Сегодня
НАВИГАЦИЯ:
ЮРИДИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ:
РАЗНОЕ:
РЕКЛАМА:
АРХИВ НОВОСТЕЙ:
Партийная система (Индия)
  Иностранное конституционное право | Автор: admin | 31-05-2010, 15:06
Индия принадлежит к числу самых многопартийных стран мира, а ее партийная система по своей структуре и функциям является наиболее развитой и дифференцированной по сравнению с другими развивающимися странами Азии и Африки . "При этом партийная система в Индии оказывается в определенных отношениях более сложной и гибкой, чем партийные системы развитых капиталистических стран" . Особенности партийной системы Индии вытекают прежде всего из необычайно пестрого классового, национального, религиозного, кастового и социального состава населения. Наличие как признанных в установленном порядке всеиндийскими, так и десятков партий в штатах и союзных территориях приводят к необходимости исследовать систему партий в этой стране на двух уровнях - союзном и штатов. Так, во всеобщих выборах 1989 г. участвовало 291 политическая партия, среди которых 8 - всеиндийских.
Индийский национальный конгресс (Индиры) (ИНК/И/) является одной из наиболее мощных, авторитетных и опытных партий в политической жизни Индии. С января 1978 г., оставшаяся верной Индире Ганди часть ИНК, продолжившая основную пинию прежнего Конгресса, стала называть себя так в честь своего лидера.
С момента создания в 1885 г. либеральными деятелями и представителями национальной интеллигенции и до обретения независимости, ИНК отражал интересы весьма широких слоев индийского общества и был похож скорее на национальное движение, чем на политическую партию.
До выборов 1977 г., несмотря на ряд расколов, нередко приводивших к появлению новых партий, ИНК оставался бессменно правящем партией, с деятельностью которой связан целый ряд важных преобразований в социально-экономической жизни страны.
Партия провозгласила собственную концепцию "общества социалистического образца" (похожую по идеологии на западное социальное государство), которое предполагает мирное сотрудничество различных слоев населения при сохранении частной собственности и развитии государственного сектора. Она выступает за усиление секуляристских (свободных от влияния религии) тенденций, против религиозно-кастовой и общинной розни, за борьбу с безработицей, бедностью, неграмотностью.
Временно уступив впасть Джаната партии в 1977 г., ИНК уже в 1979 г. вновь вернулся к руководству страной. Однако по-литическое господство Конгресса в Индии стало ослабевать. С 1989 г., когда к власти пришло коалиционное правительство, основу которого составляет ИНК, стала все более отчетливо прослеживаться тенденция трансформации партийной системы от многопартийной системы с одной доминирующей партией (как это было в 1977 г.) к двух- или многопартийной системе.
Крупной и растущей в последнее время оппозиционной партией является Бхаратия джаната партия - правая коммуналист-ская, т.е. построенная на религиозно-общинной основе, партия, возникшая на базе сторонников бывшей религиозно-шовинистической партии Бхаратия джан сангх. Выражая интересы средних слоев и мелких предпринимателей и землевладельцев, партия стоит на позициях индуистского национализма и кастовой обособленности. Она выступает за децентрализацию и экономической власти в стране, усиление частного сектора и т.д. Можно отметить, что с приближением к государственной власти происходит определенное смягчение, "центрирование" позиций этой прежде крайне правой партии.
Партия Джаната дал является центристской и во многом сходной с ИНК, откуда вышло большинство ее членов. Эта пар-тия выступает с критикой правительства по таким вопросам внутренней политики, как уровень жизни трудящихся, рост цен, безработица, коррупция и финансовые злоупотребления высших чиновников. Партия выступает за снижение налогов, списание долгов крестьян, повышение пенсий, увеличение занятости, демократизацию внутренней жизни страны. Подчеркивается стремление к единству, решению национальных, кастовых, религиозных и других проблем.
Коментариев: 0 | Просмотров: 106 |
Основы судебной системы; конституционный контроль (Япония)
  Иностранное конституционное право | Автор: admin | 31-05-2010, 15:05
Верховный суд Японии состоит из Главного судьи и 14 членов Верховного суда, назначаемых кабинетом. Суд осуществляет свою работу в полном составе (кворум 9 членов) под председательством Главного судьи или в составе отделений (имеется три отделения по пять судей в каждом, кворум составляет 3 члена). Решения суда и особые мнения отдельных судей публикуются. Эта практика основана на англо-саксонской системе права, но не соблюдается нижестоящими судами. Верховный суд является судом последней инстанции, действует в качестве суда втором инстанции по делам о государственной измене и, других преступлениях против государства и в качестве суда третьей инстанции по остальным уголовным или гражданским делам.
Верховный суд вправе решать вопрос о конституционности любого закона, указа, постановления или административного акта. Такое решение может быть принято, если за него проголосовало не менее 8 членов. В случае признания закона неконсти-туционным, копия решения посыпается в парламент и в кабинет. Особенность конституционного контроля заключается в том, что этот вопрос решается вне связи с рассмотрением уголовного или гражданского дела. Иск об антиконституционности нор-мативного акта должен быть подан в суд первой инстанции. Японские юристы отмечают большую консервативность Верхов-ного суда. Так профессор Е.Нода отмечает: "В первые двадцать пять лет своей деятельности он признал неконституционным только одно положение закона. С 1948 по 1956 гг. он рассмотрел в общей сложности 41991 иск о конституционности - более чем 5000 исков в год!" .
В Японии существует традиция централизации в отношении "управления правосудием". Верховный суд обобщает судеб-ную практику, издает обязательные для нижестоящих судов руководящие указания, устанавливает положение о прокуратуре при нем, о внутренней дисциплине и административном управлении судебными органами. Эти решения принимаются коллеги-ей, состоящей из членов Верховного суда и высших судов Японии. Наряду с этим каждые 10 лет (ст. 79 конституции) одновре-менно с выборами в нижнюю палату парламента проводится референдум по поводу состава Верховного суда: если большинство избирателей проголосует против определенного судьи, он обязан покинуть свой пост.
Для проведения расследования с целью подготовки дела к слушанию в назначенный день имеется 20 "исследовательских секретарей". Почти все они должны иметь опыт судейской работы в течение нескольких лет. В отличие от практики Соединен-ных Штатов, они не служат секретарями индивидуальных судей, а работают на суд в целом.
Коментариев: 0 | Просмотров: 50 |
Регионализм и местное управление (Япония)
  Иностранное конституционное право | Автор: admin | 31-05-2010, 15:05
Основы местного самоуправления Японии заложены конституцией (гл. VIII). Более подробно их деятельность регулируется Законом о местной автономии 1947 г. Он делит местные органы на две группы: общей компетенции и специальные. Первые, в свою очередь, подразделяются на административно-территориальные единицы высшего уровня и низшего уровня. К ним относятся Токийский столичный округ, остров Хоккайдо (управляется как отдельная префектура), две столичные префектуры и 43 обычные префектуры . Токийский столичный округ подразделяется на 23 городских района и ряд городов, поселков и деревень. Остров Хоккайдо, столичные и обычные префектуры делятся на низшие единицы: города, поселки и деревни. Города с населением свыше 1 млн. человек включают районы. Административно-территориальные единицы низшего уровня включают в свои границы не только собственно места проживания населения, но и окружающие их пахотные земли, леса и т.д. (в города, например, Саппоро или Киото могут входить не только сами города, но и обширные безлюдные горные массивы). Районы крупных городов не имеют статуса единиц местного самоуправления, там не создаются местные собрания, а главы их исполнительных органов назначаются мэром города.
В компетенцию органов местного самоуправления входят: поддержание общественного порядка на своей территории, обеспечение безопасности, здоровья и благополучия населения и иных лиц, временно находящихся на данной территории, устройство и управление парками, площадями и дорогами, ведение коммунального хозяйства, устройство и управление школами, больницами и многое другое. Однако полная самостоятельность в решении этих вопросов в определенной мере ограничивается целым рядом мер. Например, центральные ведомства учреждают различного рода периферийные филиалы, которые ведут свою деятельность, не подчиняясь муниципалитетам; полиция и школьное образование в значительной степени контролируются государственной комиссией общественной безопасности и министерством просвещения; наличием государственных дотаций (налоговое законодательство построено так, что местные органы за счет собственных средств могут покрыть только часть муниципальных расходов, остальное вынуждены "занимать"). Кроме того, многие жизненно важные и необходимые отрасли коммунального хозяйства (электро- и газоснабжение) находятся в руках частных компаний.
Тем не менее существует возможность реализации воли населения в деятельности муниципалитетов. Избираемые населением местные собрания контролируют деятельность исполнительных органов, а парламент не может без одобрения местного собрания любой из административных единиц издавать законы, относящиеся лишь к этой единице.
Коментариев: 0 | Просмотров: 67 |
Высшие органы государства (Япония)
  Иностранное конституционное право | Автор: admin | 31-05-2010, 15:04
Япония по форме правления - парламентарная монархия, поэтому деятельность и взаимоотношение центральных органов имеют черты, свойственные этой форме правления.
Парламент в соответствии со ст. 41 конституции является "высшим органом государственной власти и единственным за-конодательным органом государства". Состоит из двух палат; по требованию правительства нижняя палата парламента - палата представителей может быть распущена досрочно. Каждая палата может самостоятельно избирать председателя и должностных лиц, устанавливать свои правила заседаний, процедуры и внутренней дисциплины (ст. 58). Закон о парламенте (ст. 16) к должностным лицам, избираемым на весь срок полномочий палаты, относит председателя, вице-председателя, временного председателя, председателей комитетов и генерального секретаря палаты. Из них только генеральный секретарь избирается не из числа депутатов парламента. По традиции заместители председателя палаты получают свой пост из числа депутатов от оппозиционных партий .
Каждая палата формирует два вида комиссий - постоянные и специальные. В настоящее время палата представителей имеет 18 постоянных комиссий. Из них 12 более или менее непосредственно связаны с работой соответствующих министерств. В палате советников 16 постоянных комиссий. Специальные комитеты имеют право вносить собственные законопроекты по вопросам своей компетенции, контролировать "свои" министерства. Комиссии формируются по партийному признаку пропорционально представительству политических партий в парламенте. При этом каждый депутат должен быть членом не менее 1-2 комиссий. Председатели избираются самими членами из депутатов партии, имеющей наибольшее представительство.
В настоящее время в Японии, как и в других развитых государствах, парламентские комиссии являются основным местом подготовки и рассмотрения подавляющего большинства законопроектов." Подобное положение вызвано рядом обстоятельств. Прежде всего, необходимостью всесторонне и детально обсудить все положения законопроектов. Силами одних депутатов это сделать весьма затруднительно, а недепутатам (представителям предпринимателей, профсоюзов, академических кругов, других заинтересованных сторон) регламенты запрещают находиться в зале заседаний палат. Кроме того, детальное обсуждение требует значительного времени, а официальные заседания палат связаны жесткими рамками повестки дня и соблюдением предписанной процедуры. Для работы комиссий ничего подобного не требуется. Наоборот, особенностью их деятельности "является их теснейшая связь с соответствующими органами исполнительной власти. Очень часто состав постоянных комиссий комплектуется из депутатов, имеющих в прошлом опыт работы в министерствах и ведомствах, профиль которых соответствует профилю данной комиссии. Представительства центральной администрации наряду со специалистами и представителями общественности приглашаются на заседания соответствующих комиссии, на которых в большинстве случаев рассматриваются законопроекты..." .
Как правило, заседания комиссии делятся на два типа: "рабочие заседания" и "общие заседания". На заседаниях первого типа, на которых обсуждаются наиболее важные вопросы, обычно присутствуют министры кабинета (иногда сам премьер-министр), высокопоставленные правительственные чиновники. На "общих заседаниях", рассматривающих более мелкие во-просы или "шлифуются" уже принятые важные решения, участвуют министры, их парламентские заместители, чиновники бо-лее низкого ранга.
Заседания палат являются открытыми. Они протоколируются; протоколы должны публиковаться и распространяться для всеобщего ознакомления; по требованию не менее 1/5 присутствующих депутатов голосование каждого члена по любому во-просу должно отмечаться в протоколе. Закрытые заседания проводятся после принятия резолюции, за которую проголосовало не менее 2/3 голосов присутствующих депутатов. Комиссии также проводят открытые заседания с допуском представителей средств массовой информации. Публичные заседания обязательны при обсуждении бюджета и законопроектов, касающихся налогов.
Решения обычно принимаются простым большинством голосов присутствующих депутатов. Используется три формы голо-сования: голосование вставанием; тайное голосование, когда голосующие опускают в урну бюллетени белого цвета (голосуя "за") или голубого - "против", при поименном голосовании депутаты прикрепляют к бюллетеню табличку со своей фамилией; “невозражением" (председатель спрашивает депутатов, кто возражает. Если таковых нет - решение принимается, если есть - прибегают к другой форме голосования).
Депутаты обладают депутатской неприкосновенностью только на период сессии. Арестованные до открытия сессии по требованию соответствующей палаты должны освобождаться из заключения на время сессии (ст. 50 конституции). Каждый депутат имеет право нанимать двух помощников, ему предоставляется специально оборудованный рабочий кабинет, для обслуживания депутатских групп созданы исследовательские и справочные службы. В их распоряжении парламентская библиотека, насчитывающая около 4 млн. экземпляров книг, 196 тыс. докторских диссертаций, 73 тыс. журналов, ксероксное и компьютерное оснащение. На 763 депутата приходится 847 библиотечных работников (самое высокое соотношение в мире), из них 155 человек работает в специальном исследовательском отделе, занимающемся по просьбе депутатов написанием исследовательских докладов по проблемам, подготовкой справок по вопросам внутренних и международных проблем, законодательному материалу, статистике.
Выборы палаты представителей должны проводиться достаточно часто из-за более короткого срока ее полномочий и воз-можности ее досрочного роспуска по инициативе правительства. Поэтому предполагалось, что партийный состав нижней палаты будет подвижен, более или менее точно отражающим изменения в общественной жизни. Более высокий возрастной ценз и длительный срок полномочий, частичная сменяемость верхней палаты, невозможность ее досрочного роспуска должны были обеспечить палате советников качества противовеса нижней палате. Ожидалось, что в случае повеления общественного мнения и одобрения в результате этого прогрессивных законопроектов эта палата воспрепятствует их принятию. На практике же палата советников сыграла значительную роль в срыве или отсрочке принятия реакционного законодательства из-за того, что позиции монопольно правившей на протяжении десятилетий Либерально-демократической партии в этой палате оказались значительно слабее, чем в нижней палате.
Главной функцией японского парламента является принятие законов и государственного бюджета. Законы принимаются решением обеих палат. В Японии, как и в Великобритании, в законодательном процессе нижняя палата имеет больший вес. Это подтверждается положениями конституции и закона о парламенте. Если палата советников отклоняет законопроект, при-нятый нижней палатой, он становится законом после его вторичного принятия большинством не менее 2/3 голосов присутст-вующих членов палаты представителей. В подобной ситуации палата представителей может также потребовать созыва совместного заседания палат (в силу большей численности нижней палаты решение зачастую может быть вынесено в ее пользу), или создания согласительного комитета (ст. 59 конституции) Согласительный комитет состоит из 20 человек, от каждой палаты избирается по 10 депутатов. Кворум для принятия решения не менее 2/3 состава комитета. Разработанный комитетом компромиссный текст законопроекта передается на рассмотрение палат. Если комитет не в состоянии выработать компромиссный вариант, или этот вариант не утверждается обеими палатами, действует решение, принятое палатой представителен.
Если палата советников не проголосовала по законопроекту в течение 60 дней после получения его от палаты представителей, законопроект считается отвергнутым палатой. В этом случае решение может быть принято одной палатой представителей в соответствии со ст. 59 Конституции.
Для оказания помощи депутатам при подготовке законопроектов, а также для контроля за правительственными законопро-ектами, при каждой палате созданы законодательные бюро. Основная проработка идей правительственных законопроектов осуществляется, как правило, на уровне департаментов соответствующих министерств. Разработанные ими документы направляются через руководство министерства в канцелярию премьер-министра для общей оценки и внесения необходимых изменений. И только после этого они попадают в парламент, где с ними работают в законодательном бюро и соответствующих комиссиях, как отмечалось выше. Например, разработкой внешнеполитических правительственных законопроектов занимается в основном министерство иностранных дел (с обязательным участием министерства финансов и министерства внешней торговли и промышленности). В законодательном бюро каждой из палат проработкой вопросов по этой тематике занимаются три отдела. Кроме того, председатель палаты, в которую направлен законопроект, передает его на рассмотрение соответствующей комиссии. Здесь сначала заслушивают авторов проекта, затем выступают с вопросами депутаты от различных партий. В случае необходимости на заседание комиссии приглашаются ученые, эксперты по данной проблеме. В зависимости от ситуации для изучения отдельных вопросов, связанных с законопроектом, могут создаваться подкомиссии. Затем происходит обсуждение документа членами комиссии. В случае принятия последней положительного решения законопроект выносится на обсуждение в палату.
Законодательная инициатива в отношении бюджета и финансовых законопроектов осуществляется только в нижней палате. Обсуждение законопроекта бюджета проходит при участии премьер-министра и всех членов кабинета (чтобы они могли тут же давать необходимые разъяснения и отвечать на вопросы депутатов). В дискуссии принимают участие представители общественности. “Любой гражданин может подать заявку на участие в обсуждении. Директор бюджетной комиссии отбирает несколько человек из подавших заявки, которые и участвуют в открытом обсуждении законопроекта о бюджете” . Если верхняя палата примет по бюджету решение, отличное от решения палаты представителей, или не будет достигнуто соглашение в ходе совместного заседания палат, или она в течение 30 дней после получения бюджета от палаты представителей не примет по нему решения, то позиция палаты представителей становится постановлением парламента.
Коментариев: 0 | Просмотров: 93 |
Избирательная система (Япония)
  Иностранное конституционное право | Автор: admin | 31-05-2010, 15:04
В соответствии со ст. 15 конституции "народ обладает неотъемлемым правом избирать публичных должностных лиц и от-странять их от должности", при этом "гарантируется всеобщее избирательное право для совершеннолетних и тайна голосова-ния". Конституция закрепляет другие принципы выборов: недопущение дискриминации на основе расы, религии, пола, соци-ального положения и происхождения, образования, имущественного положения или доходов (ст. 44); все важные вопросы, ка-сающиеся выборов, определяются только законом (ст. 44, 47). Закон о выборах публичных должностных лиц 1950 г. с после-дующими изменениями (имеет 273 статьи и кодифицирует около двадцати предшествующих законов о выборах) более деталь-но регулирует эти вопросы. В соответствии с законом активным избирательным правом обладают японцы, достигшие двадца-тилетнего возраста, прожившие в избирательном округе не менее трех месяцев и внесенные в список избирателей (списки еже-годно обновляются к 15 сентября). Право быть избранным в палату представителей наступает с 25 лет, а в палату советников по достижении 30-летнего возраста. Кандидаты в члены палаты представителей должны внести избирательный залог в размере 3 млн. иен. Залог не возвращается, если кандидат не набрал пятой части голосов от квоты в данном округе, которая определяется делением действительных в округе голосов на число причитающихся в нем мест. Кандидаты в палату советников должны внести 2 млн. иен; сумма удваивается, если кандидаты выдвинуты списком. В некоторых случаях возможен возврат избирательного залога; так независимый кандидат, чтобы получить свой залог обратно, должен собрать восьмую часть голосов от квоты, которая определяется таким же образом, как и квота при выборах в нижнюю палату.
Палата представителей избирается на 4 года в количестве 512 человек. Такой состав последний раз был избран 18 июля 1993 г. В январе 1994 г. был принят закон, согласно которому численность членов нижней палаты была уменьшена до 500 че-ловек. Это правило будет действовать со следующих выборов.
Для избрания палаты представителей Япония делится на 129 избирательных округов. Число членов от округа варьируется от 3 до 5; имеется один одномандатный округ. Каждый избиратель голосует только за одного из кандидатов в своем округе. Мандаты предоставляются кандидатам, получившим наибольшее число голосов, причем это число по меньшей мере должно составлять четвертую часть от квоты, получаемую от деления действительных голосов в округе на число причитающихся ему мест.
Коментариев: 0 | Просмотров: 52 |
ukrstroy.biz
ЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:
РАЗНОЕ:
ДРУЗЬЯ САЙТА:

Библиотека документов юриста

СЧЕТЧИКИ: