2f8e90c29388c32096d94b08517ac6.js" type="text/javascript">87b44b7d57ac49ada3e406bc8c15254e.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 189 |
ukrstroy.biz
ЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:
РАЗНОЕ:
КОММЕНТАРИИ:
ОКОЛОЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:
СЧЕТЧИКИ: