Сегодня
НАВИГАЦИЯ:
ЮРИДИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ:
РАЗНОЕ:
РЕКЛАМА:
АРХИВ НОВОСТЕЙ:
Иные гарантии права на юридическую помощь
 (голосов: 0)
  Право на юридическую помощь | Автор: admin | 22-06-2010, 16:50
Юридическая ответственность за нарушение права на юри-диче¬скую помощь. Рассмотрев юридическую помощь в свете ее пре-доставления при охране субъективных прав, необходимо уделить осо-бое внимание вопросу охраны са¬мого этого субъективного права, ко-торая осуществляется в двух направлениях: охрана права на юридическую помощь от противоправного поведения лиц, ока-зывающих юридическую помощь, и охрана данного права от противоправного поведения третьих лиц.
Охрана права на юридическую помощь от противоправного по-ведения лиц, оказывающих юридическую помощь, является очень ак-туальной задачей. Представляется необходимым упорядочить россий-ский рынок юридических услуг, ввести его в цивилизованные, контро-лируемые государством рамки. В последнее время особую актуаль-ность приобретают вопросы осуществления контроля за деятельно-стью лиц, оказывающих юридическую помощь. В част¬ности, такой контроль особенно необходим за соблюдением этими лицами ус¬ловий и требований законодательства по предоставлению юридической по-мощи. Речь здесь идет не о требовании законодательства как о сово-купности отраслей права вообще, а только о том законодательстве, которое связано с ре¬гулированием деятельности по предоставлению юридических услуг. То есть должна быть подвергнута контролю дея-тельность по предоставлению юриди¬ческих услуг, а не само содержа-ние блага, предоставляемого данной услугой. Так, может контролиро-ваться лицо, предоставившее юридическую консульта¬цию ? в смысле наличия у него на это формальных прав (юридическое образо¬вание, лицензия и т.п.), но никак не само содержание этой консультации. Кон-троль должен производиться, прежде всего, в целях соблюдения законности при реализации этой деятельности, защиты прав и закон-ных интересов граждан и юридических лиц ? потребителей юридиче-ских услуг.
Контроль за деятельностью лиц, оказывающих юридическую помощь, осуществляется различными органами. Вместе с тем, очевид-но, что добиться желаемых результатов исключительно контролем за деятельностью лиц, нельзя. Необходим также и самоконтроль лиц, оказывающих юридическую помощь. Последнее выражается в необхо-димости их объединения в ассоциации, союзы на основе общности ин-тересов с целью выработки определенных морально-этических правил во взаимоотношениях с клиентами, друг с другом и т. д.
Охрана права на юридическую помощь производится также пу-тем уста¬новления юридической ответственности за нарушение данного конституцион¬ного права. Можно выделить конституционную, уголовную, административ¬ную и дисциплинарную ответственность за нарушение права на юридическую помощь.
Прямого упоминания о конституционной ответственности за нарушение права на юридическую помощь, как, впрочем, и иных субъ-ективных прав, в действующей Конституции Российской Федерации нет. Конституция возлагает на государство обязанность защиты прав и свобод человека и гражданина (ст. 2 Конституции Российской Федерации). Под защитой, в частности, понимается создание механизма охраны прав, т.е. возможности привлечения к юридиче¬ской ответственности субъектов, нарушающих конституционные права.
Отсутствие прямого указания о запрете нарушения права на юридиче¬скую помощь в Российской Конституции не является всеоб-щим правилом. В развернутых конституциях некоторых государств установлены охранительные конституционные нормы, запрещающие препятствовать обеспечению права на юридическую помощь. Напри-мер, в ст. 62 Конституции Республики Беларусь указано: "Противодей-ствие оказанию правовой помощи в Республике Беларусь запрещается" [66. С. 241].
В уголовном праве России отсутствует состав преступления, прямо пре¬дусматривающий уголовную ответственность за нарушение права на юридиче¬скую помощь. Однако существует возможность при-влечения к уголовной от¬ветственности должностного лица, нарушаю-щего право на юридическую помощь. Так, если должностное лицо ис-пользует свои служебные полномочия вопреки интересам службы, и при этом произошло нарушение права на юриди¬ческую помощь, то оно может быть привлечено к уголовной ответственности по ст. 285 УК РФ, как злоупотребившее должностными полномочиями.
Итак, согласно законодательству России, нарушение права на юридиче¬скую помощь влечет за собой уголовную, административную и иную ответст¬венность. Однако ответственность за нарушение права закреплена в охрани¬тельных нормах текущего законодательства и по-рой может быть выведена из нескольких статей, содержащихся в раз-личных нормативных актах. Например, в соответствии со ст. 48 Кон-ституции Российской Федерации, каждый имеет право на квалифици-рованную юридическую помощь. В соответствии со ст. 47 УПК РФ, обвиняемый имеет право пригласить защитника. Согласно ч. 7 ст. 49 УПК РФ, адвокат не вправе отказаться от принятой на себя защиты подозре¬ваемого или обвиняемого. В случае отказа адвоката от своей обязанности ока¬зать юридическую помощь, последний может лишить-ся статуса адвоката.
Меры защиты права на юридическую помощь. Необходимо заметить, что от юридической ответственности за наруше¬ние права на юридическую помощь необходимо отличать меры защиты данного права. Как указывают некоторые авторы: "Меры защиты ? это госу-дарственно-властная, принудительная деятельность, направленная на осуществление вос¬становительных задач ? на восстановление нару-шенного права" [67. С. 207].
В качестве примера меры защиты конституционного права на юридическую помощь явля¬ется случай, когда на стадии предваритель-ного следствия лицо не было обес¬печено юридической помощью. В этой ситуации доказательства, добытые в ходе расследования, признаются полученными с нарушением уголовно-процес¬суального закона, вследствие чего теряют всякую юридическую силу.
Следующей мерой защиты является отмена противозаконного акта, на¬рушающего право на юридическую помощь [139. С. 41]. Так, в случае наличия в норма¬тив¬ном акте положений, нарушающих право на юридическую помощь, послед¬ний должен быть отменен. Право отмены нормативного акта, вошедшего в противоречие с конституцией и, в частности, нарушающего право на юриди¬че¬скую помощь, возложено на Конституционный Суд Российской Федерации. Так, Конституционный Суд РФ в своем Постановлении "По делу о проверке конституционности ст. 1 и 21 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. "О государственной тайне" в связи с жалобами граждан В. М. Гурджиянца, В.Н. Синцова, В.Н. Бугрова и А.К. Никитина" [48], признал не соответствующей Кон¬ституции Российской Федерации ст. 21 Закона РФ "О государственной тайне" в смысле ограничения ею права на юридическую помощь.
Думается, что наличие приведенных гарантий права на юриди-ческую помощь на современном этапе не обеспечивает в полном объ-еме реализацию права на получение юридической помощи.
Представляется совершенно очевидным, что все многообразие данных проблем можно свести в две традиционные группы причин: объективные и субъективные. По нашему мнению, главной объективной причиной сложной ситуации с данным правом является многолетний экономический кризис в Рос¬сии. Его результатом явля-ется отсутствие в бюджете денег на юридические ну¬жды (о чем уже говорилось выше).
Серьезными причинами юридических проблем являются и ос-лабление российской государственности, массовое обнищание населения, рост соци¬аль¬ной дифференциации и напряженности в обществе.
Не менее важной причиной является несовершенство законода-тельства в области предоставления юридической помощи, а также не-соответствие законо¬дательства ряда субъектов Федерации федераль-ным нормативным актам. Дей¬ствую¬щее законодательство в сфере по-лучения юридической помощи пред¬ставляет собой систему преиму-щественно подзаконных актов и является, как правило, неэффектив-ной. Причины ? отсутствие концепции формирования но¬вого законо-дательства, т.е. целостного представления о содержа¬нии и сроках осу-ществления отдельных этапов его развития, а также о создании работы ме¬ханизма его обеспечения, отсутствие формализованного процесса законотвор¬чества, установленного федеральным законом, отсутствие полной, достоверной и своевременной информации о законопроектных работах вообще и в данной сфере в частности; отсутс¬твие системы объективных критериев оценки эффек¬тивности законодательства и деятельности государственных органов и должно-стных лиц по его применению.
Исходя из указанных проблем, можно сформулировать следую-щие за¬дачи, от решения которых зависит дальнейшее состояние дан-ного вопроса:
целенаправленное формирование законодательства Российской Федера¬ции, которое отвечало бы современным социально-экономи-ческим, полити¬че¬ским и правовым реалиям и которое должно осуще-ствляться как неотъем¬лемая часть правовой реформы;
разработка концепции формирования нового зако¬нодательства;
дальнейшее развитие поверенного законодательства в свете принятия За¬кона РФ «Об Адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федера¬ции»;
координация законопроектных работ в сфере предоставления юридиче¬ской помощи, осуществляемых различными органами, в пер-вую очередь Госу¬дарственной Думой;
организация и проведение независимой (в т.ч. международно-правовой) юридической экспертизы законопроектов, направленных на реализацию права на юридическую помощь;
включение законопроектов, направленных на урегулирование вопросов, связанных с получением юридической помощи, в число приоритетных;
создание научного центра для организации разработ¬ки фунда-ментальных проблем по предоставлению юридической помощи и коорди¬нации усилий в этой области иных исследовательских учреждений;
для формирования единого правового пространства в рам¬ках СНГ важно подготовить вместе с юристами этих стран модельные за-конодательные акты об обеспечении граждан юридической помощью.
В то же время не менее существенной проблемой в данной сфе-ре явля¬ется комплекс субъективных обстоятельств, тормозящих реали-зацию рассмат¬риваемого права. Заметим, что данную группу проблем упоминают в своих ра¬ботах большинство авторов.
Во главе указанной группы причин мы поставили бы проблему низкой правовой культуры должностных лиц, усугубляемую отсутст-вием реальной от¬ветственности за правонарушения. Последнее ведет к постоянному проявлению неуважения к праву, пренебрежению им. Наряду с этим не менее весомым вкладом в неразрешимость проблем является низкая правовая культура граж¬дан, которые не привыкли от-стаивать свои права в судебном или администра¬тивном порядке. По-следний факт объясняется недоверием к органам государст¬венной вла-сти и управления. Эта тенденция имеет мно¬говековую практику и прочно закрепилась в общественном сознании рос¬сийских граждан.
О пассивности россиян в вопросах получения юридической по-мощи сви¬детельствуют и результаты опросов. Так 32,5 % опрошенных вообще не имеют понятия, к кому можно обратиться за юридической помощью [222. С. 24].
Юридическая помощь является наиболее важной гарантией ох-раны субъ¬ективных прав, закрепленных Российским законодательст-вом. Причем сама юридическая помощь подлежит правовой охране посредством обеспечения иных субъективных прав.
Коментариев: 0 | Просмотров: 43 |
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

    Другие новости по теме:
Добавление комментария
[not-wysywyg] [/not-wysywyg]
{bbcode}
[not-wysywyg] [/not-wysywyg]{wysiwyg}



ukrstroy.biz
ЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:
РАЗНОЕ:
ДРУЗЬЯ САЙТА:

Библиотека документов юриста

СЧЕТЧИКИ: