Сегодня
НАВИГАЦИЯ:
ЮРИДИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ:
РАЗНОЕ:
РЕКЛАМА:
АРХИВ НОВОСТЕЙ:
Право на получение бесплатной юридической помощи
 (голосов: 0)
  Право на юридическую помощь | Автор: admin | 22-06-2010, 16:44
Одной из главных причин, которые не стимулируют или пре-пятствуют обращению за юридической помощью, является высокая стоимость данных услуг. На первое место эту причину ставят 62,2 % рос¬сиян [128. С. 33].
Данное правомочие нельзя отнести к кате¬гории общих в связи с тем, что предоставление бесплатной юридической помощи осуществ-ляется не во всех случаях и не всем субъектам правоотноше¬ний. На-пример, в сфере уголовного процесса подсудимый имеет право на бес-платную юридическую помощь, пре¬доставление же бесплатных юри-дических услуг потерпевшему не предусмот¬рено. Об этом говорит и содержание консти¬туционной нормы: "В случаях, пре¬дусмотренных законом".
Право на получение бесплатной юридической помощи относит-ся к той группе правомочий, которые предусматри¬вают права, гаран-тированные во всех отношениях, но на осуществлении которых обще-ство и государство не настаи¬вают. Так, лицо, имеющее право на полу-чение бесплатной юридической по¬мощи, вполне может от него отка-заться, воспользовавшись, например, услу¬гами оплачиваемого юриста.
Случаи предоставления бесплатной юридической помощи рас-крыты и в отраслевом законодательстве. Так, согласно УПК РФ, "… расходы по уплате труда адвокатов относятся на счет республиканского бюджета и в случае, когда адво¬кат участвовал в производстве дознания, предварительного следствия или в суде по назначению, без заключения соглашения с клиентом".
Случаи оказания юридической помощи бесплатно должны быть преду¬смотрены законом. Необходимо ли это толковать в том смысле, что данные правоотношения должны регулироваться лишь Федеральным Законом? Нам представляется, что это не так. В соответствии с ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации, "В совместном ведении Российской Федерации и субъ¬ектов Российской Федерации находится адвокатура, нотариат". В исполнение своих полномочий Думой Волгоградской области был принят Закон "О гаран¬тиях юридической помощи и о распространении правовых знаний среди насе¬ления Волгоградской области". Согласно указанному закону, в ст. 6 перечис¬лены случаи оказания адвокатами юридической помощи бесплатно: по вопросам, связанным с гибелью военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, ? родителям, супругам и детям указанных военнослужа¬щих, по вопросам, связанным с получением лицами, проходившими военную службу по призыву, увечья или иного повреждения здоровья во время прохож¬дения службы, ? указанным лицам, а также их родителям, супругам и детям.
Необходимо добавить, что, кроме адвокатуры, обязанность оказывать бесплатную юридическую помощь военнослужащим, согласно Федеральному закону "О статусе военнослужащих" [37], возложена на органы военного управле¬ния и органы военной юстиции в пределах своих должностных обязанностей ? всем военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей по вопросам, связанным с прохождением военной службы.
Помимо военнослужащих, адвокаты обязаны оказывать юриди-ческую помощь бесплатно по вопросам о возмещении вреда, причи-ненного увечьем или иным повреждением здоровья, а также смертью кормильца, наступивших в связи с работой; по трудовым спорам; по вопросам взыскания алиментов; по жалобам на неправильности в спи-сках избирателей; при участии на предвари¬тельном следствии и в суде по уголовным делам в качестве защитников по на¬значению.
Заметим, что субъект права на получение юридической помощи и субъ¬ект права на получение бесплатной юридической помощи не совпадают: госу¬дарство не может обеспечить бесплатной юридической помощью всех нуж¬дающихся. В соответствии с нормативными актами Российской Федерации, государство предоставляет бесплатную юридическую помощь лишь в следую¬щих случаях: при нуждаемости лица в юридической помощи при угрозе его личной свободе (в сфере уголовного судопроизводства) и в случаях, когда лицо обладает специальным правовым статусом. Что же касается комплекса мер, предпринимаемых государством с целью создания максимально возможных благоприятных условий реализации конституционных прав граждан, то здесь хотелось бы отметить следующее. С одной стороны, в Российской Федерации существует определенный экономический механизм предоставления юридиче¬ской помощи. Такие нормативные акты, как Постановление Правительства РФ "Об оплате труда адвокатов за счет государства", "Положение о порядке оплаты труда адвокатов за счет государства", утвержденное письмом Минюста РФ, ст. 15?24 Закона "О гарантиях юридической помощи и о распространении правовых знаний среди населения Волгоградской области", содержат экономи¬ческие средства обеспечения реализации права на юридическую помощь.
Однако следует отметить, что данный ме¬ханизм имеет во мно-гом декла¬ративный, нежели рабочий характер. Нами уже освещались проблемы реальной оплаты помощи адвоката. Разъяснение очень сла-бой работы этой группы гаран¬тий рассматривае¬мого права нельзя да-вать в отрыве от анализа экономической ситуации в стране и ситуации с реализацией других прав граждан.
К тому же право на получение бесплатной юридической помо-щи не явля¬ется безграничным. Данное право действует в том случае, если лицо оказывает юридическую помощь по назначению. Так, защи-ту осужденных А., Д., Ж. в су¬дебном заседании осуществляли адвока-ты Г., М. и Ш. По постановлению судьи им было отказано в оплате труда из средств федерального бюджета. Суд ссылался на то обстоя-тельство, что адвокаты осуществляли защиту не по назначению суда, а по поруче¬нию подсудимых. Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ постановление отменила, указав, что судом не были исследованы имеющиеся в деле доказательства, подтверждаю-щие тот факт, что в ряде случаев адвокаты участвовали в этом деле по назначению .
В последние годы в Российской Федерации сложилась опреде-ленная сис¬тема приоритетных прав граждан, реализации которых го-сударство оказывает всемерную поддержку (избирательные права), и группа личных прав, пользую¬щаяся поддержкой государства только в случае "крайней" необходимости. Именно к таким правам относится право на юридическую помощь. Известно, что для проведения эффек-тивных мероприятий по предоставлению юридиче¬ской помощи необ-ходимо надлежащее финансирование.
Не лучше (а порой и гораздо хуже) об¬стоят дела и в регионах. Так, до се¬годняшнего дня Закон Волгоградской об¬ласти "О гарантиях юридической по¬мощи и о распространении правовых зна¬ний среди населения Волгоградской области" фактически "работал" только на бумаге ? в связи с отсутствием фи¬нансирования данного законопроекта.
Все это еще раз подчеркивает, что указанные проблемы затруд-няют реализацию права на юридическую помощь. Таким образом, по нашему мнению, принятие новых законов, направленных на создание любых экономи¬ческих механизмов в области обеспечения юридиче-ской помощью заведомо обречено на провал. Выход из ситуации воз-можен только путем немедленной корректировки существующего кур-са реформ и введения новых экономических целей и приоритетов. В противном случае, положение дел в области получения юридической помощи будет и дальше ухудшаться.
Проблемы большинства государств в сфере оказания бес-платной или льготной юридической помощи схожи: вознаграждение адвокатов за бес¬платную юридическую помощь достаточно скромное и выплачивается с большим промежутком во времени. При этом объем такой помощи в неко¬торых государствах порой доходит до 50 % всех гражданских и уголовных дел. Ситуация осложняется еще и практикой привлечения адвокатов к предва¬рительному следствию по назначению.
Поверенным законодательством Франции был введен опреде-ленный механизм по смягчению бремени оплаты услуг адвоката. После реформы, проведенной в январе 1972 г., стало возможным соизмерять оказание юри¬дической помощи в за¬висимости от имею-щихся у клиента средств, освобож¬дать его от части судебных расхо-дов. Это позволило предоставлять право¬вую помощь лицам, которые не столь уж несостоятель¬ны, чтобы рассчитывать на безвозмездное рассмотрение дел, и не слишком богаты, чтобы самим полностью оплатить все расходы по процессу.
В ряде государств бремя оказания юридической помощи неимущим возло-жено не только на адвокатов. Например, в Финляндии ее оказывают либо адво¬каты, либо специально на то уполномоченные муниципальные советники. В дру¬гих государствах получила распространение специальная система бесплатной юридической помощи для коренных жителей – аборигенов (Австралия) [69. С. 8].
В Южно-африканской республике создан независимый орган – Общество правовой помощи, которое предоставляет юридические услуги неимущим.
Существуют и аналогичные службы юридической помо¬щи не-имущим в США. Они финансируются из федерального бюджета. Го-ловной организа¬цией этих служб является "Корпорация по оказанию юридической помощи", учрежденная и финан¬сируемая Конгрессом.
В Швеции введен институт правового страхования. Так, многие из граждан этой страны застрахованы на случай расходов по судебным делам.
Коментариев: 0 | Просмотров: 51 |
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

    Другие новости по теме:
Добавление комментария
[not-wysywyg] [/not-wysywyg]
{bbcode}
[not-wysywyg] [/not-wysywyg]{wysiwyg}



ukrstroy.biz
ЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:
РАЗНОЕ:
ДРУЗЬЯ САЙТА:

Библиотека документов юриста

СЧЕТЧИКИ: