Сегодня
НАВИГАЦИЯ:
ЮРИДИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ:
РАЗНОЕ:
РЕКЛАМА:
Уникальные методы: создание и продвижение сайтов в Можайске экономическая выгода.
АРХИВ НОВОСТЕЙ:
Мышление, интуиция, воображение в решении задач
  Юридическая психология | Автор: admin | 19-05-2010, 02:08
Юридическая работа постоянно связана с решением самых разнооб¬разных задач. Для этого надо мыслить. Мышление как психический процесс всегда направлено на вскрытие глубинных связей, коренящихся в объективной реальности.
Мышлением называется процесс отражения в сознании человека сущности, закономерных связей и отношений между вещами и явлени¬ями природы и общества. Мышление возникает на основе практической деятельности из чувственного познания и далеко выходит за его пре¬делы. Оно дает возможность юристу познать такие стороны объектив¬ной действительности, которые скрыты от его глаз.
Мышление протекает на языковой основе. Слова создают необхо¬димую материальную оболочку мысли. Чем лучше продумана какая-либо мысль, тем яснее она выражается в словах, и, наоборот, чем четче словесная формулировка, тем глубже мысль. «Мышление, — писал И.П. Павлов, — ничего другого не представляет, как ассоциации, спер¬ва элементарные, стоящие в связи с внешними предметами, а потом цепи ассоциаций. Значит, каждая маленькая первая ассоциация — это есть момент рождения мысли»*. Мысль человека формулируется в об¬разах, понятиях и суждениях. Суждения бывают общими, частными и единичными. Они образуются двумя основными способами: 1) непо¬средственно, когда в них выражают то, что воспринимается; 2) опос¬редованно — путем умозаключений или рассуждений**.
_____________________________________________________________________________
*Павлов И.П. Полн. собр. соч. Изд. 2, т. 3. М.,1951, с. 232.
**См.: Общая психология (под ред. Петровского А.В.). М., 1986, с. 327.

Процесс мышления — это прежде всего анализ, синтез и обобщение. Анализ — это выделение в объекте тех или иных его сторон, элементов, свойств, связей, отношений и т.д. Например, анализируя поведение обвиняемого по уголовному делу, следователь мысленно делит это пове¬дение по каким-то критериям на отдельные части.
Объединение выделенных анализом компонентов целого есть синтез. В процессе синтеза происходит соединение, соотнесение тех элементов, на которые был расчленен познаваемый объект. Анализ и синтез всегда взаимосвязаны. Неразрывное единство между ними отчетливо выступа¬ет уже в познавательном процессе.
Сравнение состоит в сопоставлении между собой предметов, явлений, их свойств и отношений. Так, чтобы решить вопрос о том, является или не является конкретное лицо подозреваемым по конкретному уголовно¬му делу, нужно расчленить поведение данного индивида на отдельные признаки — действия и сличить их по возможности с эталонными признаками этого преступления. Выявленное совпадение или несов¬падение признаков служит основой для принятия решения.
В ходе обобщения в сравниваемых предметах — в результате их ана¬лиза — выделяется нечто общее. Эти общие для различных объектов свойства бывают двух видов: 1) общие как сходные признаки и 2) общие как существенные признаки. Следовательно, всякое существенное свой¬ство является между тем и общим для данной группы однородных предметов, но не наоборот: не всякое общее (сходное) свойство является существенным для данной группы объектов. Общие существенные при¬знаки выделяются в ходе и в результате углубленного анализа и синтеза. Отметим, что закономерности анализа, синтеза и обобщения суть ос¬новные внутренние специфические закономерности мышления.
В современной психологии выделяют в основном три вида мышле¬ния: 1)наглядно-действенное; 2)наглядно-образное; 3)отвлеченное (теоретическое) мышление*.
_____________________________________________________________________________
* См. подробнее.: Развитие психологических функций взрослых людей. М., 1972, с- 189; Общая психология. Под ред. академика Петровского А.В. М., 1986, с. 342 - 343.

Наглядно-действенное (предметное) мышление проявляется в прак¬тической жизни человека. Оно сопутствует ему на всех ступенях раз¬вития: человек как бы физически «руками» анализирует и синтезирует объекты своей деятельности, свое поведение. Обращение к собеседнику, следование примеру, показ действий или рассказ о них всегда связаны с наглядно-действенным мышлением. Развитие такого вида мышления очень важно для исполнения двигательной или операторской деятель¬ности юриста-практика.
Наглядно-образное мышление выступает в ситуациях, когда человек начинает мыслить наглядными образами, возникшими раньше. Напри¬мер, при проведении следственных действий, обдумывая маршрут дви¬жения к цели по городу, следователь в наглядных образах представляет себе все возможные пути движения. Он анализирует каждый из них и, сравнивая протяженность, напряженность движения транспорта и пе¬шеходов в определенные часы, мысленно решает проблемную задачу. Чем больше и подробнее сведения о данном городе, микрорайоне, улице, доме, квартире, где совершено преступление, тем ярче перед следователем будут проявляться образы ситуаций, тем более правильное он сможет принять решение.
Образное мышление способствует прогнозированию поведения подо¬зреваемых по уголовному делу лиц, помогает обучению с помощью наглядных пособий, облегчает составление аналитических документов, обзоров, научных докладов. Развитое образное мышление способствует реализации задач коммуникативной, управленческой и познавательной деятельности юриста-практика.
Отвлеченное (теоретическое) мышление выступает наиболее ярко там, где для совершения мысленных операций требуется использовать абстрактные понятия, теоретические знания. Такое мышление осущест¬вляется главным образом на основе логических рассуждений. Это мыш¬ление помогает юристу уяснить сложные категории общественных наук и оперировать ими в процессе общения.
В практической деятельности ни один человек, естественно, не поль¬зуется каким-то видом мышления в «чистой форме», работник юриди¬ческого труда в этом не является исключением.
Практическое мышление осуществляется и достигает определенного результата путем общих мыслительных операций (анализа, синтеза, обобщения, сравнения, абстрагирования и конкретизации) еще и клас¬сификации,систематизации, структурирования*. При все этом прак-тическое мышление имеет творческий характер.
_____________________________________________________________________________
См. подробнее: Военная психология. М., 1972, с. 131–132; Психология. Под ред. Рудика А.П. М., 1974, с. 171–175.

Кратко остановимся на качествах творческого мышления.
1. Проблемный характер подхода к изучаемым явлениям — это качес¬тво творческого мышления проявляется в умении найти вопросы, под¬лежащие выяснению, исследованию, найти проблемную ситуацию там, где многим кажется, что ее нет, что все в расследуемом деле очень просто. Проблемный характер мышления следователь, например, ис¬пользует на стыке реконструктивной и поисковой деятельности.
2. Динамичность мышления — способность быстро, творчески ори¬ентироваться в расследуемом деле, выделить, на что именно нужно обратить больше внимания и от чего следует отвлечься, быстрота охватывания расследуемой ситуации и определение оснований, которыми нужно руководствоваться в последующем развитии версии. Это качество мышления помогает и в таком следственном действии, как допрос.
3. Оперативность мышления — включение умственных операций (на¬блюдательности, воображения), которые в исследовании вещественных доказательств и различных юридических фактов наиболее значимы; оперативность мышления относится и к поисковой деятельности следо¬вателя, обеспечивая разумное сочетание наблюдательности, воображе¬ния и интуиции.
4. Широта мышления — это продуктивность творческой работы при решении многих проблем. Данное качество особенно необходимо сле¬дователям и судья, расследующим или рассматривающим хозяйствен¬ные преступления, где нужны большая разносторонность, рациональное применение знаний, умений и опыта в процессе познавательной де¬ятельности.
5. Глубина мышления проявляется в выявлении существенных свойств, связей и отношений между предметами и явлениями. Конкрет¬ным выражением глубины мышления является сочетание анализа и синтеза. Глубина мышления тесно связана с избирательностью. Чем уже проблема, явление, тем больше свойств, деталей можно рассмотреть при ее изучении.
6. Обоснованность в выдвижении версий по расследуемому делу — в их решении, смелость, оригинальность и обоснованность отличны от дискурсивного мышления тем, что эти качества в процессе познания предшествуют логике, особенно на первых этапах расследования. Так, следователь, обладая этими качествами, гораздо скорее составит вероят¬ную версию при переборе вариантов, чем другой, который не обладает этими качествами.
7. Логичность мышления — это развитие последовательности мыс¬лительного процесса, строгость и «проницательность» доказательства, умение сделать обобщающие выводы из обширных и разнообразных юридических фактов.
8. Критичность и непредвзятость (объективность) мышления — стер¬жень мыслительного процесса работника юридического труда, без кото¬рого он не может установить истину.
Специфической особенностью творческих процессов решения задач является присутствие в них интуиции. Интуицию обычно рассматрива¬ют как специфический метод познания, при котором возникает ил¬люзия прямого усмотрения искомого вывода. С помощью интуиции истина открывается разуму человека путем прямого усмотрения без использования логических определений и доказательств как промежу¬точных звеньев познания. Эффективность принятии интуитивных ре¬шений зависит от многих факторов. Здесь особенно важен опыт судьи и следователя, их знания, умения, навыки. Большую роль играет также их психическое состояние. Состояние бодрости, подъема сказывается положительно на генерировании интуитивных решений, и, наоборот, страх, подавленность, растерянность низводят интуицию до уровня бес-предметного гадания. Интуиция, кроме того, связана с индивидуально-психологическими особенностями человека: одни люди склонны действовать во многих случаях из логики фактов, другие очень часто по¬лагаются на интуицию. Однако во всех случаях основой интуиции является опыт, и ее силы и слабость коренятся в прошлом опыте.
Характерологические свойства личности и структура ее мотивов зави¬сят также от степени объективности ее отношений к действительности, опыта познания мира и общего развития интеллекта*. На практике в большинстве случаев следователь не учитывает какого-то одного факта во всех версиях, так как в деле имеются многочисленные признаки явлений, которых он в данный момент не осознает.
Коментариев: 0 | Просмотров: 89 |
Память человека
  Юридическая психология | Автор: admin | 19-05-2010, 02:06
В деятельности юриста, где ведущим является коммуникативный процесс, получение информации и ее запоминание являются той осно¬вой, на которой строятся все практические действия. В связи с этим тренировка умений и навыков запоминания является одной из основ¬ных в системе психологической подготовки к юридической деятельности. Эта тренировка должна организовываться и проводиться с учетом главных закономерностей памяти.
Память представляет собой сложный психический процесс, включаю¬щий в себя: 1) запоминание предметов, явлений, лиц, действий, мыс¬лей, информации и т. д.; 2) сохранение в памяти того, что было запом¬нено; 3) узнавание при повторном восприятии и воспроизведение за-помненного. Физической основой памяти являются следы нервных процессов, сохраняющихся в коре больших полушарий головного мозга.
Воздействие среды на мозг человека осуществляется или путем непо¬средственного воздействия предметов и явлений на органы его чувств, или же опосредованно через слово: рассказ, описание и т. д. Эти воздей¬ствия оставляют в коре головного мозга соответствующие следы, которые потом могут быть оживлены повторным восприятием (узнавание) или же путем припоминания. Память — это интегративный психический про¬цесс, охватывающий результаты ощущений, восприятия и мышления.
В психологии различают четыре типа памяти.
Наглядно-образная память проявляется в запоминании, сохранении и воспроизведении зрительных, слуховых, вкусовых, температурных и т.п. образов. Это может быть зрительное представление объекта наблюдения, собеседника, участка местности, знания, процесса обще¬ния и т. д. Наглядно-образная память имеет большое значение в учеб¬ной и творческой деятельности человека.
Словесно-логическая память выражается в запоминании и воспроиз¬ведении мыслей. Этот тип памяти тесно связан с речью, так как любая мысль обязательно выражается словами. Особенности этого типа па¬мяти учитываются в процессе обучения. Чтобы запоминание было более эффективным, используются образная речь и интонация.
Двигательная память зависит от мышечных ощущений, от возбужде¬ния и торможения соответствующих проводящих путей и нервных кле¬ток. Например, следователь может очень четко представить свои дей¬ствия, которые он совершал при наблюдении за преступником. Если по истечении некоторого времени ему придется словесно описывать эту процедуру, то он незаметно для себя может воспроизводить совершен¬ные им движения.
Эмоциональная память — это память на эмоциональные состояния, имевшие место в прошлом. Как правило, яркие эмоциональные образы быстро запоминаются и легко воспроизводятся. Отличительной особен¬ностью эмоциональной памяти являются широта общения и глубина проникновения в сущность пережитого когда-то чувства. Свойства эмоциональной памяти зависят от особенностей работы органов чувств.
Необходимо учитывать, что одни люди при запоминании материала пользуются преимущественно зрительными представлениями, другие — слуховыми, третьи — двигательными. Однако не следует думать, что для человека, у которого преобладают определенного вида представления, недоступны другие виды,
Различают следующие виды памяти: зрительную, слуховую, двига¬тельную и смешанную. В соответствии с этим работник юриспруденции должен представлять, какой вид памяти присущ ему самому, а также людям, с которыми ему придется работать. Это необходимо для того, чтобы при восприятии и описании событий вносить соответствующие коррективы для принятия правильного решения.
Различают также долговременную и кратковременную память. Крат¬ковременная память удерживает информацию в неполном виде. Долго¬временная память служит для запоминания информации надолго, не¬редко на всю жизнь. Этот вид памяти наиболее важен и наиболее сложен. Сведения о кратковременной и долговременной памяти весьма значимы для следственной работы.
Протекание процессов запоминания, сохранения и последующего воспроизведения определяется тем, какое место занимает данная ин¬формация в деятельности субъекта, какова ее значимость, что он делает с этой информацией. Наиболее продуктивно запоминается материал, связанный с целью деятельности, с ее основным содержанием. В этих случаях даже непроизвольное запоминание может быть более продук¬тивным, чем произвольное.
Следует учитывать влияние эмоций на процесс запоминания. Оно будет более продуктивным, если восприятие осуществляется на фоне повышенных эмоциональных состояний. Когда явление и событие за¬трагивают чувства, то мыслительная деятельность свидетеля, потерпев¬шего, подозреваемого и обвиняемого будет более активна, заставляя неоднократно возвращаться к пережитому.
Забывание представляет собой процесс, противоположный запечатлению и сохранению. Забывание — явление физиологически вполне нор¬мальное. Если бы вся информация, накапливаемая в памяти, одновре¬менно всплывала в сознании человека, то практически было бы не¬возможно продуктивное мышление. Только усилием воли люди каждый раз извлекают из долговременной памяти лишь ту часть информации, которая необходима для выполнения данного вида деятельности. «Дви¬жение мысли, — пишет А.Н. Лук, — та нить, которая переводит необ¬ходимую информацию длительной памяти в оперативную»*. Таков и ме¬ханизм воспроизведения показаний свидетелем, потерпевшим, подо¬зреваемым, обвиняемым.
_____________________________________________________________________________
* Лук А.Н. Память и кибернетика. М., 1966, с. 80.

Большую роль при запоминании материала играет установка на запо¬минание. Как показывает практика и экспериментальные исследования, люди, которые воспринимают материал лишь для того, чтобы записать его, намного быстрее забывают этот материал, в отличие от тех, кто этот же материал запоминает с установкой «запомнить надолго». Особое значение здесь имеет важность материала. Если человек явно осознает, что запоминаемый материал решает успех важной операции, то установ¬ка на прочное запоминание формулируется легко. Отсюда следует вы¬вод: запоминаемый материал должен быть классифицирован по степени важности,
В юридической деятельности целесообразно запоминать воспринима¬емую информацию по плану: 1) основная мысль (осмысливание запо¬минаемого): 2) факты и события (что, когда и где происходит); 3) при¬чины происходящих событий; 4) выводы и источник информации.
Для правильной оценки показаний свидетеля, потерпевшего, подо¬зреваемого. обвиняемого работникам правоохранительных органов и су¬дьям важно знать закономерности процесса развития памяти человека, Память развивается и совершенствуется в течение всей жизни человека. На нее влияют развитие нервной системы человека, условия воспитания и обучения, выполняемая деятельность. При этом развитие происходит как количественно, так и качественно. В зависимости от подъемов и спадов уровней интеллектуальных функций происходят подъемы и спады в памяти человека.
Исследованиями установлено, что в возрасте от 18 до 25 лет память обычно улучшается, до 45 лет сохраняется на одном и том же уровне, затем постепенно начинает ослабевать*. Однако если люди вовлечены в активную деятельность, то этот спад может быть малозаметен. Если по роду деятельности человеку приходится постоянно что-то запоминать, то память не только не деградирует, а, наоборот, развивается.
_____________________________________________________________________________
* Воронин Л.Г. Физиология и биохимия памяти. М., 1965.

Бывают случаи провалов памяти (амнезии), когда из сознания выпадают события, заполняющие определенный отрезок времени. Провалы памяти могут наступить, в частности, у потерпевшего после полученной травмы или обморочного состояния. Нередко следователю или прокурору, умело пользующемуся ассоциациями, удается добиться того, что провал памяти устраняется.
Следователю и судье необходимо учитывать индивидуальные харак¬терологические особенности свидетеля, потерпевшего, подозреваемого и обвиняемого: при прочих равных условиях одни люди склонны к запо¬минанию приятного, другие — неприятного, в зависимости от жизнера¬достного, бодрого, оптимистического или пессимистического склада личности. На запоминание материала, воспринятого свидетелем, потер¬певшим, подозреваемым, обвиняемым, обычно оказывает влияние их последующая деятельность. Впечатления могут забываться полностью или частично.
Отметим, что воспоминание и припоминание не являются процес¬сами, изолированными друг от друга. Между ними существует двухсторонняя взаимная связь. Припоминание является, с одной стороны, предпосылкой воспроизведения, а с другой — оно оказывается его ре¬зультатом*. Припоминание совершается в процессе воспроизведения, в ходе рассказа свидетеля, потерпевшего, подозреваемого и обвиняемого на допросе. Поэтому не случайно рекомендуется начинать допрос со свободного рассказа, так как это способствует активизации латентного слоя, запечатленного в памяти. Поэтому не следует без крайней надоб¬ности прерывать свободное повествование допрашиваемого. Заданный в ходе свободного рассказа вопрос часто рассеивает внимание допра¬шиваемого, нарушает ход его мыслей, мешает припоминанию фактов.
Коментариев: 0 | Просмотров: 55 |
Система психических процессов
  Юридическая психология | Автор: admin | 19-05-2010, 02:05
Известно, что личность реализуется в деятельности, которая возможна благодаря познанию окружающей среды. В этом случае кибернетики самого человека характеризует как сложную, саморегулирующую сис¬тему, поддерживающую динамическое равновесие с окружающей средой. В обеспечении взаимодействия человека с внешним миром ведущую роль играют свойства личности, ее мотивы, установки. Однако всякое психи¬ческое явление - это и отражение действительности, и звено в регуляции деятельности*. Регуляция деятельности начинается уже на уровне ощу¬щений и восприятий — с психических познавательных процессов. С них и логично начинать рассмотрение психических явлений.
_____________________________________________________________________________
* Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание, М., 1957, с. 264.

Познавательная деятельность включает в себя следующие процессы:
Сенсорные (от лат. sensus - ощущение) познавательные процессы отражают отдельные свойства предметов и явлений. Психический ре¬зультат этого действия называется ощущением.
Перцептивные (от лат. percipere — воспринимать) познавательные процессы отражают предметы и явления в их целостном виде. Психи¬ческие образы этих предметов и явлений называются восприятием.
Мнемические (от греч. mneme — память) процессы создают образы памяти. Преобразование представлений памяти в новые образы — это процессы воображения.
Интеллектуальные (от лат. intellectus - разум), или мыслительные, процессы отражают существенные связи между явлениями.
Ощущения, восприятия, представления, память относятся к чувствен¬ным формам познания.
Чувственное отражение у человека всегда связано с логическим по¬знанием, мышлением. Единичное в чувственном познании человека отражается как проявление общего. В чувственном познании сущест¬венную роль играет язык, слово, которое всегда выполняет функцию обобщения. В свою очередь логическое познание (мышление) осно¬вывается на данных чувственного опыта, на ощущениях, восприятии и представлениях памяти. В едином процессе познания осуществляется непрерывное взаимодействие всех познавательных процессов.
На ощущениях основаны более сложные познавательные процессы: восприятия, представления, память, мышление, воображение. Иначе как через ощущения мы ни о каких формах движения ничего узнать не можем. Ощущением называется простейший, далее уже не разложимый психический процесс.
В ощущениях отражаются объективные качества предмета (запах, цвет, вкус, температура и др.) и интенсивность воздействующих на нас раздра¬жителей (например, более высокая или более низкая температура).
Как правило, накопление и обработка информации начинаются с ощущения и восприятия, физиологическую основу которых составляет деятельность органов чувств, называемых в физиологии анализаторами. Но воспринимают не анализаторы, а конкретная личность со своими потребностями, интересами, стремлениями, способностями, собствен¬ным отношением к тому, что воспринимается. Поэтому восприятие зависит как от объекта восприятия, так и от индивидуальных особеннос¬тей воспринимающего человека,
В жизни восприятие окружающих предметов представляет собой ди¬намический процесс. Человек производит множество перцептивных действий для того, чтобы сформировать адекватный образ объекта вос¬приятия. Эти действия состоят в движении глаза в зрительном воспри¬ятии, движении руки при осязании, движении гортани, воспроизводя¬щей слышимый звук, и т. п.
Связаны акты человеческого восприятия также с анализом и син¬тезированием впечатлений, получаемых от объекта, воспринимаемого при различной освещенности, удалении, под разными углами зрения, в различных положениях и условиях (туман, дождь, снег и т. д.). Наблю¬датель получает при этом более правильное представление о его форме, цвете, размере, соотношении частей. На основе различных представле¬ний от разных ракурсов восприятия все более ясным и точным делается синтетическое впечатление лучшего свидетеля, потерпевшего, подо¬зреваемого и обвиняемого о наблюдаемом предмете.
Отметим, что, несмотря на то что физическое существование внеш¬них объектов никак не связано с мозгом, свойства и отношения внеш¬них объектов трансформируются в процессе восприятия благодаря тому, что в них участвуют основные психические процессы, содержанием которых являются эти свойства и отношения. Так, мысль раскрывается в признаках тех объектов, отношения между которыми она отражает, а эмоция — в терминах, обозначающих отношения к тем событиям, предметам или лицам, которые ее вызывают. Цвет, звуки, запахи, фор¬мы предметов и явлений выступают в восприятии то с большей, то с меньшей силой — в зависимости от установок, внимания личности.
Внимание может быть специально направлено на восприятие отдельной стороны вещей и явлений и этим содействовать их тонкому различению, установка же облегчает восприятие объектов. Сложность формирования материалов показаний заключается и в том, что в акт восприятия включаются имеющиеся у субъектов ранее сложившиеся представления о предметах такого рода и накопленные знания о них.
Так, предметом допроса обычно являются обстоятельства, которые имели какое-либо отношение к событию преступления. Но из этого не следует, что материал будущих показаний воспринимается изолирован¬но от тех предметов и событий, которые не относятся к предмету допроса. Если бы человек каждый раз пользовался только теми сиг¬налами из внешнего мира, которые в данный момент получают его органы чувств, то вряд ли была бы возможна сознательная деятельность. Умение ориентироваться в том, что происходит вокруг, понимать назна¬чение воспринимаемых объектов дает человеку его жизненный опыт, в основе которого лежит память. Восприятие человеком любого пред¬мета представляет собой не просто приобретение чувственных данных зрительного, слухового или иного характера, а всегда связано с осмыс¬ливанием, истолкованием увиденного, будет ли восприятие длительным или мгновенным. Проявление единства этих процессов П.М. Якобсон описывает так: «В ходе первичного и повторяющегося всматривания в предмет происходит истолковывание увиденного. Оно основывается на вычленении определенных частей предмета, на таком сопоставлении этих частей и элементов, которое позволяет увидеть, «что» является главным и определяющим в предмете. В ходе такого сопоставления частей между собой отдельно или в группе, сопоставления их с целым происходит выяснение соотношений между ними, усмотрение назначе¬ния предмета, раскрытие его существенных свойств. При таком рас¬смотрении некоторые отдельные стороны или качества предмета дела¬ются для нас «ориентирами», которые позволяют лучше всего понять и поэтому по-настоящему увидеть, что такое находится перед нами»*. Как правило, такими ориентирами могут выступать, характер движения, особенности звука, контур предмета и т. д. Обычно люди не осознают все звенья процесса восприятия, например, характер сопоставления частей воспринимаемого объекта, оценку продолжительности процесса восприятия, взвешивание тех или иных соображений, которые приходят в голову в ходе сопоставления, и т. д. Вследствие того что они тысячи раз видели подобные явления и предметы, их различные формы, цвета, контуры, размеры, длительности, процесс восприятия и истолкования может быть сокращенным и даже мгновенным. Осмысливание и истолкование происходит более развернуто и осознанно, как бы «выходит» наружу лишь в тех случаях, когда появляются затруднения и сомнения при восприятии. В этом случае воспринимающий мысленно, иногда даже вслух рассуждает о том, что видит. На практике такое отражение действительности делает формирование показаний более продуктивным.
Коментариев: 0 | Просмотров: 91 |
Состояние сознания
  Юридическая психология | Автор: admin | 19-05-2010, 02:04
Мы уже отмечали, что существование человека состоит из непрерыв¬ного взаимодействия с окружающим миром, что позволяет индивидууму обеспечивать свою адаптацию, а тем самым и выживание. Человек ежеминутно сталкивается с ситуациями, значение которых варьируется в зависимости от его потребности или намеченных целей.
Нам важно отличать понимание активации человека психофизиологами от ее понимания в психологии.
Физиологическая активация связана с функцией центров, находящихся у основания головного мозга. В этих центрах заключены меха¬низмы пробуждения. Происходящая в результате этого активация выс¬ших центров позволяет организму бодрствовать и внимательно следить за сигналами от окружающего мира, что обеспечивает ему сохранение как физиологического, так и психологического равновесия.
Психологическая активация представляет собой продолжение физио¬логической активации. Она связана с расшифровкой внешних сигналов, которая зависит от уровня бодрствования и от состояния сознания человека, а также от его потребностей, вкусов, интересов и планов.
Уровень и характер активации человека зависит от ряда взаимосвя¬занных факторов. Уровень активации в основном определяется соответствующими естественными циклами бодрствования и сна, но он, безус¬ловно, может видоизменяться и при медитации или под воздействием лекарственных веществ. Восприятие всего окружающего — это резуль¬тат истолкования сигналов, улавливаемых нашими рецепторами — гла¬зами, ушами, носом и ртом, настроенными на внешний мир. Чувст¬вительны также мы и к сигналим из нашего внутреннего мира, к мыс¬ленным образам и к воспоминаниям, хранящимся в памяти на более или менее сознательном уровне.
Следует отметить, что поиск и выбор сигналов будет зависеть от другого источника активации, которой постоянно направляет и поддер¬живает эти процессы. Это уровень конкретных врожденных потребнос¬тей и приобретенных в течение жизни мотиваций, а также аффективных компонентов — эмоций и чувств. Активация всего частично включает предварительную обработку информации, позволяющую расшифровывать сигналы из внешнего и внутреннего мира.
Как отмечает канадский психолог Ж. Годфруа, традиционно западная психология признает два состояния сознания, присущих всем инди¬видуумам: с одной стороны, крепкий сон, рассматриваемый как период отдыха, а с другой — состояние бодрствования, или активное состояние. Бодрствование — это состояние, в котором мы можем приспосабливать¬ся к внешней действительности*.
_____________________________________________________________________________
* Годфруа Ж. Что такое психология. Т. 1. Пер. с фр. М., 1992, с. 135—137.

Осознание внешнего мира и одновременно нашего внутреннего мира меняется на протяжении всего дня. Восприятие событий в большой степени зависит от нашего состояния, от того, напряжены мы или нет, возбуждены или находимся в полудремоте. Поэтому обработка инфор¬мации меняется подчас очень существенно в зависимости как от уровня бодрствования, так и от готовности к восприятию сигналов.
Отметим, что в среднем наш человеческий организм функционирует так: 16 часов бодрствования и 8 часов сна. Проведенные экспериментальные опыты ученых показали неожиданные результаты относительно биоритмов сна и бодрствования человеческого организма. Оказалось, что суточное время циркадных ритмов соответствует не 24 часам, а 36. При этом, как правило, 12 часов отводится сну, а 24 — бодрствованию. В связи с этим неуклонно растет показатель неиспользованного для сна времени любого человека. Из-за этого в течение активного бодрствования сознание вынуждено отключаться на доли секунд. Следует сказать, что повышенное напряжение психических сил в деятельности юриста приводит к накопле¬нию утомляемости, что, безусловно, сказывается на концентрации внима¬ния. Во избежание таких нарушений необходимо осуществлять комплекс профилактических мер, чередуя время отдыха и время работы. Долгое время полагали, что сон — это просто полный отдых организма, позволя-ющий ему восстанавливать силы, израсходованные в период бодрствова¬ния. В настоящее время точно установлено, что сон — это не просто восстановительный период для организма, а то, что это вовсе не однород¬ное состояние. Сон проходит различные стадии: за медленноволновым сном следует сон другого типа — парадоксальный. Эта последовательность повторяется в каждом из пяти циклов длительностью примерно по 90 минут, обычных во время нормального ночного сна.
Отметим, что медленноволновый сон составляет около 80% общего сна. Ученые смогли выделить четыре стадии, в течение которых моз¬говая активность проявляется в форме все более и более медленных волн, вплоть до четвертой стадии, соответствующей глубокому сну. После того как человек погружается в сон, ритмы сердца и дыхания замедляются, становясь все более равномерными. Даже если вначале сохраняется некоторый тонус мышц, в момент достижения голубого сна тело расслабляется и организм в максимальной степени восстанавливает физические силы. Следует сказать, что некоторая реактивность сохраня¬ется и во время сна: в частности, многие люди способны просыпаться в намеченный час или при произнесении их имени.
Вторая стадия сна — сон с быстрыми движениями глаз, называемый «парадоксальным» сном из-за наблюдаемого, казалось бы, несоответствия между состоянием тела и активностью мозга. Во время протекания этой стадии разбудить спящего очень трудно, но если все же это удастся, то богатство и точность деталей этого сновидения контрастируют с тем, что бывает во время медленноволнового сна. Поскольку сновидения тесно связаны с парадоксальным сном, отмечает канадский психолог Ж. Годфруа, можно сделать вывод, что их продолжительность, вероятно, сравнима с продолжительностью периодов такого сна, то есть составляет примерно 20% общего времени сна*. Уже давно установлено, что если глубокий сон необходим организму, то нужен ему и парадоксальный сон.
Коментариев: 0 | Просмотров: 48 |
Формы сознания
  Юридическая психология | Автор: admin | 19-05-2010, 02:04
Кроме индивидуального сознания существует групповое и общественное сознание и как вид последнего коллективное сознание.
Общественное сознание является обобщенным сознанием большого числа личностей. Это обобщение осуществляется не только в один исторический период, но и в историческом процессе классовой борьбы. Общественное сознание формируется и проявляется через индивидуаль¬ное сознание конкретных личностей. Если же общественное сознание обобщено в религии, искусстве, науке, идеологии и материализовано в соответствующих произведениях, уже теряющих, на современном уровне культуры человечества «индивидуальное авторство», оно бывает оторвано от личности до тех пор, пока материализованные продукты общественного сознания потребляются и оно остается потенциальной силой. Потребителем, приводящим эту силу в действие, всегда является личность конкретного человека, группа или коллектив.
Известно, что проблемы индивидуального и общественного сознания в психологии давно уже разрабатывались и продолжают разрабатываться в настоящее время.
Коментариев: 0 | Просмотров: 91 |
ukrstroy.biz
ЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:
РАЗНОЕ:
ДРУЗЬЯ САЙТА:

Библиотека документов юриста

СЧЕТЧИКИ: