Сегодня
НАВИГАЦИЯ:
ЮРИДИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ:
РАЗНОЕ:
РЕКЛАМА:
АРХИВ НОВОСТЕЙ:
Право собственности на недра в России
  Горное право | Автор: admin | 3-01-2011, 00:22
В России право собственности на недра и ресурсы недр развива-
лось весьма своеобразно. Петр I провозгласил принципы горной ре-
галии и горной свободы.
В 1782 г. императрица Екатерина II, по существу, их отменила.
Несмотря на это, государство рассматривало ресурсы недр как
всеобщее достояние и в определенной мере осуществляло регулиро-
вание их освоения даже на частных землях. Так, в статье 28 Устава
Горного сказано, что «министр торговли и промышленности наблюда-
ет, чтобы открытые руды и минералы на землях частных не остава-
лись необработанными». Еще более жестко государство подходило к
ресурсам недр на землях, переданных в общественное пользование, в
частности, на землях казачьих войск. В Уставе Горном указывалось
также, что в случае открытия «благородных металлов и минералов
таковые земли обращаются в казну за установленное вознагражде-
ние». Здесь речь идет лишь об определенных видах природных ресур-
сов. Перечисленные примеры четко показывают, что уже в тот период
государство брало на себя право регулирования использования при-
родных ресурсов в общенациональных интересах.
Первые конституционные акты советского государства, как отме-
чал ГС. Башмаков [124], для характеристики правомочий собственно-
сти на природные ресурсы, в том числе на недра, ограничивались
формулами, не содержащими серьезной правовой нагрузки. Исполь-
зовались определения типа: «...всенародное достояние», «...переходят
в исключительное пользование государства», «...всякая собственность
на ...недра ...отменяется» и т.п.1 Только Конституция СССР 1936 г.
установила, что «земля, ее недра, воды, леса, заводы, ...шахты, рудни-
ки, ...являются государственной собственностью, т.е. общенародным
достоянием» (ст. 6) и отнесла пользование недрами к ведению СССР
в лице его высших органов государственной власти (ст. 14). В ком-
петенцию союзных республик входило лишь право распоряжения
единым государственным фондом недр в пределах территории рес-
публики.
Конституция СССР 1977 г., повысив статус собственности на при-
родные ресурсы, установила (ст. 11): «В исключительной собственно-
сти государства находятся: земля, ее недра, воды, леса». Государствен-
ная собственность не подлежала разграничению между входящими в
состав СССР республиками и объявлялась «общим достоянием всего
советского народа». К компетенции республик, входящих в СССР, была
отнесена «обязанность» в интересах настоящего и будущих поколе-
ний принимать необходимые меры для охраны и научно обоснованно-
го, рационального использования земли и ее недр...» (ст. 18). Кроме
того, к ведению республик была отнесена функция установления по-
рядка пользования землей, недрами, лесами и водами» (ст. 72, п. 11).
1 Декрет II Съезда Советов «О Земле» от 26.10 (08.11) 1917 г.; Крестьянский наказ
«О земле» (1917 г.): «Все недра земли, руда, нефть, уголь, соль и т.д. ..., имеющие
общегосударственное значение, переходят в исключительное пользование государства»
(ст. 2); Декрет СНК РСФСР «О социализации земли» (1918 г.): «Всякая собственность
на землю, недра ... в пределах РСФСР отменяется навсегда» (ст. 1); Конституция
РСФСР (1918 г.): «Все леса, недра ... общегосударственного значения являются нацио-
нальным достоянием» (ст. 3); Конституция СССР (1924 г.): «Ведению СССР ... подлежат
... установление общих начал землеустройства и землепользования, а равно пользова-
ния недрами, лесами, водами по всей территории СССР» (гл. 1) [7, 8, 9, 10].
После распада СССР и начала процесса суверенизации в РФ формула
права собственности на недра принципиально изменилась. Федера-
тивный договор 1992 г., заложивший ряд норм, вошедших в Консти-
туцию РФ 1993 г., по-разному подошел к регламентации правоотно-
шений природопользования и прав собственности на природные ре-
сурсы в отношении республик в составе РФ и других субъектов
Федерации.
Коментариев: 0 | Просмотров: 2 |
Эволюция права собственности на недра
  Горное право | Автор: admin | 3-01-2011, 00:21
Проблема установления права собственности на недра и ресурсы
недр тесно связана с проблемой соотношения права собственности на
землю и права собственности на недра. При этом следует иметь в
виду, что под понятиями «земля» и «недра» в законодательных актах
и в научной юридической литературе обычно речь идет не вообще о
земле и недрах как видах природных ресурсов, а об участках земли и
соответствующих участках недр. В качестве исключения можно на-
звать лишь законодательство государств с коммунистическим режи-
мом, где декларировалась исключительная общенародная собствен-
ность на землю и недра как на виды природных ресурсов.
В истории развития права собственности на недра и ресурсы недр
при всех различиях, присущих тем или иным регионам и правовым
системам, можно выделить одну общую тенденцию — признание
приоритета государственной собственности.
На заре зарождения государственности и развития производитель-
ных сил, в том числе и горного производства, действовал общий прин-
цип — собственник земли являлся собственником недр. Однако уже в
Древнем Египте право на разработку месторождений полезных иско-
паемых принадлежало исключительно фараону. Это право распрост-
ранялось как на государственные, так и на частные земли. В Греции
недра считались общенародным достоянием. В римском праве полез-
ные ископаемые рассматривались в качестве плодов земли и соответ-
ственно, как и сельскохозяйственная продукция, признавались соб-
ственностью владельца земельного участка. Вместе с тем, за предела-
ми Рима освоением недр занимались специально уполномоченные лица
(procuza for metallorum), которые предоставляли участки земли для
организации добычи полезных ископаемых, контролировали и осуще-
ствляли сборы за пользование недрами. В настоящее время форма
собственности на недра и ресурсы недр определяется конституцион-
ным законодательством государства. Это могут быть одновременно
различные формы собственности (государственная, частная, муници-
пальная и т.п.) или какая-либо одна форма, например государственная
или общинная. Большое практическое значение практически имеет не
только форма собственности на недра и их ресурсы, но и тот или иной
подход к установлению соотношения права собственности на землю
и права собственности на недра.
Проблема соотношения прав собственности на землю и на недра
имеет многовековую историю и является достаточно сложной. Из всего
многообразия форм и способов ее решения можно выделить две край-
ние позиции: первая — собственник земли является и собственником
недр, вторая — оба эти права разделены и являются самостоятельны-
ми. Вместе с тем, в современном природоресурсном законодательстве
государств с различным политическим строем, административным
устройством и правовой системой (континентальная, англосаксонская,
исламская) эти позиции в абсолютной форме практически не встреча-
ются в силу ограничений, устанавливаемых государством. Ограниче-
ния выражаются главным образом в праве государства устанавливать
и взимать налоги, изымать собственность, в т.ч. участки земли, недр,
при необходимости их общественного использования, осуществлять
право полицейской власти, позволяющее защитить и обеспечить ин-
тересы населения и общества в целом. Все указанные системы имеют
некоторые особенности в странах континентальной Европы, США и
исламских государствах [145].
В Европе горное законодательство строилось на принципах конти-
нентального права и имеет, пожалуй, самые старые традиции. Посте-
пенно, по мере усиления централизованной государственной власти,
а это были практически исключительно монархии, они стали присва-
ивать себе привилегию на получение части дохода от разработки
месторождений полезных ископаемых. Позднее в ряде стран недра, а
точнее, полезные ископаемые, были провозглашены принадлежнос-
тью короны, которая присваивала себе права недропользования, вклю-
чая предоставление недр в пользование, распоряжение добытыми
полезными ископаемыми, взимание специальных налогов и сборов,
лишение права пользования и т.п. Такой комплекс прав получил на-
звание «горные регалии», как один из отличительных признаков коро-
левского достоинства наряду с такими королевскими регалиями, как
корона, держава и скипетр.
Коментариев: 0 | Просмотров: 2 |
Право собственности в сфере недропользования
  Горное право | Автор: admin | 3-01-2011, 00:20
Определение права собственности на недра и ресурсы недр явля-
ется одной из фундаментальных сложных и дискуссионных проблем
горного права. Право собственности, как право конкретных субъектов
на вещи, сводится, как правило, к правомочиям: владения, пользова-
ния и распоряжения.
Право владения означает юридически обеспеченную возможность
фактического обладания вещью, а также непосредственного воздей-
ствия на вещь. Владение вещью (движимым и недвижимым имуще-
ством, в т.ч. земельными участками, участками недр), закрепленное
законом за субъектом права (гражданином или юридическим ли-
цом), — одно из правомочий собственника. Законным (титульным)
владельцем может быть не только собственник вещи (имущества), но
и наниматель (арендатор) имущества по договору имущественного
найма; лицо, которому имущество передано по договору о безвоз-
мездном пользовании; залогодержатель, перевозчик, в отношении пе-
реданных ему для транспортировки вещей; хранитель имущества; ко-
миссионер и др.
В ряде случаев право владения имеет объективные ограничения.
Например, право владения в полной мере неприменимо в отношении
водных объектов, поскольку сосредоточенная в них вода находится в
состоянии непрерывного движения и водообмена. Предметом в дан-
ном случае выступает водный объект в целом.
В соответствии с гражданским законодательством РФ под право-
мочием владения понимаются установленные законодательством по-
рядок и пределы возможных действий по владению имуществом. К
действиям по владению недрами можно отнести деятельность по ре-
гиональному изучению недр, имеющую целью установление их по-
тенциальной ценности и возможности последующего использования.
Действия по владению включают в себя и усилия владельца, на-
правленные на поддержание имущества в исправном состоянии, охра-
ну и предотвращение случайной гибели или повреждения имущества,
а также связанные с этим затраты.
Существует перечень объектов, изъятых из гражданского оборота.
Такие объекты не могут находиться во владении граждан. К ним от-
носятся природные ресурсы дна и недр континентального шельфа и
исключительной экономической зоны, радиоактивные материалы и
другие объекты, прямо указанные в законе.
Коментариев: 0 | Просмотров: 2 |
История преподавания горного права
  Горное право | Автор: admin | 3-01-2011, 00:13
В дореволюционной России изучению и преподаванию горного
права уделялось достаточно много внимания. Помимо публикации
статей по отдельным проблемам горного права в горных журналах,
издаваемых в Санкт-Петербурге, Сибири, Урале, периодически изда-
вались фундаментальные монографии. Популярностью в инженерной
среде пользовались многочисленные зарубежные издания. В Берлине
с середины XIX века издавался специальный журнал по проблемам
горного права, где публиковались, в частности, работы и российских
специалистов.
В.Г. Струкгов в своем учебнике [172] приводит библиографиче-
ский список книг только по теоретическим проблемам горного пра-
ва, изданным в странах Западной Европы и Америки, насчитываю-
щий более 30 наименований. У тогдашних инженеров языковых ог-
раничений не существовало. Поэтому все эти издания были вполне
доступны, в том числе и студенчеству.
Основы горного права преподавались в горных институтах, готовя-
щих инженеров различного профиля. Знание этих проблем считалось
обязательным для горного инженера.
Горная промышленность, как и многие другие отрасли народного
хозяйства в императорской России, была военизирована. Горные ин-
женеры, которые считались в ранге офицеров и генералов, составляли
Корпус Горных Инженеров. Для подготовки кадров при нем суще-
ствовал Институт Корпуса Горных Инженеров, который готовил ин-
женеров различного ранга.
В Институте было 9 классов (девятилетнее образование): первые
пять — общеобразовательные, шестой—девятый — специальные. По
четыре урока в день. В шестом классе один раз в неделю читался курс
горного законодательства. В том же классе и тоже один раз в неделю —
курс «Маркшейдерное искусство и начало горного искусства». Ин-
тересно отметить, что такие дисциплины, как минералогия, горные
прикладные науки, изучались в более старших классах.
Кроме того, при институте существовали Горная техническая шко-
ла, которая готовила горных механиков различного профиля, а также
Пробирная школа, готовившая лаборантов по различным замерам.
Устав Горный вообще уделял достаточно много внимания вопро-
сам образования. Горным начальникам (высокопоставленный чинов-
ник в ранге генерала, назначенный государством руководить горным
промыслом в горной области) прямо вменялось в обязанность следить
за тем, чтобы все дети мужского пола обучались читать, писать и
считать. Особо способных направляли на учебу в специальные учеб-
ные заведения за счет казны, причем некоторые могли быть направ-
лены даже в Институт Корпуса Горных Инженеров.
В России первая известная монография по горному праву была
опубликована в 1870 г. А.Б. Грамматчиковым — «Горное законода-
тельство и горная администрация Англии, Бельгии, Франции, Авст-
рии и Пруссии» [137]. Это было, по существу, и первое учебное
пособие.
Преподавание горного права, как удалось установить автору, нача-
лось в России в 40—50-е годы прошлого века, т.е. почти 150 лет
назад. В эти годы в Институте Корпуса Горных Инженеров, впослед-
ствии в Горном институте имени Императрицы Екатерины II (в насто-
ящее время Санкт-Петербургский горный университет), в качестве са-
мостоятельной дисциплины преподавались основы горного законода-
тельства. Была организована кафедра горного права, которую в
80—90-е годы возглавлял профессор А.А. Штофъ, автор большого
числа публикаций по проблемам горного права, а также фундамен-
тальной монографии «Горное право» [183]. В своих работах он пред-
восхитил многие современные актуальные проблемы. Именно ему при-
надлежит заслуга первым в России четко определить, пожалуй, глав-
ную задачу, которая стоит перед этой отраслью права. В своей книге
он писал, что «перед законодательством ставится трудная задача, за-
ботиться в интересах будущих поколений о том, чтобы горная про-
мышленность обращалась с месторождениями ископаемых бережли-
во. Необходимо обеспечивать максимально возможное извлечение руд
и металлов».
Коментариев: 0 | Просмотров: 2 |
Современное горное право в России
  Горное право | Автор: admin | 3-01-2011, 00:12
Началом современного периода развития горного права следует
считать подписание в 1992 г. Федеративного договора, определившего
характер права собственности на недра и провозгласившего принцип
совместного ведения РФ и субъектов Федерации по вопросам владе-
ния, пользования и распоряжения недрами на территории России и
ведения РФ в пределах экономической зоны и континентального шель-
фа. В 1993 г. эти положения были закреплены в Конституции РФ.
Развитие этих положений и организационно-правовой механизм
недропользования нашли свое отражение в принятом в 1992 г. Законе
РФ «О недрах».
Конституция РФ и ФЗ «О недрах» определили основные принци-
пы формирования и регулирования отношений недропользования.
В горных отраслях промышленности началась серьезная перестрой-
ка системы недропользования. Был принят ряд нормативных право-
вых актов, регламентирующих конкретные институты горного права.
Накапливался практический опыт в различных сферах недропользо-
вания: проведение конкурсов и аукционов, оформление лицензион-
ных соглашений, осуществление платежей за пользование недрами и
т.п. В процессе этой деятельности был выявлен целый ряд вопросов,
требующих уточнения и детализации, иного способа законодательно-
го выражения, вообще не нашедших решения в законе. Все это есте-
ственно потребовало внесения в ФЗ «О недрах» определенных уточ-
нений и дополнений.
В 1995 г. был принят ФЗ «О внесении изменений и дополнений в
Закон РФ «О недрах» [46]. По существу, это была новая редакция
закона. Изменения и дополнения затронули практически все статьи,
кроме того, было введено дополнительно 11 новых статей, существен-
но развивающих закон, в частности статьи, регламентирующие вопро-
сы правового регулирования отношений недропользования, собствен-
ности на недра, основания получения права пользования недрами,
выделения участков недр федерального значения и др. Следует отме-
тить, что указанные изменения и дополнения практически не затрону-
ли общую концепцию закона, которая осталась прежней. В последу-
ющие годы в базовый закон были внесены отдельные принципиаль-
ные уточнения и дополнения, в основном по вопросам получения
права пользования недрами и работ на условиях СРП.
В соответствии с Конституцией РФ и Законом РФ «О недрах»
субъекты Федерации могут принимать свои законы и иные норматив-
ные правовые акты в целях регулирования отношений недропользова-
ния в пределах своих полномочий. Необходимость разработки соб-
ственного законодательства о недрах целиком определяется специфи-
кой экономической направленности региона, ролью в ней добывающих
отраслей промышленности.
Специальные законодательные акты в области недропользования
приняты в настоящее время многими субъектами Федерации, и круг
их постоянно расширяется.
Следует отметить, что ряд субъектов Федерации (республики) при-
няли законодательные акты о недропользовании еще до принятия
Федерального закона «О недрах».
Первым законодательным актом такого рода явился Закон Респуб-
лики Саха (Якутия) «О недрах и недропользовании», принятый
18 сентября 1991 г. (в 1992 г. принята новая редакция). Затем подоб-
ные законы были приняты Республикой Коми — 12 февраля 1992 г.,
Удмуртской республикой — 13 февраля 1992 г. Таким образом, еще до
принятия Федерального закона, который был подписан 21 февраля
1992 г. (опубликован лишь в мае), в России уже действовало три за-
кона субъектов Федерации, регулировавших отношения недрополь-
зования.
Коментариев: 0 | Просмотров: 2 |
ukrstroy.biz
ЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:
РАЗНОЕ:
ДРУЗЬЯ САЙТА:

Библиотека документов юриста

СЧЕТЧИКИ: