Сегодня
НАВИГАЦИЯ:
ЮРИДИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ:
РАЗНОЕ:
РЕКЛАМА:
АРХИВ НОВОСТЕЙ:
Понятие открытия. Объекты открытия
  Советское гражданское право | Автор: admin | 30-11-2010, 17:41
В соответствии с ч. 1 п. 10 Положения об открытиях, изобретениях и рационализаторских предложениях ' открытием «...признается установление неизвестных ранее объективно существующих закономерностей, свойств и явлений материального мира, вносящих коренные изменения в уровень познания».
Из приведенного легального определения открытия видно, что оно характеризуется следующими признаками. Во-первых, заявленное научное положение должно быть признано открытием. Акт признания исходит от Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий 2 в виде регистрации его в Государственном реестре открытий СССР и выдаче автору (соавторам) диплома на открытие, а организации свидетельства, если открытие было сделано в связи с выполнением служебного задания. Во-вторых, объективно существующие закономерности, свойства или явления материального мира считаются установленными не при простом их обнаружении, фиксировании, а когда они теоретически или экспериментально доказаны. В-третьих, заявленное положение в качестве открытия должно быть ранее неизвестно, т. е. абсолютно новым с учетом мировых сведений. В-четвертых, не любые объективно существующие закономерности, свойства или явления материального мира признаются открытием, а только те, которые вносят коренные изменения в уровень познания, т. е. несут знания фундаментального порядка. Как известно, такие знания дают либо новое направление в науке, изменяют или пересматривают общепризнанные научные направления, либо на их основе создаются новые методы исследования, «пионерские» изобретения. Следует иметь в виду, что открытия в области общественных наук, географии, археологии, палеонтологии, а также открытия месторождений полезных ископаемых не признаются охраноспособными (ч. 2 п. 10 Положения).
К объектам открытия относятся: закономерность, свойство и явление.
Закономерность материального мира, как объект от-'крытия,— это существующая устойчивая связь между явлениями или свойствами материального мира. Она должна не констатировать случайные связи каких-либо явлений или свойств, а устанавливать причинно-следственный характер прочных, устойчивых, повторяющихся связей. Закономерность — это проявление действия объективного закона. Например: «Установлена ранее неизвестная закономерность движения заряженных частиц в совокупности магнитного и быстропеременного электрического поля с постоянными или медленно меняющимися параметрами, состоящая в автоматическом возникновении и поддержании синхронизма между частотой обращения частиц и частотой колебаний ускоряющего электрического поля» (Диплом на открытие № 10) '.
Коментариев: 0 | Просмотров: 20 |
Защита авторских прав
  Советское гражданское право | Автор: admin | 30-11-2010, 17:39
Советское государство осуществляет дальнейшее расширение и укрепление прав авторов произведений творчества, совершенствует юридические и иные средства охраны и защиты этих прав.
Конституция СССР (ст. ст. 7, 51) предоставила право творческим работникам объединяться в общественные организации, одной из важнейших задач которых является охрана, а в необходимых случаях —защита авторских прав членов этих организаций. Такую задачу выполняет Союз писателей СССР, Союз художников СССР,, Союз композиторов СССР, Союз журналистов СССР, Союз архитекторов СССР, Союз кинематографистов СССР. Защита авторских прав иностранцев осуществляется «Инюрколлегией». В деле охраны и защиты авторских прав советских и иностранных авторов как в СССР, так и за рубежом ведущая роль принадлежит Всесоюзному агентству по авторским правам (ВААП), учрежденному в 1973 г. названными творческими Союзами в области литературы и искусства, Академией наук СССР, министерствами и госкомитетами, Агентством печати «Новости» (АПН) и другими государственными организациями, использующими произведения научного, литературного и художественного творчества. ВААП обеспечивает соблюдение авторских прав советских и иностранных авторов и их правопреемников при использовании произведений науки, литературы и искусства на территории СССР, а также при использовании произведений советских авторов за рубежом, содействует созданию наиболее благоприятных правовых условий, моральных и материальных предпосылок для плодотворного труда деятелей науки, литературы и искусства; содействует расширению международного сотрудничества в области науки, культуры, ознакомлению народов других стран с лучшими произведениями советской литературы, науки и искусства и развитию обмена ценностями культуры. Деятельность ВААП по охране и защите прав авторов осуществляется в таких важнейших формах: в принятии необходимых мер по предотвращению нарушений и восстановлению нарушенного авторского права; в посредничестве при заключении договоров с иностранными юридическими и физическими лицами об использовании произведений советских авторов за рубежом и об использовании в СССР произведений иностранных авторов; в получении и выплате по принадлежности авторского гонорара, причитающегося по договорам (контрактам) об использовании произведений советских авторов за рубежом и иностранных авторов — в СССР, заключенным при посредничестве ВААП или непосредственно Агентством; в получении и выплате гонорара, причитающегося советским и иностранным авторам и их правопреемникам за иные виды использования их произведений в СССР и за рубежом;
в участии в работе международных неправительственных организаций, международных конференциях и совещаниях по вопросам авторского права; в участии в подготовке и заключении международных соглашений и договоров о взаимной охране авторских прав, в обмене с соответствующими зарубежными организациями на основе взаимности и в соответствии с заключенными рабочими соглашениями информацией по вопросам учёта авторов и произведений, документацией и другими материалами, необходимыми для обеспечения охраны авторских прав;
в изучении практики применения советского законодательства об авторском праве, а также зарубежного законодательства об авторском праве и практики его применения в области международной охраны авторских прав;
в разработке предложений по совершенствованию советского законодательства об авторском праве, а также в координации деятельности советских организаций в области охраны авторских прав; в издании в пределах своей
компетенции на основании и во исполнение действующего законодательства СССР инструкций и разъяснении по вопросам авторского права.
В Уставе ВААП (ст. 2) содержится санкционированное правительством СССР правило, согласно которому право на использование за пределами СССР произведений советских авторов и приобретение прав на произведение иностранных авторов для использования их на территории СССР может быть предоставлено авторами или их правопреемниками только через ВААП, за исключением случаев, специально оговоренных в законе. Верховный Суд СССР дал разъяснение всем судам, в соответствии с которым при рассмотрении споров, вытекающих из авторского права, нарушение указанного правила влечет за собой недействительность сделки 1.
Защита авторских прав осуществляется также в административном порядке, т. е. путем удовлетворения законных требований авторов органами Госкомиздата, Госкино, Министерства культуры и других ведомств, предприятия и организации которых используют произведения этих авторов.
В зависимости от характера посягательства на авторские права к правонарушителям могут быть применены меры уголовной или гражданской ответственности.
Уголовная ответственность предусмотрена: 1) за плагиат, т. е. выпуск под своим именем или иное присвоение авторства на чужое произведение науки, литературы или искусства; 2) за незаконное воспроизведение или распространение такого произведения (ст. 136 УК УССР, ст. 141 ГК РСФСР). Кроме того, в УК РСФСР установлена ответственность за принуждение к соавторству.
Среди судебных способов защиты авторских прав преобладающим является гражданско-правовой, поскольку именно он позволяет защитить как личные неимущественные, так и имущественные права автора.
При создании произведений науки, литературы или искусства у его автора возникает ряд субъективных авторских прав, охраняемых гражданским законом. Так, находятся под охраной при жизни автора такие важнейшие личные неимущественные права, как неприкосновенность произведения и имя его автора (ст. 476 ГК УССР, ст. 480 ГК РСФСР). Охрана неприкосновенности произведения по указанию автора осуществляется после его смерти лицом, на которое он возложил эту обязанность, а при отсутствии такого указания — наследниками, а также организациями, на которые возложена охрана авторских прав (ст. 478 ГК УССР, ст. 481 ГК РСФСР). Кроме того, ст. 497 ГК УССР (ст. 499 ГК РСФСР) предусматривает защиту личных неимущественных прав автора в случае использования произведения другими лицами без договора с автором или правопреемником (ст. 485 ГК УССР, ст. 488 ГК РСФСР), при несоблюдении условий использования произведений без согласия автора (ст. ст. 489, 490 ГК УССР, ст. ст. 492, 495 ГК РСФСР). Способами защиты нарушенных личных прав автора являются: а) восстановление этих прав (путем внесения соответствующих исправлений, публикации в печати или сообщения иным способом о допущенном нарушении), б) запрещение выпуска в свет либо в) прекращение его распространения.
Коментариев: 0 | Просмотров: 19 |
Авторские договоры
  Советское гражданское право | Автор: admin | 30-11-2010, 17:32
Для опубликования или иного распространения творческого произведения автор может прибегнуть к сотрудничеству со специальными издательскими, постановочными, киносъемочными или иными организациями, которые призваны осуществлять в нашем обществе широкое использование продуктов духовного производства. Правовой формой таких отношений сотрудничества и служит соответствующий авторский договор. Чаще всего авторский договор заключается на готовое произведение. Однако закон не запрещает авторские договоры и на такие произведения, которые не созданы еще автором. В таком случае речь идет о соответствующем заказе автору на то или иное произведение, которое ему предстоит создать на определенную в договоре тему.
Субъектами авторского договора могут быть, с одной стороны, авторы или их правопреемники, с другой стороны — соответствующие организации.
Условия и порядок заключения авторских договоров регламентируются изданными в установленном порядке типовыми авторскими договорами.
В соответствии с предписаниями ст. 500 ГК УССР, ст. 503 ГК РСФСР авторские договоры могут быть двух типов: авторский договор о передаче произведения для использования и авторский лицензионный договор. Под 'авторским договором о передаче произведения для использования понимается такой договор, по которому автор или его правопреемник передает либо же автор обязуется создать и в установленный договором срок передать произведение организации для использования его обусловленным в договоре способом, а организация обязуется осуществить или же в установленный договором срок начать такое использование и уплатить автору или его правопреемнику вознаграждение, кроме случаев, указанных в законе.
Основные виды авторских договоров о передаче произведения для использования перечисляются в ст. 501 ГК УССР, ст. 504 ГК РСФСР. К ним относятся: а) договор об издании или переиздании произведения в оригинале (издательский договор); б) договор о публичном исполнении неопубликованного произведения (постановочный договор); в) договор об использовании неопубликованного произведения в кино- или телевизионном фильме (сценарный договор), в радио- или телепередаче;
г) договор о создании произведения изобразительного искусства с целью публичного выставления (договор художественного заказа); д) договор об использовании в промышленности неопубликованного произведения декоративно-прикладного искусства; е) другие договоры о передаче произведений науки, литературы или искусства для использования каким-либо иным способом.
Лицензионным считается такой авторский договор, по которому автор первого произведения разрешает перевести его на другой язык или переделать его в другой вид произведения. Видами лицензионного авторского договора являются: а) договор о предоставлении права перевода творческого произведения на другой язык;
б) договор о разрешении переделки повествовательного литературного произведения в драматическое; в) договор о переделке повествовательного произведения литературы в кино- или телесценарий; г) договор о переделке драматического или сценарного произведения в повествовательное произведение.
Общие требования, предъявляемые законом к любому авторскому договору, состоят в том, что согласие автора, данное им при заключении договора, не может быть отменено односторонне; что произведение, переданное автором по договору, не может быть им предоставлено в пользование третьих лиц без письменного согласия другой стороны; что условия договора обязательны для автора только на протяжении срока действия авторского договора, который не может превышать трех лет.
Авторские договоры заключаются на основе типовых договоров, однако в силу ст. 503 ГК УССР, ст. 506 ГК РСФСР авторский договор может содержать и условия, не предусмотренные типовым договором, с тем чтобы условия заключенного с автором договора не ухудшали его положение по сравнению с правилами, установленными в законе или в типовом договоре. Такие условия признаются недействительными и заменяются условиями, установленными законом или типовым договором.
Основной обязанностью автора по издательскому договору является предоставление обусловленной договором рукописи произведения в установленный срок и в пригодном для печати виде. В свою очередь издательство обязано принять от автора или его правопреемника рукопись произведения, изучить его и в установленный договором срок сообщить автору, соответствует ли оно условиям договора. Такое сообщение издательства может
быть: об одобрении представленного произведения, о необходимости доработать его либо же об отклонении представленной рукописи, как. не соответствующей условиям договора. Если отклонение представленного автором произведения произошло хотя и по зависящим от него причинам, но не в связи с его недобросовестным отношением к выполнению взятых на себя обязанностей, издательство не может предъявить автору каких-либо претензий, в том числе и по возврату выплаченной ему части вознаграждения. Издательский договор может быть заключен и на издание печатным способом произведений изобразительного искусства.
Коментариев: 0 | Просмотров: 25 |
Права автора произведения науки, литературы и искусства
  Советское гражданское право | Автор: admin | 30-11-2010, 17:30
Возникновение широкого круга субъективных авторских прав непосредственно связано с фактом творческого создания произведения тем или иным автором. Личные неимущественные права авторов относятся к категории абсолютных прав. Имущественные права авторов относятся к категории относительных, поскольку они возникают и осуществляются, как правило, на основе соответствующих авторских договоров.
Именно из факта творческого создания произведения науки, литературы или искусства вытекает прежде всего признание государством и обществом авторства на творческое произведение. Право авторства — это право признаваться и соответственно упоминаться в качестве автора, т. е. создателя того или иного творческого произведения.
К личным правам автора относятся: право на первое опубликование, право на неприкосновенность созданного произведения, право на переиздание или иное повторение произведения и др. В качестве самостоятельного авторского права можно назвать и право на авторское имя, под которым понимается право автора опубликовать свое произведение под собственным полным или же сокращенным действительным именем, под псевдонимом либо же без указания имени (анонимно).
Авторское право на опубликованное произведение состоит в том, что только автору принадлежит право решать вопрос о пригодности созданного им произведения для доведения его до сведения неопределенного круга лиц. Под опубликованием понимается издание произведения печатным способом, публичное исполнение, показ или сообщение неопределенному кругу лиц каким-либо иным дозволенным законом способом (ст. 473 ГК УССР, ст. ст. 476 ГК РСФСР). Поскольку это право автор может реализовать, как правило, на основе соответствующего договора, суждение о готовности созданного им произведения для обнародования может быть высказано и другой стороне в договоре.
Выпущенное в свет (опубликованное) произведение не может быть без согласия автора изменено, дополнено, повторно издано, снабжено какими бы то ни было предисловиями или послесловиями, иллюстрациями и рисунками. В этом и состоит право автора на неприкосновенность созданного им произведения. Только автор имеет право совершенствовать, сокращать или же иным спо-сйбом изменять свое произведение. Это не препятствует праву других лиц создавать на ту же тему иные самостоятельные творческие произведения. Однако переделка повествовательного произведения в драматическое или в сценарий и наоборот (ст. 489 ГК УССР, ст. 492 ГК РСФСР), а также переработка драматического произведения в сценарий и наоборот требуют согласия автора заимствуемого произведения.
Особые правила установлены законом для перевода творческих произведений. В соответствии с предписаниями ст. 487 ГК УССР, ст. 490 ГК РСФСР переводчику принадлежит авторское право на сделанный им перевод произведения другого автора. Творческая заслуга переводчика состоит в том, что он воспроизводит содержание и особенности внутренней формы готового произведения на другом языке. До июня 1973 г. советское законодательство разрешало перевод произведения на любой язык без согласия автора, но с уведомлением его об этом. В связи с присоединением к Всемирной конвенции об авторском праве и необходимостью правовой охраны советских произведений за рубежом Президиум Верховного Совета СССР своим Указом от 21 февраля 1973 г. установил правило о том, что любое использование творческого произведения, в том числе и перевод его на другой язык, может иметь место не иначе, как на основе соответствующего договора с автором или его правопреемником, кроме случаев, установленных законом 1.
По общему правилу, под использованием произведения, которое не может иметь места без разрешения автора или его правопреемника, понимаются такие действия, которые имеют своей целью извлечение каких-либо доходов или же достижение иных общественно значимых целей. Поэтому использование любого опубликованного произведения для удовлетворения своих личных потребностей, без извлечения каких-либо доходов, закон не связывает с получением разрешения автора. Конкретные случаи использования произведения без согласия автора предусмотрены законом. Все они подразделяются на два вида и распространительному толкованию не подлежат.
В соответствии со ст. 490 ГК УССР, ст. 495 ГК РСФСР использование произведения без согласия автора, но с выплатой ему авторского вознаграждения допускается в случаях: а) публичного исполнения выпущенных в свет произведений. Однако, если с посетителей не взимается плата за это, авторское вознаграждение может быть выплачено только в случаях, установленных правительством союзной республики; б) записи с целью публичного воспроизведения или распространения выпущенных в свет произведений на пленку, пластинку, магнитофонную ленту или иное устройство, за исключением использования произведений в кино, по радио или телевидению для информации; в) использования композитором изданных литературных произведений для создания музыкальных произведений с текстом; г) использования произведений изобразительного искусства, а также фотографических произведений в промышленных изделиях.
Коментариев: 0 | Просмотров: 34 |
Субъекты авторского права
  Советское гражданское право | Автор: admin | 30-11-2010, 17:29
Субъектом авторского права признается лицо, чьим творческим трудом создано произведение науки, литературы или искусства, т. е. автор такого произведения. Ст. ст. 97 Основ гражданского законодательства, 474 ГК УССР, 477, 478 ГК РСФСР содержат правило, согласно которому авторское право на произведение, впервые выпущенное в свет на территории СССР либо не выпущенное в свет, но находящееся на территории СССР в какой-либо объективной форме, признается за автором и его наследниками независимо от их гражданства, а также за иными правопреемниками автора.
Авторское право признается также за гражданами СССР, произведения которых впервые выпущены в свет или находятся в какой-либо объективной форме на территории иностранного государства. Иностранные граждане приобретают авторское право в указанном случае только в соответствии с международными договорами и соглашениями, в которых участвует СССР *. Понятие выпуска произведения в свет на территории иностранного государства определяется этими договорами или соглашениями.
В соответствии со ст. 100 Основ гражданского законодательства, ст. ст. 480 ГК УССР и 484 ГК РСФСР авторское право признается также за юридическими лицами в случаях и пределах, установленных законодательством Союза ССР и гражданскими кодексами УССР и РСФСР.
У государства авторское право может возникнуть в случае выкупа этого права у автора или его наследников (ст. 106 Основ гражданского законодательства, ст. ст. 498 ГК УССР, 501 ГК РСФСР), при объявлении произведения достоянием государства (ст. 499 ГК УССР, ст. 502 ГК РСФСР), при наследовании (ст. 494 ГК УССР, ст. 496 ГК РСФСР)Способность к творческой деятельности признается за всеми гражданами, независимо от возраста, состояния здоровья и т. д. Малолетние также становятся субъектами авторского права в случаях создания ими произведений науки, литературы или искусства. Осуществлять авторские правомочия такие авторы могут в соответствии с нормами, устанавливающими объем гражданской дееспособности.
Нередки случаи создания произведений науки, литературы или искусства не одним, а двумя или несколькими лицами, которые признаются соавторами произведения. В ст. 99 Основ гражданского законодательства, ст. ст. 479 ГК УССР, 482 ГК РСФСР говорится: «Авторское право на произведение, созданное совместным трудом двух или более" лиц (коллективное произведение), принадлежит соавторам совместно, независимо от того, образует ли такое произведение одно неразрывное целое или состоит из частей, каждая из которых имеет также и самостоятельное значение».
Принято различать две формы соавторства: нераздельное и раздельное.
Под нераздельным следует понимать соавторство, при котором совместная творческая деятельность двух или более лиц обусловливает создание общего для них произведения науки, литературы или искусства. В таком произведении невозможно установить, труд какого соавтора привел к появлению какой части произведения. Так, никто не может сказать, что в «Двенадцати стульях» написано И. Ильфом, а что Е. Петровым. Они соавторы всего произведения и нераздельность их соавторства обусловливается нераздельностью их творческой деятельности.
Раздельное соавторство имеет место, когда общее произведение создается двумя или несколькими лицами посредством творческого взаимопроникающего соединения двух или нескольких самостоятельных произведений. Например, в результате творческой деятельности поэта Н. Н. Добронравова и композитора А. Н. Пахмутовой был создан песенный цикл «Созвездие Гагарина». Связав воедино стихи и музыку, поэт и композитор, оставаясь авторами соответственно стихов и музыки, создали единое сложное произведение, стали соавторами песенного цикла.
Коментариев: 0 | Просмотров: 16 |
ukrstroy.biz
ЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:
РАЗНОЕ:
ДРУЗЬЯ САЙТА:

Библиотека документов юриста

СЧЕТЧИКИ: