НАВИГАЦИЯ:
ЮРИДИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ:
- Курс государственного благоустройства[полицейское право] 1890 г. (Антонович А.Я.)
- О cущности правосознания (И.А. Ильин)
- Теория права и государства[воспроизводится по изданиям 1915 и 1956 г.г.] (И.А. Ильин)
- Типы господства (Макс Вебер)
- Происхождение семьи, частной собственности и государства 1986 г. (Фридрих Энгельс)
- Право и факт в римском праве 1898 г. (Покровский И.A.)
- Лекции по истории философии права 1914 г. (Новгородцев П.И.)
- План государственного преобразования (введение к уложению государственных законов 1809 г.) с приложением "Записки об устройстве судебных и правительственных учреждений в России" (1803 г.), статей "О государственных установлениях", "О крепостных людях" и Пермского письма к императору Александру (Сперанский М.М.)
- Анализ понятия о преступлении 1892 г. (Пусторослев П. П.)
- Общая теория права Элементарный очерк. По изданию 1911 г. (Хвостов В.М.)
- История философии права Университетская типография 1906 г. (Шершеневич Г.Ф.)
- Общая теория права Москва: издание Бр. Башмаковых, 1910 г. (Шершеневич Г.Ф.)
- Об юридических лицах по римскому праву (Суворов Н.С.)
РАЗНОЕ:
- Французское административное право (Г.Брэбан)
- Конституция РСФСР 1918 года (Чистяков О.И.)
- Конституция СССР 1924 года (Чистяков О.И.)
- Основы конституционного строя России (Румянцев О. Г.)
- Адвокатская этика (Барщевский М.Ю.)
- Советское гражданское право (Пушкин А.А., Маслов В.Ф.)
- Авторское право в издательском бизнесе и сми (М.А. Невская, Е.Е. Сухарев, Е.Н. Тарасова)
- Авторское право СССР (Антимонов Б.С., Флейшиц Е.А.)
- Интеллектуальная собственность (Мэггс П.Б., Сергеев А.П.)
- Корпоративное предпринимательство: от смысла к предмету (С.Б.Чернышев)
- Административные правонарушения (Борисов А.Н.)
РЕКЛАМА:
АРХИВ НОВОСТЕЙ:
Надзор за исполнением законов о несовершеннолетних в уголовном судопроизводстве
Прокурорский надзор | Автор: admin | 30-05-2010, 04:02
Из всех нарушений законности, допускаемых несовершеннолетними, наиболее опасными являются уголовные преступления. Правильная, четко организованная борьба с преступностью несовершеннолетних является одной из наиболее актуальных задач органов прокуратуры. Говоря о преступности несовершеннолетних, необходимо отметить, что за последние пять лет сохранялся ее высокий уровень. В 1995 г. было зарегистрировано 209777, а в 1999 г. - 208313 преступлений, совершенных несовершеннолетними. Удельный вес в общем числе расследованных преступлений составлял около 11% (от 12% в 1995 г. до 9,6% - в 1999 г.).
К тому же следует учесть проявление новых характеристик преступности среди несовершеннолетних: более широкое применение холодного и огнестрельного оружия; неоправданная жестокость, даже садизм, при совершении преступлений против личности; рост числа организованных преступлений; резкий рост корыстной мотивации при совершении преступлений. Во всем этом содержится потенциальная возможность совершения этими лицами в будущем еще более опасных преступлений, если их преступное поведение не будет своевременно пресечено.
Следователи органов внутренних дел, расследующие преступления несовершеннолетних, и прокуроры, осуществляющие надзор за законностью производства расследования, учитывают особенности правовой регламентации уголовной ответственности несовершеннолетних. К числу таких особенностей относится: ограничение видов наказания; ограничение сроков наказания независимо от тяжести совершенного преступления; установление возможности применения принудительных мер воспитательного характера вместо наказания; установление единого во всех случаях производства следствия - предварительного, с исключением различных форм дознания; особенности порядка задержания и некоторые другие существенные особенности при судебном рассмотрении уголовных дел несовершеннолетних. Несовершеннолетние не могут быть привлечены к ответственности за некоторые преступления, субъектом которых может быть только лицо, достигшее 18-летнего возраста (ст. 150, 151 УК). В отношении несовершеннолетних запрещено применять смертную казнь; срок лишения свободы не может превышать 10 лет; нельзя применить лишение свободы в виде заключения в тюрьму, при определении рецидива не учитывается судимость за преступление, совершенное в возрасте до 18 лет.
Прокуроры осуществляют надзор как за исполнением законов, обеспечивающих полное и быстрое раскрытие преступлений несовершеннолетних, так и за их всестороннее, Объективное и полное расследование. При этом обеспечивается как неотвратимость наказания за совершенное преступление, так и выявление и устранение причин и условий, способствовавших содеянному.
Производство расследования по делам несовершеннолетних, так же как и осуществление прокурорского надзора, регулируется общими правилами, закрепленными в Законе о прокуратуре, а также в гл. 32 УПК, посвященной специфике производства по этим делам.
К особенностям, которые должны учитываться прокурорами при осуществлении надзора по делам несовершеннолетних в уголовном судопроизводстве, относятся: .
1. Обеспечение требований закона (ст. 126 УПК) об обязательном производстве предварительного следствия по всем без исключения делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними. Этот вопрос должен решаться однозначно во всех случаях независимо от тяжести совершенного преступления, наступивших последствий и от подследственности уголовных дел. Сюда же относятся и правонарушения несовершеннолетних, досудебная подготовка материалов по которым производится по протокольной форме (гл. 34 УПК).
Если прокурор обнаружил, что в отношении несовершеннолетнего производятся дознание или судебная подготовка по протокольной форме, он дает указание о передаче дела или материала следователю органов внутренних дел или возбуждает дело сам и направляет его для расследования следователю.
К тому же следует учесть проявление новых характеристик преступности среди несовершеннолетних: более широкое применение холодного и огнестрельного оружия; неоправданная жестокость, даже садизм, при совершении преступлений против личности; рост числа организованных преступлений; резкий рост корыстной мотивации при совершении преступлений. Во всем этом содержится потенциальная возможность совершения этими лицами в будущем еще более опасных преступлений, если их преступное поведение не будет своевременно пресечено.
Следователи органов внутренних дел, расследующие преступления несовершеннолетних, и прокуроры, осуществляющие надзор за законностью производства расследования, учитывают особенности правовой регламентации уголовной ответственности несовершеннолетних. К числу таких особенностей относится: ограничение видов наказания; ограничение сроков наказания независимо от тяжести совершенного преступления; установление возможности применения принудительных мер воспитательного характера вместо наказания; установление единого во всех случаях производства следствия - предварительного, с исключением различных форм дознания; особенности порядка задержания и некоторые другие существенные особенности при судебном рассмотрении уголовных дел несовершеннолетних. Несовершеннолетние не могут быть привлечены к ответственности за некоторые преступления, субъектом которых может быть только лицо, достигшее 18-летнего возраста (ст. 150, 151 УК). В отношении несовершеннолетних запрещено применять смертную казнь; срок лишения свободы не может превышать 10 лет; нельзя применить лишение свободы в виде заключения в тюрьму, при определении рецидива не учитывается судимость за преступление, совершенное в возрасте до 18 лет.
Прокуроры осуществляют надзор как за исполнением законов, обеспечивающих полное и быстрое раскрытие преступлений несовершеннолетних, так и за их всестороннее, Объективное и полное расследование. При этом обеспечивается как неотвратимость наказания за совершенное преступление, так и выявление и устранение причин и условий, способствовавших содеянному.
Производство расследования по делам несовершеннолетних, так же как и осуществление прокурорского надзора, регулируется общими правилами, закрепленными в Законе о прокуратуре, а также в гл. 32 УПК, посвященной специфике производства по этим делам.
К особенностям, которые должны учитываться прокурорами при осуществлении надзора по делам несовершеннолетних в уголовном судопроизводстве, относятся: .
1. Обеспечение требований закона (ст. 126 УПК) об обязательном производстве предварительного следствия по всем без исключения делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними. Этот вопрос должен решаться однозначно во всех случаях независимо от тяжести совершенного преступления, наступивших последствий и от подследственности уголовных дел. Сюда же относятся и правонарушения несовершеннолетних, досудебная подготовка материалов по которым производится по протокольной форме (гл. 34 УПК).
Если прокурор обнаружил, что в отношении несовершеннолетнего производятся дознание или судебная подготовка по протокольной форме, он дает указание о передаче дела или материала следователю органов внутренних дел или возбуждает дело сам и направляет его для расследования следователю.
Коментариев: 0 | Просмотров: 148 |
Прокурорский надзор | Автор: admin | 30-05-2010, 04:02
В системе исправительных учреждений согласно ст. 74, 132 УИК РФ имеются воспитательные колонии общего и усиленного режима, в которых содержатся осужденные несовершеннолетние. Контингент содержащихся осужденных далеко не однородный как по характеру совершенных преступлений, так и по степени их социальной опасности. Имеются среди них и лица, страдающие наркоманией и алкоголизмом. За последние годы в воспитательных учреждениях заметно ухудшаются состояние законности и соблюдение режима: погромы, драки, поджоги, массовые беспорядки стали нередким явлением. Весьма прискорбно, что все это происходит не в колониях для особо опасных преступников, а в среде несовершеннолетних.
При попустительстве администрации в воспитательных колониях устанавливается связь осужденных с "волей", через которую в колонию поступают деньги, спиртные напитки, наркотики и даже огнестрельное оружие. Излишняя либерализация со стороны администрации приводит к нарушениям режима, несовершеннолетние осужденные не воспринимают как средство принуждения то наказание, которое они несут за допущенное нарушение режима.
Отмечается низкий профессиональный уровень надзорсостава и воспитателей в ВУ: только 10% из общего числа воспитателей и должностных лиц администрации имеют опыт работы с несовершеннолетними. Все остальные никогда ранее не работали с несовершеннолетними и не владеют основами педагогики и психологии данного возрастного контингента.
Социологические исследования, проведенные в системе исправительных учреждений, подтверждают вывод о том, что воспитательные колонии представляют собою наиболее слабое звено в этой системе. Этим колониям в наибольшей степени присущи недостатки, существующие в деятельности исправительных учреждений. Главная проблема в том, что обрываются социальные связи несовершеннолетних осужденных, существенно ограничивается сфера их социально полезного общения. Для несовершеннолетних значимость этих противоречий увеличивается многократно в сопоставлении со взрослыми осужденными.
Особенности физического состояния и психики этого контингента осужденных предопределяют необходимость создания в воспитательных колониях таких условий, которые наиболее эффективно обеспечивали бы исполнение наказания, способствовали нормальному развитию осужденных, их общеобразовательному и профессиональному обучению. В этих колониях значительно сужен комплекс правоограничений, и наоборот, значительно расширена сфера по применению мер поощрений.
Указанные обстоятельства вызывают необходимость строгого и постоянно действующего прокурорского надзора за исполнением требований ст. 132, 133, 136, 137, 139, 140 и др. УИК РФ в воспитательных учреждениях для несовершеннолетних. Перед прокурорами, осуществляющими надзор за законностью в них, стоят весьма сложные задачи. Их сложность определяется прежде всего спецификой этого надзора, особенностями тактики и методики установления и устранения допущенных нарушений закона. От прокуроров,
осуществляющих этот надзор, требуется знание не только действующего законодательства, регулирующего деятельность этих колоний, но и основ педагогики и психологии этой категории осужденных. Эти требования строго соблюдаются при формировании состава прокуроров, осуществляющих надзор в воспитательных учреждениях. Следует отметить, что за последние годы, несмотря на значительное ухудшение режима и криминогенной обстановки в воспитательных учреждениях, прокуроры не допустили сколь-нибудь серьезных нарушений при исполнении своего служебного долга, ни на одного из прокуроров не было совершено нападения в период массовых беспорядков, хотя в каждой из таких экстремальных ситуаций прокуроры лично встречались с осужденными.
Осуществляя согласно ст. 22 УИК РФ надзор за исполнением законов администрацией ВУ, прокуроры устанавливают конкретные обстоятельства допущенных нарушений и виновных в этом лиц, а также причины и условия, способствующие этим нарушениям. В итоге у прокурора собирается достаточно полная и объективная информация о состоянии законности и соблюдении установленного режима в колонии. Прокуроры ставят перед собою цель: знать, как построен в колонии процесс исправления осужденных, а также представлять себе конечный результат исправительного воздействия на осужденных.
Путем устранения и предупреждения нарушений закона и установленного в колонии режима прокуроры предупреждают массовые беспорядки, побег осужденных, неповиновение распоряжениям администрации, отказ от приема пищи и другие нарушения установленного режима.
При попустительстве администрации в воспитательных колониях устанавливается связь осужденных с "волей", через которую в колонию поступают деньги, спиртные напитки, наркотики и даже огнестрельное оружие. Излишняя либерализация со стороны администрации приводит к нарушениям режима, несовершеннолетние осужденные не воспринимают как средство принуждения то наказание, которое они несут за допущенное нарушение режима.
Отмечается низкий профессиональный уровень надзорсостава и воспитателей в ВУ: только 10% из общего числа воспитателей и должностных лиц администрации имеют опыт работы с несовершеннолетними. Все остальные никогда ранее не работали с несовершеннолетними и не владеют основами педагогики и психологии данного возрастного контингента.
Социологические исследования, проведенные в системе исправительных учреждений, подтверждают вывод о том, что воспитательные колонии представляют собою наиболее слабое звено в этой системе. Этим колониям в наибольшей степени присущи недостатки, существующие в деятельности исправительных учреждений. Главная проблема в том, что обрываются социальные связи несовершеннолетних осужденных, существенно ограничивается сфера их социально полезного общения. Для несовершеннолетних значимость этих противоречий увеличивается многократно в сопоставлении со взрослыми осужденными.
Особенности физического состояния и психики этого контингента осужденных предопределяют необходимость создания в воспитательных колониях таких условий, которые наиболее эффективно обеспечивали бы исполнение наказания, способствовали нормальному развитию осужденных, их общеобразовательному и профессиональному обучению. В этих колониях значительно сужен комплекс правоограничений, и наоборот, значительно расширена сфера по применению мер поощрений.
Указанные обстоятельства вызывают необходимость строгого и постоянно действующего прокурорского надзора за исполнением требований ст. 132, 133, 136, 137, 139, 140 и др. УИК РФ в воспитательных учреждениях для несовершеннолетних. Перед прокурорами, осуществляющими надзор за законностью в них, стоят весьма сложные задачи. Их сложность определяется прежде всего спецификой этого надзора, особенностями тактики и методики установления и устранения допущенных нарушений закона. От прокуроров,
осуществляющих этот надзор, требуется знание не только действующего законодательства, регулирующего деятельность этих колоний, но и основ педагогики и психологии этой категории осужденных. Эти требования строго соблюдаются при формировании состава прокуроров, осуществляющих надзор в воспитательных учреждениях. Следует отметить, что за последние годы, несмотря на значительное ухудшение режима и криминогенной обстановки в воспитательных учреждениях, прокуроры не допустили сколь-нибудь серьезных нарушений при исполнении своего служебного долга, ни на одного из прокуроров не было совершено нападения в период массовых беспорядков, хотя в каждой из таких экстремальных ситуаций прокуроры лично встречались с осужденными.
Осуществляя согласно ст. 22 УИК РФ надзор за исполнением законов администрацией ВУ, прокуроры устанавливают конкретные обстоятельства допущенных нарушений и виновных в этом лиц, а также причины и условия, способствующие этим нарушениям. В итоге у прокурора собирается достаточно полная и объективная информация о состоянии законности и соблюдении установленного режима в колонии. Прокуроры ставят перед собою цель: знать, как построен в колонии процесс исправления осужденных, а также представлять себе конечный результат исправительного воздействия на осужденных.
Путем устранения и предупреждения нарушений закона и установленного в колонии режима прокуроры предупреждают массовые беспорядки, побег осужденных, неповиновение распоряжениям администрации, отказ от приема пищи и другие нарушения установленного режима.
Коментариев: 0 | Просмотров: 61 |
Участие прокуроров в правотворческой деятельности
Прокурорский надзор | Автор: admin | 30-05-2010, 04:02
В соответствии со ст. 9 Закона о прокуратуре прокурор при установлении в ходе осуществления своих полномочий необходимости совершенствования действующих нормативных правовых актов вправе вносить в законодательные органы и органы, обладающие правом законодательной инициативы, соответствующего и нижестоящего уровней предложения об изменении, дополнении, отмене или принятии законов и иных нормативных правовых актов.
Важность этой деятельности прокуроров подчеркивается в приказе Генерального прокурора № 47 от 9 августа 1996 г. "Об участии органов и учреждений прокуратуры в правотворческой деятельности и систематизации законодательства в прокуратуре Российской Федерации". В этом приказе определяется порядок участия прокуроров в разработке заключений на поступающие в прокуратуру проекты законодательных актов, предложений об их дополнениях, внесения предложений и заключений в соответствующие органы.
Осуществляя надзор за исполнением законов, прокуроры могут судить об эффективности того или иного закона, выявлять области государственного, экономического и социально-культурного строительства, не получившие достаточного законодательного регулирования. Эти пробелы законодательства должны быть восполнены. В существенной степени это касается уголовного и уголовно-процессуального, хозяйственного, коммерческого, предпринимательского законодательства. Появляются новые виды общественно опасных деяний, ответственность за которые не определена в действующем уголовном законодательстве, и немало составов преступлений, предусмотренных в действующем УК, требуют совершенствования.
Особое значение участие прокуроров в правотворческой деятельности приобретает в связи с необходимостью приведения законодательства субъектов РФ в соответствие с Конституцией РФ и федеральным законодательством.
В деятельности прокуроров данного направления можно различать несколько форм. Во-первых, это участие прокурора в подготовке нормативного акта. Представители Генеральной прокуратуры и
прокуратур субъектов РФ нередко принимают участие в работе групп и комиссий законодательных органов по подготовке проектов конкретных нормативных актов. При этом они обсуждают готовые проекты, вносят в них свои предложения.
Важность этой деятельности прокуроров подчеркивается в приказе Генерального прокурора № 47 от 9 августа 1996 г. "Об участии органов и учреждений прокуратуры в правотворческой деятельности и систематизации законодательства в прокуратуре Российской Федерации". В этом приказе определяется порядок участия прокуроров в разработке заключений на поступающие в прокуратуру проекты законодательных актов, предложений об их дополнениях, внесения предложений и заключений в соответствующие органы.
Осуществляя надзор за исполнением законов, прокуроры могут судить об эффективности того или иного закона, выявлять области государственного, экономического и социально-культурного строительства, не получившие достаточного законодательного регулирования. Эти пробелы законодательства должны быть восполнены. В существенной степени это касается уголовного и уголовно-процессуального, хозяйственного, коммерческого, предпринимательского законодательства. Появляются новые виды общественно опасных деяний, ответственность за которые не определена в действующем уголовном законодательстве, и немало составов преступлений, предусмотренных в действующем УК, требуют совершенствования.
Особое значение участие прокуроров в правотворческой деятельности приобретает в связи с необходимостью приведения законодательства субъектов РФ в соответствие с Конституцией РФ и федеральным законодательством.
В деятельности прокуроров данного направления можно различать несколько форм. Во-первых, это участие прокурора в подготовке нормативного акта. Представители Генеральной прокуратуры и
прокуратур субъектов РФ нередко принимают участие в работе групп и комиссий законодательных органов по подготовке проектов конкретных нормативных актов. При этом они обсуждают готовые проекты, вносят в них свои предложения.
Коментариев: 0 | Просмотров: 149 |
Пропаганда законов - важное направление в деятельности прокуратуры
Прокурорский надзор | Автор: admin | 30-05-2010, 04:02
В укреплении законности в государстве важное значение имеет правовое воспитание граждан. Формирование правового государства, реформа политической системы и внедрение новых форм хозяйствования требуют принятия эффективных мер по правовому воспитанию населения, организации юридического всеобуча как единой
общегосударственной программы, охватывающей все слои населения, все кадры как в центре, так и на местах.
Практика прокурорского надзора за исполнением законов показывает, что некоторые должностные лица допускают нарушение закона не "по злому умыслу", а вследствие своей юридической неосведомленности.
В настоящее время в условиях формирования правового государства сфера деятельности прокуроров и следователей по правовой пропаганде значительно расширена. Речь идет не только о правовом образовании населения, но и о повышении правовой культуры в деятельности государственных органов, ведомств, общественных организаций и должностных лиц. Многие должностные лица, имеющие высшее экономическое, техническое образование, дополнительно обучаются в юридических вузах, получают высшее юридическое образование. В этом учебном процессе наряду с профессорско-преподавательским составом учебных заведений принимают участие наиболее теоретически подготовленные прокуроры.
Всей своей деятельностью прокуратура способствует воспитанию должностных лиц и граждан в духе добросовестного исполнения своих конституционных обязанностей, соблюдения законов и правил общежития. Пропаганда права является наиболее эффективным средством выполнения этой задачи, одним из основных направлений деятельности органов прокуратуры на современном этапе. Это означает, что какое бы должностное положение работник прокуратуры ни занимал, каким бы участком надзора за исполнением законов он ни ведал, пропаганда действующего законодательства является его обязательной функцией.
Генеральный прокурор СССР в своем приказе № 69 от 29 сентября 1987 г. "О мерах по коренной перестройке и дальнейшему совершенствованию участия органов прокуратуры в пропаганде советских законов" отмечал, что участие прокурора и следователей в пропаганде законов является не только одним из основных направлений их деятельности, но и неотъемлемой частью всей системы мер по борьбе с преступностью и другими нарушениями законности. Правовая пропаганда, проводимая органами прокуратуры, это не только правовое просветительство, имеющее целью ознакомить граждан и должностных лиц с вновь принятым законом. Пропаганда права должна быть подчинена успешному решению задач политического, государственного, экономического, национально-культурного строительства в государстве.
общегосударственной программы, охватывающей все слои населения, все кадры как в центре, так и на местах.
Практика прокурорского надзора за исполнением законов показывает, что некоторые должностные лица допускают нарушение закона не "по злому умыслу", а вследствие своей юридической неосведомленности.
В настоящее время в условиях формирования правового государства сфера деятельности прокуроров и следователей по правовой пропаганде значительно расширена. Речь идет не только о правовом образовании населения, но и о повышении правовой культуры в деятельности государственных органов, ведомств, общественных организаций и должностных лиц. Многие должностные лица, имеющие высшее экономическое, техническое образование, дополнительно обучаются в юридических вузах, получают высшее юридическое образование. В этом учебном процессе наряду с профессорско-преподавательским составом учебных заведений принимают участие наиболее теоретически подготовленные прокуроры.
Всей своей деятельностью прокуратура способствует воспитанию должностных лиц и граждан в духе добросовестного исполнения своих конституционных обязанностей, соблюдения законов и правил общежития. Пропаганда права является наиболее эффективным средством выполнения этой задачи, одним из основных направлений деятельности органов прокуратуры на современном этапе. Это означает, что какое бы должностное положение работник прокуратуры ни занимал, каким бы участком надзора за исполнением законов он ни ведал, пропаганда действующего законодательства является его обязательной функцией.
Генеральный прокурор СССР в своем приказе № 69 от 29 сентября 1987 г. "О мерах по коренной перестройке и дальнейшему совершенствованию участия органов прокуратуры в пропаганде советских законов" отмечал, что участие прокурора и следователей в пропаганде законов является не только одним из основных направлений их деятельности, но и неотъемлемой частью всей системы мер по борьбе с преступностью и другими нарушениями законности. Правовая пропаганда, проводимая органами прокуратуры, это не только правовое просветительство, имеющее целью ознакомить граждан и должностных лиц с вновь принятым законом. Пропаганда права должна быть подчинена успешному решению задач политического, государственного, экономического, национально-культурного строительства в государстве.
Коментариев: 0 | Просмотров: 86 |
Формы правовой пропаганды
Прокурорский надзор | Автор: admin | 30-05-2010, 04:02
В деятельности органов прокуратуры сложились различные формы правовой пропаганды. Наиболее распространенными из них являются: доклады, лекции, беседы, вечера вопросов и ответов, встречи за "круглым столом", выступления в печати, по радио и телевидению.
Говоря об эффективности различных форм правовой пропаганды, следует выделить те из них, которые позволяют прокурору встретиться непосредственно с гражданами. Преимущество докладов, лекций и бесед состоит в том, что люди слышат живое слово прокурора, могут задать им волнующие их вопросы и получить на них ответы, высказать свои предложения по обсуждаемой проблеме. Живое впечатление о встрече с прокурором оставляют вечера вопросов и ответов. Они организуются в клубах, в жилищно-эксплуатационных управлениях, на предприятиях, в общественных организациях, в учебных заведениях. Участники таких встреч получают ответы на заданные ими вопросы, в то же время они могут обратиться к прокурору с жалобой или заявлением о нарушенном праве. Сообщение граждан о каком-либо правонарушении служит для прокурора поводом к возбуждению уголовного дела. Однако в какую бы форму ни было облечено выступление прокурора - доклад, беседа, статья в печати, выступление по радио или телевидению - оно не должно носить назидательного характера, содержать изложение общеизвестных истин. Это не производит должного эмоционального воздействия на читателей и слушателей.
Наиболее опытные и квалифицированные прокуроры принимают участие в работе образовательных юридических заведений, различного рода организаций по подготовке и переподготовке кадров. Тем самым они способствуют исключению правового нигилизма, пониманию нового законодательства, умению применять законы в хозяйственной и иной деятельности.
Поддерживая тесные деловые контакты с органами общественной самодеятельности - добровольными дружинами по охране общественного порядка, органами муниципальной милиции, прокуроры оказывают им необходимую правовую помощь. Они проводят также праворазъяснительную работу в местных органах самоуправления.
Значительное место в правовой пропаганде занимают сообщения прокуроров на собраниях трудовых коллективов и общественных организаций о результатах проведения проверок, соблюдении законности на проверяемых предприятиях, в учреждениях и организациях. При принесении протеста на противоречащий закону правовой акт (ст. 23 Закона о прокуратуре) или представления об устранении нарушений закона (ст. 24 Закона) прокурор принимает участие в его коллегиальном рассмотрении тем органом, куда направлены протест или представление. Если установленные нарушения закона носят распространенный характер, то представление по предложению прокурора обсуждается на собрании коллектива трудящихся или общественной организации. Выступление прокурора при таких обсуждениях является эффективной формой пропаганды права, служит важным средством предупреждения нарушений законности.
В условиях гласности и демократии стало обязательным правилом информировать трудящихся о совершенных преступлениях и условиях, им способствовавших. Недостаточная информация о совершенных правонарушениях порождает"различного рода слухи и домыслы, сеет сомнение в возможности правоохранительных органов обеспечить безопасность граждан, создать обстановку законности, успешно раскрыть и расследовать преступления. В связи с этим важно - при неуклонном соблюдении требований закона о тайне следствия (ст. 139 УПК), - чтобы население города, района, рабочего поселка было своевременно осведомлено о совершенных преступлениях общеуголовного характера (убийства, бандитские и разбойные нападения и т. д.). Если совершенное преступление связано с производственной деятельностью (хищение, взяточничество, нарушение правил охраны труда и др.), прокуроры информируют об этом трудовой коллектив или общественную организацию. При этом прокурорам следует избегать стремления к сенсационности при подготовке информации о совершенных преступлениях. Подчас средства массовой информации с подачи прокуроров настраивают общественное мнение против лица, подозреваемого в совершении преступления, хотя его вина еще не доказана и суд не признал его виновным в совершении преступления и не назначил ему наказания. Это в существенной степени осложняет раскрытие и расследование преступлений и нередко влечет за собою постановление судом, незаконных приговоров. При всех условиях это приводит к нарушению конституционного принципа презумпции невиновности.
Говоря об эффективности различных форм правовой пропаганды, следует выделить те из них, которые позволяют прокурору встретиться непосредственно с гражданами. Преимущество докладов, лекций и бесед состоит в том, что люди слышат живое слово прокурора, могут задать им волнующие их вопросы и получить на них ответы, высказать свои предложения по обсуждаемой проблеме. Живое впечатление о встрече с прокурором оставляют вечера вопросов и ответов. Они организуются в клубах, в жилищно-эксплуатационных управлениях, на предприятиях, в общественных организациях, в учебных заведениях. Участники таких встреч получают ответы на заданные ими вопросы, в то же время они могут обратиться к прокурору с жалобой или заявлением о нарушенном праве. Сообщение граждан о каком-либо правонарушении служит для прокурора поводом к возбуждению уголовного дела. Однако в какую бы форму ни было облечено выступление прокурора - доклад, беседа, статья в печати, выступление по радио или телевидению - оно не должно носить назидательного характера, содержать изложение общеизвестных истин. Это не производит должного эмоционального воздействия на читателей и слушателей.
Наиболее опытные и квалифицированные прокуроры принимают участие в работе образовательных юридических заведений, различного рода организаций по подготовке и переподготовке кадров. Тем самым они способствуют исключению правового нигилизма, пониманию нового законодательства, умению применять законы в хозяйственной и иной деятельности.
Поддерживая тесные деловые контакты с органами общественной самодеятельности - добровольными дружинами по охране общественного порядка, органами муниципальной милиции, прокуроры оказывают им необходимую правовую помощь. Они проводят также праворазъяснительную работу в местных органах самоуправления.
Значительное место в правовой пропаганде занимают сообщения прокуроров на собраниях трудовых коллективов и общественных организаций о результатах проведения проверок, соблюдении законности на проверяемых предприятиях, в учреждениях и организациях. При принесении протеста на противоречащий закону правовой акт (ст. 23 Закона о прокуратуре) или представления об устранении нарушений закона (ст. 24 Закона) прокурор принимает участие в его коллегиальном рассмотрении тем органом, куда направлены протест или представление. Если установленные нарушения закона носят распространенный характер, то представление по предложению прокурора обсуждается на собрании коллектива трудящихся или общественной организации. Выступление прокурора при таких обсуждениях является эффективной формой пропаганды права, служит важным средством предупреждения нарушений законности.
В условиях гласности и демократии стало обязательным правилом информировать трудящихся о совершенных преступлениях и условиях, им способствовавших. Недостаточная информация о совершенных правонарушениях порождает"различного рода слухи и домыслы, сеет сомнение в возможности правоохранительных органов обеспечить безопасность граждан, создать обстановку законности, успешно раскрыть и расследовать преступления. В связи с этим важно - при неуклонном соблюдении требований закона о тайне следствия (ст. 139 УПК), - чтобы население города, района, рабочего поселка было своевременно осведомлено о совершенных преступлениях общеуголовного характера (убийства, бандитские и разбойные нападения и т. д.). Если совершенное преступление связано с производственной деятельностью (хищение, взяточничество, нарушение правил охраны труда и др.), прокуроры информируют об этом трудовой коллектив или общественную организацию. При этом прокурорам следует избегать стремления к сенсационности при подготовке информации о совершенных преступлениях. Подчас средства массовой информации с подачи прокуроров настраивают общественное мнение против лица, подозреваемого в совершении преступления, хотя его вина еще не доказана и суд не признал его виновным в совершении преступления и не назначил ему наказания. Это в существенной степени осложняет раскрытие и расследование преступлений и нередко влечет за собою постановление судом, незаконных приговоров. При всех условиях это приводит к нарушению конституционного принципа презумпции невиновности.
Коментариев: 0 | Просмотров: 63 |
ЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:
- Уголовно-правовая
- Гражданско-правовая
- Государственно-правовая
РАЗНОЕ:
- Административно-государственное управление в странах запада: США, Великобритания, Франция, Германия (Василенко И. А.)
- Государственное управление и государственная служба за рубежом (В.В.Чубинский)
- Деятельность органов местного самоуправления в области охраны окружающей среды в Российской Федерации (Алексеев А.П.)
- Законодательный процесс. Понятие. Институты. Стадии. (Васильев Р.Ф.)
- Иностранное конституционное право (В.В.Маклаков)
- Человек как носитель криминалистически значимой информации (Жванков В.А.)
- Криминалистическая характеристика преступных групп (Быков В.М.)
- Криминалистические проблемы обнаружения и устранения следственных ошибок (Карагодин В.Н., Морозова Е.В.)
- Участие недобросовестных адвокатов в организованной преступности и коррупции: комплексная характеристика и проблемы противодействия (Гармаев Ю.П.)
- В поисках истины (Ищенко Е. П., Любарский М. Г.)
- Деятельность экспертно-криминалистических подразделений органов внутренних дел по применению экспертно-криминалистических методов и средств в раскрытии и расследовании преступлений (В. А. Снетков)
- Теория и практика проверки показаний на месте (Л.Я. Драпкин, А.А. Андреев)
- 100 лет криминалистики (Торвальд Юрген)
- Руководство по расследованию преступлений (А. В. Гриненко)
- Осмотр места происшествия (А.И. Дворкин)
- Конституция России: природа, эволюция, современность (С.А.Авакьян)
- Конституционное правосудие. Судебное конституционное право и процесс (Н.В. Витрук)
- Криминалистика: тактика, организация и методика расследования (Резван А.П., Субботина М.В., Харченко Ю.В.)
- Криминалистика. Проблемы и мнения (1962-2002) (Бахин В.П.)
- Криминалистика: проблемы, тенденции, перспективы (Белкин Р. С.)
- Криминалистика: проблемы сегодняшнего дня (Белкин Р. С.)
- Российское законодательство на современном этапе (Н.А.Васецкий, Ю.К.Краснов)
- Права человека (Е. А. Лукашева)
- Справочник прокурора (Трикс А.В.)
- Правовые позиции Конституционного Суда России (Лазарев Л.В.)
- Проблемы уголовного наказания в теории, законодательстве и судебной практике (В. К. Дуюнов)
- Практика применения уголовного кодекса (А.В. Наумов)
- Уголовные преступления и наказания (А.Б. Смушкин)
- Экономические преступления (Волженкин Б. В.)
- Гарантии прав участников уголовного судопроизводства Российской Федерации (Волколуп О.В., Чупилкин Ю.Б.)
- Меры пресечения в российском уголовном процессе (Михайлов В.А.)
- Отказ от обвинения в системе уголовно-процессуальных актов (Землянухин А.В.)
- Типология уголовного судопроизводства (Смирнов А.В.)
- Учение об объекте преступления (Г.П. Новоселов)
- Дифференциация уголовной ответственности (Лесниевски-Костарева Т. А.)
- Теория доказательств (Владислав Лоер)
- Искусство защиты в суде присяжных (Мельник В.В.)
- Субъективное вменение и его значение в уголовном праве (В. А. Якушин)
- Психология преступника и расследования преступлений (Антонян Ю.М., Еникеев М.И., Эминов В.Е.)
- Курс международного уголовного права (Э.Нарбутаев, Ф.Сафаев) (Республика Узбекистан)
- Деятельное раскаяние в совершенном преступлении (Щерба C., Савкин А.В.)
- Право на юридическую помощь: конституционные аспекты (Р.Г. Мельниченко)
- Юридический статус личности в России (Воеводин Л.Д.)
- Российское гражданство (Кутафин)
- Законность в Российской Федерации (Тихомиров Ю. А., Сухарев А. Я., Демидов И. Ф.)
- Экономическое правосудие в России: прошлое, настоящее, будущее (М.И. Клеандров)
- Третья власть в России. Очерки о правосудии, законности и судебной реформе 1990-1996 гг. (Бойков А.Д.)
- Закон: создание и толкование (Пиголкин А.С.)
- Актуальные вопросы уголовного процесса современной России
- Уголовно-правовое регулирование. Механизм и система. (Н.М.Кропачев)
- Уголовно-правовая политика и пути ее реализации (Беляев Н. А.)
- Практика уголовного сыска (В.Румянцев, В.Перевертов)
- Судебная экспертиза (экспертология) (В.А.Назаров)
- Адвокатура и власть (Бойков А.Д.)
- Справочник адвоката: Консультации, защита в суде, образцы документов (Данилов Е.П.)
ДРУЗЬЯ САЙТА:
Библиотека документов юриста
СЧЕТЧИКИ: