Сегодня
НАВИГАЦИЯ:
ЮРИДИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ:
РАЗНОЕ:
РЕКЛАМА:
АРХИВ НОВОСТЕЙ:
Федеральное законодательство о недрах
  Горное право | Автор: admin | 2-01-2011, 23:48
Система федерального законодательства о недропользовании состоит
из Конституции РФ, федеральных законов по предметам ведения РФ,
федеральных законов по предметам совместного ведения РФ и субъектов
РФ, а также иных нормативных правовых актов, принимаемых уполно-
моченными федеральными органами государственной власти.
Законодательство о недрах действует на всей территории РФ, ре-
гулирует отношения недропользования в исключительной экономи-
ческой зоне и на континентальном шельфе в соответствии с феде-
ральными законодательными актами об этих зонах и нормами между-
народного права, а также во всех других зонах юрисдикции РФ.
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не мо-
гут противоречить федеральному законодательству о недрах. В случае
противоречия законов и иных нормативных правовых актов субъектов
РФ положениям федеральных законов, регулирующих отношения не-
дропользования, действуют федеральные законы о недрах и иные
федеральные законы.
Отношения, связанные с использованием и охраной других при-
родных ресурсов, земель, вод, растительного и животного мира, ат-
мосферного воздуха, возникающие при пользовании недрами, регули-
руются соответствующим законодательством РФ и законодательством
субъектов РФ.
Конституция РФ, как основной закон, является основным источни-
ком принципов российского горного права. Ряд ее статей (ст. ст. 9, 72
и др.) содержит нормы, регулирующие деятельность по использова-
нию недр.
В Конституции РФ недра рассматриваются как один из видов при-
родных ресурсов, наряду с землей, водными и другими природными
ресурсами.
Конституция РФ определила, что «земля и другие природные ре-
сурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятель-
ности народов, проживающих на соответствующей территории. Они
могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных
формах собственности» (ст. 9). В то же время ФЗ «О недрах» устано-
вил исключительную государственную собственность на недра.
В главе II «Права и свободы человека и гражданина» Конституция
РФ провозгласила, во-первых, что «владение, пользование и распоря-
жение землей и другими природными ресурсами осуществляется их
собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей
среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц» (п. 2 ст. 36),
и, во-вторых, обязала каждого охранять природу и окружающую при-
родную среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58).
Касаясь территориального деления, Конституция РФ (ст. 67) и
соответственно морское законодательство установили, что внутрен-
ние воды и территориальное море являются самостоятельными объек-
тами права и не относятся к территории субъектов РФ. РФ обладает
суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континен-
тальном шельфе и в исключительной экономической зоне в порядке,
определяемом федеральным законодательством и нормами междуна-
родного права.
Коментариев: 0 | Просмотров: 3 |
Источники горного права
  Горное право | Автор: admin | 2-01-2011, 23:16
Под источниками права понимается та или иная форма закрепле-
ния (внешнего выражения) правовых норм.
Источниками горного права являются нормативные правовые акты,
которые содержат правовые нормы, регулирующие отношения в сфе-
ре недропользования. Как указывалось ранее, наличие развитой сис-
темы таких источников является одним из определяющих условий
выделения горного права в самостоятельную отрасль права.
Наличие развитой системы источников горного права обуславлива-
ет необходимость ее классификации. Она может осуществляться по
различным основаниям:
— юридической силе: законы и иные нормативные правовые акты;
— сфере действия: федеральные, субъектов Федерации, местного
самоуправления;
— видам государственной власти: законодательная, исполни-
тельная;
— видам пользования недрами;
— видам и группам полезных ископаемых;
— другим классификационным факторам.
По юридической силе правовые акты подразделяются на законы
и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы, в той или
иной мере дополняющие и развивающие положения закона. При этом
обязательным требованием является соблюдение установленной иерар-
хии правовых актов. Так законы в качестве источников горного права
можно подразделить на три группы:
— Конституция РФ (основной закон);
— федеральные законы по предметам ведения РФ (ГК РФ, НК РФ,
ВК РФ, УК РФ, «О континентальном шельфе» и др.);
— федеральные законы по предметам совместного ведения («О
недрах», «О СРП», «О газоснабжении» и др.)
По сферам действия источники горного права подразделяются на
законодательные и иные нормативные правовые акты, принимаемые
федеральными органами государственной власти, а также акты, при-
нимаемые аналогичными органами государственной власти субъектов
Федерации, а также органами местного самоуправления.
По видам государственной власти источники горного права под-
разделяются на законодательные (принимаемые законодательными
органами) и нормативные правовые акты, принимаемые органами ис-
полнительной власти различного уровня. Самостоятельную группу
составляют правовые акты в сфере недропользования, принимаемые
органами местного самоуправления в пределах их компетенции.
По видам пользования недрами источники горного права подраз-
деляются на акты, регламентирующие отношения, возникающие в
процессе отдельных видов недропользования, в частности, региональ-
ного геологического изучения, разведки и добычи, строительства и
эксплуатации объектов, не связанных с добычей и др.
По видам и группам полезных ископаемых источники горного
права подразделяются по группам однородных полезных ископаемых:
нефть и газ, уголь и сланцы, строительные материалы, черные и цвет-
ные металлы, драгоценные камни и драгоценные металлы и др.
В настоящее время приняты законы: о газе [88], об угле [59], о
драгоценных металлах и драгоценных камнях [74].
В зависимости от значимости и особенностей добычи и использо-
вания того или иного полезного ископаемого объективно может воз-
никнуть необходимость в принятии других специальных законов,
например, о нефти и газе и т.п.
Следует отметить, что предметом регулирования подобных зако-
нов являются не только отношения непосредственно в сфере недро-
пользования, но и отношения, возникающие в смежных областях де-
ятельности: транспорте, реализации продукции и др.
К категории федеральных нормативных правовых актов следует
относить нормативные указы и распоряжения Президента РФ, кото-
рые обязательны для исполнения на всей территории РФ (Конститу-
ция РФ, ст. 90, ч. 2).
Коментариев: 0 | Просмотров: 4 |
Предмет и метод горного права
  Горное право | Автор: admin | 2-01-2011, 23:15
Предметом отрасли права является определенная группа обществен-
ных отношений, регулируемая соответствующими нормами права.
Таким образом, предметом горного права следует считать отношения,
складывающиеся в процессе использования полезных свойств или так
называемых ресурсов недр, регулируемые нормами горного права.
Важнейшим условием при определении предмета правового регу-
лирования является определение целенаправленности этого процесса.
Объективные интересы общества определяют отношения в процессе
горного производства не абстрактно, а относительно их результата, в
котором общество заинтересовано, т.е. в эффективном использовании
полезных свойств недр.
В горном праве с 1995 г. появилась и сохраняется до настоящего
времени неопределенность в отношении того, является или нет дея-
тельность в исключительной (морской) экономической зоне предме-
том горного права или она полностью покрывается регулированием
правоотношений на континентальном шельфе.
Конституция РФ 1997 г. установила, что РФ обладает суверенными
правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в
исключительной экономической зоне (ст. 67, п. 2). ФЗ «Об исключи-
тельной экономической зоне» [83] определил, что природные ресурсы
исключительной экономической зоны представляют собой «живые и
неживые ресурсы, находящиеся в водах, покрывающих морскве дно, на
морском дне и в его недрах» (ст. 4, п. 1). Далее закон установил, что
«геологическое изучение, поиск, разведка и разработка минеральных и
других неживых ресурсов морского дна и его недр ... производятся в
соответствии с Законом РФ «О недрах», ФЗ «О континентальном шель-
фе», другими федеральными законами, применимыми к исключитель-
ной экономической зоне и деятельности в ней» (ст. 5, п. 2).
Действие Закона РФ «О недрах» в первоначальной редакции
1992 г. распространялось на исключительную экономическую зону. В
действующей редакции закона от 1995 г. было исключено даже упо-
минание об этой зоне. В принятых позже двух основных законах,
регулирующих горную деятельность в России ФЗ «О драгоценных
металлах и драгоценных камнях» [74] и ФЗ «О соглашениях о разделе
продукции» [56] — законодатель решает эту проблему по-разному.
Первый, определяя сферу своего распространения, не упоминает ис-
ключительную экономическую зону и ограничивается понятием «кон-
тинентальный шельф». Второй закон, в преамбуле, определяя предмет
своего регулирования, упомянул и исключительную экономическую
зону, и континентальный шельф.
Указанные различия, естественно, нашли отражение в норматив-
ных правовых актах. Так, инструкции Госгортехнадзора о горных
отводах [62, 87], ряд инструкций Минфина и других министерств и
ведомств распространяют свое действие на исключительную эконо-
мическую зону; целый ряд других нормативных правовых актов ее
игнорируют. Законодателю, очевидно, следует устранить эти противо-
речия, установив некий единообразный подход.
Налоговый кодекс [99] ввел развернутое определение зоны, на ко-
торую распространяется налоговое законодательство, в частности о
недропользовании — это территория РФ, континентальный шельф,
исключительная экономическая зона, а также территории, на которые
распространяется юрисдикция РФ, в том числе арендуемые у ино-
странных государств или используемые на основании международно-
го договора.
Коментариев: 0 | Просмотров: 3 |
Ресурсы недр как объект недропользования
  Горное право | Автор: admin | 2-01-2011, 23:14
Подлежащие регулированию общественные отношения возникают
не по отношению недр вообще, а лишь относительно их части так
называемых ресурсов недр.
Известны различные классификации и подходы к определению
ресурсов недр или георесурсов.
В самом общем виде их можно подразделить на три основные
группы:
— полезные ископаемые (твердые, жидкие, газообразные);
— энергия (геотермальная и др.);
— полости (естественные, искусственные).
В качестве самостоятельного вида ресурсов недр некоторые авто-
ры справедливо выделяют геоинформацию [179].
При правовом регулировании процесса освоения ресурсов недр
следует различать природные естественные ресурсы недр и техноген-
ные, искусственно созданные. К категории последних можно отнести,
например, газ в специально созданных подземных хранилищах газа,
подземные сооружения различного назначения: специальные помеще-
ния, тоннели и т.п.
В приведенной классификации, безусловно, определяющее значе-
ние имеют полезные ископаемые как одна из разновидностей гео-
ресурсов. Организационно-технические особенности их освоения,
включающего в себя процессы поиска, разведки, обустройства место-
рождения, добычи полезного ископаемого и, наконец, ликвидации до-
бывающего предприятия, как имущественного комплекса, определяют
комплекс специфических отношений, присущих различным видам
полезных ископаемых.
В зависимости от вида полезного ископаемого и особенностей его
использования в эти отношения могут входить процессы первичной
обработки полезного ископаемого, осуществляемые, как правило,
непосредственно на месте добычи (на шахте, промысле), к которым
относятся:
— для твердых полезных ископаемых — технологические опера-
ции по доведению добытой продукции до требуемого стандартами и
техническими условиями качества, предусмотренные проектом веде-
ния работ и осуществляемые, как правило, в границах горного отвода
(включая селективную выемку, усреднение, породовыборку, дробле-
ние негабаритов, производство кондиционных блоков, сортировку) и
доставка до склада готовой продукции или на перерабатывающие про-
изводства (обогатительные или брикетные фабрики, дробильно-сор-
тировочные комплексы, химические или металлургические заво-
ды и др.);
— для нефти, газа и газового конденсата — технологические опе-
рации по доведению до требуемого стандартами качества (обезвожи-
вание, обессоливание, сепарация и др.), предусматриваемые проектом
обустройства месторождения;
— для подземных вод — технологические операции по доведению
до требуемого стандартами и техническими условиями качества, кото-
рые могут включать очистку, обезжелезивание, обеззараживание и до-
ставку до накопительных емкостей перед подачей в сеть потребителю.
Особое место в структуре горных отношений занимает процесс
эвакуации добытого полезного ископаемого. В ряде случаев, в частно-
сти при добыче нефти и особенно газа, их транспортировка оказывает
серьезное, а в ряде случаев и определяющее влияние на организацию
процесса добычи.
Перечисленную выше производственную деятельность можно на-
звать одним термином — «освоение месторождения». Законодатель-
ство о недрах к сфере горного производства отнесло процессы пере-
работки отходов горнодобывающих предприятий.
Под отходами горнодобывающего производства понимается часть
добытых полезных ископаемых, которые в процессе их подготовки,
обработки или первичной переработки превращаются в отходы. Отхо-
ды горного производства являются объектом гражданских прав.
В соответствии с ГК РФ право собственности на них принадле-
жит собственнику добытых полезных ископаемых. И только если
отходы брошены собственником или иным образом оставлены им с
целью отказаться от права собственности на них, то лицо, в собствен-
ности, владении или пользовании которого находится земельный учас-
ток или иной объект, где находятся брошенные отходы, может обра-
тить их в свою собственность, приступив к их использованию или
совершив иные действия, свидетельствующие об обращении их в соб-
ственность.
Коментариев: 0 | Просмотров: 4 |
Недра как юридическое понятие
  Горное право | Автор: admin | 2-01-2011, 23:11
Недра могут рассматриваться и как геологическое, и как юриди-
ческое понятие. Под термином «недра» следует понимать не только
подземное пространство с содержащимися в нем полезными ископа-
емыми, но и все другие полезные свойства недр, включая полости,
энергетические и другие ресурсы.
Впервые как юридический термин «недра», а точнее «недра зем-
ные», встречается в 1832 г. в Уставе Горном Российской Империи [3],
где полезные ископаемые рассматривались как составная часть недр.
Однако толкование терминов не приводилось. Как юридическая
дефиниция словосочетание «полезные ископаемые» было дано лишь
в 1927 г. в Горном положении СССР и в последующих законодатель-
ных актах не приводилось. Полезными ископаемыми здесь называ-
лись «составные части недр — твердые, жидкие и газообразные, ко-
торые могут добываться с промышленной целью путем извлечения
или отделения их, независимо от того, находятся ли они в глубине или
выходят на поверхность» [16].
Определение понятия «недра» имеет для юриспруденции не только
теоретическое, но и практическое значение, поскольку они выступают
в первую очередь в качестве объекта горных отношений. Начиная с
Указа Петра I, изданного в 1719 г., и вплоть до принятия Закона РФ
«О недрах» в 1992 г. в законодательных актах не было дано опреде-
ление термина «недра». Различные авторы давали ему самое разное
толкование. В. Удинцев считал их предметом неопределенным. Он
писал: «Чем будет обладать нация и какое обладание будет защищать,
если мы не знаем содержимого недр вообще и в каждом данном слу-
чае до тех пор, пока не разведаем этих недр и пока не добудем из них
содержащихся там ископаемых?» [181].
Интерес к определению правового содержания понятия «недра»
возник и активно обсуждался в научной литературе в конце 60-х—на-
чале 70-х годов в связи с подготовкой Основ законодательства Союза
ССР о недрах [20]. В работах Л.А. Заславской, М.Е. Когана, Б.А. Лис-
ковец, Н.Б. Мухитдинова, В.Г. Плахуты, Н.А. Сыродоева и др. иссле-
довались самые различные аспекты проблемы. Так, Б.А. Лисковец
[151] утверждал, что давать определение понятию «недра» вообще не
имеет смысла, поскольку перечень видов полезных ископаемых по-
стоянно меняется. Он ссылался на академика В.И. Вернадского,
который подсчитал, что в древние времена человек использовал всего
около 20 видов полезных ископаемых, а в XX веке — уже около 100,
и эта цифра постоянно увеличивается. Безусловно, наибольший хозяй-
ственный интерес недра представляют именно как источник добычи
полезных ископаемых, но это не может поколебать того положения, что
объектом права государственной собственности на недра являются не
какие-то вещества, залегающие в недрах, а все недра в целом как часть
природной среды, находящейся ниже поверхности земли. Даже пустую
породу нельзя считать ничейной, т.е. рассматривать ее как res nullius. В
этом случае право собственности государства на недра было бы непол-
ным, а материальный объект этого права неопределенным.
Недра — в принципе понятие объемное. Однако определение верх-
ней и нижней границы недр вызывает споры и дискуссии [135]. Верх-
няя граница, очевидно, поверхность земли. Но термин «поверхность»
также весьма неопределенный. Необходимо определить, есть ли тол-
щина у поверхности и если есть, то какова она.
Коментариев: 0 | Просмотров: 3 |
ukrstroy.biz
ЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:
РАЗНОЕ:
ДРУЗЬЯ САЙТА:

Библиотека документов юриста

СЧЕТЧИКИ: