НАВИГАЦИЯ:
ЮРИДИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ:
- Курс государственного благоустройства[полицейское право] 1890 г. (Антонович А.Я.)
- О cущности правосознания (И.А. Ильин)
- Теория права и государства[воспроизводится по изданиям 1915 и 1956 г.г.] (И.А. Ильин)
- Типы господства (Макс Вебер)
- Происхождение семьи, частной собственности и государства 1986 г. (Фридрих Энгельс)
- Право и факт в римском праве 1898 г. (Покровский И.A.)
- Лекции по истории философии права 1914 г. (Новгородцев П.И.)
- План государственного преобразования (введение к уложению государственных законов 1809 г.) с приложением "Записки об устройстве судебных и правительственных учреждений в России" (1803 г.), статей "О государственных установлениях", "О крепостных людях" и Пермского письма к императору Александру (Сперанский М.М.)
- Анализ понятия о преступлении 1892 г. (Пусторослев П. П.)
- Общая теория права Элементарный очерк. По изданию 1911 г. (Хвостов В.М.)
- История философии права Университетская типография 1906 г. (Шершеневич Г.Ф.)
- Общая теория права Москва: издание Бр. Башмаковых, 1910 г. (Шершеневич Г.Ф.)
- Об юридических лицах по римскому праву (Суворов Н.С.)
РАЗНОЕ:
- Французское административное право (Г.Брэбан)
- Конституция РСФСР 1918 года (Чистяков О.И.)
- Конституция СССР 1924 года (Чистяков О.И.)
- Основы конституционного строя России (Румянцев О. Г.)
- Адвокатская этика (Барщевский М.Ю.)
- Советское гражданское право (Пушкин А.А., Маслов В.Ф.)
- Авторское право в издательском бизнесе и сми (М.А. Невская, Е.Е. Сухарев, Е.Н. Тарасова)
- Авторское право СССР (Антимонов Б.С., Флейшиц Е.А.)
- Интеллектуальная собственность (Мэггс П.Б., Сергеев А.П.)
- Корпоративное предпринимательство: от смысла к предмету (С.Б.Чернышев)
- Административные правонарушения (Борисов А.Н.)
РЕКЛАМА:
АРХИВ НОВОСТЕЙ:
Право на юридическую консультацию. Необходимо выделить следующие правомочия права на юридическую помощь при обеспечении субъективных прав: право на юридическую консуль-тацию, право на составление документов юридического характера, право на представительство, на получение бесплатной юридической помощи.
Согласно социологическим опро¬сам, для 62,1 % респондентов юридическая помощь заключалась, прежде всего, в подробной кон-сультации по возникшей проблеме [222. С. 49].
По своему содержанию юридическая консультация является или разно¬видностью правомочия по доведению до сведения субъектов содержания норм права, или разновидностью казуального толкования, и может носить как пись¬менный, так и устный характер. Содержание указанных правомочий нами уже было изложено в предыдущем параграфе: необходимо остановиться лишь на уточнении субъектов, оказывающих данную помощь.
Основным участником осуществления права на юридическую помощь при реализации субъективного права на получение юридиче-ской консультации является адвокат. Участие адвоката, как профес-сионального помощника при решении возникающих юридических во-просов, способствует наиболее полной реализации субъективных прав. Согласно социологическому исследованию, 43,8 % опрошенных за юридической помощью обращаются именно к адвокату [222. С. 49]. Местом работы адвоката обычно является юридическая консультация, в кото¬рый он и оказывает данный вид юридической помощи, производя прием граж¬дан.
Сущность адвокатской деятельности по оказанию юридической помощи довольно точно определена в Письме государственной нало-говой службы РФ от 14 ноября 1997 г. "О применении контрольно-кассовых машин при осущест¬влении денежных расчетов с населением юридическими консультациями кол¬легий адвокатов". Согласно этому Письму, коллегии адвокатов по характеру своей деятельности не яв-ляются коммерческими организациями, не оказывают услуг в эконо-мическом (товарном) смысле и не извлекают прибыль из своей дея-тельности. Целью их деятельности является реализация предусмот-ренного ст. 48 Конституции Российской Федерации права каждого гражданина на полу¬чение квалифицированной юридической помощи, поэтому коллегии адвокатов являются общественными организациями, выполняющими конституционные функции.
Наряду с адвокатурой юридическую помощь в виде юридических кон¬сультаций оказывают и коммерческие юридические, а также физические лица. Так, согласно Письму Минюста РФ от 6 марта 1998 г. "О направлении методи¬ческих рекомендаций по осуществлению органами Юстиции контроля за со¬блюдением лицензиатами лицензионных условий и требований законодатель¬ства при оказании платных юридических услуг" [45] только за период в 1995?1997 гг. около 10 тысяч юристов ? частных предпринимателей и юридических лиц ? получили право оказывать платные юридические услуги на основе лицензий, выданных органами юстиции. Сведения о выданных лицензиях были внесены в единый банк данных ? Сводный реестр лицензий на оказание платных юриди¬ческих услуг на территории Российской Федерации, который вело Министер¬ство юстиции Российской Федерации.
Существуют коммерческие юридические лица, осуществляю-щие юриди¬ческие консультации по вопросам отдельных отраслей права. К ним можно от¬нести, например, юридических лиц, осуществляющих аудиторскую деятель¬ность. В соответствии с Временными правилами аудиторской деятельности в Российской Федерации, утвержденными Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г. "Об аудиторской деятельности в Российской Федерации", аудиторы и аудиторские фирмы не могут заниматься какой-либо предпринимательской деятельностью, кроме аудиторской и другой, связанной с ней деятельности. Помимо аудиторских функций, они могут оказывать услуги по консультирова¬нию в вопросах финансового, налогового, банковского и иного хозяйственного законодательства (пункт 9 Правил).
Наряду с российскими юридическими лицами, юридическую помощь в России могут оказывать и иностранные юридические фирмы. Так, в соответст¬вии с Приказом министра юстиции Российской Федерации от 25 ноября 1999 г. "О передаче функций отдела по работе с представительствами иностранных юридических фирм" на Государственную регистрационную палату возложено исполнение функций по аккредитации представительств иностранных юриди-ческих фирм (иностранные юридические фирмы имеют право открывать в Рос¬сии свои представительства).
Вообще, гражданским правом России не предусмотрены какие-либо тре¬бования для лица, оказывающего юридическую помощь на возмездной основе. Заключить договор на оказание правовых услуг может любое лицо. Хотя дан¬ный вид договора напрямую не преду-смотрен частью II Гражданского кодекса РФ, в гражданском обороте он активно применяется. Сложилась даже устойчи¬вая судебная прак-тика по вопросам заключения и исполнения данного вида до¬говоров. Информационным Письмом Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 сентября 1999 г. "О некоторых вопросах судебной практики, возникающих при рассмотрении споров, связанных с договорами на оказание правовых услуг" , Высший Арбитражный Суд определил, что договор на оказа¬ние правовых услуг может считаться заключен-ным, если в нем перечис¬лены определенные действия, которые обязан совершить исполнитель, либо указана определенная деятельность, ко-торую он обязан осуществить. В том случае, если предмет договора обозначен указанием конкретной деятельности, круг возможных дей-ствий исполнителя может быть определен на основании пред-шествующих заключению договора переговоров и переписки, практи-ки, уста¬новившейся во взаимных отношениях сторон, обычаев делово-го оборота, по¬следующего поведения сторон и т.п. (ст. 431 Граждан-ского кодекса Рос¬сийской Федерации).
Интересной представляется позиция суда, касающаяся результатов дея¬тельности лица, оказывающего юридические услуги по данному договору: предметом договора является не результат (на-пример, положительное решение суда по делу), а сама деятельность по предос¬тавлению юридической помощи. Суд указал, что "при рассмотрении споров, связанных с оплатой оказанных в соответствии с договором правовых услуг, арбитражным судам необходимо ру-ководствоваться положениями ст. 779 Гра¬жданского кодекса Российской Феде¬рации, по смыслу которых исполнитель может считаться надлежаще испол¬нившим свои обязательства при совершении указанных в договоре действий (деятельности). При этом следует исходить из того, что отказ заказчика от оп¬латы фактически оказанных ему услуг не допус¬кается. В то же время не подле¬жит удовлетворению требование исполнителя о выплате вознаграждения, если данное требование истец обосновывает усло¬вием договора, ставящим размер оплаты услуг в зависимость от решения суда или государственного органа, ко¬торое будет принято в будущем. В этом случае размер вознаграждения должен определяться в порядке, предусмотренном ст. 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, с учетом фактиче¬ски совершенных исполнителем дей-ствий (деятельности)" . Данная позиция представляется нам обосно-ванной. Действительно, юридическая помощь ока¬зывается для какого-либо положи¬тельного результата, но оплачиваться должен не сам ре-зультат, а деятельность по предоставлению юридических услуг.
Юридическую помощь в виде юридической консультации ока-зывают и иные органы, в том числе государственные и органы само-управления. Так, По¬становлением от 21 апреля 1994 г. "Об утвержде-нии Положения об управлении юстиции Администрации Волгоград-ской области" это положение было утвер¬ждено. Согласно данному нормативному акту, структурными подразделениями управления яв-ляются отдел регистрации уставов общественных и религиозных объе-динений, по оказанию юридической помощи, правовой информации и свя¬зям с общественностью. То есть одной из целей деятельности дан-ного отдела является оказание юридической помощи, которая на прак-тике проявляется в осуществлении приема граждан по юридическим вопросам, (в проведении юридических консультаций).
Задачей некоторых государственных органов является предос-тавление юридической помощи отдельным группам населения. Так, согласно Федераль¬ному закону от 27 мая 1998 г. (ред. от 31.12.1999 г.) "О статусе военнослужа¬щих" [37], юридическая помощь оказывается органами военного управления и ор¬га¬нами военной юстиции в преде-лах своих должностных обязанностей ? всем военнослужащим, граж-данам, уволенным с военной службы, и членам их семей по вопросам, связанным с прохождением военной службы.
В реализации права на юридическую помощь в виде предостав-ления юридических консультаций принимают участие и органы мест-ного самоуправ¬ления. Так, Постановлением администрации Волго-градской области от 21 ок¬тября 1992 г. "Об организации в г. Волгогра-де Центра социальной помощи се¬мье и детям" было решено в целях оказания социальной, психологической, юридической и иной помощи семье и детям организовать в городе Волгограде при комитете по де-лам семьи администрации Волгоградской области центр со¬циальной помощи семье и детям ? как государственное учреждение нового типа социальной помощи.
Кроме адвокатуры и государственных органов, при реализации субъек¬тивных прав юридическая помощь в виде юридических кон-сультаций оказыва¬ется и общественными организациями.
Практически все общественные организации так или иначе уча-ствуют в реализации права на юридическую помощь. Федеральный закон "Об общест¬венных объединениях" от 19 мая 1995 г. предусматривает возможность осуще¬ствления общественными объединениями предпринимательской деятельности. Но эта деятельность допускается лишь постольку, поскольку служит достиже¬нию уставных целей, ради которых они созданы, и соответствуют этим целям. Предпринимательская деятельность осуществляется общественными объедине¬ниями в соответствии с Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом "О введении в действие части первой ГК РФ" и другими законодательными актами РФ, т.е. общественные организации могут оказывать как возмездную, так и безвозмездную юридическую помощь.
Так как общественные организации являются некоммерческими юриди¬ческими лицами, основной объем юридической помощи ими предоставляется бесплатно. Одной из возможностей по совершению собственных действий, на¬правленных на реализацию своего субъек-тивного права на получение квалифи¬цированной юридической помо-щи, является право на создание общест¬венных юридических объеди-нений с целью совместного сотрудничества в достижении права на по-лучение юридической помощи.
Существует довольно обширная правовая база, посвященная деятель¬но¬сти общественных организаций. Правовая основа их деятельности зак¬реплена в ст. 30 (ч. 1 и 2) Конституции Российской Федерации, согласно которой каждый гражданин России имеет право на объединение. Вступление граждан в об¬щест¬венное объединение должно происходить на строго добровольной осно¬ве, чем обеспечивается право каждого на участие в общественной и поли-тической жизни. Целью создания общественного объединения, согласно ст. 3 Закона "Об общественных объединениях" [36], является защита общих ин¬тересов и достиже¬ние общих целей собравшихся. При достижении любого социального интереса лицо сталкивается с необходимостью получения юридической помощи. Всту¬пая в объединение, участник получает возможность получить квалифицирован¬ную юридическую помощь, которую по каким-либо причинам он не смог полу¬чить самостоятельно.
Таким образом, общественные объедине¬ния и организации мо-гут участ¬вовать в двух формах деятельности по защите прав граждан на получение ква¬лифицированной юридической помощи:
в создании условий обеспече¬ния прав и свобод гражданами;
в охране прав гра¬ждан от противоправных посягательств путем совершения таких актив¬ных дей¬ствий, как подача исков в суд.
Под политиче¬скими гарантиями права граждан на юридическую помощь следует понимать международную и внутригосу¬дар¬ственную политику государства в области предоставления юридической по¬мощи, деятельности политических партий и общественных объединений меж¬дународной и внутригосударственной юриди¬ческой направленности.
Проводимая политика государства должна опираться на глас-ность в ра¬боте и тесную связь с общественными орга¬низациями и на-селением в решении задач по предоставлению юридической по¬мощи.
Современные правовые учения рассматри¬вают политическую систему любого общества с точки зрения ее де¬мократичности, предпо-лагающей плю¬ра¬лизм взглядов и свободу их выражения, находящих отражение главным обра¬зом в деятельности политических партий. Од-нако сам факт множественности политических партий и движений с позиции их влияния на про¬цесс реализации каждым гражданином сво-его права на юри¬дическую помощь не может быть оценен однозначно. С одной сторо¬ны, плюра¬лизм политических партий и их деятельность в определенной ме¬ре уменьшают степень вероятности обретения госу-дарством характерных признаков тоталита¬ризма. Ни одна партия, как пра¬вило, не заявляет в своих программных доку¬ментах об отрицании таких прав человека и гражданина, как право на жизнь, право на здо-ровье, право на юри¬дическую помощь и так далее, и необходимости за¬щиты таких прав госу¬дарством. Более того, в последние годы в Рос-сии появи¬лись даже "профессиональные" партии типа "Союз юри-стов", которые в своей программе основное внимание уделяют вопро-сам охраны права на юридиче¬скую помощь. В целом же дея¬тельность политических партий и движений, осущест¬вляемая в рамках Консти-туции и внутреннего законодательства, играет роль общей политиче-ской гаран¬тии прав граждан. Законодательный запрет соз¬дания и дея-тельности общественных объединений, ставящих своей целью про¬па-ганду войны, культа насилия, жестокости и иных действий, посягаю-щих на права и свободы граж¬дан, может быть рассмотрен в качестве специальной поли¬тической гарантии множества прав, в том числе и рассматриваемого.
Круг общественных организаций, осуществляющих юридиче-ские кон¬сультации населения, довольно широк. Так, Постановлением администрации Волгоградской области от 16 сентября 1996 г. "Об ут-верждении Положения о комитете по делам молодежи администрации Волгоградской области" был соз¬дан комитет по делам молодежи, ко-торый, в частности, организует и содейст¬вует деятельности различных организаций и учреждений, оказывающих моло¬дым людям психолого-педагогическую, духовную, наркологическую, юридическую и другую помощь.
Интересна и идея по реализации права на получение юридиче-ской по¬мощи, предложенная Межрегиональным Молодежным Обще-ственным движе¬нием "Институт Муниципальной правовой Защиты". Данная организация зани¬мается созданием и развитием сети бесплат-ных юридических консультаций для населения на базе муниципалите-тов. Сегодня не каждый человек в состоянии оплатить довольно доро-гостоящие услуги личного адвоката. При этом для от¬ветов на довольно несложные юридические вопросы не всегда требуется по-мощь высококвалифицированного специалиста. Поэтому создание сети юриди¬ческих консультаций, в которых юридическую помощь будут оказывать студенты правовых специальностей, прошедшие предварительную подготовку, необходимо. Думается, что такие социальные юридические консультации будут пользоваться особенно большой популярностью у социально незащищенных слоев населения (безработных, инвалидов, пенсионеров и т.д.). Данные юриди¬ческие консультации будут способствовать снижению нагрузки на иные ор-ганы, оказывающие юридическую помощь, связанной с обращениями граждан по элементарным правовым вопросам.
Идея общественной организации достойна пристального внима-ния: необ¬ходимо указать на ошибки, возможные в данной деятельно-сти. Каким бы эле¬ментарным ни казался юридический вопрос, именно неверный ответ на него может повлечь для лица самые тяжкие послед-ствия. Необходимо обратить вни¬мание на следующий аспект: квали-фицированность лица, оказывающего юри¬дическую помощь. Студен-ты правовых специальностей даже старших курсов не обладают всем объемом знаний, необходимым для оказания юридической помощи. Предлагаемая предварительная подготовка студентов на курсах (се-минарах), проводимых Межрегиональным Молодежным Обществен-ным дви¬жением "Институт Муниципальной правовой Защиты", и за-ключающихся в изучении практических вопросов пенсионного, жи-лищного, трудового законо¬дательства, а также законодательства о со-циальном обеспечении, все же не яв¬ляется гарантией от ошибок при предоставлении юридической консультации студентами. Присутствие хотя бы одного профессионала при предложении сту¬дентами юриди-ческих советов, нам кажется обязательным.
Вообще, идея общественной организации представляется очень своевре¬менной. Во-первых, расширяется возможность граждан в по-лучении юридиче¬ской помощи. Во-вторых, при работе с населением студенты получат весьма ценный практический опыт и, в свою оче-редь, юридическую помощь в виде уг¬лубления юридического образо-вания. Данные специалисты будут более высоко цениться среди рабо-тодателей и повысят престиж учебного заведения, в кото¬ром они обу-чались.
Право на составление документов юридического характера. Одним из правомочий права на юридическую помощь при реализации субъективных прав является право на составление документов юриди-ческого характера. Особенность данного правомочия ? его казуальный характер. Доку¬мент составляется индивидуально под каждый конкретный случай. Существует два основных варианта реализации данного права: составление документов юридического характера и частичное составление документов юридического характера.
Согласно первому варианту составления документов юридиче-ского ха¬рактера, лицо, оказывающее юридическую помощь, выясняет суть дела, подби¬рает правовую норму, которая будет призвана урегу-лировать возникшие право¬отношения или правоотношения, которые стремится создать обратившееся лицо, и составляет юридический до-кумент, призванный стать юридическим фактом в целях обеспечения или защиты какого-либо права. Данный документ может быть состав-лен в форме жалобы, ходатайства, искового заявления, заяв¬ления о принятии наследства и т.п.
Предоставлять юридическую помощь в виде составления доку-ментов юридического характера может любое лицо, заключившее до-говор на оказание правовых услуг. Так, Информационным Письмом Президиума Высшего Арбит¬ражного Суда РФ от 29 сентября 1999 г. "О некоторых вопросах судебной прак¬тики, возникающих при рас-смотрении споров, связанных с договорами на ока¬зание правовых ус-луг" , арбитражный суд определил обязанности исполнителя по дого-вору на оказание правовых услуг не только в совершении определен-ных действий (деятельности), но и в представлении заказчику резуль-тата действий исполнителя (письменные консультации и разъяснения по юридическим вопро¬сам; проекты договоров, заявлений, жалоб и других документов правового ха¬рактера и т.д.).
Разновидностью полного варианта права на составление доку-ментов юридического характера является составление его нотариусом. Согласно Осно¬вам законодательства Российской Федерации "О Нотариате" от 11 февраля 1993 г. [21], задачей нотариата в Российской Федерации определяется защита прав и за-конных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусом нотариальных действий. Основами "О Нотариате" право или обязанность нота¬риуса составлять документы юридического характера. В обязанность нотариуса входит, например, разъяснение сторонам смысла и значения предоставленного ими проекта сделки. Деятельность нотариуса по составлению проекта сделки вытекает из ст. 3 Закона Российской Федерации "О государственной пошлине" от 9 декабря 1991 г. [31]. Согласно указанной статье, за совершение но¬та-ри¬альных действий, а именно ? за составление проектов сделок взимается го¬су¬дарственная пошлина.
Содержание частичного составления документов юридического харак¬тера заключается в предоставлении лицу бланка юридического документа, куда последний должен внести свои индивидуальные дан-ные. Примером такой юри¬дической помощи является использование лицами бланков различных догово¬ров купли-продажи, дарения, найма жилого помещения. Особое распростране¬ние в последнее время полу-чила продажа бланков доверенностей на управление автотранспорт-ным средством: готовые бланки этих доверенностей можно при-обрести в любом киоске "Союзпечати". Достоинство данного вида юридиче¬ской помощи ? ее доступность. Недостаток ? однотипность.
Юридическое представительство. Представительство являет-ся наиболее полным элементом полномочия лица на получение юри-дической помощи. В ходе представительства специалист может произ-водить разъяснение представляемому лицу норм права, составлять юридические документы; автоматически производится и образова-тельный про¬цесс. Данный элемент включает в себя все элементы права лица на получение юридической помощи. Ценность указанного блага заключается в том, что здесь опосредованно присутствуют все элементы права на получение юридической помощи, которые, концентрируясь в деятельности представителя, ведут к конечной цели ? реализации права на юридическую помощь.
Право на представительство реализуется в основном в ходе реализации гражданских и административных правоотношений. Юридическая же помощь при реализации административных правоотношений будет рассмотрена нами за исключением административных правоотношений, возникающих по поводу привлечения лица к административной ответственности. Оказание юридиче¬ской помощи при привлечении лица к административной ответственности бу¬дет рассмотрено в параграфе, посвященном рассмотрению содержания юриди¬ческой помощи при защите субъективных прав.
Получение юридической помощи при реализации субъективных прав тесно связано с лицом, оказывающим данную помощь. Именно поэтому рас¬смотрение этого аспекта содержания права на юридиче-скую помощь мы будем проводить, анализируя деятельность отдель-ных субъектов, оказывающих юри¬дическую помощь.
Право на представительство в ходе реализации гражданских и админист¬ративных правоотношений реализуется посредством юриди-ческой помощи ад¬воката, прокурора и иных лиц. Адвокатская помощь оказывается в процессе его представительства в судах, а также при от-стаивании интересов в различных ор¬ганизациях. Наиболее распро-страненным видом является представительство адвоката, его участие в гражданском судопроизводстве. Роль адвоката в граж¬данском судо-производстве обусловлена определенными тенденциями, просле-живающимися в сфере гражданского судопроизводства.
Как уже было указано, увеличение объема норм граждан¬ского, граждан¬ско-процессуального права делает необходимым помощь лица, в них компе¬тентного. Авторы отмечают: "С возрастанием роли суда в защите прав чело¬века, отнесением к его компетенции разрешения практически всех конфликтов в этой сфере отношений, регулируемых большим массивом зако¬нодательства (разобраться в котором зачастую под силу только очень квалифи¬цированным специалистам), несомненно, должна возрасти и роль адвоката" [110. С. 167]. О возрастаю¬щей важности юридической помощи при реализации гражданских правоотно¬шений свидетельствуют и социальные опросы. Так, на вопрос, какие ситуации требуют обращения к юристу, 62,2 % опрошенных ответили, что по-чувствовали такую необходимость в момент участия в гражданских правоот¬ношениях, а именно при операциях с жильем [128. С. 24].
Для реализации в гражданском процессе конституци¬онного права на юридическую помощь необходимо разрешение нижеследую-щих задач.
Во-первых, это допуск иных субъектов, обеспечивающих юри-дическую помощь в гражданском процессе. Нам представляется, что в отличие от уголов¬ного процесса, допуск лиц к оказанию юридической помощи в качестве пред¬ставителя, должен быть более либеральным. Кроме адвокатуры как основной и наиболее эффективной формы ока-зания юридической помощи, возможно при¬влечение и иных лиц (структур). Критикуя один из проектов Закона "Об адво¬катуре Россий-ской Федерации", цивилисты подвергали справедливой критике его положение о том, что в каждом субъекте Российской Федерации соз-дается только одна коллегия адвокатов. Ставится вопрос об альтерна-тивности колле¬гий и допуска к представительству иностранного юри-ста [110. С. 171]. Хотя стоит отме¬тить, что российское законодательст-во не предусматривает практически никаких ог¬раниче¬ний по поводу допуска лиц к представительству в гражданском про¬цессе. В соответ-ствии со ст. 49 ГПК РФ, любое дееспособное лицо может иметь пол-номочия пред¬ставителя по доверенности, выданной представляемым на ве¬дение дела в суде.
Во-вторых, должны быть расширены полномочия представителя по сбору доказательств по делу. Для этого в полномочия представителя необходимо включить: собирание доказательств до суда и в стадии подготовки дела к су¬дебному разбирательству запрашивать и получать различные документы, имеющие значение для дела, требовать объяснения у различных лиц (с их со¬гласия) для последующего представления в суд и проверки в ходе разбиратель¬ства дела.
В-третьих, нужно обеспечить получение квалифицированной юридиче¬ской помощи в гражданском процессе неимущим или мало-имущим лицам, т.е. тем, кто не в состоянии оплатить стоимость услуг, оказываемых по соглаше¬нию.
Представительство адвоката в ходе реализации административных право¬отношений, к сожалению, менее распространено. Распространено оказание юридической помощи адвокатами в виде составления жалоб, заявлений, пети¬ций и т.п. Однако непосредственное представительство адвоката при осущест-влении и защите прав клиента при реализации административных отношений ? явление довольно редкое. Например, странную реакцию у работников военного комиссариата вызвал факт прихода адвоката как представителя призывника в ходе осуществления военного призыва. К сожалению, к данному виду предста¬вительства не подготовлено не только общественное мнение, но и право. В дей-ствующем законодательстве отсутствуют нормы, регулирующие представи¬тельство адвоката при реализации административных правоотношений.
Юридическую помощь при реализации субъективных прав в виде пред¬ставительства оказывают и государственные органы. Особая роль в деле оказа¬ния юридической помощи в гражданском судопроизводстве принадлежит про¬куратуре Российской Федерации.
Органы прокуратуры реализуют юридиче¬скую помощь в граж-данском судопроизводстве в следующих случаях: при обращении в суд с заявлением в защиту прав и охраняемых законом инте¬ресов других лиц и при вступлении в гражданское дело на любой стадии про¬цесса.
В соответствии со ст. 45 Граждан¬ского процессуального кодекса РФ, п. 2 ст. 21, п. 3 ст. 31 Закона "О проку¬ратуре Российской Федерации", прокурор имеет право обратиться в суд с заяв¬лением в защиту прав и охраняе¬мых зако¬ном интересов других лиц.
Прокурор имеет право участвовать в возбужденном другими лицами гра¬жданском деле, когда такое участие является обязательным в силу закона (на¬пример, по делам о лишении родительских прав, по заявлениям о признании граждан безвестно отсутствующими или объявлении их умершими ? ст. 278 ГПК РФ, о признании граждан ограниченно дееспо¬собными или недееспособ-ными ? ст. 284 ГПК РФ). В некоторых случаях прокурор может сам иницииро¬вать процесс, например, о защите избирательных прав и права на участие в ре¬ферендуме граждан Российской Федерации – ст. 259 ГПК РФ.
Существует третья форма участия проку¬рора в гражданском процессе ? возбуждение дел о признании незаконными правовых ак-тов. Но прокурором могут быть оспорены в суде акты государст-венных и других органов, их долж¬ностных лиц, которые создают нор-мы права или касаются прав и обязанностей неопределенного круга лиц [110. С. 155].
Прокурор может вступать в любое дело в любой стадии процес-са, "если этого требует охрана прав и законных интересов граждан, общества и государ¬ства", т.е. юридическая помощь может быть оказа-на независимо от того, желает ее лицо получить или нет. Такая же си-туа¬ция получается и при подаче прокурором кассационного или част-ного протеста. Если лицо, участвующее в деле, решение не обжалует, так как с ним согласно, то может ли ему без согла¬сия быть предостав-лена в указанной форме юридиче¬ская помощь? Согласно ч. 1 ст. 32 За-кона "О прокуратуре Российской Федера¬ции" ? да.
Участие прокурора в оказании юридиче¬ской помощи в гражданском про¬цессе следует регламентировать следующими принципами:
прокурор может участвовать в граждан¬ском судопроизводстве только как лицо, возбудившее процесс. Поскольку функции надзора за рассмотрением дел в судах у прокуратуры нет, то нет и не-обходимости участия прокурора в деле в качестве лица, дающего заключение по возникающим вопросам, ходатайствам по делу и т.д.;
прокурор может возбудить гражданское дело по своей инициа-тиве только в защиту государства или общества, в защиту прав неоп-ределенной группы лиц. В интересах конкретных лиц гражданские де-ла прокурор возбу¬дить не может. Исключение допустимо, если лицо само обратится за этим к прокурору; лицо по уважительной причине не может обратиться в суд само¬стоятельно; его отказ от поддержания иска должен быть обязательным для про¬курора.
Существуют и иные государственные органы, оказывающие юридиче¬скую помощь в гражданском процессе.
Право на представительство государствен¬ными органами осу-ществляется и в ходе реализации администра¬тивных правоотношений. К сожалению, юри¬дическая помощь в виде предста¬вительства, при участии лица в администра¬тивных правоотношениях, как и в случаях представительства адвоката, долж¬ного распространения не получила до сегодняшнего дня. Однако потребность в юридической помощи в этих слу¬чаях достаточно велика.
Взаимодействие права на юридическую по¬мощь и администра-тивных правоотношений проявляется с двух сторон. Во-первых, порой именно в адми¬нистративном законодательстве получают свою конкре-тизацию и детализацию конституционные права и свободы, в частно-сти право на юридическую по¬мощь. Во-вторых, для функционирова-ния самих ад¬министративных правоот¬ношений их субъектам просто необходима юридиче¬ская помощь.
В большинстве случаев для реализации того или иного конс-титуционного права необходимо привести в "движение" со¬ответ-ствующее звено аппарата го¬сударственного управления (именно оно наде¬лено государственно-властными полномочиями по удовлетворе-нию хода¬тайств (обращений) граждан по поводу реализации или на-рушения их прав на юриди¬ческую помощь). Соответственно реализа-ция конституционных прав и свобод происходит в процессе практиче-ского осуществления административным зве¬ном права и дееспособно-сти дан¬ного звена уп¬равленческого аппарата. При этом необходимо иметь в виду, что права и свободы граждан либо непосредственно реа-лизуются в сфере деятель¬ности аппарата государственного управле-ния, либо органически связаны с прак¬тической деятельностью этого аппарата, либо, бу¬дучи производными от конституционного, отрасле-вые права граждан приобре¬таются в связи с их функционированием в сфере государственной управленче¬ской деятельности. Право на юри-дическую помощь относится к числу прав, непосредс¬твенно свя¬занных с деятельностью органов государственного управ¬ления и реализуемых в этой сфере.
Административное право содержит адми¬нистративно-правовые гарантии права на юридическую помощь. Они состоят в практическом осуществлении органами государственного управления и долж-ностными лицами на правовой основе в подведомственных им облас-тях, отрас¬лях и сферах государствен¬но-управленческой деятельности следующих юриди¬чески значимых действий: вы¬полнение юридиче-ских обязанностей по обеспечению реализации консти¬туци¬онного права на юридическую помощь; создание надлежащих условий его реализации; наблюдение за его реализа¬цией; охрана данного права; применение санкций в случае его нарушения.
Вместе с тем, представляется возможным выделение и специ-альных ад¬министративно-процессуальных гарантий права на юриди-ческую помощь. При этом, однако, следует исходить не из широкого по¬нимания административно-процессуальной деятельности, а из юрисдикци¬онной характеристики (подобно уголовному и гражданско-му процессу).
Так, процессуальные гарантии, предусмот¬ренные производст-вом по заяв¬лениям и жалобам граждан, обоб¬щенно могут быть изло-жены в виде комплекса обязанностей, возлагаемых на должностные лица по их приему, проверке и рас¬смотрению, которым соответ¬ствуют права заявителей, а также в виде ответст¬венности должностных лиц за нарушение установленного по¬рядка разбора за¬явлений, жалоб граж-дан, пресле¬дования заявителей и т.д.
Согласно социологическим опро¬сам, для 62,1 % респондентов юридическая помощь заключалась, прежде всего, в подробной кон-сультации по возникшей проблеме [222. С. 49].
По своему содержанию юридическая консультация является или разно¬видностью правомочия по доведению до сведения субъектов содержания норм права, или разновидностью казуального толкования, и может носить как пись¬менный, так и устный характер. Содержание указанных правомочий нами уже было изложено в предыдущем параграфе: необходимо остановиться лишь на уточнении субъектов, оказывающих данную помощь.
Основным участником осуществления права на юридическую помощь при реализации субъективного права на получение юридиче-ской консультации является адвокат. Участие адвоката, как профес-сионального помощника при решении возникающих юридических во-просов, способствует наиболее полной реализации субъективных прав. Согласно социологическому исследованию, 43,8 % опрошенных за юридической помощью обращаются именно к адвокату [222. С. 49]. Местом работы адвоката обычно является юридическая консультация, в кото¬рый он и оказывает данный вид юридической помощи, производя прием граж¬дан.
Сущность адвокатской деятельности по оказанию юридической помощи довольно точно определена в Письме государственной нало-говой службы РФ от 14 ноября 1997 г. "О применении контрольно-кассовых машин при осущест¬влении денежных расчетов с населением юридическими консультациями кол¬легий адвокатов". Согласно этому Письму, коллегии адвокатов по характеру своей деятельности не яв-ляются коммерческими организациями, не оказывают услуг в эконо-мическом (товарном) смысле и не извлекают прибыль из своей дея-тельности. Целью их деятельности является реализация предусмот-ренного ст. 48 Конституции Российской Федерации права каждого гражданина на полу¬чение квалифицированной юридической помощи, поэтому коллегии адвокатов являются общественными организациями, выполняющими конституционные функции.
Наряду с адвокатурой юридическую помощь в виде юридических кон¬сультаций оказывают и коммерческие юридические, а также физические лица. Так, согласно Письму Минюста РФ от 6 марта 1998 г. "О направлении методи¬ческих рекомендаций по осуществлению органами Юстиции контроля за со¬блюдением лицензиатами лицензионных условий и требований законодатель¬ства при оказании платных юридических услуг" [45] только за период в 1995?1997 гг. около 10 тысяч юристов ? частных предпринимателей и юридических лиц ? получили право оказывать платные юридические услуги на основе лицензий, выданных органами юстиции. Сведения о выданных лицензиях были внесены в единый банк данных ? Сводный реестр лицензий на оказание платных юриди¬ческих услуг на территории Российской Федерации, который вело Министер¬ство юстиции Российской Федерации.
Существуют коммерческие юридические лица, осуществляю-щие юриди¬ческие консультации по вопросам отдельных отраслей права. К ним можно от¬нести, например, юридических лиц, осуществляющих аудиторскую деятель¬ность. В соответствии с Временными правилами аудиторской деятельности в Российской Федерации, утвержденными Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г. "Об аудиторской деятельности в Российской Федерации", аудиторы и аудиторские фирмы не могут заниматься какой-либо предпринимательской деятельностью, кроме аудиторской и другой, связанной с ней деятельности. Помимо аудиторских функций, они могут оказывать услуги по консультирова¬нию в вопросах финансового, налогового, банковского и иного хозяйственного законодательства (пункт 9 Правил).
Наряду с российскими юридическими лицами, юридическую помощь в России могут оказывать и иностранные юридические фирмы. Так, в соответст¬вии с Приказом министра юстиции Российской Федерации от 25 ноября 1999 г. "О передаче функций отдела по работе с представительствами иностранных юридических фирм" на Государственную регистрационную палату возложено исполнение функций по аккредитации представительств иностранных юриди-ческих фирм (иностранные юридические фирмы имеют право открывать в Рос¬сии свои представительства).
Вообще, гражданским правом России не предусмотрены какие-либо тре¬бования для лица, оказывающего юридическую помощь на возмездной основе. Заключить договор на оказание правовых услуг может любое лицо. Хотя дан¬ный вид договора напрямую не преду-смотрен частью II Гражданского кодекса РФ, в гражданском обороте он активно применяется. Сложилась даже устойчи¬вая судебная прак-тика по вопросам заключения и исполнения данного вида до¬говоров. Информационным Письмом Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 сентября 1999 г. "О некоторых вопросах судебной практики, возникающих при рассмотрении споров, связанных с договорами на оказание правовых услуг" , Высший Арбитражный Суд определил, что договор на оказа¬ние правовых услуг может считаться заключен-ным, если в нем перечис¬лены определенные действия, которые обязан совершить исполнитель, либо указана определенная деятельность, ко-торую он обязан осуществить. В том случае, если предмет договора обозначен указанием конкретной деятельности, круг возможных дей-ствий исполнителя может быть определен на основании пред-шествующих заключению договора переговоров и переписки, практи-ки, уста¬новившейся во взаимных отношениях сторон, обычаев делово-го оборота, по¬следующего поведения сторон и т.п. (ст. 431 Граждан-ского кодекса Рос¬сийской Федерации).
Интересной представляется позиция суда, касающаяся результатов дея¬тельности лица, оказывающего юридические услуги по данному договору: предметом договора является не результат (на-пример, положительное решение суда по делу), а сама деятельность по предос¬тавлению юридической помощи. Суд указал, что "при рассмотрении споров, связанных с оплатой оказанных в соответствии с договором правовых услуг, арбитражным судам необходимо ру-ководствоваться положениями ст. 779 Гра¬жданского кодекса Российской Феде¬рации, по смыслу которых исполнитель может считаться надлежаще испол¬нившим свои обязательства при совершении указанных в договоре действий (деятельности). При этом следует исходить из того, что отказ заказчика от оп¬латы фактически оказанных ему услуг не допус¬кается. В то же время не подле¬жит удовлетворению требование исполнителя о выплате вознаграждения, если данное требование истец обосновывает усло¬вием договора, ставящим размер оплаты услуг в зависимость от решения суда или государственного органа, ко¬торое будет принято в будущем. В этом случае размер вознаграждения должен определяться в порядке, предусмотренном ст. 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, с учетом фактиче¬ски совершенных исполнителем дей-ствий (деятельности)" . Данная позиция представляется нам обосно-ванной. Действительно, юридическая помощь ока¬зывается для какого-либо положи¬тельного результата, но оплачиваться должен не сам ре-зультат, а деятельность по предоставлению юридических услуг.
Юридическую помощь в виде юридической консультации ока-зывают и иные органы, в том числе государственные и органы само-управления. Так, По¬становлением от 21 апреля 1994 г. "Об утвержде-нии Положения об управлении юстиции Администрации Волгоград-ской области" это положение было утвер¬ждено. Согласно данному нормативному акту, структурными подразделениями управления яв-ляются отдел регистрации уставов общественных и религиозных объе-динений, по оказанию юридической помощи, правовой информации и свя¬зям с общественностью. То есть одной из целей деятельности дан-ного отдела является оказание юридической помощи, которая на прак-тике проявляется в осуществлении приема граждан по юридическим вопросам, (в проведении юридических консультаций).
Задачей некоторых государственных органов является предос-тавление юридической помощи отдельным группам населения. Так, согласно Федераль¬ному закону от 27 мая 1998 г. (ред. от 31.12.1999 г.) "О статусе военнослужа¬щих" [37], юридическая помощь оказывается органами военного управления и ор¬га¬нами военной юстиции в преде-лах своих должностных обязанностей ? всем военнослужащим, граж-данам, уволенным с военной службы, и членам их семей по вопросам, связанным с прохождением военной службы.
В реализации права на юридическую помощь в виде предостав-ления юридических консультаций принимают участие и органы мест-ного самоуправ¬ления. Так, Постановлением администрации Волго-градской области от 21 ок¬тября 1992 г. "Об организации в г. Волгогра-де Центра социальной помощи се¬мье и детям" было решено в целях оказания социальной, психологической, юридической и иной помощи семье и детям организовать в городе Волгограде при комитете по де-лам семьи администрации Волгоградской области центр со¬циальной помощи семье и детям ? как государственное учреждение нового типа социальной помощи.
Кроме адвокатуры и государственных органов, при реализации субъек¬тивных прав юридическая помощь в виде юридических кон-сультаций оказыва¬ется и общественными организациями.
Практически все общественные организации так или иначе уча-ствуют в реализации права на юридическую помощь. Федеральный закон "Об общест¬венных объединениях" от 19 мая 1995 г. предусматривает возможность осуще¬ствления общественными объединениями предпринимательской деятельности. Но эта деятельность допускается лишь постольку, поскольку служит достиже¬нию уставных целей, ради которых они созданы, и соответствуют этим целям. Предпринимательская деятельность осуществляется общественными объедине¬ниями в соответствии с Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом "О введении в действие части первой ГК РФ" и другими законодательными актами РФ, т.е. общественные организации могут оказывать как возмездную, так и безвозмездную юридическую помощь.
Так как общественные организации являются некоммерческими юриди¬ческими лицами, основной объем юридической помощи ими предоставляется бесплатно. Одной из возможностей по совершению собственных действий, на¬правленных на реализацию своего субъек-тивного права на получение квалифи¬цированной юридической помо-щи, является право на создание общест¬венных юридических объеди-нений с целью совместного сотрудничества в достижении права на по-лучение юридической помощи.
Существует довольно обширная правовая база, посвященная деятель¬но¬сти общественных организаций. Правовая основа их деятельности зак¬реплена в ст. 30 (ч. 1 и 2) Конституции Российской Федерации, согласно которой каждый гражданин России имеет право на объединение. Вступление граждан в об¬щест¬венное объединение должно происходить на строго добровольной осно¬ве, чем обеспечивается право каждого на участие в общественной и поли-тической жизни. Целью создания общественного объединения, согласно ст. 3 Закона "Об общественных объединениях" [36], является защита общих ин¬тересов и достиже¬ние общих целей собравшихся. При достижении любого социального интереса лицо сталкивается с необходимостью получения юридической помощи. Всту¬пая в объединение, участник получает возможность получить квалифицирован¬ную юридическую помощь, которую по каким-либо причинам он не смог полу¬чить самостоятельно.
Таким образом, общественные объедине¬ния и организации мо-гут участ¬вовать в двух формах деятельности по защите прав граждан на получение ква¬лифицированной юридической помощи:
в создании условий обеспече¬ния прав и свобод гражданами;
в охране прав гра¬ждан от противоправных посягательств путем совершения таких актив¬ных дей¬ствий, как подача исков в суд.
Под политиче¬скими гарантиями права граждан на юридическую помощь следует понимать международную и внутригосу¬дар¬ственную политику государства в области предоставления юридической по¬мощи, деятельности политических партий и общественных объединений меж¬дународной и внутригосударственной юриди¬ческой направленности.
Проводимая политика государства должна опираться на глас-ность в ра¬боте и тесную связь с общественными орга¬низациями и на-селением в решении задач по предоставлению юридической по¬мощи.
Современные правовые учения рассматри¬вают политическую систему любого общества с точки зрения ее де¬мократичности, предпо-лагающей плю¬ра¬лизм взглядов и свободу их выражения, находящих отражение главным обра¬зом в деятельности политических партий. Од-нако сам факт множественности политических партий и движений с позиции их влияния на про¬цесс реализации каждым гражданином сво-его права на юри¬дическую помощь не может быть оценен однозначно. С одной сторо¬ны, плюра¬лизм политических партий и их деятельность в определенной ме¬ре уменьшают степень вероятности обретения госу-дарством характерных признаков тоталита¬ризма. Ни одна партия, как пра¬вило, не заявляет в своих программных доку¬ментах об отрицании таких прав человека и гражданина, как право на жизнь, право на здо-ровье, право на юри¬дическую помощь и так далее, и необходимости за¬щиты таких прав госу¬дарством. Более того, в последние годы в Рос-сии появи¬лись даже "профессиональные" партии типа "Союз юри-стов", которые в своей программе основное внимание уделяют вопро-сам охраны права на юридиче¬скую помощь. В целом же дея¬тельность политических партий и движений, осущест¬вляемая в рамках Консти-туции и внутреннего законодательства, играет роль общей политиче-ской гаран¬тии прав граждан. Законодательный запрет соз¬дания и дея-тельности общественных объединений, ставящих своей целью про¬па-ганду войны, культа насилия, жестокости и иных действий, посягаю-щих на права и свободы граж¬дан, может быть рассмотрен в качестве специальной поли¬тической гарантии множества прав, в том числе и рассматриваемого.
Круг общественных организаций, осуществляющих юридиче-ские кон¬сультации населения, довольно широк. Так, Постановлением администрации Волгоградской области от 16 сентября 1996 г. "Об ут-верждении Положения о комитете по делам молодежи администрации Волгоградской области" был соз¬дан комитет по делам молодежи, ко-торый, в частности, организует и содейст¬вует деятельности различных организаций и учреждений, оказывающих моло¬дым людям психолого-педагогическую, духовную, наркологическую, юридическую и другую помощь.
Интересна и идея по реализации права на получение юридиче-ской по¬мощи, предложенная Межрегиональным Молодежным Обще-ственным движе¬нием "Институт Муниципальной правовой Защиты". Данная организация зани¬мается созданием и развитием сети бесплат-ных юридических консультаций для населения на базе муниципалите-тов. Сегодня не каждый человек в состоянии оплатить довольно доро-гостоящие услуги личного адвоката. При этом для от¬ветов на довольно несложные юридические вопросы не всегда требуется по-мощь высококвалифицированного специалиста. Поэтому создание сети юриди¬ческих консультаций, в которых юридическую помощь будут оказывать студенты правовых специальностей, прошедшие предварительную подготовку, необходимо. Думается, что такие социальные юридические консультации будут пользоваться особенно большой популярностью у социально незащищенных слоев населения (безработных, инвалидов, пенсионеров и т.д.). Данные юриди¬ческие консультации будут способствовать снижению нагрузки на иные ор-ганы, оказывающие юридическую помощь, связанной с обращениями граждан по элементарным правовым вопросам.
Идея общественной организации достойна пристального внима-ния: необ¬ходимо указать на ошибки, возможные в данной деятельно-сти. Каким бы эле¬ментарным ни казался юридический вопрос, именно неверный ответ на него может повлечь для лица самые тяжкие послед-ствия. Необходимо обратить вни¬мание на следующий аспект: квали-фицированность лица, оказывающего юри¬дическую помощь. Студен-ты правовых специальностей даже старших курсов не обладают всем объемом знаний, необходимым для оказания юридической помощи. Предлагаемая предварительная подготовка студентов на курсах (се-минарах), проводимых Межрегиональным Молодежным Обществен-ным дви¬жением "Институт Муниципальной правовой Защиты", и за-ключающихся в изучении практических вопросов пенсионного, жи-лищного, трудового законо¬дательства, а также законодательства о со-циальном обеспечении, все же не яв¬ляется гарантией от ошибок при предоставлении юридической консультации студентами. Присутствие хотя бы одного профессионала при предложении сту¬дентами юриди-ческих советов, нам кажется обязательным.
Вообще, идея общественной организации представляется очень своевре¬менной. Во-первых, расширяется возможность граждан в по-лучении юридиче¬ской помощи. Во-вторых, при работе с населением студенты получат весьма ценный практический опыт и, в свою оче-редь, юридическую помощь в виде уг¬лубления юридического образо-вания. Данные специалисты будут более высоко цениться среди рабо-тодателей и повысят престиж учебного заведения, в кото¬ром они обу-чались.
Право на составление документов юридического характера. Одним из правомочий права на юридическую помощь при реализации субъективных прав является право на составление документов юриди-ческого характера. Особенность данного правомочия ? его казуальный характер. Доку¬мент составляется индивидуально под каждый конкретный случай. Существует два основных варианта реализации данного права: составление документов юридического характера и частичное составление документов юридического характера.
Согласно первому варианту составления документов юридиче-ского ха¬рактера, лицо, оказывающее юридическую помощь, выясняет суть дела, подби¬рает правовую норму, которая будет призвана урегу-лировать возникшие право¬отношения или правоотношения, которые стремится создать обратившееся лицо, и составляет юридический до-кумент, призванный стать юридическим фактом в целях обеспечения или защиты какого-либо права. Данный документ может быть состав-лен в форме жалобы, ходатайства, искового заявления, заяв¬ления о принятии наследства и т.п.
Предоставлять юридическую помощь в виде составления доку-ментов юридического характера может любое лицо, заключившее до-говор на оказание правовых услуг. Так, Информационным Письмом Президиума Высшего Арбит¬ражного Суда РФ от 29 сентября 1999 г. "О некоторых вопросах судебной прак¬тики, возникающих при рас-смотрении споров, связанных с договорами на ока¬зание правовых ус-луг" , арбитражный суд определил обязанности исполнителя по дого-вору на оказание правовых услуг не только в совершении определен-ных действий (деятельности), но и в представлении заказчику резуль-тата действий исполнителя (письменные консультации и разъяснения по юридическим вопро¬сам; проекты договоров, заявлений, жалоб и других документов правового ха¬рактера и т.д.).
Разновидностью полного варианта права на составление доку-ментов юридического характера является составление его нотариусом. Согласно Осно¬вам законодательства Российской Федерации "О Нотариате" от 11 февраля 1993 г. [21], задачей нотариата в Российской Федерации определяется защита прав и за-конных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусом нотариальных действий. Основами "О Нотариате" право или обязанность нота¬риуса составлять документы юридического характера. В обязанность нотариуса входит, например, разъяснение сторонам смысла и значения предоставленного ими проекта сделки. Деятельность нотариуса по составлению проекта сделки вытекает из ст. 3 Закона Российской Федерации "О государственной пошлине" от 9 декабря 1991 г. [31]. Согласно указанной статье, за совершение но¬та-ри¬альных действий, а именно ? за составление проектов сделок взимается го¬су¬дарственная пошлина.
Содержание частичного составления документов юридического харак¬тера заключается в предоставлении лицу бланка юридического документа, куда последний должен внести свои индивидуальные дан-ные. Примером такой юри¬дической помощи является использование лицами бланков различных догово¬ров купли-продажи, дарения, найма жилого помещения. Особое распростране¬ние в последнее время полу-чила продажа бланков доверенностей на управление автотранспорт-ным средством: готовые бланки этих доверенностей можно при-обрести в любом киоске "Союзпечати". Достоинство данного вида юридиче¬ской помощи ? ее доступность. Недостаток ? однотипность.
Юридическое представительство. Представительство являет-ся наиболее полным элементом полномочия лица на получение юри-дической помощи. В ходе представительства специалист может произ-водить разъяснение представляемому лицу норм права, составлять юридические документы; автоматически производится и образова-тельный про¬цесс. Данный элемент включает в себя все элементы права лица на получение юридической помощи. Ценность указанного блага заключается в том, что здесь опосредованно присутствуют все элементы права на получение юридической помощи, которые, концентрируясь в деятельности представителя, ведут к конечной цели ? реализации права на юридическую помощь.
Право на представительство реализуется в основном в ходе реализации гражданских и административных правоотношений. Юридическая же помощь при реализации административных правоотношений будет рассмотрена нами за исключением административных правоотношений, возникающих по поводу привлечения лица к административной ответственности. Оказание юридиче¬ской помощи при привлечении лица к административной ответственности бу¬дет рассмотрено в параграфе, посвященном рассмотрению содержания юриди¬ческой помощи при защите субъективных прав.
Получение юридической помощи при реализации субъективных прав тесно связано с лицом, оказывающим данную помощь. Именно поэтому рас¬смотрение этого аспекта содержания права на юридиче-скую помощь мы будем проводить, анализируя деятельность отдель-ных субъектов, оказывающих юри¬дическую помощь.
Право на представительство в ходе реализации гражданских и админист¬ративных правоотношений реализуется посредством юриди-ческой помощи ад¬воката, прокурора и иных лиц. Адвокатская помощь оказывается в процессе его представительства в судах, а также при от-стаивании интересов в различных ор¬ганизациях. Наиболее распро-страненным видом является представительство адвоката, его участие в гражданском судопроизводстве. Роль адвоката в граж¬данском судо-производстве обусловлена определенными тенденциями, просле-живающимися в сфере гражданского судопроизводства.
Как уже было указано, увеличение объема норм граждан¬ского, граждан¬ско-процессуального права делает необходимым помощь лица, в них компе¬тентного. Авторы отмечают: "С возрастанием роли суда в защите прав чело¬века, отнесением к его компетенции разрешения практически всех конфликтов в этой сфере отношений, регулируемых большим массивом зако¬нодательства (разобраться в котором зачастую под силу только очень квалифи¬цированным специалистам), несомненно, должна возрасти и роль адвоката" [110. С. 167]. О возрастаю¬щей важности юридической помощи при реализации гражданских правоотно¬шений свидетельствуют и социальные опросы. Так, на вопрос, какие ситуации требуют обращения к юристу, 62,2 % опрошенных ответили, что по-чувствовали такую необходимость в момент участия в гражданских правоот¬ношениях, а именно при операциях с жильем [128. С. 24].
Для реализации в гражданском процессе конституци¬онного права на юридическую помощь необходимо разрешение нижеследую-щих задач.
Во-первых, это допуск иных субъектов, обеспечивающих юри-дическую помощь в гражданском процессе. Нам представляется, что в отличие от уголов¬ного процесса, допуск лиц к оказанию юридической помощи в качестве пред¬ставителя, должен быть более либеральным. Кроме адвокатуры как основной и наиболее эффективной формы ока-зания юридической помощи, возможно при¬влечение и иных лиц (структур). Критикуя один из проектов Закона "Об адво¬катуре Россий-ской Федерации", цивилисты подвергали справедливой критике его положение о том, что в каждом субъекте Российской Федерации соз-дается только одна коллегия адвокатов. Ставится вопрос об альтерна-тивности колле¬гий и допуска к представительству иностранного юри-ста [110. С. 171]. Хотя стоит отме¬тить, что российское законодательст-во не предусматривает практически никаких ог¬раниче¬ний по поводу допуска лиц к представительству в гражданском про¬цессе. В соответ-ствии со ст. 49 ГПК РФ, любое дееспособное лицо может иметь пол-номочия пред¬ставителя по доверенности, выданной представляемым на ве¬дение дела в суде.
Во-вторых, должны быть расширены полномочия представителя по сбору доказательств по делу. Для этого в полномочия представителя необходимо включить: собирание доказательств до суда и в стадии подготовки дела к су¬дебному разбирательству запрашивать и получать различные документы, имеющие значение для дела, требовать объяснения у различных лиц (с их со¬гласия) для последующего представления в суд и проверки в ходе разбиратель¬ства дела.
В-третьих, нужно обеспечить получение квалифицированной юридиче¬ской помощи в гражданском процессе неимущим или мало-имущим лицам, т.е. тем, кто не в состоянии оплатить стоимость услуг, оказываемых по соглаше¬нию.
Представительство адвоката в ходе реализации административных право¬отношений, к сожалению, менее распространено. Распространено оказание юридической помощи адвокатами в виде составления жалоб, заявлений, пети¬ций и т.п. Однако непосредственное представительство адвоката при осущест-влении и защите прав клиента при реализации административных отношений ? явление довольно редкое. Например, странную реакцию у работников военного комиссариата вызвал факт прихода адвоката как представителя призывника в ходе осуществления военного призыва. К сожалению, к данному виду предста¬вительства не подготовлено не только общественное мнение, но и право. В дей-ствующем законодательстве отсутствуют нормы, регулирующие представи¬тельство адвоката при реализации административных правоотношений.
Юридическую помощь при реализации субъективных прав в виде пред¬ставительства оказывают и государственные органы. Особая роль в деле оказа¬ния юридической помощи в гражданском судопроизводстве принадлежит про¬куратуре Российской Федерации.
Органы прокуратуры реализуют юридиче¬скую помощь в граж-данском судопроизводстве в следующих случаях: при обращении в суд с заявлением в защиту прав и охраняемых законом инте¬ресов других лиц и при вступлении в гражданское дело на любой стадии про¬цесса.
В соответствии со ст. 45 Граждан¬ского процессуального кодекса РФ, п. 2 ст. 21, п. 3 ст. 31 Закона "О проку¬ратуре Российской Федерации", прокурор имеет право обратиться в суд с заяв¬лением в защиту прав и охраняе¬мых зако¬ном интересов других лиц.
Прокурор имеет право участвовать в возбужденном другими лицами гра¬жданском деле, когда такое участие является обязательным в силу закона (на¬пример, по делам о лишении родительских прав, по заявлениям о признании граждан безвестно отсутствующими или объявлении их умершими ? ст. 278 ГПК РФ, о признании граждан ограниченно дееспо¬собными или недееспособ-ными ? ст. 284 ГПК РФ). В некоторых случаях прокурор может сам иницииро¬вать процесс, например, о защите избирательных прав и права на участие в ре¬ферендуме граждан Российской Федерации – ст. 259 ГПК РФ.
Существует третья форма участия проку¬рора в гражданском процессе ? возбуждение дел о признании незаконными правовых ак-тов. Но прокурором могут быть оспорены в суде акты государст-венных и других органов, их долж¬ностных лиц, которые создают нор-мы права или касаются прав и обязанностей неопределенного круга лиц [110. С. 155].
Прокурор может вступать в любое дело в любой стадии процес-са, "если этого требует охрана прав и законных интересов граждан, общества и государ¬ства", т.е. юридическая помощь может быть оказа-на независимо от того, желает ее лицо получить или нет. Такая же си-туа¬ция получается и при подаче прокурором кассационного или част-ного протеста. Если лицо, участвующее в деле, решение не обжалует, так как с ним согласно, то может ли ему без согла¬сия быть предостав-лена в указанной форме юридиче¬ская помощь? Согласно ч. 1 ст. 32 За-кона "О прокуратуре Российской Федера¬ции" ? да.
Участие прокурора в оказании юридиче¬ской помощи в гражданском про¬цессе следует регламентировать следующими принципами:
прокурор может участвовать в граждан¬ском судопроизводстве только как лицо, возбудившее процесс. Поскольку функции надзора за рассмотрением дел в судах у прокуратуры нет, то нет и не-обходимости участия прокурора в деле в качестве лица, дающего заключение по возникающим вопросам, ходатайствам по делу и т.д.;
прокурор может возбудить гражданское дело по своей инициа-тиве только в защиту государства или общества, в защиту прав неоп-ределенной группы лиц. В интересах конкретных лиц гражданские де-ла прокурор возбу¬дить не может. Исключение допустимо, если лицо само обратится за этим к прокурору; лицо по уважительной причине не может обратиться в суд само¬стоятельно; его отказ от поддержания иска должен быть обязательным для про¬курора.
Существуют и иные государственные органы, оказывающие юридиче¬скую помощь в гражданском процессе.
Право на представительство государствен¬ными органами осу-ществляется и в ходе реализации администра¬тивных правоотношений. К сожалению, юри¬дическая помощь в виде предста¬вительства, при участии лица в администра¬тивных правоотношениях, как и в случаях представительства адвоката, долж¬ного распространения не получила до сегодняшнего дня. Однако потребность в юридической помощи в этих слу¬чаях достаточно велика.
Взаимодействие права на юридическую по¬мощь и администра-тивных правоотношений проявляется с двух сторон. Во-первых, порой именно в адми¬нистративном законодательстве получают свою конкре-тизацию и детализацию конституционные права и свободы, в частно-сти право на юридическую по¬мощь. Во-вторых, для функционирова-ния самих ад¬министративных правоот¬ношений их субъектам просто необходима юридиче¬ская помощь.
В большинстве случаев для реализации того или иного конс-титуционного права необходимо привести в "движение" со¬ответ-ствующее звено аппарата го¬сударственного управления (именно оно наде¬лено государственно-властными полномочиями по удовлетворе-нию хода¬тайств (обращений) граждан по поводу реализации или на-рушения их прав на юриди¬ческую помощь). Соответственно реализа-ция конституционных прав и свобод происходит в процессе практиче-ского осуществления административным зве¬ном права и дееспособно-сти дан¬ного звена уп¬равленческого аппарата. При этом необходимо иметь в виду, что права и свободы граждан либо непосредственно реа-лизуются в сфере деятель¬ности аппарата государственного управле-ния, либо органически связаны с прак¬тической деятельностью этого аппарата, либо, бу¬дучи производными от конституционного, отрасле-вые права граждан приобре¬таются в связи с их функционированием в сфере государственной управленче¬ской деятельности. Право на юри-дическую помощь относится к числу прав, непосредс¬твенно свя¬занных с деятельностью органов государственного управ¬ления и реализуемых в этой сфере.
Административное право содержит адми¬нистративно-правовые гарантии права на юридическую помощь. Они состоят в практическом осуществлении органами государственного управления и долж-ностными лицами на правовой основе в подведомственных им облас-тях, отрас¬лях и сферах государствен¬но-управленческой деятельности следующих юриди¬чески значимых действий: вы¬полнение юридиче-ских обязанностей по обеспечению реализации консти¬туци¬онного права на юридическую помощь; создание надлежащих условий его реализации; наблюдение за его реализа¬цией; охрана данного права; применение санкций в случае его нарушения.
Вместе с тем, представляется возможным выделение и специ-альных ад¬министративно-процессуальных гарантий права на юриди-ческую помощь. При этом, однако, следует исходить не из широкого по¬нимания административно-процессуальной деятельности, а из юрисдикци¬онной характеристики (подобно уголовному и гражданско-му процессу).
Так, процессуальные гарантии, предусмот¬ренные производст-вом по заяв¬лениям и жалобам граждан, обоб¬щенно могут быть изло-жены в виде комплекса обязанностей, возлагаемых на должностные лица по их приему, проверке и рас¬смотрению, которым соответ¬ствуют права заявителей, а также в виде ответст¬венности должностных лиц за нарушение установленного по¬рядка разбора за¬явлений, жалоб граж-дан, пресле¬дования заявителей и т.д.
Коментариев: 0 | Просмотров: 43 |
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
Другие новости по теме:
- Право на получение юридической помощи как одно из основных конститу ...
- Юридическая помощь лицу, привлекаемому к конституционной ответственности
- Получение юридической помощи при обеспечении субъективных прав отдельными к ...
- ПРАВО НА ЮРИДИЧЕСКУЮ ПОМОЩЬ: КОНСТИТУЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ
- Реализация права на юридическую помощь
-
Напечатать Комментарии (0)
ЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:
- Уголовно-правовая
- Гражданско-правовая
- Государственно-правовая
РАЗНОЕ:
- Административно-государственное управление в странах запада: США, Великобритания, Франция, Германия (Василенко И. А.)
- Государственное управление и государственная служба за рубежом (В.В.Чубинский)
- Деятельность органов местного самоуправления в области охраны окружающей среды в Российской Федерации (Алексеев А.П.)
- Законодательный процесс. Понятие. Институты. Стадии. (Васильев Р.Ф.)
- Иностранное конституционное право (В.В.Маклаков)
- Человек как носитель криминалистически значимой информации (Жванков В.А.)
- Криминалистическая характеристика преступных групп (Быков В.М.)
- Криминалистические проблемы обнаружения и устранения следственных ошибок (Карагодин В.Н., Морозова Е.В.)
- Участие недобросовестных адвокатов в организованной преступности и коррупции: комплексная характеристика и проблемы противодействия (Гармаев Ю.П.)
- В поисках истины (Ищенко Е. П., Любарский М. Г.)
- Деятельность экспертно-криминалистических подразделений органов внутренних дел по применению экспертно-криминалистических методов и средств в раскрытии и расследовании преступлений (В. А. Снетков)
- Теория и практика проверки показаний на месте (Л.Я. Драпкин, А.А. Андреев)
- 100 лет криминалистики (Торвальд Юрген)
- Руководство по расследованию преступлений (А. В. Гриненко)
- Осмотр места происшествия (А.И. Дворкин)
- Конституция России: природа, эволюция, современность (С.А.Авакьян)
- Конституционное правосудие. Судебное конституционное право и процесс (Н.В. Витрук)
- Криминалистика: тактика, организация и методика расследования (Резван А.П., Субботина М.В., Харченко Ю.В.)
- Криминалистика. Проблемы и мнения (1962-2002) (Бахин В.П.)
- Криминалистика: проблемы, тенденции, перспективы (Белкин Р. С.)
- Криминалистика: проблемы сегодняшнего дня (Белкин Р. С.)
- Российское законодательство на современном этапе (Н.А.Васецкий, Ю.К.Краснов)
- Права человека (Е. А. Лукашева)
- Справочник прокурора (Трикс А.В.)
- Правовые позиции Конституционного Суда России (Лазарев Л.В.)
- Проблемы уголовного наказания в теории, законодательстве и судебной практике (В. К. Дуюнов)
- Практика применения уголовного кодекса (А.В. Наумов)
- Уголовные преступления и наказания (А.Б. Смушкин)
- Экономические преступления (Волженкин Б. В.)
- Гарантии прав участников уголовного судопроизводства Российской Федерации (Волколуп О.В., Чупилкин Ю.Б.)
- Меры пресечения в российском уголовном процессе (Михайлов В.А.)
- Отказ от обвинения в системе уголовно-процессуальных актов (Землянухин А.В.)
- Типология уголовного судопроизводства (Смирнов А.В.)
- Учение об объекте преступления (Г.П. Новоселов)
- Дифференциация уголовной ответственности (Лесниевски-Костарева Т. А.)
- Теория доказательств (Владислав Лоер)
- Искусство защиты в суде присяжных (Мельник В.В.)
- Субъективное вменение и его значение в уголовном праве (В. А. Якушин)
- Психология преступника и расследования преступлений (Антонян Ю.М., Еникеев М.И., Эминов В.Е.)
- Курс международного уголовного права (Э.Нарбутаев, Ф.Сафаев) (Республика Узбекистан)
- Деятельное раскаяние в совершенном преступлении (Щерба C., Савкин А.В.)
- Право на юридическую помощь: конституционные аспекты (Р.Г. Мельниченко)
- Юридический статус личности в России (Воеводин Л.Д.)
- Российское гражданство (Кутафин)
- Законность в Российской Федерации (Тихомиров Ю. А., Сухарев А. Я., Демидов И. Ф.)
- Экономическое правосудие в России: прошлое, настоящее, будущее (М.И. Клеандров)
- Третья власть в России. Очерки о правосудии, законности и судебной реформе 1990-1996 гг. (Бойков А.Д.)
- Закон: создание и толкование (Пиголкин А.С.)
- Актуальные вопросы уголовного процесса современной России
- Уголовно-правовое регулирование. Механизм и система. (Н.М.Кропачев)
- Уголовно-правовая политика и пути ее реализации (Беляев Н. А.)
- Практика уголовного сыска (В.Румянцев, В.Перевертов)
- Судебная экспертиза (экспертология) (В.А.Назаров)
- Адвокатура и власть (Бойков А.Д.)
- Справочник адвоката: Консультации, защита в суде, образцы документов (Данилов Е.П.)
ДРУЗЬЯ САЙТА:
Библиотека документов юриста
СЧЕТЧИКИ: