НАВИГАЦИЯ:
ЮРИДИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ:
- Курс государственного благоустройства[полицейское право] 1890 г. (Антонович А.Я.)
- О cущности правосознания (И.А. Ильин)
- Теория права и государства[воспроизводится по изданиям 1915 и 1956 г.г.] (И.А. Ильин)
- Типы господства (Макс Вебер)
- Происхождение семьи, частной собственности и государства 1986 г. (Фридрих Энгельс)
- Право и факт в римском праве 1898 г. (Покровский И.A.)
- Лекции по истории философии права 1914 г. (Новгородцев П.И.)
- План государственного преобразования (введение к уложению государственных законов 1809 г.) с приложением "Записки об устройстве судебных и правительственных учреждений в России" (1803 г.), статей "О государственных установлениях", "О крепостных людях" и Пермского письма к императору Александру (Сперанский М.М.)
- Анализ понятия о преступлении 1892 г. (Пусторослев П. П.)
- Общая теория права Элементарный очерк. По изданию 1911 г. (Хвостов В.М.)
- История философии права Университетская типография 1906 г. (Шершеневич Г.Ф.)
- Общая теория права Москва: издание Бр. Башмаковых, 1910 г. (Шершеневич Г.Ф.)
- Об юридических лицах по римскому праву (Суворов Н.С.)
РАЗНОЕ:
- Французское административное право (Г.Брэбан)
- Конституция РСФСР 1918 года (Чистяков О.И.)
- Конституция СССР 1924 года (Чистяков О.И.)
- Основы конституционного строя России (Румянцев О. Г.)
- Адвокатская этика (Барщевский М.Ю.)
- Советское гражданское право (Пушкин А.А., Маслов В.Ф.)
- Авторское право в издательском бизнесе и сми (М.А. Невская, Е.Е. Сухарев, Е.Н. Тарасова)
- Авторское право СССР (Антимонов Б.С., Флейшиц Е.А.)
- Интеллектуальная собственность (Мэггс П.Б., Сергеев А.П.)
- Корпоративное предпринимательство: от смысла к предмету (С.Б.Чернышев)
- Административные правонарушения (Борисов А.Н.)
РЕКЛАМА:
АРХИВ НОВОСТЕЙ:
Юридическая ответственность за нарушение права на юри-диче¬скую помощь. Рассмотрев юридическую помощь в свете ее пре-доставления при охране субъективных прав, необходимо уделить осо-бое внимание вопросу охраны са¬мого этого субъективного права, ко-торая осуществляется в двух направлениях: охрана права на юридическую помощь от противоправного поведения лиц, ока-зывающих юридическую помощь, и охрана данного права от противоправного поведения третьих лиц.
Охрана права на юридическую помощь от противоправного по-ведения лиц, оказывающих юридическую помощь, является очень ак-туальной задачей. Представляется необходимым упорядочить россий-ский рынок юридических услуг, ввести его в цивилизованные, контро-лируемые государством рамки. В последнее время особую актуаль-ность приобретают вопросы осуществления контроля за деятельно-стью лиц, оказывающих юридическую помощь. В част¬ности, такой контроль особенно необходим за соблюдением этими лицами ус¬ловий и требований законодательства по предоставлению юридической по-мощи. Речь здесь идет не о требовании законодательства как о сово-купности отраслей права вообще, а только о том законодательстве, которое связано с ре¬гулированием деятельности по предоставлению юридических услуг. То есть должна быть подвергнута контролю дея-тельность по предоставлению юриди¬ческих услуг, а не само содержа-ние блага, предоставляемого данной услугой. Так, может контролиро-ваться лицо, предоставившее юридическую консульта¬цию ? в смысле наличия у него на это формальных прав (юридическое образо¬вание, лицензия и т.п.), но никак не само содержание этой консультации. Кон-троль должен производиться, прежде всего, в целях соблюдения законности при реализации этой деятельности, защиты прав и закон-ных интересов граждан и юридических лиц ? потребителей юридиче-ских услуг.
Контроль за деятельностью лиц, оказывающих юридическую помощь, осуществляется различными органами. Вместе с тем, очевид-но, что добиться желаемых результатов исключительно контролем за деятельностью лиц, нельзя. Необходим также и самоконтроль лиц, оказывающих юридическую помощь. Последнее выражается в необхо-димости их объединения в ассоциации, союзы на основе общности ин-тересов с целью выработки определенных морально-этических правил во взаимоотношениях с клиентами, друг с другом и т. д.
Охрана права на юридическую помощь производится также пу-тем уста¬новления юридической ответственности за нарушение данного конституцион¬ного права. Можно выделить конституционную, уголовную, административ¬ную и дисциплинарную ответственность за нарушение права на юридическую помощь.
Прямого упоминания о конституционной ответственности за нарушение права на юридическую помощь, как, впрочем, и иных субъ-ективных прав, в действующей Конституции Российской Федерации нет. Конституция возлагает на государство обязанность защиты прав и свобод человека и гражданина (ст. 2 Конституции Российской Федерации). Под защитой, в частности, понимается создание механизма охраны прав, т.е. возможности привлечения к юридиче¬ской ответственности субъектов, нарушающих конституционные права.
Отсутствие прямого указания о запрете нарушения права на юридиче¬скую помощь в Российской Конституции не является всеоб-щим правилом. В развернутых конституциях некоторых государств установлены охранительные конституционные нормы, запрещающие препятствовать обеспечению права на юридическую помощь. Напри-мер, в ст. 62 Конституции Республики Беларусь указано: "Противодей-ствие оказанию правовой помощи в Республике Беларусь запрещается" [66. С. 241].
В уголовном праве России отсутствует состав преступления, прямо пре¬дусматривающий уголовную ответственность за нарушение права на юридиче¬скую помощь. Однако существует возможность при-влечения к уголовной от¬ветственности должностного лица, нарушаю-щего право на юридическую помощь. Так, если должностное лицо ис-пользует свои служебные полномочия вопреки интересам службы, и при этом произошло нарушение права на юриди¬ческую помощь, то оно может быть привлечено к уголовной ответственности по ст. 285 УК РФ, как злоупотребившее должностными полномочиями.
Итак, согласно законодательству России, нарушение права на юридиче¬скую помощь влечет за собой уголовную, административную и иную ответст¬венность. Однако ответственность за нарушение права закреплена в охрани¬тельных нормах текущего законодательства и по-рой может быть выведена из нескольких статей, содержащихся в раз-личных нормативных актах. Например, в соответствии со ст. 48 Кон-ституции Российской Федерации, каждый имеет право на квалифици-рованную юридическую помощь. В соответствии со ст. 47 УПК РФ, обвиняемый имеет право пригласить защитника. Согласно ч. 7 ст. 49 УПК РФ, адвокат не вправе отказаться от принятой на себя защиты подозре¬ваемого или обвиняемого. В случае отказа адвоката от своей обязанности ока¬зать юридическую помощь, последний может лишить-ся статуса адвоката.
Меры защиты права на юридическую помощь. Необходимо заметить, что от юридической ответственности за наруше¬ние права на юридическую помощь необходимо отличать меры защиты данного права. Как указывают некоторые авторы: "Меры защиты ? это госу-дарственно-властная, принудительная деятельность, направленная на осуществление вос¬становительных задач ? на восстановление нару-шенного права" [67. С. 207].
В качестве примера меры защиты конституционного права на юридическую помощь явля¬ется случай, когда на стадии предваритель-ного следствия лицо не было обес¬печено юридической помощью. В этой ситуации доказательства, добытые в ходе расследования, признаются полученными с нарушением уголовно-процес¬суального закона, вследствие чего теряют всякую юридическую силу.
Следующей мерой защиты является отмена противозаконного акта, на¬рушающего право на юридическую помощь [139. С. 41]. Так, в случае наличия в норма¬тив¬ном акте положений, нарушающих право на юридическую помощь, послед¬ний должен быть отменен. Право отмены нормативного акта, вошедшего в противоречие с конституцией и, в частности, нарушающего право на юриди¬че¬скую помощь, возложено на Конституционный Суд Российской Федерации. Так, Конституционный Суд РФ в своем Постановлении "По делу о проверке конституционности ст. 1 и 21 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. "О государственной тайне" в связи с жалобами граждан В. М. Гурджиянца, В.Н. Синцова, В.Н. Бугрова и А.К. Никитина" [48], признал не соответствующей Кон¬ституции Российской Федерации ст. 21 Закона РФ "О государственной тайне" в смысле ограничения ею права на юридическую помощь.
Думается, что наличие приведенных гарантий права на юриди-ческую помощь на современном этапе не обеспечивает в полном объ-еме реализацию права на получение юридической помощи.
Представляется совершенно очевидным, что все многообразие данных проблем можно свести в две традиционные группы причин: объективные и субъективные. По нашему мнению, главной объективной причиной сложной ситуации с данным правом является многолетний экономический кризис в Рос¬сии. Его результатом явля-ется отсутствие в бюджете денег на юридические ну¬жды (о чем уже говорилось выше).
Серьезными причинами юридических проблем являются и ос-лабление российской государственности, массовое обнищание населения, рост соци¬аль¬ной дифференциации и напряженности в обществе.
Не менее важной причиной является несовершенство законода-тельства в области предоставления юридической помощи, а также не-соответствие законо¬дательства ряда субъектов Федерации федераль-ным нормативным актам. Дей¬ствую¬щее законодательство в сфере по-лучения юридической помощи пред¬ставляет собой систему преиму-щественно подзаконных актов и является, как правило, неэффектив-ной. Причины ? отсутствие концепции формирования но¬вого законо-дательства, т.е. целостного представления о содержа¬нии и сроках осу-ществления отдельных этапов его развития, а также о создании работы ме¬ханизма его обеспечения, отсутствие формализованного процесса законотвор¬чества, установленного федеральным законом, отсутствие полной, достоверной и своевременной информации о законопроектных работах вообще и в данной сфере в частности; отсутс¬твие системы объективных критериев оценки эффек¬тивности законодательства и деятельности государственных органов и должно-стных лиц по его применению.
Исходя из указанных проблем, можно сформулировать следую-щие за¬дачи, от решения которых зависит дальнейшее состояние дан-ного вопроса:
целенаправленное формирование законодательства Российской Федера¬ции, которое отвечало бы современным социально-экономи-ческим, полити¬че¬ским и правовым реалиям и которое должно осуще-ствляться как неотъем¬лемая часть правовой реформы;
разработка концепции формирования нового зако¬нодательства;
дальнейшее развитие поверенного законодательства в свете принятия За¬кона РФ «Об Адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федера¬ции»;
координация законопроектных работ в сфере предоставления юридиче¬ской помощи, осуществляемых различными органами, в пер-вую очередь Госу¬дарственной Думой;
организация и проведение независимой (в т.ч. международно-правовой) юридической экспертизы законопроектов, направленных на реализацию права на юридическую помощь;
включение законопроектов, направленных на урегулирование вопросов, связанных с получением юридической помощи, в число приоритетных;
создание научного центра для организации разработ¬ки фунда-ментальных проблем по предоставлению юридической помощи и коорди¬нации усилий в этой области иных исследовательских учреждений;
для формирования единого правового пространства в рам¬ках СНГ важно подготовить вместе с юристами этих стран модельные за-конодательные акты об обеспечении граждан юридической помощью.
В то же время не менее существенной проблемой в данной сфе-ре явля¬ется комплекс субъективных обстоятельств, тормозящих реали-зацию рассмат¬риваемого права. Заметим, что данную группу проблем упоминают в своих ра¬ботах большинство авторов.
Во главе указанной группы причин мы поставили бы проблему низкой правовой культуры должностных лиц, усугубляемую отсутст-вием реальной от¬ветственности за правонарушения. Последнее ведет к постоянному проявлению неуважения к праву, пренебрежению им. Наряду с этим не менее весомым вкладом в неразрешимость проблем является низкая правовая культура граж¬дан, которые не привыкли от-стаивать свои права в судебном или администра¬тивном порядке. По-следний факт объясняется недоверием к органам государст¬венной вла-сти и управления. Эта тенденция имеет мно¬говековую практику и прочно закрепилась в общественном сознании рос¬сийских граждан.
О пассивности россиян в вопросах получения юридической по-мощи сви¬детельствуют и результаты опросов. Так 32,5 % опрошенных вообще не имеют понятия, к кому можно обратиться за юридической помощью [222. С. 24].
Юридическая помощь является наиболее важной гарантией ох-раны субъ¬ективных прав, закрепленных Российским законодательст-вом. Причем сама юридическая помощь подлежит правовой охране посредством обеспечения иных субъективных прав.
Охрана права на юридическую помощь от противоправного по-ведения лиц, оказывающих юридическую помощь, является очень ак-туальной задачей. Представляется необходимым упорядочить россий-ский рынок юридических услуг, ввести его в цивилизованные, контро-лируемые государством рамки. В последнее время особую актуаль-ность приобретают вопросы осуществления контроля за деятельно-стью лиц, оказывающих юридическую помощь. В част¬ности, такой контроль особенно необходим за соблюдением этими лицами ус¬ловий и требований законодательства по предоставлению юридической по-мощи. Речь здесь идет не о требовании законодательства как о сово-купности отраслей права вообще, а только о том законодательстве, которое связано с ре¬гулированием деятельности по предоставлению юридических услуг. То есть должна быть подвергнута контролю дея-тельность по предоставлению юриди¬ческих услуг, а не само содержа-ние блага, предоставляемого данной услугой. Так, может контролиро-ваться лицо, предоставившее юридическую консульта¬цию ? в смысле наличия у него на это формальных прав (юридическое образо¬вание, лицензия и т.п.), но никак не само содержание этой консультации. Кон-троль должен производиться, прежде всего, в целях соблюдения законности при реализации этой деятельности, защиты прав и закон-ных интересов граждан и юридических лиц ? потребителей юридиче-ских услуг.
Контроль за деятельностью лиц, оказывающих юридическую помощь, осуществляется различными органами. Вместе с тем, очевид-но, что добиться желаемых результатов исключительно контролем за деятельностью лиц, нельзя. Необходим также и самоконтроль лиц, оказывающих юридическую помощь. Последнее выражается в необхо-димости их объединения в ассоциации, союзы на основе общности ин-тересов с целью выработки определенных морально-этических правил во взаимоотношениях с клиентами, друг с другом и т. д.
Охрана права на юридическую помощь производится также пу-тем уста¬новления юридической ответственности за нарушение данного конституцион¬ного права. Можно выделить конституционную, уголовную, административ¬ную и дисциплинарную ответственность за нарушение права на юридическую помощь.
Прямого упоминания о конституционной ответственности за нарушение права на юридическую помощь, как, впрочем, и иных субъ-ективных прав, в действующей Конституции Российской Федерации нет. Конституция возлагает на государство обязанность защиты прав и свобод человека и гражданина (ст. 2 Конституции Российской Федерации). Под защитой, в частности, понимается создание механизма охраны прав, т.е. возможности привлечения к юридиче¬ской ответственности субъектов, нарушающих конституционные права.
Отсутствие прямого указания о запрете нарушения права на юридиче¬скую помощь в Российской Конституции не является всеоб-щим правилом. В развернутых конституциях некоторых государств установлены охранительные конституционные нормы, запрещающие препятствовать обеспечению права на юридическую помощь. Напри-мер, в ст. 62 Конституции Республики Беларусь указано: "Противодей-ствие оказанию правовой помощи в Республике Беларусь запрещается" [66. С. 241].
В уголовном праве России отсутствует состав преступления, прямо пре¬дусматривающий уголовную ответственность за нарушение права на юридиче¬скую помощь. Однако существует возможность при-влечения к уголовной от¬ветственности должностного лица, нарушаю-щего право на юридическую помощь. Так, если должностное лицо ис-пользует свои служебные полномочия вопреки интересам службы, и при этом произошло нарушение права на юриди¬ческую помощь, то оно может быть привлечено к уголовной ответственности по ст. 285 УК РФ, как злоупотребившее должностными полномочиями.
Итак, согласно законодательству России, нарушение права на юридиче¬скую помощь влечет за собой уголовную, административную и иную ответст¬венность. Однако ответственность за нарушение права закреплена в охрани¬тельных нормах текущего законодательства и по-рой может быть выведена из нескольких статей, содержащихся в раз-личных нормативных актах. Например, в соответствии со ст. 48 Кон-ституции Российской Федерации, каждый имеет право на квалифици-рованную юридическую помощь. В соответствии со ст. 47 УПК РФ, обвиняемый имеет право пригласить защитника. Согласно ч. 7 ст. 49 УПК РФ, адвокат не вправе отказаться от принятой на себя защиты подозре¬ваемого или обвиняемого. В случае отказа адвоката от своей обязанности ока¬зать юридическую помощь, последний может лишить-ся статуса адвоката.
Меры защиты права на юридическую помощь. Необходимо заметить, что от юридической ответственности за наруше¬ние права на юридическую помощь необходимо отличать меры защиты данного права. Как указывают некоторые авторы: "Меры защиты ? это госу-дарственно-властная, принудительная деятельность, направленная на осуществление вос¬становительных задач ? на восстановление нару-шенного права" [67. С. 207].
В качестве примера меры защиты конституционного права на юридическую помощь явля¬ется случай, когда на стадии предваритель-ного следствия лицо не было обес¬печено юридической помощью. В этой ситуации доказательства, добытые в ходе расследования, признаются полученными с нарушением уголовно-процес¬суального закона, вследствие чего теряют всякую юридическую силу.
Следующей мерой защиты является отмена противозаконного акта, на¬рушающего право на юридическую помощь [139. С. 41]. Так, в случае наличия в норма¬тив¬ном акте положений, нарушающих право на юридическую помощь, послед¬ний должен быть отменен. Право отмены нормативного акта, вошедшего в противоречие с конституцией и, в частности, нарушающего право на юриди¬че¬скую помощь, возложено на Конституционный Суд Российской Федерации. Так, Конституционный Суд РФ в своем Постановлении "По делу о проверке конституционности ст. 1 и 21 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. "О государственной тайне" в связи с жалобами граждан В. М. Гурджиянца, В.Н. Синцова, В.Н. Бугрова и А.К. Никитина" [48], признал не соответствующей Кон¬ституции Российской Федерации ст. 21 Закона РФ "О государственной тайне" в смысле ограничения ею права на юридическую помощь.
Думается, что наличие приведенных гарантий права на юриди-ческую помощь на современном этапе не обеспечивает в полном объ-еме реализацию права на получение юридической помощи.
Представляется совершенно очевидным, что все многообразие данных проблем можно свести в две традиционные группы причин: объективные и субъективные. По нашему мнению, главной объективной причиной сложной ситуации с данным правом является многолетний экономический кризис в Рос¬сии. Его результатом явля-ется отсутствие в бюджете денег на юридические ну¬жды (о чем уже говорилось выше).
Серьезными причинами юридических проблем являются и ос-лабление российской государственности, массовое обнищание населения, рост соци¬аль¬ной дифференциации и напряженности в обществе.
Не менее важной причиной является несовершенство законода-тельства в области предоставления юридической помощи, а также не-соответствие законо¬дательства ряда субъектов Федерации федераль-ным нормативным актам. Дей¬ствую¬щее законодательство в сфере по-лучения юридической помощи пред¬ставляет собой систему преиму-щественно подзаконных актов и является, как правило, неэффектив-ной. Причины ? отсутствие концепции формирования но¬вого законо-дательства, т.е. целостного представления о содержа¬нии и сроках осу-ществления отдельных этапов его развития, а также о создании работы ме¬ханизма его обеспечения, отсутствие формализованного процесса законотвор¬чества, установленного федеральным законом, отсутствие полной, достоверной и своевременной информации о законопроектных работах вообще и в данной сфере в частности; отсутс¬твие системы объективных критериев оценки эффек¬тивности законодательства и деятельности государственных органов и должно-стных лиц по его применению.
Исходя из указанных проблем, можно сформулировать следую-щие за¬дачи, от решения которых зависит дальнейшее состояние дан-ного вопроса:
целенаправленное формирование законодательства Российской Федера¬ции, которое отвечало бы современным социально-экономи-ческим, полити¬че¬ским и правовым реалиям и которое должно осуще-ствляться как неотъем¬лемая часть правовой реформы;
разработка концепции формирования нового зако¬нодательства;
дальнейшее развитие поверенного законодательства в свете принятия За¬кона РФ «Об Адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федера¬ции»;
координация законопроектных работ в сфере предоставления юридиче¬ской помощи, осуществляемых различными органами, в пер-вую очередь Госу¬дарственной Думой;
организация и проведение независимой (в т.ч. международно-правовой) юридической экспертизы законопроектов, направленных на реализацию права на юридическую помощь;
включение законопроектов, направленных на урегулирование вопросов, связанных с получением юридической помощи, в число приоритетных;
создание научного центра для организации разработ¬ки фунда-ментальных проблем по предоставлению юридической помощи и коорди¬нации усилий в этой области иных исследовательских учреждений;
для формирования единого правового пространства в рам¬ках СНГ важно подготовить вместе с юристами этих стран модельные за-конодательные акты об обеспечении граждан юридической помощью.
В то же время не менее существенной проблемой в данной сфе-ре явля¬ется комплекс субъективных обстоятельств, тормозящих реали-зацию рассмат¬риваемого права. Заметим, что данную группу проблем упоминают в своих ра¬ботах большинство авторов.
Во главе указанной группы причин мы поставили бы проблему низкой правовой культуры должностных лиц, усугубляемую отсутст-вием реальной от¬ветственности за правонарушения. Последнее ведет к постоянному проявлению неуважения к праву, пренебрежению им. Наряду с этим не менее весомым вкладом в неразрешимость проблем является низкая правовая культура граж¬дан, которые не привыкли от-стаивать свои права в судебном или администра¬тивном порядке. По-следний факт объясняется недоверием к органам государст¬венной вла-сти и управления. Эта тенденция имеет мно¬говековую практику и прочно закрепилась в общественном сознании рос¬сийских граждан.
О пассивности россиян в вопросах получения юридической по-мощи сви¬детельствуют и результаты опросов. Так 32,5 % опрошенных вообще не имеют понятия, к кому можно обратиться за юридической помощью [222. С. 24].
Юридическая помощь является наиболее важной гарантией ох-раны субъ¬ективных прав, закрепленных Российским законодательст-вом. Причем сама юридическая помощь подлежит правовой охране посредством обеспечения иных субъективных прав.
Коментариев: 0 | Просмотров: 43 |
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
Другие новости по теме:
- Юридическая помощь лицу, привлекаемому к конституционной ответственности
- ПРАВО НА ЮРИДИЧЕСКУЮ ПОМОЩЬ: КОНСТИТУЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ
- Юридическая помощь лицу, привлекаемому к уголовной ответственности
- Право на получение юридической помощи как одно из основных конститу ...
- Реализация права на юридическую помощь
-
Напечатать Комментарии (0)
ЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:
- Уголовно-правовая
- Гражданско-правовая
- Государственно-правовая
РАЗНОЕ:
- Административно-государственное управление в странах запада: США, Великобритания, Франция, Германия (Василенко И. А.)
- Государственное управление и государственная служба за рубежом (В.В.Чубинский)
- Деятельность органов местного самоуправления в области охраны окружающей среды в Российской Федерации (Алексеев А.П.)
- Законодательный процесс. Понятие. Институты. Стадии. (Васильев Р.Ф.)
- Иностранное конституционное право (В.В.Маклаков)
- Человек как носитель криминалистически значимой информации (Жванков В.А.)
- Криминалистическая характеристика преступных групп (Быков В.М.)
- Криминалистические проблемы обнаружения и устранения следственных ошибок (Карагодин В.Н., Морозова Е.В.)
- Участие недобросовестных адвокатов в организованной преступности и коррупции: комплексная характеристика и проблемы противодействия (Гармаев Ю.П.)
- В поисках истины (Ищенко Е. П., Любарский М. Г.)
- Деятельность экспертно-криминалистических подразделений органов внутренних дел по применению экспертно-криминалистических методов и средств в раскрытии и расследовании преступлений (В. А. Снетков)
- Теория и практика проверки показаний на месте (Л.Я. Драпкин, А.А. Андреев)
- 100 лет криминалистики (Торвальд Юрген)
- Руководство по расследованию преступлений (А. В. Гриненко)
- Осмотр места происшествия (А.И. Дворкин)
- Конституция России: природа, эволюция, современность (С.А.Авакьян)
- Конституционное правосудие. Судебное конституционное право и процесс (Н.В. Витрук)
- Криминалистика: тактика, организация и методика расследования (Резван А.П., Субботина М.В., Харченко Ю.В.)
- Криминалистика. Проблемы и мнения (1962-2002) (Бахин В.П.)
- Криминалистика: проблемы, тенденции, перспективы (Белкин Р. С.)
- Криминалистика: проблемы сегодняшнего дня (Белкин Р. С.)
- Российское законодательство на современном этапе (Н.А.Васецкий, Ю.К.Краснов)
- Права человека (Е. А. Лукашева)
- Справочник прокурора (Трикс А.В.)
- Правовые позиции Конституционного Суда России (Лазарев Л.В.)
- Проблемы уголовного наказания в теории, законодательстве и судебной практике (В. К. Дуюнов)
- Практика применения уголовного кодекса (А.В. Наумов)
- Уголовные преступления и наказания (А.Б. Смушкин)
- Экономические преступления (Волженкин Б. В.)
- Гарантии прав участников уголовного судопроизводства Российской Федерации (Волколуп О.В., Чупилкин Ю.Б.)
- Меры пресечения в российском уголовном процессе (Михайлов В.А.)
- Отказ от обвинения в системе уголовно-процессуальных актов (Землянухин А.В.)
- Типология уголовного судопроизводства (Смирнов А.В.)
- Учение об объекте преступления (Г.П. Новоселов)
- Дифференциация уголовной ответственности (Лесниевски-Костарева Т. А.)
- Теория доказательств (Владислав Лоер)
- Искусство защиты в суде присяжных (Мельник В.В.)
- Субъективное вменение и его значение в уголовном праве (В. А. Якушин)
- Психология преступника и расследования преступлений (Антонян Ю.М., Еникеев М.И., Эминов В.Е.)
- Курс международного уголовного права (Э.Нарбутаев, Ф.Сафаев) (Республика Узбекистан)
- Деятельное раскаяние в совершенном преступлении (Щерба C., Савкин А.В.)
- Право на юридическую помощь: конституционные аспекты (Р.Г. Мельниченко)
- Юридический статус личности в России (Воеводин Л.Д.)
- Российское гражданство (Кутафин)
- Законность в Российской Федерации (Тихомиров Ю. А., Сухарев А. Я., Демидов И. Ф.)
- Экономическое правосудие в России: прошлое, настоящее, будущее (М.И. Клеандров)
- Третья власть в России. Очерки о правосудии, законности и судебной реформе 1990-1996 гг. (Бойков А.Д.)
- Закон: создание и толкование (Пиголкин А.С.)
- Актуальные вопросы уголовного процесса современной России
- Уголовно-правовое регулирование. Механизм и система. (Н.М.Кропачев)
- Уголовно-правовая политика и пути ее реализации (Беляев Н. А.)
- Практика уголовного сыска (В.Румянцев, В.Перевертов)
- Судебная экспертиза (экспертология) (В.А.Назаров)
- Адвокатура и власть (Бойков А.Д.)
- Справочник адвоката: Консультации, защита в суде, образцы документов (Данилов Е.П.)
ДРУЗЬЯ САЙТА:
Библиотека документов юриста
СЧЕТЧИКИ: