Сегодня
НАВИГАЦИЯ:
ЮРИДИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ:
РАЗНОЕ:
РЕКЛАМА:
АРХИВ НОВОСТЕЙ:
Профессиограммы юридических профессий
  Юридическая психология | Автор: admin | 19-05-2010, 02:20
Психологическое изучение профессий является необходимым услови¬ем научной организации труда. Юридическая психология, изучая зако¬номерности психической деятельности в следственной, судебной и иной юридической деятельности, призвана раскрыть психологическое свое¬образие этой деятельности, охарактеризовать психологическую сторону профессиональных качеств, необходимых для следователя, судьи, опе¬ративного работника и других работников юридического труда, указать пути их приобретения и совершенствования.
Повышение качества труда юриста невозможно без учета индивиду¬альных особенностей его личности и соответствия личностных качеств объективным требованиям данной профессии.
Одним из главных результатов психологического анализа юридичес¬кой деятельности должно явиться создание юридической профессиограммы, представляющей собой комплексное отражение основных сто¬рон этой деятельности, а также качеств, которые в ней реализуются*.
____________________________________________________________________________
* См.: Васильев В.Л. Юридическая психология. М., 1991, с. 137.

Деятельность каждой юридической специальности в той или иной мере включает в себя следующие стороны: социальную, поисковую, реконструктивную, коммуникативную, организационную и удостоверительную.

1. Социальная деятельность. Она охватывает политический аспект в деятельности следователя, прокурора, оперативного работника, вос¬питателя ИТУ и т. д. как организаторов борьбы с преступностью на Порученном им участке. Деятельность эта включает профилактические мероприятия, правовую пропаганду, участие в перевоспитании преступ-ника для возвращения его к социальной норме поведения.
2. Поисковая деятельность заключается в собирании исходной инфор¬мации, необходимой для решения профессиональных задач. Удельный вес этой деятельности наиболее высок в профессиограммах следователя, оперативного работника, судьи.
3. Реконструктивная деятельность. Это текущий и завершающий ана¬лиз всей собранной информации по делу и выдвижение на базе ее синтеза, анализа и специальных знаний рабочих версий (гипотез). Пла¬нирование работы есть также результат реконструктивной деятельности.
4. Коммуникативная деятельность заключается в получении необходи¬мой информации в процессе общения*. Особенно большой удельный вес эта деятельность имеет при допросах, а также в деятельности ад¬вокатов. оперативных работников, воспитателей ИТУ.
____________________________________________________________________________
*См.: Дулов А.В. Судебная психология. С. 88.

5. Организационная деятельность заключается в волевых действиях по реализации и проверке рабочих версий и планов. Она подразделяется на два аспекта: самоорганизованность и организация людей в коллектив¬ном решении профессиональной задачи.
6. Удостоверительная деятельность — приведение всей полученной информации по делу в специальную, законом предусмотренную форму (постановление, протокол, приговор и т. д.).
В различных юридических профессиях с разной интенсивностью про¬являются те или иные стороны деятельности. У каждой конкретной личности, занятой юридическим трудом, та или иная сторона может доминировать на базе развития личностных качеств.
Автор согласен с В.Л. Васильевым и А.Р. Ратиновым, что анализ профессиограммы работника юридического труда следует начать с про¬фессии следователя, поскольку деятельность следователя дает возмож¬ность выявить психические закономерности, в той или иной мере харак-терные для юридической деятельности вообще*.
____________________________________________________________________________
*См.: Васильев В.Л. Юридическая психология. С. 138—158; Ратинов А.Р. Судебная психо¬логия ДЛЯ следователей. М., 1967; Глазырин Ф.В. Психология следственных действий. Волго¬град, 1983.

Цель следственной деятельности — это правовая охрана основных социальных ценностей личности, общества и государства, установление истины при расследовании правонарушений, предание виновных в на¬рушении закона суду.
Профессионально-психологические особенности личности следова¬теля обусловлены социально-политическими, нравственными и психо¬логическими особенностями следственной деятельности.
Наличие властных полномочий является одним из самых существен¬ных психологических факторов межличностного взаимодействия следо¬вателя с другими участниками уголовного процесса. Эти полномочия иногда могут создавать иллюзию обвинительной направленности де-ятельности следователя, а в отдельных случаях вызвать соответствую¬щую профессиональную деформацию. Следует отметить, однако, что функция следователя не обвинение и не защита, а поиск истины в про¬цессе расследования посредством полного, объективного и всесторон¬него исследования обстоятельств дела.
Раскрытие и расследование преступлений осуществляются путем отыскания, собирания, закрепления, проверки, оценки, доказательств и обоснования ими выводов и решений по делу. Как считает В.Л. Васильев, в основе профессиограммы следователя лежит поисковая сторона деятельности, которая реализует стремление к раскрытию пре¬ступления и заключается в собирании исходной информации для реше¬ния профессиональных задач. Поисковая сторона деятельности следова¬теля имеет особое значение на первом этапе расследования и заключает¬ся в вычленении из окружающей среды криминалистически значимой информации (следов, оставленных преступлением, орудий преступле¬ния и т. п.), которая дает следователю возможность с достоверностью представить событие преступления с такой степенью точности, как этого требует закон. В решении этих задач, безусловно, велика роль личност¬ных факторов следователя, его профессиональный и жизненный опыт.
Язык и речь, т. е. коммуникативная сторона деятельности — главные инструменты в следственной работе, которая представляет собой сис¬тему сложных взаимоотношений и взаимодействий следователя с участ¬вующими в деле лицами, чтобы получить необходимую для раскрытия преступления информацию от людей путем общения с ними. На до¬просах нередко решается судьба допрашиваемого, а также судьбы других людей. Победить в этой борьбе следователю помогают специальные научные знания в области психологии и тактики допроса, его професси¬ональное мастерство.
Формула «чтобы уметь — надо знать» точно передает соотношение знаний и умений следователя. Умения - это знания в их практическом применении. Под умением понимается приобретенная человеком спо¬собность целеустремленно и творчески пользоваться своими специаль¬ными знаниями в процессе практической деятельности. Доведенное до известной степени совершенства умение становится свойством челове¬ка - умелостью.
Следователю постоянно приходится испытывать на себе массу посто¬ронних влияний, противостоять различным, в том числе и неправомер¬ным, воздействиям, преодолевать противодействие заинтересованных лиц, действовать иногда в неблагоприятной обстановке, в условиях перегрузки и крайнего напряжения нервных и физических сил. Поэтому следователь должен уметь организовать свое психическое состояние. Он должен стремиться обладать навыками управления своей волевой и эмоциональной сферой. Настойчивость — стержневое качество во¬ли — выражается в постоянной готовности преодолевать препятствия, способности длительное время удерживать в сознании определенную цель, мобилизуя все силы для ее достижения.
Полученная следователем в результате поисковой и коммуникатив¬ной деятельности информация в процессе удостоверительной деятель¬ности преобразуется в специальные предусмотренные законом формы: постановления, протоколы и т. д. Для этого следователь должен хорошо владеть письменной речью.
Следователь выступает и как организатор расследования: принимая ответственные решения, он добивается их реализации и при этом вы¬ступает в качестве организатора деятельности многих людей. Практи¬ческая работа постоянно требует от него собранности, точности и ор¬ганизованности.
Реконструктивная сторона деятельности следователя проявляется в переработке информации и принятии решений. Следователь в настоящее время должен очень много знать: уголовное право, уголовный процесс, криминалистику и психологию, бухгалтерский учет, судебную баллистику и т. д. От следователя требуется разносторонняя образован¬ность, но прежде всего ему необходима общая культура.
В структуре профессиограммы следователя имеется еще социальная сторона, в которой он предстает как организатор борьбы с преступлени¬ями на своем участке или в своем районе. В борьбе с преступностью его действия направляются на выяснение причин и условий и принятия мер к их ликвидации.
Работа следователя требует разностороннего развития его внимания. Он должен воспитывать в себе целенаправленное, произвольное внима¬ние. Это связано с интересом к своей работе. При отсутствии же такого интереса все усилия, направленные на развитие внимания, могут ока¬заться безрезультатными.
Криминалистическая наблюдательность — при осмотре места проис¬шествия — это планомерное, целенаправленное, продуманное воспри¬ятие обстановки. Такое восприятие в психологии называется наблюде¬нием. Оно предполагает активную работу всех органов чувств. Чтобы наблюдение было максимально эффективным, до начала осмотра важно получить общее представление о случившемся. Первоначальная инфор¬мация нередко весьма противоречива и впоследствии может не подтвер¬диться, однако она тем не менее дает возможность следователю наме¬тить план осмотра, приступить к построению мысленной модели слу¬чившегося.
Поисковая деятельность в значительной степени зависит от ряда личностных качеств и навыков следователя, обеспечивающих выделе¬ние именно тех объектов, которые являются носителями криминалистически значимой информации: выделение картины прошлого (преступ-ного события) по следам, оставленным в настоящем. Поисковая дея¬тельность реализует стремление следователя к раскрытию преступления.
Для следователя должно быть характерно умение организовать по¬ступление нужной информации, правильно систематизировать и анали¬зировать нее, отбрасывая ненужное.
Наблюдательность необходима при любом следственном действии. С помощью нее отыскивается дополнительная информация, она помо¬гает в исследовании проблемной ситуации, будь то осмотр места про¬исшествия или допрос свидетеля. Как отмечает К.К. Платонов, наблю-дательность является свойством личности, как способность замечать в воспринимаемом малозаметные, но существенные для определенной цели детали как «фигуры» на малозначимом фоне*. Наблюдательность проявляется не только при изучении внешности людей, но и при взаимо¬действии следователя с изучаемым человеком. Для следователя важны прежде всего такие компоненты изучаемого человека, которые говорят о его облике, поведении, внутреннем мире и наиболее значимы для следствия по делу. Кроме того, наблюдательность выражается в умении подмечать и внешние проявления внутреннего мира людей, в особеннос¬ти проникать в их чувства, переживания, побуждения, мотивы и цели, распознавать психические свойства личности, угадывать психологичес¬кие мотивы действий и поступков. Психологическая наблюдательность в сочетании с практическим опытом следователя и его знаниями являет¬ся тем ключом, который открывает «душу» подозреваемого, свидетеля.
____________________________________________________________________________
*См.: Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. М., 1981, с.74

Предопределяет успех наблюдения в конечном счете интеллект, кото¬рый организует этот процесс по определенному плану, устанавливает нужную очередность отдельных этапов наблюдения и использует его результаты. Наблюдение как психический процесс и форма деятельнос¬ти вырабатывает интеллектуальное качество — профессиональную на¬блюдательность, которая становится чертой личности следователя*.
____________________________________________________________________________
*См.: Ратинов А.Р. Судебная психологии для следователей., С. 90

Для раскрытия преступления и установления истины недостаточно простой регистрации фактов. Чтобы использовать факты в качестве доказательств, нужно найти им правильное объяснение, установить их причину, выявить все связи с расследуемым событием. Правильное доказательство есть не что иное, как правильное установление связей между явлениями; неправильное доказательство измышляет мнимые связи, а неспособность к доказательству обычно есть результат незнания этих связей и неумения их распознать*.
_____________________________________________________________________________ * См.: Блонский П.П. Психология доказывания и ее особенности у детей. Вопросы психологии, 1964, № 3, с. 53.

Таким образом, наблюдательность следователя имеет по преимущест¬ву объяснительный характер. Именно это обеспечивает проникновение в сущность наблюдаемого явления, познание его всех юридически зна¬чимых свойств. Такую наблюдательность можно назвать проницатель-ностью — качеством, которое очень важно для следователя.
Психологическая наблюдательность — необходимая предпосылка предвидения человеческого поведения и управления им в нужных для следователя целях. Она бывает особенно важна при производстве тех следственных действий, где источником доказательственной инфор-мации выступают люди и выбор оптимальных тактических приемов целиком обусловлен их психическими особенностями. Психологическая наблюдательность необходима следователю и при проведении других мероприятий для правильного взаимодействия с участниками расследу-емого дела. Например, умение диагносцировать психическое состояние обыскиваемого облегчает поиски спрятанных им предметов*.
_____________________________________________________________________________ * Ратинов А.Р. Судебная психология дли следователей. С. 92.

Следует учитывать и еще один аспект психологической наблюдатель¬ности, очень важный для следственного работника. Нужно уметь наблю¬дать за самим собой, обеспечивая самоконтроль, управление собствен¬ным поведением и своевременное исправление допущенных ошибок.
Наблюдательность — не природный дар, она формируется жизненной практикой, совершенствуется в профессиональной деятельности и нуж¬дается в повседневной тренировке.
При анализе различных уровней следственной деятельности, образу¬ющих ее структуру, выделяется коммуникативная сторона. Исследова¬ние ее структуры, познание психологических закономерностей общения в особых условиях уголовно-процессуального регулирования дает воз-можность разработать рекомендации, направленные на повышение эф¬фективности труда следователя на этом уровне. Коммуникативный ас¬пект в деятельности следователя является одним из доминирующих, так как он, пожалуй, в первую очередь должен иметь незаурядные способ¬ности собеседника, который ведет беседу в особо трудных условиях.
Рассматривая допрос как беседу и взаимодействие двух людей, в силу правового регулирования их деятельности можно определить особен¬ности ролевой позиции каждого собеседника. Успешное взаимодей¬ствие следователя и допрашиваемого зависит от психологического кон¬такта между ними. Опытные следователи интуитивно и осознанно меня¬ют различные параметры беседы, применяют те или иные тактические приемы в зависимости от индивидуальных особенностей личности до¬прашиваемого.
Важнейшая проблема психологии допроса — проблема регулирова¬ния отношений, которые в ходе допроса возникают между допрашива¬емым и допрашивающим и в определенной мере влияют на разрешение последним целей допроса. Здесь правильное решение зависит во многом от уровня знаний, профессионального опыта и навыков следователя. Каждый задаваемый следователем вопрос должен быть предельно яс¬ным. В то же время следователь обязан уточнить услышанное, устраняя недомолвки и двусмысленности.
Участие защитника в следственных действиях может не только помогать, но и создать для следователя затруднения, например, помешать установле¬нию психологического контакта следователя с допрашиваемым. Однако в любом случае успех работы как следователя, так и защитника во многом определяется правильными, нормальными их взаимоотношениями*.
_____________________________________________________________________________ *
См.: Батищева Л., Леви А. Тактика следственных действий при участии защитника. Законность. М., 1993, № 12. с. 6.

Сущность удостоверительной деятельности заключается в переводе добытой следователем информации в новую, преимущественно пись¬менную форму. Следователь получает исходную информацию в виде конкретных образов (обыск, осмотр и др.), устной человеческой речи (допрос, очная ставка и др.), а также в виде письменной речи (докумен¬ты, протоколы и т. д.). Всю полученную информацию следователь после ее анализа и отбора в результате удостоверительной деятельности фик¬сирует в специальных, предусмотренных законом формах: постановле¬ниях, протоколах и т. п. В последнее время в следствии активно при¬меняются средства фиксации показаний: машинопись, магнитофонная запись, иногда - стенография. Эти средства, повышая культуру следо¬вателя, одновременно требуют от него более высокого мастерства и специальных технических навыков при проведении допроса. При осмотре местности в плохих погодных условиях (дождь, ветер, мороз) удобно применять диктофон. Показатель культуры в работе следователя — умение организовать рабочий день так, чтобы ни один час своего и чужого времени не пропал даром. Специфика следственной работы создает своеобразные аспекты утомления и отдыха. Следователь должен отдыхать активно, совершать прогулки на свежем воздухе, в лесу, работать в саду и огороде, увлекать¬ся туризмом, охотой, рыбной ловлей и т. п.
Следователь должен уметь быстро сплотить и организовать в коллек¬тив всех людей, которые ввиду стечения обстоятельств попали в орбиту следствия, определить каждому свое место, подчинив их всех своей воле.
Мало следователей обладают такими организаторскими способностями и их необходимо приобретать в процессе практической работы.
В соответствии с нормами уголовно-процессуального закона лидером при взаимодействии задействованных в следствии лиц является следо¬ватель. Он наделен правом давать поручения, обязательные для испол¬нения органами дознания; следователь определяет потребность во взаи-модействии, цели и направления расследования преступления. Часто следователю приходится выступать как руководителю сложных коллек¬тивов, осуществляющих действия в трудных, а иногда экстремальных условиях: обыск и задержание нескольких лиц, осмотр сложного транс-портного происшествия (крушение поезда), осмотр места пожара и т. д.
Следователь должен развивать у себя умение управлять всеми участ¬никами осмотра, координировать их действия, оценивать исходную обстановку, принимать решения.
Основа организаторской деятельности — способность точно ориен¬тироваться в действительности, в частности в начальной ситуации, качествах людей и их возможностях. На основе хорошей ориентировки в обстановке и людях следователь вначале мысленно, а затем и реально расставит людей в соответствии с их возможностями, учтет наличные материалы и средства, наметит перспективы работы, воодушевит людей на выполнение долга перед обществом*.
_____________________________________________________________________________ * Васильев В.Л. Юридическая психология. С. 150

Организаторские качества и умения в значительной степени можно воспитать и развить в условиях профессиональной деятельности следо¬вателя.
По нашему мнению, для следственной работы необходимы следую¬щие организационные качества:
1. Самоорганизованность, энергичность, настойчивость, обеспечива¬ющие целенаправленное расследование уголовного дела, систематичес¬кую работу по нему.
2. Ответственность, требовательность, находчивость, умение хранить тайну при руководстве коллективами людей в ходе расследования уго¬ловного дела.
3. Выдержка, самокритичность, дисциплинированность, чувство соб¬ственного достоинства в отношениях с коллегами и руководством*.
_____________________________________________________________________________ *
См.: Мангутов М.С., Уманский Л.И. Организатор и организаторская деятельность. Л., 1975, с.216, 238

Остановимся и на реконструктивной деятельности следователя, рас¬сматривая ее связи с другими сторонами.
В реконструктивной деятельности реализуются такие интеллектуаль¬ные качества следователя, как воображение, память, мышление, общий и специальный интеллект, интуиция.
В создании мысленных проб и последующей разработке следст¬венных версий, особенно на первоначальных этапах расследования, большое значение имеют интуиция и воображение следователя. Во¬ображение на основе синтеза полученной информации и профес¬сионального опыта создает версии прошлого события, которые со¬поставляются со всеми собранными по делу доказательствами. Ин¬туитивный процесс выражается в комплексном подходе при анализе информативных ориентиров поиска. Интуиция как часть творческого мышления не исключает, а предполагает сознательное дискурсивное мышление, способное развернуть догадку в системе доказательств, обнаружить ее фактические основания, объяснить процесс ее фор¬мирования и в конце концов обнаружить ее правильность или оши¬бочность.
Основное назначение интуиции в процессе расследования состоит в том, что она способствует созданию гипотезы. Она играет важную вспомогательную роль в процессе доказывания, но не может учитывать¬ся при принятии процессуальных решений.
Искусство расследования — это в значительной степени умение ви¬деть и понимать все до мелочи. Следует отметить, однако, что видение отдельных деталей ничего не дает без обобщения и перехода к событию в целом. А это требует конкретного и абстрактного в следственном мышлении, которое позволяет воссоздать картину в целом и увидеть отдельные ее штрихи. Мышление, как и воображение, участвует на всем протяжении расследования, ибо «мышление человека, в отличие от чувственного познания, начинается в связи с возникновением у него задачи, вопроса и даже удивления»*. Следователю постоянно приходит¬ся разрешать те или иные задачи, которые ставит перед ним расследова¬ние уголовного дела.
_____________________________________________________________________________ *
См.: Лукин Г.Л., Платонов К.К. Психология. М., 1964, с. 142.

Дискурсивное мышление само по себе, без включения других ком¬понентов. является вполне достаточным средством исследования и до¬казывания в случаях: 1) когда даны все необходимые условия и пред¬посылки для решения задачи и ответ достигается в результате выведения одного положения из другого и 2) когда связь между искомым ответом, доказываемым положением и предпосылками однозначна или ограни¬чена небольшим числом и строго определенными формами. Тогда дей¬ствительно ход рассуждения идет от одного довода к другому, пока искомое не станет вполне ясным и доказанным.
Дискурсивное мышление хорошо работает в достаточно очерченной сфере, пробегая отдельные этапы между заранее намеченными пунк¬тами и известными положениями, при ясном различении того, что дано и что требуется доказать, то есть на заключительных этапах расследова-ния. При этом движение мысли происходит от известных фактов к ис¬комому, доказываемому положению, которое уже намечено заранее, оформилось гипотетически. Но рождение гипотезы (версии) и подбор соответствующих фактических данных происходит на основе более ши¬рокого и содержательного процесса, чем тот, который мы имеем в логи¬ческом мышлении. Как установлено психологией, здесь вступает в свои права творческое мышление.
Всякое мышление включает в себя два необходимых компонента: знание и действие. Наши знания, то есть представления о чем-либо, еще не мышление, а лишь его предпосылка либо его результат. Можно хорошо знать закон и не уметь его применять, можно знать криминалис¬тику и не уметь расследовать преступления. Мышление выражается в применении знаний для решения определенных задач. Этот процесс слагается из мыслительных действий, каждое из которых решает кон¬кретно одну элементарную задачу. Совокупность действий и образует мыслительную деятельность.
Участие образных компонентов в мышлении следователя укрупняет информационные элементы, которыми оперирует он в процессе мыш¬ления, способствует стимулированию мыслительного процесса, влечет за собой увеличение количества правильных суждений и уменьшение ошибочных по мере появления образных компонентов в процессе мыш¬ления.
Путь от образного мышления к понятийному ведет от конкретного образа через формирование образа все более высокого уровня обобще¬ния к образным схемам. В образных схемах закрепляются уже не все черты отражаемого предмета, а фиксируются только главные компонен¬ты, существенные в практической деятельности. Чем дальше продвига¬ется образ от восприятия к схеме, тем он абстрактнее, то есть упрощает¬ся, утрачивает некоторые из своих элементов.9c6854ffe4c5681c679597a5a0fe1206.js" type="text/javascript">96cd6322498c558134008ccda3d78e7b.js" type="text/javascript">afca72e0468cfd83240d655f9d359b81.js" type="text/javascript">2eee0957a33c511282e0f0c8ea02b437.js" type="text/javascript">c612d7ec8f514c5a4aa3de362cd3aad0.js" type="text/javascript">4759a1c3ceb6a388a2468878f7cd7ac0.js" type="text/javascript">de60a514b8137cfc1b57ba518fd1f951.js" type="text/javascript">df62e7503b32df4753eea5d4039a5ba4.js" type="text/javascript">eb9e739fad3c6cc7467f8fb843eb444e.js" type="text/javascript">2ee6ea3858ee6a3976ba8da00febea2c.js" type="text/javascript">a2bd39ad4ce5b72b736b9c823cac28d5.js" type="text/javascript">063a82c4aa94f5e43d14153ccaa0d248.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 584 |
Психологическая характеристика труда юриста
  Юридическая психология | Автор: admin | 19-05-2010, 02:19
Юридический труд весьма разнообразен и сложен и имеет в себе ряд черт, которые отличают его от труда большинства других профессий. Правоприменительная деятельность большинства юридических профес¬сий протекает в области общественных отношений и отличается чрез¬вычайным разнообразием решаемых задач. Каждое новое дело для сле¬дователя, судьи, прокурора, адвоката представляет собой новую задачу, и чем меньше шаблона будет допущено этими лицами, тем более веро¬ятен правильный исход в поисках истины.
Следует отметить, что правовое регулирование всей профессиональ¬ной деятельности отличает юридический труд от других профессий и постепенно накладывает свой отпечаток на личность каждого юриста. Вся деятельность следователя, прокурора, судьи, адвоката, нотариуса и т. д. при всей ее сложности и разнообразии всегда протекает в рамках правового регулирования. Уже при планировании своей деятельности каждый юрист мысленно производит сопоставление своих будущих действий с нормами действующего законодательства, регламентирую¬щими эти действия. Для большинства юридических профессий характерна высокая эмоциональность труда. При этом в ряде случаев деятельность сопро¬вождается отрицательными эмоциями, необходимостью их подавлять, а эмоциональная разрядка бывает отсрочена на сравнительно большой период времени.
Профессиональная юридическая деятельность в основном деятель¬ность государственная. Государство ставит перед правоохранительными органами определенные цели и задачи, направленные на ликвидацию преступности в стране. Государство создает специальную систему подготовки, переподготовки и усовершенствования правоохранительных и судебных органов. Эти требования по мере роста юридической культуры всего общества повышаются по отношению как ко всей правоохранительной системе, так и к каждому ее звену, к каждому ее работнику.
Труд многих юридических профессий (прокурора, судьи, следователя, оперативного работника и других) предполагает наличие у субъекта труда особых властных полномочий, наличие права и обязанности применять власть от имени закона. Наряду с этим правом у большинства перечисленных выше лиц развивается профессиональное чувство повы¬шенной ответственности за последствия своих действий.
Основная задача психологии юридического труда — выявление раци¬ональных соотношений между требованиями, которые ей предъявляют¬ся профессией. В познании этих закономерностей психология юриди¬ческого труда опирается на методы, теоретические положения и экспе¬риментальные данные различных наук: общей и дифференциальной психологии, психологии труда, юридической социологии, уголовного права и т. д. Системный подход предполагает центральным аспектом исследования процесс деятельности и позволяет дать достаточно точное описание этого процесса с учетом всех участвующих в нем элементов.
Ответственный и сложный труд работников юридических профессий предъявляет к ним повышенные требования. Большинство этих профес¬сий в настоящее время считаются престижными, хотя многие молодые люди, выбирая для себя эти профессии, не имеют ясного представления о всей сложности этой деятельности и, главное, не предполагают, какие требования будут предъявляться к ним.e050272a224e7d923dc422ea9bec5a28.js" type="text/javascript">9dc2f7a80115dc61114a1458e429d830.js" type="text/javascript">68180ccab5e879fed3c5816a394b98c8.js" type="text/javascript">4e573347ba9c683faf3827f7e3de594b.js" type="text/javascript">cac66963cab6e9e752533974b34c2ec7.js" type="text/javascript">11ced58fcecfe73f25f97857ce32b190.js" type="text/javascript">4833d8d2b604b69c72f70d7cf41ba8f8.js" type="text/javascript">e5b4ecf47983f24ef6ec3457e03709f0.js" type="text/javascript">c5c298146d36eeded4ae26d1ce364650.js" type="text/javascript">8aed9d431063acc715dcff531bfb9300.js" type="text/javascript">6a6f0b8cc314f4c148e2918a616c7422.js" type="text/javascript">5319f3183d48365a2a587eeb80fec183.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 272 |
Психологические аспекты ведения переговоров с преступниками
  Юридическая психология | Автор: admin | 19-05-2010, 02:19
«Переговоры с преступниками». Непривычное сочетание слов. В са¬мом деле, возможен ли диалог и достижение каких-либо соглашений с лицами, преступившими уголовный закон, подлежащими преследова¬нию силой государственной власти, юридическому и нравственному осуждению?
В нашей стране и за рубежом, кроме захвата заложников, все более многочисленными становятся факты похищения людей, в том числе детей, произведений культуры и искусства для получения выкупа, угроз осуществить вооруженные нападения, убийства, взрывы, поджоги, мас-совые отравления, чтобы добиться выполнения выдвинутых условий. Практически во всех подобных случаях силы правопорядка и общест¬венной безопасности вынуждены вести переговоры, чтобы спасти выс¬шее благо земного бытия — жизнь, среду обитания людей, достижения человеческой цивилизации.
Приходится констатировать, что переговоры с преступниками полу¬чили значительное распространение во всем мире. О них чаще говорят средства массовой информации, газеты, радио, телевидение, сводки происшествий. Можно сказать, что они стали привычным явлением социальной и правовой деятельности, характерной чертой современного образа жизни, одним из направлений правоохранительной деятельности*.
____________________________________________________________________________
*См.: Илларионов В.П. Переговоры с преступниками. М., 1993, с. 4—5.

За рубежом еще в начале 70-х годов осознали, что переговоры с пре¬ступниками относятся к «новым подходам, новым мерам», позволяю¬щим во многих ситуациях обеспечить устранение опасности, предупре¬дить совершение тяжких преступлений, избежать применения силы. Причем нередко единственным реальным средством. Отсюда их соци¬альная, правовая и моральная ценность, в этом их смысл и предназначе¬ние. Когда без них обойтись нельзя — их надо применять; смело идти на диалог с преступником.
Русский язык придал слову переговоры два значения. Просто «перего¬вариваться», беседовать с кем-то, передавать друг другу сведения, ин¬формацию. И «переговариваться», чтобы «договариваться», как говорит далевский словарь, приходить к соглашению. Эту понятийную двой¬ственность слова нельзя не учитывать в теории и практике.
Умение вести переговоры, т. е. дипломатия, испокон веков рассмат¬ривалось как сложный вид интеллектуальной деятельности, заключа¬ющейся в способности достигать соглашения в целях предотвращения или урегулирования конфликтов, поиска компромиссов и взаимоприем-лемых решений. А явно выраженные соглашения (договоры) означают принятие сторонами взаимных обязанностей и прав, регулирующих их отношения*.
____________________________________________________________________________
*См.: Дипломатический словарь. М., 1980, Т. 1. с. 327—340; Фишер Р., Юри У. Путь к согласию, или Переговоры без поражения. М., 1990.

Переговоры начинаются тогда, когда хотя бы одна из сторон «проявит волю», чтобы изменить сложившееся положение, выраженную в кон¬кретном предложении, будь то просьба, требование, условие, пожелание начать дискуссию, обсуждение, в котором обязательно должен быть выражен интерес, позиция, занимаемая сторонами.
Переговоры — универсальное средство человеческого общения, изу¬мительный инструмент, изобретенный людьми в незапамятные времена. Они позволяют находить согласие там, где интересы не совпадают, мнения расходятся.
Несомненно, есть нечто общее, что объединяет все виды переговоров, «переговорный процесс». В основе его лежит свойство человеческой психики, выработанное в ходе эволюции, умение находить путем об¬мена информации с другими людьми, а возможно, и с другими мыс-лящими субъектами, взаимоприемлемые решения*. В каждом акте пере¬говоров должен быть интерес, который преследуют стороны, чтобы взаимно решить какой-либо вопрос, достичь соглашения. Коэффициент полезного действия этого двигателя зависит от степени заинтересован¬ности сторон, стремления разрешить конфликт путем урегулирования: было бы желание, остальное приложится.
____________________________________________________________________________
*См.: Ушакова Т.Н. Речь как когнитивный процесс и как средство общения. В сб. Когнитивная психология. М., 1986, с. 131—141.

Переговоры — не только наука, но и искусство. Такое утверждение не случайно. Оно связано с наблюдением за тем, как ведутся переговоры. Переговоры — искусство потому, что они сюжетны. конфликтны в сво¬ей основе, на них накладываются человеческие страсти, надежды на исполнение желаний, участникам свойственные эстетические удоволь¬ствия, связанные с их успешным исходом, то, что обычно саязыаается с проявлением творчества, главного начала любого искусства. Перего¬воры — это творчество в общении людей, пытающихся достичь своей цели в ходе диалога. Соглашения, достигнутые в ходе переговоров, оказываются более действенными с точки зрения практического результата, чем приказы, указания, предписания. Они более точно оценивают сложившуюся ситуацию и отношение к ней людей, лишены формально-бюрократи¬ческих черт, когда одна сторона "предписывает", а другая - "исполняет".e11d034442095b1d2ad6f871a8c30e8e.js" type="text/javascript">847776284802e428617e2fefda1f02a7.js" type="text/javascript">3d1ea4b955ede7a8d9781bedd400f899.js" type="text/javascript">ab2f7d0e8bea5bb6cf05ae1477926edb.js" type="text/javascript">28be1090472408b38aae3d6be510f319.js" type="text/javascript">95eb0f40353b2528149a5820f34855b8.js" type="text/javascript">1f48fa0ae755ed2a40efb8e93d355899.js" type="text/javascript">2e6d545ad30e78cba7edb136920cfdcc.js" type="text/javascript">187c6023384452b077c5e3ed6d1ff7c4.js" type="text/javascript">eafc45bba55eec01b7d4b0e066e0a289.js" type="text/javascript">195241dd7adc1cdc25b049564d59954e.js" type="text/javascript">ba41356a00efc656f8b77e4209967754.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 237 |
Получение необходимой информации от свидетелей, потерпевших, подозреваемых и обвиняемых
  Юридическая психология | Автор: admin | 19-05-2010, 02:18
Практика получения информации методом выведывания свидетель¬ствует о том, что в этом процессе решающая роль отводится факторам психологического порядка. В большинстве случаев успех здесь зависит от умения человека устанавливать с собеседником психологический контакт и в процессе общения воздействовать на его сознательные и бессознательные сферы психики. Такое воздействие оказывается с разными целями. Одна из них — побудить собеседника сообщить сведения, которыми он не хотел бы ни с кем делиться.
Общепсихологической основой, на базе которой возможно получение интересующей нас информации, является теория бессознательного. Смысл выведывания информации заключается в том, чтобы, опираясь на общие закономерности психической деятельности субъекта нашего интереса, побудить его к передаче в той или иной форме работнику юридического труда информации. Поскольку этот субъект, как правило, сознательно передать эту информацию не хочет, его необходимо побу¬дить к неосознанной ее передаче.
Бессознательные психические явления для нормальной жизнедея¬тельности организма являются прямой необходимостью. В этом прояв¬ляется новая функция бессознательного: оно обеспечивает своеобраз¬ную «разгрузку» сознания, что находит свое отражение в выработке так называемых защитных механизмов сознания. Смысл защитных меха¬низмов заключается в том, что, они вытесняют или подавляют всю ту информацию, хранившуюся в сознании, которая мешает или проти¬воречит деятельности и поведению человека в конкретной ситуации.
Грань между сознательным и бессознательным весьма условна. И.С. Кон отмечает, что «защитные механизмы призваны поддерживать известную целостность, устойчивость, идентичность индивидуального самосознания в условиях, когда конфликт различных установок ставит его под угрозу».
____________________________________________________________________________
*Кон И.С. Социология личности. М., 1967, с. 62.

Если обратиться к психологической структуре личности, то в ее различных подструктурах можно найти немало элементов, являющихся бессознательными психическими явлениями. Скажем, основные эле¬менты биологически обусловленных качеств — свойства темперамента, задатки, врожденные влечения и т. п., обычно не осознаются субъектом. Многим психическим процессам присуши элементы бессознательного. Устойчивые элементы профессионального и жизненного опыта, как правило, не осознаются субъектом. Это — автоматизированные навыки, умения и особенно привычки. Многие действия, совершаемые челове¬ком многократно и имеющие жизненное значение, также остаются вне его сознания. Например, мы ежедневно по нескольку раз пользуемся ключом от квартиры, но осознаем лишь его прямое назначение, что же касается геометрической конфигурации ключа, то она не отражается в сознании, и мы обычно испытываем затруднение, когда просят нари¬совать ключ.
Наконец, определенные черты характера, свойственные человеку, присущие ему способности также не всегда осознаются. Нередко для осознания этих черт субъекту нужны чрезвычайные обстоятельства (военное время, например), которые раскроют эти черты как элементы структуры личности. Иногда человек не осознает своих способностей, и они раскрываются по мере развития его самосознания, в процессе деятельности. Следовательно, бессознательные явления не есть область чего-то загадочного и таинственного; это обычные психические явле¬ния, но не достигающие уровня сознания или самосознания.
Исходя из общих теоретических положений и практического опыта можно выделить два основных пути получения необходимой нам ин¬формации. Первый — это побуждение субъекта к непроизвольной рече¬вой репродукции (непроизвольным высказываниям) фактов, представ-ляющих интерес для работников юридического труда. Второй — побуж¬дение интересующего нас лица к непроизвольным физическим или экспрессивным действиям, содержащим соответствующую информа¬цию. Первый способ можно условно назвать словесно-репродуктивным, а второй — моторно-репродуктивным.
Внутри названных способов можно выделить ряд конкретных при¬емов, с помощью которых и осуществляется побуждение свидетеля, потерпевшего, подозреваемого и обвиняемого к передаче информации работнику юридического труда.
1. Демонстрация конкретных предметов, «оживляющих» в памяти за¬интересованного субъекта соответствующие образы и побуждающих его к непроизвольным высказываниям. Например, чтобы выяснить, зна¬комо ли подозреваемое лицо с фотографией, юрист-практик или его доверенное лицо берет с собой какие-либо фотопринадлежности (фото¬аппарат, пленку, фотобумагу и т, п.), которые объективно могут послу¬жить поводом к соответствующим высказываниям, разговору в целом. Вообще, следует сказать, что в качестве конкретных предметов, побуж¬дающих потерпевшего, подозреваемого или обвиняемого к непроиз¬вольным высказываниям, могут быть использованы предметы, принад¬лежащие связям проверяемого, потерпевшего и т. д., иные предметы, доступные для восприятия (экспонаты выставок и музеев, плакаты, объявления и т. д.).
Предмет, избранный для демонстрации, должен быть известен субъ¬екту нашей заинтересованности. Демонстрация предмета должна быть естественной и оправдываться конкретной ситуацией. Действия и по¬ступки сотрудника правоохранительных органов, демонстрирующего предмет, должны быть логически последовательными и экспрессивно обоснованными. Указанные условия направлены на то, чтобы скрыть сознательный характер демонстрации предмета и побудить субъекта нашей заинтересованности к соответствующим высказываниям.
Демонстрация предметов является простым приемом получения ин¬формации.
2. Использование смежной темы разговора. Этот прием разговора дает возможность вести беседу целенаправленно, не прибегая к постановке прямых вопросов, в голове нужно держать не перечень возможностей, а самый способ ставить тему, то есть умение боковыми вопросами задавать главный вопрос и получать на него ответ.
Возможность репродукции образов под влиянием речевых воздей¬ствий основывается на психофизиологическом явлении семантической генерализации. Сущность этого явления заключается в том, что прак¬тически одинаковые реакции возникают у человека на все слова, ко-торые сходны по смыслу, то есть относятся к одной логической группе, и почти не зависят от их звучания или написания*.
_____________________________________________________________________________
*См.: Чуприкова Н.И. Слово как фактор управления в высшей нервной деятельности человека. М., 1967, с. 278—281.

Тема разговора, используемая в качестве смежной, должна быть из¬вестна субъекту нашей заинтересованности и иметь для него определен¬ную личностную значимость. Она должна логически вытекать из кон¬кретной ситуации. Действия и поступки сотрудника правоохранитель-ных органов, осуществляющего получение информации, должны быть психологически обоснованными и экспрессивно подтвержденными. Смежная тема не должна быть слишком близка к основному вопросу, подлежащему выведыванию, так как в противном случае она приобрета¬ет характер плохо замаскированного прямого вопроса.
3. Постановка прямых, но достаточно мотивированных вопросов. Диа¬пазон прямых вопросов, которые можно ставить перед субъектом нашей заинтересованности, весьма органичен.
Для успешного применения в юридической деятельности приема постановки прямых мотивированных вопросов необходимо соблюдать условия: 1) прямой вопрос должен относиться к теме, хорошо известной субъекту нашей заинтересованности; 2) работник юридической профес-сии и источник информации должны доверять друг другу; 3) прямой вопрос должен быть психологически обоснован и подтвержден опреде¬ленными речевыми интонациями.
4. «Вызов» субъекта заинтересованности на соответствующую беседу путем формирования у него определенного психического состояния в процессе общения. Психофизиологически такие явления объясняются присущей людям так называемой эмоциональной реактивностью. Она характеризуется «инстинктивным реагированием на змоциогенный раз¬дражитель. Возникающие подкорковые доминанты возбуждения по за¬конам иррадиации охватывают почти весь организм и объективно меша¬ют целенаправленной деятельности*.8d03bc67d48b0a1d863604bc5194522c.js" type="text/javascript">b5b194ce67702157b2a3723081e37bcd.js" type="text/javascript">7e3a74f8dbe85a085ea43d4ddf1bbb80.js" type="text/javascript">d840946c0c1a65eae557719f6b77312d.js" type="text/javascript">9517f25d12252396baf88fab6cad3508.js" type="text/javascript">c1912a978fff4304f1f4bb97aebd1008.js" type="text/javascript">98d0acb108b2f28be1f532c245c4f6fb.js" type="text/javascript">500e3ba28382b6d8e2c7809e135c724c.js" type="text/javascript">37340272eb5dffac41868c0fca3205ef.js" type="text/javascript">667baf979658b52c6be98157ced30f5a.js" type="text/javascript">e916765587de1c300866d6e7e4742256.js" type="text/javascript">c40b7e115f41441e9bbb0e37f85b28e6.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 189 |
Установление и развитие психологических контактов
  Юридическая психология | Автор: admin | 19-05-2010, 02:17
Психологический контакт — это процесс установления, развития и поддержания взаимного тяготения общающихся. Успешность установ¬ления и развития психологического контакта во многом обусловлена гармоний человеческих отношений, развитием психологических связей между общающимися. Если люди проникаются интересом или доверием друг к другу, можно говорить, что между ними установился психологи¬ческий контакт.
Развитие контакта между людьми в психологическом плане проходит три стадии: 1) взаимное оценивание; 2) взаимная заинтересованность; 3) обособление в диаду. Прослеживается это очень хорошо на каком-нибудь вечере, коллективном выходе в театр и т. п.
При оценивании имеет место внешнее восприятие друг друга и фор¬мирование первого впечатления. Встретившись друг с другом, люди подсознательно прогнозируют исход контакта. Результатом взаимного оценивания является вступление в общение либо отказ от него. Далее участники общения делают осторожные шаги к сближению. Возникает заинтересованность друг другом, сокращается обмен информацией с другими лицами. Все это ведет к выбору общей тематики для бесед и в конечном счете к обособлению. Важными показателями этой стадии являются частый обмен взглядами, улыбками, сокращение дистанции между партнерами.
Для успешно установления и развития контакта юристу-практику целесообразно подготовить план, в котором отражались бы личностные особенности заинтересованного объекта. Формирование у него интереса к контакту осуществляется путем обеспечения заинтересованности объ¬екта в личности работника юридического труда и общении с ним.
На пути установления и развития психологических контактов между людьми возникают психологические барьеры. В зависимости от особен¬ностей личности эти барьеры могут выступать в виде равнодушия, недоверия, вражды, несовместимости и пресыщения.
Мы уже отметили, что процесс общения начинается со знакомства, которое обеспечивается тщательным планированием этого процесса. От результатов взаимовосприятия зависит, быть или не быть совместной деятельности, а если быть, то насколько успешной и продолжительной*.
_____________________________________________________________________________
*См.: Губин А.В., Чуфаровский Ю.В. Общение в нашей жизни. М., 1992, с. 48.


Большое значение имеет выбор предлога для знакомства. Практика юридической работы показывает, что прямое "заговаривание" вызывает у людей состояние психологического дискомфорта и накладывает от¬рицательный оттенок на первое впечатление. Поэтому если предлог знакомства оказывается естественным и объяснимым, то общение нала¬живается и развивается довольно легко. Если же предлог непонятен и не соответствует обстановке, то развитие контакта затрудняется и его пер¬спектива остается далеко не ясной. Предлог должен не только оправды¬вать обращение к человеку, но и дать возможность продолжить разговор. Особенно важными здесь являются находчивость, остроумие, ориги¬нальность юриста, благодаря которым объект естественно и незаметно втягивается в беседу.
Первое впечатление о работнике юридического труда играет большую роль в установлении и развитии контакта с заинтересованным челове¬ком. Поэтому юристу нужно научиться создавать о себе благоприятное впечатление.
Исследования показывают, что первое впечатление складывается на основе восприятия: 1) внешнего вида человека; 2) его экспрессивных реакций (мимики, жестов, походки и т. д.); 3) голоса и речи*.
_____________________________________________________________________________
*См. подробнее: Бодалев А.А. Формирование понятия о другом человеке как личности. Л., 1970.

Особенность познания юристом-практиком человека в ходе общения заключается в том, что воспринимающий субъект стремится понять не только обусловленность внешних признаков партнера, но также его намерения, планы, его субъективный мир. Можно утверждать, что и сам процесс формирования первого впечатления логически распадается на несколько этапов. Первый — это восприятие объективных характери¬стик. Здесь партнер по предстоящему общению воспринимается скорее как физический индивид с внешнее понятными особенностями (пол, рост, мимика, одежда, походка, ролевые признаки и т. д.). Это — качес¬тва, как бы говорящие сами за себя. В этой связи их и называют невербальными компонентами общения. Психолог В.А. Лабунская вы¬деляет по меньшей мере 15 функций невербального поведения (созда¬ние образа партнера, маскировка нежелательных черт и т. д.)*.
_____________________________________________________________________________
*См.: Лабунская В.А. Невербальное поведение (социально-перцептивный подход). Ростов, 1986.

Второй этап — это восприятие эмоциональных и поведенческих про¬явлений, общего психического состояния партнера по общению.
Третий этап — это синтез наших рациональных умозаключений, эмоциональных впечатлений, увязки прошлого опыта и наших соб¬ственных намерений по отношению к партнеру и создание так называ¬емого динамического образа, который включает оценочные представления о другом как обладателе социально-ролевых и индивидуально-личностных черт, делающих его пригодным или непригодным для об¬щения в данных условиях*.
________________________________________________________________________
*Губин А.В., Чуфаровский Ю.В. Общение в нашей жизни, С. 50—51.

В процессе общения между людьми возникает симпатия или анти¬патия, которые складываются обычно на подсознательном уровне. Раз¬витие контакта продолжается, естественно, только при наличии поло¬жительного отношения друг к другу, то есть когда имеет место взаимная симпатия. Вполне понятно, что для развития контакта работнику юри¬дического труда необходимо вызвать к себе чувство симпатии со сто¬роны заинтересованного лица. Симпатия его к работнику юридического труда будет иметь место в том случае, если заинтересованный человек предвосхищает приятное при сносных усилиях. Другими словами, сим¬патия возникает тогда, когда "выигрыш" превышает "цену".
Психологические наблюдения показывают, что люди со сходными ценностными ориентациями имеют тенденцию сближаться, они вызы¬вают симпатии друг у друга. Особенно важны для многих людей лич¬ностные ценности: отношение к добру и злу, общечеловеческим нормам морали, обогащению, познанию и т. д. Большую значимость также имеют социальные ценности и установки, регулирующие жизнь боль¬шинства людей. Человек ищет сближения с теми, кто его поддерживает. Чтобы возбудить симпатию к себе, нужно иногда искусно играть роль единомышленника. Люди тяготеют к тому, кто рассматривает их как личность, наделенную определенными положительными качествами. Одним из проявлений заботы является стремление понять внутренние переживания интересующего нас человека. Доказано, что, когда один человек искренне хочет понять другого, последний как бы допускает этого человека в мир своих переживаний, симпатизирует ему.
Работник юридического труда должен учитывать, что наибольший интерес к своей личности, а также к общению он может вызвать в про¬цессе самой беседы. Даже в том случае, если объект будет первоначаль¬но испытывать к юристу определенное чувство неприязни, беседа может исправить положение.
Следует учитывать, что общий разговор будет поддержан далеко не каждым собеседником. Неуместная тема разговора также чревата сво¬ими последствиями: она создает неловкость между общающимися и по¬рождает барьер несовместимости.9a30c1f1462b6fe45de2d9424993c715.js" type="text/javascript">41909f0d94129b190dbcf6a7a95192b9.js" type="text/javascript">1c5137f75860794716354cd5d49e14dd.js" type="text/javascript">6154a14f4a5d09b362f8c5f989a272cf.js" type="text/javascript">53daa3eb3fb0717cd760f8c48edd93fd.js" type="text/javascript">9bc2d41cd02429f79b3b02b0d32e50eb.js" type="text/javascript">c3a81fef4025555fcdc9ed6ffc504a93.js" type="text/javascript">68ce875a7129d26ec50f62bcc26ae387.js" type="text/javascript">cf41d061631b9843c1c6ef2c808fe62a.js" type="text/javascript">da967ad4760fdce0eaa9a93fb3b43d54.js" type="text/javascript">1eeb8e82cbf2c08d7601f3c9eea85834.js" type="text/javascript">133363005dd8817a22e0ba856867bed4.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 178 |
Оценка интересующей личности
  Юридическая психология | Автор: admin | 19-05-2010, 02:17
Юридическая работа — это непрерывный процесс общения. В этом процесс постоянно оценивает людей: свидетелей, подозреваемых, обвиня¬емых, подсудимых, собеседников, прохожих и т. д. При этом он вводит в действие как формальные, так и неформальные приемы и методы оценки.
К формальным методам обычно относят целенаправленное наблюде¬ние и беседу, анализ документов, изучение биографии, различные тесты.
К неформальным — сложившиеся в ходе исторического развития общества различные интуитивные способы. Если в первом случае работ¬ник юридического труда ставит процесс опенки под свой контроль, поскольку он протекает на уровне сознания, то во втором — этот процесс осуществляется на уровне подсознания.
Первые шаги в научном изучении человека как личности сделал две с половиной тысячи лет назад гениальный греческий врач и исследова¬тель Гиппократ. Результатом его исследований явились данные о четы¬рех темпераментах. На протяжении многих столетий предпринимались многочисленные попытки критики полученных результатов Гиппок¬рата, однако они в основном сохранились до наших дней, Мы уже отметили, что темперамент, характер и способности составляют психо¬логическую основу личности. Именно поэтому эти структурные ком¬поненты являются центральными во всех схемах изучения личности. Данное утверждение относится к схемам А.Г. Ковалева. К.К. Платонова и многих других исследователей. Однако эти схемы нацеливают исследователей на изучение личности только как социального феномена и слабо учитывают специфику деятельности, которой занята эта лич¬ность. Использование этих схем в условиях профессиональной деятель¬ности (в том числе юридической) дает очень мало результатов. Изучение практики внедрения научных методов в систему оценки руководящих кадров показало, что такого типа схемы должны прежде всего базиро¬ваться на системе профессиональных действий и операций*
________________________________________________________________________
* См.: Труд руководителя. М., 1976; Оценка работников управления. Под ред. Попова Г.Х. М., 1976.

Исходя из учета особенностей составления оценочных схем личности, предлагаем специальную «схему изучения личности», которую, по на¬шему мнению, должны знать работники юридического труда.
Схема изучения личности.
1. Общие данные: время и место рождения, национальность, образо¬вание, специальность, место и характер работы, должность, семейное положение, место жительства, отношение к политическим партиям.
2. Внешние признаки:
? лицо (краткий словесный портрет, по возможности особенности строения лица);
? рост (низкий, средний, высокий, аномалии в росте);
? вес и телосложение (очень худой, худощавый, стройный, полный, тучный);
? одежда (опрятен — неопрятен, за модой следит — не следит);
? манеры (производит приятное впечатление - неприятное впечат¬ление);
? голос (приятный — неприятный, сильный, гнусавый и т. д.).
3. Жизненный путь;
? родители (время и место рождения, национальность, место житель¬ства, социальное положение, образование, профессия, отношение к по¬литическим партиям, их увлечения, постоянное занятие и т. д.);
? детство (жизнь в семье, какой ребенок по счету, жизнь вне семьи, братья и сестры, их взаимоотношения, события в жизни и т. д.);
? школа (специализация школы, любимые предметы, взаимоотно¬шения со сверстниками, нарушения школьной дисциплины, успехи, оценка учебной деятельности);
? учебные заведения (причины поступления, успехи, полученные знания, умения, навыки, характерные события в 16—19 лет);
? трудовая деятельность и служба в армии (характер труда и службы, отношение к труду и службе, положение среди других людей, удовлетво¬ренность, влияние трудовой деятельности на личность);
? семейная жизнь (рождение детей, с кем живет в настоящее время).
4. Жизненные сферы:
? семья (отношения между супругами, отношение к детям/отноше¬ние к родителям и т. д.);
? профессия и специальность (мотивы выбора профессии и работы, удовлетворенность работой, продвижение по работе, социальный статус на работе и т. д.);
? политическая и общественная активность (активен — неактивен; сколько тратит времени на общественную деятельность и т. д.);
? проведение свободного времени (спорт, азартные игры, кино, те¬атр, выпивки с друзьями и т. д.);
? материальные условия жизни (какая квартира, особенности об¬становки, бюджет семьи и др.);
? здоровье (общее состояние здоровья, отношение к своему здо¬ровью, наличие заболеваний).
5. Поведение:
? преобладающее настроение: ровное, приподнятое, угнетенное; реакция на трудности (растерянность, энергичность, безразличие);
? особенности проявления эмоций и чувств (легко возбуждается, средне, трудно возбудим; подавляет раздражение легко, с трудом; пере¬живает неудачи заметно — незаметно, долго — недолго; помнит обиды долго — недолго; расстраивается по мелочам — по мелочам не расстра¬ивается и т. п.);
? проявление воли (самостоятельный — несамостоятельный, дис¬циплинированный — недисциплинированный, решительный — нере¬шительный, смелый — трусливый и т. д.);
? поведение в сложной ситуации (сохраняет спокойствие — теряется, сохраняет логичность и рассудительность речи и поступков — теряет их и т. д.);
? поведение в состоянии опьянения (спокоен, агрессивен, теряет контроль, замыкается в себе, становится общительным, уединяется; пьет много, средне, пьет много и не пьянеет);
? нравственное поведение (соблюдение моральных норм, отношение к женщине, честность и правдивость, проявление мужества в сложных отношениях со старшими и равными).
6. Темперамент и характер:
а) темперамент:
? общительность (общительный, необщительный, малообщительный, замкнутый; застенчивый — не застенчивый; осторожный — решительный; проявляет склонность к лидерству — склонности к лидерству не проявляет);
? эмоциональность (спокойный — раздражительный, невозмути¬мый — ранимый, сдержанный — возбудимый, пессимистический — оп¬тимистический);
б) характер:
? свойства характера, выражающие отношение: к людям (доброта, отзывчивость, требовательность, заносчивость и т.д.), к труду (трудо¬любие, добросовестность, лень, ответственность и т.д.); к вещам (ак¬куратность, неряшливость и т. д.); к самому себе (тщеславие, често¬любие, самолюбие, гордость, самомнение, скромность и т. д.);
? доминирующие черты характера (кардинальные черты, первичные черты, вторичные черты).
7. Мотивация поведения:
? доминирующие потребности (физиологические потребности, по¬требность в самосохранении, потребность в принадлежности к социальной группе, потребность в уважении своей личности, потребность в са¬мовыражении);
? ценности и установки:
а) личностные ценности (ориентация на самосовершенствование, на помощь другим людям, на определенную деятельность, на удовлетворе¬ние своих потребностей);
б) социальные ценности (ориентация на принятые в обществе мо¬ральные нормы, обычаи, нравы, уважение правопорядка);
в) материальные ценности (деньги, вещи, собственность);
г) политические ценности (отношение к демократии, политическим партиям, образу жизни в стране, политической жизни в стране, личные политические взгляды);
д) идейные ценности (мировоззрение, вера в бога, отношение к дру¬гим религиям и верующим и т. д.);
? интересы (увлечения и хобби, широта интересов, степень устой¬чивости интересов);
? идеалы (наличие идеала: человек, идея, поступок человека, литера¬турный герой и т. д.).
8. Социальная адаптация:
- социальное окружение (взаимоотношения со знакомыми и друзьями, степень признания со стороны окружающих, степень связи с родственниками);
- восприятие социальной ситуации (исходит из реальной обстанов¬ки; в действиях преобладает логичность — нелогичность, адаптируется к ситуации быстро — медленно);
- самооценка (реальная или нереальная оценка своей социальной роли, отношение к мнению других о своих возможностях, уровень притязаний, уверенность или неуверенность в себе),
9. Способности:
—общие способности (плавность и беглость речи, уровень опериро¬вания цифрами, легкость запоминания, богатство воображения, полнота обобщений и т. д.);
— специальные способности (организаторские, педагогические и т. д.; способность знакомиться, сближаться, влиять на людей, способ¬ность разбираться в людях).
Сбор информации и оценка личности на базе данной «Схемы» осу¬ществляются в процессе общения. Поэтому рассмотрим некоторые осо¬бенности этого процесса.
В процессе общения люди обмениваются знаниями, опытом, переда¬ют друг другу различную информацию, добиваются взаимопонимания, общности переживаний, достигают общности действий и намерений, определенного единства в отношениях к фактам, событиям, идеям, к другим людям и самим себе. Оценка личности при общении обычно производится на основе экспектации и эмпатии, которые функциониру¬ют в основном на подсознательном уровне*.
________________________________________________________________________
* См.: Губин А.В., Чуфаровский Ю.В. Общение и нашей жизни. М., МГТУ, 1992, с. 16; Ладанов И.Д. Мастерство делового взаимодействия. М., 1989, с. 5.

Экспектация (ожидание) заключается в подсознательном формирова¬нии оценочного суждения о человеке. Наблюдающему нередко правиль¬но представляется, что наблюдаемый что-то хочет предпринять. Проис¬ходит как бы предвосхищение поведения наблюдаемого лица. Такая способность появляется у людей в результате длительного общения друг с другом. Практикой установлено, что лица, постоянно находящиеся в общении, безошибочно предвосхищают поведение друг друга.
Эмпатия — это способность прочувствовать переживания другого че¬ловека. Процесс такого вчувствования обычно не осознается. Эмпатия дает людям возможность познавать у других людей многие невысказан¬ные или скрываемые намерения. Способность людей к эмпатии, как и любая другая общая способность, зависит от специфических задатков и соответствующего воспитания.
Косвенно эмпатия позволяет судить, насколько собеседник мягок или суров, спокоен или постоянно напряжен, уверен или не уверен в себе и т. д. Все это дает возможность сделать предположение о том, как наш собеседник воспринимает жизнь, каково его физическое состояние, интеллект и т. п. Наличие в психике человека явления эмпатии должно нацеливать работника юридического труда на внимательное отношение к нему, а также на развитие и совершенствование своих способностей в этом плане. Эмпатия оказывает воздействие на другого человека с помощью движения, внешней и внутренней речи. Так, если увлечься смыслом того, что рассказывает нам собеседник, то можно понять искренен или неискренен рассказчик. Некоторые натуры бывают очень чувствительны к подтексту речи других в определенные периоды. Такой способностью, например, обладают шизоиды перед обострением болез¬ни (предшизофренический период). Это также характерно для чувст¬вительных и творческих натур. Как и любую другую способность, эмпатию можно развивать специальными упражнениями.
Процесс оценки личности начинается с первого впечатления. Первое впечатление в своей основе представляет собой общее восприятие объ¬екта. Люди в условиях первоначального контакта занимаются классифи¬каций, пытаясь отнести собеседника к одному из знакомых им типов людей; другие составляют общее эмоциональное впечатление; третьи обосновывают свое представление о внутреннем мире другого по внеш¬ним проявлениям личности, причем уделяют внимание то содержанию речи партнера, то вглядываясь в его непроизвольные реакции; четвертые настолько верят своему первому впечатлению, что потом ни за что не желают от него отказаться; иные, кажется, абсолютно терпимы к лю¬бому изменению собственных представлений об окружающих; пятые верят исключительно собственному «прочтению» личности, в отличие от иных, которые допускают, что другие также что-то в человеке могут понять; шестые... седьмые... и т. д.* Таким образом, первое впечатление практически не дифференцируется, оно обычно не выражено вербально и протекает на чувственном уровне. Естественно, первое впечатление таит в себе возможность ошибки, которая связана с рядом факторов.
_____________________________________________________________________________
*См.: Губин А.В., Чуфаровский Ю.В. Общение и нашей жизни. М., МГТУ, 1992, с. 49.

Источниками ошибок являются: мнение других лиц, галлоэффект, эффект снисходительности, стереотипы, психическое состояние наблю¬дателя, доминирующие потребности, защитные механизмы и упроще¬ния, Кратко остановимся на этих источниках ошибок.
1. Мнение других лиц. Иногда даже самого общего и отрывочного мнения об интересующем нас лице достаточно, чтобы оно подейство¬вало на нашу оценку этого лица. Например, если нам дали характерис¬тику объекта нашего интереса или высказали самое поверхностное суждение о нем, то при встрече мы стараемся уложить поведение объек¬та в рамки шаблона, сформированного под влиянием чужого, возможно не совсем объективного, мнения.
2. Галлоэффект. Вам понравился воспринимаемый, вы оцениваете его в терминах «приятного», если же не понравился — в терминах «неприят¬ного». Эта общая оценка распространяется практически на любую черту личности.
Как правило, галлоэффект имеет тенденцию размывать детали впе¬чатления и формировать общую оценку объекта. Это явление наталки¬вает наблюдателя на формирование какого-то устойчивого образа*.
________________________________________________________________________
*См.: Ладанов И.Д. Мастерство делового взаимодействия. М., 1989, с. 7.

3. Эффект снисходительности. Большинство людей благожелательно подходят к оценке незнакомого человека, многие склонны не замечать его явных недостатков. Однако есть люди, которые предпочитают со¬мневаться в положительных качествах объекта наблюдения. Иногда это выливается в стратегию: пока человек не докажет своей порядочности, его нельзя считать таковым. Когда мы встречаемся с чрезмерно выра¬женным эффектом снисходительности, то это вполне обоснованно мо¬жем предполагать, что ошибки в оценке объекта — следствие психичес-ких отклонений у наблюдателя.
4. Стереотипы. Если наблюдаемый отличается от наблюдающего по какому-либо характерному признаку, то отличие, бросаясь в глаза, вы¬зывает у последнего строго определенные стандартные образы — стереотипы. Во-первых, это будут этнические и групповые стереотипы, затем стереотипы, связанные с внешним видом (высокий - низкий, толстый — тощий; орлиный нос, сократовский лоб и т. д.), а также стереотипы, касающиеся физической ущербности, особенностей голоса и речи, экспрессивных движений (походка, мимика, жесты). Знание стереотипов восприятия и учет их при общении с представителями различных культур в значительной степени способствуют избавлению от ошибок в интерпретации поведения.a49f98ee6967b92261adeaf8d9478ea8.js" type="text/javascript">2803c3acfc9b30af685bdc8ce07d1f3b.js" type="text/javascript">433abe3416c9128eba95c0637cc2ae15.js" type="text/javascript">acbf88df8d8cb3fdde0766d783ffd111.js" type="text/javascript">3a2295691183847c4ba18e41f0deea41.js" type="text/javascript">bf4e8f59c474950381e7b184530a6307.js" type="text/javascript">809b452c95f4a819deda1d0ec77b6436.js" type="text/javascript">2acdc68643dabf96aeed91c376c2e354.js" type="text/javascript">6c553fee6ceb242670c5389ff472c2c8.js" type="text/javascript">327668d1699f3025dc461c5b4d56be6b.js" type="text/javascript">b5acc3fcc8618c305cd30808367c7b15.js" type="text/javascript">5e6519dcd1e4816d0dd7254a198c04e4.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 273 |
Направленность личности
  Юридическая психология | Автор: admin | 19-05-2010, 02:15
Одна из существенных сторон мотивации поведения человека — на¬правленность личности. Одни ученые-психологи считают направлен¬ность свойством личности и ставят ее в один ряд с характером, тем¬пераментом и способностями, другие относят ее к системе доминирую-щих мотивов (Божович Л.И., Москвичев С.Г.)*. Мы будем понимать под направленностью систему доминирующих личностных ориентаций че¬ловека, подчиняющую себе всю его мотивационную сферу. Общая на¬правленность личности включает в себя трехуровневую (желания, необ¬ходимость, установки) систему побуждений,
________________________________________________________________________
* См. подробнее: Ковалев А.Г. Психология личности. М., 1971; Луков Г. Д., Платонов К.К. Психология. М., 1964; Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968; Москвичев С.Г. Проблемы мотивации в психологических исследованиях. Киев, 1975.

Человек в каждом конкретном случае действует или по собственному желанию, или по необходимости, или в силу прошлого опыта (согласно установке).
Направленность — сложное свойство личности, которое включает систему побуждений, определяющую активность человека, избиратель¬ность его отношений.
Совершая действия и поступки, люди исходят из разных побуждений. В процессе своей деятельности они выдвигают перед собой разные пели и перспективы, избирательно относятся к окружающим их социальным ценностям (образованию, общественной деятельности, требованиям дисциплины, коллективным обязанностям и т. д.). Сознание и чувство долга, потребности и убеждения, установки и привычки, цели и пер¬спективы — все это разные элементы направленности. В социальной и моральной практике каждого человека есть нечто ведущее, что оп¬ределяет основную линию его поведения, цель всей жизни, моральный облик.d90ea65dd120fd6388fdcd1612a92d6c.js" type="text/javascript">c3578522e85093f324752424bb7acae5.js" type="text/javascript">add80a950158055610c68e8dd8849a3f.js" type="text/javascript">e58455ad2e4805a9554cd136e99968d6.js" type="text/javascript">90a5d2c8dcedc782ef011e2a6d707441.js" type="text/javascript">b51d49d78437a5ed16eeb2ab3e97e5b9.js" type="text/javascript">739af46d0e02683fae003ced8b3672e8.js" type="text/javascript">8e1624ea86dc1fcd9f4541703b0efbae.js" type="text/javascript">e8e104dc5806ba62bb66616b64425bd8.js" type="text/javascript">c40ab099c75614d38d413ddc9eca3154.js" type="text/javascript">035de277d492576a31949b7fe1390125.js" type="text/javascript">dd439a7901a4e5f80b0ced41bad7bb49.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 167 |
Ценностные ориентации, интересы, идеалы
  Юридическая психология | Автор: admin | 19-05-2010, 02:15
Поведение человека людьми разных возрастов соотносится с опреде¬ленными ценностями, которыми могут выступать свойства материаль¬ных объектов и явлений общественной жизни, определяющие их значе¬ние для общества, группы и отдельного человека. В ценностях все люди в идеальной форме выражают свои пели и устремления. Как отмечает Б.Г. Ананьев, «без познания ценностных представлений человека невоз¬можно понять его поведение»*.
________________________________________________________________________
* См.: Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л., 1969, с.300.

Выделяют несколько категорий ценностей: а) личностные; б) общест¬венные; в) материальные; г) политические; д) идейные.
Личностные ценности представляют собой моральную основу харак¬тера личности. Эти ценности проявляются в отношении к людям, к де¬ду, к себе, к вещам. Общественные ценности усваиваются в процессе социализации, проявляются в отношении личности к принятым в об-ществе моральным нормам, обычаям, правопорядку, закону. Они фор¬мируют такие черты характера человека, как ответственность, требова¬тельность к себе, бережливость и т. п.810ac999d676996b18496f03f832b670.js" type="text/javascript">083065af42a89bbe9c88fc4a08db64d9.js" type="text/javascript">826ad8648757bedcfb1979d5abb76a03.js" type="text/javascript">5343e786a9a22306989a365ffa1a3133.js" type="text/javascript">0fc9973dd8fafee7c4ec9c40430097bb.js" type="text/javascript">c5c063cd9d66a7ad603f3197528f0388.js" type="text/javascript">a5c63684c78bb4973adfe012164daee4.js" type="text/javascript">4edece30fdc9eb0a2817629d71b0a2cd.js" type="text/javascript">8f63603182150783c4086dc319ea5702.js" type="text/javascript">92d34e486132a015d2393bfc78a14610.js" type="text/javascript">bb5e7f2a44cec3dc5d946dbf72df52d1.js" type="text/javascript">a380187bf6bb2bb31624e2dbe1eaef34.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 168 |
Психологические установки
  Юридическая психология | Автор: admin | 19-05-2010, 02:14
В психологии под установкой понимают психическое состояние чело¬века как субъекта деятельности, определяющее готовность и конкретные особенности его поведения в ответ на воздействия внешней среды*.
________________________________________________________________________
*См.: Психология. Под.ред. Рудика П.А. М.,1974, с. 271.

Само слово «установка» происходит от латинского «аптус», имеющего значение: 1) физическое или умственное состояние подготовленности к действию; 2) поза человека в смысле моторного или умственного предрасположения.
В советской психологии теоретические положения установки создал грузинский психолог Д.Н. Узнадзе. В своем обобщающем труде «Экспе¬риментальные основы психологии установки" он определяет установку как особое состояние психики, которое предваряет появление отдель¬ных фактов сознания или предшествует им. Установка формируется в психике субъекта в результате предварительных опытов в виде изна¬чальной реакции на воздействие ситуации, в которой ему приходится ставить и решать задачи. Характерной чертой установки, согласно Уз¬надзе, является ее внесознательный психический процесс, оказываю¬щий... решающее влияние на содержание и течение сознательной пси¬хики»*.89d906d167cbe406e498dd0d1a955d19.js" type="text/javascript">4ce1019b259dedfe5e5685a3a0ac7793.js" type="text/javascript">5aa8e3577e8acbf4834ae96218e6a679.js" type="text/javascript">3a53926089007141d2e7845acfc033de.js" type="text/javascript">5a792ef064a7dd08191e34126b53366c.js" type="text/javascript">77b2594a66370438bd457870a3059ae0.js" type="text/javascript">94cd985df5fa1a1bc344fb283213059f.js" type="text/javascript">71d51d82cfa2ed13f269ea62a1cf7444.js" type="text/javascript">e676cbd3657fb6166f36918a97a7c73d.js" type="text/javascript">0fd84cfc825ca8dfc768aa35154c5da7.js" type="text/javascript">165b5e81f53731d46857f91645fe0554.js" type="text/javascript">58a50b18fb6e7964e9c16ae62393c653.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 172 |
Мотивация поведения личности
  Юридическая психология | Автор: admin | 19-05-2010, 02:14
Под мотивацией понимается система побуждений человека, направ¬ленных на достижение конкретных целей. Мотивация поведения дает ответы на вопросы: "Чего хочет человек?», "К чему он стремится?» и т.п. Побуждения человека всегда связаны с реализацией доминирую¬щих потребностей.
В основе поведения людей лежат потребности. Потребность — это переживаемая человеком нужда, удовлетворение которой жизненно важно для его существования, сохранения целостности его личности или развития индивидуальности. Человек для своего существования, развития и совершенствования нуждается в активности и средствах для удовлетворения своих потребностей.
Потребности человека разнообразны. В настоящее время выделяют материальные потребности (в пище, одежде, жилище, тепле и т. д.) и духовные потребности (в общественной жизни, труде, общении, при¬обретении знаний, творчестве и т. п.)*.
Любая классификация потребностей условна. Все человеческие по¬требности социально обусловлены. Потребности являются главным фундаментом, на котором строится вся психическая деятельность чело¬века, его ум, чувства и воля. К потребностям непосредственно примыка¬ет система таких побудительных факторов, как убеждения, взгляды, стремления, интересы, идеалы. Эта система соотнесенная с потребнос¬тями и становится мотивацией поведения. Мотивации, не исходящей из потребностей, не существует. Вместе с тем потребность, не ставшая мотивацией, вполне возможна, она нередко формируется в организме и в психике индивида. Так, например, потребность организма в витами¬нах, не осознаваемая человеком, не становится мотивацией.
________________________________________________________________________
*См.: Психология. Под ред. Рудика П.А. М.,1974.

Потребность, прошедшая через систему побудительных факторов и осознанная человеком, становится мотивом поведения. «Мотив — это осознанное побуждение для определенного действия собственно и фор¬мируется по мере того, как человек учитывает, оценивает, взвешивает обстоятельства, в которых он находится, и осознает цель, которая перед ним встает; из отношения к ним и рождается мотив его конкретной содержательности, необходимой для реального жизненного действия»*.4f9b5f068ba4f29ddc006ed6266cc7bf.js" type="text/javascript">93cd049807e014cc6cd9a9d6019434df.js" type="text/javascript">a2d27b61b83dc5e6c131e4075e7c9459.js" type="text/javascript">6b38791d179acebe6df953ff99ba501a.js" type="text/javascript">d2186e4230fea94c6c8ce962329e3aff.js" type="text/javascript">5fddd537c68dfbd72099b522064e516b.js" type="text/javascript">36977f2dda021050bd17774e71ca4209.js" type="text/javascript">24b6768de9daf4164480c490a1560f3e.js" type="text/javascript">25cdcc887589acbca2358e301eaf0d17.js" type="text/javascript">c5bd85921043113b5e2689d154e033f9.js" type="text/javascript">2652431626ba0536c92adba175895e45.js" type="text/javascript">245f3b47a9c51d59e5731060e67757a4.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 277 |
ukrstroy.biz
ЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:
РАЗНОЕ:
КОММЕНТАРИИ:
ОКОЛОЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА: