Сегодня
НАВИГАЦИЯ:
ЮРИДИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ:
РАЗНОЕ:
РЕКЛАМА:
АРХИВ НОВОСТЕЙ:
Экономическая сущность налогообложения
  Финансовое право | Автор: admin | 1-01-2011, 17:57
Налоги — основной источник образования государственных финансов через изъятие части общественного продукта в виде обязательных платежей. Налоги известны с незапамятных вре¬мен. Как элемент экономической культуры налогообложение присуще всем государственным системам.
Экономическую сущность налогообложения составляет пря¬мое изъятие государством определенной части валового нацио¬нального дохода для формирования централизованных финан¬совых ресурсов (бюджета).
Основное отличие свободной рыночной экономической сис¬темы от командно-административной заключается в способе распределения экономических ресурсов. В условиях свободного рынка индивиды приобретают ресурсы для получения продукта или услуги, которые бы отвечали требованиям рынка, а затем получают прибыль, если предприятие оказалось доходным. В условиях тоталитарной экономики все производственные дейст¬вия направляются командной системой на выполнение задач, поставленных государством. Финансирование правительствен¬ных расходов в условиях свободной рыночной системы осуще¬ствляется почти целиком за счет налогообложения граждан сво¬ей страны, а также за счет обложения налогами работающих в ней компаний. В условиях командной экономики, наоборот, все производственные возможности и ресурсы считаются объектами государственной собственности, а распределение полученной продукции происходит по указке правительства и, как правило, под его непосредственным контролем. Однако это не означает, что в командной экономике нет налогов. Здесь они тоже необ¬ходимы и используются в качестве инструментов контроля за некоторыми видами деятельности людей, а также для пополне¬ния государственного бюджета. Но налоговая система в команд¬ной экономике кардинальным образом отличается от налоговой системы в условиях рыночных отношений. Поэтому сегодня на¬лаживание адекватного механизма получения доходов от нало¬гообложения в Российской Федерации представляет собой осо-бую проблему первостепенной важности.
Коментариев: 0 | Просмотров: 5 |
Бюджетный процесс и его правовое регулирование -1
  Финансовое право | Автор: admin | 1-01-2011, 17:56
В соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса РФ бюджетный процесс — это регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправ¬ления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их ис¬полнением. Определение бюджетного процесса дается также в ст. 4 Закона РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР от 10 октября 1991 г.» Бюджет¬ный процесс — регламентированная законом деятельность орга¬нов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и ис¬полнению бюджетов. Составной частью бюджетного процесса является бюджетное регулирование, представляющее собой час¬тичное перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами разных уровней.
Составление, рассмотрение, утверждение и исполнение бюджетов разного уровня в Российской Федерации, а также контроль за их исполнением, кроме Бюджетного кодекса РФ и вышеназванного Закона, регулируются также другими законами РФ, законами республик в составе РФ и решениями государст¬венных органов власти субъектов РФ, Правилами о порядке со¬ставления и исполнения бюджета, издаваемыми Министерством финансов РФ на основе бюджетного законодательства.
Бюджетный процесс — главная форма бюджетного планиро¬вания, которое в свою очередь является важнейшей составной частью финансового планирования, подчиненная требованиям финансовой политики государства.
Бюджетный процесс включает четыре стадии:
1) составление проекта бюджета;
2) рассмотрение и утверждение бюджета;
3) исполнение бюджета;
4) составление отчета об исполнении бюджета и его утвер¬ждение.
Перед бюджетным процессом стоят следующие задачи:
• максимальное выявление всех материальных и финансо¬вых резервов в целях достижения существенного прогресса на пути к сбалансированному рынку;
• определение доходов бюджета по отдельным налоговым и другим платежам, а также общего объема в соответствии с прогнозами и целевыми программами социально-эконо-мического развития;
• установление расходов бюджета по целевому назначению, а также общего объема исходя из потребности беспере¬бойного финансирования всех мероприятий общегосудар-ственного значения, предусмотренных бюджетом;
• согласование бюджета с общей программой финансовой стабилизации, направленной на преодоление инфляцион¬ных тенденций в экономике и обеспечение устойчивости национальной денежной единицы;
• сокращение и ликвидация бюджетного дефицита за счет экономически оправданных источников;
• осуществление бюджетного регулирования в целях сбаланси¬рованности бюджетов разного уровня путем перераспределе¬ния источников доходов государства между ними, а также между сферами хозяйства, экономическими регионами;
• повышение роли перспективного бюджетного планирова¬ния (прогнозирования);
• контроль за финансовой деятельностью юридических лиц и доходами отдельных граждан при выполнении ими на¬логовых обязательств.
Организация бюджетного процесса построена на следующих принципах:
1) единства — выражается в единой правовой базе, единой бюджетной классификации, единстве форм бюджетной документации, необходимой для составления консолиди-рованного бюджета РФ и территорий, единстве денежной системы;
2) самостоятельности бюджетного процесса каждого органа законодательной и исполнительной власти — обеспечива¬ется наличием собственных источников доходов и правом определения направления их использования;
3) балансовом методе, который заключается в установлении правильного соотношения между доходами и расходами всех бюджетов. Важное условие данного метода — соот-ветствие расходов бюджета его доходам, создание финан¬совых резервов.
Правовое регулирование. В статье 151 Бюджетного кодекса РФ определена система органов, обладающих бюджетными полномо¬чиями, в которую входят финансовые органы, органы денежно-кредитного регулирования, органы государственного (муници¬пального) финансового контроля. При этом каждый орган имеет собственные задачи и действует в пределах своей компетенции.
Структура федеральных финансовых органов определяется указом Президента РФ. Органом денежно-кредитного регулиро¬вания является Банк России.
Органами государственного или муниципального финансо¬вого контроля является:
а) Счетная палата Российской Федерации;
б) контрольные и финансовые органы исполнительной власти;
в) контрольные органы законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации и представительных органов местного самоуправления.
Осуществление отдельных бюджетных полномочий может быть возложено на иные федеральные органы исполнительной власти в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Субъекты РФ в целях осуществления собственной бюджет¬ной политики создают финансовые органы и органы финансо¬вого контроля в соответствии с законодательством субъекта РФ.
Муниципальные образования в целях обслуживания мест¬ного бюджета и управления средствами местного бюджета соз¬дают муниципальные казначейства и (или) иные финансовые органы (должности) в соответствии с уставом муниципального образования и законодательством РФ.
Участниками бюджетного процесса в соответствии со ст. 152 Бюджетного кодекса РФ являются:
• Президент РФ;
• органы законодательной (представительной) власти;
• органы исполнительной власти (высшие должностные ли¬ца субъектов РФ, главы местного самоуправления, финан¬совые органы, органы, осуществляющие сбор доходов бюджетов, другие уполномоченные органы);
• органы денежно-кредитного регулирования;
• органы государственного и муниципального финансового контроля;
• государственные внебюджетные фонды;
• главные распорядители и распорядители бюджетных средств;
• иные органы, на которые законодательством Российской Федерации, субъектов РФ возложены бюджетные, налого¬вые и иные полномочия.
Участниками бюджетного процесса также являются бюджет¬ные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия, другие получатели бюджетных средств, а также кре¬дитные организации, осуществляющие отдельные операции со средствами бюджетов.
В соответствии с Конституцией РФ Федеральное собрание РФ, представительные органы государственной власти, местные органы самоуправления рассматривают и утверждают бюджеты на предстоящий год и отчеты об их исполнении.
Коментариев: 0 | Просмотров: 4 |
Бюджетный процесс и его правовое регулирование -2
  Финансовое право | Автор: admin | 1-01-2011, 17:56
Принятый федеральный закон о бюджете в течение пяти дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародо¬вания. На подписание закона Президентом РФ отводится 14 дней. Если Президент отклонил закон, то Дума и Совет Феде¬рации вновь рассматривают его в установленном Конституцией РФ порядке. Если при повторном рассмотрении закон о бюдже¬те будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее 2/3 голосов от общего числа членов парламента, он под¬лежит подписанию Президентом РФ и обнародованию в тече¬ние семи дней (ст. 107 Конституции РФ).
В случае непринятия федерального бюджета до начала фи¬нансового года Государственная Дума принимает федеральный закон о финансировании государственных расходов из феде¬рального бюджета в первом квартале очередного финансового года (ст. 211 БК РФ).
Порядок и условия представления проекта региональных и ме¬стных бюджетов соответствующему представительному органу вла¬сти, рассмотрения проекта бюджета, утверждения его устанавлива¬ются представительным органом власти в Положении о бюджетном процессе на территории данного субъекта Федерации самостоя¬тельно в соответствии с Законом РФ «Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной вла¬сти республик в составе РФ и других субъектов РФ, местных орга¬нов самоуправления» от 15 апреля 1993 г. № 4807-1.
Исполнение бюджета начинается после утверждения бюджета законодательными органами и подписания федерального бюджета Президента РФ. Кабинет Министров РФ по согласованию с нижестоящими исполнительными органами организует поря¬док исполнения бюджета. Эта стадия бюджетного процесса включает выполнение доходной и расходной частей бюджетов. В процессе исполнения бюджета органы исполнительной власти могут вносить изменения в пределах утвержденных ассигнова¬ний по статьям функциональной бюджетной классификации.
Важнейшая задача исполнения бюджета — обеспечение пол¬ного и своевременного поступления налогов и других платежей и доходов в целом и по каждому источнику, а также финансирова¬ние мероприятий в пределах утвержденных по бюджету сумм и в течение того финансового года, на который утвержден бюджет. Государство заинтересовано в увеличении ресурсов за счет повы¬шения эффективности и интенсификации народного хозяйства, в соблюдении режима экономии в расходовании средств, а также в более полном привлечении налоговых доходов.
Сумма превышения доходов над расходами при исполнении бюджета, образующаяся в результате дополнительных доходов или экономии в расходах, зачисляется в соответствующий бюд¬жет и изъятию не подлежит. Она используется по усмотрению соответствующего органа власти. Потери в доходах и излишние расходы не компенсируются из вышестоящего бюджета за ис¬ключением случаев, когда потери вызваны изменением дейст¬вующего законодательства.
Непосредственная работа по исполнению федерального бюджета РФ проводится Минфином РФ, его подразделениями и органами, а также Министерством РФ по налогам и сборам, Го¬сударственным таможенным комитетом РФ и их органами на местах.
При исполнении бюджета важное значение имеет правиль¬ное и экономически обоснованное распределение всех видов платежей и ассигнований утвержденного федерального бюджета, осуществляемое по сводной бюджетной росписи — основному оперативному плану распределения доходов — расходов по под¬разделениям бюджетной классификации (разделам, параграфам, главам, статьям), в котором проставляются сроки поступления налогов и других платежей и расходования бюджетных средств в течение года. Бюджетная роспись федерального бюджета РФ ут¬верждается Минфином РФ. В соответствии с бюджетной роспи¬сью потребители бюджетных средств — отраслевые министерства и ведомства (главные распорядители бюджетных средств) полу¬чают бюджетные ресурсы, т. е. средства, выделяемые из бюджета на цели, предусмотренные их сметами.
Организация исполнения бюджетов и внебюджетных фондов возложена на новую структуру Минфина РФ — Федеральное ка¬значейство РФ.
Органы Казначейства взаимодействуют с органами госу¬дарственного управления субъектов Федерации в процессе за¬числения доходов и взаиморасчетов между бюджетами. Ка¬значейство информирует высшие законодательные и испол¬нительные органы государственной власти и управления РФ ежемесячно, а министра финансов РФ — ежедневно о резуль¬татах исполнения федерального бюджета РФ, иных финансо¬вых операциях Правительства РФ, а также о состоянии вне¬бюджетных фондов.
На Федеральное казначейство РФ в соответствии со ст. 243 Бюджетного кодекса РФ возлагается:
• регистрация поступлений;
• регулирование объемов и сроков принятия бюджетных обязательств;
• совершение разрешительной надписи на право осуществ¬ления расходов в рамках выделенных лимитов бюджетных обязательств;
• осуществление платежей от имени получателей средств федерального бюджета.
Наличие казначейской системы позволяет на основе четко определяемых объемов реальных потребностей наиболее рацио¬нально проводить оптимизацию бюджетных потоков, сделать процесс исполнения бюджета более плавным. Казначейская сис¬тема, таким образом, обеспечивает учет и контроль каждого этапа исполнения федерального бюджета, а не только объема бюджет¬ных назначений и сумм платежей.
Исполнением бюджета, его доходной части занимаются Ми¬нистерство РФ по налогам и сборам и налоговые инспекции, а также Государственный таможенный комитет РФ и его органы, которые осуществляют сбор налогов и других платежей в бюд¬жет и, кроме того, представляют необходимую информацию в Федеральное казначейство РФ.
Правительство РФ представляет в Государственную Думу еже¬месячно информацию о ходе исполнения федерального бюджета РФ и ежеквартальный отчет о ходе исполнения текущего феде¬рального бюджета, консолидированного бюджета РФ и бюдже¬тов государственных внебюджетных фондов.
Исполнение бюджетов любого уровня находится под постоянным контролем органов власти. Порядок и организационные формы осуществления контроля за исполнением бюджета определяются соответствующими органами представительной власти в положе¬нии о бюджетном процессе на территории конкретного образова¬ния. Органы исполнительной власти осуществляют контроль за использованием предприятиями, учреждениями и иными органи¬зациями выделенных им бюджетных ассигнований.
Коментариев: 0 | Просмотров: 4 |
Бюджетный дефицит и источники его финансирования
  Финансовое право | Автор: admin | 1-01-2011, 17:54
Бюджетный дефицит — превышение расходов бюджета над его доходами — это финансовое явление, с которым в те или иные периоды своей истории неизбежно сталкивались все госу¬дарства мира. Бесспорно, бюджетный дефицит — нежелательное для государства явление: его финансирование на основе денеж¬ной эмиссии гарантированно ведет к инфляции, с помощью не¬эмиссионных средств — к росту государственного долга. Тем не менее бюджетный дефицит нельзя однозначно относить к раз¬ряду чрезвычайных, катастрофических событий, так как различ¬ным может быть качество, природа дефицита. Он может быть связан с необходимостью осуществления крупных государствен¬ных вложений в развитие экономики, и тогда дефицит не явля¬ется отражением стремления государства обеспечить прогрес¬сивные сдвиги в структуре общественного воспроизводства.
Дж.М. Кейнс* в целях «взбадривания» экономического роста и обеспечения полной занятости рекомендовал проводить поли¬тику дефицитного финансирования. Дефицит бюджета может возникнуть и в результате чрезвычайных обстоятельств — войн, стихийных бедствий, катаклизмов, когда обычных резервов ста¬новится недостаточно и приходится прибегать к источникам особого рода. В таких случаях бюджетный дефицит, естествен¬но, нежелательное, но неизбежное явление. И наконец, сущест¬вует и третья, наиболее опасная и тревожная форма бюджетного дефицита, когда он является отражением кризисных явлений в экономике, ее развала, неспособности правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране. В этом случае требуется принятие не только срочных и действенных экономи¬ческих мер, но и соответствующих политических решений. Именно такая форма бюджетного дефицита захлестнула Россию.

* Кейнс Джон Мейнард (1883—1946) — английский экономист и публицист, ос-новоположник кейнсианства. Основное сочинение — «Общая теория занятости, процента и денег» (1936).

Нормальным считается дефицит бюджета, приблизительно соответствующий уровню инфляции в стране. Он обычно по¬крывается низкопроцентными или беспроцентными кредитами центробанка. Международные стандарты предполагают возмож¬ный дефицит бюджета на уровне 2—3% ВНП. Такой или боль¬ший дефицит государственного бюджета финансируется за счет эмиссии государственных ценных бумаг, доходность которых обычно ниже, чем средняя доходность на финансовом рынке, и в отличие от других видов доходов, доходы по государственным ценным бумагам не облагаются налогом. С позиций же интере¬сов государства наиболее эффективным источником финанси¬рования внутреннего долга являются внешние займы и кредиты, так как они не отвлекают финансовые ресурсы из внутреннего денежно-кредитного оборота.
Коментариев: 0 | Просмотров: 4 |
Бюджетное финансирование: понятие и принципы
  Финансовое право | Автор: admin | 1-01-2011, 17:53
Основная часть расходов на народное хозяйство направляет¬ся на развитие промышленности, ее базовых отраслей. Цен¬тральное место в расходах государства занимают также расходы на финансирование агропромышленного комплекса, мелиора¬цию земель. Вложения денежных средств (инвестиции) в отрас¬ли и сферы народного хозяйства производятся государственны¬ми органами и самими предприятиями. Инвестиции в создание и воспроизводство основных фондов, осуществляемые в форме государственных централизованных капитальных вложений, фи¬нансируются из бюджетов и обеспечивают структурную пере¬стройку народного хозяйства, сохранение и развитие производ¬ственного и непроизводственного потенциала России.
Приоритетные направления, для которых необходима госу¬дарственная поддержка за счет средств федерального бюджета, определяются Министерством экономики РФ, Министерством финансов Российской Федерации с учетом интересов других федеральных органов исполнительной власти.
Бюджетное финансирование — это система предоставления денежных средств предприятиям, организациям и учреждениям на проведение мероприятий, предусмотренных бюджетом.
Сущность сметно-бюджетного финансирования состоит в том, что государственные и муниципальные учреждения непро¬изводственной сферы, не имеющие своих доходов, все свои рас¬ходы на текущее содержание и расширение деятельности по¬крывают за счет бюджета на основе финансовых планов — смет расходов.
Смета — это финансово-плановый акт, определяющий целе¬вое направление и поквартальное распределение ассигнований, предусмотренных на содержание учреждений и организаций.
Объем необходимых затрат согласно сметам закрепляется в бюджетах всех уровней. Предусмотренные сметами расходов конкретных отраслей и учреждений и утвержденные бюджетами суммы денежных средств носят название бюджетных ассиг¬нований.
Таким образом, сметно-бюджетное финансирование — это безвозвратный и безвозмездный отпуск денежных средств на основе общих принципов финансирования.
Однако ему свойственны и специфические принципы, а именно:
• отпуск средств на обеспечение деятельности учреждений и организаций из бюджета, соответствующего их подчинен¬ности;
• отпуск средств в соответствии с программами и планами экономического и социального развития на каждый бюд¬жетный год и в меру их выполнения;
• планирование и финансирование на основе научно обос¬нованных экономических нормативов с применением тех¬нических норм либо на конкурсной основе с выбором приоритетных направлений и контрактного выполнения при соблюдении режима экономии.
Коментариев: 0 | Просмотров: 4 |
ukrstroy.biz
ЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:
РАЗНОЕ:
ДРУЗЬЯ САЙТА:

Библиотека документов юриста

СЧЕТЧИКИ: