Сегодня
НАВИГАЦИЯ:
ЮРИДИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ:
РАЗНОЕ:
РЕКЛАМА:
АРХИВ НОВОСТЕЙ:
Формы и виды государственного страхования
  Советское гражданское право | Автор: admin | 30-11-2010, 09:06
Ст. 78 Основ гражданского законодательства (ст. 369 ГК УССР, 386 ГК РСФСР) предусматривает возможность двух форм государственного страхования: обязательного и добровольного. Применение той или иной формы обусловлено различием оснований возникновения правоотношения по страхованию. Обязательное страхование возникает независимо от воли и желания сторон, непосредственно из закона и потому не оформляется договором либо основывается на договоре, заключение которого необходимо в силу закона. Обязательность этой формы страхования обусловлена повышенной заботой государства об интересах граждан при определенных обстоятельствах.
Основанием добровольного страхования служит соглашение сторон, оформляемое договором. Условия добровольного страхования определены законом, однако решение вопроса о возможности заключения договора предоставлено его субъектам. В зависимости от объекта страхования оно подразделяется на имущественное и личное страхование. Подразделение на эти виды государственного страхования вытекает из ст. 79, 80 Основ гражданского законодательства и ст. ст. 370, 371 ГК УССР, ст. ст. 381, 388 ГК РСФСР.
К имущественному страхованию относится обязательное страхование имущества колхозов, страхование строений, животных, домашнего имущества и средств транспорта, принадлежащих гражданам, страхование имущества кооперативных и общественных организаций. По общему правилу государственное имущество не подлежит страхованию. В случае гибели его от случайных событий его восстановление осуществляется за счет средств государственного бюджета или специальных средств хозяйственных организаций. Однако имущество, принятое государственными организациями от граждан на хранение, комиссию, ремонт и т. д., может быть застраховано в добровольном порядке. Кроме того, подлежит обязательному страхованию государственное имущество, переданное в пользование, аренду гражданам или частным религиозным организациям і. Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 1 июня 1978 г. «О совершенствовании порядка возмещения потерь совхозов и других государственных предприятий от стихийных бедствий и иных неблагоприятных условий»2 с 1 января 1979 г. введено также обязательное страхование имущества совхозов и других государственных сельскохозяйственных предприятий системы Министерства сельского хозяйства СССР.fbe45dd4cb706d00a101e11479760eae.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 202 |
Социально-экономическая сущность и значение государственного страхования в СССР
  Советское гражданское право | Автор: admin | 30-11-2010, 09:06
Страхование в СССР — система мер, направленных на обеспечение интересов отдельных граждан, социалистических организаций и общества в целом при возникновении ущерба в результате стихийных бедствий, несчастных случаев и некоторых других обстоятельств.
Имуществу граждан и социалистических организаций может быть причинен ущерб в результате различных стихийных явлений природы, несчастных случаев и других указанных в законе событий. В целях ликвидации таких вредных последствий государство берет на себя заботу по полному или частичному устранению материального ущерба. С этой целью создается специальный страховой фонд, являющийся источником возмещения случайно возникающих имущественных потерь, а также источником обеспечения граждан на случай наступления указанных в законе событий. Этот фонд является централизованным и создается за счет денежных взносов граждан и организаций, страхующих различные объекты. Наличие этого фонда денежных средств позволяет сразу, при наступлении вышеуказанных последствий, производить выплаты в возмещение возникших убытков. Организация государственного страхования в соответствии со ст. 131 Конституции СССР отнесена к ведению Союза ССР в лице Совета Министров СССР. Это означает, что Советскому государству принадлежит исключительное право проведения всех страховых операций — государственная страховая монополия, начало которой было положено еще декретом Совнаркома РСФСР от 28 ноября 1918 г. «Об организации страхового дела в Российской республике» ', ликвидировавшим все частные страховые компании в нашей стране. Осуществляется государственная страховая монополия Главным управлением государственного страхования СССР (Госстрах СССР), состоящим при Министерстве финансов СССР 2. Госстрах СССР действует на началах хозяйственного расчета, на него возложено общее руководство страховым делом (издание правил, инструкций, координирование работы органов Госстраха на местах, методологическое руководство работой этих органов и контроль за их деятельностью). Госстрах СССР выполняет и некоторые конкретные страховые операции (например: страхование пассажиров на железнодорожном транспорте, страхование работников за счет средств предприятий союзного подчинения). В союзных республиках государственное страхование осуществляется главными управлениями государственного страхования при республиканских министерствах финансов3. Республиканский Госстрах является хозрасчетной, самостоятельной, единой организацией, действующей на правах юридического лица.
Осуществление операций по страхованию на местах возложено на органы республиканского Госстраха: управления в автономных республиках, краях, областях и городах республиканского подчинения и страховые инспекции в районах и городах. Кроме того, для выполнения операций по страхованию, связанных с внешней торговлей и морскими перевозками, в составе Министерства финансов СССР действует специальное управление — Управление иностранного государственного страхования СССР (Ингосстрах).be3a95e08ddb8473268ccb5681dfa0cf.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 94 |
Права и обязанности сторон. Ответственность сторон
  Советское гражданское право | Автор: admin | 30-11-2010, 09:05
Договор экспедиции является двусторонним, следовательно, обе стороны, в силу заключенного договора, становятся взаимно обязанными.
Этим обязанностям корреспондируют и взаимные права.
Обязанность экспедитора — совершение всех действий, связанных с получением грузов либо с отправкой грузов. Эта общая и характерная для всех договоров экспедиции обязанность в каждом отдельном случае конкретизируется и дополняется целым рядом других смежных или вспомогательных обязанностей. Так, экспедитор должен своевременно информировать клиента о прибывших в его адрес грузах, принимать меры к сохранности при их доставке с места прибытия на склад клиента и т. п. При получении прибывших грузов экспедитор должен действовать так, как бы поступал сам клиент, например требовать составления коммерческого акта в случаях, предусмотренных Уставом железных дорог СССР. Соглашением сторон на экспедитора может быть возложена дополнительная обязанность по упаковке, маркировке прибывших или отправляемых грузов.
Экспедитор обязан производить своевременно за счет клиента все причитающиеся транспортным организациям платежи. Являясь представителем клиента, экспедитор обязан совершать все необходимые действия для полного и своевременного выполнения экспедиционной операции.
Экспедитор имеет право на получение причитающегося ему вознаграждения, а также возмещения всех расходов, понесенных им в процессе выполнения поручения, поскольку эти расходы вызывались обстоятельствами, связанными с выполнением экспедиционной операции.
Основная обязанность клиента заключается в производстве указанных платежей. Размер вознаграждения определяется надлежаще утвержденными тарифами, а при их отсутствии — соглашением сторон. Он обязан также возместить экспедитору указанные выше расходы. Вместе с тем, в соответствии с заключенным договором, у клиента могут быть и другие обязанности, способствующие экспедитору выполнить поручение. В частности, он обязан своевременно передать экспедитору грузы, подлежащие отправке, а также принять грузы, полученные экспедитором для него. Он должен также передать экспедитору документацию и все нео&ходимые сведения для отгрузки или получения груза.
Обязательства сторон обеспечиваются на случай их виновного неисполнения денежными санкциями, предусмотренными в соответствующих правилах. Кроме того, в этих случаях могут наступить последствия и по общим нормам обязательственного права (ст. ст. 203—215 ГК).

60dcb7169f126144ddf8dd79691162ab.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 96 |
Форма и срок договора
  Советское гражданское право | Автор: admin | 30-11-2010, 09:04
Поскольку экспедиционные функции выполняются Социалистическими организациями, их отношения с клиентурой оформляются письменными договорами. Это особенно важно, когда отношения между сторонами имеют устойчивый и длительный характер. И лишь в случае разового поручения отношения оформляются письмом-заявкой клиента экспедитору.
Экспедитор должен быть снабжен надлежаще оформленной доверенностью, подтверждающей его право выступать от имени клиента. Доверенность не заменяет договора, но, как и всякая доверенность, она подтверждает наличие поручения на совершение от имени лица, выдавшего доверенность, определенных действий.
Договоры экспедиции заключаются на определенный срок, продолжительность которого зависит от характера отношений между экспедитором и клиентом. Если предметом договора является одна экспедиционная операция (например, отправка какого-нибудь груза), с исполнением которой отношения сторон прекращаются, то срок договора, обычно непродолжительный, определяется временем, необходимым для совершения этой операции (разовый договор). Если же отношения между экспедитором и клиентом носят длительный и постоянный характер и экспедиционные операции совершаются в течение значительного времени, стороны заключают годовой договор экспедиции. В этом договоре предусматриваются и частные сроки для совершения отдельных экспедиционных операций, зависящих от конкретных условий деятельности клиента.
Договором предусматриваются также сроки производства расчетов клиента с экспедитором и последствия просрочки.
ba789d86cf76446eac8250f35d574187.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 83 |
Понятие договора экспедиции
  Советское гражданское право | Автор: admin | 30-11-2010, 09:04
По договору экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется по заданию, от имени и за счет другой стороны (клиента) отправлять и получать грузы, а клиент обязуется передавать для отправки и принимать прибывшие в его адрес грузы, уплатить условленное вознаграждение.
Договор экспедиции, таким образом, выполняет вспомогательную функцию в организации перевозки грузов в различные пункты страны. И в этом заключается его хозяйственное назначение. Экспедитор доставляет груз к месту отправки (станцию, порт, пристань), сдает перевозчику и надлежащим образом оформляет его сдачу. Он принимает также прибывшие на имя клиента грузы и доставляет их ему. Конечно, все эти действия могут совершить и сами грузоотправители или грузополучатели (социалистические организации или отдельные граждане). Однако с помощью договора экспедиции социалистические организации освобождаются от несвойственных им функций и не отвлекаются от основной своей деятельности, а граждане снимают с себя связанные с экспедиторскими функциями заботы.
Экспедиционные операции охватывают по существу различные действия, составляющие иногда и элементы других договоров (например, поручения, хранения и пр.). Однако вместе они образуют комплекс действий, составляющих содержание отношений по экспедиции — оказанию различного рода экспедиционных услуг.
Приведенное выше определение договора экспедиции дает основание считать его двусторонним, консенсуаль-ным и возмездным. Экспедитор обязан выполнять действия, обусловленные договором, клиент обязан вознаградить экспедитора; этим обязанностям сторон корреспондируют права каждой из сторон. Договор является кон-сенсуальным, ибо признается заключенным с момента достижения соглашения, а не с момента совершения обусловленных действий. Наконец, возмездность экспедиции определяется ответным действием клиента, то есть обязанностью уплатить экспедитору условленное вознаграждение.
Основы и ГК большинства союзных республик не регулируют отношений по поводу экспедиций, однако этот договор регулируется другими источниками (уставами, правилами). В ст. 68 Устава железных дорог СССР пре-дусмотрено, что на железнодорожном транспорте обеспечивается обслуживание экспедиционными операциями клиентов, пользующихся услугами железной дороги. Для этой цели на железных дорогах созданы транспортно-экспедиционные конторы. Такие же конторы созданы и на речном транспорте. Экспедиционными операциями на морском транспорте занимаются порты. На автомобильном транспорте этими операциями занимаются в УССР конторы транспортно-экспедиционных обществ. Помимо уставов и правил, которыми регулируется деятельность указанных организаций, на отношения по экспедиции распространяются также и общие нормы гражданских кодексов об обязательствах и договорах.
Выше было отмечено, что договор экспедиции содержит элементы других договоров, однако он существенно от них отличается. Так, договор экспедиции отличается от договора поручения тем, что по договору поручения поверенный совершает юридические действия, а экспедитор совершает главным образом фактические действия — отправка, получение груза и т. п. Кроме того, поручение является безвозмездным договором и только в случаях, предусмотренных законом, является возмездным, в то время как договор экспедиции всегда является
возмездным.2f0cd43c28efc4db28d3f1f18e8a7682.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 78 |
Договор перевозки пассажира и багажа
  Советское гражданское право | Автор: admin | 29-11-2010, 16:17
По договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа — также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа — и за провоз багажа (ч. 2 ст. 72 Основ гражданского законодательства, ч. 2 ст. 358 ГК УССР, ст. 374 ГК РСФСР). Перевозка пассажиров и багажа также регулируется транспортными уставами, кодексами и специальными Правилами.
Договор перевозки пассажира является консепсуаль-ным, возмездным, двусторонним и считается заключенным с момента выдачи билета на проезд. Проездной билет одновременно считается и документом, удостоверяющим заключение договора, его содержание — стоимость проезда, время и день отправления, номер поезда или рейса, место пассажира и т. д.
Проездной билет, за исключением билетов на воздушном транспорте, не содержит имени приобретателя. Но он и не является ценной бумагой, так как не обладает свойствами передаваемости от одного лица к другому. Он действителен лишь по отношению к лицу, начавшему по нему поездку. Утраченные проездные билеты не восстанавливаются и стоимость их не возвращается.
Размер проездной платы определяется тарифами в зависимости от расстояния перевозки, ее скорости, рода перевозочных средств, занимаемого в них места. Для некоторых категорий пассажиров установлены льготные тарифы (для учащихся, студентов и т. д.).
Стороны в договоре перевозки пассажира пользуются определенными правами и несут обязанности. Основная обязанность перевозчика состоит в том, что он должен обеспечить доставку пассажира в пункт назначения. Основная обязанность пассажира состоит в уплате перевозчику вознаграждения. Этим обязанностям корреспондируют соответствующие права. Вместе с тем транспортные уставы и кодексы особо указывают на право пассажиров: занять место, указанное в билете; провозить с собой детей бесплатно или на льготных условиях; бесплат-но пользоваться услугами, предоставляемыми пассажирам на станциях, в портах и аэропортах; изменить один раз в течение поездки маршрут, указанный в билете, без изменения станции (порта) назначения; занять в пути следования свободное место в вагоне (каюте) более высокой категории с доплатой разницы стоимости проезда;
отказаться от поездки и получить обратно уплаченную за перевозку сумму в случае болезни, удостоверенной лечебным учреждением, и т. д.
Пассажир имеет право перевозить с собой бесплатно ручную кладь в пределах установленной нормы (например, на железнодорожном транспорте — не свыше 36 кг), за утрату или повреждение которой по вине обслуживающих пассажира лиц ответственность несет перевозчик. Ответственность перевозчика за причинение смерти или повреждение здоровья пассажира наступает по общим правилам ответственности за причинение вреда жизни или здоровью граждан.4bce19dd0f80d89b963811fe429175fd.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 112 |
Ответственность сторон в договоре перевозки груза
  Советское гражданское право | Автор: admin | 29-11-2010, 16:16
За невыполнение или ненадлежащее выполнение обязательств по договору перевозки груза стороны несут взаимную материальную ответственность. Случаи и размеры такой ответственности точно указываются в транспортных уставах и кодексах. Какие-либо соглашения, ограничивающие материальную ответственность сторон в договоре перевозки груза или имеющие целью устранить ее, считаются недействительными (ст. 143 УЖД, ст. 179 УВВТ, ст. 108 ВК, ст. 160 КТМ, ст. 127 УАТ УССР).
Перевозчик отвечает за утрату, недостачу и повреждение груза, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение груза произошли не по его вине (ст. 74 Основ, ст. 362 ГК УССР, ст. 382 УАТ РСФСР). Следовательно, по общему правилу, вина перевозчика предполагается. Однако в транспортных уставах и кодексах предусмотрено, что иногда доказывание вины перевозчика в утрате, недостаче или повреждении груза возлагается на получателя или отправителя. С учетом этого определены и обстоятельства, которые перевозчик должен доказать, чтобы освободиться от ответственности, и на которые он может лишь сослаться как на основание, исключающее его вину, а следовательно, и ответственность.
Так, например, железная дорога несет ответственность за несохранность груза, если не докажет, что утрата, недостача, порча или повреждение его произошли вследствие обстоятельств, которые она не могла предотвратить и устранение которых от нее не зависело, в частности:
вины грузоотправителя или грузополучателя; особых естественных свойств перевозимого груза; недостатков тары и упаковки, которые не могли быть замечены по наружному виду при приеме груза к перевозке; сдачи груза к перевозке без указания в накладной его особых свойств, требующих особых условий или мер предосторожности для сохранения груза при перевозке или хранении; сдачи к перевозке груза, влажность которого превышает установленную норму (ст. 148 УЖД).
Вторую группу^ составляют обстоятельства, с которыми виновность в несохранении груза связывается не с действиями железной дороги, а грузоотправителя или грузополучателя. К ним относятся случаи, когда: груз прибыл в исправном вагоне (контейнере) с исправными пломбами грузоотправителя или на исправном открытом подвижном составе без перегрузки в пути с исправной защитной маркировкой либо исправной увязкой или при наличии иных признаков, свидетельствующих о сохранности груза; недостача, порча или повреждение произошли вследствие естественных причин, связанных с перевозкой груза на открытом подвижном составе; груз перевозился в сопровождении проводника грузоотправителя или грузополучателя; недостача груза не превышает норм естественной убыли (ст. 149 УЖД). Если имело место одно из этих обстоятельств, железная дорога не отвечает за несохранность груза, пока предъявитель претензии не докажет, что несохранность груза произошла все же по вине железной дороги.
На воздушном и речном транспорте к обстоятельствам второй группы относятся и случаи, когда погрузка или выгрузка груза производилась средствами грузоотправителя или грузополучателя (ст. 103 ВК и ст. 192 УВВТ).
По-особому решен вопрос и об объеме ответственности перевозчика за утрату, недостачу или повреждение груза. Он возмещает ущерб, причиненный при перевозке груза, в размере действительной стоимости утраченного груза. а в случае порчи или повреждения груза — в размере той суммы, на которую понизилась его стоимость (ст. 151 УЖД, ст. 195 УВВТ, ст. 105 ВК, ст. 136 УАТ УССР). Другие убытки перевозчик не возмещает. Если груз был сдан к перевозке с объявленной ценностью, перевозчик несет ответственность в размере объявленной ценности груза. Перевозчик обязан также вилучає утраты или недостачи перевозимого им груза возвратить отправителю или получателю провозную плату, взысканную за этот груз, если она не входит в цену утраченного или недостающего груза.
Ответственность морского перевозчика в отличие от ответственности предприятий других видов транспорта за несохранность грузов имеет некоторые особенности. КТМ в ст. 160 определяет, что ответственность перевозчика снимается, если утрата, недостача или повреждение груза произошли вследствие: непреодолимой силы, опасностей и случайностей на море, спасания человеческих жизней, судов и грузов, пожара, возникшего не по вине перевозчика, действий или распоряжений властей, военных действий и народных волнений, действий или упущений отправителя и получателя. Кроме того, перевозчик не отвечает за повреждение груза, возникшее от свойства самого груза, от недостатков тары, недостаточности или неясности марок.
В заграничном сообщении ответственность перевозчика за несохранность груза также не наступает, если он докажет, что утрата, недостача или повреждение груза произошли вследствие действий или упущений капитана, прочих лиц судового экипажа и лоцмана в судовождении или управлении судном.
Законодательством о морских перевозках учтено и то, что возникающие на море разного рода опасности в равной мере могут касаться корабля и находящегося на нем груза. В связи с этим по-особому решен и вопрос о распределении убытков, наступивших от такого рода опасностей.d6ad001f0743832b0ed5b085399d24a9.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 131 |
Особенности отдельных видов перевозок
  Советское гражданское право | Автор: admin | 29-11-2010, 16:15
В СССР ведущее место принадлежит железнодорожному транспорту. Поэтому прежде всего следует остановиться на особенностях договора железнодорожной перевозки грузов.
Договор железнодорожной перевозки является реальным. Он заключается путем предъявления груза грузоотправителем станции отправления и принятия его железной дорогой к перевозке. Грузы должны предъявляться к перевозке в исправной таре и упаковке, обеспечивающей их полную сохранность при транспортировке, если договором не предусмотрено иное. На каждую отправку груза на имя определенного грузополучателя составляется накладная, подписываемая грузоотправителем. Последний несет ответственность за все последствия неправильного, неточного или неполного указания сведений в накладной. Перевозчик вправе проверять правильность этих сведений.
Грузы принимаются к перевозке грузовой или большой скоростью с оплатой по повышенному тарифу. Скорость перевозки определяет и указыват в накладной грузоотправитель. Грузы могут приниматься железной дорогой к перевозке с объявленной грузоотправителем ценностью, которая не должна, однако, превышать действительной стоимости груза.
Приемка груза к перевозке и выдача его может производиться как в местах общего пользования (со складов и площадок, находящихся в ведении железной дороги), так и необщего пользования (со складов или подъездных путей клиентуры). В первом случае погрузка грузов в вагоны и выгрузка из них производится железной дорогой, а во втором — грузоотправителем или соответственно грузополучателем. Иногда, если заключен особый о том договор, обязанность по выполнению погрузочно-разгрузочных работ и во втором случае принимает на себя перевозчик, со взысканием с грузоотправителя или грузополучателя сбора в размере, предусмотренном тарифом.
Вагоны и контейнеры должны загружаться не ниже установленных технических норм загрузки. Грузы, по которым технические нормы загрузки не установлены, должны грузиться до полного использования вместимости вагонов (контейнеров), но не выше их грузоподъемности. За недогруз вагонов до технической нормы или грузоподъемности (вместимости) грузоотправитель уплачивает железной дороге штраф в размерах, предусмотренных в тарифах на грузовые перевозки.
Погрузка и выгрузка грузов средствами грузоотправителей и грузополучателей должны осуществляться в сроки, установленные Министерством путей сообщения. За задержку свыше установленных сроков вагонов, поданных под погрузку или выгрузку средствами грузоотправителя или грузополучателя, также взыскивается штраф в размере, определяемом Уставом железных дорог СССР (ст. 156).
Грузы, перевозимые навалом, насыпью, наливом и в контейнерах, принимаются к перевозке по весу. Тарные и штучные грузы — по весу и количеству грузовых мест. Вес груза при погрузке на местах общего пользования определяется железной дорогой, а при погрузке на местах необщего пользования — грузоотправителем. За взвешивание груза железной дорогой с грузоотправителя взимается сбор в размере, предусмотренном тарифом.
Загруженные крытые вагоны и цистерны опломбиру-ются пломбами железной дороги или грузоотправителя
в зависимости от того, кем была произведена погрузка груза.
Грузоотправитель обязан уже при сдаче груза к перевозке внести необходимые платежи, причитающиеся железной дороге. За задержку платежей с грузоотправителя взыскивается штраф в размере 1 % суммы платежей за каждый день просрочки. До внесения платежей отправление груза может быть задержано. Окончательные расчеты по перевозкам производятся на станции назначения между перевозчиком — железной дорогой назначения и грузополучателем.
Пока груз находится еще в пути, грузоотправитель вправе изменить указанного в накладной грузополучателя без изменения станции назначения. В исключительных случаях допускается переадресовка груза с направлением на иную станцию.
Груз считается доставленным в срок, если на станции назначения он выгружен средствами железной дороги или вагон (контейнер) с грузом подан под выгрузку средствами грузополучателя до истечения установленного срока доставки. При этом железная дорога обязана уведомить грузополучателя о прибывшем в его адрес грузе в день прибытия груза и, во всяком случае, не позднее 12 часов следующего дня. В случае невыполнения этой обязанности грузополучатель освобождается от ответственности за простой вагонов и контейнеров.
Грузы, прибывшие на станцию назначения, выдаются грузополучателю, указанному в накладной. Грузополучатель обязан принять и вывезти груз со станции в установленный срок. Сроки вывоза грузов, порядок их хранения, судьба невостребованных грузов определяются действующими на этот счет специальными правилами. Предусматривается, что грузополучатель во всех случаях проверяет сохранность прибывшего в его адрес груза. Железная дорога обязана проверить груз, если он прибыл в неисправном вагоне или в вагоне с поврежденными пломбами, либо с пломбами попутных станций. Если груз был погружен отправителем, прибыл в исправном вагоне с неповрежденными пломбами и без признаков утраты или порчи, то в обязательном порядке проверяется лишь вес зерновых хлебных грузов, перевозимых насыпью, а также мяса и мясопродуктов, перевозимых без упаковки;
вес иных грузов, перевозимых насыпью или навалом, подлежит проверке лишь по требованию грузополучателя в пределах, предусмотренных Правилами (ст. 65 УЖД).
В случае обнаружения недостачи, порчи или повреждения груза станция назначения обязана составить коммерческий акт и определить размер фактической недостачи, порчи или повреждения груза. Если в адрес грузополучателя прибыл груз, доставка которого не предусмотрена планом (договором, заказом, нарядом), грузополучатель обязан принять такой груз от станции на ответственное хранение.
Договор морской перевозки имеет ряд своих специ-фических особенностей, обусловленных прежде всего характером и видом этих перевозок. Иногда пароходства перевозят груз на кораблях, совершающих регулярные рейсы; иногда для перевозки организуются специальные рейсы. В некоторых случаях организации, нуждающиеся в перевозках грузов, получают от пароходства весь корабль на определенное время для совершения ряда перевозок. Соответственно и договор морской перевозки может быть заключен с условием предоставления для перевозки всего судна, части его или определенных судовых помещений, либо без таких условий.
Договоры без предоставления грузоотправителю определенной части корабля применяются при перевозках грузов в каботажном плавании и небольших партий или штучных грузов в заграничном сообщении. В этом случае, как отмечалось, соглашение о перевозке груза оформляется путем выдачи грузоотправителю коносамента, в соответствии с которым и осуществляется перевозка.
При перевозке на условиях предоставления для груза всего корабля, его части или определенных судовых помещений заключается особый договор фрахтования^суд-на (чартер или цертерпартии). Сторонами в этом дого-воре являются фрахтовщик (перевозчик) и фрахтователь (грузоотправитель). Вознаграждение, которое обязан уплатить грузополучатель, называется фрахтом. Однако и в этом случае роль основного перевозочного документа выполняет коносамент.f045767c4df04017e2709544b9572dad.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 104 |
Стороны в договоре перевозки грузов. Содержание договора. Права и обязанности сторон
  Советское гражданское право | Автор: admin | 29-11-2010, 16:08
Сторонами договора перевозки груза являются перевозчик и грузоотправитель. В качестве перевозчика могут выступать только транспортные организации, в качестве грузоотправителя — как отдельные организации, так и граждане. Помимо перевозчика и грузоотправителя в этом договоре может участвовать и третье лицо —грузополучатель, которое, не заключая договора перевозки (если грузоотправителем и грузополучателем не является одно лицо), также выступает в качестве стороны по договору.
Вопрос о правовом положении грузополучателя в юридической литературе является, однако, спорным. Большинство авторов полагают, что договор перевозки груза является договором в пользу третьего лица, а поэтому не считают грузополучателя стороной в договоре*. Согласиться с этой точкой зрения трудно, хотя она и разделяется многими. Как известно, в договоре в пользу третьего лица третье лицо приобретает лишь выгоды по договору. Грузополучатель же в отношениях по перевозке груза обладает не только правами, но и обязанностями. Правда, по мнению отдельных авторов, лицо, в пользу которого заключен договор, не только приобретает право, но может быть обременено и обязанностями, что якобы не противоречит природе договора в пользу третьего лица 2. Но это не соответствует действующему законодательству и разрушает саму конструкцию договора в пользу третьего лица, как создающего лишь право для этого лица.
Некоторые авторы пытаются появление у грузополучателя обязанностей по перевозке связать с возникновением новых правоотношений, основанных не на договоре перевозки, а на факте принятия грузополучателем груза в свое ведение 3. Этот взгляд также не находит подтверждения в законодательстве, считающем, что все отношения грузополучателя с транспортной организацией основаны на договоре перевозки.
Условия перевозки грузов, в соответствии с Основами гражданского законодательства, определяются уставами (кодексами) отдельных видов транспорта и издаваемыми в установленном порядке правилами. Условия перевозки грузов автомобильным транспортом определяются, в соответствии с ГК союзных республик, уставом автомобильного транспорта союзных республик и издаваемыми в развитие их правилами перевозок. Все условия договора перевозки груза получают свое отражение в основном перевозочном документе — накладной или коносаменте.
Предмет договора перевозки—транспортная услуга, выражающаяся в совершении действий по перемещению
груза. Вместе с тем достижению основной цели договора перевозки — перемещению груза из пункта отправления в пункт назначения — всегда сопутствуют действия по погрузке, выгрузке, хранению и выдаче груза. Поэтому в договоре перевозки можно встретить элементы, присущие и некоторым другим договорам (например, подряду, хранению и т. д.). Однако они лишь осложняют договор перевозки, но не изменяют его сущности.
Срок перевозки — это время, в течение которого перевозчик обязан доставить груз в место назначения. При внутригосударственных перевозках сроки перевозки устанавливаются в нормативном порядке, с учетом производственных возможностей соответствующего вида транспорта (ст. 57 УЖД, ст. 97 ВК, ст. 115 КТМ, ст. 69 УАТ УССР). Морской перевозчик, при отсутствии установленных в нормативном порядке сроков, обязан доставить груз в обычно принятые сроки (ст. 149 КТМ).cec0dc49f886297272e451a1ebfc9c0e.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 324 |
Понятие и виды договоров перевозки грузов. Заключение договора. Перевозочные документы
  Советское гражданское право | Автор: admin | 29-11-2010, 16:07
Предъявление к перевозке груза и подача под погрузку перевозочных средств влечет за собой заключение грузоотправителем с транспортной организацией договора перевозки груза.
Договор перевозки груза — это соглашение, в силу которого транспортная организация (перевозчик) обязуется доставить вверенный ей отправителем груз в пункт назначения и видать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (ч. 1 ст. 72 Основ гражданского законодательства, ч. 1 ст. 358 ГК УССР, ч. 1 ст. 373 ГК РСФСР).
Договор перевозки относится к группе обязательств, опосредствующих оказание усл_уг. Такой услугой по договору перевозки является перемещение груза в nJjo^ странстве. Это двусторонний, возмездный и как правило реальный договор, так как он считается заключенным после передачи (вверения) груза перевозчику. Исключение составляет договор морской перевозки груза с условием предоставления для перевозки всего судна, части его или определенных судовых помещений, который относится к числу консенсуальных договоров.
Договоры перевозки грузов в зависимости от того. каким видом транспорта осуществляется перевозка^ пол-разделяются на договоры железнодорожной, морской, воздушной, речной и автомобильной перевозки груза.
Договор перевозки груза заключается на перевозку одной партии предъявленного груза, именуемой отправкой. Перевозки груза могут осуществляться повагонными, мелкими, малотоннажными, групповыми и иными отправ-ками. Повагонной отправкой, например, считается предъявляемая партия груза, для перевозки которого требуется предоставление отдельного вагона. Мелкой отправкой считается предъявляемая партия груза, для перевозки которой не требуется предоставление отдельного вагона, ограниченная по весу и объему и т. п.'
Порядок оформления перевозки на каждом виде транс-порта имеет свои осооенности. Общим для всех видов транспорта является то, что передача груза перевозчику для перевозки всегда сопровождается заполнением специального перевозочного документа, который следует вместе с грузом. На железнодорожном и речном транспорте таким документом является накладная, на воздушном — грузовая накладная, на автомобильном — товаротранспортная накладная, а на морском транспорте — коносамент. Накладная — единый документ, она подписывается грузоотправителем и перевозчиком. На морском транспорте перевозка оформляется двумя документами. Грузоотправитель на каждую отправку составляет погрузочный ордер (при перевозке в каботаже) или экспортное поручение (при перевозках в заграничном сообщении) и предъявляет эти документы одновременно со сдачей груза к перевозке. На основании погрузочного ордера (экспортного поручения) перевозчик составляет и подписывает коносамент не менее чем в двух экземплярах, из которых один следует при грузе, а второй выдается грузоотправителю и служит основанием для получения груза.
За пол нение накладной или коносамента является обя -зательным. Они должны содержать сведения о всех условиях договора перевозки (грузе, пункте назначения, отправителе, получателе, провозной плате и др.) и явля^ ются основными перевозочными документами, удостоверяющими ^фактзаключения договора и его содержание. Накладная составляется на имя определенного грузополучателя, сопровождает груз на всем пути его следования и в пункте назначения выдается грузополучателю вместе с грузом. В накладной отмечаются сведения о ходе исполнения перевозки на всех ее этапах: в пункте погрузки, в пути следования и в пункте выгрузки. В ней также отражаются расчеты с перевозчиком по провозным платежам. Накладная является правоустанавливающим документом. Представление накладной необходимо в случаях предъявления к перевозчику претензии или иска по поводу недостачи или повреждения груза (ст. 169 УЖД, ст. ст. 158 и 164 УАТ УССР).820164953d3edf9b71d8076f3d543842.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 247 |
ukrstroy.biz
ЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:
РАЗНОЕ:
КОММЕНТАРИИ:
ОКОЛОЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА: