Сегодня
НАВИГАЦИЯ:
ЮРИДИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ:
РАЗНОЕ:
РЕКЛАМА:
АРХИВ НОВОСТЕЙ:
Планирование перевозок. Обязательства по выполнению государственного плана перевозок грузов
  Советское гражданское право | Автор: admin | 29-11-2010, 16:06
Перевозки грузов всеми видами транспорта производятся на основе годовых и квартальных планов, являющихся составными частями народнохозяйственного плана.
Порядок и сроки составления и утверждения этих планов определяются Основными положениями о годовом и квартальном планировании перевозок грузов, утвержденными постановлением Совета Министров СССР от 4 января 1970 г. № 6 ', транспортными уставами и кодексами, а также Правилами планирования перевозок грузов по соответствующим видам транспорта2.
Планирование перевозок грузов осуществляется параллельно органами транспорта и его пользователями и начинается снизу.
Годовые (с распределением по кварталам) планы перевозок грузов железнодорожным и морским транспортом утверждаются Министерством путей сообщения и Министерством морского флота по согласованию с Госпланом СССР и сообщаются по грузам, особо важным для народного хозяйства (каменный уголь, руда и др.), заинтересованным министерствам и ведомствам СССР, ЦСУ СССР и госпланам союзных республик, а по общему объему перевозок грузов — территориальным управлениям транспорта. Годовые планы по общему объему перевозок грузов воздушным транспортом (с распределением по кварталам и территориальным управлениям) утверждаются Министерством гражданской авиации. Годовые планы по общему объему и по перевозкам важнейших грузов речным и автомобильным транспортом утверждаются Советами Министров союзных республик, с распределением по министерствам и ведомствам и сообщаются соответственно органам управления речным транспортом и органам управления автомобильным транспортом союзных республик.
На основе годовых разрабатываются квартальные планы с распределением в них перевозимых грузов по
месяцам, пунктам отправления и назначения с указанием веса и номенклатуры грузов, необходимых для их перевозки транспортных средств, и т. д. Утвержденные в установленном порядке квартальные (с распределением по месяцам) планы перевозок грузов являются основой для предоставления грузоотправителями соответствующим территориальным управлениям транспорта месячных развернутых планов перевозок грузов и формирования управлениями транспорта своих технических (оперативных) планов работы.
Предприятия морского, автомобильного и речного транспорта, исходя из установленных объемов перевозок для каждого грузоотправителя, заключают с последними особые договоры (годовые или навигационные), направленные на организацию выполнения_ддана перевозки грузов. На железнодорожном транспорте такие длительные договоры не заключаются. Согласованные с транспортными предприятиями и принятые ими развернутые месячные планы перевозок содержат все необходимые условия для заключения конкретных договоров перевозки грузов. Для перевозки некоторых грузов в планах транспортных предприятий предусматривается резерв — соответствующая норма вагонов или тоннажа, за счет которого грузы принимаются по предъявлению. Так, например, на железнодорожном транспорте продовольственные и промышленные товары народного потребления, отгружаемые мелкими партиями или повагонными от-правками, а также сельскохозяйственные продукты, отгружаемые заготовительными организациями или организациями потребительской кооперации, принимаются к перевозке по заявкам, представляемым за 5 дней до начала погрузки (ст. 21 УЖД).
Однако месячный план перевозок грузов и сам по се-' бе создает определенное обязательство между грузоотправителем и перевозчиком. В силу этого обязательства, возникающего непосредственно из месячного плана перевозки грузов на морском, речном, воздушном и автомобильном транспорте, грузоотправитель обязан предъявить груз к перевозке в размерах и в сроки, установленные планом или соглашением сторон, а транспортное предприятие обязано подать под погрузку перевозочные средства, пригодные для осуществления перевозки. Месячный план перевозок грузов железнодорожным транспортом возлагает на грузоотправителя еще обязанность
предъявлять грузы к перевозке по родам, по дорогам назначения, а также для перевозки маршрутами.
Стороны обязаны обеспечить ритмичность выполнения месячного плана перевозок. На морском, иногда речном и автомобильном транспорте это обеспечивается путем разработки сторонами специальных графиков подачи судов или тяги для буксировки, а на железнодорожном и воздушном транспорте — путем разработки особого порядка, включающего ряд мероприятий (ст. 28 УЖД).
За невыполнение плана перевозок перевозчик и грузоотправитель несут имущественную ответственность (ст. 73 Основ гражданского законодательства). Она пре-дусмотрена в виде штрафа, носящего характер исключительной неустойки. Размер штрафа определяется транспортными уставами, кодексами и специальными постановлениями в твердых суммах или в процентном отношении к провозной плате.
Так, в твердой сумме штраф взыскивается с железной дороги за неподачу вагонов и с грузоотправителя — за неиспользование поданных вагонов или отказ от предусмотренных планом вагонов: по грузам, перевозки которых планируются в тоннах и вагонах,— по 1 руб. с тонны, независимо от рода и осности подвижного состава; по грузам, перевозки которых планируются только в вагонах,— по 50 руб. за вагон. За невыполнение грузоотправителем плана по дорогам назначения штраф уплачивается: по грузам, перевозки которых планируются в тоннах и вагонах,—30 коп. с тонны, независимо от рода и осности подвижного состава; по грузам, перевозки которых планируются только в вагонах,— по 20 руб. за вагон. За необеспечение погрузки маршрута с виновной стороны взыскивается в пользу другой стороны, кроме штрафа за невыполнение плана перевозок, штраф в размере 75 руб. за маршрут.
На железнодорожном, морском, речном и автомобильном транспорте штраф в твердой сумме в размерах, предусмотренных постановлением Совета Министров СССР от 21 августа 1974 г.' и постановлением Совета Министров УССР от 28 октября 1974 г.2, взыскивается также за невыполнение среднесуточной плановой или согласованной нормы перевозки грузов в контейнерах, следующих в прямом смешанном железнодорожноводном сообщении, за неподачу железной дорогой, пароходством, автотранспортным предприятием контейнеров для выполнения плана перевозок, за неиспользование грузоотправителем поданных контейнеров или отказ от предусмотренных планом контейнеров.c7f17c0430b94113c2ccbef3e22eaa00.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 113 |
Значение транспорта. Виды перевозок и их правовое регулирование
  Советское гражданское право | Автор: admin | 29-11-2010, 16:05
Транспорт играет важную роль в жизни социалистического общества, в создании материально-технической базы коммунизма. Он служит необходимым условием развития всех отраслей социалистического народного хозяйства, связывает между собой все области и районы Советского Союза, обеспечивает нормальный оборот продукции промышленности и сельского хозяйства, удовлетворяет потребности трудящихся в передвижении. Велико значение транспорта в развитии культуры народов нашей страны, организации обороны нашего государства. Он связывает нас также с братскими социалистическими странами, позволяет осуществлять многочисленные торговые связи со всеми государствами мира.
Бурно растущее народное хозяйство нашей страны предъявляет к транспорту все более высокие требования. Значительный подъем всех видов транспорта намечен XXVI съездом КПСС. Поставлена задача более полного и своевременного удовлетворения потребностей народного хозяйства и населения в перевозках на основе существенного повышения эффективности и качества работы транспортной системы, а также улучшения транспортных связей между экономическими районами страны.
В СССР существует шесть видов транспорта: железнодорожный, морской, речной, воздушный, автомобильный и трубопроводный. Все они составляют единую систему путей сообщения, призванную обеспечить полное и бесперебойное удовлетворение потребностей народного хозяйства и населения в перевозках. Соответственно различают и виды перевозок — железнодорожные, морские, речные (внутренневодные), воздушные и автомобильные.
Отношения, возникающие при пользовании трубопроводным транспортом, не охватываются нормами, регулирующими договор перевозки. Владелец трубопровода является одновременно газо- или нефтеснабжающей организацией. Отношения его с потребителями по доставке газа или нефти трубопроводным транспортом, регулируются договором поставки.
По характеру перевозимого объекта различаются JTfc ревозки пассажиров, грузов.' ЬагажУЙ' почты. Они осуществляются транспортными предприятиями. Перевозка может осуществляться одним или несколькими предприятиями одного или нескольких видов транспорта. С учетом этого, перевозки делятся на перевозки в мест-^ ном, прямом и прямом смешанном сообщении. Если перевозка осуществляется между различными пунктами в сфере деятельности одного транспортного предприятия (железной дороги, пароходства и т. п.), она именуется перевозкой в местном сообщении (например, перевозка с одной станции Южной железной дороги на другую станцию той же дороги). Перевозка между пунктами, находящимися в сфере деятельности разных предприятий одного вида транспорта, называется перевозкой в прямом сообщении (например, перевозка железнодорожным транспортом со станции «Харьков» Южной железной дороги на станцию «Ленинград» Октябрьской железной дороги). Прямой смешанной называется перевозка, осуществляемая несколькими транспортными предприятиями различных видов транспорта по единому транспортному документу.59b76b4e1c164633feabb07e0e7063fb.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 164 |
Договор на передачу научно-технических достижений (разработок)
  Советское гражданское право | Автор: admin | 29-11-2010, 16:02
Внедрение и широкое распространение в народном хозяйстве достижений науки и техники является одной из важнейших задач социалистических предприятий, организаций и их объединений, предусмотренных постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 12 июля 1979 г. «Об улучшении планирования и усилении воздействия хозяйственного механизма на повышение эффективности производства и качества работы»'. Выполнению этой задачи способствует договор на передачу научно-технических достижений.
Законодательной основой договорных отношений по межотраслевому обмену научно-техническими достижениями являются следующие нормативные акты: постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 3 сентября 1970 г. № 743 «О взаимном использовании научно-технических достижений министерствами и ведомствами СССР и подведомственными им предприятиями и организациями» 2; постановление Совета Министров СССР от 27 августа 1971 г. № 604 «О повышении взаимной экономической заинтересованности предприятий и организаций в передаче своих научно-технических достижений и использовании заимствованного' передового опыта» ь «Типовой договор на передачу предприятиями и организациями своих научно-технических достижений другим предприятиям и организациям и на оказание им помощи в использовании заимствованного передового опыта», утвержденный постановлением ГК.НТ СССР от 31 декабря 1971 г.2; «Положение о взаимном использовании несекретных научно-технических достижений отраслями промышленности и строительства», утвержденное постановлением ГКНТ СССР и Комиссии Президиума Совета Министров СССР от 28 февраля 1980 г. № 74/79.
По договору на передачу научно-технических достижений одна сторона (разработчик) по заказу другой стороны (получателя) обязуется оказать ей в установленном объеме, в установленные сроки и в целях достижения у последней расчетного экономического эффекта — услуги научно-технического, производственного и иного характера с предварительной передачей комплекта технической документации, а получатель обязуется организовать использование заимствованных научно-технических разработок в соответствии с полученной документацией, сотрудничать с разработчиком и оплатить услуги по обусловленной цене.
Это двусторонний, возмездный, консенсуальный, плановый договор.
Плановый характер договора на передачу научно-технических достижений в литературе иногда оспаривается 3. Между тем, согласно постановлению ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 3 сентября 1970 г. № 743 работы по взаимному использованию (как для разработчика, так и получателя) должны предусматриваться в Государственном плане экономического и социального развития (в разделе «Развитие науки и техники»), в соответствующих разделах отраслевых планов и техпромфинпланов объединений (предприятий), а также в тематических планах организаций. В силу п. 1 этого постановления разработчик не вправе отказаться от заключения договора и включения в план соответствующих работ, если использование его разработок включено в план заимствования получателя (при условии, что этому не препятствуют причины научно-технического или производственного характера).
Передающей стороной (разработчиком) по договору может выступать только предприятие или организация, коллективом которого разработано передаваемое научно-техническое достижение (п. 2 Постановления Совета Министров СССР от 27 августа 1971 г. № 604).
Заимствующей стороной (получателем) в договоре может быть любое объединение (предприятие) или иная организация, имеющая перечисленные в п. п. 7 и 9 названного постановления источники финансирования работ.
По характеру регулируемой сферы и по своей правовой природе договор на передачу научно-технических достижений близок к договорам на научно-исследовательские, проектно-технологические и конструкторские работы и договорам на выполнение проектно-изыскательских работ.
Предметом данного договора является оказание разработчиком услуг научно-технического, производственного, информационного и иного характера получателю, а также выполнение последним необходимых работ по подготовке производства к использованию заимствованной разработки. Это вытекает из п. 1 Типового договора, согласно которому разработчик обязуется передать научно-технические достижения, а получатель — использовать их в производстве.
В договоре предусматривается объект заимствования и передачи. Под научно-техническими достижениями понимаются результаты научно-исследовательских, опытно-конструкторских, проектных и технологических работ, их частей и частных технических решений, а также других работ, выполненных по планам новой техники, организационно-технических мероприятий и технического перевооружения, внедренные в производство, обеспеченные технической документацией, имеющие многоотраслевое значение, дающие технико-экономический эффект, способствующие повышению технического уровня производства (п. 1. 3 Положения о взаимном использовании несекретных научно-технических достижений отраслями промышленности и строительства).
Использование получателем указанных научно-технических достижений (если не требуется оказание помощи со стороны разработчика) возможно и без договора путем получения соответствующей технической документа. ции через Всесоюзный научно-технический информационный центр или непосредственно от организации-разработчика. В отличие от объекта заимствования объектом передачи на основе договора выступают в первую очередь те научно-технические достижения разработчика, которые содержатся в виде опыта, знаний его персонала и выражаются в способности «привязать» (т. е. доработать) заимствуемые разработки применительно к условиям производства получателя. Поэтому Госкомитет по науке и технике СССР, Госкомтруд и Секретариат ВЦСПС в специальном разъяснении указали, что договор на передачу научно-технических достижений заключается лишь в случае оказания разработчиком научно-технической помощи в заимствовании достижения 1. Эти знания, опыт не могут быть выражены, как правило, в документации, и поэтому требуют участия персонала разработчика в использовании заимствуемых достижений. Выполняемые по договору услуги требуют обычно дополнительных исследований, являются творческими. Однако они существенно не изменяют характер научно-технических решений, заложенных в заимствуемой разработке (иначе должен был бы заключаться не рассматриваемый договор, а договор на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы). Эти услуги разработчика составляют основную и обязательную часть предмета договора. Помимо них разработчик может оказывать услуги производственного характера (изготовление образцов и др.), а также информационные услуги (в том числе размножение, пересылка технической документации).5226f03d1ab98d191c43649228a0a339.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 144 |
Договоры на проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ
  Советское гражданское право | Автор: admin | 29-11-2010, 16:01
Характерной особенностью рассматриваемых договоров является то, что они опосредствуют выполнение не материально-технических, а научно-технологических работ в целях последующего использования результатов этих работ в материальном производстве.
Значение этих договоров значительно возросло в свете решений XXVI съезда партии, поставившего задачу максимального использования научно-технических достижений во всех отраслях народного хозяйства и существенного повышения на этой основе эффективности общественного производства. Они призваны способствовать перевооружению производства и поднятию его на новый научно-технический уровень.
По договорам на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ одна сторона (организация-исполнитель) обязуется выполнить в установленный срок предусмотренную планом или соглашением определенную работу, связанную с проведением научного исследования, конструированием новой техники или решением технологической задачи, и передать результаты этой работы другой стороне (организации-заказчику), а заказчик обязуется оказывать исполнителю необходимое содействие, принять и оплатить работу.
Все отношения, возникающие на основе этих договоров, составляют предмет общесоюзного законодательства. Поскольку для всех этих договоров общим является выполнение работ научно-технического характера, это создало предпосылки и возможности для урегулирования отношений по указанным договорам в едином правовом акте — Типовом положении о порядке заключения хозяйственных договоров и выдачи внутриминистерских заказов на проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ'. Это и основной нормативный акт, которым определяется правовой режим данных договоров.
Договоры на выполнение научно-технических работ (так для краткости их можно именовать) являются консенсуальными, взаимными и возмездными. Поскольку они могут заключаться только между социалистическими организациями и являются плановыми, к ним применим и установившийся в законодательстве термин «хозяйственные договоры».
Согласно Типовому положению, эти договоры могут заключаться на работы, связанные с использованием в промышленности и других отраслях народного хозяйства результатов законченных научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, а также работы в области научно-технической информации. Отсюда следует, что предметом этих договоров могут быть только научно-технические разработки прикладного характера, т. е. такие исследования, благодаря которым определяются пути и методы практического применения результатов научных исследований, создаются объекты новой техники, совершенствуются и изменяются технологические процессы.
Правовые формы и содержание плановых актов, в соответствии с которыми заключаются договоры на выполнение научно-технических работ, определены постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мероприятиях по повышению эффективности работы научных организаций и ускорению использования в народном хозяйстве достижений науки и техники» ', в котором сказано, что развитие науки и техники осуществляется на основе Государственного пятилетнего плана научно-исследовательских работ и использования достижений науки и техники в народном хозяйстве, являющегося составной частью Государственного пятилетнего плана экономического и социального развития. Дальнейшую детализацию показатели Государственного плана получают в республиканских, отраслевых пятилетних и годовых планах научно-исследовательских работ, а также в планах соответствующих научных организаций промышленных, научно-производственных и производственных объединений, отдельных предприятий. Скоординированные и утвержденные в установленном порядке планы являются организационно-правовыми предпосылками установления договорных отношений.
Непосредственно заключению договора предшествует согласование технического задания и программы работ между заказчиком и исполнителем. На основе согласованного технического задания и программы работ стороны вырабатывают условия договора. Инициативу в разработке проекта может проявить как исполнитель, так и заказчик.
В качестве исполнителей по договору могут выступать научно-исследовательские учреждения, проектно-конст-рукторские и технологические организации, пользующиеся правами юридического лица, высшие учебные заведения, а также промышленные, научно-производственные и производственные объединения. В качестве заказчиков выступают предприятия и организации, заинтересованные в проведении работ и использовании полученных результатов в своей деятельности. В случаях, когда работы осуществляются для отрасли в целом, в качестве заказчика выступают заинтересованные министерства и ведомства. Последние являются заказчиками и по общегосударственным, межотраслевым научно-техническим проблемам.
Договоры на выполнение научно-технических работ связаны с научным поиском, обусловленным потребностью в новых научно-технических знаниях для решения практических задач. При таком положении исполни і ель выполняет работу в условиях, когда о ее содержании нет исчерпывающей информации, и он идет на научный риск, что обусловливает вероятностный характер в получении предусмотренного договором результата. Это оказывает влияние на выработку сторонами условий договорных обязательств, на установление их взаимных прав и обязанностей по договору.
Предмет соглашения определяется в общих чертах, допускается получение отрицательного результата или установление факта нецелесообразности дальнейшего проведения работ. В случае неизбежности получения отрицательного результата или нецелесообразности дальнейшего проведения работы исполнитель вправе приостановить работу, поставив об этом в известность заказчика. Однако это це дает права исполнителю в одностороннем порядке отказаться от выполнения работ. Стороны обязаны рассмотреть вопрос о возможности продолжения работ, использовать все известные им методы завершения исследований, включая и новые варианты разработки. И только после всех принятых мер, также оказавшихся безуспешными, стороны вправе прекратить действие договора.28da368b4a297178b117ed9d62459935.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 120 |
Договор на выполнение проектных и изыскательских работ
  Советское гражданское право | Автор: admin | 29-11-2010, 16:00
В силу этого договора одна сторона (организация-проектант) обязуется выполнить в установленный срок предусмотренные планом проектные и изыскательские работы и передать результаты другой стороне (организации-заказчику), а заказчик обязуется оказать содействие в выполнении этих работ, принять и оплатить выполненные работы.
Это один из самостоятельных видов договоров подрядного типа. В соответствии с ним проектант разрабатывает техническую документацию, экономические обоснования, проводит другие работы, необходимые заказчику для непосредственного осуществления работ по капитальному строительству. Этим одновременно определяется и специфика правового регулирования возникающих между сторонами отношений.
Отношения сторон по договору на выполнение проектных и изыскательских работ регулируются целым рядом специальных общесоюзных нормативных актов. Права и обязанности сторон по договору детально урегулированы Правилами о договорах на выполнение проектных и изыскательских работ, утвержденными Госстроем СССР, Госпланом СССР и Министерством финансов СССР 25 мая 1959 г.' Поскольку договор на проектные и изыскательские работы — это плановый договор, Совет Министров СССР 23 апреля 1965 г. издал специальное постановление «О порядке планирования строительно-монтажных и проектно-изыскательских работ» 2. Большое значение имеет постановление Совета Министров СССР от 28 мая 1969 г. «Об улучшении проектно-сметного дела» 3. Разумеется, на отношения сторон по договору о выполнении проектных и изыскательских работ распространяются также общие положения об обязательствах ГК союзных республик, если они не изменены специальным законодательством о проектных и изыскательских работах.
Важным этапом в развитии проектно-сметного дела является постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 30 марта 1981 г. «О мерах по дальнейшему улучшению проектно-сметного дела»4. Это постановление представляет собой развернутую программу с конкретными задачами, поставленными перед Госпланом СССР, Госстроем СССР, министерствами и ведомственными, строительными и проектными организациями. Предусмотреко, что важнейшими направлениями в проектировании должны быть типизация проектных решений на базе унификации объемно-планировочных, конструктивных и технологических решений, узлов, конструкций и изделий, а также широкое применение типовых проектов.
Этим постановлением запрещено строительство по устаревшим проектам. Принимаемые проектные решения должны соответствовать современному техническому уровню. Указанное постановление предусматривает конкретные мероприятия, вытекающие из директив XXVI съезда КПСС, наметивших улучшение проектно-сметного дела, осуществление строительства по наиболее прогрессивным и экономичным проектам '.
Договор на проектные и изыскательские работы приобретает в настоящее время исключительно важное значение в системе плановых договоров.
Плановые предпосылки этого договора заключаются в том, что проектная организация должна иметь утвержденный годовой план, а заказчик — титульные списки изыскательских и проектных работ для строительства будущих лет, годовые титульные списки и лимит финансирования, утвержденные вместе с планом экономического и социального развития. Заключение договоров и проведение проектных и изыскательских работ без указанных плановых предпосылок является противозаконным.
Соглашение о выполнении проектных и изыскательских работ обладает признаками консенсуального, двустороннего и возмездного договора.
Стороны в договоре — заказчик и проектант. Заказчиками являются государственные, общественные и кооперативные организации; проектанты — отраслевые и специализированные проектные организации, научно-исследовательские и проектные институты, научно-производственные и производственные объединения. Если проектант находится в подчинении заказчика, например проектная организация находится в ведении исполкома местного Совета либо соответствующего министерства (ведомства), отношения сторон оформляются нарядом-заказом, обязательным к исполнению проектантом.
Подобно договору подряда на капитальное строительство, возможно заключение договора с генеральным проектантом — ведущей проектной организацией — на весь объем проектных или изыскательских работ с тем, что
тот в свою очередь заключает с субпроектантом договор яа проектирование отдельных, специальных видов работ. Субпроектант отвечает за выполнение специальных работ перед генеральным проектантом. Не исключается возможность заключения заказчиком непосредственно со специализированными организациями самостоятельных договоров на выполнение отдельных Видов работ.27c6acc0d28778b59a97b44b4b519274.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 102 |
Правовое регулирование капитального строительства в колхозах
  Советское гражданское право | Автор: admin | 29-11-2010, 15:58
Основной правовой формой капитального строительства в колхозах также является договор подряда на капитальное строительство. Вместе с тем организация и осуществление капитального строительства в колхозах имеют ряд особенностей, что предопределяет и некоторую специфику их правового регулирования и выделение договора подряда с участием колхоза, опосредствующего указанные отношения, в особую разновидность договора подряда на капитальное строительство.
Колхозы — субъекты права колхозно-кооперативной собственности. Поэтому решение о капитальном строительстве, выделении соответствующих средств на эти цели принимают сами колхозы. Они, как собственники, и распоряжаются этими средствами. Однако, хотя строительство и ведется колхозами на основе их собственных решений, планирование его производится органами, осуществляющими общее руководство деятельностью колхоза, что объясняется необходимостью упорядочения распределения объемов строительно-монтажных работ, материально-технических ресурсов и т. д. В связи с этим, например, постановлением Совета Министров УССР от 22 февраля 1973 г. «О совершенствовании планирования строительства в колхозах и межколхозных предприятиях» ' и предусмотрено, что титульные списки на строительство в колхозах и межколхозных предприятиях в зависимости от характера объектов (производственного или непроизводственного назначения), их сметной стоимости и др. утверждаются Советом Министров УССР и Министерством сельского хозяйства по согласованию с Госпланом республики либо облуправлением сельского хозяйства. Внутрипостроечные титульные списки во всех случаях, независимо от вида строительства и его сметной стоимости, утверждаются заказчиком — правлением колхоза по согласованию с районным межколхозным отделом капитального строительства и генподрядчиком.
Специфические особенности правового регулирования отношений, возникающих непосредственно из договора подряда на капитальное строительство, учитываются, как сказано в ст. 71 Основ гражданского законодательства, в Особых правилах о договорах подряда на капитальное строительство в колхозах, устанавливаемых законодательством союзных республик. Согласно ст. 357 ГК УССР (ст. 372 ГК РСФСР), Особые правила о договорах подряда на капитальное строительство в колхозах утверждаются в порядке, установленном правительством союзной республики. В УССР Особые правила были утверждены Министерством сельского хозяйства и Министерством строительства УССР 10 июня 1966 г. (т. е. до принятия Правил о договорах подряда на капитальное строительство. Эти особые правила нуждаются в переработке), в РСФСР — постановлением Госстроя РСФСР от 29 января 1971 г. по согласованию с Министерством сельского хозяйства РСФСР и Росколхозстройобъединением.7614a272b62cf321034d8afab8deeac2.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 92 |
Ответственность подрядчика и заказчика
  Советское гражданское право | Автор: admin | 29-11-2010, 15:57
Гражданско-правовая ответственность за неисполнение (ненадлежащее исполнение) договора подряда на J капитальное строительство определяется ст. 70 Основ 3 гражданского законодательства, пп. 60—69 Правил. От-;
ветственность сторон наступает при наличии общих осно-г, ваний гражданско-правовой ответственности. Виды и| размер ответственности широко дифференцированы с учетом серьезности допускаемых сторонами нарушений.
Основной формой имущественной ответственности в договоре подряда на капитальное строительство является возмещение убытков. Однако эта ответственность ограничена возможностью взыскания с виновной стороны лишь положительного ущерба в имуществе. Неполученный доход взысканию не подлежит (ст. 356 ГК УССР, ст. 371 ГК РСФСР, п. 68 Правил о договорах подряда).
Гражданско-правовая ответственность по договору наступает при наличии вины. Этот общий принцип не нарушается и тогда, когда неисполнение (ненадлежащее исполнение) было допущено субподрядчиком либо заводами-заготовителями оборудования, за что к имущественной ответственности привлекается соответственно генеральный подрядчик или заказчик. Будучи непосредственным организатором всего процесса строительства, генеральный^ подрядчик обязан обеспечить исполнение сіюих_договорньіх обязательств и субподрядчиками, точ-но так же, как и заказчик отвечает за своевременную комплексную поставку оборудования его изготовителями. Все это говорит об ответственности сторон по договору генерального подряда на капитальное строительство за собственные упущения, а не за чужую вину, как иногда утверждается в литературе.
Особое значение имеет установленный постановлением Совета Министров СССР от 24 декабря 1969 г. порядок взыскания убытков и штрафов за счет результатов основной деятельности заказчика (при расширении и реконструкции действующих предприятий) либо за счет резерва министерства (ведомства) заказчика для оказания финансовой помощи предприятиям и хозяйственным организациям (по вновь строящимся объектам) '. Этим усилена роль имущественной ответственности по договору, повышена ее эффективность.
Что касается вопроса о конкретных формах ответственности за отдельные нарушения, то он решен следующим образом. Подрядчик уплачивает заказчику за не-своевременное окончание строительства объекта (пред-приятия, его отдельной очереди, пускового комплекса и пр.) пеню в размере 0,05 % сметной стоимости строительно-монтажных работ за каждый день просрочки, но не свыше 500 руб. в день; за нарушение предусмотренных договором сроков выполнения этапов работ — пеню в размере 0,05 % за каждый день просрочки, а за просрочку свыше 30 дней — помимо пени неустойку в размере 2 % сметной стоимости таких работ.
Ответственность подрядчика за недоброкачественное выполнение предусмотренных договором работ выражается либо в виде штрафных санкций за задержку устранения недоделок и исправлений в сроки, установленные актами рабочих и государственных комиссий, в размере 100 руб. за каждый день просрочки (п. 62 Правил), либо в обязанности подрядчика за свой счет устранить дефек-ты, допущенные по его вине в выполненных работах, обнаруженные в гарантийные сроки, установленные п. 65 Правил. При неустранении дефектов, обнаруженных в период гарантийных сроков, что должно быть подтверждено двусторонним актом заказчика и подрядчика либо, при неявке последнего, односторонним актом заказчика, подрядчик уплачивает заказчику неустойку в размере 100 руб. за каждый день просрочки (без ограничения суммы взыскиваемой неустойки). Іарантийньїе сроки не могут изменяться ни по соглашению сторон, ни по решению судебно-арбитражных органов. Истечение их прекращает право заказчика на предъявление соответствующих претензий и исков.
В случае, если подрядчик не устранит дефекты в установленные актами сроки, заказчик вправе устранить их своими силами и средствами за счет подрядчика и, кроме того, взыскать с подрядчика неустойку в размере 50 % стоимости работ по устранению дефектов (п. 66 Правил).54e3b7b75f864128a4a94091e5441a9e.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 99 |
Исполнение договора. Сдача и приемка работ
  Советское гражданское право | Автор: admin | 29-11-2010, 15:56
Подрядчик обязан выполнить работы, руководствуясь переданной ему заказчиком проектно-сметной документацией. Мелкие отступления от проекта, не изменяющие принципов принятого проектной организацией решения и не влияющие на прочность деталей или сооружения, должны фиксироваться подрядчиком в рабочих чертежах, один экземпляр которых передается по окончании строительства заказчику (п. 43 Правил).
Все мероприятия подрядчика, связанные с изменением ігроектно_сметноидокум^нт^ции, заказчик"о?язан рас"-сматривать в срок Не позднее двух месяцев со дня полу-чения их от подрядчика. При отсутствии в указанный срок возражений предложения подрядчика считаются принятыми. О предложениях подрядчика, связанных с изменением проектных решений, заказчик обязан сообщить ведущей проектной организации.
Заказчик осуществляет контроль и технический надзор 1?а соответствием объема, стоимости и качества выполненных работ проектам и сметам. Он вправе в любое время проверять ход и качество строительно-монтажных работ, а также качество используемых материалов, не вмешиваясь в оперативно-хозяйственную деятельность подрядчика. Допущенные при выполнении работ недостатки либо отступления от проекта, вызванные использованием недоброкачественных материалов, должны быть устранены подрядчиком или субподрядчиком за свой счет, если указанные нарушения имели место по их вине.a9dcb53997e95a34570dc828df0fa877.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 93 |
Содержание договора подряда на капитальное строительство. Права и обязанности сторон
  Советское гражданское право | Автор: admin | 29-11-2010, 15:56
Существенными условиями договора подряда на капитальное строительство, образующими его содержание, прежде всего являются условия о предмете, цене и сроках строительства.
Предметом договора подряда на капитальное строительство является возведение нового, реконструкция или расширение действующего объекта в соответствии с титульным списком и утвержденной проектно-сметной документацией. Применительно.к договору подряда на капитальное строительство нередко понятие его объекта обозначается термином «работы», охватывающим собой и самое строительство и вещественное выражение его результата, отделимого от деятельности подрядчика и признаваемого готовой продукцией строительного производства. Единство этих двух моментов именно и характеризует специфику предмета договора подряда на капитальное строительство. В качестве предмета договора должны включаться лишь те объекты, которые на момент заключения договора обеспечены соответствующей документацией.
Цена договора подряда на капитальное строительство определяется сводным сметным расчетом к проекту. При определении цены договора из сметного расчета исключается стоимость работ, выполняемых специализированными организациями по прямым договорам с заказчиками, а также стоимость поставленного оборудования.
Утвержденная в установленном порядке и согласованная сторонами смета является, как отмечалось, основным и неизменным документом на весь период строительства. На основе ее уточняются размеры капитальных вложений
по стройке, осуществляются банковое кредитование, а также расчеты за выполненную подрядчиком работу.
Сроки начала и окончания строительства устанавливаются в договоре в соответствии с титульным списком. Промежуточные, сроки выполнения раОот (в пределах общих сроков) определяются календарным планом производства работ по этапам строительства (технологически законченным комплексом работ, выделяемых в смете), видам работ и освоения их сметной стоимости. Календарный план прилагается к договору либо к дополнительному соглашению к договору.
Содержание договора предопределяет также основные права и обязанности сторон, которые являются взаимными и заключаются в следующем.
Подрядчик обязан своими силами и средствами построить и сдать заказчику предусмотренный планом объект в соответствии с утвержденной проектно-сметной документацией и в установленный срок (ч. 1 ст. 67 Основ гражданского законодательства, ч. 1 ст. 353 ГК УССР, ч. 1 ст. 368 ГК РСФСР). Это его главная обязанность. Данной обязанности соответствует право заказчика требовать от подрядчика выполнения предусмотренных договором работ. J
Важнейшей обязанностью сторон является обеспечение строительно"монтажных работ на объекте необходимыми деталями, материалами и конструкциями. По общему правилу, обязанность по обеспечению указанных работ материалами, деталями и конструкциями возлагается на подрядчика, за исключением материалов, обеспечение которыми, согласно Положению о порядке обеспечения капитального строительства материалами, изделиями и оборудованием, утвержденному постановлением Совета Министров СССР от 28 сентября 1970 г.', возлагается на заказчика. Капитальное строительство, осуществляемое по прямым договорам, обеспечивается всеми видами материалов, изделий и оборудования заказчиком, который их оплачивает.79632a0cbbc5a59a2b8671473035658f.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 91 |
Стороны в договоре подряда на капитальное строительство
  Советское гражданское право | Автор: admin | 29-11-2010, 15:55
Сторонами по договору подряда на капитальное строительство являются, как указывалось выше, заказчик и подрядчик. По вновь начинаемому производственному строительству, заказчиком, как правило, выступает дирекция строящегося предприятия. Положение о ней утверждено постановлением Госстроя СССР по согласованию с Госпланом СССР и Стройбанком СССР от 12 марта 1971 г. По жилищному, культурно-бытовому, коммунальному строительству, выполняемому подрядным способом в городах и поселках городского типа, обязанности заказчика возлагаются на отделы (управления) капитального строительства исполкомов городских_(по-селковых) Советов народных депутатов. При реконструк-ции, расширении и техническом перевооружении действующих объединений (предприятий) функции заказчика выполняет объединение (предприятие), в составе которого для этой цели создается специальное подразделение — отдел или управление капитального строительства. Не будучи юридическим лицом, ОКС (УКС) от имени и nо доверенности объединения (предприятия) осуществляет все юридические действия, необходимые для ведения работ по реконструкции, расширению или техническому перевооружению.
В случаях расширения (перестройки) учреждения при нем создается служба технадзора за строительством, действующая от его имени.
В качестве подрядчиков выступают соответствующие строительные организации — производственные строительно-монтажные объединения, тресты, домостроительные комбинаты. Все они находятся на хозяйственном расчете и пользуются правами юридического лица. Основным звеном в системе строительных организаций, выполняющих функции подрядчика по договору, являются про:
изводственные строительно-монтажные объединения,' По^ ложение о которых утверждено Госстроем СССР поста-новлением от 6 ноября 1979 г. № 215. ПСМО—единый производственно-хозяйственный комплекс, в состав которого входят общестроительные и специализированные строительно-монтажные управления, предприятия строи-индустрии и другие предприятия — производственные единицы. Последние юридическими лицами не являются и на них не распространяется действие Положения о предприятии. ПСМО создается при годовых объемах строительно-монтажных работ не менее 50 млн. руб., выполняемых по генеральному подряду.
Важную роль в системе организаций-подрядчиков играют строительные тресты. Различают четыре вида строительных трестов: а) оощестроительные территориальные, выполняющие работы в пределах области или республики; б) общестроительные городские, выполняющие работы в пределах одного города; в) тресты-площадки, выполняющие работы на одном крупном объекте; г) специализированные, которые осуществляют специальные работы ^сантехнические, электротехнические, монтажные и др.). Особым видом строительных организаций-подрядчиков являются ДСК (домостроительные комбинаты), действующие на основе Положения о предприятии.bffc201f725e4d7c06ebcd09aee3fd80.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 81 |
ukrstroy.biz
ЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:
РАЗНОЕ:
КОММЕНТАРИИ:
ОКОЛОЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА: