Сегодня
НАВИГАЦИЯ:
ЮРИДИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ:
РАЗНОЕ:
РЕКЛАМА:
АРХИВ НОВОСТЕЙ:
АКТ, НЕ ПОДЛЕЖАЩИЙ ОБЖАЛОВАНИЮ
  Французское административное право | Автор: admin | 24-11-2010, 10:54
Наряду с такой сильной санкцией, какой является объявление акта несуществующим или ничтожным, существует и режим ослабленных санкций, который распространен на акты, не подлежащие обжалованию. Речь идет об актах, исходящих от исполнительной власти, которые, будучи подчинены режиму законности, могут оказаться незаконными, но незаконность которых не может определяться в судебном порядке. Следовательно, такие акты пользуются своеобразным судебным иммунитетом.
Для некоторых из таких актов это обстоятельство несущественно, поскольку их можно опротестовать по мотивам незаконности на следующих стадиях управленческого цикла. Так обстоит дело с проектами заключений; например, если заключение является незаконным, его нельзя обжаловать, но можно будет обжаловать само решение, принятое на основе этого заключения, и добиться его отмены. В этом случае злонамеренные действия пресекаются на средней стадии, что по необходимости связано с отсрочкой права на судебное обжалование.
Но возникают и более серьезные ситуации; в действительности, имеются акты, которые в любое время и в любом случае не могут быть обжалованы в суде. Их перечень, определяемый на уровне судебной власти, имеет тенденцию к сокращению.
В этих актах выделяются две категории, имеющие неодинаковое значение: правительственные акты и внутриведомственные решения.
I. Правительственные акты
Эти акты занимают промежуточное положение между законодательными и регламентарными актами. С законодательными актами их роднит то, что ни те, ни другие не могут быть обжалованы в рамках административной юстиции, а с регламентарными—то, что они, будучи подзаконными актами, издаются исполнительной властью.
Первоначально признаки этой категории актов соотносились с целеполаганием. Акт считался правительственным, если в его основе было заложено то, что в XIX веке называлось «побудительной политической причиной».
Эта теория была ниспровергнута постановлением Государственного совета от 19 февраля 1875 года по делу принца Наполеона, принятым на основании протеста об исключении из военного ежегодника. В настоящее время сложилась качественно иная позиция: если в основе акта заложена причина политического свойства, он ввиду этого не только не может быть обжалован, а просто считается незаконным. Эта позиция была выражена в уже упоминавшемся постановлении по делу Бареля.
Таким образом была ниспровергнута и теория побудительных причин политического свойства, хотя тем не менее не была упразднена сама категория правительственных актов, перечень которых был выработан в рамках административной юстиции. Выделение актов в категорию правительственных основывалось на двух критериях. Во-первых, к их числу относятся те акты внутреннего законодательства, которые связаны с отношениями между конституционными публичными властями, а с другой стороны, акты международного значения, по поводу отношений Французского государства с иностранными государствами или с международными организациями.
1) Отношения между публичными властями с конституционным статусом
Можно привести классические примеры этих отношений, тесно связанных с функционированием парламентского режима; так, например, акт, на основе которого правительство представляет законопроект на рассмотрение парламента или, напротив, выдвигает мотивы против его принятия, является правительственным актом. Наряду
с этим после утверждения соответствующего закона декрет о его промульгации, подписанный президентом Республики, также будет правительственным актом.
В эту категорию теперь введены новые виды актов, специально предусмотренные в Конституции. Это — решение президента прибегнуть к референдуму, предусмотренному ст. 11 Конституции', или его же решение о применении ст. 16 Конституции об использовании чрезвычайных полномочий2.
Законная основа первой категории правительственных актов предельно ясна. Суд не желает конфликтовать с органами национального представительства, уполномоченными на нормотворчество народом путем референдума, или с представительными органами, подотчетными парламенту. Так обстоит дело с президентом Республики в случае использования им чрезвычайных полномочий. Единственным видом контроля, который может осуществляться по этому виду нормотворчества, является политический.
2) Отношения Франции с иностранными государствами и международными организациями
Речь идет о довольно многочисленных актах, касающихся, например, дипломатической защиты французского гражданина за границей, глушения передач иностранных радиостанций французскими властями (о правомерности таких актов, в частности, было вынесено решение Трибуналом по конфликтам3), или же о заключении международных соглашений, например Эвианских соглашений, явившихся прелюдией к независимости Алжира.
Здесь преобладает другое законное обоснование— идея о том, что на международных переговорах или в международных отношениях Франция выступает не одна, что у нее имеются один или несколько иностранных партнеров и что дипломатическая деятельность Франции в ее отношениях с иностранными партнерами связана высшим политическим контролем и не может быть поставлена под контроль судебных властей.
Объем этой категории правительственных актов был урезан в последнее время путем использования категории «отделяемые акты». К разряду правительственных были отнесены только акты международно-правового характе-
pa, а все, что может быть отделено от внешнего аспекта, рассматривается в качестве внутригосударственных актов, подчиненных режиму судебного контроля.
Один из наиболее характерных примеров отделяемых актов — декреты о выдаче виновных, то есть акты, с помощью которых французское правительство соглашается выслать в страну, требующую этого, виновных для предания их суду иностранного государства.
Отделяемыми также считаются все акты, касающиеся выплаты общего возмещения, полученного от иностранного правительства в качестве компенсации за ущерб, неправомерно причиненный французским гражданам.
Наконец, понятие отделяемого акта было распространено на довольно часто встречающиеся случаи, касающиеся регулирования статуса французских служащих, прикомандированных к органам иностранного государства в рамках сотрудничества с развивающимися странами либо к международным организациям. Не вдаваясь в полемику, следует признать, что существование категории бесконтрольных правительственных актов вполне оправдано по политическим соображениям.
Коментариев: 0 | Просмотров: 20 |
НЕСУЩЕСТВУЮЩИЙ АКТ
  Французское административное право | Автор: admin | 24-11-2010, 10:52
Речь идет об исключительной санкции по отношению к наиболее тяжким посягательствам на законность. В понятии несуществования акта не следует смешивать материальные и юридические аспекты. Несуществование в материальном смысле только затрагивает вопрос о том, действительно ли акт был принят или нет. В конечном счете об этом можно свериться по архивным данным или получить иные доказательства.
Но нас здесь интересует вопрос о несуществовании в юридическом смысле. Речь идет об акте, который действительно был принят, но незаконность которого является вопиющей до такой степени, что признания недействительности для него недостаточно; нужно, чтобы он вообще не существовал. Эта теория основана исключительно на судебной практике; именно суд устанавливает режим, применяемый в отношении таких актов, и сферу его распространения.
I. Режим несуществующих актов
На первый взгляд различие между несуществующими и недействительными актами является чисто формальным. Когда Государственный совет считает, что акт не существует, вместо того чтобы, признав незаконным, аннулировать его, он заявляет, что акт является «недействительным и не имеет последствий» или же что он является «недействительным и никогда не имел места». Это малозначительное различие есть родовой признак того, что Государственный совет счел акт не только ничтожным, но и несуществующим.
С другой стороны—что гораздо важнее,— между указанными понятиями есть различия по существу. Естественно, понятие «несуществующий акт» не вполне удачно, потому что ясно, что так называемые несуществующие акты все же существуют. Следовательно, нужно констатировать в некотором роде их отсутствие в юридическом смысле. Такая констатация гораздо эффективнее, чем констатация простой недействительности, потому что не сопряжена ни с какими условиями в том, что касается сроков. В этом состоит основное различие. Понятие давностных сроков для обжалования по отношению к недействительным актам не действует в отношении несуществующих актов. На незаконный характер несуществующего акта можно сослаться в любое время и по любому поводу, включая и акты однократного применения: администрация может в любое время уклониться от их исполнения, а суду могут быть принесены жалобы в любое время без каких-либо оговорок о сроках обжалования. Иными словами, несуществующие акты считаются, независимо от их цели, актами, не создающими права.
Следовательно, в вопросе о несуществующих актах судебные органы склонили чашу весов в сторону пресечения беззакония в интересах упрочения и незыблемости правомерных ситуаций.
II. Область применения несуществующих актов
Какие из несуществующих актов являются правовыми? Как определить их правовой эффект? Перечень ничтожных актов был разработан судебными инстанциями в форме, которая не является абсолютно единой и строгой. Насколько четко определен режим, настолько сама классификация сравнительно неточна, и приводимые ниже примеры иллюстрируют это положение.
1) Возьмем для анализа некоторые меры, касающиеся служащих; их в основном две.
Формальное назначение на должность. Речь идет о мере, состоящей в чисто номинальном назначении чиновника на должность, в то время как он не будет ее занимать и не будет исполнять связанные с этим обязанности. Считается, что это тяжкое злоупотребление, потому что позволяет обеспечить кому-либо возможность извлечь выгоды из должностного положения в системе государственного управления, не выполняя фактически связанных с этим обязанностей.
Меры, принимаемые после достижения предельного возраста. Предельный возраст является абсолютным ограничителем; в тот самый день, когда должностное лицо достигнет своего предельного возраста, оно обязано прекратить исполнение своих функций. Случается, что по молчаливому или специальному соглашению между администрацией и чиновником последний остается при исполнении своих служебных обязанностей, потому что администрация либо желает создать ему льготы по соображениям социального или политического характера, или же она желает и в дальнейшем использовать его услуги ввиду его деловых качеств. Но даже если мотивы принимаемого решения являются благородными, само такое решение признается несуществующим.
Подобные меры не только являются незаконными, но и ничтожными; в частности, они не могут создавать никаких прав для данного чиновника.
Коментариев: 0 | Просмотров: 66 |
НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЙ АКТ
  Французское административное право | Автор: admin | 24-11-2010, 10:51
Недействительным признается всякий управленческий акт, расцениваемый как просто незаконный.
Это относится и к актам, принятым неправомочным органом или в незаконном порядке, и к актам, содержащим ошибочную мотивировку. В этом случае недействительность акта может утверждаться и констатироваться путем неприменения акта или его отмены.
I. Акт, не подлежащий применению
Неприменение акта—весьма распространенный способ в системах контроля за конституционностью законов. Например, когда Верховный суд США вправе поступать так, он констатирует, что закон является антиконституционным. При этом формально он не отменяет его, но отказывает в применении. Такого исключения актов по основаниям антиконституционности во Франции не существует, ибо Конституционный совет осуществляет свой контроль в порядке искового производства и вопрос о соответствии актов Конституции выпадает из-под юрисдикции административной юстиции. Зато по поводу незаконных актов во Франции существует система возражений против их применения.
Например, управленческим органом принят регламент, все еще сохраняющий силу, но являющийся незаконным. От его применения можно отказаться либо путем предъявления к самому органу управления требования о его неприменении по мотивам нарушения закона, либо, если орган управления проявляет упорство в его применении, путем подачи в гражданский, уголовный или административный суд требования о его отмене.
В области уголовного права по делу о национальном рынке в Бордо-Бриенн, о котором говорилось выше, декретом был установлен запрет на размещение отдельных торговых точек в пределах определенной зоны. Торговцы нарушили запрет и подверглись уголовному преследованию. Они оспорили эти санкции на том основании, что декрет был незаконным и Кассационный суд признал их правоту. Следовательно, они были освобождены от ответственности, потому что нельзя подвергаться наказанию в соответствии с незаконным декретом. Декрет сохраняется, он все еще существует, но он парализован в части уголовно-правовых последствий.
Напротив, в уголовном суде нельзя оправдывать правонарушение ссылкой на незаконный акт'. В деле Авранш и
Демарэ судебному преследованию за правонарушение на охоте подверглись два лица. Они ссылались на префектур-ный акт, разрешавший членам семьи фермера охотиться на землях фермы. Трибунал по конфликтам определил, что уголовный суд вправе считать этот акт незаконным и что, следовательно, заинтересованные лица совершили уголовно наказуемое нарушение правил охоты.
В области административного права, также встречаются многочисленные случаи ссылок на незаконность. Если правительство установило или расширило взимание налога в установленном порядке на основе декрета, налогоплательщики могут отказаться от его уплаты со ссылкой на то, что декрет является незаконным; и действительно, налогообложение может устанавливаться только законом.
Ссылки на незаконность подзаконных актов могут делаться в любое время после их принятия. Если администрация намерена применить декрет или префектурное постановление, восходящее к XIX веку, то и теперь все еще можно оспаривать правомерность этого акта, и коль скоро он является незаконным, то и не подлежит применению.
Иная судьба ожидает индивидуальные акты. В этой части защита от нарушения законности обеспечивается лишь после того, как акт вступит в силу, однако акт становится таковым, если он опубликован или же о нем дано уведомление и истек двухмесячный срок, установленный для обжалования. Таким образом, опротестование по мотивам незаконности в отношении этих актов обусловлено довольно коротким сроком.
Но самым нормальным способом отсева недействительных актов является их аннулирование.
II. Аннулирование актов
Судебным средством аннулирования акта в нашей правовой системе является жалоба на превышение власти, поданная в административный суд. При этом возникают два вопроса. Как выносится решение об аннулировании? Каковы его следствия?
1) Порядок аннулирования акта
Об аннулировании акта должно быть вынесено решение, потому что аннулирование не является автоматическим. Такое решение может быть вынесено самой администрацией или судом.
Отзыв акта в административном порядке
Когда решение об аннулировании акта принимается администрацией, говорят скорее об отзыве акта, который следует отличать от аннулирования и отмены акта. Отзыв акта означает прекращение его действия по воле администрации. В этой связи могут применяться два глагола: акт отозван или отменен. На техническом языке термин «аннулирование» относится скорее к аннулированию акта в судебном порядке. Что касается понятия «отмена», то оно является совершенно иным; отмена акта влечет следствия только на будущее, в то время как отзыв или аннулирование имеют обратную силу в отношении отмененного акта, в результате чего он презюмируется никогда не существовавшим. Отмена акта имеет своим следствием лишь прекращение его применения.
Отмене может подвергнуться даже акт, который не признается недействительным. В случае существования недействительного акта возможен его отзыв администрацией '.
Необходимо примирить два противоречия: требование законности (если акт является незаконным, он должен быть аннулирован) и требование стабильности или безопасности прогнозируемых юридических ситуаций. Если чиновник был назначен на должность незаконно и если это будет обнаружено лишь двадцать лет спустя, было бы несправедливо и неправильно увольнять его с административной службы: он приобрел права, он сделал служебную карьеру; нельзя до бесконечности ставить под вопрос его карьеру в различных ситуациях. Поэтому Государственный совет в постановлении по делу Каше выработал компромисс между этими двумя требованиями, основанный на проведении различия между нормообразующими актами и актами однократного действия.
Если незаконный акт нормообразующий, что чаще всего бывает с индивидуальными актами, его действие может быть приостановлено лишь на срок обжалования в судебном порядке, то есть на двухмесячный срок со дня уведомления об акте или его опубликования. Это относится к назначению на должность чиновника, разрешению на строительство или предоставлению какой-либо льготы.
Напротив, если незаконный акт неоднократного действия, он может быть отклонен в любое время. Государственный совет своей судебной практикой определил перечень актов, которые не являются нормообразующими. Это, например, относится к регламентарным актам и к решениям чисто финансового характера, как, например, определению размеров жалованья служащих.
Когда существуют необходимые условия, то есть если незаконный акт не является нормообразующим или если он хотя и является таковым, но срок обжалования по нему истек, заинтересованное лицо может потребовать от
администрации его отмены или же администрация сделает это по собственной инициативе. Если ей принесено требование, администрация обязана произвести аннулирование акта—это случай жесткой компетенции.
Но чаще всего по причинам психологического или политического порядка администрация проявляет колебания в признании собственной ошибки, не желая признавать, что ее служащие совершили незаконное действие. Поэтому для того, чтобы добиться аннулирования акта, его отмены, необходимо обратиться в суд. Судебный порядок—наиболее распространенный способ аннулирования незаконных актов.
Аннулирование в судебном порядке
В противоположность администрации суд не может действовать по своей инициативе. Он должен дождаться поступления к нему жалобы, и, кроме того, требуется, чтобы эта жалоба была признана приемлемой.
Одним из условий приемлемости жалоб является двухмесячный срок. Аннулирования акта можно требовать лишь в течение двухмесячного срока со дня его опубликования или оповещения о нем—в зависимости от конкретного случая, и эта норма применяется также к искам, направленным против актов, незаконный характер которых может оспариваться в любое время с помощью опротестования.
Надо также отметить, что сам факт подачи жалобы не останавливает исполнения акта. Этот акт по-прежнему подлежит исполнению, кроме довольно исключительных случаев, когда административный суд решит иначе, распорядившись об отсрочке исполнения.
Коментариев: 0 | Просмотров: 60 |
ФОРМЫ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ (АКТОВ)
  Французское административное право | Автор: admin | 24-11-2010, 10:49
Здесь речь идет о самой форме решения. В этом отношении существует основное деление на чисто управленческие и судебные акты.
1) Управленческие акты в принципе ^.не подчинены нормам, касающимся формы. В ряде случаев они могут быть выражены письменно или даже сделаны в устной форме.
Единственной важной проблемой является проблема формальной мотивации. Всякий акт должен иметь подразумеваемый мотив. Администрация не может в принципе принимать немотивированные решения. Но закономерно встает вопрос, должна ли она отражать эти мотивы в самом акте, подлежащем опубликованию, или в уведомлении о состоявшемся решении заинтересованного лица. По этому вопросу судебная практика Государственного совета до настоящего времени проводит четкую линию: в принципе обязанности мотивации решения нет.
Из этого правила делаются лишь отдельные исключения, некоторые из которых носят законодательный характер; естественно, что закон или даже декрет всегда может устанавливать обязанность излагать мотивы, что, в частности, характерно для наложения дисциплинарных санкций. Другие исключения вытекают из судебной практики; по той или иной категории актов Государственный совет требует мотивировки, особенно когда речь идет о важнейших актах, принимаемых коллегиальными органами1.
Надо отметить, что в данном случае французская система не идентична системе, существующей в других странах. В некоторых из них возобладал прямо противо-
1 Постановление Государственного совета от 27 ноября 1970 года по делу Морского агентства Марсель-фрахт.
положный принцип, то есть обязанность мотивирования по любому поводу, если только в самом акте не содержится оговорки об освобождении органа управления от такой обязанности.
В последнее время в решении этого вопроса во Франции произошли некоторые изменения. Требование о мотивировании управленческих актов выдвигалось как средство улучшения отношений между администрацией и гражданами и предоставления последним информации, на ознакомление с которой они имеют право. Поэтому законом от 11 июля 1979 года был значительно расширен круг обязанностей в части мотивировки решений. Не доводя до распространения этой обязанности на все решения, закон установил ее для значительного числа негативных или неблагоприятных решений; на судебную практику возлагается уточнение конкретного объема этой обязанности, которая должна «приоткрыть занавес» над деятельностью администрации, не слишком обременяя и не замедляя ее нормального функционирования.
Коментариев: 0 | Просмотров: 13 |
ПРОЦЕДУРА
  Французское административное право | Автор: admin | 24-11-2010, 10:48
1) Речь идет о процедуре, предшествующей принятию управленческого решения, которая в административном праве соответствует тому, что в науке управления называется процессом принятия решений. Всегда необходимы поиски равновесия между недостатком и избытком этих процедур.
Процессуальные нормы имеют важное значение, и ими не следует пренебрегать, потому что они часто являются 1арантией успешною управления и в то же время гарантией прав граждан. Германский юрист XIX века Иериш однажды заметил, что процесс — сестра-близнец свободы; процессуальные нормы создают гарантии для реализации материального права. Но не следует плодить слишком много процессуальных норм, иначе можно впасть в мелочный формализм, который до беспредельности удлинит процесс принятия решений, что неизбежно ведет к бюрократизации системы управления.
2) Среди процессуальных норм, являющихся весьма многочисленными в нашей правовой системе, основными являются две категории: нормы о состязательном процессе, которые составляют одну из форм реализации права на защиту, и нормы, обеспечивающие консультативные процедуры, ибо в настоящее время очень часто до принятия решения орган управления должен проконсультироваться с другими, которые обычно выступают как коллегиальные или совещательные. Это комиссии, советы, комитеты. Иногда консультирование является средством обеспечения наилучшей координации в системе управления, когда в таких органах заседают сами государственные служащие. Следовательно, в консультировании в известной мере отражена и система участия, когда сами консультативные органы комплектуются из граждан. Было выработано определенное число норм, регулирующих порядок проведения консультаций, их правовые последствия и условия функционирования коллегиальных органов.
3) Чтобы закончить рассмотрение процессуальных норм, необходимо отметить три момента, которые смягчают управленческий формализм и делают управление менее придирчивым, чем формализм, свойственный органам правосудия.
Понятие существенной формальности. На практике проводится разграничение между существенными формальностями, которые должны соблюдаться при всех условиях под угрозой недействительности акта, и формальностями, которые менее существенны и менее важны и несоблюдение которых не ставит под угрозу законность управленческого акта.
Понятие ненужной формальности. Может случиться, что в отдельных случаях заранее известно, что нецелесообразно выполнять формальность. Так, до проведения некоторых реквизиций закон предусматривает обязанность предпринимать попытку достижения полюбовного соглашения, то есть попытку мирно договориться с заинтересованной стороной. Если очевидно, что заинтересованная сторона будет отказываться от всякого соглашения ввиду зан
Коментариев: 0 | Просмотров: 19 |
ukrstroy.biz
ЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:
РАЗНОЕ:
ДРУЗЬЯ САЙТА:

Библиотека документов юриста

СЧЕТЧИКИ: