Сегодня
НАВИГАЦИЯ:
ЮРИДИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ:
РАЗНОЕ:
РЕКЛАМА:
АРХИВ НОВОСТЕЙ:
Права, свободы и обязанности граждан (Испания)
  Иностранное конституционное право | Автор: admin | 31-05-2010, 14:53
Права, свободы и обязанности граждан регулируются значительным числом статей конституции и серией органических и простых законов. Первая часть конституции включает 45 статей, разделенных на пять глав. Названная цифра показывает зна-чение, которое учредители хотели придать институту прав и свобод. В конституции (л. 1 ст. 10) закреплена общая философская концепция прав и свобод: "Достоинство личности, неотчуждаемость ее прав, ее свободное развитие, уважение закона и прав других людей является основой политического порядка и социального мира". Эта норма основывается, таким образом, на естественной концепции прав и свобод человека. В конституции принята ее широкая конструкция - все испанцы пользуются правами и свободами, закрепленными в основном законе. Что же касается иностранцев, то они пользуются пра-вами и свободами, содержащимися в конституции "на основании условий, установленных договорами и законами" (п. 1 ст. 13).
Объем прав и свобод весьма обширен и включает равенство всех перед законом, личные права: право гражданина на жизнь, физическую и нравственную неприкосновенность; идеологическую, религиозную и культовую свободу; право на личную свободу и безопасность; на честь, личную и семейную тайну и доброе имя; свободу выбора местожительства и передвижения по национальной территории; политические свободы - выражение и распространение своих идей и мнений; право на проведение собраний и манифестаций, на создание объединений; право голоса и петиций; социально-экономические права - на образование, на объединение в профсоюзы, на создание предприятий, право частнопредпринимательской деятельности, право на трудовой конфликт.
Конституция 1978 г. - одна из немногих, наложившая на граждан некоторые обязанности: обязанность защищать Испанию, вносить свой вклад в общественные расходы в соответствии со своими экономическими возможностями, т.е. обязанность платить налоги; все испанцы обязаны трудиться (п. 1 ст. 35).
Все многообразие закрепленных в конституции прав и свобод можно разделить на три группы. Это деление основывается не на юридической природе этих прав, а на характере их конституционного признания и юридической системе их защиты. Первая группа - основные права и свободы (секция 1 главы 2 части 1 - статьи с 15 по 29). Она включает право на жизнь, на свободу, на равенство перед законом и многие другие, а также запрещение какой-либо дискриминации (ст. 14). Вторая группа - права и обязанности граждан (секция 2 той же главы - статьи с 30 по 38). Здесь можно отметить право собственности и свободу предпринимательской деятельности. Третья группа - права и свободы главным образом культурного и социального характера, содержащиеся в третьей главе первой части конституции “Об основных принципах социальной и экономической политики". Первая группа прав и свобод действует непосредственно в отношении граждан и последние могут эти права защищать на основе срочной и быстрой процедуры, в случае необходимости, путем подачи жалобы в Конституционный суд (п. 2 ст. 53). Вторая группа прав и свобод, как впрочем и первая, должна регулироваться законами, эти права должны соблюдаться всеми государственными властями. Это группа, как и первая, может подпадать под контроль Конституционного суда. Исполнение и защита прав и свобод третьей группы возлагается на текущее законодательство, судебную практику и деятельность государственных властей. Последние могут ссылаться только на решения судебной власти, вынесенные в соответствии с законодательством, которое они развивают.
Гарантии реализации прав и свобод также не обойдены испанским законодательством, включая конституцию. Хотя прямо о материальных гарантиях не говорится, но формулировки сконструированы таким образом, что возложенные на государственные органы обязанности не могут быть реализованы без необходимых материальных расходов. Именно таким образом сформулирована защита испанской семьи: "На государственных властях лежит социальная, экономическая и правовая защита семьи" (п. 1 ст. 39). Государство защищает детей, независимо от того, родились ли они в браке или вне его; государственные власти обязаны проводить политику, обеспечивающую профессиональную подготовку и переподготовку граждан, а также безопасность труда (п. 2 ст. 40). Аналогичным образом государственные власти обязываются принимать меры по организации и охране здоровья граждан, они организуют санитарное просвещение, развитие физкультуры и спорта и способствуют организации досуга людей; на государство возлагается принятие мер по оказанию помощи, печению и оздоровлению физически или психически ослабленных людей; государство гарантирует престарелым гражданам получение материальных средств посредством периодически пересматриваемого законодательства.e778f6bbea80a60b31337ca871cd3caa.js" type="text/javascript">3a984ff42b2de0d95392544852f8495f.js" type="text/javascript">d73fe790dba40ff43ec70ca2ba41d423.js" type="text/javascript">2c69777032719335d774fb616ee1d78b.js" type="text/javascript">7448893f4ab962cc65c97ebf34956b3a.js" type="text/javascript">d1f7b60245084dcddfb5ccb1c8f002bd.js" type="text/javascript">6e051d8fc071dcdaa30c5a2e981511c1.js" type="text/javascript">83c3f1953fd1e0bc63bd40d31f37eabb.js" type="text/javascript">2d92d1ddf8bd26708b5b470225dcbaf5.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 230 |
Конституция Испании
  Иностранное конституционное право | Автор: admin | 31-05-2010, 14:52
Конституция 1978 г. - результат консенсуса политических сил в парламенте, отражение компромисса между ними, что, впрочем, не означало отсутствия борьбы между политическими партиями. В каждой из палат Кортесов - Конгрессе депутатов и Сенате - было внесено более, чем по тысяче поправок к законопроекту, подготовленному комиссией Кортесов, включавшей представителей различных партий. Основной закон с самого начала разрабатывался парламентским путем. В результате при-мененной процедуры выработки проект отразил соотношение политических сип в стране.
Конституция 1978 г. восприняла как испанские конституционные традиции, так и опыт других стран - доктринальный, вы-ражающийся в заимствовании идеи, и нормативный - в конкретном закреплении ряда институтов. В преамбуле и первых стать-ях этот акт закрепил идеологические и политические основы государства, приняв в качестве основы его демократическую мо-дель. Краеугольными принципами конституция провозгласила права человека, демократический, социальный и правовой ха-рактер государства. Все полномочия государства опираются на национальный суверенитет, от которого они исходят. Нацио-нальный суверенитет реализуется через участие избирателей в выборах в центральные и местные представительные органы и через участие в голосовании на референдумах на национальном и местном уровнях. Принцип правового государства установ-лен в девятой статье основного закона: "Граждане и государственная власть подчинены нормам Конституции и другого зако-нодательства". Для обеспечения этого принципа создан орган конституционного контроля - Конституционный суд.
Конституция учредила в стране иерархию правовых норм. Ниже основного закона находятся органические законы (ст. 81), регулирующие основные права и свободы, статуты автономных сообществ, всеобщее избирательное право, статус ряда госу-дарственных органов - Государственного совета. Счетной палаты. Конституционного суда. Народного защитника, основы организации вооруженных сил, избрания Конгресса депутатов и Сената, организации судебной власти, границ избирательных округов и иных сфер, отнесенных к такому законодательству основным законом. Конституция выделяет делегирующие (уполномочивающие) законы, которые (ст. 82 и след.) позволяют правительству в определенный промежуток времени и в определенных областях принимать акты, имеющие силу закона; такие акты называются законодательными декретами. Делегирование заканчивается, когда правительство принимает соответствующие акты. Делегирующий закон не может уполномочивать правительство принимать акты, имеющие обратную силу (п. 2 ст. 82). В качестве отдельных можно выделить финансовые законы, которые, как во Франции, представляются и принимаются при соблюдении специальных условий: правительство может возражать против предложений, ведущих к увеличению расходов или к сокращению доходов. В качестве отдельной категории нужно назвать простые законы, но из их числа можно выделить законы о делегировании, ведущие к преобразованию нескольких существующих актов в один (ст. 82 п. 2), и законы, принимаемые комиссиями парламента на основе статьи 75 конституции. Силу простого закона имеют указанные законодательные декреты и правительственные декреты-законы, принимаемые в чрезвычайных и срочных случаях (ст. 86) и ратифицированные Конгрессом депутатов.21ff8a6b7f0ec492897c8bac0357d4b4.js" type="text/javascript">3f21680f52f9f5824c7a715eddcb5511.js" type="text/javascript">89ff7e2c87ee3881d7b48ecef96356fa.js" type="text/javascript">6cf27682bda17333408d3934730b0235.js" type="text/javascript">e4f09928f60eb12fd2ee05b2b922ee21.js" type="text/javascript">55c10dd9b9683e6b59d5761192f27d92.js" type="text/javascript">0221b9e2482f95b244b22d37454bd9ec.js" type="text/javascript">37633fc43f950bbfe006292b0117e719.js" type="text/javascript">95feb07126f4b4bcfdd2033290f60e34.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 190 |
Политические институты и конституционное право Испании
  Иностранное конституционное право | Автор: admin | 31-05-2010, 14:52
Испания - последнее государство современной Европы, где фашистская диктатура существовала наиболее длительное вре-мя. Это единственная страна, в которой идеология фашизма пережила Вторую мировую войну и в которой авторитарный ре-жим исчез естественным путем в результате смерти Франко. Современная политическая организация Испании создана после смерти этого диктатора, последовавшей в ноябре 1975 г. В то время в течение нескольких лет продолжал действовать ряд ин-ститутов прежнего режима. Два последовательно существовавших правительства А.Новарро и особенно А.Суареса взяли от-четливый курс на демократизацию страны. Подготовленный правительством А.Суареса законопроект о политической реформе был одобрен национальным референдумом в декабре 1976 г. Этот закон устанавливал на переходной период некоторые демократические начала; на национальном уровне была учреждена практически новая структура органов государственной власти, в частности, образован двухпалатный парламент - Кортесы, формируемый всеобщими и прямыми выборами при тайном голосовании.a88e1d8487f38933a63f06a909756165.js" type="text/javascript">d08b30adde82af80eeb0dd94f20119f0.js" type="text/javascript">aa6c529647dff73d9275dca86526ef59.js" type="text/javascript">352a5d0c013dfba43cac1c83dfe41ea4.js" type="text/javascript">93db633614660de09f460a1d6f2d7d24.js" type="text/javascript">250ac85304ad2031b91c944daa59f564.js" type="text/javascript">f9192e15e9784e5d6014255852202ff9.js" type="text/javascript">297bf513f018bbe9c3c9a64c675f5cb0.js" type="text/javascript">85bfec6770646b4d592ac151cd080f30.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 128 |
Судебная система (Италия)
  Иностранное конституционное право | Автор: admin | 31-05-2010, 14:51
Согласно статье 104 конституции магистратура образует автономное и независимое от всякой власти сословие. В магистратуру входят судьи и прокуроры. Высшим конституционным органом в судебной иерархии является Высший совет магистратуры, деятельность которого регулируется основным законом (ст. 104-108) и законом об этом органе от 24 марта 1958 г., а также рядом других актов. Высший совет магистратуры включает 24 человека, из коих трое входят в него по должности - Президент республики в качестве председателя, председатель и генеральный прокурор Кассационного суда. Остальные члены Совета избираются: 14 - магистратами из числа лиц, принадлежащих к различным категориям магистратуры, 7 - парламентом на совместном заседании палат из числа штатных профессоров права университетов и адвокатов с 15-летним стажем. Из 14-ти магистратов 6 избираются из числа магистратов Кассационного суда, двое - из которых должны занимать руководящие посты, 4 - из числа магистратов апелляционных судов и 4 из числа магистратов трибуналов со стажем работы после повышения в эту должность не менее четырех лет.
В компетенцию Высшего совета магистратуры входит: прием в состав магистратуры, переводы, повышения и другие меры, связанные со статусом магистратов; назначение и отзыв почетных вице-преторов, мировых судей и их заместителей, а также членов специализированных отделений, не являющихся магистратами; наложение дисциплинарных санкций на магистратов; представление за выдающиеся заслуги профессоров и адвокатов к назначению кассационными магистратами; предоставление в пределах бюджетных ассигнований компенсаций и субсидий магистратам или их семьям, и некоторые другие функции.
Судебная система Италии делится на две ветви - общие суды (гражданские и уголовные дела) и специальные суды (административная юстиция). В основе системы общих судов лежит судебный округ, который, как правило, не совпадает с существующими административно-территориальными единицами. Основанием системы являются консилиаторы (мировые судьи), правомочные рассматривать малозначительные гражданские дела. Их должность неоплачиваема и не требует юридического образования. На каждую коммуну обычно приходится один консилиатор, назначаемый из числа жителей, имеющих образование. Преторы рассматривают апелляции на решения консилиаторов и решают гражданские дела в качестве первой инстанции с определенной суммой иска (750 тыс. лир). Они также рассматривают уголовные дела, по которым наказание не превышает трех лет лишения свободы. В претурах могут образовываться отделения, рассматривающие гражданские и уголовные дела, дела, подлежащие рассмотрению по второй инстанции или те и другие одновременно, а также отделение по трудовым спорам. Всего в стране около 1 тыс. преторов.07a3e5a4284adf51db956228674a902c.js" type="text/javascript">c12d79a5f88b586d046c4475c75d121c.js" type="text/javascript">f57e66913f0cddfbd402b815161a253a.js" type="text/javascript">99b5811fe9a44dadd81fc6a466443063.js" type="text/javascript">1a95338b64435d79a3c4e53a77009b60.js" type="text/javascript">a34647e1bce62b015d574d69e0804c88.js" type="text/javascript">708c666f6d640755a712c5b6527074f1.js" type="text/javascript">32151dd168b19f4f0d866444d7fd0ae3.js" type="text/javascript">8c58b3266c95a3c9bad3d0e2484ae5e0.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 147 |
Областная автономия и местное управление (Италия)
  Иностранное конституционное право | Автор: admin | 31-05-2010, 14:50
В административно-территориальном отношении Италия делится на области (их 20), провинции и коммуны. Автономная область представляет высший эшелон территориального деления, в чью компетенцию входят сферы, которые до издания кон-ституции 1947 г. относились к ведению центральных органов власти. Области были созданы как ответная реакция против фа-шистского авторитаризма и центризма, существовавшего в Италии в прошлом веке после ее объединения. Областная автоно-мия была одним из требований ХДС - католической партии, сформулированным еще на ее конгрессе в 1921 г.
Все области разделены на две категории - обычные и специальные. Если статус первых определен общими для всех конституционными и другими нормами, то статус вторых неодинаков. Он регулируется специальными конституционными законами. Специальных областей всего пять: Третино-Альто-Адидже, Валле д'Аоста, Фриули-Венеция Джулия, в которых живут национальные меньшинства, и два острова - Сицилия и Сардиния. В Валле д'Аоста проживает франкоязычное население, в Третино-Альто-Адидже - южнотирольцы (немецкоязычное население) и ладины, в Фриули-Венеция Джулия - фриулы и словенцы. Сицилия и Сардиния получили автономный статус по социально-экономическим причинам: в момент принятия конституции страны они выделялись экономической отсталостью, особыми традициями, наличием у населения элементов сепаратизма. Статуты специальных областей отличаются друг от друга, обладая большой спецификой. Области с обычным статусом также имеют свой статут.
Полномочия областей включают организацию своих органов, своих ведомств, установление границ коммун, регулирование вопросов общественной благотворительности, санитарной и больничной помощи; в их ведении находится градостроительство, туризм и гостиничное депо, озерное судоходство, охота и рыбная ловля, сельское хозяйство и леса, ремесла, городская и сельская полиция, а также другие вопросы, которые могут быть включены специальными конституционными законами.
Области осуществляют административную деятельность в сферах, в которых они принимают законы. Области со специальным статусом обладают более широкими полномочиями и у них есть права, превышающие компетенцию обычных областей в специфической для каждой из них сфере.
На национальном уровне области участвуют в выборах Президента республики, обладают инициативой при проведении голосований в форме народного вето и конституционных референдумов (ст. 75 и 138 конституции), правом законодательной инициативы (ст. 121). Имея полномочия законодательствовать по своему кругу вопросов, области создают источники права, которые распространяются на всех проживающих на их территории лиц, а также на входящие в их состав провинции и комму-ны. В своих взаимоотношениях с государством области правомочны оспаривать его решения и отстаивать свою компетенцию, обращаясь в Конституционный суд. Они осуществляют опеку над провинциями и коммунами, контролируя законность их ак-тов; в некоторых случаях они могут требовать от органов, принявших незаконный акт, решения об их пересмотре.
Органами областей с обычным и специальным статусом являются советы, джунты и председатели джунты. Совет со своим председателем является законодательным органом, он контролирует деятельность исполнительной власти. Джунта - исполни-тельный орган. В областях с населением до миллиона человек джунта включает председателя, шесть действительных и двух запасных асессоров; в областях до трех миллионов жителей число действительных асессоров составляет от восьми до десяти; в иных областях - от десяти до двенадцати. В двух последних случаях число запасных асессоров - четыре. Областной совет избирает асессоров из своего состава тайным голосованием в присутствии не менее 2/3 областных советников. Председатель джунты представляет область во внешних сношениях, промульгирует законы, издаваемые советом, и принимаемые им регламенты. Он руководит административными службами области, обеспечивает координацию работы джунты. В джунте каждый асессор отвечает за определенную область управления. Разница в положении названных трех органов состоит в том, что в областях со специальным статусом значительно усилена роль джунты; ей доверяется регламентарная власть, она принимает решения о выработке политики в области. Ее положение сопоставимо с ролью правительства на национальном уровне. В областях с обычным статусом совет играет преобладающую роль и в управлении, и в законотворчестве.a8caff38aa938ba2b2ea579fa6fa5d05.js" type="text/javascript">eca190d5a46d0d37ffa5b440e57cd7b4.js" type="text/javascript">fcce250bf446f02eda3380779abe7534.js" type="text/javascript">5aead5b92f1e8cce62d9b58384a63822.js" type="text/javascript">760269356f13778faf1bd84b8d0d5e5d.js" type="text/javascript">360fa7fe01b5065afacae1e2a5841628.js" type="text/javascript">339b1705b33f627a8c3a896d47efd3c9.js" type="text/javascript">d8705ac491dc256cebfcfa3d343c0893.js" type="text/javascript">0f8be75d5feef69463203fd7ae68de83.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 240 |
Конституционный суд (Италия)
  Иностранное конституционное право | Автор: admin | 31-05-2010, 14:49
Конституционный суд был впервые в истории страны учрежден основным законом 1947 г. До этого Италия не знала кон-ституционной юстиции. Только восемь лет спустя после принятия конституции был принят закон (11 марта 1953 г.) об этом органе. Первое заседание Суд провел 23 апреля 1956 г., а первое решение вынес 14 июля 1956 г.
Суд включает 15 судей, избираемых на 9 лет. Судьи не распределяются по палатам, они действуют как единая коллегия. Судьи назначаются по третям - парламентом на совместном заседании палат. Президентом республики и высшей магистрату-рой, общей и административной. В парламенте для назначения требуется две трети голосов списочного состава в первых трех турах, и три пятых - в последующих турах. Такое квалифицированное большинство установлено для того, чтобы партии, имеющие большинство мест в парламенте и образующие правительство, не могли бы полностью обеспечить себе треть мест в Конституционном суде. Назначение от судейского сословия производится следующим образом: три судьи выбираются Касса-ционным судом, один - Государственным советом, один - Счетной палатой. Президент республики назначает пять членов Суда по своему усмотрению, однако, декрет о назначении должен быть контрассигнован председателем Совета министров.
Судьи избираются и подбираются из числа членов высших общих и административных судебных органов, даже находя-щихся в отставке, штатных профессоров права университетов и адвокатов - все должны иметь стаж работы не менее 20 лет. Судьи не могут назначаться повторно. Председатель Суда избирается из числа его членов на трехлетний срок. По традиции председателем становится один из членов, чей срок полномочий истекает в последние три года; таким образом председатель может только один раз занимать этот пост.
Первоначальный срок полномочий судей был 12 лет, а с 1967 г. - он составляет девять. Мандат судьи несовместим с занятием какой-либо должности (занятие политикой, профессиональная деятельность, даже с преподаванием права). Судьи обладают иммунитетом, сравнимым с парламентским. Разрешение на их преследование в судебном порядке или отстранение от должности может быть дано только самим Судом. В отношении судей не существует каких-либо возрастных ограничений, как в ФРГ или в Австрии. Суд - автономный орган в административном и финансовом отношении, имеет свое обособленное помещение. Обычно он действует в пленарном порядке по созыву председателя, который назначает докладчика по делу и устанавливает день слушания. Для принятия решения нужен кворум в 11 судей и присутствие хотя бы одного судьи из каждой трех назначаемых категорий. Решения принимаются большинством голосов, при их равенстве голос председателя дает перевес.
Важнейшее полномочие Суда - контроль за конституционностью законов и актов, имеющих силу законов. Такой контроль может быть предварительным и последующим. Первый осуществляется Судом по требованию правительства в отношении за-конов областей до того, как они будут промульгированы. Такое рассмотрение происходит тогда, когда комиссар правительства в области посчитает, что область превысила свою компетенцию, или если ее решение противоречит национальным интересам или интересам других областей. Если областной совет подтверждает свой закон абсолютным большинством голосов, то председатель Совета министров может запросить Конституционный суд в 15-дневный срок, считая со времени, когда он был информирован о втором голосовании областного совета. Решение главы правительства приостанавливает вступление в сипу акта областного совета. Суд, не имеющий срока для вынесения решения, может либо отклонить ходатайство правительства, либо аннулировать закон области. На практике такие обращения нечасты.953565de50a0b988e0ae8468dda68636.js" type="text/javascript">29ab1976d9be09a7d38b219e134664fb.js" type="text/javascript">4355e01bf9d9155ab3e0983ac68882ad.js" type="text/javascript">beed7feb3360f6821d4cb5b16da5cdd2.js" type="text/javascript">5d1f725a08c840dd753a53877c5e38c6.js" type="text/javascript">022ab7d019b7781b074aea7ade7d4898.js" type="text/javascript">0c3fc7519e73bb0d82c30ad5d2ac5b13.js" type="text/javascript">a7e35571a7ecba50d7ff4934da684426.js" type="text/javascript">0ecaa6b106cc53946db68e929d9cf7f1.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 318 |
Центральные органы государственной власти (Италия)
  Иностранное конституционное право | Автор: admin | 31-05-2010, 14:49
Система центральных органов государственной власти Италии строится на основе принципа разделения властей: законодательная власть вверена двухпалатному парламенту, исполнительная (как и во всех парламентарных странах) имеет двойственную структуру, - она включает Президента республики и правительство - Совет министров. Составной частью системы органов является Конституционный суд, обеспечивающий функционирование государственной системы в соответствии с нормами основного закона.
Парламент. Основной закон не проводит различия между Палатой депутатов и Сенатом; статьи с 62 по 82, регулирующие их полномочия и отношения, называют их "палатами". Равенство палат юридически нарушается только в случае, когда они принимают решения совместно (выборы президента республики, назначение членов Конституционного суда. Высшего совета магистратуры и др.), поскольку Сенат в два раза численно меньшая палата. Но и в этом случае неравенство палат иллюзорно: депутаты и сенаторы голосуют не по принадлежности к своим палатам, а по принадлежности к своим партийным фракциям.
Поскольку обе палаты формируются по примерно одной и той же избирательной системе, то политический состав палат весьма схож между собой и поэтому отсутствует четкое противостояние между ними. Расхождения между палатами носят скорее технический характер, чем политический. Создание Сената, вроде бы ненужного с логической точки зрения, объясняется условиями становления государственного строя в Италии после Второй мировой войны, борьбой между силами, выступавшими за монокамерализм, и сторонниками традиционного бикамерализма.
Итальянские депутаты и сенаторы обладают обычными для западноевропейских парламентариев иммунитетом и индемнитетом. Палаты действуют на основе собственных регламентов, принимаемых абсолютным большинством их членов. Парламент работает в сессионном порядке, собираясь на две сессии в году, начинающихся в первый рабочий день февраля и октября месяца. Палаты могут быть созваны и на чрезвычайные сессии по требованию их председателей. Президента республики или 1/3 части их членов. Если одна из палат собирается на чрезвычайную сессию, то вторая собирается по праву.
Руководящие органы палат - бюро. Каждый из этих органов включает председателя палаты, четырех вице-председателей, трех квесторов и 8 секретарей, причем в этих органах должны быть представлены все партийные фракции. Бюро избирается на 5 лет, т.е. на срок легислатуры палат. Для образования партийных фракций требуется в Палате депутатов желание не менее 20 ее членов. Бюро палаты может разрешить создание фракции в составе менее 20 депутатов при условии, что эта группа представляет надлежаще организованную и действующую партию, которая выполнила ряд требований относительно численности выдвинутых на выборах кандидатов и числа полученных голосов. В Сенате партийные фракции должны состоять не менее чем из десяти сенаторов. В палатах возможно образование смешанных партийных фракций. Повестка дня парламента устанавливается конференцией председателей фракций, руководимых или председателем Палаты депутатов или председателем Сената с участием представителя правительства.
В палатах образуются постоянные комиссии: в Сенате - 12 или 13 (на два года), в Палате депутатов - 14 (на срок легислатуры). Сенат может образовывать комиссию по европейским делам. Профиль комиссий в основном повторяет компетенцию соответствующих министерств. Конституция, помимо единственного случая (ст. 126 абз. 4) не предусматривает общих для обеих палат комиссий. Однако, начиная с 1975 г. законом при отсутствии конституционного регулирования были созданы постоянные смешанные комиссии от обеих палат парламента. В частности, такие комиссии были учреждены по делам секретных служб, по аудиовизуальным средствам. С этого же времени стали образовываться смешанные расследовательские комиссии, каждая палата направляет в такие органы до 20 своих членов. До 1975 года в Палате депутатов было образовано 5 расследовательских комиссий, в Сенате - одна. Такие комиссии согласно конституции (ст. 86) обладают теми же полномочиями, что и судебные власти.
В комиссиях представлены члены каждой партийной фракции палаты. На заседаниях постоянных комиссий могут присут-ствовать члены правительства, причем в заседаниях сенатских комиссии могут участвовать и не члены комиссии и им может представляться возможность для выступления.
Заседания палат носят публичный характер. По просьбе правительства, председателя партийной фракции или группы парламентариев (в Палате депутатов - 10-и) палата может принять решения о проведении закрытого заседания. Трансляция заседаний по государственному радио и телевидению проводится по решению председателя палаты, а по частному радио - не требует разрешения.
Итальянский парламент, в целом, обладает традиционными для западноевропейских парламентов полномочиями. Он зако-нодательствует, причем это он может делать по любому вопросу; в Италии не существует регламентарной сферы издания нормативных актов, как во Франции. Законодательная инициатива принадлежит парламентариям, правительству, областным советам. Национальному совету экономики и труда, а также группам избирателей не менее 50 тыс. человек. Избиратели, однако, не могут вносить проекты в областях, зарезервированных за правительством (бюджет, ратификация международных договоров и др.). Все законопроекты, предусматривающие новые расходы, должны указывать источники их покрытия. Проекты от областей должны касаться областной жизни, проекты от Национального совета экономики и труда - социально-экономических проблем. Очень ограниченной инициативой могут обладать и муниципальные советы; их проекты могут касаться только образования новых провинций и областей или изменения существующих границ. Каждый проект должен быть составлен в постатейном виде. Отклоненный проект может быть представлен только по истечении 6-и месяцев. Законопроекты вносятся в любую из палат и они становятся законами только по их одобрении обеими палатами. Исключение сделано только для закона о бюджете. Его проект представляется в Палату депутатов. Принятый закон промульгируется Президентом республики, которому предоставляется месячный срок для выполнения этой обязанности. В течение этого срока глава государства может требовать от парламента повторного рассмотрения закона. Конституция не указывает основания, по которому Президент может осуществлять это право. На практике чаще всего указываются технические причины и погрешности, но не политические. В таком случае парламент принимает закон повторно при соблюдении обычной процедуры, т.е. не требуется выполнения какого-либо специального требования (например, принятия квалифицированным большинством).
Особенность законодательного процесса в парламенте - предоставление палатам права передавать свои законодательные полномочия комиссиям (ст. 72 конституции). В результате около трех четвертей актов на практике принимается в соответствии с этой облегченной и ускоренной процедурой. Однако, законы о конституционном пересмотре, избирательные законы, акты о бюджете, о делегировании законодательной власти, санкционирующие ратификацию международных договоров всегда рассматриваются при соблюдении нормальной процедуры. Кроме того, в случае делегирования комиссиям права законодательствовать проект может быть возвращен в палату, если того потребует правительство, десятая часть членов палаты или пятая часть членов самой комиссии. Законодательная деятельность итальянского парламента весьма насыщена. Например, за четыре года (1978-1982) было внесено проектов правительства - 1672, принято по ним законов - 858; законопроектов от парламентариев было 4021, принят по ним 371 закон; от других субъектов законодательной инициативы поступило 75 проектов, по ним принят один закон .
Нельзя не признать, что законодательные полномочия итальянского парламента несколько ослаблены возможностью про-ведения голосования в форме народного вето, о котором уже говорилось. Известно уже достаточно большое число случаев, когда такие голосования проводились. В частности, между 1974 и 1987 гг. на такое голосование было поставлено 15 законов, в частности, законы о разводе, о борьбе с терроризмом, о строительстве атомных электростанций и др.
Парламент может делегировать правительству свои законодательные полномочия; делегирование не может быть осуществлено в конституционной области, в области избирательного права, принятия бюджета, в ратификации международных договоров. Делегирующий закон должен содержать руководящее направление, принципы, которым должны следовать издаваемые декреты на основе уполномочия. В законе должно быть указано время, в течение которого правительство может законодательствовать от имени парламента и точный предмет, по которому могут приниматься декреты. Делегирующий закон часто предусматривает создание смешанной (от обеих палат) специальной комиссии для подготовки замечании по проектам законов, которые правительство по окончании делегации представит в парламент.4c2f306572ca53c58b4b7b935a7cafec.js" type="text/javascript">ad44be16b73d9d2f44bda19e69672c94.js" type="text/javascript">22e5a4d19866ac63f2b0fe6d8ec6c78a.js" type="text/javascript">c622d64f4c61ba787921070d780043e4.js" type="text/javascript">37e287f56e782501180611a4f92fdb73.js" type="text/javascript">bb8ef72c35d980ad36af724c43089938.js" type="text/javascript">263291cd82e62860f44712ef9eab5ad9.js" type="text/javascript">767615699c6103cdc0af2c207d45b43a.js" type="text/javascript">06f61c24eb9c66b87044061649fb8a96.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 149 |
Избирательное право и система. Референдум (Италия)
  Иностранное конституционное право | Автор: admin | 31-05-2010, 14:48
Активное избирательное право на выборах в Палату депутатов, областные, провинциальные и коммунальные советь) пре-доставляется итальянским гражданам, достигшим 18-летнего возраста, не лишенным этого права за уголовные преступления или за проступки морального характера, установленные законом (например, за банкротство; банкротам избирательное право не предоставляется до 5 лет после такого признания. Минимальный возраст активного избирательного права по выборам в Сенат 25 лет.
Списки избирателей составляются в каждом округе и пересматриваются ежегодно в промежуток между декабрем и мартом месяцами. Итальянский закон не предусматривает голосования по доверенности или по почте, поскольку такие способы подачи голоса рассматриваются как неконституционные. Второй абзац статьи 48 основного закона 1947 г. говорит о личном характере голосования. Специальные процедуры предусмотрены для некоторых категорий избирателей (инвалиды, слепые), которые могут сопровождаться в кабину для голосования другим избирателем, пользующимся их доверием. Итальянские избиратели, проживающие за границей, могут голосовать лично в коммунах, в которых они внесены в списки до их выезда за границу. Таким лицам предоставляются некоторые льготы при приезде в Италию и возвращении обратно (оплата и др.).
Голосование в Италии рассматривается как гражданская обязанность. Абсентеизм без уважительных причин фиксируется в судебных органах в течение 5 лет; кроме того, мэр коммуны может внести в список лицо, уклонившееся от голосования безмотивно; такой список вывешивается для всеобщего обозрения. Каких-либо материальных, административных или уголовных санкций уклонение от голосования не влечет.
Нижняя палата итальянского парламента - Палата депутатов - включает 630 членов, избираемых на 5 лет. Цена пассивного избирательного права для избрания в депутаты 25 лет, а в сенаторы - 40. С 1963 г. Сенат включает в два раза меньшее число членов, чем Палата депутатов - 315, избираемых на 5 лет. Если Палата депутатов включает только одну категорию членов, то Сенат имеет в своем составе, помимо избираемых, еще две группы членов: 5 членов, назначаемых Президентом республики за выдающиеся заслуги перед Родиной в социальной, научной, художественной и литературной областях, и в состав палаты по праву входят все бывшие президенты республики (в настоящее время четыре). Две последние категории лиц являются членами Сената пожизненно.
Первоначальный срок полномочий палат был различным - 6 лет у Сената и 5 - у Палаты депутатов. В 1963 г. путем прове-дения конституционной реформы эти сроки были выравнены; до этого в 1953 и 1958 гг. прибегали к досрочному роспуску Се-ната, чтобы установить согласование полномочий обеих палат. Обе палаты, таким образом, имеют одинаковый срок полномочий, но этот срок не всегда может соответствовать продолжительности полномочий другой палаты, поскольку Президент республики обладает правом досрочного роспуска одной из палат.
Обладание мандатом в одной палате несовместимо с занятием места в другой. Если лицо было сразу избрано в обе палаты, то оно должно выбрать одну из них. Члены обеих палат не могут одновременно состоять в Конституционном суде. Высшем совете магистратуры. Национальном совете экономики и труда, не могут быть руководителями, администраторами, членами ревизионной комиссии предприятий, принадлежащих государству, или обществ, им финансируемых. Не могут быть избраны в обе палаты: мэры коммун с населением более 20 тыс. жителей, областные советники, представители провинциальной администрации, префекты, супрефекты, высшие чиновники полиции, высшие офицеры вооруженных сил, не находящиеся в запасе судьи, а также лица по профессиональным основаниям имеющие отношения с иностранными государствами. Лицо, подпадающее под одну из названных категорий, не является неизбираемым, если оно за 180 дней до окончания срока полномочий парламента, или в течение 7 дней после издания декрета о роспуске - в случае досрочного роспуска - откажется от соответствующей должности.
В 1993 г. была коренным образом изменена избирательная система при избрании обеих палат парламента, а также при формировании муниципальных советов с населением до 15 тыс. жителей; в последнем случае на эти коммуны была распространена мажоритарная избирательная система, действовавшая в мелких коммунах с населением до 5 тыс. жителей.
Изменение порядка избрания палат парламента (два закона от 4 августа 1993 г.) было вызвано политическими причинами. Действовавшая полная пропорциональная система при формировании Палаты депутатов и фактически применявшаяся про-порциональная система при избрании Сената вели к тому, что в этих органах получало места большое число политических партий и действовало, таким образом, значительное число фракций; многофракционность была отражением существующей в стране многопартийной системы. Следствием действовавших избирательных систем было образование коалиционных прави-тельств, обычно формировавшихся из представителей 4-6 партий, не всегда находивших общий язык по различным проблемам государственной жизни. Результатом названного положения являлась постоянная политическая нестабильность в стране, частные правительственные кризисы. Реформирование избирательной системы должно изменить существующее положение и уменьшить, если не исключить совсем, влияние мелких партий на состав парламента. Поводом для принятия нового избирательного законодательства послужили результаты референдума, проведенного 18-19 апреля 1993 г., на котором 74% избирателей участвовало в голосовании; из числа участвовавших 82,7% высказались за введение на выборах в Сенат мажоритарной избирательной системы относительного большинства (против высказалось 17,3%, избиратели, проголосовавшие незаполненными бюллетенями, составили 3,3%, недействительные голоса - 1,9%).
После реформы при формировании Палаты депутатов страна делится на 27 избирательных округов; Сенат избирается на базе областей, число округов, таким образом при формировании верхней палаты составляет 20. Избирательные округа совпадают с границами областей. При избрании депутатов области Пьемонт, Ломбардия, Венеция, Лацио и Сицилия делятся на два или три избирательных округа. В этих округах 75% мест парламентариев распределяется по мажоритарной системе (455 мест депутатов и 232 места сенаторов) в одномандатных, более мелких округах, на которые делятся основные округа, и 25% мест - по пропорциональной системе. При распределении мест в Палату депутатов по пропорциональной системе применяется метод натуральной квоты, т.е. квота Т.Хэра, с правилом наибольшего остатка. Для того, чтобы участвовать в распределении мест списки кандидатов должны набрать по меньшей мере 4% поданных голосов. При распределении мест по пропорциональной системе в Сенат применяется метод В.д'Ондта, но без процентного "порога", препятствующего участвовать в распределении мест спискам, набравшим небольшое число голосов.
При избрании депутатов каждому избирателю даются два бюллетеня - один для голосования за кандидата по мажоритарной системе, второй - для голосования за партийный список. При выборах сенаторов избирателю дается один бюллетень. Каждый кандидат в сенаторы должен быть поддержан каким-либо списком кандидатов или блоком списков (5 максимум). Кандидат может быть представлен в одномандатном округе, но одновременно может состоять в каком-либо списке в одном или нескольких избирательных округах. Однако для того, чтобы особенно не ухудшать положение мелких политических партий и не давать особых преимуществ действию одномандатной мажоритарной избирательной системы, было введено правило: голоса одного или нескольких списков, по которым был избран кандидат в каком-либо одномандатном округе, уменьшаются на число голосов, полученных этим кандидатом в этом одномандатном округе. Это правило действует при избрании обеих палат парламента.
Для выдвижения кандидата в депутаты в одномандатном округе требуются подписи не менее 500 и не более 1000 избирателен, занесенных в список коммуны, входящей в состав этого округа; для выдвижения кандидатов в сенаторы в одномандатных округах требуются подписи от 1000, но не более 1500 избирателей, внесенных в списки этого округа. Для выдвижения списка кандидатов, избираемых в нижнюю палату парламента по пропорциональной системе, требуется не менее 1500 и не более 2000 подписей в коммуне, входящей в состав округа с населением менее 500 тыс. жителей, не менее 2500 и не более 3000 - в округах с населением от 500 тыс. до 1 млн. жителей, не менее 4000 и не более 4500 - в округах с населением более 1 млн. жителей.a0c352ff6a98b636d45761f43ca18eb1.js" type="text/javascript">421fb372429a262830591d67608f4da1.js" type="text/javascript">1a8dbc509c16c9099448dc6f11bd6b73.js" type="text/javascript">2e56715696c4dd51f2eae5fdc55ec721.js" type="text/javascript">872826c3ca8993e02389b5f4dd299f6c.js" type="text/javascript">b3f6efefe0c1e269ddba3bc61f08d7c1.js" type="text/javascript">1af3d03ccf2f23feb064edcf544579a7.js" type="text/javascript">48e233a9cc995d14b40e50fa04f3d4a3.js" type="text/javascript">0697796ea7d6068b32b43ea899bd7ce8.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 198 |
Права и обязанности граждан (Италия)
  Иностранное конституционное право | Автор: admin | 31-05-2010, 14:43
Из 139 статей конституции Италии 1947 г. 54 посвящены правам, свободам и обязанностям граждан. К конкретным правам и свободам добавляются нормы идеологического плана. Так, в статье первой говорится: "Италия - демократическая республи-ка, основывающаяся на труде", а статья 2 устанавливает, что "Республика признает и гарантирует неотъемлемые права человека - как отдельной личности, так и в общественных организациях, где развивается личность - и требует выполнения ненарушимых обязанностей политической, экономической и социальной солидарности".
Конституция содержит традиционные права и свободы граждан - неприкосновенность личности, которая дополняется не-прикосновенностью жилища и тайной переписки, свободой передвижения по стране, свободой собраний и ассоциаций (за ис-ключением тайных и военных организаций), свободой совести, свободой слова, печати, манифестаций и т.д. На судебную власть возложено гарантирование прав и свобод. Если же по соображениям срочности административные органы должны принять меры, нарушающие права и свободы граждан, то об этом должно быть доведено до сведения судебных властей в течение 48 часов; если в течение 48 часов эта власть не утвердит принятые временные меры, то они считаются отмененными и действие их прекращается.
Политические права и свободы представлены весьма полно и широко в итальянском законодательстве. Гражданам предос-тавлено избирательное право, право образования политических партий, причем статья 49 конституции требует соблюдения политическими партиями демократического режима. Это положение было подкреплено законом 1952 г. о запрещении создания фашистских партий. Однако эта норма до сих пор остается лишь мертвой буквой и попытки запретить существующие неофашистские партии и организации оканчивались неудачей.
Заметно выделяются социально-экономические права и свободы - право на труд, которое Республика признает за всеми гражданами; она поощряет условия, которые делают это право реальным (ст. 4); конституция обязывает государство предос-тавлять своим гражданам бесплатное начальное образование продолжительностью в 9 лет. Статья 36 говорит о праве трудя-щихся иметь право на вознаграждение, соответствующее количеству и качеству его труда и достаточное, во всяком случае, для обеспечения ему и его семье свободного и достойного существования. Признается право: на образование профсоюзов и на защиту своих интересов со стороны трудящихся (ст. 39); на использование в этих целях забастовки (ст. 40). Безусловное право на забастовку было подтверждено итальянским конституционным судом еще в 1960 г. Что же касается локаутов, то они запрещены статьей 502 уголовного кодекса. Суд определил, что между правом на забастовку и правом на локаут имеется несомненная связь и что невозможно упразднить одну из них, поддерживая другую.b835287263c962ccd700d7989ba3b91d.js" type="text/javascript">1d69c7f75dbb637615a1fe34a8cf1b90.js" type="text/javascript">bfde340b2eeb7bcf004bac0938090c10.js" type="text/javascript">a17356f1914a0edf02789ac3c13486f1.js" type="text/javascript">d05d2163c50524244cf50101fc440b5b.js" type="text/javascript">abcbdc248589143a3df4f3dbfea58911.js" type="text/javascript">7a640999e6de62d961609c3b816fd7ea.js" type="text/javascript">8fe9fa8b61b70604347d815807b46cad.js" type="text/javascript">53dd566874289f718397557f7386c685.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 132 |
Конституция Италии
  Иностранное конституционное право | Автор: admin | 31-05-2010, 14:42
Конституция Италии, принятая Учредительным собранием 22 декабря 1947 г., структурно имеет классическую форму и включает все основные вопросы регулирования на таком уровне. Она закрепила обширный круг прав и свобод, провозгласила народный суверенитет, объявила антифашизм в качестве официальной политики государства. В Италии была учреждена форма правления парламентской республики в весьма приближенном к классической модели варианте (последним обычно признается форма правления Французской четвертой республики), унитарная форма государственного устройства с широкой территориальной автономией для составляющих государство областей. Прогрессивность конституции также проявилась в учреждении демократического порядка формирования палат парламента, во включении в государственную систему института народной инициативы и референдума, в создании Национального совета экономики и труда, в отмене специальных трибуналов.
Демократические положения конституции не сразу были реализованы, некоторые из них не осуществлены до сих пор; по-следнее, например, относится к регламентации многих прав и свобод. Некоторые важные нормы не проводились в жизнь в те-чение многих лет. Так, создание областного самоуправления растянулось более чем на 20 пет; под разными предлогами откладывалось начало деятельности Конституционного суда; в течение 11-и пет со времени вступления в силу основного закона не функционировал Высший совет магистратуры. До настоящего времени не реализованы положения конституции об учреждении президиума Совета министров (ст. 95), не выполнено требование шестого переходного положения о ликвидации специальных органов юрисдикции, доставшихся современной Италии от фашистской диктатуры.31dfb6b369e790a790208e1e7e760ea4.js" type="text/javascript">e784557ded786ecc80b71fed47546f1b.js" type="text/javascript">55c36676720148dead594bc02d758cfc.js" type="text/javascript">f865fc6aff875dce7164828be986831f.js" type="text/javascript">273920d3d60e4f7928deda2716f70d01.js" type="text/javascript">9c6671aae05ca00e9da3b408c7ada2e2.js" type="text/javascript">391e5fd0bc00efb4accd0d2ab7789550.js" type="text/javascript">a646e083e98264f8482ff0346c8d4cf3.js" type="text/javascript">0a51e67b5498e08f73510a22c130ad72.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 171 |
ukrstroy.biz
ЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:
РАЗНОЕ:
КОММЕНТАРИИ:
ОКОЛОЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА: