Сегодня
НАВИГАЦИЯ:
ЮРИДИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ:
РАЗНОЕ:
РЕКЛАМА:
АРХИВ НОВОСТЕЙ:
Горное право в СССР и РСФСР
  Горное право | Автор: admin | 3-01-2011, 00:11
Второй Съезд Советов 26 октября (8 ноября) 1917 г. одним из
первых своих декретов — Декретом «О земле» [7] — провозгласил
национализацию, наряду с землей, всех природных ресурсов, в част-
ности, вод, лесов и недр. На все перечисленные природные ресурсы
отменялась частная собственность. Единым собственником признава-
лось государство.
Декрет отменял право собственности на поверхность земли и ее
недра. Был установлен следующий порядок пользования недрами:
1. Все акты и договоры о правах на недра земли всяких лиц и
частных обществ признавались утратившими силу.
2. Эксплуатация недр и распределение добытых полезных ископа-
емых, а равно и общее руководство и надзор за горнопромысловыми
операциями, передавались в ведение Горного Совета ВСНХа.
3. Добыча общераспространенных полезных ископаемых переда-
валась в ведение местных органов Советской власти.
4. Участки земли, на которых были найдены полезные ископае-
мые, «заслуживающие постановки на них эксплуатационных работ»,
отчуждались и передавались в пользование «подлежащих учреждений
и лиц для разработки».
В 1920 г. был принят Декрет СНК «О недрах земли» [12]. В нем
содержались нормы, несколько детализирующие порядок недрополь-
зования и реализации права государственной собственности на недра
и их ресурсы. В развитие этого декрета Постановлением ВЦИК РСФСР
было утверждено «Положение о недрах земли и разработке их» [16].
Позднее, в 1927 г. Постановлением ЦИК и СНК СССР было утверж-
дено «Горное положение Союза ССР» [17]. Это был достаточно объем-
ный законодательный акт, состоящий из семи разделов и содержащий
135 самостоятельных статей. В следующем году были приняты гор-
ные законы в РСФСР и Туркменской ССР, горные кодексы в Украин-
ской, Грузинской и Азербайджанской ССР, соответствующие поста-
новления в Белорусской и Узбекской ССР.
Горный закон РСФСР [19] был утвержден в 1928 г. и состоял из
семи разделов:
1. Общие положения.
2. Об учреждениях, ведающих недрами.
3. Классификация месторождения полезных ископаемых.
4. Порядок приобретения права производства горного промысла.
5. Об участках поверхности, необходимых для горного промысла.
6. Взаимоотношения между соседними горнопромышленниками.
7. О горнопромысловом надзоре.
Горный закон РСФСР, хотя и повторял структуру и основные по-
ложения союзного закона, содержал около 60 дополнительных статей,
конкретизирующих нормы и правила регулирования горного произ-
водства.
Как и Горное положение Союза ССР, Горный закон РСФСР уста-
навливал порядок недропользования, отвечающий в основном рыноч-
ной системе хозяйствования, поскольку в этот период еще продолжа-
ли действовать основные принципы нэпа.
Установленная этими законами система недропользования харак-
теризовалась следующими основными положениями:
— была установлена исключительная государственная собствен-
ность на недра и ресурсы недр; добытые полезные ископаемые посту-
пали в полное распоряжение недропользователя, который имел право
их свободной реализации; геологическая информация принадлежала
недропользователю, но он обязан был сообщать ее государству;
— недра предоставлялись в пользование либо на конкурсной осно-
ве, либо без конкурса;
— устанавливался порядок предоставления права недропользова-
ния в форме договора;
— регламентировались: виды пользования, в частности, выделя-
лись этапы поиска, разведки, доразведки, добычи; сроки пользования
по каждому этапу; размеры территории, предоставляемой в пользо-
вание;
— пользование недрами было платным, плата могла вноситься либо
в денежной форме, либо натурой, предусматривалась система льгот;
— недропользователь имел право залога, передачи или переуступ-
ки полностью или частично своих прав на недропользование;
— устанавливалась достаточно жесткая система государственного
контроля и надзора за качественным и количественным исполнением
недропользователем своих обязательств, действующих норм и правил.
Горный закон РСФСР содержал целый ряд изъятий, отражающих
особенности освоения нефтяных месторождений. В процедуре выда-
чи разрешительных свидетельств на проведение поисковых работ в
отношении поисков месторождений нефти устанавливались следую-
щие изъятия из общего порядка:
Коментариев: 0 | Просмотров: 2 |
Добыча нефти
  Горное право | Автор: admin | 3-01-2011, 00:09
Первое издание Устава Горного (1832 г.) не содержало специаль-
ных правовых норм, регулирующих вопросы освоения нефтяных
месторождений. Первым известным нормативно-правовым актом в
этой сфере в России следует считать Инструкцию о нефтяном про-
мысле, изданную 14 ноября 1839 г. Горным Департаментом Мини-
стерства финансов. Очевидно именно эту дату следует считать датой
зарождения «нефтяного» законодательства в России.
Инструкция была посвящена главным образом вопросам регулиро-
вания управления казенными нефтяными промыслами в Бакинском и
Шемаханском уездах Каспийской области. На ее основе в Уставе Гор-
ном издания 1842 г. было введено два самостоятельных раздела: «О
нефтяных промыслах на землях Черноморского (позднее Кубанского)
войска» и «О Бакинских и Ширванских нефтяных и соляных промыс-
лах». С некоторыми уточнениями эти разделы вошли и в Устав. Гор-
ный издания 1857 г.
В законе указывалось, что «к числу источников богатства, заклю-
чающегося в недрах земли Черноморского казачьего войска, принад-
лежит добывание нефти». Добытая нефть поступала в войсковую
собственность. Она хранилась в магазинах (резервуарах), устраивае-
мых войсковым начальством. Продавалась она «по мере действитель-
ной надобности» с ведома Военного министерства. Цена нефти еже-
годно устанавливалась Войсковым правлением и утверждалась коман-
дующим войсками на Кавказе.
Для точнейшего изыскания нефтяных источников и правильного
направления работ в распоряжение Войскового правления министер-
ством назначался опытный чиновник горного ведомства. Добыча осу-
ществлялась в летние месяцы командами казаков внутренней службы.
За каждое ведро нефти, добытой из колодцев, они получали по 5 коп.,
а добытой из песка — 6 коп. серебром. Разрешался также промысел
вольнонаемными посторонними людьми, которым платили в 2 раза
больше, чем казакам. Законодательством была установлена строгая
система отчетности об объемах добычи и продаже нефти. Частным
лицам добывать нефть на этих землях не разрешалось.
Казенное управление нефтяными промыслами в Бакинском и
Шемахинском уездах Каспийской области осуществлялось дирекцией
по добычи нефти и строительной части и главным приставом по
продаже нефти. Закон подробно регламентировал права и обязаннос-
ти директора и Главного пристава, порядок найма и увольнения чи-
новников, оплаты их труда и т.п. Детально описывалась процедура
добычи и хранения нефти, а также меры по предотвращению потерь,
загрязнения окружающей среды, безопасному ведению работ. Особое
внимание обращалось на необходимость извлекать из источников
большее количество нефти, «дознавать причины, благоприятствую-
щие или вредящие обильному получению оной».
Дирекция устанавливала по согласованию с Министерством цены
продажи нефти, следила за реализацией нефти, предотвращением хищ-
нической добычи и т.п. Были введены весьма жесткие меры ответ-
ственности за нарушение установленного порядка добычи и реализа-
ции нефти.
В издании Устава Горного 1857 г. дополнительно были включены
нормы, регулирующие нефтедобычу в Дербентском уезде.
В последующие годы Правительствующим Сенатом и Министер-
ством Государственных Имуществ был принят целый ряд специаль-
ных постановлений и решений, регулирующих вопросы предоставле-
ния нефтеносных участков недр в пользование, добычи нефти, борь-
бы с фонтанами нефти, ее транспортировки. Они были обобщены и
во второй редакции «Правил о нефтяном промысле» Высочайше
утверждены 3 июня 1892 г. Правила были включены в последнее
официальное издание Устава Горного в 1893 г. в виде четвертой гла-
вы — «О частном нефтяном промысле» второго раздела «О частной
горнопромышленности» книги I «Общий горный устав».
Коментариев: 0 | Просмотров: 2 |
Добыча угля
  Горное право | Автор: admin | 3-01-2011, 00:08
Специальные разделы о добыче каменного угля впервые появи-
лись в Уставе Горном издания 1842 г. Подготовлены они были на
основе изданных в 1829 и 1832 гг. Инструкций Горного Департа-
мента.
Законом устанавливалось, что разработка каменного угля на казен-
ных землях осуществлялась под управлением и в соответствии с пра-
вилами, устанавливаемыми Горным Департаментом. Добыча на зем-
лях частных владельцев предоставлялась на их собственное усмотре-
ние без всякого вмешательства казны в методы их разработки.
На казенных землях предусматривался отвод участков всем жела-
ющим, в том числе и государственным крестьянам (до 1861 г.), чтобы
производили сплошную разработку. Предусматривалось предоставле-
ние компенсации землевладельцам в случае изъятия у них земель для
добычи угля.
Все вопросы отвода земель и организации добычи на обществен-
ных землях (земли казачьих войск, городские и т.п.) решались по
усмотрению обществ, без всякого надзора со стороны казны.
Действующим казенным заводам и рудникам вменялось в обязан-
ность оказывать всяческое содействие людям городских сословий,
казенных волостей и помещиков (до 1861 г.) в форме «принятия их в
обучение на их собственный счет в тамошних копях, а также направ-
лять временно мастеров таким людям, кои намерены открыть новые
карьеры в большом виде».
Коментариев: 0 | Просмотров: 2 |
Охрана окружающей среды
  Горное право | Автор: admin | 3-01-2011, 00:05
Устав Горный большое внимание уделял проблемам охраны окру-
жающей природной среды при проведении горных работ. В частно-
сти, горный промысел не дозволялся на тех участках, «в коих горные
работы могли бы причинить повреждение водным источникам».
Предусматривались и другие ограничения.
По экологическим мотивам горный промысел был запрещен: на
Командорских островах, в лесах областей Сыр-Дарьинской, Ферган-
ской и Самаркандской, на землях Закаспийской области, покрытых
древесною и кустарниковой зарослью, а также участках, в коих гор-
ные работы могли бы причинить повреждение водным источникам.
Регламентировался порядок отвода земельных участков для созда-
ния горных заводов. «Если просимая для разработки ископаемого
площадь заключает в себе земли, сданные в аренду или приносящие
казне доход, то горнопромышленник обязан обеспечить особым зало-
гом могущие произойти для казны и арендаторов убытки от предо-
ставления горнопромышленнику отвода и уменьшения ценности зем-
ли производимыми им работами. Размер этого залога определяется
местным управлением казенными землями».
2.2.6. Планирование горных работ
Нормы Устава Горного устанавливали систему достаточно деталь-
ного планирования деятельности горных заводов и промыслов. В
соответствии с нормами, разработанными Министерством, заводские
конторы на основе оценки ожидаемого выполнения плана и сметы на
текущий год, а также анализа общих тенденций развития региона,
разрабатывали детальный план и смету на следующий год. Материа-
лы представлялись, рассматривались и утверждались вначале горным
округом, а затем Горным департаментом Министерства. Формы и по-
рядок планирования были едиными и обязательными для всех казен-
ных горных предприятий. Состав их регламентировался законом.
План работ по каждому заводу должен был содержать:
1. Характеристику техники и технологии, которыми предполагает-
ся продолжать действие завода в планируемом году.
2. Объем производства по видам продукции, в том числе: по
казенным заказам Военного и Морского министерств; на собствен-
ные нужды завода; на потребности других казенных заводов; на
вольную продажу, включая возможную отбраковку от казенных
нарядов.
Коментариев: 0 | Просмотров: 2 |
Налоговые льготы
  Горное право | Автор: admin | 3-01-2011, 00:05
На Министерство возлагалась фучкция надзора за осуществлени-
ем эффективной налоговой политик!, создания нормальной конкурен-
тной среды, осуществления внешнеэкономической деятельности в
интересах государства. «В умножении и уменьшении податей с заво-
дов частных людей министр наблюдает:
— чтобы заводчики излишними налогами не были принуждены
оставить частью или совсем каких-либо рудников, заводов и фабрик;
— чтоб несоразмерными податями с одних заводчиков против
других не обессилить платящих большие подати и не дать слишком
великого перевеса одним против других;
— чтоб изделия, нужные для внешней торговли, облагаемы были
податями, соразмерными обстоятельствам и существу сей торговли;
— чтоб новые заведения для выделки произведений взамен произ-
ведений иностранных не имели подрыва от наложения податей, но
получили бы против других всевозможное пособие и, где нужно,
льготные годы».
«В положении податей на заводы частных лиц министр наблюдает:
во-первых, чтобы все заводчики платили уравнительную государствен-
ную подать и, во-вторых, чтобы особенная подать была взимаема за
пособия, данные заводчикам из казны».
Коментариев: 0 | Просмотров: 2 |
ukrstroy.biz
ЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:
РАЗНОЕ:
ДРУЗЬЯ САЙТА:

Библиотека документов юриста

СЧЕТЧИКИ: