Сегодня
НАВИГАЦИЯ:
ЮРИДИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ:
РАЗНОЕ:
РЕКЛАМА:
АРХИВ НОВОСТЕЙ:
ПРИЕМКА ТОВАРОВ И ЭКСПЕРТИЗА ИХ КАЧЕСТВА
  Коммерческое право России | Автор: admin | 27-11-2010, 14:53
1. Порядок приемки во внутреннем обороте.
2. Приемка импортных товаров.
3. Экспертиза качества товаров.
Постоянное получение товаров, различных материаль¬ных ресурсов является необходимым условием осуще¬ствления деятельности любой организации. В связи с этим у руководства предприятий возникает задача орга¬низовать приемку получаемых материальных ценностей, проверку их количества и качественного состояния.
С учетом вида обязательства, регулирующего переда¬чу имущества, необходимо различать: а) приемку товара непосредственно покупателем во взаимоотношениях с продавцом и б) приемку товара от органов транспорта.
Порядок получения товара от органов транспорта ре¬гулируется транспортными уставами и кодексами и правилами выдачи груза на соответствующем виде транспорта. Здесь надо различать случаи, когда проверка груза производится с обязательным участием перевозчи¬ка и когда перевозчик не должен участвовать в провер¬ке сохранности выдаваемого груза. Если груз выдается с участием представителя перевозчика, то надлежит по¬мнить о необходимости составления коммерческого акта (на автомобильном транспорте — проставление записи в товарно-транспортной накладной) для удостоверения несохранности товара, соблюдать порядок обжалования отказа в составлении такого акта.
Приемка товара, передаваемого продавцом либо полу¬чаемого от органа транспорта без участия представителя перевозчика, осуществляется в одинаковом режиме, по общим правилам.
Общие правовые акты о приемке существуют в виде документов, фактически утративших силу. Положения о поставках продукции и товаров 1988 г. предусматрива¬ют (п. 38, 45; 31, 38), что порядок приемки по количеству и качеству регулируется инструкциями, утвержденны¬ми Госарбитражем СССР. Имеются две не отмененные инструкции бывшего Госарбитража СССР. Это Инструк¬ция о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потреб¬ления по количеству 1965 г. № П-6 и Инструкция о порядке приемки продукции производственно-техничес¬кого назначения и товаров народного потребления по качеству 1966 г. № П-7 (далее — Инструкция о приемке по количеству и Инструкция о приемке по качеству).
Эти инструкции крайне несовершенны, архаичны, требуют радикального обновления. Взамен им в 1991 г. были подготовлены хорошие проекты новых инструк¬ций. Однако с распадом бывшего СССР они не были приняты. Между тем проблема правового регулирова¬ния порядка приемки остается и требует своего реше¬ния.
Названные инструкции продолжают применяться, но уже не в качестве обязательных правовых актов. Сторо¬ны вправе предусмотреть в договоре, что приемка товара будет производиться согласно инструкциям Госарбитра¬жа СССР как факультативно применяемым нормам. Более того, если такое условие не включено в договор, од¬нако получатель провел приемку в соответствии с инст¬рукциями о приемке по количеству или качеству, то составленный акт приемки признается арбитражными судами надлежащим доказательством по делу. Таким образом, хозяйственная и судебно-арбитражная практи¬ка признают действие инструкций Госарбитража СССР в качестве обычаев делового оборота. Отсюда необходи¬мость учитывать и соблюдать требования этих инструк¬ций, обучать работников проведению приемки и оформ¬лению документов в соответствии с ними, а также умению устранять на основе договоров недостатки инструкций.
Важно учитывать соотношение инструкций с норма¬тивными документами и договором. В стандартах всех уровней (ГОСТах, ОСТах, СТП) нередко предусматри¬ваются отдельные требования к порядку приемки. По общему правилу, если какой-то вопрос в соответствую¬щем стандарте решен иначе, чем в инструкции, то приме¬няются нормы стандарта.
Вместе с тем в самих стандартах процедура приемки обычно бывает урегулирована лишь частично. По отно¬шению к таким стандартам инструкции о приемке по количеству и качеству выполняют субсидиарную роль, регламентируя те вопросы приемки, которые не опреде¬лены самим стандартом.
Статья 474 ГК РФ требует, чтобы порядок и условия проверки качества товара, применяемые продавцом и покупателем, были одинаковыми. Это предполагает не¬обходимость согласования в договорах порядка прием¬ки товаров по качеству. Согласно п. 1 ст. 474 ГК РФ условия договора, определяющие порядок приемки, дол¬жны соответствовать требованиям стандартов и других обязательных правил. Контрагенты должны обеспечить, чтобы условия договоров в части порядка приемки кор¬респондировали стандартам, их требованиям.
Пункт 2 ст. 513 ГК РФ, устанавливает, что покупатель обязан проверить количество и качество товаров в по¬рядке и в сроки, установленные правовыми актами, договором и обычаями делового оборота.
Договору принадлежит приоритет над положениями инструкций о приемке по количеству и качеству. Сторо¬ны вправе устанавливать в договоре любые требования, касающиеся порядка проведения приемки. При этом це¬лесообразно предусматривать, что в вопросах, не урегу¬лированных стандартами и договором, порядок прием¬ки определяется названными инструкциями.
Порядок приемки по количеству и качеству внешне сходен. Однако в их содержании имеется важное отличие, влияющее на всю процедуру приемки. Дело в том, что при выявлении дефектов товара этот товар продолжает су¬ществовать (кроме скоропортящегося). Забракованное из¬делие можно вновь, причем неоднократно, экспортировать и в конце концов достаточно точно определить, когда, где и по какой причине возникли дефекты.
Установление недостачи характеризуется одномоментностью и невоспроизводимостью обстоятельств, при которых обнаружена недостача. Если при вскры¬тии вагона или автофургона установлено отсутствие ящика сливочного масла или пары коробок обуви, то вторично воспроизвести всю ситуацию приемки через день и даже через час уже невозможно. Отсюда необхо-димость точного и детального отражения в документах всех обстоятельств приемки, поскольку только на основе анализа документов можно судить о достоверности утверждения комиссии о существовании факта недо¬стачи.
В самой приемке принято выделять несколько этапов.
Первый этап — процесс выгрузки товара из транспортного средства: вагона, автомобиля, контейнера, когда участие перевозчика в проверке не предусмотрено. В момент выгрузки проверяется:
а) в части количества — вес брутто товара и число отдельных мест. Если груз перевозится без тары или в открытой таре, то здесь же проверяется вес нетто, а также количество единиц товара в каждом месте — откры¬том ящике, корзине, связке;
б) в отношении качества на первом этапе проверяет¬ся наличие внешних повреждений, которые могли воз¬никнуть при перевозке, погрузке или выгрузке товара. Здесь же должны быть зафиксированы механические по¬вреждения тары — поломка, наличие признаков вскры¬тия.
По смыслу инструкций о приемке по количеству и качеству на первом этапе, т.е. при выгрузке товара, при¬емка производится не менее чем двумя лицами, назначае¬мыми руководителем организации. Это складские работ¬ники или иные лица.
Количество выгруженного товара сопоставляется со сведениями, указанными в транспортных и сопроводи¬тельных документах. Сопроводительные документы — это вагонные и контейнерные спецификации, вкладыши, ярлыки и т.п. При отсутствии таких документов про¬веряется фактическое количество поступившего товара.
В случае обнаружения на первом этапе факта недо¬стачи или повреждения товара получатель должен оп¬ределить порядок дальнейшей приемки. Здесь действу¬ют следующие правила.(коммерческое право)
Дальнейшая приемка по количеству проводится ко¬миссией, в состав которой входят представители поку¬пателя и поставщика. Когда поставщик и покупатель находятся в одном городе, то получатель обязан вызвать представителя поставщика, а тот должен явиться в на¬значенное время. Если поставщик находится в другой местности, то вызов его необходим, лишь если это пре¬дусмотрено договором. При отсутствии такого условия в договоре вызов не требуется. Если вызов направлен, то поставщик в суточный срок по телеграфу должен извес¬тить, будет ли выслан его представитель и когда он при¬будет.
Выезд представителя поставщика предусматривается редко, поскольку такой представитель обычно не может установить истину. Более эффективно включение в дого¬вор условия, обязывающего покупателя незамедлитель¬но извещать поставщика об обнаруженной недостаче и ее размере. Такой порядок затрудняет злоупотребления и усиливает возможности контроля за правильностью приемки.
Целесообразно предусматривать вызов поставщика для участия в приемке товара, отгруженного в таре, если в одном из мест обнаружена недостача. В этом случае дальнейшая приемка должна приостанавливаться. Про¬верка остальных невскрытых мест с товаром произво¬дится получателем уже с участием поставщика. Такой порядок также затрудняет возможность злоупотребле¬ний.
Для проверки качества товаров, если обнаружены ка¬кие-либо дефекты, покупатель всегда обязан вызвать представителя одногороднего поставщика. Вызов пред¬ставителя иногороднего поставщика необходим, когда это предусмотрено в договоре. Если представитель постав¬щика не явился или его вызов необязателен, то для даль¬нейшей проверки товара вызывается эксперт. Эксперты приглашаются из отделов товарных экспертиз при госторгинспекциях, из экспертных бюро при торгово-про¬мышленных палатах либо специализированных экспер¬тных организаций. Для определения качества продукции производственного назначения, т.е. не предназначенной для розничной продажи, необходимость экспертной про¬верки не предусмотрена.
При неявке представителя поставщика или отказе эк¬спертной организации в выделении эксперта дальней¬шая приемка производится комиссией. В нее входят лица, начинавшие приемку. Кроме того, включается представи¬тель, приглашенный из другой организации, либо из чис¬ла лиц, уполномоченных профсоюзной организацией по¬лучателя. Согласно п. 14 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22.12.92 № 21 «О практике применения законодательства при разрешении споров, связанных с поставкой продукции производственно-тех¬нического назначения и товаров народного потребления ненадлежащего качества (в ред. постановления Пленума ВАС РФ от 01.07.93 № 13)* при отсутствии на фирме профсоюзной организации представитель может быть назначен любой общественной организацией или трудо¬вым коллективом. Представитель по своему образованию или опыту работы должен быть компетентен в опреде¬лении качества товара. Не могут назначаться представи¬телями материально ответственные лица, бухгалтерские работники и юристы.
Коментариев: 0 | Просмотров: 70 |
РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕТОРГОВЫХ ОТНОШЕНИЙ
  Коммерческое право России | Автор: admin | 27-11-2010, 14:52
1. Правовые акты о внешней торговле.
2. Содержание внешнеторговых контрактов.
3. Ответственность за нарушение обязательств.
Торговый оборот в России является частью мирового торгового оборота. С отменой монополии государства на внешнюю торговлю любая организация и гражданин-предприниматель получили возможность выхода на за¬рубежный рынок, совершения внешнеторговых сделок. Сразу же возросло значение знания и соблюдения пра¬вил, регулирующих экспортные и импортные операции.
Основным видом договоров, опосредующих реализа¬цию товаров во внешнеторговых отношениях, является договор купли-продажи. В более ограниченных объемах используются договоры поставки, мены (бартера), пред¬принимательской комиссии (консигнации) и некоторые другие.
Порядок заключения и исполнения договоров купли-продажи во внешнеторговом обороте подробно регла¬ментирован Венской конвенцией ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г. (далее — Венская конвенция). Бывший СССР присоединился к Конвенции в 1991 г.(коммерческое право)
При подписании названной Конвенции было сдела¬но допустимое заявление об обязательности сверше¬ния сделок по заключению, изменению и расторжению договоров в простой письменной форме, что исключает возможность применения устной формы договора, кото¬рая в принципе допускается Венской конвенцией. Поэто¬му если один из участников внешнеторгового контракта находится на территории России, то для него обязатель¬но правило о письменной форме договора. Несоблюде¬ние простой письменной формы согласно ст. 162 ГК РФ влечет недействительность внешнеэкономических сде¬лок.
В силу ст. 90 Венской конвенции она не затрагивает действия других международных договоров. Поэтому положения Конвенции применимы в той мере, в какой соответствующие вопросы не решены в других между¬народных соглашениях, не распространяющихся на вза¬имоотношения сторон. Между тем помимо Венской кон¬венции имеется ряд соглашений о международной торговле, ратифицированных государствами и подлежа¬щих учету сторонами.
Венская конвенция подлежит применению при следу¬ющих условиях. Первое условие — если обе стороны являются организациями государств — участников Вен¬ской конвенции; второе — если участники сделки на¬ходятся в разных странах, а не на территории одной страны. И третье условие — если стороны не предус¬мотрели в договоре применение иных правил или со¬глашений вместо Венской конвенции. При наличии трех названных условий, даже если в договоре нет ссылки на Венскую конвенцию, она подлежит применению к взаи¬моотношениям сторон по внешнеторговому контракту.
В силу ст. 15 Конституции РФ и ст. 7 ГК РФ прави¬ла Венской конвенции являются частью российской правовой системы и в случае расхождения с нацио¬нальным законодательством имеют верховенство над ним. Статья 6 Венской конвенции предусматривает ши¬рокую автономию воли сторон, позволяя им отступать от положений Конвенции или изменять их. Венская кон¬венция построена на принципе правовой диспозитивности. Это дает возможность субъектам вырабатывать, усло¬вия контрактов на основе учета своих реальных возможностей и интересов.
Венская конвенция регулирует далеко не все вопро¬сы, возникающие при заключении и исполнении дого¬воров. Те вопросы, которые не регламентированы Кон¬венцией, подлежат разрешению на основе коллизионных норм. Данное правило закреплено в п. 7 Конвенции.
Поскольку участники внешнеторговых отношений находятся в разных странах, то при неурегулированнос¬ти соответствующего вопроса в Венской конвенции или в самом контракте возникает проблема определения при¬менимого права, т.е. права страны, подлежащего приме¬нению к спорному случаю. При определении примени¬мого права в таких случаях надлежит учитывать правила конвенций о праве, применимом к международной куп¬ле-продаже товаров (Гаага, 1955 и 1986), а также руко¬водствоваться разделом VII Основ гражданского зако¬нодательства 1991 г., который продолжает действовать до принятия соответствующей части ГК РФ.
Согласно ст. 166 Основ гражданского законодатель¬ства, если стороны не избрали право страны, применяе¬мое к внешнеторговой сделке, то должно применяться право страны нахождения продавца или поставщика. В отличие от этого правила порядок осуществления при¬емки товара определяется правом места проведения при¬емки. Соответственно получаемые по импорту товары должны приниматься по российским правилам, если сами стороны в договоре не предусмотрели иное.
Необходимо упомянуть такой ныне ставший малоиз¬вестным документ, как Общие условия поставок товаров между организациями государств — членов СЭВ, при¬нятые в 1958 г. и существенно измененные в 1988 г. Не¬смотря на то что СЭВ распался, этот документ не денон¬сирован его бывшими участниками.
В самих Общих условиях поставок СЭВ предусмот¬рено использование договора поставки по модели, сход¬ной с прежними Положениями о поставках продукции и товаров. В этом — одно из его важных отличий от Венской конвенции. Кроме того, это более детальный и развернутый документ, чем Венская конвенция. Редак¬ция Общих условий поставок 1988 г. предусматривает применение базисных условий ИНКОТЕРМС, других актов по внешней торговле. Общие условия поставок СЭВ являются весьма совершенным документом, кото¬рый целесообразно по возможности учитывать.
Общие условия поставок СЭВ могут применяться, когда сами стороны в контракте предусмотрели отсыл¬ку к этому акту, т.е. в факультативном порядке, причем он может использоваться организациями любых стран, а не только бывших участников СЭВ. На основе Общих условий поставок СЭВ были составлены соглашения об общих условиях поставок, заключенные СССР с КНР, КНДР, Финляндской Республикой, СФРЮ.
Сама возможность заключения внешнеторговых дого¬воров связана с существованием количественных огра¬ничений на ввоз или вывоз отдельных товаров. При на¬личии таких ограничений организация обязана получить лицензию или квоту в порядке, установленном Положе¬нием о порядке лицензирования экспорта и импорта то¬варов (работ, услуг) в Российской Федерации, утверж¬денным постановлением Правительства РФ от 31.10.96 № 1299 (в ред. постановлений Правительства РФ от 28.01.97 № 77, от 02.02.98 № 114, от 14.03.98 № 307, от 29.12.98 № 1580)*.
* Собрание законодательства РФ. 1996. № 46. Ст. 5249; 1997. № 5. Ст. 685; 1998. № 6. Ст. 746; № 12. Ст. 1442; 1999. № 1. Ст. 207.

Внешнеторговый договор купли-продажи обычно заключается путем подписания сторонами составленно¬го текста. Проект договора может воспроизводить типо¬вой текст, разработанный соответствующей промышлен¬ной или торговой ассоциацией. В европейских странах широко применяются типовые контракты, разработанные под руководством Европейской экономической комиссии ООН. Таковы общие условия купли-продажи потреби¬тельских товаров длительного пользования, пиломатери¬алов, цитрусовых и др. Подобные проформы договоров обычно достаточно полно отражают особенности постав¬ки соответствующего товара, и текст нередко не требует уточнений. Однако такие договоры обычно закрепляют определенные преимущества для продавцов и в мень¬шей степени обеспечивают интересы покупателей. По¬этому во всех необходимых случаях следует добиваться уточнения текстов типовых договоров, сознавая, что они носят рекомендательный, а не нормативный характер.
При систематических отношениях практикуется зак¬лючение рамочного договора для согласования в нем об¬щих, устойчивых условий взаимосвязанной деятельнос¬ти. В этом случае изменяющиеся условия стороны согласовывают в отдельных договорах, содержащих от¬сылку к рамочному. Отдельные договоры заключаются на соответствующие календарные периоды либо на за¬купку разовых партий товара. При наличии рамочных соглашений работа по заключению на их основе отдельных договоров становится более экономичной, повыша¬ется ее оперативность.
Коментариев: 0 | Просмотров: 30 |
ИМУЩЕСТВЕННАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В ТОРГОВОМ ОБОРОТЕ
  Коммерческое право России | Автор: admin | 27-11-2010, 14:51
1. Сущность ответственности.
2. Виды ответственности.
3. Условия применения ответственности.
4. Основания освобождения от ответственности.
Ответственность служит необходимым компонентом права, любой его отрасли. Без средств принуждения, к которым принадлежит ответственность, право утрачива¬ет свои регулирующие свойства.
Приходится констатировать, что существующий в стране механизм ответственности остается малоэффек¬тивным. Ответственность в ее нынешнем виде не оказы¬вает заметного влияния на состояние дел в отраслях хо¬зяйства. Причиной такого положения служат просчеты в законодательном регулировании ответственности и в организации ее применения. Неудовлетворительным со¬стоянием ответственности во многом объясняется сохра¬няющийся в стране развал хозяйственных связей, низкая договорная дисциплина.
Между тем в повышении точности исполнения обя¬зательств, обеспечиваемого на основе механизма ответ¬ственности, содержатся существенные резервы экономи¬ческого роста. Только за счет строгого выполнения договоров можно без дополнительных инвестиций и иностранных займов значительно увеличить объемы про¬изводства в основных отраслях хозяйства, повысить уро¬вень качества отечественных товаров.
Правовая ответственность помогает экономике. Вос¬питанные правопорядком должная добросовестность и точность в хозяйственных отношениях сами становятся источником прибыли.(коммерческое право)
Ответственность, применяемая в торгово-предприни¬мательских отношениях, устанавливается различными отраслями законодательства: гражданским, администра¬тивным, налоговым, таможенным, уголовным и др. От¬раслевые меры ответственности призваны оказывать воздействие на разные стороны коммерческой деятель¬ности. Все они заслуживают внимания. Однако посколь¬ку коммерческое право является подотраслью гражданс¬кого, то первоочередного рассмотрения требуют меры гражданско-правовой ответственности, применяемые в торговом обороте.
Гражданско-правовая ответственность носит имуще¬ственный характер и состоит в претерпевании субъек¬том неблагоприятных имущественных последствий в свя¬зи с допущенным неисполнением обязательства, нарушением прав и законных интересов другого лица. Необходимым признаком юридической ответственности является возможность опоры на механизм государствен¬ного принуждения при ее применении.
Для понимания сущности ответственности и эффек¬тивного использования ее возможностей важно выявить функции, которые она выполняет. Анализ функций юри¬дических объектов является одним из необходимых ас¬пектов системно-деятельного изучения права.
В юридической литературе описаны следующие функции ответственности:
1) компенсационная, состоящая в восстановлении потерпевшему понесенных им потерь;
2) предупредительная, заключающаяся в предостережении должника и других субъектов от совершения на¬рушений;
3) стимулирующая, которая предполагает побуждение, подталкивание должника к устранению допущенно¬го нарушения и к реальному исполнению обязательства;
4) информационная, состоящая в анализе данных о видах совершаемых нарушений, их динамике и исполь¬зовании этих данных для разработки мер по устране¬нию причин нарушений и предупреждению потерь.
Реализуются названные функции пока неудовлетво¬рительно. Юридическая наука, обозначив функции от¬ветственности, не дает рекомендаций о способах их осу¬ществления. Между тем функции правовых средств, к которым относится имущественная ответственность, про¬являются не сами по себе, а в результате целенаправлен¬ных действий людей. Поэтому важно разрабатывать ме¬тодики реализации функций ответственности и обучать юристов и управленцев их использованию.
Повышение роли ответственности, ее воздействующе¬го эффекта зависит от полноты осуществления прису¬щих ей функций. Пока не будет обеспечиваться осуще¬ствление каждой свойственной ответственности функции, до этого не будет реализовываться потенциал ответственности как одного из главных средств право¬вого воздействия на имущественный оборот.
К примеру, огромный вред государству и предприни¬мателям наносит игнорирование информационной фун¬кции ответственности. До сих пор в стране нет статис¬тического учета и анализа данных о видах и динамике нарушений договоров, числе случаев применения ответ-ственности и размерах взысканных сумм убытков и не¬устоек. Вследствие этого остаются без реагирования мас¬совые нарушения договорных обязательств. Более того, многие предприниматели не анализируют данные о при¬менении мер ответственности и о размерах потерь, при¬чиняемых своим собственным фирмам.
Понимание и использование функциональных воз¬можностей ответственности представляет собой практи¬ческую задачу для предпринимателей и юристов.
Применение ответственности в коммерческой сфере характеризуется следующими особенностями.
1. В торговом праве ответственность носит имуще¬ственный характер. Даже когда возмещается ущерб, на¬несенный деловой репутации, то делается это путем оцен¬ки ущерба в денежном измерении.
2. Ответственность применяется всегда по инициативе, по усмотрению потерпевшей стороны. Возможность са¬мостоятельного распоряжения лицом принадлежащими ему правами означает также самостоятельное решение вопроса о применении ответственности. Механизм ответ¬ственности приводится в движение усилиями самого по¬терпевшего. Государственные органы не обязаны конт-ролировать выполнение договорных обязательств. Суд лишь удовлетворяет требование истца о применении к неисправному должнику ответственности, а служба су¬дебных приставов исполняет судебное решение.
3. Возложение ответственности производится судом по иску заинтересованного лица. Вместе с тем законода¬тельство предусматривает ряд случаев, когда меры от¬ветственности применяются к нарушителю самим потер¬певшим лицом путем безакцептного списания суммы долга или штрафа через банк. Таково списание энерго¬снабжающими организациями сумм задолженности с потребителей или списание с клиентов штрафов соглас¬но транспортным уставам и кодексам.
Следует различать основания (или источники) ответ¬ственности и условия применения ответственности. Ос¬нованиями ответственности служат устанавливающие ее закон или договор. Это специфика гражданского и тор¬гового оборота. Поскольку субъекты могут своими со-глашениями устанавливать взаимные права и обязан¬ности, они могут в договорах также предусматривать ответственность за их нарушение.
Ответственность может определяться договором за нарушение прав и обязанностей, установленных норма¬тивно-правовыми актами и входящих в содержание до¬говора в качестве его подразумеваемых условий. К при¬меру, ст. 456 ГК РФ предусматривает обязанность продавца передать покупателю документ, удостоверяю¬щий качество товара. Специальная ответственность за не¬представление продавцом такого документа законом не установлена. Однако стороны могут предусмотреть в до-говоре неустойку или штраф за непередачу документа.
ГК РФ закрепляет широкие возможности субъектов по договорному регулированию ответственности. Сторо¬ны вправе устанавливать в договоре специальную ответ¬ственность за нарушение как императивных, так и диспозитивных положений закона. Они могут своим соглашением увеличивать размеры ответственности по сравнению с предусмотренными законом. Ограничение этого права установлено лишь для отдельных видов обя¬зательств, в частности в отношении ответственности по договору перевозки. По усмотрению сторон определяет¬ся соотношение неустойки и убытков (ст. 394 КГ РФ), если это соотношение не установлено законом. Субъек¬там предоставлена возможность уменьшать в договоре ряд основных видов ответственности, установленных за¬коном, в частности убытков, процентов за нарушение де¬нежных обязательств.
В гражданском (и торговом) законодательстве мож¬но выделить четыре основных вида ответственности.
В качестве первого вида ответственности должна быть названа обязанность должника возместить убытки, причиненные нарушением. Возмещение убытков служит общей мерой ответственности, применяемой за любые на¬рушения, если в законе или в договоре не предусмотре¬но изъятий.
Коментариев: 0 | Просмотров: 43 |
РЕГУЛИРОВАНИЕ ПЕРЕВОЗОК ТОВАРОВ
  Коммерческое право России | Автор: admin | 27-11-2010, 14:51
1. Виды транспортных договоров.
2. Оформление перевозок грузов.
3. Претензии и иски к органам транспорта.
Важный участок торгового оборота — транспортиров¬ка товара, доставка его от продавца к покупателю. Товар только тогда пригоден для использования покупателей, когда он доставлен к месту использования.
При организации транспортного процесса приходит¬ся решать ряд сложных задач. Здесь на первый план выходят вопросы обеспечения сохранности товара, ско¬рости доставки к получателю, снижения транспортных расходов. Исходя из этих обстоятельств выбирается вид транспорта, вырабатываются условия договоров, предус¬матриваются меры защиты груза.
Транспортный процесс является сферой преимуще¬ственно императивного правового регулирования. Права и обязанности сторон определяются прежде всего транспортными уставами, кодексами и детально разработан¬ными правилами перевозок грузов на отдельных видах транспорта. Возможности применения договоров носят ограниченный характер.
То обстоятельство, что между продавцом и покупате¬лем в качестве необходимого звена включается транс¬портная организация, предполагает особое построение взаимоотношений сторон. Отношения субъектов необхо¬димо регулировать сразу несколькими видами обяза¬тельств. Эти отношения протекают на разных уровнях, являются многослойными и потому опосредуются не¬сколькими самостоятельными видами договоров, в ко¬торых в комплексе и взаимосогласованно следует ре¬шать все вопросы, касающиеся транспортировки товара.
Важнейшие вопросы транспортировки должны нахо¬дить урегулирование уже в торговых договорах: опто¬вой купли-продажи, поставки, контрактации сельскохо¬зяйственной продукции и др. В этих договорах прежде всего определяется:
• на какой из сторон лежит обязанность доставки то¬вара;
• каким видом транспорта будет отгружаться товар, возможна ли замена одного вида транспорта другим;
• условие об использовании отправителем специали¬зированной тары и перевозочных средств. Таковы спе¬циализированные контейнеры, поддоны, строп-пакеты, грузовые сетки, оборудование стеллажей и креплений, увязка изделий в блоки, пачки и др.;
• предельный размер одновременно отгружаемых партий товара, расписание отгрузки или интервалы вре¬мени между каждой отгрузкой. Данное условие особен¬но важно при отправках массовых грузов или скоро¬портящихся товаров;
• обязанность уведомления получателя телеграфом или по телефону об отправке ему товара. Это способ¬ствует сокращению потерь, улучшению организации транспортного процесса;
• перечень необходимых мер по обеспечению сохран¬ности бьющихся изделий или легко снимаемых узлов и деталей;
• предоставление шоферу возможности уведомлять по телефону диспетчера организации-продавца о прибы¬тии в каждый пункт заезда.
Непосредственно в торговых договорах необходимо предусматривать меры по усилению сохранности грузов. Перечень таких приемов достаточно разнообразен, даже простейшие из них дают высокий эффект. Так, переход к отгрузке автомобильных шин в связках по 10—12 штук резко затруднил хищения и уменьшил потери. Переход к отгрузке стеклозаводами банок и бутылок не навалом, а на проволочных распорках позволил ускорить погруз¬ку и выгрузку, сократить бой. Важно самостоятельно отыскивать решения, позволяющие уменьшить вероят¬ность потерь. Подобные меры должны предусматривать¬ся в договорах в виде конкретных обязанностей сторон.
Таким образом, многие важные вопросы транспорти¬ровки подлежат решению уже в торговых договорах. Вместе с тем основные моменты перевозки находят уре¬гулирование в транспортных договорах. Транспортные договоры разделяются на несколько видов, создавая ряд одновременно существующих обязательств.(коммерческое право)
При систематическом характере перевозок грузоотп¬равителям приходится определять вместе с транспорт¬ными организациями объемы подлежащих перевозке грузов и согласовывать порядок осуществления перево¬зок.
Объемы перевозок могут определяться сторонами в договорах об организации перевозок (эти договоры упо¬минаются в ст. 798 ГК РФ). На разных видах транспорта организационные договоры имеют различное название и неодинаковое содержание.
Так, согласно ст. 17 Транспортного устава железных дорог РФ в договорах об организации перевозок оп¬ределяются, в частности, объемы, сроки и условия пре¬доставления транспортных средств. Статьей 36 Устава автомобильного транспорта РСФСР предусмотрено зак¬лючение годовых договоров на перевозку грузов, кото¬рые могут заключаться на трехлетний срок. В этих дого¬ворах определяются объемы и условия перевозок, порядок расчетов, предусматриваются рациональные маршруты и схемы грузопотоков. До начала каждого квартала перевозчик и грузоотправитель согласовыва¬ют объемы перевозок грузов на месяцы, в соответствии с которыми определяются декадные задания на перевоз¬ку. На морском транспорте в соответствии со ст. 118 Ко¬декса торгового мореплавания РФ перевозчик и грузо¬владелец при осуществлении систематических морских перевозок грузов могут заключать долгосрочные догово¬ры об организации морских перевозок грузов. Условия перевозки грузов, согласованные в долгосрочном дого¬воре об организации морских перевозок грузов, счита-ются включенными в договор на перевозку отдельных партий груза, если стороны не достигли соглашения об ином.
Другим способом определения объемов перевозок слу¬жат заявки грузоотправителей. Наличие договоров об организации перевозок не освобождает грузоотправите¬ля от представления заявки, когда это предусмотрено транспортными уставами и кодексами.
На железной дороге заявка на перевозку подается гру¬зоотправителем в управление железной дороги за 10 дней до начала месяца перевозки грузов, а при отправ¬ках на экспорт или в смешанном сообщении — за 15 дней. Заявки на перевозку представляются в трех эк¬земплярах с распределением объемов перевозок по ви¬дам грузов, по дорогам назначения, а на разовые перевозки — с указанием дат погрузки. Управление дороги обя¬зано в течение трех дней рассмотреть заявку и сооб¬щить грузоотправителю о ее принятии или об отказе в осуществлении перевозок. Грузоотправитель за 3 дня до начала каждой декады представляет на станцию кален¬дарное расписание подачи вагонов.
Коментариев: 0 | Просмотров: 44 |
ДОГОВОРЫ, СОДЕЙСТВУЮЩИЕ ТОРГОВЛЕ -1
  Коммерческое право России | Автор: admin | 27-11-2010, 14:50
1. Виды договоров, содействующих торговле.
2. Особенности отдельных видов договоров.
Коммерческое право может претендовать на положе¬ние подотрасли гражданского (частного) права, если наряду с собственно торговыми процессами оно также регулирует отношения, обслуживающие торговлю, комп¬лексно организует их.
В числе договоров сферы коммерческого права в ка¬честве особой классификационной группы выделены до¬говоры, содействующие торговле.
В данную группу включаются не только договоры хранения, перевозки, страхования, как это было в дорево¬люционном торговом праве. Развитие торгового оборота привело к появлению новых видов договоров, в том чис¬ле на:
• проведение маркетинговых исследований;
• выполнение рекламных работ, оказание рекламных и информационных услуг;
• транспортное экспедирование и др.
Договоры рассматриваемой группы имеют не только торговое, но и общегражданское значение. Однако ис¬пользование названных договоров в коммерческой практике отличается значительной спецификой. В рамках на¬стоящего курса названные договоры рассматриваются с учетом особенностей их применения в торговой деятель¬ности, их роли в содействии торговле.
Договоры на выполнение маркетинговых работ представляют собой чрезвычайно значимый в экономи¬ческом и социальном отношении вид договора. По дан¬ным западной печати, в развитых странах в маркетинго¬вой деятельности занято более 1/4 работников хозяйственной сферы. По американской статистике зат¬раты на маркетинг составляют до 50% конечной цены многих видов товаров.
Свое развитие маркетинговые исследования получи¬ли в США после Великой депрессии 1929—1932 гг. Именно маркетингу принадлежит главная роль в устра¬нении кризисов перепроизводства, в снятии казавшейся неразрешимой проблемы несбалансированности между производством и потреблением в экономике.
Маркетинг предполагает общее изменение идеологии хозяйствования. До 30-х годов предприниматели исхо¬дили из верховенства производства, т. е. сначала изготав¬ливали товар, а затем прилагали всевозможные, усилия, чтобы его продать. С 50-х годов господствующей стала концепция маркетинга, которая требует первоначально¬го определения запросов в товаре и выявления круга потребителей и лишь затем изготовления необходимых товаров. Конечная цель маркетинга в том, чтобы произ¬водить лишь то и столько, что безусловно будет продано. Всеобщее следование этому требованию позволило пол¬ностью исключить кризисы перепроизводства.
В современных условиях маркетинг стал обязатель¬ным этапом любой производственной и торговой деятель¬ности, приобрел комплексный характер. Он не только обеспечивает приспособление производства к запросам покупателей, но также включает в себя разработку спо¬собов стимулирования сбыта, активизации продаж. В зарубежной литературе под маркетингом понимаются самые различные аспекты, приемы и методы рыночной работы. Получило развитие также правовое регулирова¬ние маркетинга. Здесь следует назвать утвержденный Международной торговой палатой и Европейской ко¬миссией по маркетингу Международный кодекс по прак¬тике маркетинговых и социальных исследований. Име¬ется ряд других правовых актов по маркетингу.
В России маркетинговые исследования находятся в начальном состоянии. Реальный анализ рынка и выра¬ботку стратегии производства и продаж обычно подме¬няют услугами по поиску покупателей для определен¬ной партии товара. Почти все договоры на маркетинг фактически являются договорами торгового агентиро¬вания, т.е. подыскания по заказу продавца покупателей его товара. В результате наши производственники и оптовики работают как бы вслепую, с завязанными гла¬зами.
ГК РФ не упоминает договор маркетинга. Поэтому при заключении таких договоров стороны должны ру¬ководствоваться общими положениями о договорах и применять по аналогии нормы, регулирующие сходные виды договорных обязательств.
Отказ от централизованного планирования производ¬ства и распределения товаров предполагает взамен пре¬доставление производителям инструментов, обеспечива¬ющих точное определение того, что и сколько нужно производить, с кем налаживать договорные связи. Нуж¬ны правовые и организационные средства, позволяющие перестроить производство под сбыт, под продажу. Инст-рументом решения этих задач служит договор на марке¬тинговые работы.
Можно дать следующее определение данного догово¬ра. По договору на выполнение маркетинговых работ исполнитель обязуется в соответствии с заданием за¬казчика провести исследование возможностей продаж товара и передать заказчику полученный результат, а заказчик обязуется принять результат исследования и оплатить стоимость работ.
Интересен вопрос о классификации маркетинговых договоров. В отечественной юридической литературе их обычно относят к договорам на оказание услуг, что нельзя признавать верным. Маркетинговые договоры входят в группу подрядных договоров на выполнение работ. Они имеют некоторое сходство с договорами на выполнение научно-исследовательских работ. Однако это лишь внеш¬нее сходство. Договор маркетинга — это самостоятель¬ный вид договора. Его содержанием является не научное, а прикладное исследование. Научное исследование мо¬жет иметь отрицательный результат. В отличие от этого маркетинговый договор всегда имеет конкретный пози¬тивный результат. Это может быть неутешительный для заказчика результат, однако это будет ответ, а не вывод о невозможности ответа.
Коментариев: 0 | Просмотров: 47 |
ukrstroy.biz
ЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:
РАЗНОЕ:
ДРУЗЬЯ САЙТА:

Библиотека документов юриста

СЧЕТЧИКИ: