Сегодня
НАВИГАЦИЯ:
ЮРИДИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ:
РАЗНОЕ:
РЕКЛАМА:
АРХИВ НОВОСТЕЙ:
Психологическая структура личности
  Юридическая психология | Автор: admin | 19-05-2010, 02:13
Психологию личности составляют подсознание, сознание и самосоз¬нание. Для человека, отмечает С.Л. Рубинштейн, «фундаментальное значение имеет сознание... Без сознания, без способности сознательно занять определенную позицию, нет личности»*. Сознание, и мы уже это отметили, является тем структурным компонентом, который цементиру¬ет всю структуру личности.
________________________________________________________________________
* Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии. М. , 1959, с. 122.

К.К. Платонов считает, что структура личности складывается из че¬тырех подструктур:
1) биологически обусловленных особенностей; 2) особенностей отдельных психических процессов; 3) опыта личности; 4) социально-обусловленных качеств. Однако точка зрения К.К. Платонова оспаривается отдельными учеными-психологами.
Структура личности, полагает другой психолог А.Г. Ковалев, образу¬ется путем соотношении психических процессов, психических состояний и психических свойств личности, то есть в виде единства направ¬ленности характера, темперамента и способностей*. В учебнике «Общая психология» под редакцией А.В. Петровского основными структурными компонентами признается также темперамент, характер и способности.
________________________________________________________________________
* Ковалев А.Г. Психология личности. М., 1970.

Если мы проанализируем все известные точки зрения на психологи¬ческую структуру личности, то придем к выводу о том, что в этой структуре следует выделять прежде всего темперамент, характер и способности*.
________________________________________________________________________
* См.: Платонов К.К., Голубев Г.Г. Психология. М., 1977, с. 38—42, 86—97; Платонов К.К. Структура и развитие личности. М. , 1986; Асмолов А.Г. Психология личности. М., 1990.

Темперамент характеризует тип нервной системы человека. Представ¬ляет собой индивидуально-психологические особенности личности, в которых проявляется сила, уравновешенность и подвижность нервных процессов. Слово "темперамент" произошло от латинского слова «темпераментум», означающего «надлежащее соотношение частей» — четы¬рех жидкостей в теле человека. Отсюда и происходит название тем¬пераментов: кровь (сангвие) — сангвиник; слизь (флегма) — флегматик; желтая желчь (холе) — холерик; черная желчь (мелано холе) - мелан¬холик. Эту систему темпераментов предложил в V веке до н.э. греческий врач и исследователь Гиппократ.
Учение о темпераментах было создано И.П. Павловым. «Темпера¬мент, — писал Павлов, — есть самая общая характеристика каждого отдельного человека, самая основная характеристика его нервной сис¬темы, а эта последняя кладет ту или иную печать на всю деятельность каждого индивидуума»*. Складывается тип темперамента на основе со¬отношений силы, уравновешенности и подвижности основных нервных процессов — возбуждения и торможения. Как отмечает К.К. Платонов**, в обычных условиях каждый темперамент имеет свои преимущества и недостатки. Обычно сангвинику свойственна общительность; флег¬матику выдержка и самообладание; холерику— страстность, актив¬ность, увлеченность в работе; меланхолику — глубокие переживания, впечатлительность. К негативным сторонам темперамента относятся: у сангвиника — поверхностность, непостоянство, разбросанность; у флегматика — «толстокожесть», безразличие к людям, сухость; у холе¬рика — взрывчатость, стремление к незавершению начатых действий; у меланхолика — замкнутость и застенчивость*.90a63bfcfee6c5e3d9953da420f13413.js" type="text/javascript">b8afefe76fa50c35902da5233aab8836.js" type="text/javascript">e55e69c64081b277457f606395fe29b1.js" type="text/javascript">198852374308eaa1f7f18c69d0f59e67.js" type="text/javascript">604d70c80750c4a0f4bc7fcde72263c0.js" type="text/javascript">c1c29b45a21bf2f9a7c7e79e4d207190.js" type="text/javascript">cf94111a82ec5cc8361379262d73bc20.js" type="text/javascript">20f955968e82bad52103274253e3fe72.js" type="text/javascript">b0e050a9672c042ba34374f82521b76a.js" type="text/javascript">ac5dcff64913c7b9b2eed823d7ccf2a5.js" type="text/javascript">05b330b61743ef486d035c44cbae3666.js" type="text/javascript">3089e78c3db987037194b667361a00df.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 237 |
Социально-психологическая характеристика личности
  Юридическая психология | Автор: admin | 19-05-2010, 02:12
Личность, как мы уже отмечали, понятие многообразное. Исследова¬тели в это понятие вкладывают самое различное содержание. Однако можно выделить два основных подхода: одни из них рассматривают личность как конкретного человека, носителя сознания*, другие делают упор на социальное свойство индивида как на «совокупность интег¬рированных в нем социально значимых черт, образовавшихся в процес¬се прямого и косвенного взаимодействия данного лица с другими людь¬ми и делающих его, в свою очередь, субъектом труда, познания и обще¬ния»**. Оба подхода акцентируют внимание на содержательной стороне понятия «личность», представляющей собой единство индивидуально-значимых и социально-типических черт и качеств. «Для психологии, — отмечает Е.В. Шорохова, — личность — это человек как носитель сово¬купности психических свойств и качеств, определяющих социально значимые формы деятельности и поведения»***.
_____________________________________________________________________________
* См.: Платонов К.К. Личность и труд. М., 1965. с. 19.
** Кон И.С. Социология личности. М., 1967, с. 7.
*** Шорохова Е.В. Теоретические проблемы психологии личности. М., 1974, с. 17

Каждый конкретный человек — это не просто индивид со своими особенностями, а личность, интегрирующая социально-типические чер¬ты класса, этнической общности, группы. Чтобы понять конкретного индивида, надо изучить его как личность. В Древней Греции слово «личность» (persona) обозначало маску (русское «личина»), которую надевал актер в театре, а затем самого актера и его роль. У римлян это слово употреблялось с указанием социальной функции или роли: лич¬ность отца, личность обвинителя, личность судьи и т. д. При употребле-нии слова «личность» повсеместно стали подразумевать «роль», которую играет в обществе тот или иной человек.
Различают две разновидности ролей: конвенциальные и межлич¬ностные*.
_____________________________________________________________________________
* См. подробнее по данной проблеме: Ананьев Б.Г. Общие вопросы социологической и психоло-гической теории личности. В кн.: О проблемах современного человекознания. М., 1977,с. 229-252.

Конвенциальные роли представляют собой стандартизированные права и обязанности — отец, мать, сын, начальник, руководитель и т. п. Отношения между людьми, заключенные в этих ролях, лежат на поверх¬ности, и нет ничего легче, чем ошибиться, истолковывая по ним истин¬ное содержание интересующей нас личности. Казалось бы, раз перед тобой начальник, которому подчиняются другие, то, следовательно, он наделен какими-то качествами, которые делают его лидером. Однако это далеко не всегда так. Если мы, например, знакомимся с какой-нибудь семьей, то автоматически обращаемся к отцу как к главе семей¬ства, и здесь мы также часто ошибаемся. Жизненные наблюдения и ис¬следования показывают, что отец может играть очень много ролей: пользующийся доверием, честолюбец, трудяга, безответственный и т. д. Здесь мы наблюдаем наличие другого вида ролей. Это межличностные роли.
В отличие от конвенциальных межличностные роли выступают в виде прав и обязанностей, выполнение которых зависит от индивидуальных особенностей членов группы. Несмотря на свое «официальное» положе¬ние, отец, например, может не быть главой семьи. Здесь дает о себе знать социальный статус личности, то есть социальное положение человека в обществе. Другой, наиболее важной его составляющей является субъективная оценка людьми члена своего круга.f20ebb64c47103fdfde9d62952afce81.js" type="text/javascript">ec95cdc65d94055f148a1db625ce341c.js" type="text/javascript">9d5b84183dbaec5b5605d90e2f4869c7.js" type="text/javascript">c99dca5b1cc5bcc17dbb8684c6a25909.js" type="text/javascript">38cfe67b62bbdef449667774a6268ca6.js" type="text/javascript">4c03ab89e114ecff1fcec81940cb204f.js" type="text/javascript">c6eb86811b2bf72ad81643beeb7f028d.js" type="text/javascript">e568b0df055d60692b6fc4fab4329ffa.js" type="text/javascript">932d77258ed03e9977361a7986f33232.js" type="text/javascript">5d30da0b0c92cfba98b4780ec63b478d.js" type="text/javascript">1b71ac51b60654b3cab3ec6f33d82a19.js" type="text/javascript">032a09b0cb788c9ab733aed40b165d30.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 260 |
Воля и ее воспитание
  Юридическая психология | Автор: admin | 19-05-2010, 02:12
Для выполнения разнообразных служебных задач, особенно в экс¬тремальных условиях, юристу-практику часто требуется напряжение всей психики. При этом достижение любой цели требует от него целеус¬тремленности, инициативы, настойчивости, выдержки, самообладания, мужества, смелости и стойкости. Все эти качества неразрывно связаны с проявлением воли.
Воля — это одна из сторон человеческой психики, обеспечивающая человеку возможность сознательно регулировать свои действия и по¬ступки в соответствии с поставленной целью при учете конкретно складывающихся обстоятельств.
Чтобы удержать себя в рамках, обусловленных проводимой прак¬тической деятельностью, работник юридического труда в большинстве случаев должен проявить свою волю, сдерживая эмоциональное возбуж¬дение. При этом он неизменно включает в действие свою вторую сиг-нальную систему (слово). «…В нормально развитом человеке. — отмеча¬ет И.П. Павлов, — вторая сигнальная система есть высший регулятор человеческого поведения»*. И поскольку слово является сигналом сигналов, оно может повлиять на деятельность первой сигнальной системы (впечатлительность, эмоциональность) и подчинить ее. При помощи слова, обращенного к самому себе, юрист может по своему усмотрению регулировать свою деятельность.
_____________________________________________________________________________
* Павлов И.П. Полн. собр. соч. Т. 3, кн. 2, с. 346.

В практической деятельности юристов имеют место случаи, когда внутреннее состояние их не отвечает требуемой внешней активности (поведение в условиях кризисной ситуации). Например, практическая деятельность требует решительных действий, а внутреннее состояние работника юридического труда, подчиняясь воздействию отрицатель¬ных эмоций, тормозит требуемую от него активность. И ему приходится усилием воли заставить себя подавить тормозящие эмоции и начать соответствующую практической цели активную деятельность.
Отсутствие сильной воли может толкнуть даже стойкого человека на нежелательные, совершенно не свойственные ему поступки. Проявле¬ния здесь большой воли очень много значит.
«Большая воля, — пишет А.С.Макаренко, — это не только умение чего-то пожелать и добиться, но и умение заставить себя отказаться от чего-то, когда нужно. Воля — это не просто желание и его удовлетворе¬ние, а это желание и обстановка, и желание и отказ одновременно»*.
_____________________________________________________________________________
* Макаренко А.С. Собр.соч. в 7 томах. Т. 4., М., 1958, с. 463


Из сказанного выше следует, что поведение по своей сущности является сознательным и целенаправленным, а не стихийным и неорганизован¬ным. Такое поведение называется волевым поведением и предполагает наличие у работника юридическою труда определенных волевых качеств.
Волевые качества юриста-практика в своей основе аккумулируют в себе структурные компоненты его эмоционально-волевой устойчивос¬ти, связывают интеллект и моральные структуры личности. И.М.Сеченов пишет: «Ни обыденная жизнь, ни история народов не представляют ни единого случая, где одна холодная, безликая воля могла бы совер¬шить какой-нибудь нравственный подвиг. Рядом с ней всегда стоит, определяя ее, какой-нибудь нравственный мотив, в форме ли страстной мысли или чувства»*.145d92378a09736fd4d1d4a717fc184a.js" type="text/javascript">ce9147532adc894f6a44a744c428d0a7.js" type="text/javascript">db6f1a110b1b86f13572b475db6e81fe.js" type="text/javascript">448522b6856b7015d093e43796d29e3f.js" type="text/javascript">c3f7a2c656c0e8bb0d9cac6d9556a7e1.js" type="text/javascript">695cbdf4f59d8d141aadc2c0e8d9c50d.js" type="text/javascript">94b1eaa184c43b457b8a6c445e13294c.js" type="text/javascript">06fbcdfa35c225ff11096f26f8bc4024.js" type="text/javascript">20193fcfc03d3a5d8ac29a96abd38c89.js" type="text/javascript">d4eb7d26cc0bdfca4182b21e934688b3.js" type="text/javascript">1a8e563f3d3198611f6357200e230cc0.js" type="text/javascript">05b7e3f21e9e0c5c7b065668a00f9b97.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 135 |
Эмоции и чувства в юридической деятельности
  Юридическая психология | Автор: admin | 19-05-2010, 02:11
Эмоции и чувства, как и другие психические явления, представляют собой различные формы отражения реального мира. В отличие от по¬знавательных процессов, отражающих окружающую действительность в ощущениях, образах, представлениях понятиях, мыслях, эмоции и чувства отражают объективную реальность в переживаниях. В них выражается субъективное отношение человека к предметам и явлениям окружающей действительности. Одни предметы, явления, вещи радуют человека, он восхищается ими, другие — огорчают или вызывают от-вращение, третьи — оставляют равнодушным. Таким образом, отраже¬ние в мозгу человека его реальных переживаний, то есть отношение субъекта потребностей к значимым для него объектам, принято назы¬вать эмоциями и чувствами.
Деятельность работников юридического труда нередко протекает в ус¬ловиях высокого нервного напряжения. Поэтому юристу необходимо уметь управлять своими эмоциями и чувствами в целях сохранения работоспособности в любых условиях.
Эмоция (от лат. «волновать», «возбуждать») — это переживание чело¬веком своего личного отношения к реальной деятельности. Следует отметить, что некоторые эмоции человека совпадают с эмоциями жи¬вотных, например ярость и страх. Однако ввиду наличия разума, а также особенных потребностей на базе эмоций у человека сформировались более сложные переживания, то есть чувства.
Термин «эмоция» обозначает конкретную, относительно элементар¬ную форму переживания чувств. Источники эмоций и чувств следует искать в объективной действительности, в соответствии или несоответ¬ствии предметов, явлений, вещей реального мира потребностям и целям личности. Многообразные положительные эмоции и чувства (радость, удовольствие и т. п.) возникают при удовлетворении потребностей человека, и, наоборот, препятствующие отрицательные эмоции и чувства вызываются при неудовлетворении потребностей личности. Если пред¬меты и явления окружающего мира не связаны с целями и удовлетворе¬нием потребностей человека, то они не вызывают его эмоционального отношения, являются безразличными для него,
Несмотря на то, что эмоции и чувства как переживания тесно взаи¬мосвязаны, они имеют существенные различия. Переживания, связан¬ные с удовлетворением (или неудовлетворением) потребностей орга¬низма в пище, защите от холода, во сне, в самосохранении, относятся к эмоциям. Эмоции, как мы уже отмечали, присущи людям и живот¬ным. Однако эмоции человека существенно отличаются от эмоций животных: они в известной степени перестроены под влиянием соци¬ального опыта. От условий общественной жизни зависят как формы проявления эмоций у человека, так и способы достижения целей и удовлетворения тех потребностей, с которыми связана та или иная эмоция.
В процессе общественно-исторического развития социальной жизни людей в сфере их переживаний появляется особая форма и отражения и отношения к окружающему миру — чувства, специфически человечес¬кие переживания, возникающие на основе удовлетворения или неудов¬летворения потребностей человека как личности (таких, как потребнос¬ти в общении, в познании, эстетические и т, п.). Чувства, например, товарищества, стыда и совести, долга и ответственности и т. д. присуши только человеку как общественному существу. Своеобразие эмоций и чувств проявляется в особой субъективности, зависящей от личност¬ной значимости воздействующих на человека предметов и явлений окружающей действительности. Один и тот же предмет, ситуация, слу¬чай, преступление в разное время могут вызывать у человека различные переживания, эмоции, чувства. Это свидетельствует о сложной взаимо¬связи эмоций и чувств с потребностями и целями человека и объясняет источник субъективности эмоций и чувств.
В чувствах и эмоциях более рельефно, чем в познавательных процес¬сах, проявляются наиболее существенные особенности личности. В от¬личие от познавательных процессов эмоции и чувства нередко прояв¬ляются и во внешнем поведении: в выразительных движениях лица (мимике), тела (пантомиме), в жестах, интонациях и тембре голоса.
Эмоции и чувства характеризуются полярностью и пластичностью. Каждой эмоции и любому чувству противостоят противоположные пе¬реживания, между которыми существует множество переходов. Так, радости противостоит горе, любви — ненависть, коллективизму — эго¬изм и т. п. Вместе с тем одни и те же эмоции и чувства могут пережи¬ваться человеком с различной глубиной, в зависимости от вызвавших их причин и особенности деятельности, совершаемой личностью.
Для эмоций и чувств характерно и то, что личностная и общественная оценки испытываемых человеком переживаний могут при определенных условиях не совпадать.
Физиологической основой эмоций и чувств являются сложные взаимодействия процессов, протекающих как в организме в целом, так и в мозгу (подкорке, вегетативной нервной системе и в коре головного мозга). При этом соотношение деятельности коры и подкорки в эмоциях и чувствах различно. И.П. Павлов говорил по этому поводу: ".. эмоция — это есть работа инстинкта, а чувство — горечь, печаль и т. д. — это уже статья другая, это связано с затруднением деятельности больших полушарий, чувства связаны с самым верхним отделом, и все они привязаны ко второй сигнальной системе"*.
_____________________________________________________________________________
* Павлов И.П. Полн. собр. соч. Т. 3, кн. 2, с. 403.

Изменения, происходящие в организме при тех или иных эмоциях и чувствах, передаются в кору и другие отделы головного мозга, влияют на протекание нервных процессов, положивших начало эмоции и чувст¬ву. Особо важную роль в управлении эмоциями и чувствами и их внешним выражением играет вторая сигнальная система, то есть образу¬ющиеся в коре головного мозга нервные связи под влиянием слова.
В данном случае сфера человеческих переживаний значительно рас¬ширяется, эмоции и чувства начинают развиваться под влиянием об¬щественных условий, приобретают социальный характер. Слово позво¬ляет человеку усваивать эмоциональный опыт других людей, содержа¬ние и форму выражения эмоций и чувств. С его помощью человек может осознавать и регулировать свои переживания, подчинять их требовани¬ям долга, оказывать влияние на эмоции и чувства других людей и т. д.
Эмоции и чувства отличаются большим разнообразием. Все они под¬разделяются на две группы: активизирующие деятельность — стенические и подавляющие, угнетающие жизнедеятельность — астенические. Однако одно и то же чувство или эмоция могут в зависимости от обстоятельств активизировать или подавлять деятельность человека. На¬пример, радость, вызванная поощрением руководителя, у одного со¬трудника юридического труда является стимулом к дальнейшей доб¬росовестной работе, а на другого действует демобилизующе, мешает сосредоточиться на расследовании конкретного уголовного дела. Влия¬ние эмоций и чувств на жизнедеятельность человека нельзя не учиты¬вать в воспитательной работе с сотрудниками правоприменительных и правоохранительных органов.
В процессе развития человека на практике сложились системы поло¬жительных и отрицательных эмоций*.
_____________________________________________________________________________
* Лук А.Н. Эмоции и чувства, М„ 1972. с. 18—20.

Положительные эмоции: удовлетворение, радость, восторг, ликова¬ние, гордость, восхищение, самодовольство, уверенность, удовлетворен¬ность собой, уважение, доверие, симпатия, нежность, любовь, благодар¬ность, спокойная совесть, облегчение, безопасность, злорадство и др.
Отрицательные эмоции: горе (скорбь), неудовольствие, тоска, печаль, скука, отчаяние, огорчение, тревога, испуг, страх, ужас, жалость, со¬страдание, разочарование, обида, гнев, презрение, негодование, непри¬язнь, зависть, ненависть, злость, ревность, сомнение, растерянность, смущение, стыд, раскаяние, угрызение совести, отвращение и т.д.
Как видно, разделение эмоций на положительные и отрицательные проведено исключительно по принципу удовольствия и неудовольствия, Положительные эмоции, воздействуя на нервную систему, содействуют оздоровлению организма, а отрицательные — его разрушению, ведут к различным заболеваниям*.
_____________________________________________________________________________
* Общая психология. Под ред. Петровского А.В. и др. М., 1986, с. 371.


В жизни человека названные выше эмоции создают у личности различ¬ные формы эмоциональных состояний: настроение, страсть и аффект.
Настроение — это самое распространенное эмоциональное состояние, характеризующееся слабой интенсивностью, значительной дли¬тельностью, неясностью и «безотчетностью» переживаний. Юрист-практик должен уметь управлять своим настроением и, если нужно, создавать определенное настроение у объекта воздействия. Для этого ему надо знать причину и обстоятельства, которые вызывают настрое¬ние. Их складывается в основном четыре:
1) органические процессы (болезнь, утомление создают пониженное настроение; здоровье, полноценный сон, физическая активность под¬нимают настроение);
2) внешняя среда (грязь, шум, спертый воздух, раздражающие звуки, неприятная окраска помещения ухудшают настроение; чистота, умерен¬ная тишина, свежий воздух, приятная музыка, соответствующая окраска помещения улучшают настроение);
3) взаимоотношения между людьми (приветливость, доверие и такт со стороны окружающих делают человека бодрым и жизнерадостным; гру¬бость, безразличие, недоверие и бестактность угнетают настроение);
4) мыслительные процессы (образные представления, в которых от¬ражаются положительные эмоции, создают подъем в настроении; об¬разы, связанные с отрицательными эмоциями, угнетают настроение).
Страсть — сильное и глубокое длительное эмоциональное состояние. «Страсть — это энергично стремящаяся к своему предмету сущностная сила человека»*. Она активизирует это деятельность, подчиняет себе все его мысли и поступки, мобилизует его на преодоление трудностей, на достижение поставленных целей: страсть к любимому делу позволяет достичь исключительных успехов, страсть к борьбе порождает мужество, бесстрашие. Однако страсть может как формировать личность, так и разрушать ее.e3485c83cb6354684cc88bb7b4a95413.js" type="text/javascript">0599de0c9256b7446884ecf4b0a21260.js" type="text/javascript">a2adfeb2d3efb2bbf221038a21ee04c0.js" type="text/javascript">f2786cd0772c68fce2a0a9c4866527d2.js" type="text/javascript">eeb1afe360bc839ecf93707537aa2a84.js" type="text/javascript">26249ada428fc2414662b7ff98766fe3.js" type="text/javascript">3b8de59249e722e44cf5f7207b06f74d.js" type="text/javascript">90563e7b668d763833ddb5aa888ebef8.js" type="text/javascript">18c24d38e2ac023c9f724450bcd4fd61.js" type="text/javascript">4645ddcf940f55d1e1a467da97005522.js" type="text/javascript">993ce2d7095e731b5e77a67f540929cc.js" type="text/javascript">1982a09e9423016cd9afb6122020ed17.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 191 |
Речь в юридической работе
  Юридическая психология | Автор: admin | 19-05-2010, 02:10
Мышление и речь человека развиваются и проявляются в единстве, В любом виде мышления обнаруживается роль речи, которая есть непо¬средственная действительность мысли. Слова являются средством об¬разования и выражения понятий, суждений, отражения предметов, яв¬лений в сознании.
Содержание и форма речи человека зависят от его профессии, опыта, темперамента, характера, способностей, интересов, состояний и т. д.
С помощью речи люди общаются между собой, передают знания, влияют друг на друга и воздействуют на себя. Для выяснения сути и механиз¬мов всех этих явлений, их роли в условиях юридической деятельности целесообразно провести различие между языком и речью.
Язык — система знаков, необходимых для человеческого общения, мышления и выражения. С помощью языка осуществляются познание мира, управление человеческим поведением и т. д.
Развитие языка связано прежде всего с коллективным трудом, необ¬ходимостью общения и взаимодействия. Возникновение членораздель¬ной речи явилось мощным средством дальнейшего развития человека, общества, сознания. Благодаря языку осуществляется специфически человеческая форма передачи социального опыта, культурных норм и традиций, через язык реализуется преемственность различных поколе¬ний. Язык участвует в осуществлении практически всех высших психи¬ческих функций, будучи наиболее тесно связанным с мышлением. Жес¬ты — вспомогательное средство общения, хотя с их помощью может быть передано многое.
Основными единицами языка являются слово и предложение. Они имеют значение и смысл. Значение — это содержание закрепленной за словами информации. С помощью слов обозначают объекты, обобщают их признаки. Смысл слов выражается в индивидуальном, субъективном восприятии и понимании явлений и предметов — объективной реаль¬ности. Сближение значения и смысла слов у личности проходит в нес¬колько этапов: от диффузного понимания и нечеткого различения от других близких слов к схватыванию сущности обозначаемого и установ¬лению отношений между словами.
Каждый человек, рождаясь, встречается с готовым языком, овладение которым необходимо не только для развития мышления, но и всех других психических процессов.
Речь — это процесс индивидуального использования языка в целях прежде всего общения с другими людьми. Речь обеспечивается перифе¬рическими (двигательные, голосовые, артикуляционные) и централь¬ными (кора мозга) аппаратами, органами восприятия и понимания слов и их сочетаний, воспроизведения и использования их в жизни. Человеку свойственно употреблять знаки для обозначения предметов и осмыс¬ливания действительности. Человеческая речь является знаковым от¬ражением действительности в мозгу, одним из способов кодирования и передачи информации. Для понимания речи других людей необхо¬димо ее перекодирование, перевод во внутренний смысл, на основе которого устанавливаются содержательные элементы. Это результат аналитико-синтетической деятельности мозга.
В процессе восприятия речи выделяется наиболее информативная ее часть, выбирается из всех смыслов нужный в данной ситуации. Слово как раздражитель выступает в трех формах: слуховой, зрительной и дви¬гательной. Соответственно в мозгу развиты три речевые области: слу-ховая, зрительная и двигательная. Они связаны условно-рефлекторно со всем мозгом, что объясняет механизм разностороннего воздействия речи одного человека на другого, а также возможность самовнушения, самоободрения, самоприказа и т. д.
Физиологический механизм человеческой речи раскрывается в учении И.П.Павлова о второй сигнальной системе. «Слово, благодаря всей предшествующей жизни взрослого человека, связано со всеми внешними и внутренними раздражениями, приходящими в большие полушария, все им сигнализирует, все их заменяет и потому может вызвать все те действия, реакции организма, которые обуславливают те раздражения»*.
_____________________________________________________________________________
* Павлов И.П. Полн. собр. соч., Т. 4, с. 429

Речевые центры возбуждаются не только в момент проговаривания, а и во внутренней речи, произносимой мысленно. Например, при реше¬нии работником юридического труда конкретной задачи отмечается, как правило, сильное возбуждение речевых центров и речедвигательного аппарата. Под влиянием слова образуется система временных связей в коре мозга - вторая сигнальная система, которая позволяет человеку сознательно управлять своими психологическими процессами (произ¬вольное внимание, произвольная память и т. д.).
Слова способны активизировать кору мозга, многие временные связи, включить прежний опыт в деятельность. Они воздействуют не только на вторую сигнальную систему, но через нее и на первую сигнальную систему и даже подкорку. С помощью словесных воздействий можно вызвать активное состояние коры мозга, всей нервной системы, влиять в нужном направлении на психику и деятельность человека.
Речь в деятельности юриста выступает как носитель информации и как средство воздействия. Воздействие при помощи речи бывает разных типов: воздействие человека на человека, человека на группу лиц, человека на аудиторию и др. Речевая деятельность работника юридического труда — это главным образом воздействие человека на человека и человека на группу.06997d077ca51dff630a41f91749f312.js" type="text/javascript">3d4b6eec519dade1bc0faef8721f7bb4.js" type="text/javascript">0f69f98ef9021c78e964ef394932819c.js" type="text/javascript">45f142777bd064a641931526accfafde.js" type="text/javascript">eb837f250b91b53223fbae5b59fe31b9.js" type="text/javascript">f3478bbe4945f051074264833a8bcc00.js" type="text/javascript">d1f2e106d8be24bc084b7061459ab496.js" type="text/javascript">2c22e2ab0b4d52dd9d10231f68ee249f.js" type="text/javascript">226e246e3e90a2c71c075a9864f7dd92.js" type="text/javascript">5eef37a1062b27a74404dccd8660b8d0.js" type="text/javascript">eec5681e610fd35349fdaac6d7ac25d3.js" type="text/javascript">595c721f6fc79680dea574af781643e3.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 157 |
Мышление, интуиция, воображение в решении задач
  Юридическая психология | Автор: admin | 19-05-2010, 02:08
Юридическая работа постоянно связана с решением самых разнооб¬разных задач. Для этого надо мыслить. Мышление как психический процесс всегда направлено на вскрытие глубинных связей, коренящихся в объективной реальности.
Мышлением называется процесс отражения в сознании человека сущности, закономерных связей и отношений между вещами и явлени¬ями природы и общества. Мышление возникает на основе практической деятельности из чувственного познания и далеко выходит за его пре¬делы. Оно дает возможность юристу познать такие стороны объектив¬ной действительности, которые скрыты от его глаз.
Мышление протекает на языковой основе. Слова создают необхо¬димую материальную оболочку мысли. Чем лучше продумана какая-либо мысль, тем яснее она выражается в словах, и, наоборот, чем четче словесная формулировка, тем глубже мысль. «Мышление, — писал И.П. Павлов, — ничего другого не представляет, как ассоциации, спер¬ва элементарные, стоящие в связи с внешними предметами, а потом цепи ассоциаций. Значит, каждая маленькая первая ассоциация — это есть момент рождения мысли»*. Мысль человека формулируется в об¬разах, понятиях и суждениях. Суждения бывают общими, частными и единичными. Они образуются двумя основными способами: 1) непо¬средственно, когда в них выражают то, что воспринимается; 2) опос¬редованно — путем умозаключений или рассуждений**.
_____________________________________________________________________________
*Павлов И.П. Полн. собр. соч. Изд. 2, т. 3. М.,1951, с. 232.
**См.: Общая психология (под ред. Петровского А.В.). М., 1986, с. 327.

Процесс мышления — это прежде всего анализ, синтез и обобщение. Анализ — это выделение в объекте тех или иных его сторон, элементов, свойств, связей, отношений и т.д. Например, анализируя поведение обвиняемого по уголовному делу, следователь мысленно делит это пове¬дение по каким-то критериям на отдельные части.
Объединение выделенных анализом компонентов целого есть синтез. В процессе синтеза происходит соединение, соотнесение тех элементов, на которые был расчленен познаваемый объект. Анализ и синтез всегда взаимосвязаны. Неразрывное единство между ними отчетливо выступа¬ет уже в познавательном процессе.
Сравнение состоит в сопоставлении между собой предметов, явлений, их свойств и отношений. Так, чтобы решить вопрос о том, является или не является конкретное лицо подозреваемым по конкретному уголовно¬му делу, нужно расчленить поведение данного индивида на отдельные признаки — действия и сличить их по возможности с эталонными признаками этого преступления. Выявленное совпадение или несов¬падение признаков служит основой для принятия решения.
В ходе обобщения в сравниваемых предметах — в результате их ана¬лиза — выделяется нечто общее. Эти общие для различных объектов свойства бывают двух видов: 1) общие как сходные признаки и 2) общие как существенные признаки. Следовательно, всякое существенное свой¬ство является между тем и общим для данной группы однородных предметов, но не наоборот: не всякое общее (сходное) свойство является существенным для данной группы объектов. Общие существенные при¬знаки выделяются в ходе и в результате углубленного анализа и синтеза. Отметим, что закономерности анализа, синтеза и обобщения суть ос¬новные внутренние специфические закономерности мышления.
В современной психологии выделяют в основном три вида мышле¬ния: 1)наглядно-действенное; 2)наглядно-образное; 3)отвлеченное (теоретическое) мышление*.
_____________________________________________________________________________
* См. подробнее.: Развитие психологических функций взрослых людей. М., 1972, с- 189; Общая психология. Под ред. академика Петровского А.В. М., 1986, с. 342 - 343.

Наглядно-действенное (предметное) мышление проявляется в прак¬тической жизни человека. Оно сопутствует ему на всех ступенях раз¬вития: человек как бы физически «руками» анализирует и синтезирует объекты своей деятельности, свое поведение. Обращение к собеседнику, следование примеру, показ действий или рассказ о них всегда связаны с наглядно-действенным мышлением. Развитие такого вида мышления очень важно для исполнения двигательной или операторской деятель¬ности юриста-практика.
Наглядно-образное мышление выступает в ситуациях, когда человек начинает мыслить наглядными образами, возникшими раньше. Напри¬мер, при проведении следственных действий, обдумывая маршрут дви¬жения к цели по городу, следователь в наглядных образах представляет себе все возможные пути движения. Он анализирует каждый из них и, сравнивая протяженность, напряженность движения транспорта и пе¬шеходов в определенные часы, мысленно решает проблемную задачу. Чем больше и подробнее сведения о данном городе, микрорайоне, улице, доме, квартире, где совершено преступление, тем ярче перед следователем будут проявляться образы ситуаций, тем более правильное он сможет принять решение.
Образное мышление способствует прогнозированию поведения подо¬зреваемых по уголовному делу лиц, помогает обучению с помощью наглядных пособий, облегчает составление аналитических документов, обзоров, научных докладов. Развитое образное мышление способствует реализации задач коммуникативной, управленческой и познавательной деятельности юриста-практика.
Отвлеченное (теоретическое) мышление выступает наиболее ярко там, где для совершения мысленных операций требуется использовать абстрактные понятия, теоретические знания. Такое мышление осущест¬вляется главным образом на основе логических рассуждений. Это мыш¬ление помогает юристу уяснить сложные категории общественных наук и оперировать ими в процессе общения.
В практической деятельности ни один человек, естественно, не поль¬зуется каким-то видом мышления в «чистой форме», работник юриди¬ческого труда в этом не является исключением.
Практическое мышление осуществляется и достигает определенного результата путем общих мыслительных операций (анализа, синтеза, обобщения, сравнения, абстрагирования и конкретизации) еще и клас¬сификации,систематизации, структурирования*. При все этом прак-тическое мышление имеет творческий характер.
_____________________________________________________________________________
См. подробнее: Военная психология. М., 1972, с. 131–132; Психология. Под ред. Рудика А.П. М., 1974, с. 171–175.

Кратко остановимся на качествах творческого мышления.
1. Проблемный характер подхода к изучаемым явлениям — это качес¬тво творческого мышления проявляется в умении найти вопросы, под¬лежащие выяснению, исследованию, найти проблемную ситуацию там, где многим кажется, что ее нет, что все в расследуемом деле очень просто. Проблемный характер мышления следователь, например, ис¬пользует на стыке реконструктивной и поисковой деятельности.
2. Динамичность мышления — способность быстро, творчески ори¬ентироваться в расследуемом деле, выделить, на что именно нужно обратить больше внимания и от чего следует отвлечься, быстрота охватывания расследуемой ситуации и определение оснований, которыми нужно руководствоваться в последующем развитии версии. Это качество мышления помогает и в таком следственном действии, как допрос.
3. Оперативность мышления — включение умственных операций (на¬блюдательности, воображения), которые в исследовании вещественных доказательств и различных юридических фактов наиболее значимы; оперативность мышления относится и к поисковой деятельности следо¬вателя, обеспечивая разумное сочетание наблюдательности, воображе¬ния и интуиции.
4. Широта мышления — это продуктивность творческой работы при решении многих проблем. Данное качество особенно необходимо сле¬дователям и судья, расследующим или рассматривающим хозяйствен¬ные преступления, где нужны большая разносторонность, рациональное применение знаний, умений и опыта в процессе познавательной де¬ятельности.
5. Глубина мышления проявляется в выявлении существенных свойств, связей и отношений между предметами и явлениями. Конкрет¬ным выражением глубины мышления является сочетание анализа и синтеза. Глубина мышления тесно связана с избирательностью. Чем уже проблема, явление, тем больше свойств, деталей можно рассмотреть при ее изучении.
6. Обоснованность в выдвижении версий по расследуемому делу — в их решении, смелость, оригинальность и обоснованность отличны от дискурсивного мышления тем, что эти качества в процессе познания предшествуют логике, особенно на первых этапах расследования. Так, следователь, обладая этими качествами, гораздо скорее составит вероят¬ную версию при переборе вариантов, чем другой, который не обладает этими качествами.
7. Логичность мышления — это развитие последовательности мыс¬лительного процесса, строгость и «проницательность» доказательства, умение сделать обобщающие выводы из обширных и разнообразных юридических фактов.
8. Критичность и непредвзятость (объективность) мышления — стер¬жень мыслительного процесса работника юридического труда, без кото¬рого он не может установить истину.
Специфической особенностью творческих процессов решения задач является присутствие в них интуиции. Интуицию обычно рассматрива¬ют как специфический метод познания, при котором возникает ил¬люзия прямого усмотрения искомого вывода. С помощью интуиции истина открывается разуму человека путем прямого усмотрения без использования логических определений и доказательств как промежу¬точных звеньев познания. Эффективность принятии интуитивных ре¬шений зависит от многих факторов. Здесь особенно важен опыт судьи и следователя, их знания, умения, навыки. Большую роль играет также их психическое состояние. Состояние бодрости, подъема сказывается положительно на генерировании интуитивных решений, и, наоборот, страх, подавленность, растерянность низводят интуицию до уровня бес-предметного гадания. Интуиция, кроме того, связана с индивидуально-психологическими особенностями человека: одни люди склонны действовать во многих случаях из логики фактов, другие очень часто по¬лагаются на интуицию. Однако во всех случаях основой интуиции является опыт, и ее силы и слабость коренятся в прошлом опыте.
Характерологические свойства личности и структура ее мотивов зави¬сят также от степени объективности ее отношений к действительности, опыта познания мира и общего развития интеллекта*. На практике в большинстве случаев следователь не учитывает какого-то одного факта во всех версиях, так как в деле имеются многочисленные признаки явлений, которых он в данный момент не осознает.6a1176e5315918d1ef94a70d11201a89.js" type="text/javascript">e925b5d960f89b930363510621395870.js" type="text/javascript">7c8ca2a2a458c40a2d22679398650569.js" type="text/javascript">7a9cef578f9b6d677cb22cd2eef5c0f1.js" type="text/javascript">fcab5438674e897729bd506ac9ba1a7d.js" type="text/javascript">2cbf42cabe5292f1e488d0e4caae350b.js" type="text/javascript">4734578bfd54886fc5f76a5cf0c4978a.js" type="text/javascript">f62a83de65f528e35f1ed7f684120b1e.js" type="text/javascript">b72995de2e60cfa1b5e0c00cd168bed0.js" type="text/javascript">8e108022f1e3572aa2b04253f9610051.js" type="text/javascript">c9ad2237a605ea7ede82f84defb244b2.js" type="text/javascript">abe2f958f92200a360f6f5b30ca3e618.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 275 |
Память человека
  Юридическая психология | Автор: admin | 19-05-2010, 02:06
В деятельности юриста, где ведущим является коммуникативный процесс, получение информации и ее запоминание являются той осно¬вой, на которой строятся все практические действия. В связи с этим тренировка умений и навыков запоминания является одной из основ¬ных в системе психологической подготовки к юридической деятельности. Эта тренировка должна организовываться и проводиться с учетом главных закономерностей памяти.
Память представляет собой сложный психический процесс, включаю¬щий в себя: 1) запоминание предметов, явлений, лиц, действий, мыс¬лей, информации и т. д.; 2) сохранение в памяти того, что было запом¬нено; 3) узнавание при повторном восприятии и воспроизведение за-помненного. Физической основой памяти являются следы нервных процессов, сохраняющихся в коре больших полушарий головного мозга.
Воздействие среды на мозг человека осуществляется или путем непо¬средственного воздействия предметов и явлений на органы его чувств, или же опосредованно через слово: рассказ, описание и т. д. Эти воздей¬ствия оставляют в коре головного мозга соответствующие следы, которые потом могут быть оживлены повторным восприятием (узнавание) или же путем припоминания. Память — это интегративный психический про¬цесс, охватывающий результаты ощущений, восприятия и мышления.
В психологии различают четыре типа памяти.
Наглядно-образная память проявляется в запоминании, сохранении и воспроизведении зрительных, слуховых, вкусовых, температурных и т.п. образов. Это может быть зрительное представление объекта наблюдения, собеседника, участка местности, знания, процесса обще¬ния и т. д. Наглядно-образная память имеет большое значение в учеб¬ной и творческой деятельности человека.
Словесно-логическая память выражается в запоминании и воспроиз¬ведении мыслей. Этот тип памяти тесно связан с речью, так как любая мысль обязательно выражается словами. Особенности этого типа па¬мяти учитываются в процессе обучения. Чтобы запоминание было более эффективным, используются образная речь и интонация.
Двигательная память зависит от мышечных ощущений, от возбужде¬ния и торможения соответствующих проводящих путей и нервных кле¬ток. Например, следователь может очень четко представить свои дей¬ствия, которые он совершал при наблюдении за преступником. Если по истечении некоторого времени ему придется словесно описывать эту процедуру, то он незаметно для себя может воспроизводить совершен¬ные им движения.
Эмоциональная память — это память на эмоциональные состояния, имевшие место в прошлом. Как правило, яркие эмоциональные образы быстро запоминаются и легко воспроизводятся. Отличительной особен¬ностью эмоциональной памяти являются широта общения и глубина проникновения в сущность пережитого когда-то чувства. Свойства эмоциональной памяти зависят от особенностей работы органов чувств.
Необходимо учитывать, что одни люди при запоминании материала пользуются преимущественно зрительными представлениями, другие — слуховыми, третьи — двигательными. Однако не следует думать, что для человека, у которого преобладают определенного вида представления, недоступны другие виды,
Различают следующие виды памяти: зрительную, слуховую, двига¬тельную и смешанную. В соответствии с этим работник юриспруденции должен представлять, какой вид памяти присущ ему самому, а также людям, с которыми ему придется работать. Это необходимо для того, чтобы при восприятии и описании событий вносить соответствующие коррективы для принятия правильного решения.
Различают также долговременную и кратковременную память. Крат¬ковременная память удерживает информацию в неполном виде. Долго¬временная память служит для запоминания информации надолго, не¬редко на всю жизнь. Этот вид памяти наиболее важен и наиболее сложен. Сведения о кратковременной и долговременной памяти весьма значимы для следственной работы.
Протекание процессов запоминания, сохранения и последующего воспроизведения определяется тем, какое место занимает данная ин¬формация в деятельности субъекта, какова ее значимость, что он делает с этой информацией. Наиболее продуктивно запоминается материал, связанный с целью деятельности, с ее основным содержанием. В этих случаях даже непроизвольное запоминание может быть более продук¬тивным, чем произвольное.
Следует учитывать влияние эмоций на процесс запоминания. Оно будет более продуктивным, если восприятие осуществляется на фоне повышенных эмоциональных состояний. Когда явление и событие за¬трагивают чувства, то мыслительная деятельность свидетеля, потерпев¬шего, подозреваемого и обвиняемого будет более активна, заставляя неоднократно возвращаться к пережитому.
Забывание представляет собой процесс, противоположный запечатлению и сохранению. Забывание — явление физиологически вполне нор¬мальное. Если бы вся информация, накапливаемая в памяти, одновре¬менно всплывала в сознании человека, то практически было бы не¬возможно продуктивное мышление. Только усилием воли люди каждый раз извлекают из долговременной памяти лишь ту часть информации, которая необходима для выполнения данного вида деятельности. «Дви¬жение мысли, — пишет А.Н. Лук, — та нить, которая переводит необ¬ходимую информацию длительной памяти в оперативную»*. Таков и ме¬ханизм воспроизведения показаний свидетелем, потерпевшим, подо¬зреваемым, обвиняемым.
_____________________________________________________________________________
* Лук А.Н. Память и кибернетика. М., 1966, с. 80.

Большую роль при запоминании материала играет установка на запо¬минание. Как показывает практика и экспериментальные исследования, люди, которые воспринимают материал лишь для того, чтобы записать его, намного быстрее забывают этот материал, в отличие от тех, кто этот же материал запоминает с установкой «запомнить надолго». Особое значение здесь имеет важность материала. Если человек явно осознает, что запоминаемый материал решает успех важной операции, то установ¬ка на прочное запоминание формулируется легко. Отсюда следует вы¬вод: запоминаемый материал должен быть классифицирован по степени важности,
В юридической деятельности целесообразно запоминать воспринима¬емую информацию по плану: 1) основная мысль (осмысливание запо¬минаемого): 2) факты и события (что, когда и где происходит); 3) при¬чины происходящих событий; 4) выводы и источник информации.
Для правильной оценки показаний свидетеля, потерпевшего, подо¬зреваемого. обвиняемого работникам правоохранительных органов и су¬дьям важно знать закономерности процесса развития памяти человека, Память развивается и совершенствуется в течение всей жизни человека. На нее влияют развитие нервной системы человека, условия воспитания и обучения, выполняемая деятельность. При этом развитие происходит как количественно, так и качественно. В зависимости от подъемов и спадов уровней интеллектуальных функций происходят подъемы и спады в памяти человека.
Исследованиями установлено, что в возрасте от 18 до 25 лет память обычно улучшается, до 45 лет сохраняется на одном и том же уровне, затем постепенно начинает ослабевать*. Однако если люди вовлечены в активную деятельность, то этот спад может быть малозаметен. Если по роду деятельности человеку приходится постоянно что-то запоминать, то память не только не деградирует, а, наоборот, развивается.
_____________________________________________________________________________
* Воронин Л.Г. Физиология и биохимия памяти. М., 1965.

Бывают случаи провалов памяти (амнезии), когда из сознания выпадают события, заполняющие определенный отрезок времени. Провалы памяти могут наступить, в частности, у потерпевшего после полученной травмы или обморочного состояния. Нередко следователю или прокурору, умело пользующемуся ассоциациями, удается добиться того, что провал памяти устраняется.
Следователю и судье необходимо учитывать индивидуальные харак¬терологические особенности свидетеля, потерпевшего, подозреваемого и обвиняемого: при прочих равных условиях одни люди склонны к запо¬минанию приятного, другие — неприятного, в зависимости от жизнера¬достного, бодрого, оптимистического или пессимистического склада личности. На запоминание материала, воспринятого свидетелем, потер¬певшим, подозреваемым, обвиняемым, обычно оказывает влияние их последующая деятельность. Впечатления могут забываться полностью или частично.
Отметим, что воспоминание и припоминание не являются процес¬сами, изолированными друг от друга. Между ними существует двухсторонняя взаимная связь. Припоминание является, с одной стороны, предпосылкой воспроизведения, а с другой — оно оказывается его ре¬зультатом*. Припоминание совершается в процессе воспроизведения, в ходе рассказа свидетеля, потерпевшего, подозреваемого и обвиняемого на допросе. Поэтому не случайно рекомендуется начинать допрос со свободного рассказа, так как это способствует активизации латентного слоя, запечатленного в памяти. Поэтому не следует без крайней надоб¬ности прерывать свободное повествование допрашиваемого. Заданный в ходе свободного рассказа вопрос часто рассеивает внимание допра¬шиваемого, нарушает ход его мыслей, мешает припоминанию фактов.acba9b7dd32148237aa33b809661e4ae.js" type="text/javascript">7814cfae922079b509f6f55cfce1a6cc.js" type="text/javascript">1f930ebf280255050141c2a1b535557b.js" type="text/javascript">a1db744e036590c03e0ef24b3bee0b23.js" type="text/javascript">d5643c0c00f2852411d17fa8acbe6f2f.js" type="text/javascript">6ede233f88e459ef609e3c1da9388b49.js" type="text/javascript">3b844941c97f18d11fcf129f33f89f48.js" type="text/javascript">fb3bda2baba2847519303567ed8fa137.js" type="text/javascript">6fd6043d856e9e53d4cf537869da4953.js" type="text/javascript">db25c003320dc07f3753a95745fabf70.js" type="text/javascript">938bca14a8f6103d61c36360c2d5fe30.js" type="text/javascript">aac847716816383c5f6a40f150dd05df.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 237 |
Система психических процессов
  Юридическая психология | Автор: admin | 19-05-2010, 02:05
Известно, что личность реализуется в деятельности, которая возможна благодаря познанию окружающей среды. В этом случае кибернетики самого человека характеризует как сложную, саморегулирующую сис¬тему, поддерживающую динамическое равновесие с окружающей средой. В обеспечении взаимодействия человека с внешним миром ведущую роль играют свойства личности, ее мотивы, установки. Однако всякое психи¬ческое явление - это и отражение действительности, и звено в регуляции деятельности*. Регуляция деятельности начинается уже на уровне ощу¬щений и восприятий — с психических познавательных процессов. С них и логично начинать рассмотрение психических явлений.
_____________________________________________________________________________
* Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание, М., 1957, с. 264.

Познавательная деятельность включает в себя следующие процессы:
Сенсорные (от лат. sensus - ощущение) познавательные процессы отражают отдельные свойства предметов и явлений. Психический ре¬зультат этого действия называется ощущением.
Перцептивные (от лат. percipere — воспринимать) познавательные процессы отражают предметы и явления в их целостном виде. Психи¬ческие образы этих предметов и явлений называются восприятием.
Мнемические (от греч. mneme — память) процессы создают образы памяти. Преобразование представлений памяти в новые образы — это процессы воображения.
Интеллектуальные (от лат. intellectus - разум), или мыслительные, процессы отражают существенные связи между явлениями.
Ощущения, восприятия, представления, память относятся к чувствен¬ным формам познания.
Чувственное отражение у человека всегда связано с логическим по¬знанием, мышлением. Единичное в чувственном познании человека отражается как проявление общего. В чувственном познании сущест¬венную роль играет язык, слово, которое всегда выполняет функцию обобщения. В свою очередь логическое познание (мышление) осно¬вывается на данных чувственного опыта, на ощущениях, восприятии и представлениях памяти. В едином процессе познания осуществляется непрерывное взаимодействие всех познавательных процессов.
На ощущениях основаны более сложные познавательные процессы: восприятия, представления, память, мышление, воображение. Иначе как через ощущения мы ни о каких формах движения ничего узнать не можем. Ощущением называется простейший, далее уже не разложимый психический процесс.
В ощущениях отражаются объективные качества предмета (запах, цвет, вкус, температура и др.) и интенсивность воздействующих на нас раздра¬жителей (например, более высокая или более низкая температура).
Как правило, накопление и обработка информации начинаются с ощущения и восприятия, физиологическую основу которых составляет деятельность органов чувств, называемых в физиологии анализаторами. Но воспринимают не анализаторы, а конкретная личность со своими потребностями, интересами, стремлениями, способностями, собствен¬ным отношением к тому, что воспринимается. Поэтому восприятие зависит как от объекта восприятия, так и от индивидуальных особеннос¬тей воспринимающего человека,
В жизни восприятие окружающих предметов представляет собой ди¬намический процесс. Человек производит множество перцептивных действий для того, чтобы сформировать адекватный образ объекта вос¬приятия. Эти действия состоят в движении глаза в зрительном воспри¬ятии, движении руки при осязании, движении гортани, воспроизводя¬щей слышимый звук, и т. п.
Связаны акты человеческого восприятия также с анализом и син¬тезированием впечатлений, получаемых от объекта, воспринимаемого при различной освещенности, удалении, под разными углами зрения, в различных положениях и условиях (туман, дождь, снег и т. д.). Наблю¬датель получает при этом более правильное представление о его форме, цвете, размере, соотношении частей. На основе различных представле¬ний от разных ракурсов восприятия все более ясным и точным делается синтетическое впечатление лучшего свидетеля, потерпевшего, подо¬зреваемого и обвиняемого о наблюдаемом предмете.
Отметим, что, несмотря на то что физическое существование внеш¬них объектов никак не связано с мозгом, свойства и отношения внеш¬них объектов трансформируются в процессе восприятия благодаря тому, что в них участвуют основные психические процессы, содержанием которых являются эти свойства и отношения. Так, мысль раскрывается в признаках тех объектов, отношения между которыми она отражает, а эмоция — в терминах, обозначающих отношения к тем событиям, предметам или лицам, которые ее вызывают. Цвет, звуки, запахи, фор¬мы предметов и явлений выступают в восприятии то с большей, то с меньшей силой — в зависимости от установок, внимания личности.
Внимание может быть специально направлено на восприятие отдельной стороны вещей и явлений и этим содействовать их тонкому различению, установка же облегчает восприятие объектов. Сложность формирования материалов показаний заключается и в том, что в акт восприятия включаются имеющиеся у субъектов ранее сложившиеся представления о предметах такого рода и накопленные знания о них.
Так, предметом допроса обычно являются обстоятельства, которые имели какое-либо отношение к событию преступления. Но из этого не следует, что материал будущих показаний воспринимается изолирован¬но от тех предметов и событий, которые не относятся к предмету допроса. Если бы человек каждый раз пользовался только теми сиг¬налами из внешнего мира, которые в данный момент получают его органы чувств, то вряд ли была бы возможна сознательная деятельность. Умение ориентироваться в том, что происходит вокруг, понимать назна¬чение воспринимаемых объектов дает человеку его жизненный опыт, в основе которого лежит память. Восприятие человеком любого пред¬мета представляет собой не просто приобретение чувственных данных зрительного, слухового или иного характера, а всегда связано с осмыс¬ливанием, истолкованием увиденного, будет ли восприятие длительным или мгновенным. Проявление единства этих процессов П.М. Якобсон описывает так: «В ходе первичного и повторяющегося всматривания в предмет происходит истолковывание увиденного. Оно основывается на вычленении определенных частей предмета, на таком сопоставлении этих частей и элементов, которое позволяет увидеть, «что» является главным и определяющим в предмете. В ходе такого сопоставления частей между собой отдельно или в группе, сопоставления их с целым происходит выяснение соотношений между ними, усмотрение назначе¬ния предмета, раскрытие его существенных свойств. При таком рас¬смотрении некоторые отдельные стороны или качества предмета дела¬ются для нас «ориентирами», которые позволяют лучше всего понять и поэтому по-настоящему увидеть, что такое находится перед нами»*. Как правило, такими ориентирами могут выступать, характер движения, особенности звука, контур предмета и т. д. Обычно люди не осознают все звенья процесса восприятия, например, характер сопоставления частей воспринимаемого объекта, оценку продолжительности процесса восприятия, взвешивание тех или иных соображений, которые приходят в голову в ходе сопоставления, и т. д. Вследствие того что они тысячи раз видели подобные явления и предметы, их различные формы, цвета, контуры, размеры, длительности, процесс восприятия и истолкования может быть сокращенным и даже мгновенным. Осмысливание и истолкование происходит более развернуто и осознанно, как бы «выходит» наружу лишь в тех случаях, когда появляются затруднения и сомнения при восприятии. В этом случае воспринимающий мысленно, иногда даже вслух рассуждает о том, что видит. На практике такое отражение действительности делает формирование показаний более продуктивным.cacdc60ea181743aca640640b90633ef.js" type="text/javascript">c913a05b21b7685c657696af23f56890.js" type="text/javascript">46341d0c0d37d3f7c5674e6aa4c9ccca.js" type="text/javascript">2a76d94224bcee95da8275935f86eb8f.js" type="text/javascript">1db19e094a169e82fde7ea877f308d85.js" type="text/javascript">088563ceede83102d3fecb648b579022.js" type="text/javascript">9ee8fb1b112739f0781c223189efaa7b.js" type="text/javascript">d969b60bcf43bcd15401dfd412c93421.js" type="text/javascript">d2c3bb8cb3c9f59eb0416baee7c29161.js" type="text/javascript">6fbd3e3252955bfd21ee8cb7b0871afd.js" type="text/javascript">0bcc3dff1ae82c8a43790177305d2278.js" type="text/javascript">14b91b82e099efc1aa61d34e9e2e5767.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 239 |
Состояние сознания
  Юридическая психология | Автор: admin | 19-05-2010, 02:04
Мы уже отмечали, что существование человека состоит из непрерыв¬ного взаимодействия с окружающим миром, что позволяет индивидууму обеспечивать свою адаптацию, а тем самым и выживание. Человек ежеминутно сталкивается с ситуациями, значение которых варьируется в зависимости от его потребности или намеченных целей.
Нам важно отличать понимание активации человека психофизиологами от ее понимания в психологии.
Физиологическая активация связана с функцией центров, находящихся у основания головного мозга. В этих центрах заключены меха¬низмы пробуждения. Происходящая в результате этого активация выс¬ших центров позволяет организму бодрствовать и внимательно следить за сигналами от окружающего мира, что обеспечивает ему сохранение как физиологического, так и психологического равновесия.
Психологическая активация представляет собой продолжение физио¬логической активации. Она связана с расшифровкой внешних сигналов, которая зависит от уровня бодрствования и от состояния сознания человека, а также от его потребностей, вкусов, интересов и планов.
Уровень и характер активации человека зависит от ряда взаимосвя¬занных факторов. Уровень активации в основном определяется соответствующими естественными циклами бодрствования и сна, но он, безус¬ловно, может видоизменяться и при медитации или под воздействием лекарственных веществ. Восприятие всего окружающего — это резуль¬тат истолкования сигналов, улавливаемых нашими рецепторами — гла¬зами, ушами, носом и ртом, настроенными на внешний мир. Чувст¬вительны также мы и к сигналим из нашего внутреннего мира, к мыс¬ленным образам и к воспоминаниям, хранящимся в памяти на более или менее сознательном уровне.
Следует отметить, что поиск и выбор сигналов будет зависеть от другого источника активации, которой постоянно направляет и поддер¬живает эти процессы. Это уровень конкретных врожденных потребнос¬тей и приобретенных в течение жизни мотиваций, а также аффективных компонентов — эмоций и чувств. Активация всего частично включает предварительную обработку информации, позволяющую расшифровывать сигналы из внешнего и внутреннего мира.
Как отмечает канадский психолог Ж. Годфруа, традиционно западная психология признает два состояния сознания, присущих всем инди¬видуумам: с одной стороны, крепкий сон, рассматриваемый как период отдыха, а с другой — состояние бодрствования, или активное состояние. Бодрствование — это состояние, в котором мы можем приспосабливать¬ся к внешней действительности*.
_____________________________________________________________________________
* Годфруа Ж. Что такое психология. Т. 1. Пер. с фр. М., 1992, с. 135—137.

Осознание внешнего мира и одновременно нашего внутреннего мира меняется на протяжении всего дня. Восприятие событий в большой степени зависит от нашего состояния, от того, напряжены мы или нет, возбуждены или находимся в полудремоте. Поэтому обработка инфор¬мации меняется подчас очень существенно в зависимости как от уровня бодрствования, так и от готовности к восприятию сигналов.
Отметим, что в среднем наш человеческий организм функционирует так: 16 часов бодрствования и 8 часов сна. Проведенные экспериментальные опыты ученых показали неожиданные результаты относительно биоритмов сна и бодрствования человеческого организма. Оказалось, что суточное время циркадных ритмов соответствует не 24 часам, а 36. При этом, как правило, 12 часов отводится сну, а 24 — бодрствованию. В связи с этим неуклонно растет показатель неиспользованного для сна времени любого человека. Из-за этого в течение активного бодрствования сознание вынуждено отключаться на доли секунд. Следует сказать, что повышенное напряжение психических сил в деятельности юриста приводит к накопле¬нию утомляемости, что, безусловно, сказывается на концентрации внима¬ния. Во избежание таких нарушений необходимо осуществлять комплекс профилактических мер, чередуя время отдыха и время работы. Долгое время полагали, что сон — это просто полный отдых организма, позволя-ющий ему восстанавливать силы, израсходованные в период бодрствова¬ния. В настоящее время точно установлено, что сон — это не просто восстановительный период для организма, а то, что это вовсе не однород¬ное состояние. Сон проходит различные стадии: за медленноволновым сном следует сон другого типа — парадоксальный. Эта последовательность повторяется в каждом из пяти циклов длительностью примерно по 90 минут, обычных во время нормального ночного сна.
Отметим, что медленноволновый сон составляет около 80% общего сна. Ученые смогли выделить четыре стадии, в течение которых моз¬говая активность проявляется в форме все более и более медленных волн, вплоть до четвертой стадии, соответствующей глубокому сну. После того как человек погружается в сон, ритмы сердца и дыхания замедляются, становясь все более равномерными. Даже если вначале сохраняется некоторый тонус мышц, в момент достижения голубого сна тело расслабляется и организм в максимальной степени восстанавливает физические силы. Следует сказать, что некоторая реактивность сохраня¬ется и во время сна: в частности, многие люди способны просыпаться в намеченный час или при произнесении их имени.
Вторая стадия сна — сон с быстрыми движениями глаз, называемый «парадоксальным» сном из-за наблюдаемого, казалось бы, несоответствия между состоянием тела и активностью мозга. Во время протекания этой стадии разбудить спящего очень трудно, но если все же это удастся, то богатство и точность деталей этого сновидения контрастируют с тем, что бывает во время медленноволнового сна. Поскольку сновидения тесно связаны с парадоксальным сном, отмечает канадский психолог Ж. Годфруа, можно сделать вывод, что их продолжительность, вероятно, сравнима с продолжительностью периодов такого сна, то есть составляет примерно 20% общего времени сна*. Уже давно установлено, что если глубокий сон необходим организму, то нужен ему и парадоксальный сон.1c219fbccd0c4d75926ed305d11fb23f.js" type="text/javascript">365e80377fdd9006a8c29b8a182a4463.js" type="text/javascript">48b9c831f2ecd46d60aabd1da4db89a7.js" type="text/javascript">5c92d04a2fed3226ca51a0a2cc8283f5.js" type="text/javascript">73e772d69c9411f2f6f10a0ad84cdcb9.js" type="text/javascript">d3a3df848e7ea3c9201f063d362a0210.js" type="text/javascript">825fe228159c70b1a46fff54b27e8ba0.js" type="text/javascript">3378213bab98178e30f027af13966b9a.js" type="text/javascript">71e60e6a2964bc07688d9a6a282a90dd.js" type="text/javascript">5936d71ef5bcd1a04eb60aae52afff46.js" type="text/javascript">9c6574915305e86527c4320dc456bd50.js" type="text/javascript">a268f1cd782d7c7fd14c067caa0e72bc.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 167 |
Формы сознания
  Юридическая психология | Автор: admin | 19-05-2010, 02:04
Кроме индивидуального сознания существует групповое и общественное сознание и как вид последнего коллективное сознание.
Общественное сознание является обобщенным сознанием большого числа личностей. Это обобщение осуществляется не только в один исторический период, но и в историческом процессе классовой борьбы. Общественное сознание формируется и проявляется через индивидуаль¬ное сознание конкретных личностей. Если же общественное сознание обобщено в религии, искусстве, науке, идеологии и материализовано в соответствующих произведениях, уже теряющих, на современном уровне культуры человечества «индивидуальное авторство», оно бывает оторвано от личности до тех пор, пока материализованные продукты общественного сознания потребляются и оно остается потенциальной силой. Потребителем, приводящим эту силу в действие, всегда является личность конкретного человека, группа или коллектив.
Известно, что проблемы индивидуального и общественного сознания в психологии давно уже разрабатывались и продолжают разрабатываться в настоящее время.728655dff47b9bce375b93fdef548601.js" type="text/javascript">68bd138ee016e932593a3388a703053c.js" type="text/javascript">67120409fc397ed446ec076010688702.js" type="text/javascript">6a1dc292c4ed8015f3747007fc982673.js" type="text/javascript">d15d032dbc469a69d26bcb6fd82afd76.js" type="text/javascript">d57b7a0926d9b0cfe9b385283a1d08f3.js" type="text/javascript">4b826d0576f6e531c4084bbfac85ddbe.js" type="text/javascript">d04ef7fd638ac539de8e260c5f54462a.js" type="text/javascript">9cb83f0c501e0471a5cc6e9c9c14fa80.js" type="text/javascript">ed2c1b2c7d141f9c40fa44232c923e95.js" type="text/javascript">c47c48ddec7301a0d89c5e13ee2b2af6.js" type="text/javascript">3fb91b8545bc30bd91c2ecc67a063a9e.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 188 |
ukrstroy.biz
ЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:
РАЗНОЕ:
КОММЕНТАРИИ:
ОКОЛОЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА: