Сегодня
НАВИГАЦИЯ:
ЮРИДИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ:
РАЗНОЕ:
РЕКЛАМА:
АРХИВ НОВОСТЕЙ:
Управление горным промыслом
  Горное право | Автор: admin | 3-01-2011, 00:04
Исторически горный промысел в России составлял собственность
царской казны и находился в ведении общего гражданского управле-
ния, назначаемых правительством в регионах воевод и наместников.
До XVIII века не существовало законодательных актов в этой сфере1,
что объяснялось весьма ограниченными масштабами горного промыс-
ла. Картина стала меняться с начала царствования Петра I, который
уделял очень большое внимание вопросам освоения полезных иско-
паемых, включая проблемы законодательного обеспечения этой дея-
тельности. В 1700 г. по Указу Петра I был создан Приказ Рудокопных
Дел (позднее — Берг-Коллегия), в связи с чем горная промышлен-
ность была отделена от общего гражданского управления. Устрой-
ством крупных горных заводов вначале занималась только казна, ко-
торая только в период с 1701 по 1712 гг. на Урале построила шесть
горнодобывающих и горнометаллургических заводов (Невьянский,
Кунгурский, Уктусский, Алапаевский, Кунчурский, Мазуевский). С
этого же времени правительство начинает принимать организацион-
' Если не относить к ним царские грамоты на право добычи полезных ископа-
емых [178].

ные и законодательные меры, стимулирующие широкое развитие ча-
стной горнопромышленности. Основную роль в этом деле сыграл Указ
1719 г., который сделал горное дело не только доступным, но и при-
влекательным для частных лиц.
В целях укрепления и расширения горного производства Петр I в
1721 г. издал указ, предоставляющий льготные права частным лицам
при покупке крестьян для горных заводов и промыслов, а в 1736 г.,
при Анне Иоановне был издан указ о прикреплении к горным заводам
мастеровых.
Предоставленные этими и другими законодательными актами пра-
ва и преимущества поставили горнозаводское дело в исключительно
привилегированное положение, в результате чего горное производ-
ство начало в первой половине XVIII века достаточно быстро разви-
ваться.
Коментариев: 0 | Просмотров: 2 |
Устав Горный Российской Империи
  Горное право | Автор: admin | 3-01-2011, 00:03
Горная промышленность в России в XVIII веке развивалась доста-
точно быстрыми темпами и постепенно становилась одним из суще-
ственных источников государственных доходов. В связи с этим в
царствование Александра I было признано необходимым пересмот-
реть ранее изданные акты и сформировать новое горное законодатель-
ство. В 1806 г. был издан проект Горного положения. Предполагалось
в течение пяти лет (с 1807 по 1812 гг.) опробовать проект, доработать
его и утвердить. Однако вследствие начала Отечественной войны 1812 г.
и других обстоятельств проект Горного положения действовал вплоть
до 1832 г.
Первой публикацией основ горного законодательства России сле-
дует считать издание в 1832 г. «Свода учреждений и уставов горного
управления» в составе VII тома первого Свода законов Российской
империи [3]. Он был составлен на основе проекта Горного положения
1806 г., а также ряда указов, распоряжений и инструкций, изданных,
в частности, в 1811, 1826, 1829 гг. По существу этот закон представ-
лял собой первое официальное издание Устава Горного Российской
Империи. Устав Горный представлял собой весьма фундаментальный
документ, содержащий 1847 статей, изложенных на 413 страницах
типографского текста.
Закон состоял из введения и трех книг. Во введении было дано
понятие горного промысла, которое по существу сохранилось во всех
последующих изданиях. Под горным промыслом понимался поиск,
добыча, очистка, обработка полезных ископаемых, находящихся на
поверхности или в недрах земли: 1) земель и камней; 2) металлов; 3) со-
лей — поваренной и каменной, квасцов и др.; 4) горючих веществ1.
Книга I «Управление заводами горными области Уральского хреб-
та» состояла из четырех разделов.
Раздел I «О правах и обязанностях» содержал нормы, регламенти-
рующие порядок владения казенными заводами и горными промысла-
' В ряде случаев при изложении положений законодательных актов в тексте сохра-
нена их стилистика и правописание.

ми, права владельцев частных заводов, расположенных на казенных и
посессионных землях1, права владения горными заводами на частных
землях. Нормы регламентировали в частности вопросы использова-
ния рабочей силы (крепостных и вольнонаемных), платежей за пользо-
вание недрами, государственного контроля, предоставления льгот и
привилегий, таможенных процедур и др.
Раздел II. «Учреждения Горного Уральского местного управления».
Раздел III. «О порядке хозяйственного управления».
Раздел IV. «Об особенных правилах управления на Уральском
хребте».
Книга II. «Управление заводами горными областей вне Уральского
хребта». Здесь приведены были по существу нормы Книги I, но уже
применительно к горным заводам и промыслам Сибири, в частности,
Колыванскому и Нерчинскому заводам.
Книга III. «О проступках, взысканиях и наказаниях за нарушение
горных законов».
В этом издании Устава Горного (ст. 262), как отмечалось выше,
было воспроизведено положение Манифеста 1782 г., провозгласившее
отказ от горной регалии. Закон регламентировал порядок разработки
месторождений на казенных землях, вводил систему планирования
объемов работ, составления смет расходов, строгой отчетности, поощ-
рения нововведений, направленных на улучшение производства и т.п.
С другой стороны, горное производство на частных землях практи-
чески целиком было отдано на усмотрение горнопромышленников.
Им дозволялось беспрепятственно пользоваться помещичьими земля-
ми для нужд горных заводов и промыслов в течение всего срока их
работы. В качестве возмещения помещикам предоставлялись равно-
ценные земли или выплачивалась компенсация.
В 1842 г. в составе нового издания Свода законов Российской Им-
перии в VII томе «Уставы монетный, горный, о соли» было опубли-
ковано второе официальное издание Устава Горного [4]. По сравне-
нию с предыдущим изданием Устав Горный 1842 г. был существенно
расширен, число статей увеличилось с 1847 до 2653, т.е. более чем на
800 статей. Были введены специальные разделы, содержащие нормы,
регулирующие особенности освоения угольных и нефтяных место-
' Посессионное право (от лат. possessio — владение) — существовало в России в
XVII—XIX веках; введено Петром I; означало предоставление частным лицам права
владения на казенных (государственных) землях пахотными и другими угодьями, не-
драми, водными ресурсами и лесами для их промышленного освоения; посессионные
крестьяне — приписанные к заводам, фабрикам и горным промыслам на казенных
землях.
Коментариев: 0 | Просмотров: 2 |
Первые Указы о горном праве
  Горное право | Автор: admin | 2-01-2011, 23:57
Первым законодательным актом, юридически определившим со-
здание в России горной промышленности, является Именной Указ
Петра 1 от 24 августа 1700 г. «Об учреждении Приказа Рудокопных
дел». С этой даты начинается трехсотлетняя история развития горного
права в России. Первым законодательным актом, установившим пра-
вовые принципы регулирования горных отношений, сохранившиеся
практически в неизменном виде и воспринятые современным законо-
дательством о недрах, является Именчой Указ Петра I «Об учрежде-
нии Берг-Коллегиума для ведения в зном дел о рудах и минералах»,
подписанный 10 декабря 1719 г. В дореволюционной юридической
литературе по горному праву этот Указ получил название «Берг-при-
вилегия 1719 г.» [1].
В преамбуле Указа подчеркивалась значимость освоения минераль-
ных ресурсов для экономики, отмечалось, что Россия обладает значи-
тельными запасами различных полезных ископаемых, которые прак-
тически не осваиваются, в результате чего государство не получает
«многая польза и прибыток, который бы Нам и подданным Нашим из
онаго произойти мог»1. Объяснялось такое положение, с одной сторо-
ны, отсутствием опыта горных работ, с другой — риском, связанным
с разведкой и добычей. Для решения обозначенных проблем Указом
учреждалась Берг-Коллегия. Всем чиновникам предписывалось ока-
зывать горнодобытчикам «какую помощь от них требовать будут».
Берг-Коллегии поручалось руководить всеми горными делами, с тем
чтобы они осуществлялись «наилучше и совершенно».
Указом 1719 г. разрешалось «всем и каждому, независимо от чина
и достоинства во всех местах, как на собственных, так и чужих зем-
лях искать, добывать и выплавлять всякие металлы».
В случае открытия новых месторождений требовалось заявить об
этом в Берг-Коллегию или ее региональным представителям (Берг-
Офицерам) и прислать пробы руд и минералов. Если последние опре-
деляли, что месторождение следует разрабатывать, открыватель по-
лучал разрешение (так называемую Привилегию) на строительство
завода или рудника и ему должно было оказывать «всяческое вспомо-
ществование», включая «займы денег». Для работ выделяется участок
250x250 сажен (около 28 га).
Собственники земель имели преимущественное право осваивать
месторождения, но должны были заявить об этом заранее. Если же
они не хотели работать сами, то должны были передать право осва-
ивать месторождение горнопромышленнику, который обязан был вы-
плачивать им в качестве платы за пользование недрами 1/32 долю
прибыли. Кроме того, необходимые для промысла в качестве топлива
дрова, лес и другие материалы предписывалось продавать по прием-
лемым ценам, о чем Берг-Коллегия «должна иметь бережение».
1 Здесь и далее цитаты даны по оригиналам законодательных актов, приведенных
в Полном Своде Законов Российской Империи (ПСЗ).
Горнозаводские рабочие освобождались не только от всяких де-
нежных поборов, но также от солдатской повинности и должны были
получать «исправную» зарплату, т.е. достаточно высокую и своевре-
менно.
Именно этим Указом была провозглашена в России так называемая
горная регалия, означающая установление исключительной государ-
ственной собственности на недра. «Токмо Нам одним, яко Монарху
принадлежащие рудокопные заводы и оных употребление каждому и
вообще всем, кто к тому охоту имеет, соизволяем». За это горнопро-
мышленник обязан был платить государству 1/10 долю прибыли. При
этом оговаривалась возможность освобождения от этой платы на ряд
лет, в случае если «убытков больше прибыли».
Указом устанавливался порядок преимущественной покупки дра-
гоценных металлов (золото, платина, серебро и др.) государством по
приемлемым ценам. Если у государства в данный момент не было
средств на оплату, горнопромышленник имел право продать их «кому
похочет». Все другие металлы и полезные ископаемые могли прода-
ваться свободно.
Коментариев: 0 | Просмотров: 3 |
Периодизация истории горного права
  Горное право | Автор: admin | 2-01-2011, 23:56
Горное дело в России известно с древности. Уже в XV—XVI веках
потребности государства «в рудах и минералах» удовлетворялись за
счет отечественного производства. Регулировалось горное производ-
ство разрешительными (жалованными) и поощрительными (льготны-
ми, похвальными) грамотами, наказными памятками. «Всем и каждо-
му» дозволялось искать руды и минералы повсеместно, «на чьей зем-
ле не получится». За добычу взимался «государев долг» — одна десятая
от добычи. В России этот период, как показала СР. Тихомирова, по
существу, действовали принципы горной регалии и горной свободы
[178]. Вместе с тем, историю отечественного горного дела принято
считать с даты подписания в 1700 г. Петром I Указа о создании При-
каза Рудокопных дел [179].
В 2000 г. отмечалось 300-летие российского горного дела. За этот
трехсотлетний период сформировалась, развилась и погибла Россий-
ская Империя; возникло, сформировалось и подверглось принципи-
альной перестройке социалистическое общество и, наконец, начался
период становления новых специфических российских государствен-
ных отношений. Исходя из этого была принята следующая периоди-
зация истории развития горного права в России:
— горное право периода Российской Империи;
— горное право СССР и РСФСР (советский период);
— современный этап развития российского горного права.
В каждом из этих трех периодов можно выделить весьма характер-
ные этапы, связанные, как правило, с действием того или итого зако-
нодательного акта в области горного права и характеризующиеся сво-
ими специфическими чертами. Так, начальный этап развития горного
права в Российской Империи во времена Петра I и нескольких после-
дующих десятилетий существенно отличался от этапа, последовавше-
го за Манифестом Императрицы Екатерины II, провозгласившим от-
каз от исключительной государственной собственности на недра и ее
связь с правом собственности на землю [2]. В советском периоде также
можно выделить два самостоятельных этапа, связанных с принятием
в 1927 г. Горного положения Союза ССР [17], разработанного приме-
нительно к принципам рыночной экономики, зарождение которой
наметилось в 20-е годы, и последующий этап «беззакония», админи-
стративного, планового регулирования отношений недропользования.
Коментариев: 0 | Просмотров: 3 |
Законодательство о недрах субъектов РФ
  Горное право | Автор: admin | 2-01-2011, 23:55
Недропользование в соответствии с Конституцией РФ отнесено к
совместному ведению РФ и субъектов РФ. По предметам совместного
ведения издаются федеральные законы. В соответствии с ними при-
нимаются законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ,
которые представляют собой систему законодательства субъектов РФ.
Законодательство, его направленность и содержание определяются
значимостью недропользования для экономики региона. Не случайно
наиболее развито горное законодательство в Татарстане, Коми, Хан-
ты-Мансийском АО, Башкортостане, Томской, Тюменской и Читинс-
кой областях и многих других регионах, где та или иная отрасль горно-
го производства является, как сказано в Конституции РФ (ст. 9, ч. 1),
«основой жизни и деятельности народов, проживающих на соответ-
ствующей территории».
Наиболее распространенным видом законодательных актов субъек-
тов Федерации является закон о недрах или недропользовании на тер-
ритории региона. Помимо этого некоторые субъекты приняли законы,
регулирующие отношения в сфере освоения того или иного вида
природных ресурсов (нефть, газ, уголь, драгоценные камни, общерас-
пространенные полезные ископаемые). Субъекты Федерации активно
участвуют во внедрении системы раздела продукции. Специальные
акты приняты в Татарстане, Ханты-Мансийском АО, Сахалинской
области и других регионах.
Законодательные акты о недрах субъектов Федерации, хотя и раз-
работаны на основе и в развитие федерального закона, имеют опреде-
ленную специфику, как в части структурного построения закона, так
и в формулировке отдельных норм. Ниже приводится структура зако-
нов о недрах и недропользовании ряда субъектов Федерации, а также
характеристика отдельных положений и институтов этих законов,
развивающих и дополняющих федеральный закон.
Республика Саха (Якутия)
В 1991 г. был принят Закон Республики Саха (Якутия) «О недрах
и недропользовании». В 1992 г. была принята новая редакция закона
[35]. Он был переименован в Закон PC «О недрах». В постановлении
о введении закона в действие указывалось, что он разработан с уче-
том положений Федеративного договора и Закона РФ «О недрах».
Закон состоит из 7 разделов, 47 статей:
1. Общие положения.
2. Пользование недрами.
3. Рациональное использование и охрана недр.
4. Государственное регулирование отношений недропользования.
5. Плата при пользовании недрами.
6. Ответственность за нарушение настоящего Закона.
7. Международные договоры.
Вопреки положениям Конституции РФ, этот закон распространяет
свое действие на континентальный шельф. Декларируется, что «недра
являются собственностью Республики Саха (Якутия)». В сфере недро-
пользования ведению Республики Саха (Якутия) подлежит, в частно-
сти, «осуществление полномочий в рамках совместной компетенции с
РФ (Россией) по распоряжению единым Государственным фондом недр
для реализации единой федеральной политики его использования».
Понятие «виды пользования недрами» заменено перечнем целей
пользования, которые в основном повторяют виды пользования. В
качестве одной из целей предоставления недр в пользование, названо
«введение ограничений на пользование участками недр на территори-
ях населенных пунктов, природных зон и др.».
Закон допускает предоставление месторождений полезных ископа-
емых в качестве залога в соответствии с республиканским законода-
тельством.
Коментариев: 0 | Просмотров: 4 |
ukrstroy.biz
ЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:
РАЗНОЕ:
ДРУЗЬЯ САЙТА:

Библиотека документов юриста

СЧЕТЧИКИ: