Сегодня
НАВИГАЦИЯ:
ЮРИДИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ:
РАЗНОЕ:
РЕКЛАМА:
АРХИВ НОВОСТЕЙ:
Право на получение юридической информации
 (голосов: 0)
  Право на юридическую помощь | Автор: admin | 22-06-2010, 16:40
Официальное доведение до сведения субъектов содержания пра¬вовых норм. Итак, юридическая помощь обеспечивает возмож-ность пользования наи¬важнейшим социальным благом, определяющим одно из коренных условий жизни человека в Российской Федерации. В свою очередь, любое конституци¬онное право фиксирует группу наиболее существенных, принципиальных свя¬зей и отношений между государством и личностью, реализуясь в наиболее важ¬ных сферах общественной жизни.
Одной из особенностей конституционных прав является то, что каждое из них включает в себя несколько правомочий [91. С. 47]. Не является исключением и право на получение юридической помощи. Содержание права на юридическую по¬мощь в тексте ст. 48 Конститу-ции Российской Федерации, да и в других источ¬никах, подробно не раскрыто. Так, профессор И.Е. Фарбер указывал: "…правомочия либо буквально предусмотрены текстом закона, либо устанав¬ливаются пу-тем доктринального толкования конституционных норм" [169. C. 160]. А зна¬чит, выделение основных его элементов представляет известные теоретические трудности.
Попытаемся раскрыть структуру данно¬го субъективного права граждан, исходя из подходов, устоявшихся в юридической науке на современном этапе.
В науке уголовного права применительно к праву на защиту выделяют следующий набор прав, составляющих право пользования на защиту:
права, которыми пользуется лично обвиняемый;
право обвиняемого иметь защитника;
права защитника [159. С. 146].
Так как право на получение юридической помощи по своему содержанию отличается от права на защиту, приведенная классификация не может быть применена буквально. Став конституционным, субъективное право на получе¬ние юридической помощи получило и иное содержание.
Заметим, что каждый вид юридической помощи ? это правомо-чие, пре¬доставляемое субъекту. Полномочия права на юридическую помощь можно ус¬ловно разделить на три группы: юридическая по-мощь при формировании пра¬восознания, при обеспечении субъектив-ных прав, при защите субъективных прав.
Рассмотрим первую группу полномочий. К полномочиям, отно-сящимся к группе прав на формирование правосознания, относятся: право на получение юридической информации, право на разъяснение содержания правовых норм, право на получение юридического обра-зования.
Основным, базовым элементом права на юридическую помощь является право на получение юридической информации. Данное пра-вомочие осуществ¬ляется при оказании любых видов юридической по-мощи. Более того, право на получение юридической помощи может быть реализовано даже при реализации только одного этого элемента. Итак, право на получение юридической инфор¬мации может быть реа-лизовано в следующих формах: официальное доведение до сведения субъектов содержания норм права и неофициальное доведение до све-дения субъектов содержания правовых норм.
Правовая аксиома "незнание закона не освобождает от ответст-венности" не является абсолютной: субъекты права должны знать "правила игры" хотя бы для того, чтобы их выполнять. Демократиче-скому правопорядку более приемлемым является правило: "Закон не обязывает, если он не опубликован" (non obligat lex nisi promulgata). Доведение до субъектов права правил игры (содер¬жания правовых норм) и есть один из элементов права на юридическую по¬мощь. Разли-чие официального и неофициального доведения содержания норм пра-ва заключается в том, что первое является заключительной стадией право¬творчества, а второе своей исключительной задачей ставит ока-зание юридиче¬ской помощи.
Официальное доведение до сведения субъектов содержания норм права есть опубликование в установленном законом порядке правовых норм с целью доведения их до сведения субъектов права, и определяющее временные рамки их действия. Для реализации офици-ального доведения до сведения субъектов содержания норм права как элемента права на юридическую помощь специали¬стами по Россий-скому Конституционному праву разработан специальный ме¬ханизм. В соответствии со ст. 107 Конституции Российской Федерации, для вступления в силу федеральный закон должен быть обнародован. Бо-лее того, в соответствии со ст. 15 Конституции Российской Федерации, законы подлежат официальному опубликованию, неопубликованные законы не применяются во¬обще. Одним из условий действия не только федеральных законов, но и любых нормативных актов, конституция ставит их обнародование. Так, любые норма¬тивные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально и не доведены до всеобщего сведения.
Разъяснение понятия "официальное опубликование" содержится в Феде¬ральном законе от 11 июня 1994 г. "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федераль-ных законов, актов па¬лат Федерального Собрания" . Согласно последнему, официальным опубликова¬нием считается первая публикация полного текста нормативного акта в "Рос¬сийской газете" или "Собрании законодательства Российской Федерации".
Кроме федерального законодательства, вопросы обеспечения юридиче¬ской информацией содержатся и в нормативных актах субъ-ектов Российской Федерации. В частности, порядок опубликования за-конов в Волгоградской об¬ласти содержится в Законе Волгоградской области "О порядке принятия и вве¬дения в действие областных зако-нов и иных нормативных актов Волгоградской областной Думы", а также в специальном законе "О гарантиях юридической помощи и распространении правовых знаний среди населения Волгоградской области". Согласно данным нормативным актам, к работе подключается специ¬альное периодическое издание, созданное для публикации законов и иных ак¬тов Волгоградской области. Заметим, что упомянутое издание должно подле¬жать свободному распространению.
Необходимо отметить, что довольно часто основной целью официального опубликования является именно оказание юридической помощи. В частности, этот факт подтверждается постановлением Кон-ституционного Суда Российской Федерации от 24 октября 1996 г. "По делу проверки конституционности ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 7 марта 1996 г. "О внесении изменений в За¬кон Российской Федерации "Об акцизах" . В указанном постановлении отме¬чено: "… дата, как свидетельствуют выходные данные, совпадает с датой подпи¬сания из-дания в печать, и, следовательно, с этого момента еще реально не обеспечивается получение информации о содержании закона его адресатами". Разрешая вопрос о том, какой юридический факт служит моментом вступления нормативного акта в силу, Конституционным Судом была определена основная функция опубликования. Так, адресаты нормативного акта, согласно которому на них, возможно, будет возложена какая-либо обязанность или обременение, должны получить элементарную юридическую помощь в виде юридической информации о наличии самого нормативного акта и, что самое важное, макси¬мально исчерпывающую информацию о его содержании.
Неофициальное доведение до сведения субъектов содержа-ния правовых норм. Официальное доведение до сведения субъектов содержания норм права может существовать исключительно в пись-менной форме. Последнее связано с одним из признаков правовой нормы ? формальной определенностью. Для не¬официального же дове-дения до сведения субъектов содержания норм права признак фор-мальной определенности не является обязательным. Здесь может ис-пользоваться как письменная, так и устная форма, а также всевозмож-ные достижения научного прогресса (распространение через средства массовой ин¬формации (электронные и печатные) всего текста норма-тивного акта или его отдельной части, публикация текстов норматив-ных актов различного рода из¬дательствами и т.д.). Согласно ст. 5 Фе-дерального закона "О порядке опубли¬кования и вступления в силу фе-деральных конституционных законов, феде¬ральных законов, актов па-лат Федерального Собрания", опубликование нормативных актов мо-жет быть осуществлено в иных печатных изданиях, а также доведено до всеобщего сведения (опубликовано) по телевидению и ра¬дио, разо-слано государственным органам, передано по каналам связи, распро-странено в машиночитаемой форме.
На опубликование нормативных актов сегодня ориентировано множество как специализированных, так и массовых печатных изданий. В связи с этим большое распространение получила неофициальная инкорпорация норм права. Так, выпускаются неофициальные инкорпорированные сборники, включающие в себя правовые акты, содержащие нормы различных отраслей права: жилищного, конституционного, коммерческого и др. Интересна и идея, реализованная одним из российских издательств, выпустившим в свет "Кодекс кодексов" (в одном издании собраны все основные кодексы Российской Феде¬рации).
Помимо опубликования письменных текстов нормативных ак-тов в не¬официальном порядке, в последнее время все более популяр-ным становится не¬официальное доведение текста нормативных актов с использованием информа¬ционных технологий. Указанный вид юридической помощи осуществляется в самых различных формах. В частности, глобальная информационная сеть Internet раскрывает перед пользователем самые широкие возможности по полу¬чению информации, носящей ярко выраженный юридический характер. По-мимо информационных компьютерных сетей, текст нормативного акта можно получить в специализированных мониторингах Российского законодательства типа "Гарант", "Консультант плюс" и др. Данные юридические программы по¬зволяют пользователю регулярно обновлять и пополнять базу данных текущего законодательства.
Предоставление юридической информации происходит также посредст¬вом копирования текстов юридических актов, размещенных на носителях типа CD-ROM. Например, "Российская газета" совместно с одним из электронных издателей регулярно выпускает на CD-ROM справочно-правовую систему "Эн¬циклопедия российского права" . Заметим, что частота неофициального доведе¬ния до сведения субъек-тов содержания норм права во много раз пре¬вышает официальное, что еще раз подтверждает определенный спрос на данный вид юридической помощи.
Получая юридическую информацию, носящую нормативный характер, заинтересованные лица тем самым приобретают и возмож-ность более полной реализации своих прав и защиты собственных ин-тересов.
Принципы предоставления информации, носящий норма-тивный характер. Однако с рассматриваемым видом юридической помощи далеко не все обстоит благополучно. Тенденция "неблагопо-лучия" особенно прослеживается при официальном доведении до све-дения субъектов содержания норм права. Нам кажется, что необходи-мо установить определенные критерии получения информации юри-дического характера: доступность, достоверность, ответствен¬ность за непредставление, представление недостоверной или неполной юриди-ческой информации.
Доступность юридической информации. Данный принцип включает в себя требование реальной возможности беспрепятственно-го получения инфор¬мации юридического характера. К сожалению, на практике именно с реализа¬цией этого принципа возникают определен-ные трудности.
Во-первых, официальное обнародование нормативного акта не всегда но¬сит абсолютный характер. Так, известны случаи, когда не во всех региональных изданиях "Российской газеты" публиковался тот или иной нормативный акт. Кроме того, уровень жизни в некоторых регионах России не позволяет всем ка¬тегориям населения приобретать официальные издания, содержащие юридиче¬скую информацию.
Во-вторых, с проблемой доступности юридической информации соседст¬вует и вопрос о бесплатном ее получении. Конституция Российской Федерации в предусмотренных законом случаях гарантирует бесплатную юридическую помощь. А значит, официальное доведение до сведения субъектов содержания норм права, как основной элемент права на юридическую помощь, должно быть безвозмездным.
Одним из решений указанных проблем может стать размещение офици¬ального специализированного сайта в глобальной сети Internet, на котором пользователи могли бы безвозмездно получать текст любого действующего нормативного акта Российской Федерации. Этим частично был бы ре¬шен и вопрос о доступности юридической информации, имеющей нормативный характер.
Достоверность юридической информации. Отметим, что вся информация юридического характера должна полностью соответство-вать действительности. И, как правило, при официальном доведении до сведения субъектов содержа¬ния правовых норм проблемы с досто-верностью возникают очень редко, чего нельзя сказать о неофициаль-ном предоставлении юридической информации: довольно часто даже издания с серьезной репутацией при опубликовании нор¬мативных ак-тов допускают неточности. В частности, по делу К. к АО "Нефте-геофизика" судом при расчете вреда, причиненного работнику трудо-вым увечьем, была использована таблица расчета минимального раз-мера оплаты труда [62. С. 299]. Только при повторном рассмотрении дела, когда суд второй инстан¬ции вернул его на новое рассмотрение, выяснилось, что в примененной таблице содержались две существен-ные ошибки .
Ответственность за непредставление юридической информа-ции. В соот¬ветствии со ст. 24 Конституции Российской Федерации ор-ганы государствен¬ной власти и местного самоуправления, их должно-стные лица обязаны обеспе¬чить каждому гражданину возможность оз-накомления с документами и материалами, непосредственно затраги-вающими его права и свободы. Речь в данной статье идет о юридиче-ской информации, так как последняя содержит права и свободы лица.
Заметим, что в практической деятельности данный принцип реализуется далеко не всегда. Так, начальнику управления Федераль-ной службы налоговой полиции Российской Федерации по Волгоград-ской области гражданкой А. был сделан запрос о представлении ей для ознакомления материалов ее уголовного дела за 1999 г. Начальником следственной службы УФСНП по Волгоград¬ской области И. в предоставлении для ознакомления материалов уголовного дела было отказано. Так как в действиях И. содержался состав преступления, предусмотренного ст. 140 УК РФ как неправомерный отказ должностного лица в предоставлении собранных в установленном порядке документов и материа¬лов, непосредственно затрагивающих права и свободы гражданина, в прокура¬туру Волгоградской области было направлено заявление о возбуждении уго¬ловного дела. Прокурором Волгоградской области в возбуждении уголовного дела против И. было отказано .
Ответственность за представление недостоверной или непол-ной инфор¬мации. Не менее сложно обстоит дело и с данным принци-пом предоставления юридической информации. Так, содержащие санкции за представление недос¬товерной или неполной информации нормы права практически не реализуются.
Остается добавить, что рассмотренное правомочие может найти вопло¬щение как вне правоотношений (ознакомление с печатным изданием, содержа¬щим нормативный акт, прослушивание текста нормативного акта по каналам теле- и радиовещания и т.п.), так и в результате возникших правоотношений с лицом, оказывающим юридическую помощь (на консультации у адвоката, приеме у прокурора и т.п.).
Коментариев: 0 | Просмотров: 51 |
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

    Другие новости по теме:
Добавление комментария
[not-wysywyg] [/not-wysywyg]
{bbcode}
[not-wysywyg] [/not-wysywyg]{wysiwyg}



ukrstroy.biz
ЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:
РАЗНОЕ:
ДРУЗЬЯ САЙТА:

Библиотека документов юриста

СЧЕТЧИКИ: