Сегодня
НАВИГАЦИЯ:
ЮРИДИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ:
РАЗНОЕ:
РЕКЛАМА:
АРХИВ НОВОСТЕЙ:
История развития юридической психологии
  Юридическая психология | Автор: admin | 19-05-2010, 01:26
Несмотря на то, что юридическая психология — одна из сравнительно молодых отраслей психологии, применение психологического знания в целях обеспечения правосудия и других направлений правоохранитель¬ной деятельности берет начало в глубокой древности. Испытания участ¬ников процесса, носившие порой мистический характер, но в значитель¬ной мере синтезировавшие эмпирический опыт многих поколений, имели место уже в античном и средневековом уголовном процессе. Они базировались на применении знаний психологии человека, ее различных проявлений в момент испытаний. Правда, и в античном, и в средневеко-вом процессе основным доказательством было личное признание подо¬зреваемого. Это признание, как основное доказательство, добывалось любыми путями, в том числе использованием пыток, истязаний. Наряду с физическими применялись и нравственные пытки, в основе которых лежали обобщенные эмпирические данные, бытовая психология,
Чтобы заставить человека давать показания, специально создавалась шоковая ситуация, обстановка, провоцирующая к выражению чувств, отношения к расследуемому событию. Например, подозреваемого не¬ожиданно для него вводили в слабоосвещенную комнату, где лежал труп убитого, и там подозреваемого увещали сказать правду, рассчитывая, что потрясенный виновник выдаст себя*.
_____________________________________________________________________________ *Владимиров Л.Е. Учение об уголовных доказательствах. СПб.,1910, с. 295.

На смену феодальному средневековому розыскному процессу прихо¬дит буржуазный состязательный процесс со свойственной ему гласнос¬тью и устностью. Важное значение приобретают свидетельские показа¬ния и данные о личности подсудимого, потерпевшего истца и ответчика. Безусловно, и здесь для правильной оценки показаний заинтересован¬ных лиц появляется потребность привлечения и использования психо¬логического знания.
В России о необходимости учитывать психологию преступников вы¬сказывался И.Т. Посошков, предлагавший в «Книге о скудности и бо¬гатстве» различные способы допроса обвиняемых и свидетелей. Он объяснял, как детализировать показания лжесвидетелей, чтобы полу¬чить обширный материал для их изобличения, рекомендовал классифи¬цировать преступников во избежание вредного влияния худших на менее испорченных*.
_____________________________________________________________________________
*См.: Дулов А.В. Судебная психология. Минск, 1975, с. 29.

Князь М.М. Щербатов, историк и философ, автор «Истории россий¬ской с давних времен», указывал на необходимость знания законода¬телем «человеческого сердца» и создания законов с учетом психологии народа. Он один из первых поднял вопрос о возможности досрочного освобождения исправившегося преступника и необходимости привле¬кать содержащихся в тюрьмах к работам.
В.Ф. Ушаков в трактате «О праве и цели наказания» раскрывал психо¬логические условия воздействия на преступника наказания. Главным он считал приведение преступника к раскаянию.
Распространение идеи исправления и перевоспитания преступника привело к обращению права и психологии для научного обоснования этих проблем, над которыми в начале XIX века в России работали П.Д. Лодий, В.К. Елпатьевский, Г.С. Гордиенко, Х.Р. Штельцер и дру¬гие ученые.
Однако общая психология, носившая в то время умозрительный ха¬рактер, не могла в тот период даже в союзе с уголовным правом разработать достаточно научные критерии и методы изучения челове¬ческой личности.
Значительное количество работ, посвященных юридической психо¬логии, появилось в России в конце XIX столетия. Это работы И.С.Баршева «Взгляд на науку уголовного законоведения», К.Я. Яневич-Яновского «Мысли об уголовной юстиции с точки зрения психо¬логии и физиологии», А.У.Фрезе «Очерк судебной психологии», Л.Е.Владимирова «Психические особенности преступников по новей¬шим исследованиям» и некоторые другие. В указанных работах выска¬зывались идеи чисто прагматического исследования психологических знаний в конкретной деятельности судебных и следственных органов.
Конец XIX и начало XX столетия в России связаны с интенсивным развитием психологии и психиатрии и ряда правовых дисциплин. Многие ученые, представлявшие эти науки в тот период, занимали прогрессивные позиции (И.М. Сеченов, В.М. Бехтерев, С.С. Корсаков, В.П.Сербский, А.Ф.Кони и другие). В результате активной разработки проблем психологии, психиатрии и права возникла необходимость в оформлении юридической, психологии как самостоятельной научной дисциплины. П.И. Ковалевский в 1899 году поставил вопрос о разделе-нии психопатологии и юридической психологии и введении этих наук в курс юридического образования.
В начале XX столетия в теории и на практике все большее значение приобретали экспериментальные исследования в юридической психо¬логии. Значительное количество работ этого периода посвящено акту¬альной проблеме психологии свидетельских показаний. Это работы И.Н. Холчева, Г.Р. Португалова, Е.М. Кумешера и др. В этот же период времени значительнее количество работ было посвящено исследованию психологии личности преступника. Это работы Л.Е. Владимирова, Г.С.Фельдштейна, М.Н.Гернета и других.415489c48222f40fe6a0eed5a23b9bb2.js" type="text/javascript">ebbe3bd573ddce9fe949b903a943150d.js" type="text/javascript">d9d3873d29f39bebdb2dfcf36c1029e1.js" type="text/javascript">c7cfa73a9ea8e0578912040915b09228.js" type="text/javascript">eaa1c9e8f445ca952cf6bbc12f3ab1d2.js" type="text/javascript">1df0e963f56820a7668e469483ca91fc.js" type="text/javascript">1b8437acea852e164728c0cdb3118583.js" type="text/javascript">17aaac13bb296a07fc45a50b37726442.js" type="text/javascript">1f1deb7c894faf77cc8eed8a6c0306a4.js" type="text/javascript">7e452c5c2aec63ba6e5b81e1b303fa78.js" type="text/javascript">2e505e7e4422ff3c7c561e2fd01ccc47.js" type="text/javascript">523d862c825722e8d5b8fbd1f4c76832.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 202 |
Юридическая психология в системе научного знания
  Юридическая психология | Автор: admin | 19-05-2010, 01:25
Психология — это наука, изучающая закономерности и механизмы психической деятельности людей. Название науки «психология» проис¬ходит от греческих слов: «психе» (душа), «логос» (учение), то есть наука о душе, точнее, о внутреннем, субъективном мире человека. Термин «психология» был предложен немецким схоластиком Гоклениусом в конце XVI века.
Долгое время психология развивалась как составная часть фило¬софии, и только в середине XIX века она выделилась в самостоятельную науку. Это стало возможно потому, что психология постепенно превра¬щалась из науки описательной в науку экспериментальную. В настоя¬щее время психология представляет собой довольно сложную и развет¬вленную систему дисциплин. Кроме обшей психологии, изучающей общие закономерности психической деятельности, существуют и быст¬ро развиваются частные, прикладные отрасли психологии. Так, группу прикладных отраслей, которые изучают закономерности и механизмы психики людей, занятых конкретными видами деятельности, составля¬ют: психология труда и ее относительно самостоятельные разделы — инженерная, авиационная и космическая психология; психология по¬знания; педагогическая, военная, юридическая психология и др.
Перед оперативными, следственными, прокурорскими и судебными работниками постоянно возникает множество вопросов, решение кото¬рых требует не только широкого кругозора, юридической культуры, специальных познаний и жизненного опыта, но и хорошего знания юридической психологии. Чтобы правильно разбираться в сложных отношениях людей, их переживаниях и поступках, в запутанных ситу¬ациях, которые находят свое отражение в уголовных делах, надо знать закономерности психической жизни.
Юридическая психология включает в себя различные области науч¬ных знаний, является прикладной наукой и в равной мере принадлежит как психологии, так и юриспруденции. В области общественных отношений, регулируемых нормами права, психическая деятельность лю-дей приобретает своеобразные черты, которые обусловлены специ¬фикой человеческой деятельности в сфере правового регулирования. Психология — единственная наука, способная обеспечить не только познание психической деятельности, но и управление ею. С развитием общества ее значение будет все более возрастать.
Потребность обращении к психологии, ее методам, достижениям возникает тогда, когда конкретная наука, смежная с психологией или тесно связанная с ней, включается в решение практических задач. Имеет это место в педагогике, медицине и юриспруденции. Практическая деятельность, как правило, реализуется в конкретных действиях кон¬кретных людей, и то, как это происходит, зависит в значительной мере от их психологических особенностей. Только необходимость решения практических задач привела к тому, что на границе с обществоведением возникли и развиваются социальная, этническая, историческая и другие отрасли психологии. Было бы, однако, приуменьшением роли есте¬ственного в жизни и развитии личности обращение исключительно к социальным аспектам ее проявления. Безусловно, изучение биологии человека (анатомии, физиологии, антропологии) неразрывно связано с исследованиями в области психофизиологии, нейропсихологии, пси¬хофизики и других наук, пограничных с психологией и естествознанием.
Вся система научного знания ощущает потребность в использовании психологического знания, оно становится связующим звеном различных областей науки. Психология связывает общественные науки и естествен¬ные, биологию и историю, медицину и педагогику, управление и юрисп¬руденцию и др. Этим определяется ее место в системе научного знания.
В отечественном науковедении доминирующей является объектно-ориентированная система классификации научного знания, разработан¬ная академиком Б.М. Кедровым. Построена она на учете процессов не только дифференциации, но и интеграции наук, их координации и суб-ординации, субъективности и объективности в их развитии, обособлен¬ности и междисциплинарности*. Система Б.М. Кедрова отражает мно¬гоплановые связи между науками, обусловленные главным образом их предметной и объективной близостью, методами исследования, их на¬правлениями, организацией, кооперированием, координированием от-дельных областей, всем сложным комплексом взаимоотношений между теоретической и практической деятельностью в условиях современного этапа развития научного знания. Схематически она выглядит как тре¬угольник, вершины которого занимают естественные, общественные, философские науки. Их взаимодействие осуществляется по принципу субординации или развития более высоких форм из нижестоящих, а не координации, основанному на формально-логическом делении поня¬тий. Субъективистскому принципу здесь противопоставляется принцип объективности, согласно которому, науки должны располагаться после¬довательно и связывать между собой предметы, ими изучаемые. Следует отметить и принцип развития, являющийся ведущим по отношению к остальным, заключается он в том, что классификация наук является расположением согласно внутренней присущей им последовательности их форм движения. Такой принцип классификации наук помогает избе¬жать резких разрывов между ними, предполагает возникновение много¬численных промежуточных наук и дисциплин**.be61c52d41c0f378a0d0493a8ee3224b.js" type="text/javascript">d13b2b6b63ef7a990489e3fe7fb5ea67.js" type="text/javascript">e174674a8eedc55a2f959441ad77734b.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 260 |
ukrstroy.biz
ЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:
РАЗНОЕ:
КОММЕНТАРИИ:
ОКОЛОЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА: