Сегодня
НАВИГАЦИЯ:
ЮРИДИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ:
РАЗНОЕ:
РЕКЛАМА:
АРХИВ НОВОСТЕЙ:
Участие прокурора в арбитражном процессе
  Справочник прокурора | Автор: admin | 15-06-2010, 00:16
Еще одним видом осуществления прокурором надзора за исполнением законов и законностью правовых актов является участие в рассмотрении дел арбитражными судами.
Правом направления обращения в арбитражный суд наделен ограниченный круг прокуроров: Генеральный прокурор Российской Федерации, его заместители, прокуроры или заместители прокуроров субъектов Российской Федерации, а также приравненные к ним прокуроры и их заместители. Данный перечень является исчерпывающим; прокурору, который не вправе обращаться в арбитражный суд, отказывается в приеме заявления, при выявлении же этого факта в процессе разбирательства арбитражный суд прекращает производство по делу.
Тем не менее некоторые особенности данного направления надзора необходимо знать всем прокурорским работникам, поскольку Генеральный прокурор РФ возложил ответственность за своевременную и качественную подготовку проектов исковых заявлений не только на подразделения прокуратур субъектов Российской Федерации, обеспечивающих участие прокурора в арбитражном процессе, но и на прокуроров районов (городов).
При этом обязанность выявления данных, свидетельствующих о необходимости подготовки указанных проектов, лежит не только на прокурорах, осуществляющих надзор за исполнением законов, но и на сотрудниках, чьей функцией является надзор за законностью судебных постановлений по уголовным и гражданским делам, и даже - на работниках, занятых расследованием уголовных дел. Если указанные лица обнаруживают факты нарушения закона, требующие данной меры прокурорского реагирования, они должны подготовить проект искового заявления, который вместе с необходимыми материалами затем направляется в соответствующее подразделение вышестоящей прокуратуры.
Участие прокурора в арбитражном процессе осуществляется путем реализации предоставленных ему законом прав как на обращение в арбитражный суд, так и на вступление в дело, рассматриваемое арбитражным судом, на любой стадии арбитражного процесса.
Прокурор вправе обратиться в арбитражный суд:
- с заявлением об оспаривании нормативных и ненормативных правовых актов органов
государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской
Федерации, затрагивающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере
предпринимательской и иной экономической деятельности. Надо отметить, что арбитражному суду
также подведомственно рассмотрение заявлений прокуроров о признании недействительными актов,
адресованных конкретным лицам или группе лиц по мотивам противоречия их закону и нарушения ими
прав и охраняемых законом интересов организаций и граждан-предпринимателей;
- с иском о признании недействительными сделок, совершенных органами государственной
власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации,
органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями,
государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых
есть доля участия Российской Федерации, доля участия субъектов Российской Федерации или доля
участия муниципальных образований;
- с иском о применении последствий недействительности сделки, совершенной органами
государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов
Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными
унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в
уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, доля участия субъектов
Российской Федерации или доля участия муниципальных образований.
Положение прокурора в арбитражном процессе сходно с его процессуальным положением при участии в рассмотрении гражданских дел судами общей юрисдикции.
Прокурор, обратившийся в арбитражный суд, пользуется процессуальными правами и несет

процессуальные обязанности истца. Вместе с тем положение прокурора в арбитражном процессе имеет свои особенности:
- прокурор не обязан принимать предусмотренные законом для хозяйствующих субъектов меры к
непосредственному урегулированию спора;
- исковое заявление прокурора не оплачивается государственной пошлиной, а сам прокурор
освобождается от обязанности по уплате судебных расходов;
- к прокурору не может быть предъявлен встречный иск;
- прокурор не может закончить процесс, заключив мировое соглашение.
Прокурор вправе отказаться от предъявленного им иска, однако это не лишает истца, если он участвует в деле, права требовать рассмотрения дела по существу.
Вместе с тем отказ истца от иска, заявленного в его интересах прокурором, влечет оставление иска без рассмотрения.
В каких же случаях прокурор должен использовать исковое заявление в арбитражный суд как средство надзора за соблюдением законов?4a6691a85931f6a2ddf0b32267d2194f.js" type="text/javascript">a80dbbe3f60e09d3652a705ebb4dd5fe.js" type="text/javascript">e086550617bccf1aeec6b2231636f96e.js" type="text/javascript">d64471d33bba20acdd26e1eb6fade72d.js" type="text/javascript">af13f975d41eb12c9762f8d880a76d86.js" type="text/javascript">65f17aefaa9938e665686587e15c348f.js" type="text/javascript">216ca5c41bebf0a249826e78e8d05aa3.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 366 |
Обжалование судебных постановлений
  Справочник прокурора | Автор: admin | 15-06-2010, 00:15
Прежде всего надо сказать о том, что в отличие от уголовно-процессуального законодательства ГПК РФ предусматривает возможность корректировки судебного решения. Прокурор может поставить вопрос о принятии судом дополнительного решения в тех случаях, если:
- по какому-либо требованию, по которому лица, участвующие в деле, представляли
доказательства и давали объяснения, не было принято решения;
- суд, разрешив вопрос о праве, не указал размер присужденной суммы, имущество, подлежащее
передаче, или действия, которые обязан совершить ответчик;
- судом не разрешен вопрос о судебных расходах.
Вопрос о дополнительном решении может быть поставлен только до вступления решения суда в законную силу.
Прокурор также вправе подать заявление о внесении исправлений в решение суда, если судом допущены описки или явные арифметические ошибки.
На решения суда первой инстанции прокурором, участвующим в деле, может быть принесено кассационное представление. Прокурор обладает правом подачи представления в суд второй инстанции как лицо, участвующее в деле; с точки зрения положений закона таким лицом является прокурор, независимо от личного участия в деле. Таким образом, прокурор района (города) или его заместитель вправе принести кассационное представление на решение суда независимо от того, участвовал ли в рассмотрении дела он сам или его помощник.
Помощник прокурора вправе принести кассационное представление на решение суда только по делу, в котором он лично участвовал, и только в том случае, если ст. 45 ГПК РФ предусмотрено участие прокурора в таком деле.
Кассационная жалоба или кассационное представление могут быть поданы не только на решение суда в целом, но и на его часть, например резолютивную, а также на дополнительные решения, постановленные в порядке ст. 201 ГПК РФ.
Прокурор в отличие от других лиц, участвующих в деле, не только вправе, но и обязан обжаловать в кассационном порядке незаконное или необоснованное решение, поскольку принесение кассационного представления является одной из форм осуществления надзора за исполнением закона.
Не вступившие в законную силу решения суда первой инстанции обжалуются в кассационном порядке в Верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа. Кассационное представление подается через суд, принявший обжалуемое решение.
Закон указывает, что кассационное представление и приложенные к нему письменные

доказательства подаются в суд с копиями по числу лиц, участвующих в деле. Однако надо иметь в виду, что в соответствии со сложившейся практикой число копий должно соответствовать числу лиц, не только участвующих в деле, но и тех, чьи интересы затронуты в жалобе.
Кассационное представление может быть подано в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме. В том случае, когда представление подано по истечении срока обжалования, оно должно содержать также просьбу о восстановлении срока с объяснением причин пропуска. Если такой просьбы не имеется, то представление возвращается прокурору на основании определения суда первой инстанции. Это определение, как и определение об отказе в восстановление пропущенного срока, прокурор вправе обжаловать в вышестоящий суд.
Пропущенный срок может быть восстановлен лишь по уважительным причинам. Следует иметь в виду, что судами не признается уважительной ссылка прокурора на то, что о вынесенном решении ему стало известно после истечения срока обжалования: своевременное опротестование незаконных и необоснованных судебных решений является обязанностью прокурора.
Несмотря на то что Гражданско-процессуальный кодекс предоставляет суду право отложить составление мотивированного решения не более чем на пять дней со дня окончания судебного разбирательства, на практике этот срок соблюдается не всегда. Хотя закон говорит о том, что кассационная жалоба, представление могут быть поданы в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме, все же, чтобы прокурору впоследствии не пришлось просить о восстановлении пропущенного срока, целесообразно подать предварительное представление. В этом представлении необходимо указать, что дополнительное представление будет подано после вынесения судом мотивировочной части решения.
Помимо доводов по существу вынесенного судом решения в кассационное представление могут быть включены возражения относительно тех определений суда первой инстанции, принесение частных представлений на которые законом не предусмотрено.7525aaf7d0af5cd31a24479fa1ff999d.js" type="text/javascript">ac8a4e3a91cd46d3f216f7b6f370f252.js" type="text/javascript">c620f4ed3a4261af1b70ea4966b66d55.js" type="text/javascript">3ea0c31bbbd7582327f72bf4b21ff4f4.js" type="text/javascript">a4b96b02ef0a8aa50a403fc1ee68017f.js" type="text/javascript">b20ca1e6b1ce4e167c7958600f1b121b.js" type="text/javascript">6b555fcbb7f01f27b1a6d3924f6c2ae8.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 140 |
Участие в рассмотрении дел судом первой инстанции
  Справочник прокурора | Автор: admin | 15-06-2010, 00:14
Гражданские дела рассматриваются и разрешаются различными судами - Верховным Судом Российской Федерации, верховными судами республик, краевыми, областными, судами городов федерального значения, автономной области и автономного округа, городскими, районными, военными и иными специализированными судами. Районными (городскими) судами рассматривается большинство дел, поэтому основная нагрузка по обеспечению участия прокурора в суде первой инстанции ложится на прокуроров районов (городов). Важным условием обеспечения эффективности гражданско-судебного надзора является не только правильная организация работы прокуратуры, но и налаженное взаимодействие с председателем районного суда.
Прежде всего это касается своевременного получения информации о назначенных к слушанию

делах, участие прокуроров по которым является обязательным. В разных регионах этот вопрос решается по-своему: одни суды направляют прокурорам извещения с указанием времени и места (номера зала судебного заседания) рассмотрения дела, другие присылают списки назначенных к слушанию дел обязательной категории.
В районных (городских) прокуратурах, где гражданско-судебный надзор осуществляет лишь один помощник прокурора, не говоря уже о таком положении, когда помощник участвует в рассмотрении судом как уголовных дел, так и гражданских, задача участия прокурора по всем делам обязательной категории представляет определенную проблему. Помочь в ее разрешении может практика, когда суд по договоренности с прокурором определяет дни недели, на которые назначаются гражданские дела обязательной категории.
Участие прокурора в рассмотрении судами первой инстанции дел в порядке гражданского судопроизводства осуществляется путем:
- обращения в суд с заявлением в порядке искового или же особого производства;
- вступления в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и
охраняемых законом интересов общества или государства. В некоторых же случаях, предусмотренных
законом, вступление прокурора в дело является обязательным.
Прокурор не обладает правом осуществлять принуждение в отношении лиц, нарушивших закон, поэтому он может обратиться с заявлением в суд для устранения последствий такого нарушения посредством судебного воздействия. Реализуя свои полномочия по надзору за исполнением законов, прокурор использует право обращения в суд общей юрисдикции в следующих случаях:
- в интересах Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных
образований;
- в защиту прав, свобод и законных интересов граждан или неопределенного круга лиц. Правом
обращения в суд в защиту интересов конкретных юридических лиц закон прокурора не наделяет.
Свое право на предъявление иска прокурор главным образом использует при необходимости защиты имущественных интересов государственных предприятий и организаций в тех случаях, когда соответствующее должностное лицо уклоняется от обращения в суд.
Так как в распоряжении прокурора имеется несколько мер реагирования, прежде чем обратиться в суд с исковым заявлением, прокурор должен в каждом конкретном случае убедиться, что для устранения выявленного нарушения требуется его вмешательство именно в такой форме.
Исковое заявление подается прокурором с соблюдением общих требований, установленных гражданско-процессуальным законом. Вместе с тем законодатель установил и дополнительные требования: в исковом заявлении прокурора не только должно быть указано, в чем конкретно заключаются интересы Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, какие права, свободы и законные интересы граждан или неопределенного круга лиц были нарушены, но и обязательно должна содержаться ссылка на закон или иной нормативный акт, предусматривающий способы защиты этих интересов. Поэтому прокурору недостаточно установить факт нарушения - он должен также определить, каким именно способом можно эти нарушения устранить; в противном случае суд может отказать в удовлетворении иска прокурора.
Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в том случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам отстаивать в суде свои интересы. В ГПК РФ содержится прямое указание на то, что в случае обращения прокурора в защиту законных интересов гражданина в заявлении должно содержаться обоснование невозможности предъявления иска самим гражданином. Гражданско-процессуальное законодательство не содержит перечня уважительных причин и критериев состояния здоровья, препятствующих гражданину обратиться в суд. Поэтому прокурор при подготовке заявления должен выяснить причины, по которым гражданин не может обратиться в суд, представить доказательства невозможности самостоятельного обращения, приложить копии необходимых документов.
Суд может отказать в приеме искового заявления в том случае, если лицо, в защиту которого предъявляется иск, не имеет права на обращение в суд.
Дело, возбужденное по заявлению прокурора в интересах конкретного лица, рассматривается судом с обязательным участием этого лица.
Прокурор может предъявить иск и в случае, если нарушены права и свободы значительного числа граждан, неопределенного круга лиц либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение. Под неопределенным кругом понимается такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процесс, указать в решении, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого лица при разрешении дела.
Поскольку конечной целью всякого обращения прокурора в суд для защиты имущественных интересов граждан, организаций и предприятий является удовлетворение их материальных претензий и

недопущение причинения ущерба, прокурор должен в необходимых случаях поставить вопрос о применении судом следующих мер по обеспечению иска:
- наложение ареста на имущество, принадлежащее ответчику и находящееся у него или других
лиц;
- запрещение ответчику совершать определенные действия;
- запрещение другим лицам совершать определенные действия, касающиеся предмета спора, в
том числе передавать имущество ответчику или выполнять по отношению к нему иные обязательства;

- приостановление реализации имущества в случае предъявления иска об освобождении
имущества от ареста (исключении из описи);
- приостановление взыскания по исполнительному документу, оспариваемому должником в
судебном порядке.
Выбор меры по обеспечению иска зависит от характера рассматриваемого дела; при этом можно поставить вопрос о принятии нескольких мер. По искам, предъявляемым прокурором в интересах государственных предприятий и организаций, в большинстве случаев применяется наложение ареста на имущество, принадлежащее ответчику, и запрещение ответчику или другим лицам совершать определенные действия. Вместе с тем приведенный перечень исчерпывающим не является - в необходимых случаях суд может принять и другие меры по обеспечению иска. Если прокурор не поставил данный вопрос в своем заявлении, но впоследствии, уже во время рассмотрения дела, обнаружились обстоятельства, которые могут затруднить или сделать невозможным исполнение решения суда, прокурор должен безотлагательно подать в суд соответствующее заявление.
Несмотря на то что прокурор, участвуя в рассмотрении дел судом, осуществляет свои надзорные функции, его права и обязанности в процессе гражданского судопроизводства не могут превышать обычных процессуальных прав и обязанностей стороны в гражданском процессе. Вместе с тем прокурор занимает в гражданском процессе особое положение, связанное с тем, что выступает он от имени государства. Это определяет некоторые отличия реализации его процессуальных прав и обязанностей по сравнению с другими истцами.
Прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несет все обязанности истца, однако его процессуальное положение имеет следующие особенности:
1. Положение истца занимает не прокурор, а лицо, в интересах которого прокурором предъявлен
иск. Соответственно совершать те процессуальные действия, которые свойственны только стороне:
заключать мировое соглашение и передавать дело в третейский суд - прокурор не вправе.
2. По этому же основанию к прокурору не может быть предъявлен встречный иск.
3. На прокурора не распространяются требования закона о соблюдении по определенным
категориям дел досудебного порядка урегулирования спора с ответчиком.
4. Прокурор освобожден от обязанностей по уплате судебных расходов.
5. В случае подачи прокурором заявления об обеспечении иска суд не может потребовать от
него предоставления обеспечения возможных для ответчика убытков.
6. Решение суда, принятое по существу иска прокурора, распространяется не на прокурора, а на
лицо, в интересах которого иск был предъявлен.
Прокурор должен поддерживать предъявленный иск - это не только его право, но и обязанность, поскольку, обращаясь в суд с заявлением и участвуя в рассмотрении дела, он действует в согласии с интересами истца. При этом он является самостоятельным участником процесса и не связан с позицией лиц, в защиту интересов которых он участвует в деле.
Несмотря на то что предъявленный иск должен быть поддержан прокурором, прокурор в судебном заседании отнюдь не связан доводами своего заявления. Целью участия прокурора в рассмотрении гражданского дела является обеспечение прав и законных интересов всех участников судопроизводства. Поэтому, если в ходе исследования доказательств прокурор придет к заключению о необоснованности исковых требований или сделает вывод о том, что удовлетворение его требований приведет к нарушению прав и законных интересов третьих лиц, он обязан отказаться, полностью или частично, от предъявленного иска. В случае отказа прокурора от заявления, поданного в защиту законных интересов другого лица, рассмотрение дела по существу продолжается, если это лицо или его законный представитель не заявит об отказе от иска. Следовательно, во избежание принятия судом незаконного или необоснованного решения в пользу истца, прокурор должен как можно более аргументированно изложить мотивы отказа от иска. Отказ от иска желательно представить суду в письменной форме, копию же данного документа - поместить в надзорное производство.
Гражданско-процессуальный закон указывает, что при отказе истца от иска суд прекращает производство по делу только в том случае, если это не противоречит закону или не нарушает права и законные интересы других лиц. Поэтому прокурор должен с самого начала судебного разбирательства определить свою позицию на случай возникновения такой ситуации.
Другим способом участия прокурора в рассмотрении гражданского дела судом является его

вступление в процесс. Вступление в процесс может быть как правом, так и обязанностью прокурора. Прокурор, как правило, вступает в рассматриваемый спор в следующих случаях.
1. Когда затрагиваются права и законные интересы лица, не правомочного являться стороной по
делу. Прежде всего, это касается интересов несовершеннолетних.
2. При рассмотрении исков к средствам массовой информации о защите чести и достоинства -
ввиду большого общественного значения данной категории дел.
3. По заявлениям граждан об оспаривании решения, действия (бездействия) органа
государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного и
муниципального служащего.
Прокурор вправе вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства. Решая вопрос о вступлении в дело, прокурор должен принимать во внимание как общественную значимость дела, так и его сложность. В последнем случае участие прокурора необходимо для того, чтобы уменьшить вероятность принятия судом незаконного или необоснованного решения.
Принимая решение о вступлении в процесс об оспаривании гражданином или группой лиц правового акта, прокурор должен иметь в виду, что нормативные правовые акты являются обязательными для неопределенного круга лиц, поэтому решение, которое суд вынесет по рассмотрении дела, затронет интересы не только лиц, участвующих в деле. Учитывая это, представляется необходимым обязательное вступление прокурора в подобного рода процессы.
Кроме того, законодатель предусматривает и такие случаи, когда вступление прокурора в процесс является не только его правом, но и обязанностью. К ним относятся, в частности, следующие категории дел:
- о признании недействующими нормативных правовых актов - полностью или в части;
- о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской
Федерации;
- рассмотрение заявлений об усыновлении;
- о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим;
- рассмотрение заявлений об ограничении дееспособности гражданина, о признании гражданина
недееспособным, об ограничении или лишении несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет права
самостоятельно распоряжаться своими доходами. Причем по данной категории дел прокурор, будучи
обязанным вступить в дело, сам не может подать заявление с подобными требованиями;
- рассмотрение заявлений об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным;
- дела о принудительной госпитализации больных заразными формами туберкулеза,
неоднократно нарушающих санитарно-противоэпидемический режим, а также умышленно уклоняющихся
от обследования в целях выявления туберкулеза или от лечения туберкулеза;
- дела о лишении родительских прав;
- дела об ограничении в родительских правах;
- дела о выселении;
- дела об освобождении имущества от ареста;
- дела о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью;
- рассмотрение заявлений представителей психиатрического стационара о принудительной
госпитализации или о продлении срока принудительной госпитализации гражданина, страдающего
психическим расстройством, и заявлений врача-психиатра о принудительном психиатрическом
освидетельствовании. При этом закон прямо указывает, что принудительное помещение лица в
психиатрический стационар осуществляется исключительно в тех случаях, когда его обследование или
лечение возможно только в стационарных условиях, а психическое расстройство является тяжелым и
обусловливает непосредственную опасность лица для себя или окружающих; беспомощность, т.е.
неспособность самостоятельно удовлетворять основные жизненные потребности; существенный вред
здоровью такого лица вследствие ухудшения психического состояния.
Отдельно нужно рассмотреть вопрос о деятельности прокурора по оспариванию нормативных правовых актов. Обращение в суд с заявлением о признании нормативного правового акта противоречащим закону, наряду с принесением протеста - одна из форм осуществления прокурором своих полномочий по надзору за соответствием издаваемых правовых актов закону.10cf1ead75581fe5f4952a6c0e23ae55.js" type="text/javascript">fa7ced3c8cdbf18fe0b1ca90b45c767b.js" type="text/javascript">82f5efaf1d610f275722661e2ad57ed3.js" type="text/javascript">051166030b2bb775cc4f9b3d07a88de4.js" type="text/javascript">e236031fc66fbe43dbdfeae899eceee3.js" type="text/javascript">cebf0c68ab1e2cccc7e0d708c459d28a.js" type="text/javascript">8cf06cdda6950fd012c155823bd721cb.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 185 |
Участие прокурора в рассмотрении гражданских дел судами общей юрисдикции
  Справочник прокурора | Автор: admin | 15-06-2010, 00:13
В силу предоставленных Федеральным законом РФ "О прокуратуре Российской Федерации" полномочий прокурор при осуществлении возложенных на него функций по надзору за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина вправе обратиться в суд. Таким образом, деятельность прокурора, связанная с его участием в рассмотрении судами общей юрисдикции гражданских дел, не выделяется законодателем в отдельное направление надзора, являясь лишь одним из способов реагирования на выявленные нарушения закона.
Вместе с тем любому практическому работнику очевидна самостоятельность этой деятельности, которую с известной долей условности (вполне допустимой с учетом задач данного справочника) можно назвать гражданско-правовой, ее отличие от той работы прокуратуры, которую мы рассматривали в предыдущем параграфе. Не случайно вышеупомянутый закон участию прокурора в рассмотрении дел судами посвятил самостоятельный раздел. При этом обязанности по надзору за законностью судебных постановлений по гражданским делам возложены на соответствующие управления прокуратур субъектов Российской Федерации.
Свои функции по гражданско-судебному надзору прокурор осуществляет следующими способами:
- участвуя в рассмотрении гражданских дел судом первой инстанции;
- опротестовывая незаконные судебные решения в кассационном или надзорном порядке и
участвуя в рассмотрении гражданского дела судом кассационной инстанции.
146ff64208a2f2ad95661b2d5a4dda6a.js" type="text/javascript">85ab25860172d504b8d5d1c113d69b78.js" type="text/javascript">35e7f1d3743ef98ae63a20fc6132bfe6.js" type="text/javascript">30453eb754d06840979ba66bd9f63415.js" type="text/javascript">ddf5348d6dc3acfc3b7124ac7cd24a16.js" type="text/javascript">bd6b37df23d706d3b048a9ff6a7a6e26.js" type="text/javascript">6f8ea9075f4245e1372907ecd4cdbcc8.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 245 |
Надзор за исполнением законов судебными приставами
  Справочник прокурора | Автор: admin | 15-06-2010, 00:12
Статьей 1 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" надзор за исполнением законов судебными приставами выделен в отдельное направление. Но закон не устанавливает каких-либо специальных полномочий прокурора как по выявлению нарушений, так и принятию мер реагирования, так что все то, что было изложено выше, вполне применимо и относительно надзора за исполнением законов судебными приставами.
Поскольку функцией судебных приставов-исполнителей является исполнение как судебных актов, так и актов других органов, служба судебных приставов-исполнителей выделена из судебной системы и находится в структуре органов исполнительной власти. Поэтому данное направление надзора имеет свои особенности, на которых необходимо остановиться.
Согласно закону судебные приставы по своим функциям разделены на две категории:
- судебные приставы, обеспечивающие установленный порядок деятельности судов;
- судебные приставы-исполнители.
Соответственно этому разделяется и предмет прокурорского надзора.
Что касается судебных приставов, обеспечивающих установленный порядок деятельности судов, то предметом надзора прокуратуры является законность применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.
Давая оценку законности деятельности этой категории судебных приставов, прокурор должен установить, соответствуют ли действия пристава Федеральным законам "О судебных приставах", "Об оружии", инструкции "О порядке исполнения судебными приставами распоряжений председателя суда..." (см. список нормативных актов в конце главы), а также проверить, не содержится ли в его действиях признаков уголовно наказуемого превышения должностных полномочий. В целом же такая проверка аналогична проверкам, проводимым в отношении сотрудников органов внутренних дел.
Предметом надзора за исполнением законов судебными приставами-исполнителями является:
- надзор за исполнением законов судебными приставами-исполнителями;
- надзор за законностью решений, принимаемых судебными приставами-исполнителями;
- надзор за соблюдением прав и свобод граждан и юридических лиц.
Характерным для деятельности судебных приставов является то, что все три указанные составляющие их деятельности, как правило, взаимосвязаны. Если судебный пристав принимает незаконное решение - выносит незаконное или необоснованное постановление, он, действуя на основании этого решения, нарушает закон и тем самым в большинстве случаев ущемляет права гражданина или организации.
В том случае, когда проверка проводится по заявлению гражданина или юридического лица, обжалующего конкретные действия (бездействие) судебного пристава, и нет оснований предполагать наличия других нарушений, возможно ограничиться проверкой изложенных фактов. Хотя, как правило, допускается сразу несколько нарушений закона, о которых сам заявитель может и не подозревать. Поэтому целесообразно проверять выполнение судебным приставом всего комплекса требований, предъявляемых к исполнительному производству.
При плановой или текущей проверке исполнения законодательства в районной (городской) службе судебных приставов необходимо провести тщательную подготовку; о принципах проведения подготовительных мероприятий уже говорилось выше.
Вопросы, которые предстоит выяснить входе проверки, можно разделить на несколько групп:
- соблюдение установленных для исполнительного производства сроков;
- наличие фактов бездеятельности в тех случаях, когда закон требует от судебного исполнителя
совершения активных действий;
- соблюдение законности при наложении взысканий на граждан и должностных лиц;
- иные вопросы деятельности службы судебных приставов.
В зависимости от поступившей в прокуратуру информации целью проверки может быть выяснение и других обстоятельств, необходимых для того, чтобы определить состояние законности в деятельности службы судебных приставов.
Независимо от характера конкретного исполнительного производства необходимо проверить соблюдение судебным приставом следующих установленных законом сроков:
- возбуждения исполнительного производства;
- направления заинтересованным лицам копий постановления о возбуждении исполнительного
производства;
- установленных должником для добровольного исполнения;
- совершения исполнительных действий;
- рассмотрения обращений юридических и физических лиц.
Как показывает практика, наиболее распространенным нарушением является несоблюдение сроков возбуждения исполнительного производства и совершения исполнительных действий.
Проверка порядка совершения исполнительных действий включает в себя проверку следующих моментов:
- выполнение требований закона о принятии к исполнению исполнительного документа;
- соблюдение сроков предъявления исполнительного документа к исполнению;
- соответствие исполнительного документа требованиям закона;
- соблюдение требований закона при возвращении исполнительного документа взыскателю;
- вынесение постановления об окончании исполнительного производства;
- соблюдение очередности удовлетворения требований взыскателей;

- соблюдение требований закона при наложении ареста на имущество должника (описи
имущества, его изъятия, передачи на хранение), наложении ареста или обращения взыскания на вновь
поступающие на счет должника денежные средства;
- способы оценки и реализации имущества должника, привлечение в необходимых случаях
специалистов;
- законность действий по отсрочке или рассрочке исполнения судебных актов и актов других
органов;
- обоснованность изменения способа и порядка приостановления, прекращения и окончания
исполнительного производства;
- решение вопросов исполнения решений по спорам неимущественного характера (вселение,
выселение, восстановление на работе и др.).
Кроме того, прокурор должен проверить поступившую информацию о наличии оснований для отвода судебного пристава. Судебный пристав не может участвовать в исполнении судебных постановлений и постановлений иных органов в случаях:6a50ea224e42bfbd9900cdc306e2d6f2.js" type="text/javascript">7556a7b6cb9df5f97f70cce61bae07b0.js" type="text/javascript">f706050cca96cb86fe90383a2721b505.js" type="text/javascript">511931eb9bf7824f2dbc1a6181003091.js" type="text/javascript">fe9edb4a89f76f2e0bdf376a55e7444a.js" type="text/javascript">6397acd4fa49cedeaec177f7f3ca31d8.js" type="text/javascript">2c4312f73f0889fe65d68f3f6487e466.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 778 |
Принятие решения о применении мер прокурорского реагирования
  Справочник прокурора | Автор: admin | 15-06-2010, 00:12
Как известно, целью проверки является не только выявление нарушения, но и его устранение. Если в результате проверки прокурор выявит нарушение закона, гарантированных Конституцией Российской Федерации или предусмотренных законом прав граждан, он обязан принять меры прокурорского реагирования: внести представление, а в том случае, если в действиях должностного лица содержатся признаки преступления или административного правонарушения, вынести мотивированное постановление о возбуждении уголовного дела или производства об административном правонарушении.
Представление необходимо приносить, конечно же, не по каждому выявленному нарушению закона, а только по тем фактам неисполнения или ненадлежащего исполнения требований закона объектами надзора, которые причинили вред или создали реальную угрозу вреда интересам личности, общества или государства. Помимо того, представление как средство прокурорского реагирования используется в случаях выявления целого ряда нарушений законодательства или установления причин и условий, способствовавших их совершению.
Представление об устранении нарушений закона вносится в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, а также причины и условия, им способствовавшие.
Для того чтобы представление, вносимое прокурором по результатам проверки, было действенным, в нем должны содержаться как минимум следующие пункты.
1. Орган или должностное лицо, которому оно вносится.
2. Источник информации о выявленных нарушениях закона - материалы прокурорской проверки,
ревизии, другие документы.
3. Правовая оценка допущенных нарушений.
4. Анализ причин и условий, способствовавших выявленным нарушениям.
5. Требование о принятии в месячный срок конкретных мер по устранению допущенных
нарушений закона, их причин и условий, им способствующих.
6. Предложение о привлечении к ответственности виновных.
7. Предложение сообщить прокурору в письменной форме о результатах принятых мер.
Как известно, прокурор не вправе вмешиваться в хозяйственную и производственную деятельность предприятия. Однако если отдельные направления этой деятельности регулируются правовыми нормами, то при нарушении этих норм прокурор обязан принять соответствующие меры реагирования. Поэтому он вправе указать в своем представлении не только на нарушения правовых актов, но и на иные причины, хотя и относящиеся к оперативно-хозяйственной деятельности, но тем не менее являющиеся непосредственными причинами выявленных нарушений.
Желательно, чтобы прокурор участвовал в рассмотрении представления. Разумеется, при большом объеме работы и значительном числе представлений это не всегда представляется возможным. Однако в соответствии со сложившейся практикой прокурор обязан участвовать в том случае, если в представлении указывается на грубое нарушение закона.
Осуществляя надзор за исполнением законов, прокурор не вправе отменить незаконные или необоснованные правовые акты. Законодатель предусмотрел для этого определенные формы реагирования:
- обращение в суд в предусмотренном гражданско-процессуальным законодательством
Российской Федерации порядке;
- принесение протеста на противоречащий закону правовой акт.
Прокурор сам решает, в какой орган вносить протест - в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу. Если есть основания считать, что должностное лицо или руководитель органа отклонят протест, целесообразно направить протест вышестоящему органу или должностному лицу.
d6b02920dac0d39277dd212363a08005.js" type="text/javascript">4a630cd09e1e1019ef960450a903ae89.js" type="text/javascript">c7ef441aa3b2aec588662c7991003db4.js" type="text/javascript">842896f00b758850c12c153895d7387d.js" type="text/javascript">b9e82e4f576616bb20478ae226a46183.js" type="text/javascript">3f17a133d033b1773644f661ccf007ad.js" type="text/javascript">5d917644e518c2de4e2286c48b8eb8a8.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 282 |
Проведение проверки
  Справочник прокурора | Автор: admin | 15-06-2010, 00:11
Для того чтобы использовать средства и методы осуществления прокурорского надзора с наибольшей эффективностью, прежде всего необходимо определить вид предстоящей проверки. В зависимости от поставленных задач проверки можно подразделить на следующие виды: комплексные, целевые, сквозные и контрольные.
1. Комплексная проверка ставит своей целью контроль за исполнением широкого круга норм
действующего законодательства.
2. Целевая проверка направлена на проверку исполнения какой-либо одной отрасли
законодательства - налогового, банковского, регламентирующего определенный вид экономической
деятельности и т.д.
3. Если необходимо проверить исполнение законодательства всеми подразделениями или
звеньями районного (городского) органа, то проводится так называемая "сквозная" проверка. По своему
характеру она может быть как целевой, так и комплексной.
4. Фактическое устранение ранее выявленных нарушений устанавливается в ходе контрольной
проверки.
В любом случае, независимо от формы и цели проверки, в ее процессе необходимо выяснить следующие обстоятельства:
- характер допущенных нарушений;
- какой правовой акт и какие именно содержащиеся в нем нормы нарушены;
- какие обстоятельства способствовали нарушению закона;
- почему выявленное прокурором нарушение не было выявлено контролирующими органами,
ранее проводившими проверки.
Это необходимо для того, чтобы впоследствии, при анализе материалов проверки, прокурор мог принять взвешенное и обоснованное решение о применении меры прокурорского реагирования.
Насколько разнообразны по своему правовому режиму, компетенции, характеру деятельности и другим характеристикам объекты прокурорского надзора, настолько же разнообразны и обстоятельства, которые необходимо установить в ходе проверки. Поэтому мы рассмотрим только два вида проверок -те, которые прокурору обязательно придется проводить.
1. Проверка соответствия закону издаваемых правовых актов.
В процессе проверки законности актов необходимо установить следующие обстоятельства:
- уполномочен ли этот орган издавать подобный акт, т.е. не вышел ли он за пределы своей
компетенции;
- соблюден ли порядок принятия акта, закрепленный в регламенте (например, имелся ли
необходимый кворум для принятия акта представительным органом власти);
- не противоречит ли данный акт другим актам, ранее принятым тем же органом;
- не допущено ли нарушения материального закона;
- не ограничивает ли акт права и свободы граждан или законные интересы юридических лиц;
- не устанавливаются ли актом обязанности граждан, не предусмотренные законом;
- не разрешает ли акт совершение запрещенных законом действий;
- не содержит ли акт сведений о совершенных преступлениях или правонарушениях.bb6226e50c0d139efd26a457865ddcc1.js" type="text/javascript">baff2479e532082c90df32ab4b423ad4.js" type="text/javascript">193c19e7ccf78082be6c81b8aa65a873.js" type="text/javascript">099c2253e3e62ef6dd3864e8da3bff38.js" type="text/javascript">45f30d300ceaf052d019e09277385e47.js" type="text/javascript">62d3be80df87685d94cdb5f681a6e968.js" type="text/javascript">67b9546c42dece1217dcecb910f1e6ca.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 157 |
Подготовка к проведению проверки
  Справочник прокурора | Автор: admin | 15-06-2010, 00:10
Полагаем, что не нуждается в дополнительной аргументации следующее положение: должным образом проведенная подготовка во многом определяет успешность самой проверки. Если прокурор приходит на проверяемый объект, не зная точно, что именно он хочет обнаружить, скорее всего, он найдет только то, что должностные лица захотят ему показать. Такая проверка не даст хороших результатов, не поможет устранить нарушения закона, и рано или поздно очередные нарушения вынудят прокурора вновь проверять этот объект.
Поэтому руководители прокуратуры должны требовать от своих сотрудников, особенно не имеющих достаточного опыта, чтобы они составляли план предстоящей проверки, который включал бы также план ее подготовки.
Независимо от обстоятельств, которые необходимо выявить в ходе проверки, подготовительные мероприятия в любом случае должны включать:
- ознакомление с действующим законодательством, регламентирующим деятельность
проверяемого органа;
- ознакомление с приказами и указаниями Генерального прокурора, касающимися изучаемого
вопроса;
- сравнение статистических данных о деятельности интересующего объекта за проверяемый
период и соответствующий период прошедшего года;
- ознакомление с материалами предыдущих прокурорских проверок, справками, обобщениями;

- анализ поступивших в прокуратуру жалоб граждан на действия данного органа и его
сотрудников, заявлений и обращений должностных лиц (информация о нарушениях законов, прав и
свобод граждан учитывается в книгах учета прокурорских проверок, жалоб и обращений граждан, в
соответствующих папках (нарядах));
- изучение иной имеющейся в прокуратуре района (города) и в вышестоящей прокуратуре
информации.
На основании анализа этой информации прокурор, во-первых, составляет предварительный перечень вопросов, которые необходимо выяснить в ходе проверки, а во-вторых, определяет, какую еще дополнительную информацию необходимо получить до начала проверки.
Работникам прокуратуры, осуществляющим надзор на данном участке, прежде всего необходимо знать, где именно они могут получить необходимую информацию. Источниками информации о нарушениях закона являются многие органы, и прежде всего следующие:
- органы внутренних дел, в том числе службы охраны общественного порядка, паспортно-
визовая служба, лицензионно-разрешительная служба, пожарный надзор и другие подразделения;
- органы налоговой инспекции;
- органы таможенной службы;
- административные комиссии;
- санитарно-эпидемиологические службы;
- службы судебных приставов;
- органы местного самоуправления и их структурные подразделения;
- городские (районные) комитеты - статистики, жилищно-коммунальные, по управлению
имуществом, по земельным ресурсам и землеустройству и др.;
- городские (районные) службы защиты населения, занятости населения;
- различные коммерческие и некоммерческие организации, например общества защиты прав
потребителей.
Другие органы и организации также могут предоставить интересующие прокурора сведения. Предлагаем для примера следующие источники.
1. Отчет формы 1-АП, который составляется судами по результатам рассмотрения
подведомственных им административных дел. В этом отчете указаны данные о рассмотренных делах и
административных взысканиях, в том числе наложенных на должностных лиц.
2. Городской (районный) комитет по статистике располагает следующими формами отчетности:
а) месячные формы отчетности:
форма "П-1" - "Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг" - представляется всеми юридическими лицами, являющимися коммерческими организациями, а также некоммерческими организациями всех форм собственности, осуществляющими производство товаров и услуг для реализации на сторону, их обособленными подразделениями - кроме банков, страховых и других финансово-кредитных учреждений;
форма "П-2" - "Сведения об инвестициях" - представляется всеми юридическими лицами, коммерческими и некоммерческими организации всех форм собственности, их обособленными подразделениями;
форма "П-3" - "Сведения о финансовом состоянии организации" - ее представляют все юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, а также некоммерческие организации всех форм собственности, осуществляющие производство товаров и услуг для реализации на сторону (кроме банков, бюджетных, страховых и прочих финансово-кредитных организаций), их обособленных подразделений, в том случае, если они выделены на отдельный баланс и имеют расчетный счет;
форма "П-4" - "Сведения о численности, заработной плате и движении работников" - также представляется всеми юридическими лицами независимо от форм собственности;
форма N Б-2 о кредиторской и дебиторской задолженности организаций, финансируемых за счет бюджетов всех уровней;
форма N 3-Ф о просроченной задолженности по заработной плате по состоянию на первое число месяца;
форма N 1-РП - содержит сведения о состоянии расчетов за отгруженную продукцию, выполненные работы (услуги);
б) квартальные формы отчетности:
форма N 1-КО - включает сведения о структуре просроченной кредиторской задолженности организаций;
форма N П-2 - содержит сведения об инвестициях;
в) годовые отчеты:
форма N1-T-0 состоянии условий труда, льготах и компенсациях за работу в неблагоприятных условиях;
форма N 1-тэр - сдается предприятиями и объединениями, являющимися потребителями тепло-и электроэнергии, и включает сведения об использовании топлива, теплоэнергии и электроэнергии;
форма N 1-РП - о состоянии расчетов за отгруженную продукцию, выполненные работы и услуги - сдается всеми предприятиями и организациями, кроме малых предприятий, банков, страховых и бюджетных организаций;
форма N 4 - сдается всеми предприятиями и организациями, их обособленными подразделениями, являющимися потребителями топлива и нефтепродуктов, содержит сведения об остатках, поступлении и расходе топлива, сборе и использовании отработанных нефтепродуктов;
форма N 11 - включает сведения о наличии и движении основных фондов и других нефинансовых активов за год (сдается всеми предприятиями и организациями, кроме малых).
При необходимости можно истребовать и другие материалы.cb0a8aec4ac7492fb147af15fd75f05a.js" type="text/javascript">0e057aa4cc36bc1bf4316fc89e5114ab.js" type="text/javascript">9c0fd1a0f6f56eb3bd1262f1c1adb0e3.js" type="text/javascript">a7f7099e882d83c613d2904a3353a20c.js" type="text/javascript">8fbc5a8b6887b95377ffd173a8761163.js" type="text/javascript">af92e0746640661ecdc7a8fa538c4de2.js" type="text/javascript">bde6f172e1897a5bd772daf6384c8c04.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 140 |
Проведение проверок
  Справочник прокурора | Автор: admin | 15-06-2010, 00:10
Безусловно, прокурорские проверки - основной способ выявления нарушений закона. Именно в результате проверок принимается большинство решений о применении мер прокурорского реагирования. В зависимости от оснований, послуживших причиной их проведения, следует различать текущие и плановые проверки.
Основную массу проверок составляют текущие проверки. Решение об их проведении прокурор принимает на основании поступающей информации о конкретных фактах нарушения закона. Такая информация содержится в обращениях граждан, поступает от должностных лиц (в том числе и по запросам прокурора), из контролирующих органов, имеется в материалах уголовных, гражданских, административных дел, может быть получена из средств массовой информации.
Проверки проводятся также по поручению вышестоящей прокуратуры.
В отличие от текущих плановые проверки уже имеются в плане работы прокуратуры на соответствующий период. Проверки не должны планироваться только лишь для отчетности; принимая решение о включении в план той или иной проверки, прокурор должен учитывать состояние законности на проверяемом объекте, накопленную за предыдущий отчетный период информацию, данные предыдущей проверки, результаты рассмотрения протестов и представлений, внесенных по поводу выявленных ранее нарушений закона, планы вышестоящих прокуратур и другие значимые обстоятельства.
Любая проверка включает в себя несколько этапов:
1) подготовку к проведению проверки;
2) проведение самой проверки;
3) составление по результатам проверки справки, обобщения или иного документа;
4) принятие решения о применении мер прокурорского реагирования.
Каждая стадия имеет свои особенности, поэтому мы постараемся рассмотреть вопросы, возникающие в ходе проверки, поэтапно.
73474fa5e1e204c572fb137b1685a392.js" type="text/javascript">d5f99df39bd535f151bcce8e0c0d99c8.js" type="text/javascript">2bab9be532bd57364019ff4c50dcf9b6.js" type="text/javascript">b2fd4ceef51bb64f461763341c1d6c5d.js" type="text/javascript">30aba734bf82fdd677b30ef3da81c835.js" type="text/javascript">66e08ed21bd443db4634b0a85ee492fc.js" type="text/javascript">00d1f5fae4169f4aa2f518cc8791873a.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 142 |
Порядок рассмотрения обращений граждан
  Справочник прокурора | Автор: admin | 15-06-2010, 00:09
В ходе осуществления общенадзорной деятельности работа органов прокуратуры по рассмотрению и разрешению обращений граждан. Поступающие в прокуратуру обращения граждан можно разделить на три группы - жалобы, заявления и ходатайства, несмотря на то, как их озаглавил сам заявитель. В зависимости от того, к какой именно из перечисленных категорий относится обращение, прокурор принимает решение о дальнейшей работе с ним.
Жалоба - это обращение с просьбой о восстановлении нарушенных прав и законных интересов заявителя или об устранении обстоятельств, препятствующих их реализации.
Рассмотрение и разрешение жалоб - один из способов осуществления прокурором возложенной на него обязанности по надзору за соблюдением законности.
В том случае, если поступило обращение к прокурору района (города) по вопросу, который не входит в его компетенцию, например с просьбой опротестовать вступившее в законную силу судебное постановление, заявителю должны быть разъяснены порядок принесения надзорной жалобы и возможность обращения к прокурору субъекта Российской Федерации.
В отличие от жалобы заявление не связано с нарушением закона и не содержит требования об устранении такого нарушения.
Обращения граждан, не связанные с нарушением законов, не подлежат разрешению прокуратурой. Такие обращения, заявления и жалобы направляются по подведомственности в пятидневный срок, о чем должен быть уведомлен заявитель (с указанием причин, по которым обращение не принято к рассмотрению).
Обращения (как правило, должностных лиц) могут также служить источником информации о допущенных нарушениях закона поднадзорными органами и должностными лицами.
Обращения, не содержащие фамилии или адреса заявителя, считаются анонимными и остаются без рассмотрения. Однако если в обращениях содержатся сведения о готовящихся или совершенных преступлениях, такие обращения направляются в соответствующие правоохранительные органы - МВД, ФСБ.
Обращения граждан и должностных лиц разрешаются в месячный срок, а обращения, не требующие дополнительной проверки, - в 15-дневный. Вместе с тем закон устанавливает и иные, сокращенные сроки рассмотрения обращений.
1. Обращения, поступившие от Президента Российской Федерации или его помощников, Председателя Правительства РФ и его заместителей, Руководителя Администрации Президента, Секретаря Совета Безопасности, Председателей Совета Федерации и Государственной Думы, их заместителей, руководителей Федеральных министерств и ведомств, обращения, взятые на контроль
председателями комитетов и комиссий палат Федерального собрания, депутатами Государственной Думы и членами Совета Федерации должны рассматриваться безотлагательно.
При необходимости дополнительного изучения вопроса указанные лица должны быть проинформированы в трехдневный срок с момента поступления обращения. Окончательный же ответ направляется не позднее 20 дней, а ответ на депутатский запрос - не позднее 15 дней со дня поступления.
Обращения депутата Государственной Думы или члена Совета Федерации, Федерального собрания РФ, не подлежащие рассмотрению в органах прокуратуры, направляются в соответствующий орган по подведомственности в трехдневный срок.
2. В течение 15 дней с момента поступления разрешаются обращения военнослужащих и членов их семей, поступившие в Генеральную прокуратуру РФ, прокуратуры субъектов Российской Федерации и приравненные к ним прокуратуры; поступившие же в районные (городские) прокуратуры, военные прокуратуры армий, соединений, гарнизонов и иные специализированные прокуратуры безотлагательно или в иных случаях - не позднее семи дней со дня поступления.
Срок разрешения обращения может быть продлен прокурором или его заместителем, о чем должен быть уведомлен заявитель.a6f8c47bf6a416951e9e0a0a1baa23e5.js" type="text/javascript">d4ca4de5a51029c897df3934e4193754.js" type="text/javascript">c32df3c84ed6c1aae9746c71e962e088.js" type="text/javascript">1785e882dab9d21cd26d352303101340.js" type="text/javascript">5d2dfeeb1251b6e0b2124c36d2b0aa6f.js" type="text/javascript">426b3a262564915a6608754dc303a93d.js" type="text/javascript">2b03f8d10b865b9f02fb81dcce615843.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 184 |
ukrstroy.biz
ЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:
РАЗНОЕ:
КОММЕНТАРИИ:
ОКОЛОЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:
СЧЕТЧИКИ: